Князь Смоленский, Юрий Святославич, шурин сего Князя, служил ему при осаде Витебска как данник Литвы; но Витовт, желая совершенно покорить сие Княжение, собрал войско многочисленное и, распустив слух, что идет на Тамерлана, вдруг явился под стенами Смоленска, где Юриевы братья ссорились друг с другом об Уделах; сам Юрий находился тогда в Рязани у тестя своего, Олега. Глеб Святославич, старший из братьев, приехал с Боярами в стан Литовский: Витовт, обласкав его как друга, сказал, что слыша о раздоре Князей Смоленских, желает быть посредником между ими и за каждым утвердить наследственную собственность. Легковерные Святославичи спешили к нему с дарами, провождаемые всеми знатнейшими Боярами, так что в крепости не оставалось ни одного Воеводы, ни стражи. Ворота городские были отворены; народ, вслед за Князьями, стремился толпами видеть героя Литовского, готового бороться с великим Тамерланом. Но как скоро несчастные Князья вступили в шатер Витовтов, сей коварный объявил их своими пленниками; велел зажечь предместие и в ту же минуту устремился на город. Никто не противился: Литовцы грабили, пленяли жителей и, взяв крепость, провозгласили Витовта Государем сей области Российской. Народ был в изумлении. Отправив Князей Смоленских в Литву, а Глебу Святославичу дав в Удел местечко Полонное, Витовт старался утвердить за собою столь важное приобретение: жил несколько месяцев в Смоленске; поручил его Наместнику, Князю Литовскому Ямонту, и чиновнику Василью Борейкову; тревожил легкими отрядами землю Рязанскую и дружески пересылался с Великим Князем. 1396 г. Нет сомнения, что Василий Димитриевич с прискорбием видел сие новое похищение Российского достояния и не мог быть ослеплен ласками тестя; но ему казалось благоразумнее соблюсти до времени приязнь его и целость хотя Московского Княжества, нежели подвергнуть гибели сию единственную надежду отечества войною с Государем сильным, мужественным, алчным ко славе и к приобретениям. Василий, осторожный, рассмотрительный, имел отважность, но только в случае необходимости, когда слабость и нерешительность ведут к явному бедствию; он сразился бы с Тамерланом, сокрушителем Империй: но с Витовтом еще можно было хитрить, и великий Князь сам поехал к нему в Смоленск, где, среди веселых пиров наружного дружелюбия, они утвердили границы своих владений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Но то самое обстоятельство, что страшное потрясение, испытанное и тяжко прочувствованное государством Московским, оказало на него только временное влияние и осталось без важных последствий для его внутреннего организма, – очень знаменательно в русской истории. Несмотря па множество разрушительных элементов, которые все вышли тогда с самого дна жизни, государство это заключало в себе столько здоровых и живительных начал существования и дальнейшего саморазвития, что устояло против внешнего напора, удержалось на той самой степени развития, до какой успело прежде того дойти, скоро оправилось от ударов и пошло, как ни в чем не бывало, своею прежнею историческою дорогою, зарубивши, так сказать, себе на память былое для будущего расчета. Основной материал этого государства, несмотря на слабость связей в некоторых местах, оказался до того крепок, что Польша, наперши на него с размаха, скорее сама больно зашиблась об него своим, уже нездоровым телом, и усилила тем свою болезнь, но не одолела сломить его и раздробить; а потому Смутное время останется чрезвычайно знаменательною эпохою в русской истории, как свидетельство крепости внутренней жизни народа – важный задаток для ее будущего. 2 Смольнянин – житель г. Смоленск. В совр. русском языке в качестве литературного принят термин «смолянин» (прим. ред. Отеческой библиотеки). 21 А. И., II, 366. Тогда заправляли делами дьяк Соловецкий, правившей новгородскою четью, Евдоким Витовтов, дьяк в Разряде, Иван Грамотин в Посольском приказе, князь Мещерский в Большом приказе, князь Ю. Дим. Хворостинин в Пушкарском, в Панском приказе посажен Михайло Молчанов, а в Казанском дворце – Иван Салтыков, думный дьяк Чичерин. С такими думцами, писал Салтыков, не быть к Москве ни одному городу. 70 В рукописях Имп. публ. библ. (Польск. ист. кварт. 30) есть послание или грамота Ляпунова в Нижний, переделанная на польско-русскую речь, вероятно, для распространения между казаками, нахлынувшими громадами в Московское государство. Вот она: «В высоко збовепный в замок Нижний воеводом и дворяном и детем боярским и головом, и всих чинов приказным людем, и стрельцом, и козаком, и пушкаром, и затинщиком, и всем служилым, и купцом розным людем и во всяких кондыцыях, – аж до остатнего стопня, всем в Хрыстусе православному народови здорово будучы в пану весельтесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Ср. Савинко и Винко – от имени Савин Винниковы , помещики, вторая половина XVI в. и позже, Коломна Вирачев Алешка, крестьянин, середина XVII в., Устюг Виселица Андрей Исаевич, 1610 (1615? – С. В.) г., Ржева Владимирова [Ср. Весилица] Висковатыи, Висковатые , позже Висковатовы : кн. Михаил Дмитриевич Висковатый-Мещерский, 1519 г., Иван, дьяк и печатник, 1542–1569 гг. и Третьяк [см. Третьяк] Михайловичи Висковатые, оба казнены в опричнине Висковатый – вихрастый (от слова «висок») Висл Степанов Трутнев [см. Трутневы], крестьянин, конец XV в., Белоозеро Висленевы и Висленины : Итук [см. Ишук] Висленин, недельщик, середина XVI в., Новгород; Вьялица [см. Вьялица] Афанасьевич, 1603 г.; Висленевы, помещики, XVI–XVII вв., Новгород Вислень – повеса, шатун; вислена – женщина дурного поведения Вислоух, Вислоуховы : Семен Иванович Вислоух Сабуров [см. Сабур], вторая половина XV в.; от него – Сабуровы-Вислоуховы [см. Нагай, Отук, Папа] Вислый, Вислые, Вислого (Вислово): Константин Семенович Мясоед [см. Мясоед] Вислово, 1535 г., Белоозеро, дьяк царя Ивана, 1556–1570 гг. Висляков Григорий, крестьянин, 1564 г., Олонец Ср. Вислень, висляй Витовтовы : Якут Витовтов, крестьянин, 1498 г., Новгород; Харитон и Фома Ивановичи, 1560 г., Ярославль; от них – Витовтовы; в середине XVI в. и позже большое гнездо Витовтовых в Ярославле Витязев Софон, торговый человек, окладчик пятины, 1616 г., Соль Вычегодская Вихлай ( Вихляй ), крестьянин, 1598 г., Арзамас Вичесловы см. Вячесловы Виша Борис Григорьевич Вельяшев [см. Вельяшевы], 1582 г., Новгород Виша – бодяга, речная губка Владыка, Владыкины : Константин Дмитриевич Владыка Морозов [см. Мороз], 1531 г.; Дмитрий и Пятый Юрьевичи Владыкины, 1524 г. [см. Надежа, Надежник] Владычкины , помещики, начало XVII в. и позже, Алексинский уезд Владычин, Владычневы : Михаил Иванович, 1556 г.; в XVI в. и позже, помещики в Кашире Влазень Семен, крестьянин, 1495 г., Новгород Внук, Внучек, Внуковы : кн. Дмитрий Григорьевич Внучек Щепин-Ростовский [см. Щепа], начало XVI в.; Семен Григорьевич Внук Данилов, тогда же; от него – Внуковы [см. Гневаш, Кудай, Пылаев, Худыка]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Для прилики вы велели казну переписывать боярам, но у казны были ваши же советники; как бояре запечатают и придут опять в казну, а печатей боярских уже нет, печать Федьки Андронова. Федьке о том говаривано от нас, бояр, много раз, и он сказывал, что велел распечатать ты, Александр Гонсевский». Послы должны были показать панам список вещам, которые отосланы были к королю, и при этом сказать: «Это известно, да и немного здесь, а больше того и лучшие узорочья взяты из казны и посланы к королю тайно; а иное ты, Александр Гонсевский, себе брал и приятелям своим посылал». Если будут говорить, что король не хотел брать Москвы себе, а хотел послать сына, то уличить грамотами, писанными к князю Ивану Куракину, к Михайле Салтыкову и к Андронову. Если Гонсевский будет говорить, что он владел в Москве польскими людьми, до московского же управления ему и дела не было, а как он пойдет, бывало, вверх к боярам поговорить о каких-нибудь делах, то ему на дороге и на дворе у него русские люди подавали многие челобитные, и он все челобитные у них брал и приносил к боярам, и по этим челобитным делали и указывали все бояре, а подписывали челобитные их русские дьяки, грамоты к королю писали бояре же, а он этих грамот не переделывал, – отвечать: «Это точно так, пан Александр, было: к боярам ты ходил, челобитные приносил; только, пришедши, сядешь, а возле себя посадишь своих советников, Михайлу Салтыкова, князя Василья Мосальского, Федьку Андронова, Ивана Грамотина с товарищи, а нам и не слыхать, что ты с своими советниками говоришь и приговариваешь, и что велишь по которой челобитной сделать, так и сделают, а подписывают челобитные твои ж советники, дьяки Иван Грамотин, Евдоким Витовтов, Иван Чичерин, да из торговых мужиков Степанка Соловецкий, а старых дьяков всех ты отогнал прочь. И то была нам всем боярам смерть, что к тому недостойный торговый детина Федька Андронов придет и сядет с нами, с Мстиславским и со мною, Воротынским, и с иными нашими братьями вместе и нам указывал, и мимо нас распоряжался: Бог видит сердца наши: в то время мы все живы не были.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Они присудили собрать с сохи по сту человек, из которых одна половина должна быть пешая, а другая конная, да еще кроме того призвали многих людей, снеслись с Луговой и Горной Черемисою, готовою воевать за кого бы то ни было, и склонили ее на свою сторону; и Луговая Черемиса прислала Галичу пять тысяч человек. Галич разослал по окрестным городам детей боярских и посадских с вестями и приглашал повсюду жителей составлять ополчения и идти на сход к Галичу. Такие посланцы поехали в Вологду, в Тотьму с граматами, с тем, чтобы оттуда списки с этих грамат посылались далее, в Устюг, Соль-Вычегодскую, Вятку, Пермь и на Подвинье. Галичане приглашали приходить к ним в Галич, с зельем и снарядом 151 . За Галичем восстала Соль-Галицкая; и там составилось ополчение и пристало к Галицкому. Из Соли-Галицкой послали вестовщиков в разные города. В Костроме взволновались посадские люди в первой половине декабря, напали на своего воеводу Димитрия Мосальского и на бывших с ним литовских людей, перевязали их, посадили в тюрьму, а сами собрались всем посадом, пригласили служилых – дворян и детей боярских, и вместе с ними целовали крест царю Василию 152 . Мосальский под пыткою наговорил им, что тот, кого называют Димитрием – попов сын Митька с Арбата от Знаменья 153 . Мосальскому костромичи в заключение отрубили руки и ноги и бросили в воду. Восстало Белоозеро; туда прибыл за побором из воровских полков какой-то Северьян Витовтов. Белозерцам стало тяжело; дошли до них слухи, что в других местах поднялись русские люди; и они, по их примеру, схватили приехавших к ним за поборами и стали пытать, а те наговорили им, что московские люди побили литовских, и вор, называющий себя Димитрием, хочет побить лучших воинских людей, а сам после того бежит в Литву. Белозерцы по этим вестям заключили, что Шуйский берет верх над вором, и отложились от вора. За Белоозером отложился от вора и присягнул Василию Каргополь, куда заонежские купцы принесли известие, что к Скопину идут двенадцать тысяч шведов. Каргопольцы, как и белозерцы, присягнули потому, что сочли дело вора проигранным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Если великий князь говорит правду, то эту необыкновенную и торжественнейшую всеобщность избрания Ионы нужно будет понимать двояко – или так, что в Москве опасались отказа со стороны патриарха поставить в митрополиты природного Русского и торжественной всеобщностью приговора хотели на него подействовать; или так, что приняли намерение избирать на будущее время митрополитов непременно из природных Русских (только с поставлением их от патриарха) и что поэтому хотели сделать из нашего избрания как бы эпоху в этом отношении 826 . Так или иначе, но епископу Ионе, избранному в митрополиты спустя непродолжительное время после смерти Фотия, удалось занять кафедру митрополии весьма не скоро и только после того, как её занимали другие. В том же 1432 году, как на Москве избран был Иона, великий князь литовский Свидригайло, преемник Витовтов (брат Ягайлы), послал в Константинополь ставиться в митрополиты епископа смоленского Герасима, который и был поставлен патриархом 827 . В какие митрополиты был поставлен Герасим – всея ли России или только литовские, остаётся достоверно неизвестным. Само по себе представлялось бы вероятнейшим последнее; но есть свидетельства, которые выдают его за митрополита всея России, и знаем его дела, которых он не вправе был совершать, будучи митрополитом литовским. 2 Псковская летопись, которая говорит о путешествии Герасима в Константинополь для поставления в митрополиты, утверждает, что он возвратился от патриарха, будучи поставлен «митрополитом на русскую землю», и что если он не поехал в Москву, а остановился в своём Смоленске, то потому только, что в Москве происходили тогда замешательства в князьях 828 ; 3 Новгородская летопись, говоря о посвящении Герасимом новгородского архиепископа Евфимия, называет его два раза митрополитом московским и один раз митрополитом всея России 829 ; житие Евфимия, посвящённого Герасимом, говорит, что он – Евфимий «отходит (для посвящения) в град Смоленск, митрополиту тамо тогда сущу, и тамо съвершенный сан архиепископства приемлет рукой преосвященного Герасима, митрополита киевского и всея Росии» 830 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

162. Н. И. Пущину [Ялуторовск], воскресенье, 19 июня В четверг рано утром завез мне Добронравов твои листы, добрый друг Николай. Спасибо тебе за твой рассказ – именно судьба тебя отыскала, и я вполне уверен, что ты сделаешь все по ожиданию К. Н. Он, без сомнения, тебя выбрал не по технической части, а по бескорыстию, которое в нынешнем веке капитал. Следовательно, тебе, без всякой скромности, можно быть на этом месте тем, чем ты есть… Заботливо теперь у меня – паралич бедной Михеевны совершенно срезал и нас. Вот скоро три недели, что мы все возимся с нею, но успеха мало и вряд ли можно надеяться на выздоровление. Она всегда была, на старости лет, олицетворенная деятельность; и тем ей теперь труднее, нежели другому, привыкшему хворать, – делаем, что можем, – и это наша прямая обязанность за ее заботы об нас в продолжение 13 лет. О политике не буду говорить, набило оскомину. Удивляюсь одному, что при множестве войска никогда нет его там, где оно нужно. Последние известия из Крыма нерадостны. Образ действий флотов просто наводит отвращение. Тоска – да и только! Кто же действователь у нас? Ужели Ростовцев распоряжается военными делами. Он и Витовтов мне надоели своими адресами и приказами. Мундиры бесят меня. Как-то совестно читать о пуговицах в такую минуту. Обнимаю тебя с женой и детьми. Обними всех наших. Действуй, друг, и вспоминай твоего брата Jeannot. Когда же Петр ко мне напишет?… 163. Г. С. Батенькову [Ялуторовск], 23 июля …Посылаю вам для развлечения три брошюрки – прочтите, если еще не читали. Если же они вам уже знакомы, то при случае возвратите. Со временем пришлю вам еще три новые, две об Крымской кампании, а одна об венских конференциях. На днях только их получил и не успел прочесть. Зиновьев оставил нам два-три увража. По прочтении в нашем околодке, к вам же пришлю. Таким образом, будет что подержать в руках. Вообще у нас бедность типографическая. Приходится больше рассказывать и наблюдать: ни из того, ни из другого ничего не выходит путного. Крепко вас обнимаю за себя и за всех наших допотопных. Старики держатся, хоть иногда и кряхтят. Иначе не может быть, когда такая хронология, не выдерживающая благоразумной критики.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

Бартеньево. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца в селе Бартенево - пример скромного небольшого сельского храма, в архитектуре которого элементы барокко сочетаются с архаичными чертами, свойственными Костромскому зодчеству 17 столетия. Церковь стоит в открытом, слегка всхолмленном пейзаже вдалеке от жилья. Само село Бартенево с деревнями с конца 16 века принадлежало дворянскому роду Витовтовых. Один из представителей этого рода-Евдоким Витовтов, был первым думным дьяком в разряде и русским послом к королю Сигизмунду Третьему (1610). В 1618 г. согласно Царской грамоте было подтверждено право на владение частью села другого представителя отрасли Витовтовых-Ивана Петровича Витовтова, который владел и другими поместьями в Костромском уезде. Его потомки внесены в 6 часть родословной книги по Костромской губернии. В дальнейшем село Бартенево с деревнями по наследству переходило к помещикам Щепиным, Алалыкиным и в начале 19 века принадлежало С.П.Сумарокову, дальнему родственнику известного писателя А.П.Сумарокова. В Костромском областном архиве хранятся документы помещиков Щепиных, которым Бартенево принадлежало в 1686 году (Д.Ф.Белоруков, стр.248). Каменный храм Святителя Николая Чудотворца с приделом Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1766-1772 гг. на средства прихожан. Компактный стройный двусветный четверик храма увенчан двухъярусным барабаном (второй ярус ныне почти полностью разрушен), водруженным на свод. Углы объёма фиксированы огибающими лопатками по которым раскрепован карниз с узкой лентой поребрика и трёхрядной пилой. Боковые фасады имеют двухосевые композиции.Окна с коробовыми перемычками обведены узкими вдавленными рамками и заключены в наличники с полукруглыми перспективными фронтонами, опирающимися на узкие пилястры, связанные понизу ступенчатыми подоконниками. Четверик перекрыт восьмилотковым сводом, опирающимся на стены и двухступенчатые тромпы, и в шелыге прорезан круглым кольцом светового барабана. Алтарь связан с храмом широкой аркой, более узкая арка ведёт в трапезную, на восточной стене которой справа от прохода находится небольшая прямоугольная ниша алтаря южного придела. К настоящему времени уцелел только четверик храма, а трапезная, колокольня и кирпичная ограда, некогда окружавшая церковную территорию с приходским кладбищем, не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=22209

«Полицейские и воры», Италия, 1951 год. Режиссер: Марио Моничелли, Стено. В ролях: Тото, Альдо Фабрици, Пина Пиовани и другие. 20. «Пятнадцатилетний капитан» Благородный по духу фильм, показывающий, что такое плохо и что такое хорошо, что очень нужно для взрослеющих детей. Фильм по роману Жюля Верна снят в 1945 году. СССР. Режиссер: Василий Журавлёв. В ролях: Всеволод Ларионов, Александр Хвыля, Михаил Астангов, Елена Измайлова, Азарий Мессерер, Павел Суханов, Вейланд Род. В 1986 по мотивам этого романа отечественные кинематографисты сняли картину «Капитан «Пилигрима» Режиссер: Андрей Праченко. В ролях: Вячеслав Ходченко, Нодар Мгалоблишвили, Альберт Филозов, Татьяна Паркина, Лев Дуров, Леонид Ярмольник… 21. «Дети капитана Гранта» Здесь можно сказать то же самое, что я сказал о предыдущем фильме. Фильм снят в 1936 году режиссером Владимиром Вайнштоком. В ролях: Николай Черкасов, Иван Чувелев, Михаил Романов, Мария Стрелкова, Яков Сегель, Юрий Юрьев, Ольга Базанова, Николай Витовтов. 22. «Мост» Этот трагический фильм показывает нам, что такое война глазами немцев. В фильме говорится буквально о последних моментах Второй мировой войны. В основе сюжета – то, как немецкие подростки хотят защищать свое Отечество. Они остаются тогда, когда убегают взрослые. Но война – это где убивают, не обращая внимания на возраст. Фильм «Мост» снят в 1958 году (Германия). Режиссер: Вольфганг Панцер. В ролях: Франсуа Геск, Франка Потенте, Ларс Штайнхёфель, Роберт Холлер. Флориан Хепперт. Дэниэл Экст, Тони Дьютч, Александр Бехт. Паула Шрамм, Михаэль Лотт. 23. «Баллада о солдате» Нужно смотреть эту талантливую кинокартину практически одновременно с фильмом «Мост», чтобы понять: война – это горе, а не те «стрелялки», которые выдает во множестве современный кинематограф. В том числе, и о Великой Отечественной войне. Фильм «Баллада о солдате» режиссер-фронтовик Григорий Чухрай снял в 1959 году на киностудии «Мосфильм». Сценарий написал Чухрай вместе с Валентиной Ежовой. Там нет батальных сцен, там никто не бежит в атаку, потому что сам Григорий Наумович не любил подобных сцен в кинематографе. «Я всегда думаю, что среди тех, кто на экране бежит, крича «ура!» – мог быть я, человек со своей судьбой, а тут всех показывают единой безликой массой», — говорил режиссер.

http://pravmir.ru/26-filmov-na-leto/

«В отношении к домостроительству София имеет еще целый ряд новых аспектов, дробящих единую идею о ней на множество догматических понятий. София есть начаток и центр искупленной твари – Тело Господа Иисуса Христа, т.е. тварное естество, воспринятое Божественным Словом. Только соучаствуя в Нем, т.е. имея свое естество включенным, как бы вкрапленным, в Тело Господа, мы получаем от Духа Святого свободу и таинственное очищение. В этом смысле София есть предсуществующее, очищенное во Христе Естество твари, или Церковь в ее небесном аспекте. Но, поскольку происходит от Духа Святого освящение и земной стороны твари, эмпирического ее содержания, – ее «одежды», – София есть постольку Церковь в ее земном аспекте. А так как очищение происходит Духом Святым, являющим Себя твари, то София есть Дух, поскольку Он обожил тварь. Но Дух Святой являет Себя твари как девство, как внутреннее целомудрие и смиренная непорочность. В этом смысле София есть Девство как горняя сила, дающая девственность. Носительница же Девства – Дева в собственном и исключительном смысле слова – есть Мариам, Дева Благодатная, Облагодатствованная Духом Святым, исполненная Его дарами, и, как таковая, Истинная Церковь Божия, истинное Тело Христово; из Нее ведь произошло Тело Христа» 331 . Она есть исключительное средоточие церковной жизни, исток, сердце Церкви, через которое Церковь разнит членам своим жизнь, вечность и дары Духа. «Если София есть вся Тварь, то душа и совесть Твари – Человечество – есть София по преимуществу. Если София есть все Человечество, то душа и совесть Человечества – Церковь – есть София по преимуществу. Если София есть Церковь, то душа и совесть Церкви – Церковь Святых – есть София по преимуществу. Если София есть Церковь Святых, то душа и совесть Церкви Святых – Ходатаица и Заступница за тварь пред Словом Божиим – Матерь Божия опять-таки есть София по преимуществу. Но истинным знамением Марии является Девство Ее, Красота души Ее. Это и есть София» 332 . Итак, Церковь небесная и Церковь земная, Божественное первоначало Церкви – Логос, Дух Святой, Богоматерь и первозданное всецелостное естество твари – все это внутренне едино и разными гранями совключается в одно понятие – София Премудрость Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010