Мы должны иметь возможность приходить туда и чтить память этих великих женщин. Президент России Владимир Путин предложил восстановить снесенные при советской власти два монастыря и церковь в Кремле. Комментирует вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская: — Понятно, что разрушенного не вернешь. Тем не менее, приведение Кремля в исторический вид – правильный шаг. Существуют архивы и документы, есть специалисты, которые могут сделать это в максимально соответствии тому облику, который мы имели в благословенные времена. Что бы ни происходило в стране, как бы ни менялись концепции, есть что-то неизменное, что держит нас вместе. Исторический Кремль, как ни банально бы звучало, это сердце России. Из сердца нашей Родины должны исходить не военная угроза, а дух мира и молитва, способная нас поддержать и укрепить. Происходящее сегодня всеобщее разобщение страшно – люди даже ни то, что в группах, но и в семьях, с родными, с близкими, с друзьями враждуют, ссорятся, оскорбляют… Преодолеть это мы можем только молитвой. И очень важно, если эта молитва будет идти из прямо из Кремля. В последнее время идет много разговоров о ценностях, о духовности, о скрепах всяких. По большей части – болтовня. А восстановление монастырей в Кремле – реальное дело. Что такое Вознесенский монастырь, который находился на территории Кремля, и который предлагают восстановить? Он был основан княгиней Евдокией, супругой князя Дмитрия Донского. О роли Дмитрия Донского в русской истории, думаю, напоминать излишне. Княгиня Евдокия и похоронена была в созданном ею монастыре. И не только она. В Вознесенском монастыре находился царский женский некрополь, где было место упокоения русских цариц и княгинь, женщин – представительниц московского великокняжеского рода. Жены князей и царей, матери, сестры, дочери… Там были похоронены жена Василия I Софья Витовтовна, София Палеолог — жена Ивана III, несколько жен Ивана Грозного, царица Мария Владимировна — первая жена Михаила Феодоровича – первого русского царя из династии Романовых, великая княгиня Евдокия Алексеевна – дочь царя Алексея Михайловича «Тишайшего», жена Федора III Агафья Семёновна Грушецкая, мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина… |
Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Духовное наследие преподобного Иакова Железноборовского Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия выпускника Московской духовной академии игумена Ферапонта (Кашина) посвящена жизни и духовному наследию преподобного Иакова Железноборовского. Статья История Железноборовского монастыря берет свое начало с конца XIV века. Именно тогда неподалеку от селения Железный Борок поселился отшельник по имени Иаков. Сведений о жизни преподобного Иакова сохранилось немного. Известно лишь, что он происходил из древнего рода бояр Аносовых. Лишившись рано своих родителей, после которых осталось значительное имение, Иаков, исполняя свое давнее желание и стремление, раздал имение бедным и отправился в Троицкую обитель к преподобному Сергию, где и принял монашеский постриг. Спустя некоторое время, приблизительно в 1390 г., по благословению преподобного он удаляется в родные Костромские пределы и поселился близ Железного Борка в 40 верстах от Галича. В период царствования великого князя Василия Дмитриевича, сына святого благоверного князя Дмитрия Донского, преподобный Иаков посетил Москву, где узнал о том, что супруга Василия Дмитриевича великая княгиня София Витовтовна находилась при смерти перед родами. Великий князь Московский просил преподобного помолиться о здравии супруги. Иаков отпустил посланцев государя со словами: «Пусть молится Богу и Пречистой Матери Его, а о княгине пусть не скорбит; будет она здорова и в нынешний же вечер родит ему наследника» . Предсказание исполнилось, после чего признательный великий князь щедро одарил обитель преподобного Иакова вотчинами, угодьями и разными вкладами, чем и обеспечил дальнейшее ее существование. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находится в Москве в М. Ивановском пер., на Кулишках. По престолу мон-ря получила название и местность, где он находится, - Ивановская гора. Ивановским именовался и М. И. м., и мост через ров, окружавший Китай-город, по к-рому из Варварских ворот выезжали в Белый город. Московский в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. 1882 г. Московский в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. 1882 г. М. И. м. впервые упоминается в летописях в 1415 г. при описании чуда, сопровождавшего рождение вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. Вел. кн. Василий I Димитриевич , когда его супруга София Витовтовна во время родов была близка к смерти, послал гонца с просьбой помолиться о ней к почитаемому старцу, жившему «в монастыри святаго Иоанна Предтечи». Старец призвал вел. князя молиться Пресв. Богородице и мч. Лонгину Сотнику и предрек, что роды благополучно разрешатся вечером того же дня. С тех пор в этой обители стали молиться о благополучных беременности и родах. Большинство летописей указывает место обители - «под Бором за рекою Москвою» (Моск. летописный свод кон. XV в.//ПСРЛ. Т. 25. С. 241; Никоновская летопись//Там же. Т. 11. C. 226); только в редакции XVI в. Московского великокняжеского летописного свода 1479 г. в известии о чуде 1415 г. мон-рь указан без уточнения - «за рекою Москвою». Поэтому большинство историков XIX-XXI вв. считало, что изначально Ивановский мон-рь был мужским и располагался в районе совр. Пятницкой ул. и Черниговского пер., на месте сохранившегося храма Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вел. кн. Василий Димитриевич посылает в мон-рь св. Иоанна Предтечи, что под Бором просьбу помолиться о княгине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 828 об.) |
Он подошёл к образу, помолился со слезами и, когда приложился к нему, внезапно прозрел. «Точно таков был преподобный», сказал он, рассмотрев с восторгом образ. В последующие времена совершилось много чудес при мощах преподобного. – Раз преподобный сохранил свою обитель, когда, по неосторожности одного, она едва не истреблена была огнём. 146 По-Фински говорят: какрон пуоли – овсяная сторона и каркун пуоли – медвежья сторона. Отсюда самим Каргополам досталось название овсянников. – Арханг. лет. 93. «А на Беле озере два города Карголом да Каргополь, а преж того было Белозерское великое княжение». 147 В 1547 г. строитель Вассиановой Строкннской пустыни писал: «их монастырь стоит на р. Онеге, на болоте, а пашенки и приходу у того монастыря и иного доходу нет никакого и прокормиться им нечем: а около монастыря пришли места пустые, лес дикой и болота». Царь велел отвести землю, дозволил населять её и дал несудимую грамоту. Акт. ист. 1, 112–113. Сл. грамоту 1500 г. в А. э. 1. 137. Максимовича словарь 3, 330–332. 148 Ркп. житие пр. Кирилла писано в XV в. и потом дополнено рассказами о чудесах прип. Никоне. К сожалению, поздние исправители внесли ошибки неведения своего, но эти ошибки не трудно отличить. 149 В челобитной царям Иоанну и Петру Челмский строитель Филофей писал: «в прошлых годех были присланы в сей монастырь (Челмский) E вел. кн. Ивана Васил. вел. княгиня София Римляниня (Фомична) со снохою своею, которыя опять обращены к Москве; а в то время игумен и вся братия высланы были вон, а прежде тех прислана была от кн. Димитрия Шемяки в. кн. Василия Вас. Тёмного мать София (Витовтовна), а взята ли обратно или здесь померла, неизвестно». По летописи София Витовтовна увезена была Шемякой «в Каргополь» и потом отпущена в Москву в 1447 г., а София Фомична «бегала от Татар на Белоозеро» в 1481 г. (собр. лет. VI, 177. 178. 232. VIII, 120. 121. 213). Челобитной Челмского строителя точнее определяется место временного пребывания княгинь на севере; а летопись, сличаемая с челобитной, показывает, что Каргополь и Челмский монастырь даже в XV в. причислялись к Белозерской стороне. 150 В челобитной царям Иоаниу и Петру строитель Челмской пустыни писал, что «зачался тот монастырь з давних лет, с крещения Каргопольскаго уезда жителей в православную веру» (Ркп.). 151 На раке преподобный изображён во весь рост древней иконописью и в подписи между прочим сказано: «на горе поживе 52 года, созда церковь Богоявления Господня и монастырь устроив братию собра, – преставися к Богу в л. 6876 декабря 8 д.». То же время кончины показано в ркп. житии. Потому показание словаря святых (стр. 151): «преставися в конце XI стол.» – ошибочно. |
О раннем возникновении Челмогорского мон-ря может свидетельствовать грамота, данная мон-рю в 1684 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами. Со ссылкой на строителя Челмогорского мон-ря Филофея (2-я пол. XVII в.) здесь приводятся следующие сведения: «Зачался-де тот их манастырь из давных лет, с крещения Каргополскаго уезда жителей в православную христианскую веру… И в прошлых-де годех, как присланы были в тот манастырь великаго князя Ивана Васильевича всея России великая княгина София Римленка с снохою своею, и в то-де время игумен и вся братия из манастыря высланы вон. А прежде тех великих княгинь в их же манастырь прислана была от великаго князя Дмитрея Шемяки великаго князя Василья Васильевича Темного мати великая княгина София, полского короля Витофта дщерь. И как взята великая княгина София Римленка к Москве, и в то-де время милостинная грамота и иные жалованные грамоты на всякия угодья утерялись, потому что тот манастырь стоял многое время пуст» (РНБ. Собр. Рус. Археол. об-ва. 56. Л. 18-19 об., список грамоты кон. XVIII в.). Если отнестись к этому сообщению с доверием, то нужно признать, что по крайней мере в 1-й пол. XV в. Челмогорский мон-рь уже существовал. Так, в Типографской и Софийской II летописях под 1447 г. сообщается о пребывании Софии Витовтовны в Каргополе (она была здесь в плену у Дмитрия Георгиевича Шемяки (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 121; Т. 25. С. 269)), но Челмогорский мон-рь при этом не упоминается. В 1480 г., во время Стояния на Угре, вел. кнг. София (Зоя) Палеолог уехала «с детьми» на Север; летописи сообщают о разорении земли сопровождавшими Софию холопами (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 310). Т. о., грамота 1684 г. не содержит грубых ошибок, но и не дает надежной уверенности в раннем основании мон-ря. В 30-х гг. XIX в. грамоты о пребывании вел. княгинь пытался разыскать в Челмогорском мон-ре Я. И. Бердников, но документов не нашел. С определенностью можно утверждать, что в 1544 г. мон-рь существовал - этим годом датируется жалованная грамота царя Иоанна IV Васильевича (она также упом. в грамоте 1684 г., см.: РНБ. Собр. Рус. Археол. об-ва. 56. Л. 18 об.). Е. В. Барсову была известна царская грамота (он не уточняет, какая именно), согласно которой Челмогорский монастырь был «местом ссылки для одной из жен Ивана Грозного» ( Барсов. 1869. С. 20). Почитание |
В то время как эти два жестокие врага князя выдумывали способ отомстить за себя, новая ссора в Москве предоставила им еще двух усердных помощников. Два сына Юрия Дмитриевича, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, остались в Москве пировать на свадьбе молодого государя и своего двоюродного брата. Косой был в это время сговорен на внучке боярина Ивана Дмитриевича. Дедушка невесты в день сговора подарил жениху золотой пояс с цепями, осыпанный драгоценными каменьями. Зная богатство Ивана Дмитриевича, Косой не спрашивал, откуда достался ему этот прекрасный пояс, а только любовался его чудесной отделкой, блеском изумрудов и рубинов, красотой искусно сделанных цепочек. С нетерпением ждал он случая обновить дорогой подарок на каком-нибудь празднике, и скоро такой случай представился. 8 февраля 1433 года назначена была свадьба великого князя. Весело отправился во дворец Василий Юрьевич в своем золотом поясе и уже заранее восхищался тем, как он удивит всех гостей своим богатым нарядом. Он, конечно, удивил, но зато и сам был удивлен. Когда молодые уже приехали из церкви и все гости сидели с ними за пышным столом, один из бояр Ростовских начал всматриваться в драгоценный пояс Косого и как будто припоминать что-то знакомое. Наконец, оборотясь к матери великого князя, княгине Софии, боярин тихо сказал ей: «Государыня! Видишь ты пояс на князе Василии Юрьевиче; он не простой, он из кладовых великокняжеских. Этот пояс подарен князем Дмитрием Константиновичем Суздальским его зятю, нашему незабвенному государю Дмитрию Донскому. В день его свадьбы он затерялся: говорили, будто бы один из самых близких к великому князю бояр подменил его, но до сих пор было неизвестно, кто именно. Я удивляюсь, как мог этот драгоценный для всех нас пояс попасть к молодому Василию Юрьевичу!» Пылкая, гордая София, у которой была причина не любить семейство Юрия Дмитриевича, обрадовалась и дорогой находке, и случаю доставить неприятность сыну своего врага. Поспешно подошла она к Василию Юрьевичу, надменно спросила, где он взял свой богатый пояс, и, не дождавшись ответа, собственными руками сорвала его! Удивление и гнев молодого князя были неописуемы! Не имея понятия о том, что пояс достался боярину Ивану Дмитриевичу потому, что был подменен одним из его предков, Василий Юрьевич видел в нем только подарок деда своей невесты и не хотел его лишиться. Его брат, Дмитрий Шемяка, держал его сторону, но спорить было нельзя: пояс был уже в руках Софии Витовтовны, которая приказывала молчать сыновьям Юрия! |
Среди них была такая важная, как двор в Московском Кремле (АСЭИ. Т. 2. С. 87. 150). К. принимал земельные вклады в мон-рь от местных вотчинников и на Вологде, и на Белоозере, что говорит о дружественных связях обители с соседями (АСЭИ. Т. 2. С. 64-65. 104, 105; С. 71-73. 114-118 и др.). Особо тесные отношения связывали мон-рь с белозерским кн. Михаилом Андреевичем. В Житии прп. Кирилла в разделе о посмертных чудесах описано исцеление князя и его жены св. водой, к-рую К. прислал из мон-ря. После этого князь «многая предасть обители села же и езера». Это свидетельство Жития подтверждается документами. Кн. Михаил Андреевич жаловал мон-рю земли (Там же. С. 73-74. 120; С. 76. 125; С. 78-80. 128, 131, 134, 135), освобождал владения монастыря от кормов и подвод, дал им право суда по всем делам «опричь душегубства», освободил монастырских людей от уплаты торговых пошлин (Там же. С. 79-80. 133), давал мон-рю ругу рыбой, сыром и маслом (Там же. С. 70. 113; С. 75-76. 123; С. 78. 129), разрешил монастырским слугам ловить рыбу в принадлежавших князю озерах (Там же. С. 74-75. 122), рубить лес (Там же. С. 81. 137). Во время игуменства Филофея Михаил Андреевич пожаловал мон-рю 400 копен сена (Там же. С. 113. 179). В монастырском архиве хранится ряд грамот кн. Михаила, регулирующих отношения Белозерского мон-ря с крестьянами, заложившими свои пожни (Там же. С. 69-70. 112; С. 83-84. 141; ср.: С. 88. 151). Хорошие отношения сложились у К. с великокняжеской семьей - Василием II, его матерью Софией Витовтовной и супругой Марией Ярославной. Вел. кнг. София дала монастырю Сеземские пустоши (Там же. С. 59-61. 98-99), освободив их от дани на 15 лет. Это пожалование позднее подтвердила вел. кнг. Мария Ярославна. Василий II передал мон-рю двор в Вологде (Там же. С. 63-64. 103), 4 дек. 1456 г. освободил от дани, поборов и торговых пошлин на 10 лет новоприходцев в монастырском с. Ивановском на Вологде (грамоту подтвердил вел. кн. Иоанн III Васильевич ), др. грамотой вел. кн. Василий II освободил жителей села от постоев (Там же. |
В боярской среде давно росло недовольство всевластием Всеволожского. Очевидно, противниками могущественного боярина были задолго до 1433 г. Добрынские. Имел личные причины ненавидеть Ивана Дмитриевича и Захарий Иванович Кошкин: ведь дочь Всеволожского недавно чуть-чуть не сделалась невестой великого князя, а се счастливая соперница Мария Ярославна была дочерью двоюродной сестры Кошкина. Легенда о похищении пояса родилась среди боярских противников И.Д. Всеволожского в условиях, когда князь Юрий Дмитриевич продолжал думать о захвате великокняжеского престола, а Иван Дмитриевич бежал к нему. Великая княгиня Софья Витовтовна усмотрела в истории с поясом стремление обосновать права князя Юрия Дмитриевича на великокняжеский престол и поэтому взяла на себя роль карающей руки «справедливости». Для этой цели пришлось пожертвовать и отношениями с Юрьевичами. По версии великокняжеского свода середины XV в., коварный И.Д. Всеволожский «начат подговаривати» князя Юрия вступить в борьбу за великое княжение, а тот и «посла по дети свои», которые в ту пору присутствовали на великокняжеской свадьбе. В этой версии не сходятся концы с концами: или дети Юрия, «роззлобясь», сами уехали (что правдоподобно), или их «подбил» к отъезду Юрий Дмитриевич, поддавшийся на уговоры Всеволожского. В блестящем очерке о И.Д. Всеволожском у С.Б. Веселовского есть тоже некий «перебор» — могущественный боярин рисуется им беспринципным честолюбцем-авантюристом. Для оценки позиции И.Д. Всеволожского в происшедших событиях полезно обратиться к разбору судебной реформы, осуществленной в годы его правления. В так называемой Записи о душегубстве говорится: «По старине бывало, что вси дворы и дворцовый великие кнеини и удельных князей, всих суживал наместник болшеи, судии за ними не бывало; а учинила то кнеини великая София при Иоане при Дмитреевиче, что судья за ними ставится». По М.Н. Тихомирову, порядок решения судебных дел большим наместником московским «установился с начала княжения Василия Темного». Реформа Софьи Витовтовны и И.Д. Всеволожского «подчинила наместничьему суду все городские дворы без изъятия, в том числе дворы городских удельных князей, чем нарушались права последних. Переход всех дворов под судебную власть большого наместника должен был вызвать недовольство удельных князей как шаг, направленный к умалению их феодальных прав. Следовательно, этот переход надо учитывать как один из поводов к феодальной войне середины XV в.», — полагал М.Н. Тихомиров. |
Возможно, о существовании монастыря в 1-й пол. XV в. свидетельствует грамота, выданная обители в 1684 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами и содержащая информацию (со ссылкой на строителя Филофея (2-я пол. XVII в.)) о пребывании здесь в заточении вел. княгинь Софии Витовтовны и Софии Палеолог, спасшихся от татар. «Зачался-де тот их манастырь из давных лет, с крещения Каргополскаго уезда жителей в православную христианскую веру… И в прошлых-де годех, как присланы были в тот манастырь великаго князя Ивана Васильевича всея России великая княгина София Римленка с снохою своею, и в то-де время игумен и вся братия из манастыря высланы вон. А прежде тех великих княгинь в их же манастырь прислана была от великаго князя Дмитрея Шемяки великаго князя Василья Васильевича Темного мати великая княгина София, полского короля Витофта дщерь. И как взята великая княгина София Римленка к Москве, и в то-де время милостинная грамота и иные жалованные грамоты на всякия угодья утерялись, потому что тот манастырь стоял многое время пуст» (РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18-19 об. (список грамоты кон. XVIII в.)). Однако эти сведения др. источниками не подтверждаются; они могли появиться на основе местной легенды. Наиболее ранняя жалованная грамота К. Ч. м. была выдана вел. кн. Иоанном IV Васильевичем в 1544 г. (упом. в грамоте 1684 г.; см.: РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18 об.). Е. В. Барсову была известна царская грамота (он не уточняет, какая именно), согласно которой К. Ч. м. был «местом ссылки для одной из жен Ивана Грозного» ( Барсов. 1869. С. 20). В 60-х гг. XVI в. в К. Ч. м. был сослан кн. Д. И. Курлятев. В нач. XVII в. (в 1613 или 1614 - см.: Докучаев-Басков. 1889. 7/8. С. 230) К. Ч. м. был разорен польско-литов. интервентами, о чем повествуется в Житии преподобного: «...мнози гради, и веси, и манастыри, и святыя церькви, паче же реку и той предиреченный Чельменский манастырь, в немже воинским толпам много стоящим, и пуста его сотвориша, и потом многажды пожаром бысть сожжен» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 134). В 30-х гг. XVII в. в К. Ч. м. была построена 3-я, надвратная ц. во имя вмц. Екатерины. Во 2-й пол. XVII в. большую заботу о К. Ч. м. проявили строитель иеродиак. Филофей и его родной брат иером. Сергий - постриженики Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря , ученики патриарха Никона , сделавшие в обитель богатые вклады - церковную утварь, книги и иконы. Указом царя Петра I от 20 апр. 1721 г. по просьбе архим. Иосифа К. Ч. м. был приписан к каргопольскому в честь Преображения Господня мон-рю, в июле 1727 г. получил независимый статус, но указом Новгородской духовной консистории от 28 марта 1748 г. вновь приписан к каргопольской обители. |
В тридцати верстах от Галича, в глухом лесу, у железных рудников, жил (с 1392 года) в уединённой хижине пустынник, и этот пустынник молитвами возвратил к жизни супругу могущественного властителя России. Это был преп. Иаков, ученик великого Сергия Радонежского. Супруга великого князя Василия Дмитриевича, София Витовтовна, страдала родами и была при смерти. Преп. Иакову случилось тогда быть в Москве; он пребывал в монастыре Иоанна Предтечи под бором, за рекой Москвой, – Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный отвечал: «молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здорова и в этот же вечер родит сына наследника тебе». София благополучно родила сына Василия. Это было в 1415 г. Признательный вел. князь дал блаж. Иакову средства построить на месте уединённых подвигов его, на железном борку, монастырь с храмом в честь св. Предтечи, и определил землю на содержание обители 93 . Преподобный родом из Галичских дворян Амосовых 94 , был усердным насадителем иноческой жизни в родной стороне своей. Скоро собрались к нему ревнители уединения. Он устроил строгое общежитие, – в обители никто ничего не называл своим; его пример одушевлял учеников к строгой жизни; по примеру наставника ученики благодушно терпели нужду и скорби; блаж. Иаков учил их чистоте душевной и телесной, посту, взаимной любви, смирению и терпению. Сильное искушение испытали обитель Иакова и её окрестности в 1429 году. Шайки Казанских татар опустошали окрестности Галича, подступали под Галич и, не взяв его, в самый день Крещения захватили Кострому, набрали множество пленных и ушли. – По летописи, тогда как главные силы Москвы, не догнав Татар, возвратились от Нижнего, воеводы Феодор Добрынский и князь Феодор Пёстрый поплыли Волгой, нагнали их за Нижним, напав разбили, многих истребили и всех пленных отняли. «Зато, прибавляет летопись, тем воеводам честь, а по смерти – вечная память» 95 . Преподобный с учениками своими удалялся от страшной бури в тёмный лес. |
| |