Память его местно чтится 26 января. Преподобный Ферапонт Боровенский основал Успенский Боровенский монастырь в 10 верстах от города Мосальска (Калужской губернии). По преданию, Преподобный Сергий благословил Ферапонта иконою Успения Богоматери; Ферапонт пришел с нею в окрестности погоста Боровенска; утружденный от пути, он лег под тенью одного из вековых деревьев, поставив на нем образ. Но проснувшись, не нашел его на своем месте; долго искал он икону и наконец нашел в лесной чаще, на одной сосне. До трех раз повторялось чудесное исчезновение иконы и обретение ее на одном и том же месте. Преподобный принял это событие за указание, что Пресвятая Богородица благоволила избрать сие место для обители, и поселился тут. Скоро собрались около него любители отшельничества, и обитель основалась. Год кончины преподобного Ферапонта неизвестен. Преподобный Савва Сторожевский по кончине Преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие шесть лет управлял Лаврой Преподобного Сергия. Памятником его попечений об обители Преподобного Сергия служил источник, изведенный его молитвами и называемый Саввиным (близ церкви Воскресения Христова в Кокуеве). По желанию Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, в 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы, в котором и почил 3 декабря 1406 года. Преподобный Иаков Железноборский или Галицкий, родом из Галицких дворян Амосовых, почти до самой кончины Преподобного Сергия жил в его обители, а потом поселился в глухом лесу у железных источников, в 30 верстах от Галича. В 1415 году случилось ему быть в Москве, где имел он пребывание в Предтеченском, под Бором, монастыре. В то время великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Дмитриевича, страдала родами; великий князь послал просить молитв у подвижника Иакова, и преподобный предсказал посланным, что супруга великого князя родит ему наследника престола. София родила сына, и благодарный великий князь дал Иакову средства построить монастырь во имя Предтечи на месте его подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Преподобный Иаков Железноборовский родился во второй половине XIV в. в Костромской земле. Он был сыном галичских бояр Амосовых, В юношеском возрасте преподобный Иаков решил посвятить свою жизнь служению Богу. Монашеский подвиг он начал под руководством Преподобного Сергия Радонежского в основанной им обители. В 1392 году, в год смерти своего наставника, преподобный Иаков удалился из благоустроенной и прославленной Троицкой обители в глухие леса в 30-ти верстах от Галича. Он поселился на берегу реки Тебзы в уединенной хижине недалеко от железных рудников, которые дали название той местности – Железный Борок. Более двадцати лет преподобный Иаков жил отшельником, совершая подвиги поста и молитвы. О святой жизни подвижника стало известно далеко за пределами Костромской земли. Еще при жизни он прославился чудотворениями. Так, в 1415 году великий князь Московский Василий Димитриевич (1371–1425) обратился к преподобному Иакову с просьбой помолиться о его супруге великой княгине Софии Витовтовне, в то время тяжко страдавшей перед родами. По молитве святого княгиня София благополучно родила сына – наследника великокняжеского престола Василия Васильевича (1425–1462). В благодарность великий князь дал преподобному Иакову средства для построения храма во имя святого пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя и для основания монастыря при храме. Обитель была устроена, собрались братия, и преподобный Иаков стал их игуменом. В Москве он был рукоположен в священный сан. Преподобный Иаков ввел в монастыре строгий общежительный устав по примеру Троице-Сергиевой обители. Иноки не имели никакой собственности, все имущество было общим, средства для обители они добывали земледелием. В 1429 году казанские татары опустошили окрестности Галича. Преподобный Иаков с учениками укрылся от набега в лесу. Когда иноки вернулись в обитель, то нашли на ее месте развалины. Монастырь пришлось строить заново. Преподобный Иаков, несмотря на преклонный возраст, усердно трудился вместе с братией. Через некоторое время монастырь был не только восстановлен, но и еще более благоустроен: преподобный Иаков и иноки выкопали пруды для нужд обители, построили еще один храм во имя Святителя Николая Чудотворца. По благословению преподобного Иакова, многие бедные люди, разоренные татарами, получали в монастыре пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Иаков Железноборовский, угодник Божий, происходил из рода галичских дворян Амосовых (Аносовых); с раннего детства, подобно преподобному Сергию, он отличался постничеством, и подобно ему же, похоронив родителей, он раздал имение бедным и ушел в его Троицкую обитель. Великий отец иноков постриг его в ангельский образ и он, под благодатным руководством преподобного Сергия, возрастал в духовной жизни, проходя все послушания и побеждая разные искушения вражеские. Получив благословение от великого старца на отшельническую жизнь в пустынных костромских лесах, преподобный Иаков в 1392 году поселился в 30 верстах от Галича, в глухом лесу у железных рудников, в уединенной хижине на берегу речки Тебзы, недалеко от селения Железный Борок. С разрешения жителей селения он остался на этом месте, водрузив деревянный крест, и построил небольшую келлию. Более 20 лет преподобный Иаков жил отшельником, совершая подвиги поста и молитвы. Постепенно к нему стали приходить искавшие пустынного подвига и желавшие разделить с ним труды по устроению монашеской обители. Преподобный Иаков построил на избранном месте храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В период царствования великого князя Василия Димитриевича (1389–1425) сына благоверного князя Димитрия Донского, преподобный Иаков в 1415 году посетил Москву, где узнал о том, что супруга Василия Димитриевича великая княгиня София Витовтовна (в монашестве Синклитикия, † 1453) находилась при смерти перед родами. Великий князь московский, знавший о молитвенных подвигах святого подвижника, просил его помолиться о здравии любимой супруги. Преподобный Иаков отпустил посланцев государя со словами: «Пусть молится Богу, Пречистой Матери Его и св. мученику Лонгину, а о княгине пусть не скорбит; будет она здорова и в нынешний же вечер родит ему наследника». И действительно, великая княгиня благополучно родила сына Василия, и благодарный князь поспешил щедро вознаградить преподобного Иакова, предоставив ему дополнительные земельные угодья для расширения монастыря и денежные средства для обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Преподобный Иаков родился во второй половине XIV столетия и происходил из славной галичской фамилии дворян Амосовых, или Аносовых. Относительно отроческих лет жизни преподобного не сохранилось никаких сведений; несомненно только, что наклонность к иноческой жизни развилась у него еще в юношеских годах. В это время в дремучих лесах Радонежских подвизался преподобный Сергий. Сюда и направился юный подвижник после кончины родителей своих, раздав полученное от них наследство. Оставив своих родных и отсекши все мирские привязанности, блаженный Иаков пришел к преподобному Сергию и просил принять себя в число троицкой братии. Видя твердое намерение Иакова посвятить себя трудам и подвигам отшельнической жизни, преподобный Сергий принял его в свою обитель. Несколько лет подвизался преподобный Иаков в Радонежской обители. Потом, ища большего уединения, он удалился из нее и избрал местом своих подвигов Железный Боров — глухой лес близ железных рудников на левом берегу Тебзы, недалеко от впадения ее в реку Кострому. Здесь Иаков поставил крест и келлию, подвизался уже в полнейшей тишине и безмолвии. Но, по неисповедимым судьбам Божиим, место подвигов преподобного должно было открыться людям для того, чтобы светильник Божий не был под спудом, но на свещнице и светил бы всем. Слух об отшельнике распространился по окрестностям, и к нему мало-помалу начали приходить люди, искавшие подвижнической жизни. Когда число братии значительно увеличилось, преподобный Иаков решил построить храм во имя св. Иоанна Предтечи. Подвигами поста и молитвы он достиг, наконец, высокого духовного совершенства и удостоился от Бога дара прозорливости или предвидения будущего. Известен следующий случай прозорливости святого. В 1415 году случилось преподобному Иакову, вероятно, по делам своей обители быть в Москве; в это время супруга князя Василия Димитриевича София Витовтовна сильно страдала родами и была уже, как думали, при смерти. Великий князь, глубоко уважавший преподобного, послал к нему нарочитого с просьбой помолиться о его больной супруге, чтобы Господь сохранил ей жизнь. Преподобный отвечал посланному: «Скажи князю, чтобы он молился Богу, Пресвятой Богородице и мученику Лонгину, так как этот мученик — ходатай и молитвенник всему роду его; о княгине же пусть князь не печалится, потому что она будет здорова и сегодня же вечером родит сына, наследника». Действительно, все так и случилось, как сказал преподобный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Преподобный Савва Сторожевский, по кончине Преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою Преподобного Сергия. Памятником его попечений об обители Преподобного Сергия служит источник, изведенный его молитвами и поныне называемый Саввиным (близ церкви Воскресения Христова в Кокуеве). По желанию Звенигородского князя Юрия Димитриевича в 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы, в котором и почил 3 декабря 1406 года. Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий, родом из Галицких дворян Амосовых, почти до самой кончины Преподобного Сергия жил в его обители, а потом поселился в глухом лесу у железных рудников, в тридцати верстах от Галича. В 1415 году случилось ему быть в Москве, где имел он пребывание в Предтеченском под Бором монастыре. В то время великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича, страдала родами; великий князь послал просить молитв у подвижника Иакова, и Преподобный предсказал посланным, что супруга великого князя родит ему наследника престола. София родила сына, и благодарный великий князь дал Иакову средства построить монастырь во имя Предтечи на месте его подвигов. Иаков скончался 1442 года, 11 апреля. Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне. В этой обители, основанной около 1385 года в честь Богоявления Господня, хранится посох Преподобного Сергия, с которым он, по преданию, встречал после победы Димитрия Донского. К ученикам Преподобного Сергия причисляют: Преподобного Пахомия Нерехтского, основателя Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской губернии. Скончался в 1384 году, 23 марта. Преподобного Никиту Костромского, основателя Богоявленского монастыря в городе Костроме. Преподобного Никифора Боровского, изображенного на иконе Троицкого собора. Современные Преподобному Сергию подвижники благочестия высоко ценили его духовную опытность и дорожили его мудрыми советами и наставлениями. Отсюда – целый сонм его святых друзей и «собеседников». И как сладостно звучит для сердца это умилительное наименование! Все они более или менее от него заимствовали свое иноческое образование, потому что «не в меру излилась благодать Божия на сего избранника, и он, смиренно стараясь быть ниже других, невольно превозмогал всех обилием своих духовных дарований, которые так высоко и, можно сказать, одиноко поставили его над ликом иночествующих своего века и последующих». Поименуем здесь более известных из них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Священник начал петь канон, но „внезапу трус бысть в храме том, и приде вихрь и гром велик, и потрясеся место и храм весь, и расступися покров церковный и невидимой силой подъяся образ от места и изыде верхом церковным”: оскорблённая своим пленителем икона снова возвратилась в Выдропуск 1043 (в настоящее время она находится в уездном городе Нижегородской губерний Балахне, быв перенесена в него из Выдропуска когда-то после 1569г., может быть, потомками тех Новгородских ссыльных, которых поселил в Балахне Иван III) 1044 . Греция была богата мощами святых, и даром или за деньги можно было приобретать от Греков частицы мощей. Мы мало знаем положительных свидетельств, но со всей вероятностью думаем, что богатые и просто состоятельные русские люди, ездившие в Грецию и вообще на Восток для поклонения тамошней святыне или по другим каким-либо побуждениям, старались вывозить оттуда большее или меньшее количество частиц мощей 1045 . Что касается до другой святыни, помимо мощей, то Суздальский архиепископ Дионисий вынес в 1382г. в свой Суздаль из Константинополя, купив в последнем „премногою ценой”, т. е. за чрезвычайно большую сумму денег, „Страсти Спасовы”, именно – частицы святыни, относящейся к Спасителю и преимущественно к Его страданиям. (После Дионисия „Страсти” эти почему-то были сокрыты и зазданы или заделаны в стене церковной; открытые в 1401г. они перенесены были из Суздаля в Москву, в которой и остаются до настоящего времени) 1046 . А вскоре после Дионисия не прямо из Греции, а через посредство Литвы, на Москве ещё была получена часть Страстей Спасовых, именно – эту новую часть в 1399г. принесла в Москву великая княгиня София Витовтовна от своего отца (которому Страсти были принесены из Греции или который завладел ими у кого-нибудь принёсшего или получившего их из Греции) 1047 . В период до-монгольский у нас были приобретаемы из Греции снимки или копии со знаменитых (особенно прославленных чудотворениями) тамошних икон. Знаем примеры подобного и за рассматриваемое нами время.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сергия, Звенигородский князь Юрий Дмитриевич, брат великого князя Василия, желая устроить монастырь в уделе своем, умолил духовника своего принять на себя это святое дело. Преп. Савве полюбилось место близь Звенигорода на горе Сторожевской. 187 Он принес с собою икону Богородицы, поставил себе хижину на уединенной горе и близь нее небольшой деревянный храм в честь Богоматери. Скоро слух о святой жизни нового подвижника Звенигородского привлек к нему многих искавших безмолвия. Преп. Савва с любовью принимал приходивших к нему и завел общежитие в новом монастыре, щедро одаренном селами и угодьями от местного удельного князя. Прекрасный белокаменный храм Рождества Богородицы в Сторожевской обители остается поныне памятником трудов преп. Саввы и благотворительности князя Юрия. 188 Блаж. основатель обители, не смотря на богатые пособия духовнаго сына, не переставал сам трудиться: он вырыл своими руками колодезь под горой, который поныне доставляет прекрасную воду, а для безмолвных подвигов выкопал себе пещерную келью в овраге, в версте от монастыря. Преп. Савва достиг глубокой старости и предал Богу праведную свою душу 3 декабря 1407 года. Мощи его погребены были на паперти созданного им храма. 189 Другие ученики великаго Сергия пошли далее от Москвы в пределы Тверские, Новгородские и Костромские. Так блаженный Ксенофонт основал Тутанский монастырь в Тверском уезде. 190 Преподобный Иаков Железноборский, из рода Галичских дворян Амосовых, поселился в 1392 году в 30 верстах от Галича, в глухом лесу у железных рудников, в уединенной хижине, на берегу речки Тепзы. Пришедши случайно в Москву, он своими молитвами возвратил к жизни супругу великаго князя Василия Дмитриевича, которая страдала трудными родами и была при смерти. Когда великий князь послал просить молитвы отшельника о больной, старец отвечал: «Молись Богу и пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здорова и в нынешний же вечер родит сына, наследника тебе». София Витовтовна благополучно родила сына Василия, а благодарный супруг ее дал щедрое пособие на устройство Железноборской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

София Витовтовна благополучно родила сына Василия, а благодарный супруг ее дал щедрое пособие на устройство Железноборской обители. Преп. Иаков преставился в глубокой старости 11 апреля 1442 года. 46. Преп. Сильвестр Обнорский, ученик преп. Сергия. С благословения великого аввы, он пошел искать пустынного места для пребывании в безмолвии и остановился в глухих местах на берегах Обноры, водрузил крест, поставил себе келлию и посвятил себя подвигу поста и молитвы. Окрестные жители стали приходить к нему за духовными советами и благословением, а некоторые изъявили желание жить с ним. Преп. Сильвестр охотно соглашался на их желание и велел им строить келлии. По благословению святителя Алексия, Сильвестр построил в Обнорской пустыне деревянный храм в честь Воскресения Христова и устроил монастырь на Обноре. Для безмолвия он удалялся по временам в дремучий лес, и то густое место, где он уединялся для молитвы, сохранило доныне название «заповедной рощи». Там ископал он три кладезя, и четвертый на склоне горы к реке Обноре. Последний и до сих пор источает струи чистой воды, с благоговением почерпаемой богомольцами. Но так как народ жаждал видеть святого старца, то преп. Сильвестр исходил из пустынного убежища, и то место, где беседовал он с народом, ознаменовано издавна часовнею. Преставился 25 апреля 1379 года. Вскоре после представления его, от гроба его стали истекать чудесные исцеления, и над местом его погребения устроена была часовня, позднее замененная деревянною церковью. В 1764 году монастырь Воскресенский упразднен и обращен в приходскую церковь . В 1825 году, по благословенной грамоте Филарета, архиепископа Ярославского (в последствии знаменитого митрополита Московского), данной в 1821 году, построен каменный Воскресенский храм; там на правой стороне, против местной иконы Спасителя, стоит бронзовая вызолоченная рака. Изображение преп. Сильвестра поверх раки украшено серебряною ризою. Под полом, на поверхности земли, стоит гроб с мощами Преподобного, сохранившийся неврежденным и окруженный бревенчатым срубом. Гроб можно видеть через прорезанный пол сверху из-под пьедестала раки, от которого с южной стороны отодвигается доска. Память празднуется в день преставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Хотя бракосочетание Государей Российских обыкновенно совершалось в Благовещенском соборе; но иногда они там же принимали и брачный, где Царский венец, ибо летописи и грамоты свидетельствуют нам, что 1391 года Митрополит Киприан в Успенском соборе венчал Великого Князя Василия Дмитриевича с Великою Княгинею Софиею Витовтовной 413 ; в 1472 г. там же венчана была Царевна София Фоминична с Великим Князем Иоанном III, в присутствии его матери, братьев и сына, множества Князей и Бояр, Легата Антониа, Греков и Римлян 414 . В 1500 г в сем же храме Митрополит Симон благословил брачный союз дщери Великого Князя Uoahha III , Феодосии с Князем Василием Холмским, а в 1505 году он же венчал Великого Князя Василия Иоанновича с Соломониею Сабуровой. В 1506 г. венчан был в Успенском соборе Спаским Архимандритом Афанасием новопросвещенный Царевич Петр с сестрою Великого Князя Евдокиею, а Великий Князь Василий Иоаннович с Великою Княгиней Еленою Глинскою – Всероссийским Митрополитом Даниилом 1526 года. Лжепатриарх Игнатии в 1606 году, Мая 8, совершил бракосочетание Лжедмитрия с Мариною в Успенском соборе, где потом Цари Михаил и Алексей венчаны были Благовещенскими протопопами 415 ; но обряд бракосочетания Царей Феодора II с Царицею Агафьею Семеновной и Иоанна Алексеевич а с Царицею Параскевою Феодоровной совершал Патриарх Иоаким в первопрестольной церкви. Кроме означенных св. обрядов, в Успенском соборе совершались окончившиеся с XVII веком: 1)пещное действие, 2) действо Страшного суда, 3) исхождение в начало индикта и 4) вербное действие. 1 . В неделю Св. Отец, в Московском Успенском, в Новгородском Софийском соборах и даже в других епархиальных совершался чин пещного действия в воспоминание бывших в Халдейской пещи трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. Пред окончанием утрени, в Воскресенье, посреди собора, ставилась на амвонном месте, против царских дверей, деревянная печь, окруженная зазженными свечами. Учитель приводил туда трех отроков со свечами и пальмами в руках и Халдеев, которые были в платье из червленого сукна с крашенинными оплечьями; на голове имели шапки, опушенные заячиною 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

2004 Кульчинский также говорит, что Цамблак много хлопотал об унии, и что существует его послание, которое он писал Констанцкому собору по этому вопросу. 2005 То же обвинение повторяется и некоторыми новейшими историками. 2006 —184— Прежде всего, заметим, что все эти известия об униатстве Григория Цамблака принадлежат позднейшему времени. Ни наши летописи, ни современный им польский историк Длугош ничего не говорят о том, что Цамблак принял унию в Констанце. Врагу Цамблака, митрополиту Фотию было бы всего естественнее обвинять его в униатстве, если бы такое обвинение было справедливо; но Фотий этого не делает. 2007 Папа Мартин V в двух буллах, которые он прислал с Констанцкого собора Ягеллу и Витовту, и в которых он восхваляет ревность этих государей о деле унии, точно также ничего не говорит об униатстве Цамблака. 2008 Впоследствии, после Флорентийского собора, в половине XV в., папа Пий II ни в настольной грамоте митрополиту Григорию, ни в булле, написанной по поводу этого Григория к королю Польши Казимиру, ни слова не говорит о Цамблаке; между тем, папе здесь было бы совершенно уместно упомянуть о нём, если бы он был предшественником этого Григория по унии. 2009 Вероятно, упомянул бы о Цамблаке, если бы он был униат, и папа Евгений в своей грамоте к Василию Васильевичу по поводу Флорентийской унии; но и он ничего о нём не говорит. 2010 Наконец, даже в XVII в. православные полемисты против униатов считали должным опровергать обвинения Цамблака в униатстве. 2011 Но самым лучшим опровержением по- —185— добных обвинений будет история путешествия Григория Цамблака на Констанцкий собор и выяснение истинных причин этого путешествия. К этому-то мы теперь и перейдем. Наши летописи рассказывают об этом путешествии и о его мотивах следующее. В 1418 году Григорий Цамблак спросил Витовта, зачем он в латинской вере, а не в православной вере христианской? Витовт отвечал ему, что если он хочет видеть не только его одного, но и «всех людий неверных земля Литовскиа» в православной вере, то пусть идет в Рим и вступит там в прю с папою и его мудрецами. Если он победит их, то он, Витовт, и все его подданные сделаются православными; если же не победит, то Витовт всех православных в Литве обратит в веру немецкую. «И посла его (Цамблака), – прибавляют летописи, – в Рим с своими паны». 2012 Затем, под 1418-м же годом встречаем отрывочное известие, что «митрополит Григорей Витовтов приеха в Литву, быв в Римьском граде», 2013 «в Риме и в Костянтине граде», 2014 или, наконец, «в римьском граде в Костянтине». 2015

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010