Давайте разберемся с тем, какое имя приняла при постриге Соломония, где это произошло, и кто ее постригал. Святая София не поминается ни 28 ноября, когда состоялось событие, ни в ближайшие дни. Но вспомним о том, что так звали мать (Софья Палеолог) и бабку (Софья Витовтовна) ее мужа - Василия Третьего. Логично предположить, что Соломония взяла при пострижении имя святой покровительницы одной из родственниц своего мужа. В пользу этого говорит то, что византийский обычай смотра невест (в ходе которого была выбрана Соломония) закрепился на Руси благодаря грекам Траханиотам, - членам свиты Софьи Палеолог, и что пелена «Явление Богоматери преподобному Сергию» была вышита Соломонией по образцу аналогичной пелены Софьи Палеолог 1498 года. Таким образом, выбор имени «Софья» был жестом, призванным подчеркнуть, что и после пострижения София остается преданной своему мужу и его делу. В пользу этого говорит выбор монастыря для пострижения - московский монастырь Николы Старого впервые упоминается в летописях в 1390 году - в связи с прибытием в Москву из Константинополя митрополита Киприана, с сопровождавшими его монахами. Именно в этом монастыре митрополит, готовясь к встрече с великим князем, облачился в архиерейские облачения, и с крестным ходом направился в Кремль. Монастырь издревле позиционировался как «греческий». Для Соломонии было логично принять имя матери своего мужа (гречанки) именно в «греческом» монастыре. Чуть позднее царь Иван Грозный определил Никольский монастырь афонским монахам. Еще более интересно, что духовным отцом и игуменом монастыря Николы Старого был преподобный Давид Серпуховской - в миру князь Даниил Вяземский, из Рюриковичей (ум. 19 сентября 1529 г.) Более сорока лет он подвизался в Боровском монастыре, после чего в 1515 году оставил эту обитель, чтобы основать новый монастырь. Земли для него (в 20 километрах от Серпухова и в 80 километрах от Москвы) были предоставлены князем Василием Семеновичем Стародубским, мужем Марии - сестры великой княгини. Поселившись здесь, преподобный Давид поставил кельи, возвел первые храмы - в честь Вознесения Господня с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и трапезный в честь Святителя Николая.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

925 Записка для обозр. рус. древн. стр. 40. Спб. 1851 г. Сийский мон. в северн. архиве за 1826 г. ч. 19 стр. 142. 147. 927 По-фински говорят: какрон пуоли – овсяная сторона и каркунь пуоли – медвежья сторона. Отсюда самим каргополам досталось название овсянников. – Арханг. лет. 93. «А на Беле озере два города Каргодом да Каргополь, а преж того было белозерское великое княжение». 928 В 1547 г. строитель Вассиановой строкинской пустыни писал: «их монастырь стоит на р. Онеге, на болоте, а пашенки и приходу у того монастыря и иного доходу нет никакого и прокормиться им нечем; а около монастыря пришли места пустые, лес дикой и болота». Царь велел отвести землю, дозволил населять ее и дал несудимую грамоту. Акт. ист. 1, 112–113. Сл. грамоту 1500 г. в А. э. 1. 137. Максимовича словарь 3, 330–332. 930 В челобитной царям Иоанну и Петру челмский строитель Филофей писал: «в прошлых годах были присланы в сей монастырь (челмский) вел. кн. Ивана Васил. вел. княгини София Римляниня (Фомична) со снохою своею, которые опять обращены к Москве; а в то время игумен и вся братия высланы были вон, а прежде тех прислана была от кн. Димитрия Шемяки в. к. Василия Вас. Темного мать София (Витовтовна), а взята ли обратно или здесь померла, неизвестно». По летописи София Витовтовна увезена была Шемякою «в Каргополь» и потом отпущена в Москву в 1447 г., в София Фомична «бегала от татар на Белоозеро» в 1481 г. (собр. лет. 6, 177. 178. 232; 8, 120. 121. 213). Челобитною челмского строителя точнее определяется место временного пребывания княгинь на севере; а летопись, сличаемая с челобитною, показывает, что Каргополь и Челмский монастырь даже в 15 в. причислялись к белозерской стороне. 931 В челобитной царям Иоанну и Петру строитель Челмской пустыни писал, что «зачался тот монастырь з давних лет, с крещения каргопольского уезда жителей в православную веру». (Ркп.). 932 На раке преподобный изображен во весь рост древнею иконописью и в надписи между прочим сказано «на горе поживе 52 года, созда церковь богоявления Господня и монастырь устроив братию собра, – преставился к Богу в л. 6876 декабре 8 д.» Тоже время кончины показано в ркп. житии. Потому показание словаря святых (стр. 151): «преставился в конце 11 стол.» – ошибочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иаков родом из галичских дворян Амосовых, так долго скрывавший себя от людей, сделался усердным насадителем иноческой жизни на своей же родине. Вскоре после открытия уединенного пребывания Иакова, собрались к нему ревнители уединения. Слава о необыкновенных подвигах его достигла и до столицы. Он устроил строгое общежитие: в обители никто ничего не называл своим; его пример одушевлял учеников к строгой жизни. По примеру наставника ученики благодушно терпели нужду и скорби; Иаков учил их чистоте, душевной и телесной, посту, взаимной любви, терпению и смирению. Учение свое он подтверждал и примерами: будучи игуменом обители, он старался быть ниже всех, и вопреки желания учеников, он был всем слугою. Предтечевская – Железноборская обитель первоначально была весьма бедная: братия претерпевала страшную нужду; но во все время никто из них не возроптал на игумена, а все переносили благодушно всякую нужду. Наконец Господь облегчил терпение и нужды железноборских подвижников. Около 1415 года, пр. Иаков отправился по делам монастырским в Москву и остановился на время в Предтечевском монастыре, под Бором. В доме в. к. Василия Дмитриевича происходила в это время печальная семейная картина; супруга его София Витовтовна страдала родами и была при смерти. Все средства были употреблены к облегчению страждущей княгини; но все было напрасно. В. Князь был совершенно убит горем. Но узнав о прибытии в Москву преп. Иакова, он послал просить преподобного помолиться за умирающую княгиню. Иаков велел сказать князю: «молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здрава и в этот же вечер родит тебе сына, наследника престола». София благополучно родила сына Василия. Признательный в. князь сделал богатые вклады в обитель преп. Иакова и определил земли и угодья, для безбедного продовольствия братии. Железноборская обитель пришла скоро в цветущее состояние: зацвели тучные поля и луга, преп. Иаков выкопал своими руками обширные пруды и построил многие монастырские здания. В 1429 году сильное искушение испытали обитель Иакова и ее окрестности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Обезглавленный труженик сопричислен к лику святых. Христиане купили мученические останки его и с честью погребли в храме святого Георгия. На другой день после погребения, в праздник Троицы, пропо­ведник Дорофей почтил память страдальца назидательным словом» 560 . Дим пострадал в 1763 году 10-го апреля. Господь почтил нетлением верного раба Своего. Мощи его были перенесены в алтарь храма святого Георгия, и много было случаев ис­целения приближавшихся ко гробу его с теплою верою в помощь при­нявшего мученический венец. День одиннадцатый. Память преподобного Иакова Железноборовского В тридцати верстах от Галича, в глухом лесу, у железных рудников, жил (с 1352 г.) в уединенной хижине пустынник, и этот пустынник мо­литвами возвратил к жизни супругу могущественного властителя Рос­сии. Это был преподобный Иаков, ученик великого Серия Радонежского. Супруга великого князя Василия Дмитриевича, София Витовтовна, страдала родами и была при смерти. Преподобному Иакову случилось тогда быть в Москве; он пребывал в монастыре Иоанна Предтечи под бором, за рекою Москвою. Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный от­вечал: «Молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здорова и в этот же вечер родит сына, наследника тебе». София благополучно родила сына Василия. Это было в 1415 году. Признатель­ный великий князь дал блаженному Иакову средства построить на ме­сте уединенных подвигов его, на железном борку, монастырь с храмом в честь святого Предтечи и определил землю на содержание обители 561 . Преподобный родом из Галичских дворян Амосовых 562 , был усерд­ным насадителем иноческой жизни в родной стороне своей. Скоро собрались к нему ревнители уединения. Он устроил строгое общежи­тие, – в обители никто ничего не называл своим; его пример одушевлял учеников к строгой жизни; по примеру наставника ученики благодушно терпели нужду и скорби; блаженный Иаков учил их чистоте душевной и телесной, посту, взаимной любви, смирению и терпению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2222 . Честного Креста, мужской, ныне село Честный Крест, Волынской губ., Владимирского у., в 10 вер. к югу от Владимира, при р. Луге. Еще в 1460 г. Вел. кн. Свидригайло Ольгердович пожаловалъ пану Немире село «Чесны Крест», граничившее с имениями Владимир. епископа и упоминаемое в духов. завещании Немиры. Когда село это, в котором был и м-рь, перешло от пана Немиры к Феод. Чарторыйскому и сыновьям его Ивану и Александру, то последний из них в духов. завещании 1569 г. записал жене своей 10.000 зло­тых польских «на дворе сельца и м-ря Честного Креста». Сын Александра Чарторыйского Михаил село и м-рь зало­жил в 1580 г. пану Иваницкому. “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; “Памятн. для разбора древн. актов”, I, Отд. 2, 48 (отдача в залог м-ря и села в 1580 г. пану Иваницкому). 2223 . Четвертинский, женский, ныне село Четвертня, Волынской губ., Луцкого у., в 45 вер. к сев. от Луц­ка, при р. Стыре. Основан в 1618 г. Мариею Балабановою, урожденной Гулевичевной, теткою кн. Григория Четвертинского, давшего фундушевую запись на земли для монастыря. М-рь построен по благословению патриарха Константино­польского и под наблюдением игумена Герасима. Позднее он совращен в унию и уже в 1703 г. значится униатским. “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 221, (жалоба 1703 г. о разграблении м-ря); т. VI, 471, CLXXXIV (фундушевая запись 1618 г.). 2224 . Чудовский – Иванырсовский или Иванырсурский, а также Новонырский, Ванырский и Ивансырский, мужской, ныне село Иванырс-Богородское, Пензенской губ., Городищенского у., в 50 вер. к сев.-зап. от Городищи, при рч. Иванырсе, близ правого берега р. Суры. Делается из­вестным с 1675 г., когда им управ­лял строит. Трифон. В 1691 г. при­писан к Чудову м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 216; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 958. 2225 . Чухломский, женский, совсем уничтоженный, в гор. Чухломе, Костром­ской губ., на песчаном мысу, образовав­шемся от течения ключа Санебы, и на котором, по преданию, находится мо­гила какой-то княгини. О нем известно только, что он уже существовал в XV ст.; в нем была заключена Вел. кн. София Витовтовна Дмитрием Шемякою, в то время, когда он, будучи изгнан из Москвы Вел. кн. Василием Василь­евичем Темным, успел захватить в плен его родительницу и, после окон­чательного поражения под Галичем, увезти ее из Чухломы в Каргополь. Под 1446 г. в летоп. действительно это со­бытие записано, но о м-ре ничего не ска­зано, а говорится: «а матерь его вел. кн. Софью послаша в Чухлому». Крживоболоцкий, “Костром. губ.”, 604; “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.”, 349; “Полн. собр. лет.”, V, 174, 177.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

963 ...в суботу, в 9 час нощи, противу недели, иже ο блуднм... – Β древнерусском церковном календаре каждая из недель имеет свое название; суббота недели ο блудном сыне в 1446 г. приходилась на 12 февраля. 964 ...великих княгинь изнимаша, Софю и Марью... – София Витовтовна, мать Василия II, дочь великого князя литовского Витовта, великая княгиня московская с 1392 по 1453 г.; Мария Ярославна, жена Василия II, дочь князя серпуховского Ярослава Владимировича, великая княгиня московская с 1433 по 1485 г. 965 ...на Вори... – Река Воря, приток Клязьмы, служила границей между Московским и Радонежским уездами – владениями великого князя и удельного князя серпуховско-боровского. 966 ...к Радонжу. – Город, находившийся недалеко от Сергиева Посада; см. «Житие Сергия Радонежского». 967 Пядь – мера длины, равная расстоянию между концами расставленных большого и указательного пальцев. 968 ...к селу Климентиевьскому... – Клементьевское или Климентьево – село в Радонежском уезде, под Троицким монастырем. 969 ...не лишите мя зрити образа Божиа... – С. Б. Веселовский считал, что в этом летописном рассказе «замечается какая-то неувязка», так как князь, не ожидавший нападения, не мог предвидеть своего ослепления (Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969). Однако, попав в руки Дмитрия Шемяки, Василий II мог, естественно, ждать для себя участи ослепленного им Василия Косого. 970 «Но се сътворихом християньства для и твоего окупа: видвши бо се татари, пришедши с тобою, облегчать окупъ, что ти царю давати». – Это заявление князя Ивана Можайского, приведенное летописцем, подтверждает, что выступление Дмитрия Шемяки и Ивана Можайского, как отмечал ряд летописей, обосновывалось необходимостью избавиться от чрезмерного «окупа», обещанного Василием II Улу Махмету, и совершалось под антитатарскими лозунгами. 971 Прибгоша ко князю Ивану Ρяполовьскому въ Юрьевъ в село его Боярово. Князь же Иванъ съ своею братьею, с Семеномъ и съ Дмитреемъ... бжаша с ними κ Мурому... – Князья Ряполовские – одна из ветвей князей Стародубских, потомков младшего сына Всеволода Большое Гнездо. С XIV–XV вв. Стародубские-Ряполовские стали служить великим князьям московским. Иван Иванович Ряполовский и его братья Семен и Дмитрий активно помогали Василию II в борьбе с Шемякой; в дальнейшем неоднократно выступали в роли военачальников в борьбе за Казань и в других войнах. При Иване III Семен Ряполовский подвергся великокняжеской опале и был казнен. Юрьев Польской и Муром с конца XIV в. входили в состав владений великих князей московских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

974 ...князь Василей Ярославич... – Удельный князь серпуховский и боровский, шурин Василия II. Был активным сторонником Василия во время его борьбы с Шемякой. Однако после победы великого князя в 1456 г. был лишен удела и сослан в Углич; умер в 1483 г. в ссылке в Вологде. 975 ...князь Семенъ Иванович Оболеньской... – Князья Оболенские, потомки Юрия Тарусского, сына князя Михаила Всеволодовича Черниговского. Уже с середины XIV в. Оболенские стали служить великим князьям московским. После бегства в Литву Семен Оболенский активно помогал Василию II в борьбе с Шемякой. 976 Федоръ Басенокъ – Федор Васильевич Басенок; принадлежал κ числу «худородных» сподвижников Василия II, но еще до 1446 г. выступал как один из воевод великого князя. За заслуги Басенка в борьбе с Шемякой великая княгиня София Витовтовна и Василий Темный вознаградили его селами в Коломенском уезде; Басенок был свидетелем при составлении завещания Василия II. Β 1446–1460 гг. Басенок играл выдающуюся роль в ряде военных походов на татар и на Новгород, но после смерти Василия Темного в 1463 г. был ослеплен, а в 1473 г. сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. 977 ...бже къ Коломн, и тамо лежал под своимъ притлемъ... – Слово «притлемъ» читается в наиболее ранних текстах «Повести об ослеплении...». Β более поздних версиях того же рассказа (Московский свод 1479 г., летописание конца XV–XVI вв.) вместо загадочного слова «притлемъ» – «приателем». По данным И. И. Срезневского , слово «лежати» могло означать – «быть погребенным, ночевать, пребывать, жить»; в Академическом списке Вологодско-Пермской летописи здесь читается: «лежал под своим присельем». Вероятно, речь идет ο том, что Басенок укрывался в своем селе, поселке в Коломенском уезде (в этом районе и впоследствии находились земельные владения Басенка, дарованные ему великокняжеской семьей). 978 ...дал бо б король князю Дебряньскъ Василью в вотчину, да Гомей, да Стародубъ, да Мстиславль... И князь Василей Ярославич дал Дебряньскъ князю Симиону Оболеньскому да Федору Басенку. – Дебрянск (Брянск), Гомей (Гомель), Стародуб и Мстиславль – западнорусские города, находившиеся на восточной границе Польско-Литовского государства, постоянно давались в «держание» (вассальное владение) русским феодалам, переходившим на службу κ Ягеллонам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Аристократический» Чудов монастырь играл огромную роль в религиозной жизни столицы, из стен которого вышли многие высшие иерархи русской церкви, где крестили своих детей монархи, молились сами и куда постригалась высшая знать. Он был основан митрополитом Алексием в 1365 г., на месте золотоордынского двора, где жили ханские послы. Построен в честь чуда Михаила Архангела в Хонех, когда архангел ударом жезла отвел водный поток, которым язычники пытались затопить храм. Название его было выбрано весьма символично, потому что, по преданию, Алексий также совершил чудо: исцелил по просьбе хана Джанибека его жену Тайдулу от глазной болезни, за что получил территорию двора и льготы церкви. Позднее он будет похоронен в его стенах. В 1483 г. была сооружена Алексиевская церковь, где в подклете соорудили усыпальницу митрополита. Здесь же позднее погребут останки великого князя Сергея Александровича, погибшего в 1905 г. от рук террористов. В темнице Чудова монастыря завершил свои дни патриарх Гермоген, заточенный поляками за призывы к русскому народу подняться на борьбу против оккупантов; здесь проводил свои реформы патриарх Никон и отсюда руководил он государством в отсутствие царя. Вся история обители связана с национальной культурой, а на территории монастырского кладбища были захоронены представители многих знатных русских родов. Вознесенский монастырь у Спасских ворот был основан женой Дмитрия Донского Евдокией (1386 г.). Приняв постриг под именем Евфросинии, она была в нем похоронена и стала почитаться покровительницей Москвы. Монастырь стал усыпальницей для женщин царского рода, где были погребены Софья Витовтовна (жена Василия I), София Палеолог (жена Ивана III), несколько жен Ивана Грозного, Наталья Кирилловна (мать Петра I) и многие другие. В монастырском храме находилась древняя икона Божией Матери «Одигитрия», по преданию, спасенная великой княгиней Евдокией во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 г. Через сто лет икона сгорела, и на ее выгоревшей доске знаменитый иконописец Дионисий написал новый образ Богородицы. Икона сохранилась и хранится теперь в Третьяковской галерее.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В 1392 году преподобный Иаков нашел уединенное место на берегу речки Тебзы, недалеко от селения Железный Борок, в Галичской земле. С разрешения жителей селения он остался на этом месте, водрузив деревянный крест, и построил небольшую келлию. Постепенно к нему стали приходить искавшие пустынного подвига и желавшие разделить с ним труды по устроению монашеской обители. Преподобный Иаков построил на избранном месте храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В период царствования великого князя Василия Димитриевича (1389–1425), сына благоверного князя Димитрия Донского, преподобный Иаков однажды посетил Москву, где узнал о том, что супруга Василия Димитриевича великая княгиня София Витовтовна (в монашестве Синклитикия; † 1453) находилась при смерти перед родами. Великий князь Московский, знавший о молитвенных подвигах святого подвижника, просил его помолиться о здравии любимой супруги. Преподобный Иаков отпустил посланцев государя со словами: «Пусть молится Богу и Пречистой Матери Его, а о княгине пусть не скорбит; будет она здорова и в нынешний же вечер родит ему наследника». И действительно, великая княгиня благополучно родила сына Василия, и благодарный супруг ее поспешил щедро вознаградить преподобного Иакова, предоставив ему дополнительные земельные угодья для расширения монастыря и денежные средства для обители. Железноборовский монастырь особенно пострадал от татарского набега в 1429 году, однако усилиями его преподобного основателя и братии обитель была восстановлена, а также сооружен новый трапезный храм во имя святителя Николая. По настоятельной просьбе монастырской братии преподобный Иаков, будучи уже в преклонном возрасте, отправился в Москву для рукоположения в священнический сан и назначения на должность игумена своей родной обители. Однако вскоре после возвращения он блаженно почил в глубокой старости 11 апреля 1442 года. Святые мощи преподобного, которого Господь прославил чудотворениями как при жизни, так и после смерти, были положены под спудом в основанной им обители. На гробницу преподобного Иакова положили каменный крест и вериги – свидетельство его монашеских подвигов. Житие преподобного Иакова написано настоятелем того же монастыря архимандритом Иосифом в конце XVI столетия. Вторично память его празднуется 11 апреля. Литература: Троицкий патерик. Сергиев Посад, 1912. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея май. - 2002./Ч. 1. – 456 с.; Ч. 2. – 536 с.; Ч. 3. - 400 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1415 году случилось ему быть в Москве, где имел он пребывание в Предтеченском, под Бором, монастыре. В то время великая княгиня Софья Витовтовна, супруга Великого князя Василия Димитриевича, страдала родами. Великий князь послал просить молитв у подвижника Иакова, и преподобный предсказал посланным, что супруга Великого князя родит ему наследника престола. София родила сына, и благодарный Великий князь дал Иакову средства построить монастырь во имя Предтечи на месте его подвигов. Иаков скончался 1422 года, 11 апреля. 20 . Преподобный Григорий Голутвинский – первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне. В этой обители, основанной около 1385 года в честь Богоявления Господня, хранится посох преподобного Сергия, с которым он, по преданию, встречал после победы Димитрия Донского. К ученикам преподобного Сергия причисляют: 21 . Преподобного Пахомия Нерехтского, основателя Троицкого Сыпанова монастыря, близ Нерехты, Костромской губернии. Скончался в 1384 году 23 марта. 22 . Преподобного Никиту Костромского, основателя Богоявленского монастыря в городе Костроме. 23 . Преподобного Никифора Боровского, изображенного на иконе Троицкого собора. Современные преподобному Сергию подвижники благочестия высоко ценили его духовную опытность и дорожили его мудрыми советами и наставлениями. Отсюда – целый сонм его святых друзей и «собеседников». И как сладостно звучит для сердца это умилительное наименование! Все они более или менее от него заимствовали свое иноческое образование, потому что «не в меру излилась благодать Божия на сего избранника, и он, смиренно стараясь быть ниже других, невольно превозмогал их обилием своих духовных дарований, которые так высоко и, можно сказать, одиноко поставили его над ликами иночествующих своего века и последующих». Поименуем здесь более известных из них: 1 . Преподобный Димитрий Прилуцкий, основатель обители Прилуцкой близ самой Вологды. В первый раз он познакомился с преподобным Сергием, вероятно, в 1354 году, когда преподобный Сергий приходил в Переяславль просить игумена для своей обители и, сколько ни отказывался, был сам посвящен в сан игумена епископом Афанасием.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010