2 . Како убо Тебе аз любити не имам, Господи мой? Како к Тебе не имам прилеп­лятися? Ты бо ми еси Бог Един, Источник жизни и податель всех благ, Творец мой и Господь. Вси удаляющиися от Тебе погиб­нут, вси не взыскующии Тебе не спасутся; потребил бо еси всякаго любодеющего от Тебе. Вси богатии в плотских страстех, ис­тинно не взыскующии Тебе обнищаша и взалкаша: взыскующии же Тебе не лишатся всякого блага. Темже день и нощь к Тебе да утренюю, день и нощь да Тебе жажду, о Бо­же мой, и всем сердцем люблю Тя! Едино просих от Тебе – Господа моего – то взы­щу, – еже жити ми в дому Твоем вся дни жи­вота моего, еже зрети ми красоты Твоя и по­сещати церковь Святую Твою. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу. Взыска Тебе ли­це мое. Лица Твоего, Господи, взыщу. 3 . Како Тебе не имам любити – Господа моего? Ты бо мой еси живот, Ты еси мое спа­сение, Ты еси моя слава и похвала, Ты еси мое богатство и вечное сокровище, Ты еси мое ра­дование и вечный покой. Лучше ли ми люби­ти вещь суетную, вещь неизвестну, вещь пре­вратну, вещь погибельну, ложну, – неже Те­бе, истинного живота моего. Сего ради всю надежду мою, все упование мое, все желание мое в Тебе Едином да полагаю, Господи, все сердце мое, всю душу мою, вся помышления моя в Тебе Едином да углублена имам, вся внутренняя моя, членове и мозги Тебе едино­му да излию, да весь буду в Тебе, Ты же во мне; да увем и познаю Тебе воистину единого истинного Бога и Господа, и егоже послал еси Иисуса Христа, и во свете Твоем узрю свет благодати Твоего Пресвятого Духа. 4 . Камо пойду от Тебе – Господа моего? И от лица Твоего камо бежу? – Аще взыду на не­бо; Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси; аще возму крыле мои рано и вселюся в последних моря, и там бо рука Твоя наставит мя, и удер­жит мя десница Твоя. Камо пойду и где обря­щу инамо живот вечный, аще не в Тебе – Со­здателе моем? Где инамо обрящу утешение и радость, пристанище и покой души моей, аще не в Тебе, Господи Боже мой? Камо от Тебе пойду? Ты бо глаголы живота вечного имаши в Себе. Ты еси источник живота и податель всех благ. Возжада Тебе душа моя, возжада Тебе сердце мое, Боже живота моего! Да усладитми­ся Твое пресвятое имя – пресладкого Господа моего Иисуса, да уранена будет им душа моя, да уязвлено будет мое сердце, да ничтоже имам любезнейше во всем житии моем, паче Твоего пресвятого имене. Да будут сладчайша словеса Твоя гортани моему и устам моим – паче меда; и оправдания твоя да вожделенна ми будут, Господи, паче злата и камене честна многа, и сладша паче меда и сота!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пс.18:9 Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. Оправданиями в псалмах и вообще в Писании ( Лк.1:6 ) называются повеления Господни, или заповеди в общем смысле. Исполнение этих повелений, или оправданий Божиих, со стороны человека сопровождается спокойствием совести, оправдывающей человека за хранение и исполнение заповедей Божиих и тем самым производящей радость и веселие в сердце его, а это и значить оправдания Господня права, веселящая сердце. В заповеди Господней выражена воля Божия, или Закон Божий – откровенный, который светилом Божественной премудрости просвещает умные очи человека и чрез то дает ему возможность разуметь волю Божию и познавать, в чем состоит истинное благо и противное воле Божией зло. Пс.18:10–11 Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе, вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота. Бывает страх человеческий, происходящий от боязни судов Божиих и человеческих, от опасения подвергнуться смерти и вечному наказанию, происходящий от преступной или виновной совести и овладевающий нечестивыми; таков страх братоубийцы Каина, богоотступника Саула, предателя Христова Иуды. Это страх рабский, приводящий человека в отчаяние. Совсем не такой страх Божий, или страх Господень. Он возбуждается в человеке «величием и всемогуществом Бога» ( Втор.10:17 ), Его «благостию и святостию» ( Исх.15:11–13 ). Страх Господень, происходящий от веры и любви к Богу, есть страх, или опасение, как бы не прогневить грехом Чистейшего, Святейшего и Праведнейшего Судию – Бога, а потому сам по себе есть чист, как дар Божий ( Иер.32:39–40 ), и вечен, как вечен Сам Бог, пребываяй во век века. Страх человеческий производит удручающее, мучительное состояние ( 1Ин.4:18 ), а страх Божий; чистый от всякой примеси человеческой греховности, низводит на человека благословения Божии и доставляет ему вечное блаженство ( Пс.111:1 ). Судьбами Господними в псалмах называются суды, или определения Божии, за хранение и исполнение закона Божия или за то или другое нарушение его. Они называются здесь судами истинными, т.е. верными и точно определяющими достоинство и заслугу человека пред законом Божиим, не нуждающимся ни в каких исправлениях или изменениях, как суды и законы человеческие, которые часто, по обстоятельствам места и времени, требуют поправки или изменения, или даже совершенной отмены. Оправданны вкупе, т.е. суды Господа, все в совокупности, истинны и праведны, вполне согласны с законом и всеми заповедями Божиими. Вожделенны паче злата и камене честна многа, т.е. для верующих в Бога, любящих и боящихся Его суды Его более приятны и наипаче желательны и драгоценны, чем все земные сокровища, состоящие в изобилии золота и многоценных камней; сладостью своею они превосходят всякую земную, мирскую сладость: они слаждша паче меда и сота.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Пс.18:10 .  Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны. Пс.18:11 .  Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота. «Закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы». «Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи». «Страх Господень чист, пребываяй в век века. Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе». «Вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота». Законом, свидетельством, оправданиями, заповедию, судьбами Пророк называет закон Моисеев. Ибо так именует себя и сам закон, когда говорит: «сия оправдания и суды», какия дал Господь Моисею ( Втор. 4, 45 ), а в другом месте: «сохраняй закон Господа Бога Твоего, и соблюдай заповеди Его» ( Втор.7:11 ). Называется же законом, потому что благоустрояет и в совершенство приводит общественную жизнь; а свидетельством, потому что служит свидетельством на согрешающих, и показывает наказание за преступление; оправданиями же, потому что научает справедливому и запрещает несправедливое, преуспевающих же в добре называет праведными; и заповедию, потому что заповедует и со властию повелевает, что должно делать; судьбами же, потому что указует Божественныя определения и научает, каких благ сподобится сохраняюший закон, и каким наказаниям подвергнется преступающий его. Посему Пророк говорит, что Закон Божий, будучи свободен от всякой укоризны, обращает человеческия души, и соделывает их неукоризненными, а свидетельство, устрашая, умудряет несовершенных и младенцев, возвеселяют же сердце оправдания, указывая причину нашего оправдания; а заповедь просвещает зрение ума, научая, чем благоугождается Бог всяческих, благоговение же и страх Божий, внушая хранение Божиих законов, приводят к наслаждению вечными благами. И справедливо страх Божий наименовал чистым, то есть, не подлежащим порицанию, тогда как страх человеческий порицается, и именуется робостию; судьбы же назвал истинными и оправданными, потому что определяют людям законныя почести и наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Факты, о которых теперь говорится, взятые именно вместе с самыми воспоминаниями Высокопр. Филарета, свидетельствуют несомненно, что и пасека, и конопляник, и огород, и опушка леса и пр. служили для отрока Феодора истинными питомниками, в которых он не только почерпал первые уроки, но совершал уже втайне и опыты, как бы пробуя свои силы, насколько он мог взяться за ярем Господень от юности своея и взявшись не озираться вспять. И потому всё это, как увидим в своём месте, совершалось им в уединении и втайне от других. А это-то самое, говоря словами церковного панегирика 16 , «бывает тогда, когда благоволит Господь по предведению Своему избрать кого в особенное орудие Своего Промысла для какого-либо высокого служения, хотя в то же время Сам же Господь устрояет так, что эти избранные сосуды благодати облагает как бы закровом, подобно как пчёлы свой улей от праздно-любопытных взоров наблюдателей, поучая и приготовляя этим самым избранников своих к хранению себя и своего избраннического состояния в сокровенности и через это полагая и утверждая в них краеугольное основание для всякого истинного духовного возрастания и преуспеяния – смирение». «Так и было, – говорил тот же церковный оратор, – с в Бозе почившим, великим святителем-отцом нашим. Его, ещё юного отрока, посылал нередко отец его на домашний пчельник стеречь рои пчёл и давал ему читать там Четьи Минеи. И вот здесь-то, под жужжанием пчёл – делательниц сота и мёда, невинное отроческое сердце Феодора увлекалось чтением житий Святых и услаждалось ими паче меда и сота. В один же из этих разов сердце его особенно усладилось и восхитилось при чтении жития праведного Филарета Милостивого; и юный Феодор тогда же решается и даёт обет принять на себя имя этого угодника, чтобы всю жизнь идти по следам его. Вот где и как положено было в сердце в Бозе почившего начало и основание тех великих духовных подвигов, в коих подвизался он в течение всей своей жизни, – начиная с осуществления, возродившейся в нём при настоящем случае, решимости принять имя Филарета, – или что то же – принять иноческое звание».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Наступил 1937 год. Из России доходили самые горькие вести. Но для нее Чаша Страданий была уже испита. В праздник Успения Пресвятой Богородицы тихо, после причастия, матушка отошла туда, куда ничто скверное и злое войти не может. Своим письмом, законченным на смертном одре, она желала расположить души сестер и братьев по вере к молитве – той, что для нее самой была вернейшей спутницей в скорбях. И боль растворялась радостью, и горечь становилась «слаще меда и сота», когда в сердце вливалось чувство близости и попечения Владычицы мира о России, вслед за словами, которые игуменья Руфина записала как завещание: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Простой образец соборной молитвы для всех, кто находится по ту и другую сторону границы и вопреки всем битвам века носит одно имя –   православные христиане. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 августа, 2021 7 июля, 2021 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 12 марта, 2022 30 сентября, 2021 12 сентября, 2021 2 августа, 2021 7 июля, 2021 8 мая, 2023 24 мая, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/gorech-slashhe-meda-i-...

Попытки истолковать сцену с сотом как евхаристическую или отражающую практику мистериальной инициации c заменой медом хлеба, вина и елея ( Philonenko. 1968. P. 89-98) были подвергнуты критике ( Burchard. 1965. S. 121-126; Lindars. 1987). Параллель с НЗ, в частности с Евреям Посланием , имеет не предметный, но идейный характер (при всех существующих различиях). Так, в Послании к Евреям говорится, что священники каждый день приносят за грехи «кровь тельцов и козлов и пепел телицы» (Евр 9. 13), но грехи не иссякают, а «жертвы, и приношения, и всесожжения, и жертвы за грех» никогда не были угодны Богу (Евр 10. 8). Этим жертвам противопоставляется Христос как Первосвященник и Жертва; искупительная жертва Христа, «подъявшего грехи» мира, отменяет все перечисленные виды храмовых жертвоприношений и очищений. В «И. и А.» также присутствует идея «сверхжертвы», воплощенной в образе белоснежного благоуханного сота, ангельской пищи, вкушение к-рой дает бессмертие. В описании действий с сотом соединено то, что левит делает при принесении всех видов жертв: воскурения, мирной, хлебной, очистительной за грех и всесожжения. В частности, изображая действия священника при приношении жертвы за грех, Человек прикасается указательным пальцем к ориентированным по сторонам света краям сота, и след от его пальца становится «как кровь», но он не кровавый. Пчелиный сот вышел из уст Человека: «...ты рек - и он явился. Не вышел ли он из уст твоих, потому что дыхание его - как дыхание уст твоих»,- говорит Асенефа (Iosephus et Aseneth. 16. 11). Пчелиный сот - это Тора, Премудрость. Идеи искупительной жертвы, ожидания Страстей и Воскресения в апокрифе нет. Приобщение Торе уже дает бессмертие. Пафос «И. и А.» - в обращении язычников к вере в Единого Бога, но не ко Христу. Хотя есть даже пророчество о грядущем Царстве Божием, но нет никакого намека на связь этого пророчества с Иисусом Христом. Через всю 2-ю часть «И. и А.» проходит мысль о том, что муж богобоязненный не отвечает злом на зло. Ее неоднократно высказывает родоначальник священнического сословия Левий. По предположению Бохака, 2 разные группы пестрых пчел, чьи цвета отвечают сочетанию цветов облачения священства, шатра скинии и храмовой завесы, символизируют раскол в священническом сословии Израиля во II в. до Р. Х. ( Bohak. 1996). Отношение же к жалящим пчелам и их прощение предвосхищают и символизируют прощение братьев Иосифа, к-рые напали на Асенефу, были повержены и прощены.

http://pravenc.ru/text/673673.html

Посему я из сота речений евангелистов, а также из предания святых и богоносных отцов (таких как сввяой Модест, патриарх Иерусалимский, преподобный Никифор Каллист Ксанфопул и дивный Палама Исихаст, а также и из тех, имена коих ведомы немногим, тебе же известны хорошо, среди них - и дивный Макарий Катафигиот, и авва Симеон Древний, и авва Дионисий Финейский), словно неутомимая пчела, поднятый дуновением исихии и окрыленный небесным эросом, собрал для тебя амброзию (нектар) ее деяний, дотоле сокрытую от многих покровом неведения или заблуждения, которая да будет в средоточении ума твоего, о Гелласий, " слаще меда и капель сота " . Кроме того, любезный мой ученик, приготовил я тебе и благоухающий райскими кущами стакт речений ветхих, кои подобно посвещенному в тайны Невидимого Бога, вплету в венец новый и незбывалый удивительной Магдалины. Венец же сей украшен будет златыми подвесками Песни, а точнее - волнующих напевов божественной любви, открытых Духом Соломону, возлюбившему мудрость и любовью к Богу достигшему премирного ведения. Возлюбленная Господом и воистину непостижимо любившая Господа, как изрек бы священнейший Ареопагит, " сверхприродно " и " пребожественно " , божественная Мария родилась в пределах Магдалинских, который позднее, по речению евангелиста Матфея, освятили нетленные стопы желанного ей, трижды возлюбленного Учителя. Священный же Марк называл место сие пределами Далмануфскими, ибо по еврейски " Далмануфа " означает " Его (то есть Бога Иисуса) пребывание " Колыбелью сей верной спутницы Богочеловека стало блаженное, осененное цветением божественных обетований селение Магдала, что между Капернаумом и Тивериадой у берега рыбообильного озера Генисаретского. Со всех сторон венчается оно, словно смарагдовым венцом, просторами Галилеи, на них же пастбища несчетные и вертограды сеннолиственные и плодоувенчанные. Такова, о достойнейший Геласий, божественная родина распятой Любви моей, то есть галилеянина Иисуса, божественного Учителя Магдалины. Отца равноапостольной Марии, любезнейший мой ученик, звали Сиром, а мать - Евхаристией. Богатый и древний род Марии, как все ожидали, должен был произвести прекрасный плод, подобно тому, как ухоженная и обрезанная виноградная лоза приносит сладкие и обильные гроздья. Но - увы! - в ее девственную душу и тело, словно в выметенную горницу, с самой ранней юности вселились, а точнее ворвались тайно и внезапно, семь нечистейших демонов. Они доставляли ей муки не меньшие, чем Гадаринским страдальцам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1572

На фресках [Р] и [Я-И] Голубица изображена на небе, где Христос. Церковь небесна по своей природе, она – Царство Небесное. А на фреске [К] Голубица ниже неба, в котором Христос. Но вокруг нее самой еще одно небо – свет в облачном окружении. Небо Голубицы примыкает к небу Христа, и тем образуется одно небо и одно Царство. Сия тайна Христа и Церкви велика ( Еф. 5:32 ). И то, что на небе изображено в образе небесного символа Голубицы, то на земле изображается в земном образе Невесты-Суламифи. Прекрасная, чистая, с ожерельем, с камнем в драгоценной оправе на груди, она коленопреклоненна, с молитвенно сложенными руками перед Небесным Женихом. К Нему обращен ее любящий молитвенный взор. Надпись на фреске [Р] гласит: Невеста лобзания царя си желает, В любезных персем его тепле воздыхает. И с тех пища яко млеко точится духовна, Паче сота ка(пель) благовонна. Жених ю в чертог вводит, Всех благ сподобляет, Венчанных дары своя приношают. Такими выражениями Песни Песней описаны слова любви Невесты-Церкви с Женихом-Христом. В них и упокоение у персей Христовых, и словесное молоко – пища духовная, и благовоние Невесты-Церкви слаще капель сота, и введение Невесты в чертог, и дары, и Божественное венчание. Струя крови от ребра Христова, через книгу омывшая Голубицу, струится дальше, к сердцу Суламифи. Невеста-Суламифь на земле тождественна белой Голубице на небе – это Церковь Христова. Кровь Христова, идущая от Голубицы к Невесте, не означает различия между Голубицей и Невестой. Это только два различных символа – небесный (Голубица) и земной (Невеста). Христос Кровью Своей омывает Церковь . Ожерелье с драгоценным камнем на груди Невесты – это Христос, Божественная Жемчужина, сокровище церковное. Роскошные волосы Суламифи ниспадают с головы на плечи и спину. Власи твои, яко стада коз, яже взыдоша от Галаада (6:6). Волосы Невесты – это ее нетленная красота перед Богом (волос не истлевает), это ее покрывало целомудрия. Волос не имеет в себе жизни и чувств, что по толкованию блаженного Феодорита , означает то неважное в жизни, без чего человек однако не может жить на земле и в чем он также должен проявлять благочестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

до Р.Х.) и до начала составления Мишны (около 200 г. по Р.Х.). В первых четырех главах содержатся авторские наставления, принадлежащие 60 учителям. До своей письменной фиксации они обсуждались и передавались изустно (т.е. составляли часть устного предания) и в этом смысле представляют богатейший материал, раскрывающий идейную атмосферу иудаизма рубежа эр. Большинство изречений, вошедших в состав следующей, пятой главы – анонимны. Некоторые из них могут рассматриваться как своего рода школьный фольклор или подборка известных афоризмов, рожденных в стенах бейт-мидраша. Но это одновременно и определенные житейские истины и аксиомы, в которых выговариваются исходные интуиции раввинистической этико-дидактичечкой мудрости. Среди прочих здесь встречается и такое поучение (5:10). Все люди делятся на четыре типа. Первые говорят: мое мое, твое твое – это по определению трактата " Пиркей Авот " средний тип; вторые говорят: мое твое, твое твое – это праведник; другие говорят: мое мое и твое мое – это   грешник, злодей; наконец четвертые говорят: мое твое, твое мое – этот последний тип именуется народ земли. Выражение " народ земли " ам ха-арец первоначально употреблялось фарисеями для обозначения тех, кто не принадлежал к их партии, но со временем приняло нарицательное значение – неуч, невежда, глупец, не обученный Торе, не сведущий в законе. В связи с этим, мы можем вспомним 10 стих из 17 главы Евангелия от Иоанна, здесь Господь, обращаясь к Своему Отцу, говорит буквально следующее:  " все Мое Твое, и Твое Мое " . Очевидно предельная взаимная открытость и бесконечная преданность друг другу – " все Мое Твое, и Твое Мое " , – в которых описывается отношение совершенной любви между Отцом и Сыном, не укладываются в рамки этико-юридической мудрости фарисеев: для фарисеев " мое твое, и твое мое " – глупость простолюдина; для Сына Божьего – выражение вышней премудрости и любви. Еще один пример. В трактате Сота (8б) находим следующие слова.   Сота 8б Какой мерой меряет человек, такой и ему будет отмерено.

http://bogoslov.ru/article/1246430

6, 24–32). Обладание премудростью, даже размышление о ней слаще меда, кто раз отведал ее, тот всегда захочет ее, а кто слушается ее и поступает по ее заветам, тот никогда не постыдится и не согрешит. Сл.: «Приступите ко мне желающий (Остр.: вожделеющий) мене и от плодов (Остр.: жить) моих насытитеся: Память бо моя сладка паче меда, и наследие мое паче сота медвена. Ядущии мя еще взалчут, и пиющии мя еще вжаждутся; Слушаяй мене не посрамится, и делающии у мене не согрешат». Перед словом «желающий» Гр. S, Сир. и Лат. прибавляют «все», а к словам «от плодов моих» Сир. прибавляет определение «добрых», – эти прибавления, конечно, не имели соответствия в подлиннике. «Память моя» – т. е. «воспоминание» или «памятование обо мне», или свободнее «размышление обо мне», Сир. неверно: «учение мое»; также и «наследие мое» значит «обладание мною», что Сир. передает свободно: «и наследующим меня – слаще сота». Вместо «сота медвена» Гр. А и Лат. читают «меда и сока», а другие «воскового меда» (κηρο «воска» вместо κηρου «сота» В, 308); то же сравнение дано и в Пс. 18, 11 : «судьбы Господни – слаждшя паче меда и сота», и в Пр. 16, 24: «сотове медовнии словеса добрая, сладость же их исцеление души». В 23 стихе суть сравнения в том, что отведавший премудрости снова захотят ее как отведавшей хорошей пищи или питья снова захочет их; совсем иное значение получает тот же образ в словах Иисуса Христа: «грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже» (Ио. 6, 35), – здесь имеется в виду полное насыщение учением Христовым, которое становится в человеке «источником воды, текущие в живот вечный» (Ио. 4, 14). После «не посрамится» Гр. гл. (248, Ср1.) прибавляет: «совершенно», а Сир. вместо этого глагола ставит: «не падет». Вторая часть стиха в Сир. читается: «и все дела его не уничтожатся», – вероятно, Гр. вернее передает здесь подлинник, так как «делающие у мене», точнее «во мне», по сравнению с параллельным выражением «слушающий меня», означает «трудящиеся для меня», или «работающие на меня», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010