Так он справедливо наказал Епископа Тверского, Евфимия Вислена, обвиняемого Князем, Духовенством и народом в разных беззакониях; свел его с Епископии и велел ему жить в келье Чудова монастыря; а Епископа Туровского, Антония, в угодность Витовту лишив и сана Святительского, отняв у него белый клобук, ризницу, источники и скрижали, заключил в Симоновской обители. Другой Епископ Литовской России, Савва Луцкий, (в 1401 году) призванный на Собор девяти Архиереев в Москве, долженствовал отказаться от своей Епархии: вероятно, также имев несчастие заслужить гнев Витовтов. Мы говорили о судьбе Архиепископа Новогородского Иоанна, около трех лет сидевшего в монастыре Николаевском единственно по негодованию Великого Князя на сего ревностного ходатая прав Новогородских. Действуя всегда согласно с пользою или волею государственных Властителей, Киприан сохранил под своим начальством Епархии южной России и был отменно любим Василием Димитриевичем. Мы должны упомянуть здесь о грамоте, будто бы данной Киприану сим Государем на суды церковные и внесенной в некоторые новейшие летописи, с прибавлением, что она выписана из старого Московского Номоканона. В ней сказано: «Се аз Князь Великий Василий Димитриевич, размыслив с отцем своим, Митрополитом Киприаном, возобновляю древние уставы церковные прадеда моего, Св. Владимира, и сына его, Ярослава, согласно с Греческим Номоканоном... В лето 6911» (1403). Сии два устава, мнимый Владимиров и Ярославов, суть явно подложные: мог ли благоразумный Василий Димитриевич верить их истине? Мог ли сам Митрополит предложить Государю законы столь нелепые, по которым надлежало платить за бранное слово, сказанное женщине, во сто раз более, нежели за гнуснейшие преступления и злодейства? Киприан славился не только благочестием, но и дарованиями разума. Уважаемый Константинопольским Духовенством, он был призван им на Собор, чтобы торжественно низвергнуть беззаконного Патриарха Макария, и вместе с знаменитейшими Греческими Святителями подписал имя свое на свитке Макариева осуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Videk. 51. 278 Карл Олафсон и Иоганн Стижарт; последний отправился с французами, из которых также некоторые пошли в отставку, отзываясь слабостию здоровья и неспособностию. 280 Еще когда Скопин был в Новгороде, прислано было ему 2000 рублей, а в Колязинский стан 3150 р., да Печенский монастырь 398 р. 25 алт., что поставлено было в Соловецком монастыре в виде поклонения, да ложка серебряная. 300 Референдарий (referendarz) в Польше назывался сановник, которого обязанность была принимать и докладывать королю подаваемые верховной особе прошения и разбирать жалобы по управлению королевскими имениями. 325 Хруслинского, Стоборовского, Яйковского, Войтковского, Дворжицкого, Павловского и Пепловского, от Сапеги – Стравинского (Рукоп. Генер. Штаба). 326 Между ними значатся: Лев Плещеев, Никита Вельяминов, Тимофей Грязной, Федор Андронов, Иван Чичерин, Степан Соловецкий, Евдоким Витовтов и др. (Собр. гос. гр. II, 451. – Карамзин, XII, 225). 339 Мархоцк. 67. Большая часть подробностей о последних событиях в тушинском таборе взята из рукописей Библ. Красинских, В. 1, 6; В. 3. 350 Procul dubio jussu Suischii, cui ob excellentem virtutem invisus erat, clam veneno sublatus interiit (Videk. 139). В хронике Буссова говорится: Suiski demselben ein Gift beybringen und ihn damit ertödteu liess. Из русских источников псковская летопись приписывает смерть Скопина положительно царю Василию. 366 Bibl. Kras., В. 1. 8. – Pisma St. olkiewsk. 46. – Dz. pan. Zygm. Ill. II. Прилож. 2. – Vid. 157. 367 По известию Маскевича, оставлено было две роты Калиновского и Бобовского, в которых оказалось 700 всадников, 200 чел. пехоты и 4,000 запорожцев. Число взятых гетманом с собою Маскевич уменьшает до 2,500 конных и 200 пеших, с 2 полевыми орудиями. 368 Pisma olkiewsk. 49–60, 198–204. Bibl. Krasinsk. В. I. 8. Kobierz. 270–279. Piasecki. 265. Vid. 162–173. – Немцев. Dzieje panow. прил. к 3 т. 398–402. Marchocki. Hist. Wojny Mosk. 83. Maskiew. 4–29. 376 Pisma olkiewsk. 65–68. – Хроногр. Арх. Ком. рук. – Рукоп. Имп. публ. библ. Hist. Pol. 31. – Diar. obl Smol. рук. ген. шт. – Diar. Sapiehy рук. Никон. Лет. 138. – Врем. XVI. 112. Повеств. о Рос. Арцыб. 242. – Buss. 133. – Bibl. Kras. B. 6. Читать далее Источник: Исторические монографии и исследования Николая Костомарова. – Изд. Д.Е. Кожанчикова. - Санкт-Петербург, 1863-./Т. 5: Смутное время Московскаго государства в начале XVII столетия ; Т. 2: Царь Василий Шуйский и воры. – Тип. К. Вульфа, 1868. - 373, III, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Самые первые упоминания о Котельниках в официальных документах датируются началом XVII века. В этот период здесь размещалось поместье хозяина села, землевладельца Тихона Жемчужникова, которого затем сменили Ефим Телепнев и Иван Витовтов. Это были приближённые Фёдора Никитича Романова, Патриарха Филарета и отца первого русского царя Михаила Фёдоровича. Именно Иван Телепнев, сын Ефима, в 1651 году продал Котельники Борису Ивановичу Морозову (1590-1661), исторической личности всероссийского масштаба. По некоторым сведениям, к моменту приобретения Котельников Морозовым там уже стояла деревянная церковь, ставшая предшественницей нынешнего храма. Новый хозяин выкорчевал местную редколесицу, осушил немало заболоченных земель и первым принялся разводить в Котельниках фруктовые сады. Село преобразилось, и его церковь уже фигурирует в сведениях российской переписи 1667 года как освящённая в честь " Пресвятыя Богородицы иконы Казанская " . После знаменитого Соляного бунта 1648 года в Москве были убиты несколько близких Морозову сановников, а его самого выслали из Первопрестольной. Впрочем, всесильный свояк сохранил как благорасположение государя, так и свои земельные владения, которые после смерти Бориса Ивановича унаследовала его вдова Анна Ильинична. С 1668 года Котельниками номинально владел племянник государева свояка, малолетний Иван Глебович, на деле же всеми угольями и поместьями управляла его мать, деятельная и энергичная Федосья Прокопьевна. После её гибели в Боровске Котельники перешли в дворцовое ведомство, здесь поселился управляющий приказчик. Между тем ещё в 1676 году в ряде сёл Подмосковья начали активно строить церкви. Вслед за Котельниками строительство развернулось в Тайнинском - храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и Алексеевском - храм Тихвинской иконы Божией Матери. Примечательно, что это были здания схожей структуры: каждая с традиционным русским пятиглавием и характерными галереями-гульбищами, благодаря которым можно было обойти весь храм по периметру. О первоначальном внешнем виде первого каменного храма в Котельниках в связи с утратой технической документации за давностью лет сегодня можно лишь строить предположения. Один из наиболее вероятных вариантов в виде макета здания ныне представлен в краеведческом музее соседнего города Люберцы. Известен и план села Котельники XVII столетия, где наряду с жилыми и хозяйственными строениями были нанесены Государев и церковный двор, предположительно огороженный, с храмом в центре. Его здание имело колокольню и было окружено папертью-галереей, имевшей выходы в виде крылец с трёх сторон за исключением восточной, где традиционно располагается алтарная часть. В этой области храм граничил с Государевым двором, имевшим выходы к церкви в своей ограде. Справа от здания церкви стояли жилые дома причта. В верхние помещения храма можно было попасть с северного крыльца, а подклетная часть всего архитектурного ансамбля пустовала вплоть до окончания Отечественной войны 1812 года.

http://sobory.ru/article/?object=01048

Василий. священник из Холуя 231 Василий Блаженный (1469–1552 или 1557), московский юродивый 25, 244 Василий Великий (ок. 330–379), архиепископ Кесарийский, отец церкви 47, 134, 168, 169, 179, 336, 361, 380, 460 Василий (957–1052), византийский император из Македонской династии (с 976) 429 Василий Георгиевич, князь Костромской 58 Василий (ум. или в 1295, или между 1356 и 1378), епископ Муромский и Рязанский, святой 65, 68, 90 Василий Мангазейский (ум. 1602), святой 57 Василий Новый, святой 114 Васильев Василий Павлович, священник, магистр богословия 240, 460 Васильев Иван (XVIII в.), старообрядческий писатель 92 Васильев Кузьма, иконописец-старинщик 216 Васильев Михаил (упом. 1751), офеня, торговец иконами 226 Васильев Павел, купец 176 Васильев Феодосий (ум. 1711), основатель секты Федосеевцев, учитель беспоповщины 118, 124 Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), художник 205, 263, 273, 276, 279, 280, 296 Вацкова Е. 363, 391, 460 Введенский С.В. 206, 207, 460 Вебер Макс (1864–1920), немецкий социолог, историк, экономист 106, 128, 460 Вейгель 295 Векверт А. 391, 460 Велижанина Н.Г. 202, 230, 460 Вениамин (Румовский-Краснопевков Василий, 1738–1811), архиепископ 373. 374, 461 Веронезе Паоло (1528–1588), итальянский художник 220 Вздорнов Г.И. 17, 170, 184, 186, 213, 248, 414, 415. 458, 459, 461 Виклиф Джон (ок. 1330–1384), 120 Виктор Критянин (XVII в.), греческий иконописец 380, 381 Вилинбахов Г.В. 358, 461 Вилламо Х., финский коллекционер икон 360, 438 Виппер Борис Робертович (1888–1967), историк искусства 292. 294, 305, 461 Висковатыи Иван Михайлович (ум. 1570), думный дьяк, дипломат, с 1561 – хранитель государственной печати 12, 146, 299 Виталий, инок, старовер 368 Витовтов Федор, дьяк 158 Владимир Святославич (ум. 1015), князь Новгородский (с 969), великий князь Киевский (с 980), святой, равноапостольный 129, 188 Власий, святой 169 Волков (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Волошин Максимилиан Александрович (1877–1932), поэт. художник, критик 443, 444, 461

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Владимира; а из вещей драгоценную золотую шапку, бармы, крест Патриарха Филофея, каменный сосуд Витовтов, хрустальный кубок, дар Короля Ягайла, и проч.; все иные вещи отдает супруге, также и многие волости, прибавляя: «там Княгиня моя господствует и судит до кончины своей; но должна оставить их в наследство сыну: села же, ею купленные, вольна отдать, кому хочет. Дочерям отказываю каждой по пяти семей из рабов моих; Княгинины холопы остаются служить ей; прочих освобождаю». Грамота скреплена восковыми печатями, четырьмя Боярскими и пятою Великокняжескою с изображением всадника; а внизу подписана Митрополитом Фотием (греческими словами). Заметим, что Василий Димитриевич уже именно объявляет здесь сына преемником своим в достоинстве Великокняжеском; но при жизни старшего сына, Иоанна, умершего отроком, написав подобное же завещание, говорит в оном: «а даст Бог Князю Ивану Великое Княжение держати», – следственно еще предполагает необходимость Ханского на то согласия. Сия первая духовная сочинена около 1407 года и скреплена одною серебряною, вызолоченною печатию с изображением Св. Василия Великого и с надписью: Князя Великого Василия Димитриевича всея Руси. В числе грамот сего времени сохранился также договор Великого Князя с Феодором Ольговичем Рязанским, писанный в 1403 году. Феодор, обязываясь чтить Василия старейшим братом, называет Владимира Андреевича и Юрия Димитриевича равными себе, а других сыновей Донского меньшими братьями; дает слово не иметь никаких сношений с Ханами и с Литвою без ведома Василиева, уведомлять его о всех движениях или намерениях Орды, жить в любви с Князьями Торусскими и Новосильскими, слугами Великого Князя; признает Оку границею своих и Московских владений, и проч. Василий же, уступив ему Тулу, обещает не подчинять себе ни земли Рязанской, ни ее Князей; именует Феодора Великим Князем, но вообще говорит языком верховного, хотя и снисходительного или умеренного в властолюбии повелителя. К блестящим для России деяниям Василиева государствования принадлежит услуга, оказанная сим Великим Князем Императору Греческому, Мануилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Тщетно грозил Витовт: сам Папа, взяв сторону Ягайловых Вельмож, запретил ему думать о венце Королевском, и веселые пиры заключились болезнию огорченного хозяина. Все разъехались: один Фотий жил еще несколько дней в Вильне, стараясь, как вероятно, о присоединении Киевской Митрополии к Московской; наконец, отпущенный с ласкою, сведал в Новогродке о смерти Витовта. Сей Князь, тогда славнейший из Государей северной Европы, был для нашего отечества ужаснее Гедимина и Ольгерда, своими завоеваниями стеснив пределы России на юге и западе; в теле малом вмещал душу великую; умел пользоваться случаем и временем, повелевать народом и Князьями, награждать и наказывать; за столом, в дороге, на охоте занимался делами; обогащая казну войною и торговлею, собирая несметное множество серебра, золота, расточал оные щедро, но всегда с пользою для себя; человеколюбия не ведал; смеялся над правилами Государственного нравоучения; ныне давал, завтра отнимал без вины; не искал любви, довольствуясь страхом; в пирах отличался трезвостию и подобно Ольгерду не пил ни вина, ни крепкого меда, но любил жен и нередко, оставляя рать в поле, обращал коня к дому, чтобы лететь в объятия юной супруги. С ним, по словам Историка Польского, воссияла и затмилась слава народа Литовского, к счастию России, которая без сомнения погибла бы навеки, если бы Витовтовы преемники имели его ум и славолюбие: но Свидригайло, брат Ягайлов, и Сигизмунд, сын Кестутиев, один после другого властвовав над Литвою, изнуряли только ее силы междоусобием, войнами с Польшею, тиранством и грабительством. Свидригайло, зять Князя Тверского, Бориса, всегда омраченный парами вина, служил примером ветрености и неистовства, однако ж был любим Россиянами за его благоволение к Вере Греческой. Брат Витовтов, Сигизмунд, изгнав Свидригайла – бывшего потом несколько лет пастухом в Молдавии – господствовал как ужаснейший из тиранов и, палимый страстию златолюбия, губил Вельмож, купцев, богатых граждан, чтобы овладеть их достоянием; не веря людям, вместо стражи держал при себе диких зверей и не мог спастися от ножа убийц: Князья Иоанн и Александр Черторижские, внуки Ольгердовы, умертвили сего изверга, коего преемником был (в 1440 году) сын Ягайлов, Казимир; а добродушный сын Сигизмундов, Михаил, умер изгнанником в России, отравленный каким-то злодеем по наущению Вельмож Литовских, как думали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

31 января 1610 года послы от русских тушинцев были торжественно представлены королю; явились люди разных чинов и приняли на себя представительство Московского государства; здесь были: Михайла Глебович Салтыков с сыном Иваном, князь Василий Михайлович Рубец-Мосальский, князь Юрий Хворостинин, Лев Плещеев, Никита Вельяминов; дьяки: Грамотин, Чичерин, Соловецкий, Витовтов, Апраксин и Юрьев; здесь были и Михайла Молчанов, и Тимофей Грязной, и Федор Андронов, бывший московский кожевник. Михайла Салтыков начал речь, говорил о расположении московского народа к королю и от имени этого народа благодарил короля за милость. Сын его, Иван Салтыков, бил челом королю от имени Филарета, нареченного патриарха, и от имени всего духовенства и также благодарил Сигизмунда за старание водворить мир в Московском государстве. Наконец дьяк Грамотин от имени Думы, двора и всех людей объявил, что в Московском государстве желают иметь царем королевича Владислава, если только король сохранит ненарушимо греческую веру и не только не коснется древних прав и вольностей московского народа, но еще прибавит такие права и вольности, каких прежде не бывало в Московском государстве. Из этого видно, что долгое пребывание русских и поляков в одном стане произвело свои действия, но тут же обнаружилось и главное препятствие к соединению Московского государства с Польшею: говорят, что Салтыков заплакал, когда начал просить короля о сохранении греческой веры; он не мог остаться равнодушным при мысли о той опасности, какая ждет православие со стороны Сигизмунда. И когда начались переговоры между сенаторами и послами об условиях, на которых Владиславу быть царем московским, то русские опять прежде всего требовали ненарушимости православия. Наконец 4 февраля согласились написать следующие условия: 1) Владислав должен был венчаться на царство в Москве от русского патриарха, по старому обычаю; король прибавил сюда, что это условие будет исполнено, когда водворится совершенное спокойствие в государстве. Из этой прибавки явно было намерение Сигизмунда не посылать сына в Москву, но под предлогом неустановившегося спокойствия домогаться государства для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Осокино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородицерождественская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Рождества Богородицы в селе Осокино - характерный для региона пример церкви,выстроенной в несколько запоздалых для своего времени формах раннего классицизма с элементами барокко в наружном убранстве; отличается художественной цельностью и хорошим уровнем исполнения декоративных элементов. Храм расположен на небольшой возвышенности, на северной окраине ныне нежилого села; к западу от храма находится пруд. Согласно сведениям Д.Ф.Белорукова - известного краеведа и писателя, село Осокино с деревней Поповкой, когда-то принадлежали Ф.И.Плещееву, который был воеводой во Пскове, но в 1609 г. перешёл на сторону " Тушинского вора " . В 1613 г. Плещеев вернулся вновь на службу к Московскому Государю, но вотчину у него отобрали, и Осокино было отдано костромскому боярскому сыну по фамилии Витовтов. Существующая же церковь Рождества Богородицы с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца была построена около 1808 года. Композиция церкви складывается из пятиглавого четверика храма, болеее низких, равных друг другу по высоте, прямоугольных в плане алтаря и трапезной, и стройной трёхъярусной колокольни. Алтарь уже четверика, поперечно вытянутая трапезная значительно шире. Основные объёмы - четверик, алтарь и трапезная - имеют плавно скругленные и раскрепованные углы. Глухие барабаны храма восьмигранные. Колокольня состоит из равных по ширине ярусов - четвериков, благодаря чему отличается столпообразным характером. Её композицию венчает восьмигранный барабан с луковичной главкой. Симметрию общей продольно - осевой композиции слегка нарушает низкая палатка, примыкающая к юго - западному углу между трапезной и колокольней. В советское время были утрачены главки барабанов у храма, иконостасы и значительная часть настенной живописи в интерьере. На стенах храма фрагментарно сохранилась масляная настенная живопись, исполненная в 1910-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=14860

Приложения Описи монастыря, грамоты и указы Писцовая книга г. Суздаля 7136 – 1628 г. и 7137 – 1629 г., письма и меры Михаила Трусова да подьячего Фёдора Витовтова43 «Лета 7136 и 137 году, по Государеву Цареву и Великого князя Михаила Феодоровича всея Руссии указу, писцы Михайло Михайлович Трусов, да подьячий Фёдор Витовтов писали и мерили Суздаль город и в городе церкви и дворы, и посад, и на посаде церкви и дворы, и в торгу лавки и анбары, а что в городе дворов и на посаде белых и тяглых, и то писано в сих книгах подлинно порознь». «Город Суздаль на реке на Каменке, ветх, а у города четверы ворота, ворота Ильинские на площадь, ворота Никольские, ворота Дмитровские, ворота водяные; а в городе соборная церковь , каменная, Рождества Пречистой Богородицы; на полатех четыре престола: престол Вознесения Христова, престол Усекновения Честные Главы Иоанна Предтечи, престол Архангела Гавриила, престол трёх Святителей; и в церкви образы, и книги, и ризы, и свечи, и сосуды церковные, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение прежних Великих Государей Царей и Суздальских Архиепископов; а служат в Соборной церкви Протопоп Иван, да протодиакон Григорий, да пять попов, да три диакона. «В городе приходных церквей: у Ильинских ворот ружные церкви, церковь Успения Пречистой Богородицы, другая церковь Афанасия Александрийского , деревянны клетцки, строенье мирское приходных людей; да у Никольских ворот церковь Николы Чудотворца, деревянна вверх, да трапеза тёплая Петра и Павла верховных Апостол, деревянна клетцки, строение мирское приходных людей; а у церкви на монастыре одиннадцать келий, а в них живут шестнадцать стариц. Да у Никольских ворот, на Покровском дворе церковь Иоакима и Анны, деревянна вверх, службы нет. В городе ж дворов: двор Архиепископа Иосифа Суздальского и Тарусского, а на дворе церковь деревянна клетцки, во имя всех Святых, да придел Государева ангела Михаила Малеина, да ново сооружена церковь Успения Пречистой Богородицы, а в церквях образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение прежних архиепископов и нынешнего архиепископа Иосифа Суздальского и Тарусского: двор приказного его человека Андрея Бермацкого " …

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Андронов пишет о необходимости держать под Москвою отряд польского войска, в котором ни один человек не должен выезжать из стану, но все каждую минуту должны быть готовы на случай восстания; а они, слуги королевской милости, Андронов с товарищами, будут держать при себе несколько тысяч стрельцов и козаков. Андронов предлагает также выгнать из приказов людей, оставшихся здесь от прежнего царствования, похлебцов Шуйского, как он выражается, и места их занять людьми, преданными королю: «Надобно, – пишет он, – немедленно указ прислать, что делать с теми, которые тут были при Шуйском и больше дурили, чем сам Шуйский». Список этих людей, вероятно составленный Андроновым, дошел до нас в отрывках; некоторые указания любопытны, например: «Дьяк Григорий Елизаров сидел в Новгородской четверти» сам еретик и еретики ему приказаны (не забудем, что Андронова также обвиняли в чернокнижии); дьяк Смолянин, сын боярский, бывал; Михайла Бегичев, а дьячество ему дано за шептанье; дьяки дворцовые: Филипп да Анфиноген Федоровы дети Голенищева – злые шептуны». Предложение Андронова было приведено в исполнение: товарищи его по Тушину и смоленскому стану были посажены по приказам: Степан Соловецкий сел думным дьяком в Новгородской четверти, Василий Юрьев – у денежных сборов, Евдоким Витовтов – в разряде первым думным дьяком,. Иван Грамотин – печатником, посольским и поместным дьяком; в Большом приходе – князь Федор Мещерский; в Пушкарском приказе – князь Юрий Хворостинин; в Панском приказе – Михайла Молчанов; в Казанском дворце – Иван Салтыков. Бояре сильно оскорбились, когда увидали рядом с собою в Думе торгового мужика Андронова с важным званием казначея; особенным бесчестием для себя считали они то, что этот торговый мужик осмеливался говорить против Мстиславского и Воротынского, распоряжался всем, пользовался полною доверенностию короля и Гонсевского, потому что действовал прямо, хлопотал, чтоб царем был Сигизмунд, тогда как бояре колебались, держались за Владислава. Гонсевский с людьми, присягнувшими королю, управлял всем: когда он ехал в Думу, то ему подавали множество челобитных; он приносил их к боярам, но бояре их не видали, потому что подле Гонсевского садились Михайла Салтыков, князь Василий Мосальский, Федор Андронов, Иван Грамотин; бояре и не слыхали, что он говорил с этими своими советниками, что приговаривал, а подписывали челобитные Грамотин, Витовтов, Чичерин, Соловецкий, потому что все старые дьяки отогнаны были прочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010