Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ [песни Свящ. Писания, пророческие песни; греч. δα, лат. cantica], неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ (из Исх, Втор, 1 Цар, Авв, Ис, Иона, Дан, иногда и из др. книг, за исключением Пс), из Евангелий, а также апокрифического и раннехрист. происхождения. Б. п. используются наравне с псалмами, а их набор обычно рассматривается как дополнение к Псалтири . Ветхий Завет и синагогальное богослужение Хотя полностью достоверных сведений об употреблении Б. п. в ветхозаветном богослужении не сохранилось, упоминания и цитаты из них встречаются в поздних, не вошедших в иудейский канон, книгах ВЗ (см. 2 Макк 7. 6, Сир [LXX] 44. 5), а намеки на их богослужебное употребление присутствуют в самом тексте песен. Наиболее показательна в этом отношении песнь прор. Аввакума (Авв 3. 2-19), к-рая имеет подзаголовок «молитва для пения» (в евр. тексте - «молитва по образцу хвалебных песен (shigonot)»), трижды прерывается словом «selah» (в LXX - διψαλμα; встречается 39 раз в Псалтири) и оканчивается словами: «Начальнику хора» (т. е. хора левитов в храме, ср.: 1 Пар 16. 4, 7; 23. 5, 40; 25). Нек-рые косвенные сведения о богослужебном использовании Б. п. в межзаветную эпоху можно найти в корпусе сочинений Филона Александрийского (I в.),- здесь неоднократно упоминается «великая песнь» прор. Моисея из Втор 32. 1-43 (см., напр.: Philo. Quod deter. pot. 114) и содержатся развернутые описания порядка исполнения песни Моисея из Исх 15. 1-19 ( Idem. De vita Mois. 1. 180 и 2. 256; De vita contempl. 87). Более поздние иудейские источники (Вав. Талмуд. Сота. 39b; ср.: Литература Агады. С. 293, 309-311) говорят о пении последней в храме, в т. ч. на Пасху, а также по субботам во время послеполуденного жертвоприношения (первые 10 стихов в одну субботу, а остальные в следующую - Вав. Талмуд. Рош-ха-Шана. 31а) (см. Goldin. P. 3, 247 ff.). Судя по всему, в качестве особой категории текстов, имеющих богослужебное значение, Б.

http://pravenc.ru/text/библейские ...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Учитель, учение (Teacher, teaching) События, действия и образы, связанные с обучением в наше время, не присутствовали в системе образования библейского мира. Классов профессиональных преподавателей, обученных педагогике специально, в Библии нет. Образование в древнем Израиле было ближе к тому, что мы назвали бы произвольным культурным или неформальным обучением. Есть намеки на наличие школы при центральном святилище и на грамотность населения, что предполагает наличие произвольного обучения, но библейские образы образования и обучения обычно не ориентированы на школьную деятельность. В этой статье мы попытались перечислить основные особенности учителей, учения и учености в Библии. Бог как Учитель . Бог – великий Учитель Библии. Все течение библейской истории может рассматриваться как Божье наставление. Он давал наставления и предметные уроки в Едеме, Он дал Израилю закон на горе Синай, что можно считать архетипическим событием обучения. Его риторические вопросы предполагают очевидный ответ: «Кто вразумляет Его?» ( Ис.40:14 ). «Бога ли учить мудрости?» ( Иов.21:22 ). Люди-учителя могут чему-то научиться у своих учеников, но обучение у Бога идет в одностороннем порядке. Возможно, недостаточно сказать, что Бог «научает нас более, нежели скотов земных» ( Иов.35:11 ), но логично было бы предположить, что Бог Творец участвует в масштабной программе обучения, в которую включено не только человечество. Как отец, Бог «приучал Ефрема ходить» ( Ос.11:3 ). Как воин, Он «научает» руки для битвы ( 2Цар.22:35 ; Пс.17:35; 143:1 ). Для Израиля же Божье обучение символизируется Его законом, Торой. Уроки божественного Учителя ценятся среди Его учеников: «Блажен человек, которого... наставляешь законом Твоим» ( Пс.93:10, 12 ). Автор псалма может признаться: «Боже! Ты наставлял меня от юности моей» ( Пс.70:17 ). Эти наставления, воплощенные в постановлениях, предписаниях и заповедях и сохраненные в книге закона, ученики восхваляют от души: они «совершенны... верны... праведны... светлы... чисты... истина, все праведны... вожделеннее золота... слаще меда и капель сота» ( Пс.18:8–11 ). Таким сокровищем надо делиться, и в видении Исаии о «последних временах» количество Божьих учеников Торы умножится безгранично, когда народы потекут в Сион и будут проситься в школу Божественного Учителя, говоря: «Научит Он нас Своим путям» ( Ис.2:3 ; Мих.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Как слуга царя Д. занимал должность, к-рая в 1 Цар 21. 7 (21. 8 по МТ) называется    ,     - «сильный из пастухов» или «начальник пастухов Саула», а в 1 Цар 22. 9 -    ,         - «поставленный над рабами Саула». В LXX этим определениям соответствуют νμων τς μινους Σαουλ - «пасущий мулов Саула» (1 Цар 21. 7) и καθεστηκς π τς μινους Σαουλ - «стоящий над мулами Саула» (1 Цар 22. 9). В др. книгах ВЗ эти выражения не употребляются, и точное их значение неизвестно. При этом несоответствие их букв. значения функциям, выполняемым Д. при дворе Саула, как они описаны в 1 Цар 21-22, представляет проблему, к-рую комментаторы зачастую решали, предполагая ошибку в МТ и предлагая различные варианты возможного первоначального чтения (см.: Graetz. S. 209; Lagarde. S. 45; Ehrlich. S. 243; Caspari. S. 272). В то же время примеры использования сходных выражений в новоассир. (LU.GAL SIPA.MEŠ,    букв.- царь пастухов или начальник пастухов - Fales, Postgate. 1992. N 5, 130; 1995. N 83) и хетских (GAL NA.GAD - Daddi. 1982. P. 540; Beal. 1992. P. 391-396, 527) текстах, а также в 1-м угаритском (     - Dietrich, Loretz. 1977. S. 336-337) позволяют предположить, что Д. занимал при Сауле высокий пост, связанный с выполнением военных задач и обеспечением внутренней безопасности, аналогичный тому, к-рый занимали Иоав , сын Саруи, при Давиде (ср.: 2 Цар 3. 27; 18. 14; 20. 22) и Ванея , сын Иодаев, при Соломоне (3 Цар 2. 25, 34, 46; см.: Tsevat. 1965; Aster. 2003). В рамках этой теории может рассматриваться и свидетельство Талмуда, где Д. назван «начальником суда»        ,       -Мидраш Техелим. 3. 4) великим знатоком Торы (Санхедрин. 10. 2; см.: Kalmin. 2000. P. 390-405). В раввинистической традиции Д.- человек большой учености (Санхедрин. 106b). Идумеем (евр.  ,  ) он назван потому, что заставлял всякого спорящего с ним стыдиться своего невежества и краснеть (ср. евр.  ,   - красный - Мидраш Техелим. 52. 4). Тем не менее свои познания Д. поставил на службу самолюбию и низменным удовольствиям (Санхедрин. 106b). Ревностное отношение Давида к Богу (Пс 68. 10) вызвало зависть Д. (Зевахим. 54b). Он умышленно восхвалял его в присутствии Саула (1 Цар 16. 18), чтобы обратить на него гнев царя (Санхедрин. 93b). Под конец жизни Д. чудесным образом лишился выдающихся познаний. Дожил он только до 34 лет (Санхедрин. 106b). Согласно др. традиции, он был убит его же учениками, когда те увидели, что мудрость оставила его (Ялкут Шмуэль. 131). В результате Д. не имеет места в мире будущем (Санхедрин. 106b) и причисляется к тем людям, к-рые не получат того, к чему стремятся, и лишатся того, что имеют (Сота. 9b).

http://pravenc.ru/text/178734.html

Первое Стихословие любезного к Богу взывания     1. Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя! Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой, хваля призову Господа, и от враг моих спасуся (Псал. 17).     2. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Блажени живущий в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя. Лучше день един во дворех Твоих, Господи, паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих (Псал. 83).     3. Коль возлюбих закон Твой, Господи! Весь день поучение мое есть. Коль сладка гортани моему словеса Твоя! Паче меда устам моим. Сего ради возненавидех всяк путь неправды. Светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим. Оправдания Твоя вожделенна суть, Господи, паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота (Пс. 118).     4. Коль благ Бог Израилев правым сердцем! Коль многое множество Благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе, соделал еси уповающим на Тя, пред сыны человеческими! Скрывши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа. Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое, ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой: не подвижуся во век (Пс. 72; 30,61).     5. О Бозе спасение мое и слава моя. Бог помощи моея и упование мое на Бога. Уповайте на Него весь сонм людей. Излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш есть. Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца. Единою глагола Бог, двоя сия слышах: зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость, яко Ты воздаси коемуждо по делом его.     6. Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе — видети силу Твою и славу Твою, яко лучше милость Твоя паче живот. Устне мои восхвалит Тя, тако благословлю Тя в животе моем. О имени Твоем воздежу руце мои. Прилпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя (Пс. 62).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иными словами, Аврам говорит: «Да, Боже, я понимаю, что Ты заботишься обо мне, но я бездетный! И если я умру, то Елиезер, мой раб, распорядитель моим имуществом, человек из Дамаска, то есть даже не принадлежащий к моему сродству, наследует все то, чем Ты меня можешь обогатить». И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником (Быт. 15, 3, 4). Здесь мы видим, что подлинным благословением Бога в понимании Аврама являются дети, потомки, которым можно передать свою веру, как некое главнейшее наследство! Позже Бог Сам и объяснит, что Он и избрал Аврама, потому что знал наперед, что он создаст крепкую в религиозных основаниях семью. От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем (Быт. 18, 18, 19). Сам закон Божий и есть главное наследство, которое надо оставить своим сыновьям То есть в понимании древних сам закон Божий и есть то главное наследство, которое и надо оставить своим сыновьям, внукам и правнукам ( дому своему после себя )! Не золото или серебро, но — Закон Божий! И если золото и серебро ценны в глазах людей, потому что на них можно что-то приобрести, то награда и великое благословение для изучающего святой закон и есть сама возможность его изучать! И еще большее благословение и награда дается за исполнение заповедей — сама возможность их исполнять! Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота (Пс. 18, 9-11). — И если наши родители ничего нам не оставили, кроме собственной ВЕРЫ, то это уже и есть то, что может сделать нас совершенно счастливыми, ибо истины нашей ВЕРЫ — они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.

http://pravoslavie.ru/put/102186.htm

1. Односмысленный параллелизм, где различные части выражают ту же мысль в разных, хотя и очень сходных, оборотах речи, например: Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? ( Пс 8.5 ). Ревет ли дикий осел на траве? Мычит ли бык у месива своего? ( Иов 6.5 ). Мы сделались сиротами, без отца; Наши матери – как вдовы. Юношей берут к жерновам, И отроки падают под ношами дров. Старцы уже не сидят у ворот; Юноши не поют. ( Плач 5.3,13,14 ). Другие примеры, смотри Притч 31.10 и дал., Иов 7.1 и дал., Пс 50.1 , Ис 40.1 и особенно Пс 113.1 . 2. Противоположный параллелизм, где противоположные мысли выражены соответствующими словами, например: Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет. ( Притч 14.11 ). Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. ( Притч 15.1 ). Мерзость пред Господом помышления злых, Слова же непорочных угодны Ему. ( Притч 15.26 ). Нечестивый берет взаймы, и не отдает, а праведник милует и дает. ( Пс 36.21 ). Срав. также Пс 19.8,9 , Притч 6.7 . 3. Синтетический параллелизм, при котором мысли следуют повышаюмщимся темпом: Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в пригоршни свои? Кто завязал воду в одежду? Кто поставил все пределы земли? Какое имя Ему? И какое имя Сыну Его? Знаешь ли? ( Притч 30.4 ). Закон Господа совершен, укрепляет душу, Откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; Заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни – истина, все праведны. Они вожделение золота и даже множества золота чистого. Слаще меда и капель сота. И раб Твой охраняется ими; В соблюдении их великая награда. ( Пс 18.8–12 ). Кроме того, встречаются различные сложные формы параллелизма, примеры которых находим в Ос 14.9,10 , Ис 1.3 , Пс 102.11,12, 134:16–17 . В особенности Пс 2.1 и Пс 14.1 дают наибольшее количество примеров различных видов параллелизма. Особенностью библейского оборота речи является также довольно многообразная игра слов. Чаще всего встречаются примеры сходных по созвучию слов различного значения. Иногда целое рассуждение переплетено такими оборотами речи, например, Ис 24.1,3,4,6,12 . В этом случае перевести основной текст так, чтобы читатель получил ясное понятие о художественности этого места очень трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Тем более что в начале этой главы мы прочитали: «После сих происшествий» ( Быт. 15:1 ), где слово «после», по-еврейски ахар, устанавливает причинно-следственную связь событий, изложенных ранее и теперь. А если бы стояло слово ахарей, то оно означало бы «по прошествии некоторого времени», и тогда причинно-следственная связь не устанавливалась бы. Опять же, за что Господь дает Авраму великую награду? когда мы говорили о призвании Аврама, мы с вами тогда так и не смогли выяснить причину, почему именно он, именно Аврам. Это – Божьи тайны. Потому что Господь – Сердцеведец, Он Сам знает, кого избирает, кого не избирает! Но ответ на этот вопрос все же существует. « Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска » ( Быт. 15:2 ). Иными словами, Аврам говорит: «Да, Боже, я понимаю, что Ты заботишься обо мне, но я бездетный! И если я умру, то Елиезер, мой раб, распорядитель моим имуществом, человек из Дамаска, то есть даже не принадлежащий к моему сродству, наследует все то, чем Ты меня можешь обогатить». « И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником » ( Быт. 15:3–4 ). Здесь мы видим, что подлинным благословением Бога в понимании Аврама являются дети, потомки, которым можно передать свою веру как некое главнейшее наследство! Сказано: «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова» ( Втор. 33:4 ). То есть в понимании древних сам закон Божии и есть то главное наследство, которое и надо оставить своим сыновьям, внукам и правнукам! Не золото или серебро, но – закон! И если золото и серебро ценны в глазах людей, потому что на них можно что-то приобрести, то награда и великое благословение для изучающего святой закон есть – сама возможность его изучать! Сказано: «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» ( Пс. 18:9–11 )

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В «Церковной истории» Филосторгия говорится, что Моисей покарал Ианния и Иамврия язвами и умертвил мать одного из них ( Philostorgius. Hist. eccl. 9. 2//PG. 65. Col. 568C). В «Деяниях Пилата» отмечается, что египтяне почитали Ианния и Иамврия как богов, но они сами и те, кто им поклонялись, погибли, поскольку их знамения были не от Бога (Acta Pilat. 5. 1). В «Завещании Соломона» один из демонов говорит, что Ианний и Иамврий вызывали его (Test. Solom. 25. 4). В «Вопросах Варфоломея» сатана называет Ианния и Иамврия своими братьями (Quaest. Barth. (lat.) 2, 4. 50). Амброзиастер, комментируя 2 Тим 3. 8, писал, что Ианний и Иамврий были вынуждены признать, что через Моисея действует Бог ( Ambrosiaster. In 2 Tim 3. 8//PL. 17. Col. 494AB). В «Покаянии Киприана» диавол называет великого мага Антиохии «новым Иамврием» (Confessio seu Poenitentia Cypriani Antiocheni. 6//ActaSS. Sept. T. 7. P. 195-262; см.: BHG, N 452-461; BHO, N 228-232; BHL, N 2047-2054; Cipriano di Antiochia. Confessione: La prima versione del mito di Faust nella letteratura antica/Ed. S. Fumagalli. Mil., 1994). В «Лавсаике» рассказывается о том, как прп. Макарий Александрийский пришел к гробнице Ианния и Иамврия в саду и был встречен 70 демонами, к-рые пропустили его осмотреть место погребения ( Palladius. Hist. Laus. (Bartelink). 18). В греч. тексте «Деяний св. Екатерины» отмечается, что Ианний и Иамврий занимались некромантией ( Viteau J. Passions des Saints Ecaterine et Pierre d " Alexandrie. P., 1897. P. 7, 30, 33). Кроме того, Ианний и Иамврий упоминаются у свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 2. 41), в «Апостольских постановлениях» (Const. Ap. 8. 1. 6), у Иоанна Малалы ( Ioan. Malal. Chron. 30), в Житии Стефана Младшего (IX в.) (BHG, N 1666). В Талмуде содержится пассаж, в к-ром Иохана и Мамре спрашивают Моисея, зачем он пришел в Египет, полный чудес, со своими чудесами (букв.- «Зачем ты привез солому в Афараим?!» (Менахот 85а); Афараим - богатый хлебом город в долине Иордана). В Мидраше Танхума (Ки Тиса 19) сказано, что 2 известных егип. колдуна, Юнус и Юмбрус, вышли из Египта в составе эрев рав (язычников, примкнувших к избранному народу) и что они были главными лицами в истории с золотым тельцом. В ряде мест фигурирует еще некая колдунья Иохани (Сота 22а; Звахим 62b). В Таргуме Псевдо-Ионафана на Исх 1. 15 упоминаются 2 мага, к-рые толкуют сон фараона, предсказывают рождение Моисея и помогают Валааму (их имена приводятся в толковании на Исх 7. 11 и Числ 22. 22).

http://pravenc.ru/text/200377.html

Дух законничества, религиозного формализма, царящий в Талмуде, не полностью заслоняет в нем дух живой веры и нравственности. Если одни учители ведут бесконечный спор о числе и времени молитв (Берахот, 1,1), то другие подчеркивают необходимость глубокого духовного настроя молящихся (там же, V,1). Рабби Симеон говорил, что важнее не столько изучать Тору, сколько творить добрые дела (Авот, 1,17). В трактате Шемот Рабба (22) заповедуется платить добром за зло. Многие наставления Талмуда близки к евангельским заповедям, напр.: «Подражайте Богу; как Он милосерд, так и вы будьте милосердны» (Сота 14а), «Не поступай с другим, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой» (Шаббат 31а). Примеры подобных изречений приведены в статье Вл. о Талмуде (см. библиографию). Религиозно-этический аспект талмудической письменности использовался в новое время в диалоге между христианами и иудаистами. В связи с этим Антоний (Храповицкий) писал еще в 1907: «Я глубоко убежден в том, что, изучая свой закон и своих средневековых богословов, евреи больше будут уважать и христианскую веру, и русские тогда будут вести с ними искренний обмен своих религиозных убеждений. Так, например, прп. Феодосий Печерский по ночам выходил на торг и беседовал с евреями о вере; блаженный Иероним в своих толкованиях древних пророков приводит и мнения “помогавшего ему в переводе текста еврея”, и нужно сказать, мнения весьма основательные, приближающиеся нередко к чистому христианству» (Соч., т.3). Агадические толкования Ветхого Завета в Талмуде представляют собой род притч, основанных на Писании. Чаще всего они носят фольклорный характер, приближаясь к Так, в Берешит Рабба 38 подробно повествуется о мотивах столпотворения. Бунтуя против Бога, строители башни говорят: «Почему Он избрал для Себя небо, а для нас оставил земную юдоль? Пойдем, построим башню и на вершине ее поставим идола, грозящего простертым к небу мечом и как бы вызывающим Бога на бой». Талмудические комментаторы считали, что как мир создавался в 6 дней, так и история его должна длиться 6 тыс. лет (2 тыс. лет язычества, 2 тыс. лет Закона, 2 тыс. лет эры). Немало в Талмуде и элементов фантастики и мифологии. Так, в нем рассказывается, что Адам и Ева до того, как познали друг друга в браке, вступали в плотское общение с демонами и дали начало чудовищным тварям. Таннаев постоянно занимал вопрос о том, что является сущностью ветхозаветного Закона. Один из них считал, что на протяжении священной истории число главных заповедей (ср. Мф.22:35–39 ) постепенно сокращалось. Давид свел их к 11 ( Пс.14 ), Исайя к 6 ( Ис. 33:15 ), пророк Михей – к 3 ( Мих.6:8 ), а пророк Аввакум – к одной: «Праведный своею верою жив будет» (Аввю2:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В эти благословенные часы душа боголюбца Димитриоса упивалась неземной и дотоле неведомой радостью, а сердце, подобно сердцам учеников, шедших с Господом после Его Воскресения в Эммаус, горело любовью. Столь же глубоко переживал он и воскресное песнопение, которое сам нередко исполнял: «Пустынным непрестанное Божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме» 3 . Разглядев в юноше желание мистического единения с Христом, Анастасис дал ему изучать «Добротолюбие». Во множестве его страниц, подготовленных трудами и попечением святых Макария Коринфского и Никодима Святогорца , боголюбивая душа Димитриоса обрела «книгу – клеть очищения, ума ограждение, таинственное научение умной молитве; книгу – пример знания деятельного, неложный путеводитель к созерцанию, рай отцов, цепь златую добродетелей; книгу – частое с Иисусом собеседование, призывающую благодать трубу и, вкратце сказать, само орудие обожения, вещь, что всякой иной безмерно вожделеннее» 4 . Сей «вещью, что всякой иной безмерно вожделеннее», многомудрый старец каждодневно услаждался всю последующую жизнь, а речения отцов оставались для него, по слову Псалмопевца, паче меда и сота 5 . Изучение «Добротолюбия» было столь «постоянно и разумно» 6 , что через короткое время (чему способствовала, несомненно, и исключительная его память) Димитриос знал все прочитанные тексты наизусть или, по крайней мере, так, что пересказывал со всеми оттенками смысла и характерными особенностями древнего языка, и всегда мог определить, откуда они взяты. При посещении с друзьями какого-нибудь отдаленного монастыря в его пламенеющей по Богу душе непрестанно звучали слова апостола Петра: Господи! Хорошо нам здесь быть! 7 . А господин Анастасис (которого многие называли «святой мыловар») говаривал, бывало, с нескрываемым томлением: «Вот бы достичь вам и вертограда Пресвятой Владычицы!.. Вот бы повидать вам Святую Гору, красоту и святость тамошнюю!..». Святая Гора Афон сделалась для боголюбивого Димитриоса землей обетованной, новым Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010