В воскресном тропаре третьего гласа говорится о Христе, который «попра смертию смерть, Первенец мертвых бысть». Таким образом, понятие об особом предназначении первенца существовало не только во времена Ветхого, а затем и Нового Завета, но существовало позднее и в Христианской Церкви. Порой первенец был долгожданным ребенком, вымоленным у Бога. Таким был пророк Самуил, пророк и Предтеча Иоанн, священномученик Петр Александрийский (†311; пам. 25 нояб.). Имеются такие примеры и в русской истории. В житии Новгородского архиепископа Евфимия читаем: «Святитель Евфимий, в крещении Иоанн, сын молитвы бесплодных благочестивых родителей, новгородцев, священника Михея и Анны, на 15 году вступил в Вяжицкую обитель» 83 . В службе святителю Иннокентию Иркутскому (†1731; пам. 26 нояб.) в икосе читаем: «...радуйся, первенче духовнаго сыноположения, от Малыя России Богу посвященный» 84 . В житии говорится, что он «святый первопрестольник Иркутский» 85 . Здесь понятие первенца усвоено иерарху, трудившемуся в Сибирской Земле и полагавшему начало христианству в своей епархии. В Московском княжеском доме в первой половине XV века произошло изменение принципа престолонаследия: с родового на семейный, поэтому престол стал переходить не к старшему в роде, а к старшему сыну в семье. Московские князья и цари брали на себя подвиги благочестия, вымаливая себе первенца-наследника. «Супруга Великого князя Василия Дмитриевича, София Витовтовна, страдала родами и была при смерти» 86 . В Москве в это время находился преподобный Иаков Железноборовский (†1442; пам. 11 апр.). «Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный отвечал: «Молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здорова и в этот вечер родит сына наследника тебе» 87 . Таковы обстоятельства рождения князя Василия II (1415–1462), вошедшего в историю с именем Тёмного. Раньше благочестивые родители старались воспитывать своих детей в вере, особенно первенцев, посвящая их Богу, чтобы они были затем молитвенниками в роду, в семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В Киев, по свидетельству Контарини, съезжалось множество купцов из Великой России с различными мехами, которые они отправляли в Кафу с караванами. Благодаря торговле Новгород Великий был самым богатым, самым обширным и самым великолепным городом в Северо-Восточной Руси; Владимир, украшенный Боголюбским и Всеволодом III, был разорен татарами и после не поднимался, перестав быть местопребыванием великокняжеским; Москва начала усиливаться не в такое время, когда можно было думать об ее украшении, и потому до времен Uoahha III представляла очень бедный вид. Но теперь обстоятельства переменились: Москва сделалась столицею обширного государства, средства великого князя увеличились, и, главное, он получил возможность в тишине, беспрепятственно употреблять эти средства для украшения своего стольного города. При вступлении на престол Иоанна в Кремле в Вознесенском монастыре, где хоронились великие княгини, виднелась недостроенная церковь : два раза две великие княгини принимались ее строить – жена Донского, Евдокия, и жена сына его, Василия, София Витовтовна, но верх еще не был сведен; после многих пожаров камень обгорел, своды повредились; мать Иоанна, великая княгиня Мария, захотела окончить начатое предшественницами своими здание, долженствовавшее служить для нее также местом погребения, и поручила дело мастеру Василию Дмитриеву Ермолину. Ермолин не стал разбирать всего старого здания, разобрал только то, что было повреждено, обложил всю церковь снаружи новым камнем да обожженным кирпичом, свел своды и окончил строение; все дивились этому необычайному делу, говорит летописец. Но главным украшением города считался соборный храм, и Москва менее всего могла похвалиться этим украшением. Соборная церковь Успения, построенная при Калите, уже успела так обветшать, что своды тронулись, и потому принуждены были подпереть здание толстыми деревянными столпами; надобно было думать о построении другой церкви, и вот в 1472 году митрополит Филипп призвал двух мастеров – Кривцова да Мышкина – и спросил их, возьмутся ли они построить церковь такую же, как владимирский собор Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В Настоящее время в монастыре сем находятся следующие здания: I) ЦЕРКВИ 1) Вознесения Господня СОБОРНАЯ, заложена в 6915/1407 году, в коей мощи основательницы оного Благоверной Великой Княгини, под спудом, и 35 гробниц, погребённых в оном в Бозе почивающих Государынь, Цариц и Великих Княгинь, Царевен и Других Высокого Царского рода женских лиц с надписями. Об этом смотри ниже. Также два придела: а) во имя Божьей Матери Всех скорбящих радость как на иконостасе из надписи значит, построен в 1732 году, Апреля в 1 день при Императрице Анне Иоанновне в поминовение Великой Княжны Параскевы Иоанновны; б) во имя Успения Пресвятой Богородицы, построен Боярином Салтыковым в 1731 году; 2) церковь во имя Великомученицы Екатерины, освящена в 7195/1686 году, Ноября 24, Святейшим Патриархом Иоакимом; 3) во имя великомученика Георгия с приделом великомученика Дмитрия Солунского; 4) во имя Афанасия и Кирилла; 5) Преподобного Михаила Малеина с приделом святого Феодора: иже в Пергии; 6) Казанской Пресвятой Богородицы, построенная по Указу Святейшего Правительствующего Синода монахиней Княжной Анной Борятинской в 1729 году, при Государе Императоре ПЕТРЕ II; II) КОЛОКОЛЬНЯ; III) КЕЛЬИ Настоятельницкие и монахиньские в 8 флигелях кругом всего монастыря двухэтажные. Из достопамятных происшествий, случившихся в монастыре сем, первым почитается то, что в оном Великая Инокиня Марфа Иоанновна, мать Государя Царя Михаила Феодоровича, препроводила последние дни жизни своей; 2) что многие погребены Особы Царской и Княжеской Фамилии, а именно: п.п. Когда скончались Кто именно Где погребены 1407 года, Июля 7 Св. Великая Княгиня Евдокия Дмитриевна, в инокинях Евфросиния, Супруга Димитрия Иоанновича Донского Подле Царицы Агафьи Симеоновны. 25. Около1410 года Великая Княгиня инокиня София Витовтовна урождённая Княжна Литовская, Супруга Василия Дмитриевича В головах В. Княгини Евдокии. 1 1467 года, Апреля 22, а по другим – Сентября 7 В. Княгиня Мария Борисовна, дочь Бориса Александровича Тверского, первая супруга В. Князя Uoahha III Васильевича. См. Зерцало Российских Государей стр. 368 и Путеводитель к древностям Московским, т. I. стр. 241.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

духовною грамотой своей благословляет внучку свою Княгиню Марию в городе, т. е. Кремле, местом под старым двором на Подоле, где были владычни хоромы, а В. Княгиня София Витовтовна 1453 г. отказываете в наследство внуку своему Юрию Васильевичу двор свой Московский внутри города с подольными дворцами своими; на месте же дома Фомы Ивановича она ставить житничий двор 44 . Детинец Московский служил средоточием верховной светской и духовной власти; там, кроме Митрополичья двора, находились подворья Архиерейские и монастырские: Симоновское у Никольских ворот, где в 1458 году построена каменная церковь Введение Пресвятой Богородицы, Кирилловское у Флоровских ворот и рядом с ним Крутицкое против Вознесенского монастыря, Троицкое у Троицких ворот с церковью Богоявление, построенной 1460 г. Угртышское у церкви Св. Петра Чудотворца на городе и Коломенское на Подоле. Около главных соборов незастроенные места назывались площадями, Князь Михаил Андреевич Верейский в 1482 г. отказал в духовной своей «ко Архангелу на площадь на Москву Протопопу со священники село Якимовское;» а Князь Иван Волоцкой 1504 г. завещал «дать к Пречистой к большой на площадь десять рублей, к Благовещенью на площадь десять же рублей». В 1453 г. Апреля 9-го, выгорел весь Кремль 45 , которого третья часть, через три года, опять истреблена пожаром. Спустя 13 лет, Августа 1-го загорелось внутри города на Подоле у церкви Св. Константина и Елены от двора Богдана Носова и остался в городе только двор Князя Ивана Юрьевича, где был двор Митрополич, да братаничев сего Князя два двора. В Октябре 1475 г. случился пожарь у Тимофеевских ворот, кои находились между Флоренскими воротами и Свибловскою башней, и служили для сообщение между Подолом Детинца и большим Посадом, нынешним Китаем. Этот пожар истребил почти весь город по двор Великого Князя, Спаский монастырь и двор Князя Михаила Андреевича, а Подолом, но двор Феодора Давыдовича. Тогда сгорело 10 каменных и 12 деревянных церквей; у Архангельского собора разметаны две пристройки с приделами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Здесь же коротали век свои в уединении, молитвах и трудах некоторые Царевны Русские. Выше заметили мы, что сюда не редко заключаемы были особы женского пола за преступления, или по какому либо подозрению. Монастырь сей посещали Цари в Сыропустную и Светлую недели для поклонения праху опочивших предков и родственников своих, и на память их слушали панихиды. В праздники здесь служивали обедни Патриархи, а в 1667 году три Патриарха Антиохийский, Александрийский и Московский здесь совершали Божественную литургию и пели панихиду над Царицыными гробами. Великия Князья и Цари издревле жаловали в обитель Вознесенскую на поминовение предков своих вотчины и другие вклады. 802 Так еще 1453 года Великая Княгиня Софья Витовтовна отказала в нее село Доренское и двор свой внутри города; Иоанн III, в 1472 году село Петровское с половинным серебром; Князь Михаил Верейский в 1486 году село Вахрутинское и 50 руб. На поминовение Царевны Феодосии Борис Годунов в 1592 году пожаловал село Чертень в Мосальском уезде. 803 В сей обители монахини и белицы издревле занимались разными рукодельями: вышивали шелком и золотом, обнизывали образа, митры и облачение жемчугом и дорогими каменьями. К Вербному Воскресенью оне доныне приготовляют нарядную вербу. Пред монастырем на площади тогда бывает народное гулянье. По древнему уставу, во всю первую неделю Великого поста ворота запираются. 765 Карамз. И. Г. Р. V, пр. 137. «Умер Симеов Яма в Москве и погребен в монастыре Вознесения». 773 Nouveaux mémoires sur Pelai présent de la grande Russie ou Moscovie (sine loco et anno), in 12. 783 К сожалению, не имев случая сам обозреть ризницу Вознесенского м. я должен заимствовать некоторые сведения об ней из книги: Москва, или исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российскаго, М. 1827, ч. 785 Древней Росс. Вивлиоф. ч. XI, стр. 256: о погребенных в Моск. Вознесенском м. Государынях, Царицах, Великих Княгинях, Царевнах и других высоких Царского рода женских лиц. 786 Слово Римлянка не уместно; ибо София по роду, языку и по вере была Гречанка; из того же не следует назвать ее Римлянкою, что она 17 девических лет провела в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Инок Нил, родом немец, постриженный преподобным, такой соблюдал пост, что довольствовался только хлебом и водой и то в меру. Преподобный еще при жизни прославился даром чудес: молитвы его исцелили двух больных иноков. Раз отправился он с купцами в Новгород по нуждам обители, особенно же для приобретения икон. Не вдали от Колязина напала шайка знаменитого разбойника Симона Воронова; купцов стали мучить, выпытывая у них деньги: а Даниил, уклоняясь в хижину, сталь на молитву; разбойники хотели сжечь хижину и в ней Даниила, но огонь гас, сколько раз ни зажигали; в страхе они разбежались. В последствии поймали их и судьи дали знать преп. игумену, чтобы требовал он свое. «Не могу мстить», отвечал святой. Достигнув глубокой старости, преподобный отказался от управления обителью и в архимандрита поставлен был (1539 г.) по его желанию, постриженник его Иларион. Святой старец преставился на 81 году своей жизни, 7 апреля 1540 г. Нетленные мощи его, после неоднократного свидетельства, торжественно открыты 30 дек. 1652 г. и ныне почивают в серебренной раке, в приделе соборного храма, устроенном в честь его. 774 Заключением житию преп. Даниила служит увещание апостола: «служите друг другу, каждый тем даром, какой кто получил, как верные домостроители многоразличной благодати Божьей. Говорит ли кто? Говори по слову Божьему. Служит ли кто? Служи по силе, какую дает Бог . Пусть во всем прославляется Бог чрез Иисуса Христа, которому слава и держава во веки веков. Аминь». 11 ч. Преставление пр. железноборского В 30 вер. от Галича, в глухом лесу, у железных рудников, жил (с 1392 г.) в уединенной хижине пустынник, и этот пустынник молитвами возвратил к жизни супругу могущественного властителя России. Это был преп. Иаков, ученик великого Сергия радонежского. Супруга в. к. Василия Дмитриевича, София Витовтовна, страдала родами и была при смерти. Пр. Иакову случилось тогда быть в Москве; он пребывал в монастыре Иоанна Предтечи под бором, за р. Москвой. – В. князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мая 8 от 6 до 9 часа выгорел почти весь Псков с Посадом, а осталось только строений мало в Детинце, или Кремле и Троицкая Соборная Церковь . Начало раздоров между Новгородом и Псковом, временно только прекращавшихся примирениями. В сем году, а по другой Летописи в 1З91, Новогородцы пошли войною на Псковичей за принимание ими беглых, но помирились у Сольцы; а вместо того у Псковичей было междоусобие и много побито. Основаны три Костра, или башни каменные у новой стены на Приступе и заложена каменная Церковь Св. Георгия. С сентября начался мор железою и кровоохарканием при Князе Иване Андреевиче во Пскове и продолжался три года. В первый год приезжал из Новгорода для богомоления Архиепископ Иоанн и мор перестал, но после возобновился. Новгородцы приняли к себе Лугвена Олгердовича, Князя Литовского и дали ему города уступленные в 1331 году Наримунду. Построен каменный притвор в Церкви Св. Власия. Поход Новгородцев и Псковичей на Лифляндцев и заключение с ними и с Ганзеатическими городами в Изборске торгового договора по прежнему. В сем же году и Великий Князь Витовт нападал на Российские границы. Княжна София Витовтовна, невеста Великого Князя Василия Димитриевича, проехала через Псков в Новгород и Москву. Поставлены шесть пороков т.е. боевых башен на стенах во Пскове. Новгородцы и Псковичи порознь заключили мир с Лифляндцами, а между собою были в ссоре. По явлению Иконы Успения Богородицы в Погосте Михайлове, Холмского Уезда, во имя ее основана Церковь на самом месте явления. Магистр Лифляндского Ордена просил у Великого Князя Московского, Василия Димитриевича заключения мира и жаловался при том на Псковичей Псковичи построили перси каменные в Крому на стене и через год совершенно кончили; тогда же на них поставили и Соборную колокольню. Построена Церковь Воскресенская в Домантовой стене; а другая Николаевская каменная в Монастыре Николаевском на Волоку или на Валку построена Посадником Захарием Костпроминичем. Июля 18 в третий раз пришел из Литвы во Псков Князь Андрей Олгердович.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Мощи преподобного покоятся в богатой серебряной раке в Троицком соборе; память его чтится 7 апреля в день преставления, 16 октября в день переложения мощей в новую раку (1782 года) и 30 декабря в день обретения мощей (1652 года). В монастыре сохранился колодезь, ископанный руками преподобного. 11-й день. Преподобный Иаков Железноборский Угодник Божий Иаков происходил из рода Галичских дворян Амосовых; с раннего детства, подобно преподобному Сергию, он отличался постничеством, и, подобно ему же, похоронив родителей, он раздал имение бедным и ушел в его Троицкую обитель. Великий отец иноков постриг его в ангельский образ, и он, под благодатным руководством Сергия, возрастал в духовной жизни, проходя все послушания и побеждая все искушения вражеские. Потом, с благословения угодника Божия, он поселился в тридцати верстах от Галича, в глухом лесу у железных рудников, в уединенной хижине на берегу речки Тебзы. Здесь он основал обитель во имя святого Предтечи Иоанна, в которой и был первым игуменом. Пришедши случайно в Москву, он своими молитвами возвратил к жизни супругу великого князя Василия Дмитриевича, которая страдала трудными родами и была при смерти. Когда великий князь послал просить молитвы отшельника о больной, старец отвечал: «Молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби: будет здорова и в нынешний же вечер родит сына, наследника тебе». София Витовтовна благополучно родила сына Василия, а благодарный супруг ее дал щедрое пособие на устройство Железноборской обители. Во время набега татар на Кострому, когда сожжен был этот город, преподобный Иаков с братией удалялся в дремучие леса; возвратясь на пепелище, он восстановил обитель, построил еще церковь святителя Николая, ископал пруды своими руками. Во время голода он с любовью питал всех бедняков, прибегавших к нему как к отцу своему. Преподобный Иаков преставился в глубокой старости 11 апреля 1442 года. До пятидесяти исцелений и других чудесных знамений, совершившихся по молитвам преподобного, записано в его обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некрополь М. В. м. служил местом погребения жен и дочерей муж. потомков вел. кнг. Евдокии Димитриевны. Первой была погребена сама основательница мон-ря (1407), последнее погребение в соборе было сделано в 1731 г.: пышный надгробный памятник в диаконнике собора предназначался для могилы царевны Прасковьи, дочери царя Иоанна V Алексеевича и родной сестры имп. Анны Иоанновны. Захоронения в соборе были обозначены гробовыми плитами или надгробницами в интерьере, подобно тому как это было в кремлевском Архангельском соборе. Одна из первых попыток обозначить порядок захоронений в соборе М. В. м. и составить историю этого комплекса была предпринята Пшеничниковым в «Кратком историческом описании первоклассного Вознесенского девичьего монастыря». Он приводит план погребений и порядок их размещения внутри здания, имена и краткие сведения о жизни каждой из 33 упомянутых им усопших представительниц царствующего дома, погребенных там (данные были собраны им из надписей.- Пшеничников. 1894. С. 30-54; воспроизведен: Воронов. 2017. С. 77). В соборе находились погребения вел. кнг. Евдокии, до окончания строительства каменного здания в 1467 г. здесь были похоронены кнг. Анастасия, жена кн. Юрия Димитриевича Звенигородского и Галицкого ( 11 июля 1422), вел. кн. София Витовтовна (в иночестве Синклитикия; 5 июля (15 июля ?) 1453), вел. кн. Мария Борисовна ( 22 апр.; погребена 24 апр. 1467) (ПСРЛ. Т. 25. С. 236, 245, 273, 279). Погребения вел. княгинь правящего дома и первых покровительниц монастыря, в т. ч. его основательницы, прп. Евфросинии, находились в строящемся здании. Это вызывало у исследователей вопрос, не имел ли 1-й каменный собор подземного яруса - подцерковья-подклета, предназначенного для погребальных целей. Выголов отметил, что при перестройках здания погребения основательницы и ее преемниц оставались внутри собора, в юго-зап. углу. Он же установил, что собор был выстроен без подклета и не был сделан при перестройках, чем напоминал др. соборы-усыпальницы Московского Кремля - Успенский и Архангельский ( Выголов. 1988.С. 46).

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Неуспех Иоанна в искании невесты для сына среди княжен иностранных имел важное следствие: иностранная княжна на престоле московском необходимо сближала бы и мужа и подданных с прежним отечеством своим и вообще с Западною Европою, содействовала бы сильнейшему усвоению плодов цивилизации, введению новых обычаев и как в этом, так и в других отношениях имела бы более значения, более влияния по самому высокому происхождению своему. Значение Софии Витовтовны и Софии Палеолог кроме личного характера их много объясняется их происхождением; София Палеолог принимала иностранных послов; после нее, при великих княгинях и царицах из подданных, этого обычая не видим. Воспитанная в тереме, дочь московского боярина или менее значительного служилого человека переносила и во дворец свою теремную жизнь; великий князь, как великий князь, оставался одинок на своем престоле. В ответе послам императорским Иоанн объявил, что в Русской земле нет обычая показывать дочерей женихам или сватам прежде окончательного решения дела. Тем же послам он отказался объявить о приданом своих дочерей, отозвавшись, что неприлично великим государям вести об этом переговоры, но прежде приказывал своему послу разведать, на сколько тысяч золотых манкупский князь давал приданого за дочерью, которую предлагал в невесты князю Иоанну Иоанновичу. При описании свадьбы дочери великокняжеской Феодосии, выходившей за князя Холмского, говорится о тысяцком, дружке, дружке поддатном, о двух лицах, державших ковер княжой, о конюшем, при котором находились 15 человек детей боярских, о поезжанах жениховых, о священнике со крестом при постели, о лицах, находившихся у саней великой княгини Софии, с которой вместе ехала и невестка, великая княгиня Елена, о свещниках, коровайниках, фонарниках и проч. Из иностранных источников узнаем, что вследствие известных изменений в отношениях великого князя к дружине и вообще к подданным изменилось и обращение его с ними. Венецианский посол Контарини говорит, что Иоанн имел обыкновение ежегодно объезжать разные области своих владений, и в особенности посещать одного татарина, которого содержал на жалованье на татарской границе для ее охранения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010