1 . «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя! Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасе­ния моего, и Заступник мой, хваля призову Господа, и от враг моих спасуся» ( Псал.17:2–4 ). 2 . «Коль возлюбленна селения Твоя, Гос­поди сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Сердце мое и плоть моя воз­радовастася о Бозе живе. Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя. Луч­ше день един во дворех Твоих, Господи, паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бога мо­его паче, неже жити ми в селениих грешничих» ( Псал.83:2–3, 5, 11 ). 3 . «Коль возлюбих закон Твой, Господи! Весь день поучение мое есть. Коль сладка гор­тани моему словеса Твоя! Паче меда устам мо­им. Сего ради возненавидех всяк путь неправ­ды. Светильник ногама моима закон Твой и свет стезям моим. Оправдания Твоя вожделен­на суть, Господи, паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота» ( Пс.118:97, 103–105, 18:11 ). 4 . «Коль благ Бог Израилев правым серд­цем! Коль многое множество Благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе, соделал еси уповающим на Тя, пред сыны чело­веческими! Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа... Обаче Богови пови­нися, душе моя, яко от Того терпение мое, ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой: не подвижуся во век» ( Пс.72:1, 30:20–21, 61:6–7 ). 5 . «О Бозе спасение мое и слава моя. Бог помощи моея и упование мое на Бога. Упо­вайте на Него весь сонм людей. Излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш есть. Не уповайте на неправду и на восхи­щение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца. Единою глагола Бог, двоя сия слышах: зане держава Божия, и Твоя, Гос­поди, милость, яко Ты воздаси коемуждо по делом его» ( Пс.61:8–9, 11–13 ). 6 . «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: воз­жажда Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и без­водне. Тако во святем явихся Тебе – видети силу Твою и славу Твою, яко лучше милость Твоя паче живот. Устне мои восхвалит Тя, та­ко благословлю Тя в животе моем. О имени Твоем воздежу руце мои. Прилпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя» ( Пс.62:2–5, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Бурхард отмечает 67 параллелей-перекличек «И. и А.» с «Метаморфозами» Апулея, 40 - с «Хереем и Каллироей» Харитона, 25 - с «Габрокомом и Антией» Ксенофонта Эфесского (см. индекс источников: Burchard. 1983). Различия сопоставляемых элементов имеют системный характер. То, что в «И. и А.» первично, жизненно, сакрально, в греч. романе имеет характер искусного, литературного, художественного, психологического. Так, во время посвящения в мистерии Асенефу, словно пчелиную матку («царицу»), облепляют вылетевшие из сота чудесные белые пчелы в золотых коронах с пестрыми крыльями (возможно, этот образ вдохновляется иконографией Артемиды Величайшей Эфесской, см.: Касьян. 2004); про Каллирою говорится, что царицами рождаются подобно царицам пчелиного роя: когда Каллироя вышла из храма, все непроизвольно потянулись за нею, будто рой пчел за избранной за красоту своей владычицей ( Chariton Aphrodisiensis. De Chaerea et Callirhoe. II 3. 10). В одном случае «реальная» мистериальная сцена, в другом - красивое сравнение. Если К. Кереньи и Р. Меркельбах и др. ученые этого направления извлекали мистериальный «подтекст» греч. любовных романов путем сложных и спорных герменевтических процедур ( Chesnutt. 1995), то в «И. и А.» мистериальная сцена находится в центре, а происходящее именуется «мистерией Всевышнего». Вероятно, разумней предположить выветривание чуждой религиозности ради лит. занимательности и изящного образа, чем обратный путь от романа к откровению. К тому же «И. и А.» по объему меньше самого краткого греч. романа. При лит. классификации этот апокриф можно назвать символической повестью. Параллели с НЗ Первоначальное отнесение «И. и А.» к христ. сочинениям основывалось на наличии ряда значимых выражений, к-рые кажутся цитатами из НЗ: «хлеб жизни» (ср.: Ин 6. 48), «чаша благословения» (ср.: 1 Кор 10. 16), «книга жизни» (ср.: Флп 4. 3; Откр 3. 5; 20. 12, 15; 22. 19), «дар духа» (ср.: Деян 2. 38; 10. 45), «дух мудрости» (ср.: Еф 1. 17; 1 Кор 12. 8), «дух истины» (ср.: Ин 15. 26; 16. 13), «дух жизни» (ср.: Откр 11. 11; Рим 8. 2). Обращает на себя внимание выражение παρθνος (девственник) применительно к Иосифу (ср.: Откр 14. 4). Иосиф именуется «первородным сыном Божьим» (Iosephus et Aseneth. 21. 4; ср.: Рим 8. 29 (об Иисусе Христе); см., напр.: Burchard. 1987; Dschulnigg. 1989; Chesnutt. 1995; Idem. 1989; Lindars. 1987). Однако у этих выражений есть прототипы в Септуагинте и межзаветной лит-ре, и уникальное сходство между «И. и А.» и НЗ объясняется общей идейной средой ( Брагинская, Виноградов, Шмаина-Великанова. 2010. C. 256-257).

http://pravenc.ru/text/673673.html

М. Ключарева, История ветхозаветн. Священства до заключения канона, Ставрополь губ. 1903, Проф. И. Т. Троицкого, Библейская Археология. Спб. 1913, и друг. 9 Вот, например, как определяется состав Priesmercodex’a у С. Н. Cornill " я: Быт.1:1, 2 :4а, 5:1–28, 30, 6:9–22, 7:6, 11, 13–16а, 17а, 18–21, 23б, 24, 8:1–2а, 2б-5, 13а, 14–19, 9:1–17, 28–29, 10:1–7, 20, 22–23, 31–32, 12:4б-5, 13:6, 11б-12а, 16:1a, З, 15–16, 17, 19:19–29, 21:1б, 2б-5, 23, 25:7–11а, 12–17, 19–20, 26б, 26:34–35, 28:1–9, 29:24, 28б-29, 30:22а, 31:18, 33:18а, 35:6а, 9–13, 15, 22б-29, 36:1, 5б-8, 40–43, 37:1–2а, 41:46–48, 46:6–7, 8–27, 47:5–6а, 276–28, 48:3–6, 49:1a, 28б-33, 50:12–13, Исх.1:1–5, 7, 13–14, 2:23–25, 6, 7:1–13, 19 –20a, 216–22, 8:1–3, 11а-15, 9:8–12, 11:9–10, 12:1–20, 28, 37, 40–41, 43–51, 13:1–2, 14:1–4, 8–9б, 10б, 15–18, 21–23, 26–29,16:1–2, 6–7, 9–20, 22–24, 32–35, 17:1, 19:1–2, 24:15–18а, 25:1–31:18, 34:29–35, 35–40, Левит–вся книга, . C. H. Cornill, Einleitung in das Alte Testament. 2 A. Freiburg i. B. 1892, S. 28. 10 Обстоятельные трактаты в пользу древности и подлинности Пятикнижия имеются напр., у Вигуру, Руководство к чтению и изучению Библии, т. I (р. п. М. 1897, стр. 276 и дал.) и у Жданова Из чтений по Священному Писанию Ветхого Завета (Сергиев Посад 1914, стр. 44 сл.). 11 По вопросу о значении жрецов в древнем Египте научно обоснованные данные сообщаются, напр., в ученом исследовании проф. Д. Я. Введенского, Патриарх Иосиф и Египет (Опыт соглашения данных Библии и Египтологии). Сергиев Посад, 1914, стр. 282 и след., стр. 365 и дал. О некоторых египетских аналогиях в институте священства и в жертвенном культе Израиля можно читать у V. Ancessi, L " Egypte et Moise. Paris. 1875. 12 В Мишне об Уриме и Туммиме сохранилось такое свидетельство: «с тех пор как умерли первые пророки, прекратились Урим я Туммим» (Сота.11:12). Читать далее Источник: Глаголев А.А. Книга Левит : (Библиологический очерк)//Труды Киевской Духовной Академии. 1915. 3. С. 355-379. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

4. «Яко лучши милость Твоя паче живот» – «Паче» – буквальный перевод с греческого – свыше, более чем, нежели. Ср. Пс.18:11 : «Судьбы Господни... вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота», т.е. вожделеннее золота... и слаще меда. – «Живот» – родит, падеж множ. ч.; ставя слово «живота» во множ, числе, славянский текст буквально следовал греческому, а последний – еврейскому. 5. «Устне мои похвалите Тя» – «Похвалите» – 3-е лицо двойств, числа будущ. времени, т.е. похвалят. В числе глагол согласован с подлежащим «устне» – губы. 6. «Тако благословлю Тя в животе моем» – «Тако», т.е. с таким же настроением как теперь, с таким же стремлением к Богу, какое изображено перед этим. 7. «О Имени Твоем воздежу руце мои» – Возносить или подымать (воздевать) руки к небу – тоже, что молиться; поэтому эти слова означают: Тебе буду молиться. Ср. Пс.27:2 : «Услыши Господи глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои к Храму святому Твоему» 8. «Яко от тука и масти да исполнится душа моя» – «Исполнится» – не совсем верный перевод; греческое слово, поставленное в этом месте, означает не только наполнять, но также насыщать; последнее значение, очевидно, в данном случае уместнее и точно соответствует еврейскому тексту (ср. Пс.87:4,102:5 ; смотри также и объяснения к этим местам). «Тук и масть» – сало и жир, т.е. вообще сытная, вкусная пища. Общий смысл сего места: дай мне насытиться (насладиться) Тобою, так же как человек насыщается пищей. (Ср. Иер.31:12–14 : «и душа их будет, как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться... И напитаю душу священников туком и народ Мой насытится благами Моими», говорит Господь). 9. «Устнама радости восхвалят Тя уста моя» – Буквально – «радостными губами будут восхвалять Тебя уста мои». 10. «Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя» – «На утренних» – собственно (по буквальному переводу с еврейского) в утренние или ночные стражи (стража – время ночи, определяемое переменою стражи); по- видимому, обыкновенно бывало три таких смены в течение ночи; по крайней мере, в книге Суд.7:19 упоминается о средней страже.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от всего этого есть истинный пост. В этом пост – прекрасное дело. Насладимся же Господом (см. Пс. 36:4 ) в поучении словесам Духа, в воспринятии спасительных узаконений и во всех учениях, служащих к исправлению душ наших. Будем втайне беречься от того поста, об избавлении от которого молит пророк, говоря: не убиет гладом Господь души праведных ( Притч. 10:3 ) 110 ; и: не видел праведника покинутым и потомства его просящим хлеба ( Пс. 36:25 ). Ибо сказал это не о чувственных хлебах, зная, что дети патриарха нашего Иакова за хлебами ходили в Египет, но говорит о духовной пище, которой усовершается внутренний наш человек. Да не приидет и на нас пост, которым грозили иудеям: вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю сию голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних ( Ам. 8:11 ). Этот голод послал на них праведный Судия, когда увидел, что ум их томится голодом от невкушения учений истины, а их внешний человек чрезмерно тучнеет и дебелеет. Поэтому во все последующие дни будет угощать вас Дух Святой утренними и вечерними весельями. Никто да не лишает себя произвольно духовного пира. Все причастимся трезвенной чаши, которую Премудрость растворила и равно предложила нам, чтобы каждый почерпал, сколько может вместить (1). Употребим телесный пост к увеселению душ. Часто служил ты плоти, доставляя ей наслаждения, теперь побудь в служении душе. Утешайся Господом, и Он для тебя исполнит прошения сердца твоего ( Пс. 36:4 ). Если ты богатолюбив, вот тебе богатство духовное: суды Господни истинны, все они вместе праведны, вожделеннее золота и многоценного камня ( Пс. 18:10, 11 ). Если ты любитель наслаждений и удовольствий, вот тебе слова Божии: для человека здорового духовным чувством – слаще меда и сота ( Пс. 18:11 ) (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Даже саддукеи, по словам Флавия, когда находились у власти, “придерживались, хотя и неохотно и вынужденно, того, что говорили фарисеи, ибо в противном случае народ не потерпел бы их” (Арх. XVIII,1,4). фарисеи “имели притязание на особое благоволение Всевышнего. В полном подчинении у этой секты были женщины” (Арх. XVII,2,4). Число фарисеев Иосиф определяет в 6000 (Там же). При оценке характеристики Флавия следует помнить, что сам историк был фарисеем и что он стилизовал своих единомышленников под одну из греческих философских школ. Новый Завет говорит о взглядах фарисеев кратко, но более объективно, чем Флавий. Сказано, что они верили в Воскресение из мертвых, посмертное воздаяния, в ангелов и авторитет “старцев” ( Мф. 15:1 сл.; Деян. 23:8 ). Талмуд, созданный раввинами-таннаями, содержит данные о фарисействе, в целом вполне совпадающие со свидетельствами, приведенными у Флавия и в Новом Завете (см.: Поснов М . Иудейство, с. 137). Причем сообщения талмудистов нередко содержат критические замечания в адрес тех фарисеев, которых они называют “крашеными”. Например, в трактате Сота (2в) приводятся слова царя: “Бойся имеющих вид фарисеев, которые набожны подобно фарисеям, но поступают беззаконно”. Некоторые скудные сведения о фарисеях есть у раннехристианских писателей, в частности, у св. Епифания. Он подчеркивает аскетические упражнения, принятые у фарисеев, и склонность многих из них к астрологии ( Епифаний . Панарион, I, с. 73–78 (русск. пер.); см. также: Finkelstein A . The Pharisees, v.1–2, 1961). Из вышеприведенных показаний источников неясно, почему фарисеи заняли враждебную позицию в отношении к проповеди Иисуса Христа. Факт этот объясняли по-разному. 1. Некоторые историки думают, что причиной был Его отказ от вооруженной борьбы с язычниками. Но хорошо известно, что и сами фарисеи были противниками восстания ( Флавий И . Иудейская война, II,17,3). Если христиане, как только вспыхнула война, удалились в Пеллу, за Иордан, то и фарисеи в свою очередь покинули Иерусалим и вскоре образовали собственный религиозный центр в Ямнии.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

Даже саддукеи, по словам Флавия, когда находились у власти, «придерживались, хотя и неохотно и вынужденно, того, что говорили фарисеи, ибо в противном случае народ не потерпел бы их» (Арх. XVIII, 1, 4); фарисеи «имели притязание на особое благоволение Всевышнего. В полном подчинении у этой секты были женщины» (Арх. XVII, 2, 4). Число фарисеев Иосиф определяет в 6000 (Там же). При оценке характеристики Флавия следует помнить, что сам историк был фарисеем и что он стилизовал своих единомышленников под одну из греческих философских школ. Новый Завет говорит о взглядах фарисеев кратко, но более объективно, чем Флавий. Сказано, что они верили в Воскресение из мертвых, посмертное воздаяния, в ангелов и авторитет «старцев» (Мф. 15, 1 сл.; Деян. 23, 8). Талмуд, созданный раввинами–таннаями, содержит данные о фарисействе, в целом вполне совпадающие со свидетельствами, приведенными у Флавия и в Новом Завете (см.: Поснов М. Иудейство, с. 137). Причем сообщения талмудистов нередко содержат критические замечания в адрес тех фарисеев, которых они называют «крашеными». Например, в трактате Сота (2 в) приводятся слова царя: «Бойся имеющих вид фарисеев, которые набожны подобно фарисеям, но поступают беззаконно». Некоторые скудные сведения о фарисеях есть у раннехристианских писателей, в частности, у св. Епифания. Он подчеркивает аскетические упражнения, принятые у фарисеев, и склонность многих из них к астрологии ( Епифаний. Панарион, I, с. 73—78 (русск.пер.); см. также: Finkelstein A. The Pharisees, v. 1–2, 1961). Из вышеприведенных показаний источников неясно, почему фарисеи заняли враждебную позицию в отношении к проповеди Иисуса Христа. Факт этот объясняли по–разному. 1. Некоторые историки думают, что причиной был Его отказ от вооруженной борьбы с язычниками. Но хорошо известно, что и сами фарисеи были противниками восстания ( Флавий И. Иудейская война, II, 17, 3). Если христиане, как только вспыхнула война, удалились в Пеллу, за Иордан, то и фарисеи в свою очередь покинули Иерусалим и вскоре образовали собственный религиозный центр в Ямнии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Писания, которые слаще меда и капель сота ( Пс.18:11 ). «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» ( 2Кор.6:14–15 ). Глава 15. Возражение о том, что многие нечистые имеют знание, а святые не имеют Герман. Это мнение, нам кажется, вовсе не утверждается на истине, не имеет правдоподобного основания. Ибо как все, не принявшие веры во Христа, по нечестивому развращению повреждающие догматы , как многие из иудеев и еретиков или даже из православных, которые предаются разным порокам, приобретя совершенное знание Св. Писания, славятся обширностью духовного знания; и напротив, бесчисленное множество святых мужей, сердце которых очищено от всякой греховной нечистоты, довольствуясь чистотою простой веры, не знает тайн более глубокого знания. Как же примирить то мнение, которое духовное знание приписывает одной чистоте сердца? Глава 16. Ответ: злые не могут иметь истинного знания Нестерой. Неправильно понимает силу определения тот, кто не все слова высказанного мнения взвешивает рачительно. Мы сказали, что такие люди имеют только красоту речи и искусство состязаться, а в сущность Св. Писания, в сокровенный духовный смысл проникать не могут. Ибо истинное знание приобретают только истинные чтители Бога, а тот народ не имеет его, которому говорится: «слушай, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит» ( Иер.5:21 ). И еще: «так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» ( Ос.4:6 ). Поскольку в Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения ( Кол.2:3 ), то как можно думать, что тот истинно приобрел знание, кто не хотел найти Христа, или найденного хулил святотатственными устами, или, по крайней мере, нечистыми делами осквернил православную веру? «Ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства... и не будет обитать в теле, порабощенном греху» ( Прем.1:4–5 ). Итак, духовного знания достигают не иначе, как тем порядком, который один из пророков хорошо изображает, говоря: сейте у себя праведность, жните надежду жизни, засветите у себя светильник знания ( Ос.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Рассказав об этом святом муже, я, моля о его благословении, приступлю к другому рассказу.   II. ИУЛИАН   1. Иулиан, которого окрестные жители почтили именем " Сава " , что в переводе на греческий язык означает " старец " , утвердил свою подвижническую келлию в краю, бывшем тогда парфянским, а ныне называемом Осроена. Эта страна к западу простирается до самого берега реки, имя которой Евфрат, а на востоке граничит с владениями Римскими и переходит в Ассирию, западную часть Персидского царства, которую позже назвали Адиабена. В этой стране было множество больших и многолюдных городов; много в ней было земли — как обитаемой, так и необитаемой и пустынной. 2. Удалившись в глубину пустыни и найдя здесь нерукотворную пещеру, хотя и не изготовленную хорошо и красиво, но могущую дать тесный приют желающим уединения, сей божественный муж с радостью поселился в этом месте, считая его лучше великолепных чертогов, блистающих золотом и серебром. Здесь-то и проводил он жизнь свою, единожды в неделю принимая пищу; а пищей ему был хлеб ячменный (и тот из отрубей), приправой — соль, самым приятным питием — родниковая вода. Всё это употреблялось не с пресыщением, но в мере, принятой раз и навсегда. Подлинной же пищей, роскошью и наслаждением служили для него псалмопения Давида и непрерывная беседа с Богом. С жадностью наслаждаясь ими, он никогда не мог пресытиться, но, всегда насыщаясь ими, постоянно воспевал: Коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда устом моим (Пс.118,103). Слышал он и другие глаголы Давида: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе: вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота (Пс.18,10–11); слышал также и другие: насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего (Пс.36,4), возвеселися сердце мое боятися имени Твоего (Пс.85,4 и 11) и вкусите и видите, яко благ Господь (Пс.33,9). Внимал он еще и таким словам: возжажда душа моя к Богу крепкому живому (Пс.41,3) и прильпе душа моя по Тебе (Пс.62,9). Внимая же этим глаголам, он принял в себя и любовь изрекшего их. Ведь и великий Давид, воспевая эти песни, говорил, что он желал бы приобрести многих сообщников и соучастников в любви к Богу. Вот и не обманулся он в надежде, но привлёк к Божественной любви и этого благочестивого мужа, и множество других. Иулиан воспламенился такой любовью к Богу, что был как бы упоен ею; ничего земного он не замечал, днём и ночью грезя и помышляя только об одном Возлюбленном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

Такую же сладость в словесах Божиих находил и пр. Давид, который так говорил об этом: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим ( Пс. 118:103 ) и в другом месте: судьбы Господни истинны, вожделенны паче злата и камене честна многа и слаждша паче меда и сота ( Пс. 18:10–11 ). 4–9 ст. После этого пророк получает от Бога: а) новое повеление идти и проповедовать Израилю волю Божию: иди и вниди в дом Израилев, и глаголи словеса Моя к ним (4 ст. ср. 1 ст.). Этим ясно дается понять, что пророк, хотя и был, как сказано выше, посреде пленения (11 ст.), но не входил ни в какие сношения с пленными иудеями, жил жизнью частного человека, устраняясь от общественной деятельности. и б) новое ободрение на предстоящее ему служение. Таким ободрением для него было во-первых то, что «он посылается с проповедью не к людям с невнятною речью (глубокоречивыми) и трудным языком (косноязычным), но к дому Израилеву, к одному народу (5 ст.), а не ко многим народам, говорящим на разных языках (иноязычным) и наречиях (иноречивым), имеющий трудный для понимания язык (тяжким языком сущим), которых бы речи он, пророк, не мог понимать» (6 а ст.). Другими словами это значит, что пр. Иезекииль, посылаемый на проповедь к своему народу, не может встретить и не должен бояться таких затруднений на этом поприще, каких например ожидал и убоялся другой пророк Иона, посылаемый с проповедью к жителям Ниневии ( Ион. 1:2–3 ). Другим ободрением для пророка на предстоящем поприще служит обещание Божественной помощи: «впрочем, если бы Я (Бог) послал тебя (пророка) и к таким (которых речи ты не понимаешь), то и те послушали бы тебя» (6 b ст.), потому что, как поясняет бл. Иероним, воля Моя и могущество победили бы всякое затруднение. «Однако Израильтяне не захотят слушать тебя, потому что они не хотят слушать Меня (ср. Мф. 10:40 ; Лк. 10:16 ), так как (яко) все они непокорны и жестокосерды (7 ст.). Вот в виду этого Я дам тебе лицо более сильное лица их, и чело (слав. – прю заменено на поле словом – чело) твое сделаю крепче чела их (8 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010