Возможно, о существовании монастыря в 1-й пол. XV в. свидетельствует грамота, выданная обители в 1684 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами и содержащая информацию (со ссылкой на строителя Филофея (2-я пол. XVII в.)) о пребывании здесь в заточении вел. княгинь Софии Витовтовны и Софии Палеолог, спасшихся от татар. «Зачался-де тот их манастырь из давных лет, с крещения Каргополскаго уезда жителей в православную христианскую веру… И в прошлых-де годех, как присланы были в тот манастырь великаго князя Ивана Васильевича всея России великая княгина София Римленка с снохою своею, и в то-де время игумен и вся братия из манастыря высланы вон. А прежде тех великих княгинь в их же манастырь прислана была от великаго князя Дмитрея Шемяки великаго князя Василья Васильевича Темного мати великая княгина София, полского короля Витофта дщерь. И как взята великая княгина София Римленка к Москве, и в то-де время милостинная грамота и иные жалованные грамоты на всякия угодья утерялись, потому что тот манастырь стоял многое время пуст» (РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18-19 об. (список грамоты кон. XVIII в.)). Однако эти сведения др. источниками не подтверждаются; они могли появиться на основе местной легенды. Наиболее ранняя жалованная грамота К. Ч. м. была выдана вел. кн. Иоанном IV Васильевичем в 1544 г. (упом. в грамоте 1684 г.; см.: РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18 об.). Е. В. Барсову была известна царская грамота (он не уточняет, какая именно), согласно которой К. Ч. м. был «местом ссылки для одной из жен Ивана Грозного» ( Барсов. 1869. С. 20). В 60-х гг. XVI в. в К. Ч. м. был сослан кн. Д. И. Курлятев. В нач. XVII в. (в 1613 или 1614 - см.: Докучаев-Басков. 1889. 7/8. С. 230) К. Ч. м. был разорен польско-литов. интервентами, о чем повествуется в Житии преподобного: «...мнози гради, и веси, и манастыри, и святыя церькви, паче же реку и той предиреченный Чельменский манастырь, в немже воинским толпам много стоящим, и пуста его сотвориша, и потом многажды пожаром бысть сожжен» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 134). В 30-х гг. XVII в. в К. Ч. м. была построена 3-я, надвратная ц. во имя вмц. Екатерины. Во 2-й пол. XVII в. большую заботу о К. Ч. м. проявили строитель иеродиак. Филофей и его родной брат иером. Сергий - постриженики Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря , ученики патриарха Никона , сделавшие в обитель богатые вклады - церковную утварь, книги и иконы. Указом царя Петра I от 20 апр. 1721 г. по просьбе архим. Иосифа К. Ч. м. был приписан к каргопольскому в честь Преображения Господня мон-рю, в июле 1727 г. получил независимый статус, но указом Новгородской духовной консистории от 28 марта 1748 г. вновь приписан к каргопольской обители.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

В тридцати верстах от Галича, в глухом лесу, у железных рудников, жил (с 1392 года) в уединённой хижине пустынник, и этот пустынник молитвами возвратил к жизни супругу могущественного властителя России. Это был преп. Иаков, ученик великого Сергия Радонежского. Супруга великого князя Василия Дмитриевича, София Витовтовна, страдала родами и была при смерти. Преп. Иакову случилось тогда быть в Москве; он пребывал в монастыре Иоанна Предтечи под бором, за рекой Москвой, – Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный отвечал: «молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здорова и в этот же вечер родит сына наследника тебе». София благополучно родила сына Василия. Это было в 1415 г. Признательный вел. князь дал блаж. Иакову средства построить на месте уединённых подвигов его, на железном борку, монастырь с храмом в честь св. Предтечи, и определил землю на содержание обители 93 . Преподобный родом из Галичских дворян Амосовых 94 , был усердным насадителем иноческой жизни в родной стороне своей. Скоро собрались к нему ревнители уединения. Он устроил строгое общежитие, – в обители никто ничего не называл своим; его пример одушевлял учеников к строгой жизни; по примеру наставника ученики благодушно терпели нужду и скорби; блаж. Иаков учил их чистоте душевной и телесной, посту, взаимной любви, смирению и терпению. Сильное искушение испытали обитель Иакова и её окрестности в 1429 году. Шайки Казанских татар опустошали окрестности Галича, подступали под Галич и, не взяв его, в самый день Крещения захватили Кострому, набрали множество пленных и ушли. – По летописи, тогда как главные силы Москвы, не догнав Татар, возвратились от Нижнего, воеводы Феодор Добрынский и князь Феодор Пёстрый поплыли Волгой, нагнали их за Нижним, напав разбили, многих истребили и всех пленных отняли. «Зато, прибавляет летопись, тем воеводам честь, а по смерти – вечная память» 95 . Преподобный с учениками своими удалялся от страшной бури в тёмный лес.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда великий князь послал просить молитвы отшельника о больной, старец отвечал: «молись Богу и пречистой Матери Его; о княгине не скорби: будет здорова и в нынешний же вечер родит сына, наследника тебе». София Витовтовна благополучно родила сына Василия, а благодарный супруг ее дал щедрое пособие на устройство Железноборской обители. Преп. Иаков преставился в глубокой старости 11 апреля 1442 года. Мощи почивают под спудом в Предтечевской церкви Железноборского монастыря, в 15 верстах от г. Буя. Паямть в день преставления. Житие списано того же монастыря смиренным игуменом Иосифом (Опис. слав. рук. библ. Троице-Серг. лавры, II, N 625). Иосиф настоятельствовал в 1598 и 99 годах (Строев, «Списк. Иерарх.», стр. 871). В «Иконописном Подлиннике»: «преп. отец наш Иаков, иже на Железном Борку, Костромский чудотворец; подобием сед, брада аки Власиева, в схиме; из-под схимы кудерцы знать» (Филимонов, стр. 53–54). 370. Преподобный Геннадий Авва начальник монастыря иже на Сурском озере Костромский и Любимоградский чудотворец, преставися в лето 7073 месяца генваря в 23 день Сын богатых родителей юго-западной Руси, житель Могилева, по имени Григорий, отправился к Москве. Там обошел он святые места поклонился угодникам Божиим и искал, но не нашел обители по духу своему. Встретив здесь богобоязненного молодого человека, вместе с ним отправился на поклонение Новгородским угодникам и потом на р. Свирь к преп. Александру. Оба юноши просили св. старца принять их в обитель, но он отослал их в Комельский лес к преп. Корнилию. Великий старец принял Григория, нарек его при пострижении Геннадием, а спутника его отослал обратно в мир. По случаю неприятностей, Геннадий, вместе с старцем, перешел в Костромские леса на Сурское озеро, и здесь, построив себе келлию, жили оба отшельнически; выпросив себе земли у соседних жителей, сами пахали землю и рубили лес. В 1529 году преподобный Корнилий возвратился в Комельскую обитель; Геннадий с шестью подвижниками остался на Сурском озере. Болотистая местность заставляла много трудиться для нее; пустынники копали пруды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

КОЛЕНО IV: Патрикей Александрович, князь Звенигородский (на Волыни) Княжна Мария Ягайловна, за литовским сановником Войдиллою Князь Иван Потиргович Князь Александр Потиргович, епископ Рижский в 1396 году Княжна София Витовтовна, за Великим Князем Московским Василием Димитриевичем Князь Иван Витольдович Князь Юрий Витольдович Княжна NN, за литовским вельможею Кормультом КОЛЕНО V: Князь Фёдор Патрикеевич † 1426 Князь Юрий Патрикеевич, боярин; женат на Великой Княжне Анне Васильевне, дочери Великого Князя Василия Димитриевича и родной тётке Иоанна Князь Александр Патрикеевич Корецкий, родоначальник угасших князей КОЛЕНО VI: Князь Василий Фёдорович Хованский, родоначалъник князей Хованских Князь Василий Юрьевич Патрикеев, боярин Князь Иван Юрьевич Патрикеев, боярин, во иноках (Иоасаф † 1499; женат на Евдокие Владимировне КОЛЕНО VII: Князь Иван Васильевич Патрикеев-Булгак, боярин † 1479 Князь Данило Васильевич Щеня, боярин † 1515, родоначалъник угасших, в 1568 году, князей Щенятевых Князь Михайло Иванович Патрикеев-Колышка Князь Василий Иванович Патрикеев-Косый, боярин, во иноках Вассиан † 1500 Князь Иван Пванович Патрикеев-Мунынна КОЛЕНО VIII: Князь Иван Иванович Булгаков-Мешок Князь Михайло Иванович Булгаков-Голица, боярин, во иноках Иона † 1558, родоначальник князей Голицыных Князь Андрей Иванович Булгаков-Курака, родоначальник князей Куракиных Князь Дмитрий Иванович Булгаков Настоящая история Литвы, как Государства самостоятельного и могущественного, начинается с 1315 года, когда вступил на престол литовский великий Гедимин. Муж необыкновенного ума государственного, полководец искусный, дипломат тонкий и прозорливый, глубокий знаток сердца человеческого, Гедимин, один из величайших государей, когда-либо возседавших на престоле, умел, не только покорять соседние области, но, что ещё труднее и ещё важнее, умел упрочивать своё владычество в областях завоёванных, приобретая любовь и уважение своих новых подданных. Он покорил и присоединил к Литве: Белоруссию, землю Кривскую, княжества: Витебское, Минское, Полоцкое, Пинское, Владимирское на Волыни, и наконец, чрез союз брачный, доставил сыну своему Любарту обладание обширным и прекрасным княжеством Волынским.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Кончина свт. Ефрема и постановление еп. Феодосия на Ростовскую кафедру. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV.225. Л. 855) Управление Е. Ростовской кафедрой пришлось на сложный период междоусобных войн за великокняжеский стол между московским кн. Василием II и Георгием (Юрием) Димитриевичем , затем между кн. Василием II и сыновьями Георгия Димитриевича. Из-за длительного отсутствия в Русской Церкви митрополита, вызванного изгнанием в 1441 г. с митрополичьего престола принявшего унию Исидора , и в силу традиц. отстранения от общерус. дел Новгородского архиеп. св. Евфимия II (Вяжицкого) Е. являлся в этот трудный период старшим из рус. иерархов. С сер. 30-х гг. Xv в. военные действия неоднократно велись на территории Ростовской епархии, в них была втянута значительная часть паствы Е. Как видно из Ростовского владычного свода - Типографской летописи,- Е. и его окружение сочувственно относились к притязаниям вел. кн. Георгия Димитриевича. Иным было отношение к участию в борьбе за великокняжеский стол сыновей кн. Георгия - Василия Косого и Дмитрия Георгиевича Шемяки. Весной 1435 г. устюжане попытались убить в церкви кн. Василия Косого. В отместку, захватив в 1436 г., после 9-недельной осады, повторно Устюг, Василий Косой приказал повесить Иова Булатова, десятильника Ростовского епископа, и казнить многих устюжан. ранее, весной 1435 г., начиная военные действия, Василий Косой «владыку Ростовского, идучи, пограбил». важной в этот период была миротворческая роль братии расположенного неподалеку от Ростова Борисоглебского на Устье мужского монастыря , к-рому покровительствовали вел. кн. Василий II и его мать вел. кнг. София Витовтовна (Повесть о Борисоглебском мон-ре [около Ростова] XVI в./Сообщ.: Х. М. Лопарев//ПДП. 1892. Вып. 86. С. 12). В 1433-1434 гг. изгнанный из Москвы Василий II укрывался в Борисоглебском мон-ре, в кон. янв.- нач. февр. 1441 г. игум. мон-ря Питирим вместе с троицким игум. Зиновием крестил в обители сына Василия II - буд. вел. кн. Иоанна III ( Стрельников С. В. Кто крестил Ивана III?//Российское государство в XIV-XVII вв.: Сб. ст., посвящ. 75-летию со дня рожд. Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 64-67). В 1436 г. борисоглебский монах по просьбе кн. Василия Косого добился заключения перемирия с вел. князем Московским.

http://pravenc.ru/text/182081.html

С XIV в. и до упразднения в 1764 г. вотчинный, по терминологии с кон. XVII в. приписной, К. м. управлялся властями Троице-Сергиевой обители. В 1438 г. К. м. управлял строитель, но жалованную грамоту на монастырские владения вел. кнг. София Витовтовна выдала троицкому игумену. В 1744-1764 гг. К. м. относился к Переславской епархии, в 1764 г. был упразднен, храмы обращены в приходские церкви казенного с. Киржач Переславского у. С 1778 г., при образовании Владимирского наместничества, с. Киржач и располагавшееся рядом с. Селиванова Гора были преобразованы в уездный г. Киржач. В 1796 г. Киржач стал заштатным городом Покровского у. Владимирской губ. Настоятели и братия Численность насельников К. м. в XIV - 1-й пол. XVI в. неизвестна. Однако в Житии прп. Сергия отмечается, что мон-рь достаточно быстро «наполнился множеством братии». Как писал агиограф, в обитель к прп. Сергию постоянно переходили троицкие монахи: «овогда два, овогда три, иногда же и множае». В первые годы существования К. м. управляли игумены. В XVI-XVIII вв. мон-рь возглавляли строители, к-рые, так же как и игумены, назначались властями Троице-Сергиевой обители. Впервые данные о численности монашествующих указываются в сотной грамоте из писцовой книги 1562/63 г.: в монастыре числились строитель Варлаам и 90 иноков. Очевидно, К. м. пострадал в голодные годы 2-й пол. XVI в. (по писцовым книгам 1592-1593 гг., в обители проживали строитель, 4 черных священника и 29 старцев) и был разорен в Смутное время , в нач. XVII в. Писцовая книга 1626-1629 гг. фиксирует 8 монашеских келий. К 1764 г. насельники К. м. проживали в 3 кельях, в богадельне при обители находились 6 женщин. Первым настоятелем мон-ря был прп. Исаакий , Радонежский молчальник, поставленный прп. Сергием. Но, «любя безмолвие и молчание», он отказался управлять К. м. Вместо него прп. Сергий назначил своего ученика прп. Романа Киржачского, к-рого благословил и на священство. В XVII в. лит. трудами прославился строитель старец Александр, составивший Житие прп. Даниила, основателя и игумена переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы мон-ря , и службу ему.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Через неск. лет Д. Б. удалось вторично занять нижегородский стол. В списках XVII в. сохранилась его жалованная грамота нижегородскому в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-рю , выданная на земли по р. Суре «маиа в 8 того лета, коли князь великыи Данило Борисович вышол на свою отчину от Махметя царя в другий ряд» (АФЗХ. Ч. 1. 273. С. 204-205). Долгое время этот документ датировался 6950 (1442) г., согласно указанию в составленном в 1628 г. перечне грамот, принадлежавших Благовещенской обители. Предполагалось, что в 1442 г. хан Улу-Мухаммед («Махмет» в рус. источниках), находившийся тогда в состоянии войны с Московским вел. кн. Василием II Васильевичем , выдал Д. Б. ярлык на Н. Новгород. Недавние архивные находки заставляют отказаться от такой датировки 2-го вокняжения Д. Б. в Н. Новгороде. Запись в пергаменном сборнике, составленном «в лето 6932 месяца января 20... при благоверном князе Даниле Борисовичи, при освященном митрополите Фотии Киевском и всея Руси», упоминает также «Иосифа, архимандрита печорского» - настоятеля нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря (РГБ. Ф. 247. 563. Л. 136 об.-137; ср.: РГБ. Ф. 299. 523. Л. 140 об. и др.). Следов., в янв. 1424 г. (если автор записи пользовался сентябрьским стилем летосчисления, что наиболее вероятно) или в янв. 1425 г. (если хронологический стиль записи мартовский) Д. Б. уже был нижегородским князем. Кроме того, над гробом Д. Б. была прочитана разрешительная молитва от имени митр. Фотия, умершего 2 июля 1431 г. Т. о., 2-е вокняжение Д. Б. в Н. Новгороде и его кончина относятся к 20-м гг. XV в. Предположительно договоренность о возвращении нижегородского стола Д. Б. была достигнута во время переговоров, которые вели весной 1423 г. в Великом княжестве Литовском митр. Фотий и вел. кнг. София Витовтовна с отцом Софии вел. кн. Витовтом , у к-рого в то время находился временно вытесненный противниками из Орды хан Улу-Мухаммед. В результате переговоров Витовт выступил гарантом 2 последних духовных грамот своего зятя вел.

http://pravenc.ru/text/171296.html

Ил. 20. Строфа τ (икос X). «Стена еси девам. Богородице Дево, и всем иже к тебе прибегающим...». Ктиторская композиция. Стоящая на престоле Богоматерь простирает над головами предстоящих ей монахинь алый омофор. Первой справа от Богородицы представлена великая княгиня Евдокия (в монашестве Ефросинья, основательница Вознесенского монастыря в Кремле). Остальные монахини, очевидно, инокини Вознесенского монастыря и члены княжеской семьи Ил. 21. Строфа υ (кондак XI). «Пение всяко побеждается, прострете тщася к множеству многих щедрот твоих равночисленны бо песка псалмы и песни аще приносим Ти, Царю Святый...». По песчаной горе, на вершине которой изображен фрагмент стены города Константинополя, поднимаются две группы архиереев. На стене – образ Христа, напоминающий о Спасовой обители, находившейся у стен Константинополя и славившейся целебным источником. Под горой – источник и исцеляющиеся здесь люди. Архиереи указывают на образ Спаса и на глаза и уши друг друга в знак исцеления Ил. 22. Строфа φ (икос XI). «Светоприемную свечу во тьме сущим явльшуюся, зрим Святую Деву...». Над черной бездной, из которой обращаются с мольбой люди, изображена Богородица, держащая огромную свечу. Справа от нее пророк Исайя, указывающий на сегмент неба, слева – пророк Моисей со свитком (надпись: «иже на херувимехъ сплоть...») Ил. 23. Строфа ρ (икос IX) «Ветия многовещанные, яко рыбы безгласны, видим о Тебе, Богородице...». В центре композиции – восседающая на престоле Оранта. У ее ног – упавшие от изумления мудрецы, растерявшие свитки. Костюмы риторов напоминают одежды эллинов и иудеев. Справа и слева от Марии изображены свв. Василий Великий и Иоанн Златоуст , а также за святителями – два древних царя (Ирод и Кир?) Ил. 24. Строфа χ (кондак XII). Благодать дати всхотев долгом древним, всех долгов решитель человеком Господь...». Сошествие во Ад. Христос представлен в круглой мандорле. Правой рукой он вырывает у Сатаны кабальную запись Адама; левой воздвигает прародителей из Ада Ил. 25. Строфа ψ (икос XII). «Поящи Ти рождество, хвалим Тя вси, яко одушевлен храм, Богородице...». Ктиторская композиция. Изображению Богородицы на стене одноглавого храма предстоят: справа – великий князь Василий Дмитриевич и княгиня София Витовтовна, слева – митрополит Киприан и два неизвестных епископа

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Рассмотрим подробнее, какое имя приняла при постриге Соломония, где это произошло и кто ее постригал. Святая София не поминается ни 28 ноября, когда состоялся постриг, ни в ближайшие дни. Но вспомним, что так звали мать (Софья Палеолог) и бабку (Софья Витовтовна) ее мужа – Василия III. Логично предположить, что Соломония взяла при пострижении имя святой покровительницы одной из родственниц своего мужа. В пользу этого говорит то, что византийский обычай смотра невест (в ходе которого была выбрана Соломония) закрепился на Руси благодаря грекам Траханиотам – членам свиты Софьи Палеолог – и что пелена «Явление Богоматери преподобному Сергию» была вышита Соломонией по образцу аналогичной пелены Софьи Палеолог 1498 года. Таким образом, выбор имени «Софья» был жестом, призванным подчеркнуть, что и после пострижения Соломония-София остается преданной своему мужу и его делу. В пользу этого говорит выбор монастыря для пострижения: московский монастырь Николы Старого впервые упоминается в летописях в 1390 году – в связи с прибытием в Москву из Константинополя митрополита Киприана с сопровождавшими его монахами. Именно в этом монастыре митрополит, готовясь к встрече с великим князем, облачился в архиерейские облачения и отсюда с крестным ходом направился в Кремль. Монастырь издревле позиционировался как «греческий». Для Соломонии было логично принять имя матери своего мужа (гречанки) именно в «греческом» монастыре. Чуть позднее царь Иван Грозный определил Никольский монастырь афонским монахам. Еще более интересно, что духовным отцом и игуменом монастыря Николы Старого был преподобный Давид Серпуховской – в миру князь Даниил Вяземский, из Рюриковичей († 19 сентября 1529 г.). Более 40 лет он подвизался в Боровском монастыре, но в 1515 году оставил эту обитель, чтобы основать новый монастырь. Земли для него (в 20 километрах от Серпухова и в 80 километрах от Москвы) были предоставлены князем Василием Семеновичем Стародубским, мужем Марии – сестры великой княгини. Поселившись здесь, преподобный Давид поставил кельи, возвел первые храмы – в честь Вознесения Господня с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и трапезный во имя святителя Николая.

http://pravoslavie.ru/58468.html

Этот монастырь, как в рукописной о житии Преподобного Иакова, в той обители почивающего, истории значится, построен Великим Князем Московским Василием Димитриевичем, сыном Великого Князя Димитрия Ивановича Донского по случаю таковому: когда Супруга Его Великая Княгиня София Витовтовна Великого Князя Литовского Витовта Кестутьевича дщерь, непраздна будучи прежде времени рождения впала в великую и опасную болезнь, и когда все приближённые к ней, видя неослабную жестокость её болезни, заключили, что жизнь этой Великой Княгини находится уже в опасности и отчаянии, в то время помянутый Преподобный Иаков случился быть в Москве; и поскольку ради святости жития своего он довольно был от людей почитаем и уважаем, то Великий Князь о нём известившись просил его, да о здравии Великой Княгини святые к Богу принесёт молитвы. Свят. Иаков, убеждённый прошением Князя, исходатайствовал молитвами Великой Княгине от болезни облегчение и свободу чрез благополучное от бремени разрешение, которым родился сын, наречённый именем своего родителя. Великий Князь Василий Димитриевич в знак своей к Преподобному, паче же к Богу благодарности на том месте, где была уединённая Преподобного близь берега реки Темзы поставленная малая хижина, благоволил устроить обитель; а для содержания иночествующих определил к ней вотчины, которая с того времени и названа обителью Железноборовской. До учреждения в 1764 году Штатов Настоятелями сего монастыря были Игумены, по состоянию же Штатов, когда уже число братии уменьшилось, то этот монастырь оставлен на своём содержании. В 1775 году по смерти последнего Игумена учинено начальство Строительское. До Штатов оных было за монастырём сим 1.361 душа крестьян. Жерновский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в 1740 году в Переславском Рязанском уезде и был приписан к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. Жидичинский монастырь Мужской. Упоминается в 1766 году в Польских владениях. См. Историч. Известие о возникшей в Польше Унии стр. 97 изд. 1805 год. Жиздренский монастырь Упразднённый, мужской. Находился в Брянском уезде при селе, что ныне уездный город Калужской Епархии, Жиздре, и был в 1740 году приписным к Ставропигиальному Донскому монастырю. Житейный Осташковский монастырь Мужской, заштатный, Тверской Епархии. Находится на острове озера Селигера, именуемом Житейный, отчего и монастырь название своё имеет, расстоянием от города Осташкова в 250 саженях. Построен этот монастырь в 1716 году по Указу Государя ПЕТРА I, иждивением осташковских обывателей. Настоятельство в монастыре сем Строительское, учреждённое, вероятно, по Штатам, в 1764 году состоявшимся. Жукова пустынь См. Салдовский монастырь. Читать далее Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815./Ч. 4. - 1812. - 887, V, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010