Иными словами, Аврам говорит: «Да, Боже, я понимаю, что Ты заботишься обо мне, но я бездетный! И если я умру, то Елиезер, мой раб, распорядитель моим имуществом, человек из Дамаска, то есть даже не принадлежащий к моему сродству, наследует все то, чем Ты меня можешь обогатить». И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником (Быт. 15, 3, 4). Здесь мы видим, что подлинным благословением Бога в понимании Аврама являются дети, потомки, которым можно передать свою веру, как некое главнейшее наследство! Позже Бог Сам и объяснит, что Он и избрал Аврама, потому что знал наперед, что он создаст крепкую в религиозных основаниях семью. От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем (Быт. 18, 18, 19). Сам закон Божий и есть главное наследство, которое надо оставить своим сыновьям То есть в понимании древних сам закон Божий и есть то главное наследство, которое и надо оставить своим сыновьям, внукам и правнукам ( дому своему после себя )! Не золото или серебро, но — Закон Божий! И если золото и серебро ценны в глазах людей, потому что на них можно что-то приобрести, то награда и великое благословение для изучающего святой закон и есть сама возможность его изучать! И еще большее благословение и награда дается за исполнение заповедей — сама возможность их исполнять! Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота (Пс. 18, 9-11). — И если наши родители ничего нам не оставили, кроме собственной ВЕРЫ, то это уже и есть то, что может сделать нас совершенно счастливыми, ибо истины нашей ВЕРЫ — они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.

http://pravoslavie.ru/102186.html

Тем более что в начале этой главы мы прочитали: «После сих происшествий» ( Быт. 15:1 ), где слово «после», по-еврейски ахар, устанавливает причинно-следственную связь событий, изложенных ранее и теперь. А если бы стояло слово ахарей, то оно означало бы «по прошествии некоторого времени», и тогда причинно-следственная связь не устанавливалась бы. Опять же, за что Господь дает Авраму великую награду? когда мы говорили о призвании Аврама, мы с вами тогда так и не смогли выяснить причину, почему именно он, именно Аврам. Это – Божьи тайны. Потому что Господь – Сердцеведец, Он Сам знает, кого избирает, кого не избирает! Но ответ на этот вопрос все же существует. « Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска » ( Быт. 15:2 ). Иными словами, Аврам говорит: «Да, Боже, я понимаю, что Ты заботишься обо мне, но я бездетный! И если я умру, то Елиезер, мой раб, распорядитель моим имуществом, человек из Дамаска, то есть даже не принадлежащий к моему сродству, наследует все то, чем Ты меня можешь обогатить». « И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником » ( Быт. 15:3–4 ). Здесь мы видим, что подлинным благословением Бога в понимании Аврама являются дети, потомки, которым можно передать свою веру как некое главнейшее наследство! Сказано: «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова» ( Втор. 33:4 ). То есть в понимании древних сам закон Божии и есть то главное наследство, которое и надо оставить своим сыновьям, внукам и правнукам! Не золото или серебро, но – закон! И если золото и серебро ценны в глазах людей, потому что на них можно что-то приобрести, то награда и великое благословение для изучающего святой закон есть – сама возможность его изучать! Сказано: «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» ( Пс. 18:9–11 )

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В НЗ ап. Павел дает богословское истолкование истории изгнания И. и Агари, интерпретируя ее как иносказание, демонстрирующее смену 2 заветов (Гал 4. 22-31). Ап. Павел противопоставляет 2 сыновей Авраама: И., как старший, достоин больших почестей, но поскольку он «рожден по плоти», то становится символом прежнего завета с Богом в рабстве в отличие от нового, заключенного свободно, символом к-рого является Исаак, рожденный по обетованию. Возможно, в основе сопоставления сыновей лежит евангельская притча (Лк 15. 11-32 - Brueggemann W. Genesis. Atlanta, 1982. P. 184-185). Истолкование ап. Павла составило суть христ. экзегезы образа И., который рассматривается в качестве символа плотского (рабского) народа, ведущего борьбу с народом духовным (свободным) (см., напр.: Orig. In Gen. hom. 7. 2//PG. 12. Col. 199-200; а также: Ioan. Chrysost. In Galat. 4. 4). В раввинистической традиции И. поначалу изображается отрицательно: он обвиняется в идолослужении, разврате, покушении на жизнь Исаака (Тосефта Сота. 30. 4). Авраам пытался наставить И. на правильный путь, но не смог на него повлиять из-за чрезмерной любви к своему первенцу (Берешит Рабба. 148. 13; Ва элле Рабба. 1. 1). Существует мидраш, посвященный заботе Авраама о выборе подходящей жены для И. Этот мидраш имеет параллели в ислам. традиции (Пирке Рабби Элиезер. 30; Сэфер Йашар. 41a-b). Тем не менее после выбора Авраамом жены для И. сын восстанавливает добрые отношения c отцом и предстает под конец жизни раскаявшимся грешником (Бава Батра. 16б). В мусульманской традиции И. обладает 3 особенностями. Во-первых, в отличие от библейской традиции он наделен пророческим даром (Коран XIX 54 и др.). Во-вторых, И., как первородному сыну Авраама (Ибрахима), отдается первенство перед Исааком (Исхаком) (Коран II 134 и др.). В-третьих, И. вместе с Авраамом участвовал в строительстве мусульм. святыни Каабы (Коран II 125-129). При описании жертвоприношения Авраама (Коран XXXVII 99-111) имя его сына не указано, в результате чего в исламе возникло 2 толкования - о принесении в жертву как Исаака, так и И., из к-рых последнее утвердилось в X в.

http://pravenc.ru/text/293882.html

И. б. Э., согласно Талмуду, был добрым и отзывчивым человеком, помогал бедным и нуждающимся. Сторонник аскетической жизни, он тем не менее считал, что простых людей не следует излишне отягощать ограничениями. В виду опасности ассимиляции евр. народа после потери им государственности, предметом его особой заботы были брачные союзы молодых евреев, к-рых И. б. Э. поддерживал материально (Тосефта. Сота. XV 10; Бава Батра. 60б). Талмуд свидетельствует о его крайне негативном отношении к евреям, принявшим христианство (Вавилонский Талмуд. Шаббат. 116а; Иерусалимский Талмуд. Авода Зара 27б; Тосефта. Хуллин. 2.22). Время и место кончины И. б. Э. точно не известны. Возможно, он умер еще до восстания Бар-Кохбы, однако некоторые евр. учителя следующих поколений утверждают, что И. б. Э. был одним из 10 мучеников, убитых по приказу имп. Адриана (ср. Авот дерабби Натан. 38). В трактате раввина Натана И. б. Э., владевший тайной имени Бога, был перед казнью вознесен на небо, где архангел сообщил ему, что его мученическая смерть и смерть его товарищей предопределены Самим Богом. По др. версии, во время казни был умерщвлен его тезка, также происходивший из священнического рода (Мишна. Недарим. IX 10). Лит.: Graetz H. Geschichte der Juden von den ältesten Zeiten bis auf die Gegenwart. B., 1853. Bd. 4. S. 60-67; Hoffmann D. Einleitung in die Halachischen Midraschim. B., 1887. S. 5-12, 77, 83-98; Bacher W. Die Agada der Tannaïten. Strassburg, 1903 2. Bd. 1. S. 210-223; Porton G. G. The Traditions of Rabbi Ishmael. Leiden, 1976. Pt 1; Goodblatt D. M. The Beruryah Traditions: [Ishmael ben Elisha]//Persons and Institutions in Early Rabbinic Judaism/Ed. W. S. Green. Missoula, 1977. P. 207-229; Maccoby H. Early Rabbinic Writings. Camb., 1988; The Origins of Judaism: Religion, History, and Literature in Late Antiquity/Ed. J. Neusner, W. S. Green. N. Y., 1990. Vol. 11; Cohn-Sherbok D. The Blackwell Dictionary of Judaica. Oxf., 1992; Ишмаэль бен Элиша//Краткая евр. энциклопедия. М., 1996р Т. 3. Стб. 995-998; Yadin A. Scripture as Logos: Rabbi Ishmael and the Origins of Midrash. Phil., 2004; Ishmael ben Elisha//Historical Dictionary of Judaism/Ed. N. Solomon. Lanham, 2006 2. P. 196-197; McGinley J. W. «The Written» as the Vocation of Conceiving Jewishly. N. Y., 2006; Safrai Sh. Ishmael ben Elisha//EncJud. Vol. 10. P. 83-84; The Cambridge History of Judaism/Ed. S. T. Katz. Camb., 2008. Vol. 4. P. 821-876; Boustan R. Ishmael ben Elisha//The Eerdmans Dictionary of Early Judaism/Ed. J. J. Collins, D. C. Harlow. Grand Rapids (Mich.), 2010. P. 778-779.

http://pravenc.ru/text/1237961.html

Одно древнее предание в Талмуде характеризует значение Г. следующими словами: «Когда Гамалиил скончался, вместе с ним исчезло уважение к Торе, и перестали существовать чистота и воздержание» (Сота. 9. 17). Прав. Гамалиил и ап. Павел. Витраж в соборе св. Винцентия мон-ря Шалон-сюр-Сон (Франция). XIII в. Прав. Гамалиил и ап. Павел. Витраж в соборе св. Винцентия мон-ря Шалон-сюр-Сон (Франция). XIII в. Ап. Павел также был его учеником и принадлежал к его школе (Деян 22. 3) . В НЗ образ Г. согласуется со свидетельствами об учении фарисеев у Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. XIII 5. 9; De bell. II 8. 14). В кн. Деяний св. апостолов Г. именуется «законоучителем, уважаемым всем народом» (5. 34), и говорится о том, что он выступил с речью в синедрионе в защиту апостолов, к-рым угрожала смерть (5. 33-40). В его речи содержится исторический анахронизм: Г. упоминает восстание Февды (Деян 5. 36-37), к-рое произошло ок. 45 г. по Р. Х., т. е. спустя 10 лет после суда над апостолами ( Ios. Flav. Antiq. XX 5. 1-2). Данные евангельских и античных источников о ведущей роли партии саддукеев и первосвященников в синедрионе во времена земной жизни Иисуса Христа (Мф 26. 57; Мк 14. 53; Лк 22. 66; Ин 18. 13-14; Ios. Flav. Contr. Ap. 2. 23; Antiq. XIV 5. 4) свидетельствуют о невозможности участия Г. в суде над Иисусом Христом. Согласно церковному преданию, в конце жизни Г. принял крещение вместе с сыном Авивом ( Sch ü rer Е. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B. C.- A. D. 135): [Transl. from Germ.] Edinb., 1979. P. 368) и благодаря ему были обретены мощи первомч. Стефана (BHG, N 1648-1653; BHL, N 7848-7856; Epistula Luciani ad omnem ecclesiam//PL. 41. Col. 807-818; ЖСв. Авг. С. 29-38). По преданию, ок. 415 г. Г. явился во сне пресв. Лукиану и повелел откопать останки св. первомч. Стефана, к-рого он похоронил на своем семейном участке в сел. Гамла вместе с останками прав. Никодима, приходившего ночью тайно к Иисусу, и сына Авива (Ин 3. 1-21). По этой причине память Г. отмечается в день обретения мощей праведных Никодима и Авива. В Римском Мартирологе память Г. отмечается 3 авг. Лукиан описывает Г. как «мужа преклонных лет, высокого роста, с приятным лицом, длинной бородой, в белом одеянии, вышитом золотыми крестами» (Epistula Luciani//PL. 41. Col. 809).

http://pravenc.ru/text/Гамалиила I.html

М. также упоминается в рассказе о том, как она вместе с Аароном восстала против Моисея за то, что он взял жену из чужого рода (Числ 12. 1). Возможно, этот мятеж был также направлен против авторитета Моисея как пророка Божия (Числ 11. 25-30). Поскольку в этом рассказе М. упомянута первой, вероятно, замысел мятежа исходил от нее. За несправедливый ропот на брата только она была поражена от Бога проказой, но по молитве Моисея очистилась, хотя и была изгнана из стана на 7 дней. Случай с М. упоминается в дальнейшем как пример необходимости соблюдать законы, связанные с проказой (Втор 24. 9). М. умерла в Кадесе и там же была похоронена (Числ 20. 1). Согласно раввинистическим преданиям, имя Мариам интерпретируется как «горькая» (от евр.  ), поскольку она родилась во время притеснения египтян (Шэмот Рабба. 26. 1; Шир ха Ширим Рабба. 2. 11). Агадические сказания о М. восполняют молчание библейского текста о ее пророческом даре. M. имела смелость сказать фараону, что он будет наказан Богом за жестокое отношение к Израилю (Шэмот Рабба. 1. 13). Когда отец М., Амрам, развелся с матерью, испугавшись казни младенцев, М. уговорила его вернуть мать, предсказав, что у него родится сын, который освободит Израиль от египетского рабства (Сота. 12а - 13а; Шэмот Рабба. 1. 23, 36; Бава Батра. 120а). Схожее пророчество представлено в трактате «Библейские древности» Псевдо-Филона ( Ps.-Philo. Bibl. Antiq. 9. 9-10). М. отождествляется с Азувой, женой Халева (1 Пар 2. 18-19). Нек-рые раввины полагали, что из рода М. происходит царь Давид (Шэмот Рабба. 1. 17; 48. 3-4). Считается, что М., подобно Моисею и Аарону, умерла за грех у вод Меривы (Числ 20. 7-13). За заслуги М. евреев в пустыне сопровождал чудесный источник, из к-рого непрерывно истекала вода, пока М. была жива, потом этот источник исчез (Таанит. 9а). М., подобно Моисею и Аарону, умерла особым образом, без участия ангела смерти (Бава Батра. 17а). В кумран. варианте текста Пятикнижия «Песнь Мариам» представлена в расширенном варианте (4Q365. 6a. II 1-7), с прибавлением отдельных стихов из Песни Моисея в Исх 15. 1-18 (DJD. Vol. 13. P. 255-333).

http://pravenc.ru/text/2561998.html

Есть параллели уже в месопотамской клинописной литературе; Мишна свидетельствует о том, что в римскую эпоху у евреев существовал обычай коронации жениха и невесты (Сота 9:14). Но поначалу, в конце XIX в., Будде обратил внимание именно на обряды сирийских арабов. И он решил, что «царь» и «Соломон» в Песни песней – ритуальная роль жениха. Рациональное зерно тут есть. Одно (!) стихотворение Песни песней (3:6-11) изображает свадьбу Соломона. Читая этот текст, действительно надо помнить об ассоциации между царственностью и свадьбой. Более того, некоторыми чертами героиня этого стихотворения напоминает не столько даже царицу, сколько богиню: Кто она, из пустыни идущая, будто столбом идет дым от курящейся мирры, и ладана, и всех порошков купца? Упоминание ладана и воскурений вызывают ассоциации с культом. Выражение tmr ‘šn «столбы дыма» встречается в Иоил 3:3, в контексте апокалиптического пророчества о «дне Яхве». Дым — признак явления Яхве во многих библейских Пустыни на юге (Синай, Паран, Сеир, Теман) — место, где он Яхве вел израильтян через пустыню, принимая вид облачного столба днем и огненного столба — Таким образом, столб дыма, идущий из пустыни, напоминает традиционное изображение прихода Яхве. Уподобление невесты и жениха божествам встречается в античной литературе. Например, у Сапфо: Эй, потолок поднимайте, — О Гименей! — Выше, плотники, выше! О Гименей! — Входит жених, подобный Арею, Выше самых высоких мужей! Брак царя с божественной невестой – мотив, известный в месопотамской традиции. Ряд месопотамских правителей конца III – начала II тыс. до н. э. называются в надписях и литературных текстах мужьями богини Инанны. Есть также поэтические тексты, где возлюбленный Инанны называется «царем» (одновременно он может отождествляться в тексте с Думузи). Все это означает, что некоторые тексты Песни песней (в первую очередь 3:6-11) действительно нужно сопоставлять и с народными свадебными ритуалами, и с ритуалом брака царя с богиней. Но это совсем не значит, что вся Песнь песней – сборник народных свадебных песен, как утверждал Будде, или сборник ритуальных песнопений священного брака, как потом предполагали некоторые ученые XX в. По правде говоря, свадьба встречается в Песни песней далеко не так часто. Кроме одного стихотворения о царской свадьбе, есть еще стихотворение, где говорящий называет возлюбленную невестой (4:-5:1), и стихотворение, где братья раздумывают, как быть, если к их сестре будут свататься (8:8-10). В большинстве же стихотворений ничего о свадьбе не говорится, и связь их со свадьбой не очевидна. Так что свадебный фольклор играет в Песни песней не большую, а скорее меньшую роль, чем та же серенада. К счастью, никто не объявлял Песнь песней сборником исключительно серенад или исключительно диалогов между певцами-импровизаторами. 1.2.4. Застольные песни.

http://texts.aquaviva.ru/cantique-des-ca...

3. „Расторгнем (говорят они) узы Их и отвергнем от себя иго Их. 4. Живый на небесех посмеется им, и ГОСПОДЬ поругается им. 4. Живущий на небесах посмеется им, и Господь поругается им (посрамит их). 5. Тогда возглаголет к ним гневом Своим, и яростно Своею смятет я. 5. Тогда возглаголет к ним гневом Своим, и яростию Своею в смятение приведет их. 6. Аз-же поставлен есмь Царь от Него, над Сионом, горою Святою Его: возвещаяй повеление ГОСПОДНЕ. 6. Я же поставленный от Него царь над Сионом, горою Святою Его, возвещаю повеление Господне. 7. ГОСПОДЬ рече ко мне: „Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. 7. Господь изрек ко мне: „Ты – сын Мой, Я ныне родил Тебя. 8. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое – концы земли. 8. Проси у Меня, и дам Тебе народы в достояние Твое, и во владение Твое – концы земли. 9. Упасеши я жезлом железным: яко сосуды скудельничи, сокрушиши я. 9. Будешь пасти их жезлом железным (ср. Апок. 19:15 ); как сосуды горшечника, будешь сокрушать их. 10. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси – судящии земли! 10. И ныне (вы), цари, разумейте; научитесь, все судящие земли! 11. Работайте ГОСПОДЕВИ со страхом, и радуйтеся Ему – с трепетом. 11. Служите Господу со страхом, и радуйтесь Ему – с трепетом. 12. Приимите наказание, да не когда прогневается ГОСПОДЬ, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. 12. Примите научение, дабы не прогневался когда Господь, и да не погибнете от пути праведного, когда возгорится ярость Его вскоре. 13. Блажени – вси надеющиися нань! 13. Блажены все те, кто надеются на Него. Примечания к Псалму II-мy Ст. 2. „Так возмутившиеся говорили (Юнгеров „Псалтирь, Пекин 1925 года, стр. 3). Здесь, таким образом, изображается боговраждебное направление земной человеческой культуры, как бы бунт сильных земли против законов Бога и Христа Его. Ст. 3. „Закон Господень, – говорит арх. Ириней, – для нечестивых есть иго претяжкое, и узы – неудобь носимые, тогда как тот же закон для людей благочестивых сладше паче меда и сота, и вожделеннее паче злата и камене честна многа, как сказано в псалме 18:11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

каждый день в храме сидел Я уча, и вы не взяли Меня. κα καθσαντες συνλεξαν τ καλ ες γγη. и, сидя, стерегли Его там. ν ταταις τας δυσν ντολας λος νμος κρμαται κα ο προφται. на этих двух заповедях весь Закон висит (подвешен) и Пророки. Это выражение с учетом ивр. фразеологии передает следующее значение: «Этими двумя заповедями определяется все Писание». Греч. пассивному глаголу κρμαται соответствует ивр. страдательное причастие (производное от глагола «вешать»), которое в библейском ивр. имеет прямое значение «быть повешенным, подвешенным», и лишь в мишнаитском иврите, управляя слитным предлогом (=греч. ν), принимает переносное значение «относиться к, зависеть от, определяться чем-либо». Слово в библейском иврите имеет значение «лицо» или «передняя, верхняя, внешняя часть, поверхность», а в постбиблейском, мишнаитском иврите получает дополнительное значение «вид, характер, образ, образ действия». В связи с этим можно указать на следующий пример: 18. Мф.16:2–3 δ ποκριθες επεν ατος ψας γενομνης λγετε Εδα, πυρρζει γρ ορανς κα πρω·Σμερον χειμν, πυρρζει γρ στυγνζων ορανς. τ μν πρσωπον το ορανο γινσκετε διακρνειν, τ δ σημεα τν καιρν ο δνασθε; Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицо (т. е. вид, образ действия) неба вы умеете различать, а знамений времен не можете? —119— 3. Слова, отсутствующие в Библии В Евангелии от Матфея 13 раз встречается греч. слово ποκριτς «лицемер». Это слово лишь дважды встречается в Септуагинте, где передает библ. «льстец, лицемер». Однако в мишнаитском ивр. в значении «лицемер» обычно употребляется слово , которое, принимая во внимание следующий фрагмент, где также сближаются слова «фарисей» и «лицемер», имеет больше шансов при реконструкции. Сота 226 Царь Яннай сказал жене своей: не бойся ни фарисеев, ни не фарисеев, а лицемеров, которые (лишь) похожи на фарисеев, ибо поступки их как у Зимри, а требуют вознаграждения, как Пинхас (Финеес). Учитывая, что слово «лицемер» образовано от глагола «красить» и дословно обозначает «крашенный», мы можем предложить дополнительный аргумент, учитывающий смысловой контекст выражения, в котором употреблено данное слово. 19. Мф.23:27 Οα μν, γραμματες κα Φαρισαοι ποκριτα, τι παρομοιζετε τφοις κεκονιαμνοις, οτινες ξωθεν μν φανονται ραοι σωθεν δ γμουσιν στων νεκρν κα πσης καθαρσας. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры (крашеные), что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Ясно, что коль скоро фарисеи уподобляются крашенным (побеленным) гробам, то ивритское «лицемер, крашенный» выглядит гораздо предпочтительнее, чем «лицемер, льстец». —120— 4. Употребление технических слов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. А [праведники], посланные Богом, не желают расставаться с безмолвием, зная, что именно благодаря ему и стяжаются божественные силы. Лишь чтобы не ослушаться Творца, они приходят [из пустыни] для назидания человеков. 4. Вот, я ознакомил вас со значением безмолвия и [сказал], что Бог одобряет его. И поскольку вы познали преимущество безмолвия, то вам следует устремляться к нему. 5. Однако большинство монахов не достигают его, оставаясь вместе с людьми, а поэтому они не в силах победить все желания свои; они не хотят утруждать себя для того, чтобы избежать развлечения, [исходящего] от человеков, но вовлекают друг друга в [это] развлечение, а поэтому не познают сладости Божией и не удостаиваются того, чтобы Сила Божия вселилась в них и даровала им небесное качество. И, [действительно], Сила Божия не вселяется в них, ибо развлекаются они вещами мира сего, вращаются в страстях души, мнениях человеческих и желаниях ветхого человека. 6. Итак, с того времени Бог удостоверил нас относительно будущего, а поэтому укрепитесь в своем делании. Ибо отказавшиеся от безмолвия не могут ни своих желаний победить, ни одолеть воющего с ними врага. Вследствие этого Сила Божия не вселяется в них, поскольку не обитает Она в тех, кто рабски служит страстям. Но вы победите страсти, и Сила Божия сама по себе придет к вам. Будьте здравы в Духе Святом. Аминь. Послание второе. Его же о возделывании благодати 1. Возлюбленным братиям во Христе желаю здравствовать! Если кто возлюбил Господа всем сердцем и всею душою (Мф. 22:37), и всей силой своей пребывает в страхе [Божием], то страх его родит плач, плач родит радость, радость родит силу, а благодаря силе душа станет плодоносной, [принося] всякие [добрые плоды]. И когда Бог увидит плод ее столь пригожим, то Он примет плод этот как благоухание и во всем будет сорадоваться с ней вместе с Ангелами Своими; Он даст душе стража, который будет охранять ее на всех путях ее и станет путеводителем души к месту успокоения, дабы сатана не одолел ее. Ибо всякий раз, когда диавол видит стража, то есть Силу [Божию], окрест души, тогда он бежит, боясь приближаться к человеку, поскольку остерегается Силы, находящейся близ него. Так как я знаю, возлюбленные в Господе [братия], которых любит душа моя, что вы любезны Богу, то стяжайте в себе эту Силу, дабы боялся вас сатана, чтобы быть вам мудрыми во всех делах своих и чтобы все возрастающая сладость благодати приумножила ваши плоды. Ведь сладость духовного дара слаще меда и сота (Пс. 18:11). Однако многие из монахов и из дев не познали сей великой сладости благодати, поскольку не стяжали Божию Силу, за исключением некоторых в [разных] местах; не утруждали они себя возделыванием этой Силы, а поэтому Господь и не даровал Ее им. [Лишь] утруждающим себя возделыванием этой Силы дарует Бог Ее, так как Бог нелицеприятен (Деян. 10:34); и дарует Он Ее возделывающим Ее во всяком поколении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010