Сын Игнатия пошел к отцу и рабочим и рассказал им о каженике. Тогда византийцам стало ясно, что каженик был никто иной, как Ангел Божий, страж храма Св. Софии, олицетворявшей собою Иисуса Христа. Так как София Новгородская созидалась по подобию Византийской, то и на иконе она изображена лучезарным Ангелом со свитком и надписью: «София премудрость Божья Иисус Христос ». Это Новгородский тип, он же и в Вологде, а в Киеве тип другой, встречающийся и в Тобольске; в нем Св. София изображена Божией Матерью. Если обратиться к церковной службе, то можно примирить оба воззрения: Христос есть София и Богоматерь – Престол Его. Эта двойственность проглядывает не только в иконографии, но и литературе, и в них нет попыток примирить это противоречие – это богословие не церковное, а народное, это выражение народной мысли.      София празднуется то 8-го сент. (богородичный праздник), то 15-го авг. (тоже богородичный праздник), а в Константинополе 23 в 24 декабря, здесь ее празднование приурочено к чествованию Христа. Во всяком случае обе в формы древние. На одном образе VI-ro столетия София изображена в виде Ангела. Как я уже говорил, Новгородская София примыкает к числу весьма распространённых во всем Мире сооружений в честь Софии. Первоначальное ее построение относится к ( 989 г., когда Св. София была построена дубовой о 13 верхах, близ того места, где теперь стоит церковь Андрея Стратилата, но в 1045 г. она сгорела и на ее месте Садко богатый гость построил впоследствии церковь Бориса и Глеба. Каменная же София была заложена в 1045 г. на том месте, где она и теперь стоит. Строился собор 7 лет и освящен при Новгородском князе Владимире Ярославиче и втором Новгородском епископе Луке Жидяте. Зодчие его были греки. Какая церковь служила ему прототипом, указать нельзя; тип его – византийский, получивший свое развитие между VI и X веком. Сложена Новгородская София из дикого камня, крыша у нее коробовая. Перво­начально София была меньше, чем в настоящее время, впоследствии к ней были пристроены паперти и апсиды новых приделов. В за­падной части у нее башня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Наталия 30 сентября 2019, 10:03 Святые Вера, Надежда, Любовь и матерь их София! Молите Бога о нас, о даровании нам любви, об устроении личной жизни, о здоровье! Зинаида 10 марта 2019, 00:16 Святые София,Вера,Надежда,Любовь помолитесь Господу Богу нашему возлюбленному о грешных Зинаиде,Александре,Константине,Василие,Илье. Надежда Цыганова 19 февраля 2019, 09:18 Святые великомученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София ! Помолитесь Богу о нас грешных - рабах Божьих Надежде , Николае, Илие, Дионисии ! Наталья 1 ноября 2018, 16:27 Святые мученицы Христовы ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ и мать их СОФЬЯ помолитесь ГОСПОДУ БОГУ ОТЦУ НАШЕМУ НЕБЕСНОМУ о здравии и о спасении Дмитрия, Натальи и Максима. Алена 1 октября 2018, 22:58 Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь ваша София, молите Бога о нас недостойных рабах Божьих Илье ,Андрее и Елене! Дай Боже мужества и сил тому кто не имеет и да изменится от этого хождение перед тобой , дай хоть часть их мужества чтобы сделать то что ты Боже решишь! Елена 1 октября 2018, 12:24 Святые великомученицы Вера, Надежда, Любовь и София! Молите Бога о нас грешных о нашем спасении и твердой вере в Иисуса Христа! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Аминь. Андрей 30 сентября 2018, 20:32 Святые мученницы Христовы,Вера,Надежда,Любовь и мать их София,молите Бога о рабах Его Андрее и Ольге Оксана 30 сентября 2018, 02:03 Великомученицы Вера,Надежда,Любовь и мать их София прошу помолитесь за меня рабу грешную Ксению и детей моих рабов божьих Софию и Иоанна чтобы Господь Бог наш милостивый даровал здоровья моим детям и простил грехи мои Аминь Надежда 4 июня 2018, 10:13 Святые мученицы Христовы,Вера,Надежда,Любовь и Ваша матушка София,молите Иисуса Христа о нас рабов Наталии,Надежды,Ульяны на преодоление маловерия и уныния. Не остави нас без веры,надеждыи любви.Аминь. Любовь 13 мая 2018, 12:47 Святые мученицы Христовы: Вера, Надежда, Любовь и матерь их София молите Бога о рабах его Любови, Евгения, Полины и Татьяны. Наталия 30 сентября 2017, 17:53 Святые мученицы София, Вера, Надежда, Любовь, молите Бога о рабе Божьей Надежды.Прошу смягчения ее души к рабе Божьей Наталии.

http://pravoslavie.ru/64498.html

«– заступницу мирови, пренепорочную Невесту, Деву воспети дерзаю, еяже девственную душу церковь свою божественную нарекл еси, и воплощения ради Слова твоего Софию Премудрость Божию именовал еси. – Зрак ея огневиден вообразил еси, от нея же изыде огнь Божества твоего, сиречь единородный Сын твой». 697 Некоторые части этой службы, как то паремии, стихиры на литие и стихиры на стиховне, заимствованы из службы Успения Пресвятой Богородицы; замечательно при этом, что сказанное заимствование сделано сознательно и заключается следующей оговоркой. «Сего ради Стиховна и прочая, писана празднеству Успения Пресвятой Богородицы понеже она есть церковь одушевленная премудрости, и Слову Божию, София именуемая ». 698 Другими словами, опять подтверждается, что София – это и есть Богородица, храм ипостасной премудрости, Слова Божия. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что София празднуется в день Рождества Богородицы (– в Киеве –) или в день Успения (– в Вологде –). Таков один ряд толкований Софии. В других же, как например в «Сборном Подлиннике графа Строганова», Премудрость прямо называется Сыном и Словом Божиим . 699 Точно так же, в упомянутой выше «Службе Софии» София иногда почти отождествляется с Богом-Словом. 700 Таково толкование Софии нашими предками. Сразу видно отличие его по тону от толкования византийских греков. Занятая богословской спекуляцией, Византия воспринимала Софию со стороны ее спекулятивно-догматического содержания. София, в понимании греков, – по преимуществу предмет созерцания. – Наши же предки, восприняв от Византии готовые догматические формулы, прилепились душою к подвигу, и к непорочности, возлюбили чистоту и святость отдельной души. И тогда София повернулась к их сознанию другою своею гранью, – аспектом целомудрия и девственности, аспектом духовного совершенства и внутренней красоты. – Наконец, наши современники, мечтая о единстве всей твари в Боге, всю мысль устремили к идее мистической Церкви. И София повернулась к ним своею третьею гранью, – аспектом Церкви. Феодор Бухарев, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев , «нео-христиане», католические модернисты и т. д. 701 – вот те течения, которые опять находят себе символическое выражение в Софийных иконах. Чем же теперь является София?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Ист.: Неофит Рилски, иером. Службы с житием прп. и богоноснаго отца нашего Иоанна Рилскаго чудотворца. Белград, 1836, 18702; Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые юж. славян: Описание жизни их. Чернигов, 1865. С. 161-165; Гильфердинг А. История сербов и болгар// Он же. Собр. соч. СПб., 1868. Т. 1. С. 121-131; ВМЧ. Окт., дни 19-30. СПб., 1880. Стб. 1143-1150; Euthymius, patriarch. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393)/Hrsg. K. Kaluniacki. W., 1901. L., 1971r; Милетич Л. Най-старото житие на св. Иван Рилски//Библиотека: Прил. на Църк. Вестник. София, 1902. 4/6. С. 130-140; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1908, 19312, 1970р. С. 345-383; он же. Жития на св. Ивана Рилски с уводни бележки//ГСУ, ИФФ. 1936. Т. 32. Кн. 13. С. 1-109; Киселков В. С. Безименното житие на св. Ивана Рилски//ИИД. 1937. Кн. 14/15. С. 93-108; он же. Св. Иван Рилски: Жития. София, 1940; он же. Владислав Граматик и неговата Рилска повест. София, 1947; Трифонов Ю. Софийската редакция на Владислав-Граматиковия разказ за връщането на мощите на св. Ивана Рилски от Търново в ман-ра//Списание на Българската Акад. на науките. София, 1940. Кн. 60. С. 67-94; Гошев И., прот. Трите най-стари пространни жития на прп. Иван Рилски//ГСУ, БФ. 1948. Т. 25. С. 3-72; Партений (Стаматов), еп. Левкийский. Богослужебни последования на все лето прп. отцу нашему Ioahhy Рилскому, с приложением. София, 1955; Ангелов Б. С. Старобългарски текстове: 2. Служба на Иван Рилски//Изв. на Архивния ин-т. София, 1957. Т. 1. С. 274-283; он же. Ново житие на Иван Рилски//Из старата бълг., рус. и сръб. лит-ра. София, 1958. Т. 1. С. 69-97; он же (Angelov B.). Un canon de St. Jean de Rila de Georges Skylitzes?//Bbl. 1969. Т. 3. P. 171-185; он же. Старинна служба за Иван Рилски//Ibid. 1975. Т. 2. С. 115-118 (то же// Он же. Из историята на старобълг. и възрожденската лит-ра. София, 1977. С. 50-71); Житие на Иван Рилски от патриарх Евтимий//Христоматия по старобълг. лит-ра/Ред.: П. Динеков, К. Куев, Д. Петканова.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Эти моменты были переосмыслены и переопределены Б. в эмиграции; не последнюю роль в этом переосмыслении сыграл мистический опыт самого Б.: ему явилась София в алтаре храма Св. Софии в К-поле: «это не небо и не земля, свет небесный над землею - это не Бог и не человек, но сама божественность, божественный покров над миром» ( Булгаков. Из дневника//Pro et contra. C. 153). Важную роль в толковании этого опыта сыграла софиологически понятая Б. метафизика света свт. Григория Паламы . София - это уже не просто «умное место» Платона, но скорее и прежде всего мир энергий, сфера нетварного света, область эпифании: «Премудрость Божия, София, есть Откровение трансцендентального существа Божия… Поэтому-то Софию необходимо понимать как τ ντως ν, умную сущность, как раскрывающийся мир божественных энергий, как всеединство, совершенный организм божественных идей, пронизанных Духом Св. и явленных в правде и силе» (Ипостась и ипостасность. С. 25, 26). В «Ипостаси и ипостасности» Б. предлагает разграничить сферу Софии и природу Св. Троицы («Премудрость Божию, понятую в этом смысле, надо строго отличать от сущности Божией или природы… она есть единая для всех ипостасей основа или существо. Природа (φσις) соотносительна ипостаси, как ее основа, София же есть откровение о Себе Триипостасного Бога, Слава Божия, неотделимая от Открывающегося, и, однако, в себе сущая, как содержание божественного откровения» - Там же. С. 26) - и откажется от этого различения в «большой трилогии». София - «раскрывающийся мир божественных энергий» - все же несет на себе отпечаток «посредницы» между Богом и миром (можно трактовать мир энергий как область, посредствующую между Богом и миром, и лишь позже появляется интерпретация Софии как «Совета Божия о мире»). Кроме того, София как «ипостасность» Божества выступает и как «ипостасность» тварной ипостаси-личности человека, что вступает в противоречие с булгаковским же учением об Абсолютном Субъекте-Троице и тварном «я»-ипостаси, не случайно в «Главах о Троичности» София отсутствует как конструктивный элемент онтологической модели и вообще не упоминается. Если в «Ипостаси и ипостасности» для Б. было важно подчеркнуть «энергийную» сторону Софии как принадлежащей всем трем Божественным Ипостасям («как по учению св. Григория Паламы энергии Божественные не приурочены лишь к одной из божественных Ипостасей, но открывают и всю Св. Троицу, так и каждую из ипостасей в соответствии ее вечных свойств, так же и София, как Слава Божия, соответствует не одной лишь Второй Ипостаси, как ее личное свойство, но находится в обладании всей Св. Троицы и, следовательно, каждой из ипостасей» (Там же. С. 25), то в «Агнце Божием» Усия есть Божественная Реальность, а Божественная София - совокупность свойств как форм явления Божественной Реальности, определяемых характером Ипостасей.

http://pravenc.ru/text/153629.html

См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Елена Чернышева , доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Московского педагогического государственного университета (МПГУ)//Фома. - – сентябрь 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Говорят, что . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Блудница перед Христом. И. Аскназий. 1879//Фома. - – сентябрь 2016. - С.48-49. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что …»). Ответы на следующие суждения и вопросы: Говорят, что быть богатым грешно. На самом деле… - С.48; Часто спрашивают: является ли грехом брезгливость ? Отвечаем: - С.48; Почему в Церкви осуждают эвтаназию ? Потому, что… – С.49. Ответ священника: Грех ли продолжать посещать собрания сектантов? /Спрашивает Глеб . Отвечает священник Святослав Шевченко , г. Благовещенск. Фото Marco Valerio/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0//Фома. - – сентябрь 2016. – С.49. – (раздел « Вера », рубрика « Ответ священника »). Александр Ткаченко. Дикобраз по дороге в Царствие Небесное, или Что делать, если борьба с грехами тебя почти сломала. [на Письмо в редакцию /автор – Глеб/отвечает Александр Ткаченко ]. Рисунки Натальи Федоренковой//Фома. - – сентябрь 2016. - С.50-54. – (раздел « Вера »). На врезке к материалу приводится отрывок из выступления Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании в Москве 2 февраля 2015 года (С.54). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Елена Чернышева , доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Московского педагогического государственного университета (МПГУ)//Фома. - – сентябрь 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Реклама : С.55. Школа «Фомы». Именины: София . [Иллюстрированная информация: Значение имени ; Дата ; Святая мученица София. О ней; Другие известные святые с именем София /Мученица София Египетская; Праведная София Слуцкая; Преподобная София Суздальская (в миру великая княгиня Соломония)/; Преподобномученица София (Селиверстова); Интересные факты. Подготовила Дарья Баринова ]. Ил.: Святая мученица София и ее дочери – Вера, Надежда Любовь. Икона; Храм Софии Владимирской; Царевна Софья Алексеевна; София Полеолог. Фото Владимира Ештокина и фото Виктора Андреева/Wikimedia Commons/CC BY 3.0//Фома. - – сентябрь 2016. – С.56-57. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-161-...

Из основных монографических исследований необходимо указать книги А. де Любака 637 и Б. де Маржери 638 , посвященные главным образом, истории западноевропейской средневековой экзегетики, а также исследование X. Г. Ревентлоу 639 , охватывающее более широкий материал (собственно патристике посвящены вторая половина первого тома и первая половина второго тома). Подытожим «теоретическую» часть послесловия вполне очевидным выводом. Современная православная наука нуждается не только в отдельных исследованиях и комментариях ветхозаветных (и новозаветных) книг на современном уровне, но и в появлении обобщающего фундаментального труда по истории библейской герменевтики и экзегетики вплоть до настоящего времени, в котором были бы в достаточной мере учтены все достижения мировой науки в определенной перспективе, не просто не теряющей из виду, но отражающей многовековые традиции православной Церкви и духовности. Этой цели (как и введению в российских богословских вузах лекций или спецкурсов по библейской экзегетике), без сомнения, будет способствовать и публикуемый в русском переводе краткий очерк митр. Афмилохия (Радовича). Надеемся, что настоящая книга найдет своего читателя среди не только студентов богословских учебных заведений, но и всех, интересующихся православной библейской герменевтикой и экзегетикой. Научный редактор-консультант НС РПЦ, канд. ист. наук А. Г. Дунаев 550 Богослов и ориенталист (1815–1869). Его разработки (в частности, выделение «священнического текста» и передатировка закона послепророческим временем) были развиты Велльгаузеном в так называемой «теории Графа-Велльгаузена», предполагающей происхождение Пятикнижия из 4 независимых источников, объединенных затем одним или несколькими «редакторами». – Ред. 569 Годы жизни: 1906–1982. См. о нем: Мень. Библиологический словарь. Т. 2. С. 445 (указаны некоторые другие работы Б. Пиперова, не перечисленные митр. Амфилохием). – Ред. 570 Назовем некоторые из его работ [большинство – оттиски из ГДА]: Сенаарското разселване народите според Библията. София, 1947; Древната етнография на изсток според Библията: Ексегетическо изследоване на Бит. 10, 1–30. София, 1948; Произход и развитие на еврейския шрифт. София, 1949; Един древен коментар към книгата на пророка Авакума//ГДА 2 (XXVIII), 1951–1952; Иосиф Флавий и отношението му към старозаветните писания. София, 1963; Символиката на змията у библейските писатели. София, 1957 [из: ГДА 6 (XXXII), 1957]; Урим и тумим. София, 1960 [из: ГДА 9 (XXXV), 1960]; Представата за небето у cmapoзabjemhume библейски писатели. София, 1960; Книга Съдии Израилеви. София, 1964 [из: ГДА 13 (XXXIX), 1964]; Презвитер Лукиан, неговата рецензия на библеиския текст и преводът на св. Кирил и Методий. София, 1971.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Его реальность равна реальности самого Бога (ибо оно и есть Бог в самооткровении Своем), его жизнь равна жизни самого Бога (ибо оно и есть собственная жизнь). Его самобытность равна самобытности самого Бога (ибо помимо Божества сама идея Бога превращается в абстрактное понятие). София есть Плирома, Божественный мир, сущий в Боге и для Бога, вечный и несотворенный, в Котором Бог живет в Св. Троице... есть Образ Божий в самом Боге, само-Икона Божества... (V, 134). Создается впечатление, что с помощью идеи Софии Булгаков пытается как-то понять, точнее разъяснить смысл халкидонской антиномической формулы, но приходит в лучшем случае к антино- мизму самой Софии. И наконец замыкает ее в сфере эстетического опыта. София – это Образ Бога в Нем самом, его Первоикона, она есть наконец «реальная и до конца реализованная божественная Идея, идея всех идей, осуществленная как Красота, в идеальных образах красоты. Икона божества есть божественное самохудожество, жизнь в идеальных образах и в реальности этих образов. София есть, наконец, «Жизнь жизни и первооснова всей тварной жизни» (134). Как мы знаем, уже древнерусское искусство знало такую Софию и выражало ее в своих иконописных и архитектурных образах. София связана с Богом ипостасной любовью. Бог любит Софию и она любит его. Более того, София есть Слава Божия, о которой много написано в Ветхом и Новом Заветах, убежден Булгаков. «Она есть, Слава, как откровение Божией Красоты и Всеблаженства» (138). Слава как особый внутрибожественный принцип, Бог славится Сам в Себе, «это есть радость Божья о Себе Самом, любование, утешение, видение Себя Самого в Красоте» (139). При этом, убежден о. Сергий, если София как Премудрость есть самооткровение Бога во второй ипостаси, то София как Слава есть откровение Бога в Третьей ипостаси, то есть «София, как Слава, принадлежит Духу Святому» (140). Наконец, Божественная София является «предвечным Человечеством в Боге», ибо образ Бога в человеке Булгаков понимает как самую человечность человека (143).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Итак, основой данного учения о. о. Булгакова и Флоренского является не учение Церкви, а гностическая мысль о посредстве, без которого Бог будто не может иметь соприкосновения с тварью 1470 . Эта гностическая мысль о посредстве содержится в основе учения ο. Булгакова о творении 1471 , о воплощении 1472 и о вознесении Господа 1473 . Она имеется в виду во всех, рассмотренных нами софийных определениях. Ею проникнуто все учение о Софии о. о. Булгакова и Флоренского. Но эта гностическая мысль является ложной. Таким она делает и все софийно