Мимоходом замечу, что молитва эта имеет достоинство назидательности, но нельзя приписать ей церковного достоинства по допущенной в ней догматической несообразности. В своем начале и продолжений она обращена к лицу Господа нашего Иисуса Христа, а в конце сказано: яко Ты еси Бог наш Отче, и Сыне и Душе Святый. Возвращаясь к акафисту, с удовольствием признаю, что исправлением вашим он очищен от немаловажных неточностей и возвышено его достоинство, но все ли трудности преодолели вы в пересоздании неправильно строенного здания, о том признаюсь в моем сомнении. Например в икосе 9 сказано: дверем заключенным ко учеником Твоим вшел еси; – вкусив хлеба, и сота, истинного их учителя и Господа быти уверил еси: тем же с радостью неизреченною глаголаху: радуйся живоносный гробе. Апостолы видят Господа воскресшего; удостоверяются в истине Его явления и, оставив присутствующего Господа, обращаются с похвалами к отсутствующему гробу Его. Представление вообразительное, неестественное, принужденное и несообразное с существом предметов. Это замечание в некоторой степени может отнесено быть и к некоторым другим икосам. В кондаке 3 сказано: пребеззаконнии-воздвигоша вспех пети Тебе: аллилуиа. Пребеззаконные не могли воспрепятствовать славословию Воскресшего, но не они воздвигли славословие. В кондаке 4: радуйся, в нем же благодать видимо почиет. Видимо или невидимо? В икосе 7: поносим был еси от них. Мне кажется, в словах Луки и Клеопы: Ты ли един пришлец еси? и пр., т. е. неужели нашелся хоть один пришлец в Иерусалиме, который еще не знает происшедшего в нем в эти дни; что ты такой пришлец, – не заключается поношения. В кондаке 8: Твоему еже о нас смотрению по плоти. Благодатное смотрение совершилось не одною плотью, но и божеством Христовым. Страдала в совершении этого смотрения плоть, но действовало и божество в Лице Богочеловека. В икосе 8: к самому гробу Твоему благодарне зовуще. Благодарность лучше отнести к Господу, нежели ко гробу. Если бы я затруднился, какое из всего вышесказанного вывести заключение, меня избавляет от этого затруднения то, что имею в виду заключение уже готовое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Острые темы евр. библейского повествования в «Завещании Иова» смягчаются: Иов не ропщет и стойко переносит страдания ( Besserman. 1979. P. 49). Совершенно иную роль играют его друзья: Иов защищает представление о Божественной справедливости (Test. Job. 38. 1-8), а его друзья сомневаются. Отрицательно изображен в «Завещании Иова» Елиуй (близко к мнению раввинов: Акива отождествляет Елиуя с языческим прор. Валаамом, врагом Израиля - Иерусалимский Талмуд. Сота. 5. 30d). Если прощение 3 друзей Иова упоминается в апокрифе (Test. Job. 42. 7-9), то прощение Елиуя нет. В «Завещании Иова» есть и др. дополнительные детали: Иов играет на инструментах и поет, чтобы подбодрить слуг (Test. Job. 14. 1-5), дарит 2 дочерям муз. инструменты (Test. Job. 52. 2). Женщины изображены только отрицательно ( Clines. 1989. P. CV-CVI). Служанки Иова и его жена просят о хлебе для Иова, но в то же время обворовывают его. «Завещание Иова» заметно повлияло на дальнейшую лит. рецепцию образа Иова как щедрого праведника ( Baskin. 1981. P. 30): он не раздает поровну свое имущество детям (как в MT), возможно, это уже не было принято в то время, когда создавалось «Завещание...». Сыновья получают собственность, а дочери - магический пояс, к-рый «Господь из бури» дал Иову после его исцеления. Включение книги в список еретических книг в Декрете папы Геласия (Decret. Gelas. 6. 4: Liber qui appellatur Testamentum Job, apocryphus) не обязательно свидетельствует о ее распространении на Западе. О связях «Завещания Иова» и раввинистической лит-ры см.: Baskin. 1981. P. 30-32, 140; о связи «Завещания Иова», LXX и таргума Иова см.: Delcor M. Le Testament de Job, la prière de Nabonide et les traditions targoumiques//Bibel und Qumran: Beitr. zur Erforschung der Beziehungen zwischen Bibel- und Qumranwissenschaft/Hrsg. S. Wagner. B., 1968. S. 63-73. Филон Александрийский редко использует И. к. В соч. «О толковании законов» он парафразирует Иов 1. 21: «...ибо нагим ты пришел и нагим уйдешь; а время между рождением и смертью ты принимаешь от Бога для пользы (χρσιν)» ( Philo.

http://pravenc.ru/text/578206.html

Подобне правоверным есть творити требе, от божественных словес собирати себе, Что-либо услышится, а не забывати, имать бо в свое время ползу многу дати. 5 Аще Слову Божию ухо приклониши и то во сердце твоем любезно храниши, Уповай, яко слово молитвы твоея внушит Господь Бог ради милости Своея, И прием я во сердце, имать сотворити, о нем же ты тщишися во ползу просити. Слово Божие Дождь пламень огня может угасити, Слово Божие – похоти кротити. 2 Мечь правы 1262 во кривое место не вхождает, право 1263 место правому 1264 мечю подобает. Мечь 1265 есть Слово Божие, а мечь правый 1266 зело, место есть сердце, убо да есть право, цело. Инако в нем Божие Слово не вместится, Дух бо мудрости в злобней души 1267 не селится. 3 Огнь есть Слово Божие 1268 , его же пустити сниде Христос на землю, да бы очистити От грех естество наше, тем ся воспаляет, иже нечистотою не влажен бывает. Иже паки в мокроте скверны пребывают 1269 , неудобь воспаленни 1270 тем огнем бывают. 4 Нищий – древо сухое, мокрое – богатый, не сего, онаго огнь воспаляет святый. Сиречь, Слово Божие, нищий бо слушает, а богатый печалми 1271 ушы 1272 затыкает 1273 . 5 Слово Божие есть мечь правоукованный, в кривое влагалище никогда прятанный. Правому слову сердце 1274 да будет правое, яко же влагалище мечю 1275 некривое. 6 Евреи изначала манну возлюбиша, наконец 1276 , тужде пищу 1277 себе омерзиша. Тако Слово Божие мнози возлюбляют вначале, потом тожде сердцу 1278 омерзяют. Сладкое сота паче прегорко им мнится, яко тем злоба грешных нещадно казнится. 7 Хотяй блаженно жизнь си провождати Божия Слова должен есть слушати, Еже 1279 блаженству виновно всякому. не токмо земну, но и небесному Действенно зело, тем же подобится различным вещем, яко же явится. У Исаии Слово Божественно велегласнаго 1280 воде подобленно За вину сию, яко утоляет жажду душевну и дух охлаждает, И еще. яко скверны омывает душ кающихся, в ня же ся вселяет. Паки, сладкому вину подобится, яко тем радость во сердцах родится, И яко душы силны 1281 упояет,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Составными частями синагогального богослужения были: а) молитва, б) чтение Св. Писания, в) проповедь и г) священническое благословение. а) Молитва. Молитва была самой существенною составною частью синагогального богослужения, заменявшею собою жертвенный культ. Соответственно разным поводам для обращения к Богу, молитвы, по своему характеру, подобно жертвам, были нескольких видов. Были молитвы благодарственные («берахот» ( ), исповедные (годийот – , от исповедать) и просительные (тефиллот, , ср. 1Тим. 2:1 ). По способу своего употребления синагогальные молитвы разделялись на частные ( ) и общественные ( ). Первые назначались для частного употребления отдельными членами синагогальной общины, а вторая употреблялись при общественном богослужении, – в собрании, состоявшем не менее, как из десяти членов ( ). К числу последних относились: последняя часть благословения «кериат Шема» 473 , со слов ) за тем формулы «Бареку» (­благословляйте), «каддиш» (свят) и «кедуша» (­и прославление святости) 474 . Некоторые из синагогальных молитв имеют очень древнее происхождение. К таким следует отнести: а) вышеупомянутую «Кериат Шема», указание на которую находится в Евангелии (ср. Лк. 10:26 ) 475 , у Иосифа Флавия (Antiquit. jud. IV, 8, 3) 476 и в мишне (Пирке абот, II, 13; Таанит, IV, 3; Песахим, IV, 8; Сота, V, 4); б) молитву 18 (или вернее 19), благословений (шемоне эсре берахот) 477 и в) формулу многих молитв, называемую «каддиш» 478 . К чтению общественных молитв в синагогах допускали только людей, обладавших высокими духовными качествами, прилично одетых и имеющих громкий, певучий голос 479 . Как действие, заменяющее собою жертвоприношение храма, чтение молитв требовало людей свободных и зрелого возраста, почему невольникам и несовершеннолетним не дозволялось выступать при богослужении в качестве общественных чтецов (Берахот, III, 3; Мегилла, IV, 6). Что касается права способных для чтения общественных молитв, то для допущения их к оному требовалось согласие общины или архисинагога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Яко овча на заколение ведется ( Ис.53:7 ), но Он – Слово, возвещаемое гласом вопиющаго в пустыни ( Ис.40:3 ). Был мучен и язвен ( Ис.59:5 ), но исцеляет всяк недуг и всяку язю ( Мф.4:23 ). Возносится на древо и пригвождается, но восстановляет нас древом жизни, но спасает распятого с Ним разбойника, но омрачает все видимое. Напоевается оцтом, вкушает желчь, но кто же Он? Претворивший воду в вино, Истребитель горького вкушения, сладость и весь желание ( Песн.5:16 ). Предает душу, но область имать паки прияти ю ( Ин.10:18 ), но раздирается завеса, потому что горнее делается открытым, но расседаются камни, но восстают мертвые. Умирает, но животворит и разрушает смертью смерть. Погребается, но восстает. Нисходит в ад, но возводит из него души, но восходит в небеса, но придет судить живых и мертвых и подвергнуть истязанию подобные твоим слова. Если одни речения служат для тебя поводом к заблуждению, то другие да рассеют твое заблуждение! Такой даем ответ говорящим загадочно, – даем неохотно (потому что для верных неприятно пустословить и препираться словами – для них довольно и одного противника ( 1Тим.5:14 ), однако же даем по необходимости для нападающих (потому что и лекарства существуют для болезней), чтобы узнали они, что не во всем они мудры и не неодолимы в своих излишних и упраздняющих Евангелие мудрованиях. Ибо, когда, оставив веру, предпочитаем ей силу слова, и несомненность Духа уничтожим своими вопросами, а потом слово наше побеждено будет ве-личием предметов (это же необходимо последует, когда словом движет немощное орудие – наша мысль), так что бывает? Немощь слова пред-ставляется нам недостаточностью самого Таинства, и таким образом кра-сота слова обращается в уничтожение Креста, как рассуждает об этом и Павел ( 1Кор.1:17 ). Ибо исполнение нашего учения есть вера. Но Ты, возвещаяй соузы и разрешаяй сокровенная ( Дан.5:12 ), наводящий и нас на разум, как сводит наросты насильственно вторгающихся учений, изменив этих наиболее, соделай из хитрословов верными и из именуемых ныне христианами! К этому и убеждаем вас, о сем и молим по Христе, примиритеся с Богом ( 2Кор.5:20 ), и Духа не угашайте ( 1Сол.5:19 ), лучше же сказать, да примирится с вами Христос и, хотя поздно, да воссияет вам Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Египте и Киренаике синагоги продолжали действовать и после войны с Римом, но храм в Леонтополе был закрыт в 73 г. В том же году была уничтожена вся иудейская аристократия в Кирене. Известно, что иудеи облагались дополнительными налогами и страдали от поборов местных властей. В 113 и 115 гг. произошло неск. массовых выступлений против иудеев в Александрии. Ответом на них стало иудейское восстание 116-117 гг. в Месопотамии, Киренаике, на Кипре, в Ливии и во мн. местах в Египте. В результате все евреи были изгнаны из Александрии. До IV в. крупных общин в Египте уже не было. Синагоги начинают восстанавливаться иммигрантами из Палестины только в кон. III в. Множество иудейских общин было на западе Римской империи. В Сев. Африке самые крупные находились в пределах Карфагена. В Италии самой многочисленной была евр. община Рима. Сохранялись общины в Причерноморье и М. Азии. О Вавилонии в этот период сведений практически нет (возможно, из-за свирепствовавшей там эпидемии чумы). Раввинистические источники говорят о том, что Санхедрин во II в. находился в г. Уша, на севере Галилеи, а затем переезжал в Шфарам, Бейт-Шеарим, Сепфорис и Тивериаду. Согласно раввинистическому преданию, после разрушения храма рабби Иоханнан бен Заккай основал академию в г. Ямния (Явне), который ему подарил имп. Веспасиан. Поскольку история сохранилась по крайней мере в 4 версиях (Мидраш Эйха Рабба. 1. 31 (на Плач 1. 4); Вавилонский Талмуд. Гиттин. 56a-b; Авот де-рабби Натан (А). 4; Авот де-рабби Натан (В). 6) и все они содержат маловероятные с исторической т. зр. детали, их достоверность в целом вызывает большие сомнения у исследователей. По мнению Д. Бойарина, миф об академии в Ямнии появился лишь в период завершения Вавилонского Талмуда и не имеет под собой исторической основы ( Boyarin. 2005). Тем не менее в раннераввинистический период несомненно существовали группы раввинов, имевшие учеников и занимавшиеся систематическим изучением Торы. Т. н. дома учения (    ) были в Ямнии, Лидде и др. городах (Тосефта. Сота. 7. 9; Тосефта. Ядаим. 2. 16; Тосефта. Песахим. 3. 11; 10. 12). Они строились по модели греч. философских школ. Один или неск. авторитетных учителей занимались с учениками в пределах частного дома или на природе (ср.: Тосефта. Берахот. 2. 13; 4. 18; Тосефта. Шаббат. 2. 5; Тосефта. Сота. 13. 3; Мишна. Шаббат. 1. 4; в Мишне Авот. 1. 4 содержится увещевание: «Да будет дом твой домом собрания»). Поэтому наиболее часто упоминаемые в раввинистической лит-ре «дом Гиллеля» и «дом Шаммая» можно понимать и как группу учеников, регулярно собиравшихся в частном доме вокруг учителя, и как родственников этих раввинов, образовавших династии учителей. Дома, где собирались раввины с учениками, могли помечаться особыми вывесками (Иерусалимский Талмуд. Мегилла. 4. 12 (75c); в 1969 на Голанских высотах была найдена надпись: «Это дом учения рабби Элиезера ха-Каппара»).

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Раввинистическая лит-ра в целом избегает отождествления ранних раввинов с фарисеями ( Cohen S. J. D. 1984). Встречаются и негативные высказывания о фарисеях (Мишна. Сота. 3. 4). Вероятно, потому что раввины видели себя выразителями интересов всего народа и единственными законными наследниками традиции, существовавшей до разрушения Иерусалимского храма, тогда как фарисеи были известны как одна из множества религ. групп той эпохи. Хотя взгляды фарисеев считаются наиболее близкими к учению раввинов и именно фарисеям отводится последнее слово в спорах, когда излагаются мнения представителей разных течений периода Второго храма (Мишна. Ядаим. 4. 6-8; ср.: 3. 5), мн. аспекты религ. практики и вероучения фарисеев и раввинов отличались. В частности, раввины пересмотрели характерную для фарисеев практику хавурот (братских трапез, совершавшихся в особых условиях ритуальной чистоты) (см.: Мишна. Демай. 2. 2-3; Тосефта. Демай. 2. 2-19), поскольку она вела к обособлению раввинов от основной массы народа (подробнее о фарисеях и раввинах см.: In Quest of the Historical Pharisees. 2007). С уверенностью можно говорить только о том, что нек-рые из тех, кто были известны как фарисеи в период Второго храма, почитались как мудрецы и учители в И. р. (напр., упоминаемый в связи с судом над Иродом в 47 г. до Р. Х. Самайа, ученик фарисея Поллиона,- это, вероятно, рабби Шаммай ( Ios. Flav. Antiq. XIV 9. 4 (172-176); XV 1. 1 (3); 10. 4 (370)); Гамалиил в Деян 5. 34 и 22. 3 - это раббан Гамлиель I; возможно, раббан Шимон бен Гамлиель упом. в автобиографии Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Vita. 191); Хони (Ония) по прозвищу Рисователь кругов (Мишна. Таанит. 3. 8; Тосефта. Таанит. 2. 13) также был известен Иосифу Флавию - Ios. Flav. Antiq. XIV 2. 1 (22); в Мишне Авот. 1. 2 к «остатку Великого собрания» причисляется Шимон Праведный, которого обычно отождествляют с первосвященником Симоном, сыном Онии (Сир 50. 1 и сл.; Ios. Flav. Antiq. XII 2. 5 (43); 4. 1 (157)). Эти отождествления служат исследователям опорными точками для построения хронологии раввинистического движения. Раввины делят свою историю на несколько поколений. Период до формирования школ Гиллеля и Шаммая называется временем пар мудрецов (зугот), среди к-рых Иосе бен Иоэзер из Цереды и Иосе бен Иоханнан, Иехошуа бен Прахия и Маттай (Ниттай) ха-Арбели, Иехуда бен Таббай и Шимон бен Шетах, Шмайя и Авталион. Следующее поколение принято называть «таннаим» (   букв.- «повторяющие»). К нему причисляются все раввины, жившие до времени записи Мишны (до нач. III в.). После таннаев идут «амораим» (   букв.- «объясняющие»), к к-рым относят 8 поколений мудрецов Палестины и Вавилонии, живших до VI в. Поколение, завершившее составление Талмуда, именуется «савораим» (   букв.- «предполагающие») или «  » (букв.- «анонимные»). Наконец, раввины, жившие в VIII-XI вв., называются «  » (букв.- «выдающиеся»). От разрушения храма до записи Мишны

http://pravenc.ru/text/1237763.html

I. 2. Небеса поведают славу БОЖИЮ, творение-же руку Его возвещает твердь! 2. Небеса поведают славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь! 3. День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. 3. День дню выдыхает (сказывает) слово, и ночь ночи открывает разумение (возвещает ведение). 4. Не суть речи, ниже словеса, их же не слышатся гласи их. 4. Нет (таких) речей, и нет таких слов, в которых не были бы слышны голоса их (неба и земли). 5. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенной глаголы их. 5. На всю землю вышло вещание их, и до краев вселенной – словеса их. 6. В солнце положи селение Свое. И той, яко жених, исходяй от чертога своего, возрадуется, яко исполин, тещи путь. 6. В солнце поставил Он скинию Свою. И оно – точно жених, выходящий из чертога своего, веселится, как исполин, о шествии своем. 7. От края небес исход его, и сретение его до края небесе, и несть, иже укрыется теплоты его. 7. От края неба (начинается) исход его, и (завершается) шествие его у (другого) края неба, и нет (того), кто бы укрылся от теплоты его... II. 8. – Закон ГОСПОДЕНЬ непорочен, обращаяй души: свидетельство ГОСПОДНЕ верно, умудряющее младенцы. 8. Закон Господень – непорочен, (он) обращает души; свидетельство Господне – верно, (оно) умудряет младенцев. 9. Оправдания ГОСПОДНЯ – права, веселящая сердце: заповедь ГОСПОДНЯ – светла, просвещающая очи. 9. Уставы Господни – прямы, они веселят сердце; заповедь Господня – лучезарна, она просвещает очи. 10. Страх ГОСПОДЕНЬ чист, пребываяй в век века: судьбы ГОСПОДНИ истинны, оправданы вкупе, – 10. Страх Господень чист, (он) пребывает в век века; суды Господни истинны, – они сами в себе содержат правду: 11. вожделенны паче злата и камене честна многа, и сладшая – паче меда и сота. 11. вожделенны (они) более золота и драгоценных камней многих, и слаще меда и сота. III. 12. Ибо раб Твой хранит я: внегда сохранити я, воздаяние много! 12. И вот раб Твой хранит их: в соблюдении их – воздаяние многое! 13. Грехопадения кто разумеет?! от тайных моих очисти мя,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

3. Дорожа временем, потому что дни лукавые. 4. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте что есть воля Божия. 5. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь духом. 6. Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. 7. Благодаря за все Бога и Отца во Имя Господа нашего Иисуса Христа. 269 Откр. 3:5 1. Побеждающий облечется в белые одежды и не изглажу Имени Его из книги жизни и исповедую Имя Его пред Отцом и пред ангелами Его. 2. Имеющий ухо да слышит что Дух говорит церквам. 3. Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время? 4. Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши как древле. 5. Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно. 270 Ис. 63:15 1. Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны. 2. Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими, Ты, Господи, – Отец наш, от века Имя Твое: Искупитель наш. 271 Песн. 5:1 1. Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные! 2. Я сплю, а сердце мое бодрствует; вот голос моего возлюбленного, который стучится: отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! Потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои – ночною влагою. 272 Сир. 24:21 1. Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими. 2. Ибо воспоминание обо Мне слаще меда, и обладание Мною приятнее медового сота. 3. Ядущие Меня еще будут алкать, и пиющие Меня еще будут жаждать. 4. Слушающие Меня не постыдятся, и трудящиеся со Мною не погрешат. 273 Пс. 65:2 1. Пойте славу Имени Его, воздайте славу, хвалу Ему. 2. Скажите Богу как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои! 3. Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет Имени Твоему, Вышний!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В древности от деления текста на Д. з. зависели представления о распределении их по 2 скрижалям. Иногда к 1-й скрижали относили заповеди, выраженные в утвердительной форме, ко 2-й - в форме запрета. Т. о., предполагалось, что на 1-й и 2-й скрижалях было по 5 заповедей ( Philo. De Dec. 50; Ios. Flav. Antiq. III 5. 5, 8; III 6. 5; Iren. Adv. haer. II 24. 4). Нек-рые толкователи (с аллюзией на Мф 22. 37-70) считали, что на 1-й скрижали были начертаны заповеди, относящиеся к Богу, на 2-й - к людям. Отсюда получали, что на скрижалях было соответственно 4 и 6 заповедей ( Филарет (Дроздов), свт. Пространный христ. катехизис. § 488; Гейдельбергский катехизис 1563 г. Вопр./Отв. 93; Баптистское вероисповедание 1689 г. Ст. 19. 2) или даже 3 и 7 ( Aug. Locut. in Hept. VII 2. 71; Caes. Arel. Serm. 100A. 12). В Иерусалимском Талмуде отражена имевшая место ок. сер. II в. по Р. Х. дискуссия раввинов, во время к-рой высказывались разные предположения: Ханания бен Гамлиель утверждал, что на каждой скрижали было записано по 5 заповедей, другие - по 10 заповедей, Симеон бен Йохай - по 20 (т. е. заповеди дублировались с обеих сторон) (Иерусалимский Талмуд. Шекалим 25a; Сота 36b). В Ветхом Завете Кроме Исх 20. 1-17 и Втор 5. 6-21, в ВЗ нигде более не содержится полного перечисления Д. з. Во мн. случаях книги ВЗ упоминают закон Моисея в целом (евр.  ,  ) и его средоточие - декалог. При этом для указания на заповеди в т. ч. и десятисловия используется не выражение «десять слов» (    ), а термин  ,   - заповедь. В терминологии Второзакония различаются религиозно-нравственные постановления закона Моисеева (  ,  ) и религ. уставы и уложения (  ,  ), а также правовые определения и законы (  ,  ): «Итак, люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и уставы (  , в синодальном переводе - постановления) Его, и суды (   , в синодальном переводе - законы) Его, и заповеди (  ) Его во все дни» (Втор 11. 1). ВЗ часто подчеркивает необходимость «тщательно исполнять заповеди (  ) и закон (  ), который завещал… Моисей» (Нав 22. 5). Царь Давид завещает Соломону хранить повеления «Господа, Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы (  ) Его и заповеди Его (  ), и определения (  ) Его и постановления (  ,  ) Его, как написано в законе (  ) Моисеевом» (3 Цар 2. 3). Здесь в учении Моисеевом заповеди (  ) явно выделяются среди определений (   , букв.- судов, решений) Божиих и Его постановлений (   , букв.- свидетельств).

http://pravenc.ru/text/Десять ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010