Но все же, для полноты картины, приведем два святоотеческих высказывания. Св. Кирилл Иерусалимский : ««Упомяну знающим меня о Раав и Вавилоне» ( Пс. 86:4 ). Велико человеколюбие Божие! Даже и о блудницах вспоминает Он в Писании! И притом не просто говорит: помяну Раав и Вавилон, но присовокупляет: ведущим мя. Итак, спасение, которое приобретается покаянием, равно возможно для мужеского пола и женского» 145 . Св. Иоанн Златоуст : «Почему Бог обещает помянуть Раав и Вавилон, когда Раав значит: блудница, а Вавилон: смешение? Это объясняется в выражении: ведущим мя. Итак, если Раав блудница означает Церковь из язычников; равным образом, если Вавилон, означающий, ввиду множества идолов, смешение, обратился и познал Бога, то они справедливо находят память о себе у Бога» 146 . Вернувшиеся к Иисусу отважные разведчики доложили своему полководцу: Господь предал землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас (2:24). Все, кроме отважной Раав, которая «пред величием цели, указанной ей Божественным Духом, вырвала душу свою из летаргии, в какую ее погрузила ее чувственная жизнь… Женщина, которая чувствовала в себе силу принести себя в жертву делу Божию, была возрождена этим самопожертвованием. Блудница исчезла, появляется героиня» 147 . Переход Иордана (3:1–11, 13–17) Как авторитет Моисея был подкреплен чудесами, сопровождавшими переход через Чермное море, также и авторитет Иисуса был подтвержден чудесами, сопровождавшими переход Иордана. Господь обращается к Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что, как Я был с Моисеем, так буду и с тобою (3:7). В Тосефте (трактат Сота) говорится, что все народы земли были свидетелями чуда, так как воды Иордана возвышались как стена невероятной высоты. Сказано также, что в то время, когда народ проходил по дну реки, Иисус воззвал к нему с требованием обновить завет с Богом. Если бы это не было выполнено народом, замечается в трактате, воды низверглись бы и истребили его, как это произошло с поколением Ноя 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

14 Г. Ратнером издано уже несколько выпусков по критике и исправлению текста Иерус. Талмуда, под общим заглавием: «Агават Цийон ве – Иерушалаим». Варианты, разночтения и пополнения текста Иерусалимского Талмуда, изданные по древним печатным и рукописным источникам с критическими замечаниями и объяснениями Б. Ратнером. 15 В т. 17 Песахим; 18: Шекалим, Иома, Сукна, Рош-гащана, Таанит, Мегилла, Хагига, Беца, Моэд-катан; 20: Маасрот, Маасер-шени, Халла, Орла, Биккурим; 25: Сангедрин, Маккот; 30: Киддушин, Сота и Кетубот. 18 Согласно усвоенному в лексиконе Иоанна Буксторфия пониманию слова «Midrasch» в женском роде, это слово понимается автором в женском роде и читается, как имя женского рода «мидрашь». 19 О значении творений бл. Иеронима для б. археологии см. сочинение проф. Е. Я. Полянского: «Творения бл. Иеронима, как источник для библейской археологии» 1908 г. 20 Первоначально это сочинение было написано на арабском языке, на котором оно называется «Китаб-ал-Сираг» (книга светильник) а потом было переведено на еврейский язык. 21 1-я книга – «Сефер га-мадда» (книга о знании, т. е. Бога), 2-я кн. «Сефер агава» (книга о любви, т. е. к Богу, точнее о выражении таковой любви); 3-я кн. «Сефер га-земаним» (книга о временах, т. е. праздничных); 4-я кн. «Сефер нашим» (кн. о женщинах, т. е. законы о заключении и расторжении браков); 5-я кн. «Сефер кедуша» (книга о святости в пище); 6-я кн. «Сефер га-плеа» (кн. о обетах и клятвах); 7-я кн. «Сефер зераим» (книга о семенах, т. е. об аграрных законах); 8-я кн. «Сефер-фбада» (кн. о богослужении); 9-я кн. «Сефер корбанот» (кн. о жертвоприношениях); 10-я кн. «Сефер тегора» (книга о чистом, т. е., о соблюдении чистоты); 11-я кн. «Сефер незикин» (кн. о повреждениях, встречающихся в обычной жизни); 12-я книга «Сефер киньян» (кн. о купле, т. е. купле и продаже); 13-я кн. «Сефер мишпатим» (кн. о судах, т. е. о судебных процессах по тем делам, которые не были сопряжены с повреждениями); 14-я кн. «Сефер шофетим» (кн. о судьях, т. е. о праве еврейских судей, в частности синедриона).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

2 В некоторых случаях слово раввина считалось не менее авторитетным, чем слово Библии. См.: А. Мень. На пороге Нового Завета, rл. XXXI. 3 Гал. 2:2 . Как уже отмечалось выше (гл. 5), мы исходим из того предположения, что свидетельство Павла в Гал. 2 относится к тем же событиям, которые описаны в Деян. 15 . 4 Мишна. Сота, V, 5; Гемара. Бава Батра 10в, 17а. 5 Сведения о св. Иакове приводит еврейский христианин Егизипп цитаты из книги которого сохранены у Евсевия (Церк. Ист., II, 1, 23); см. также: Климент. Строматы, VII; Епифаний. 70, 14. 6 S. Agoridis. The origin of the Epistle of St. James. — The Greek Orthodox Theological Review, 1963, p. 73. 7 Иак. 5, 1-4; ср. сходные изречения в апокалиптической Книге Еноха (94, 7 сл.). 8 Согласно свт.  Епифанию (I, 30), секта иудео-христиан, отколовшаяся от Иерусалимской церкви после ее исхода из Иудеи, разделялась на две ветви. Одна удержала самоназвание назарян, а другая — эбионитов. Вторые в большей степени отошли от основ христианства, и поэтому их можно считать наследниками ультра-законнической партии Иерусалимской церкви. По-видимому, сборы в пользу «бедных» этой церкви имели в виду не просто нищих, а также эбионитов. Взгляды эбионитов во многом перекликаются с ессейскими, откуда и наше предположение, что они в основном были обращенными ессеями. См.: J. Danielou. The Dead Sea Scrolls and Primitive Christianity. Baltimore, 1958. 9 Гал. 2:5 . Из этого места послания нельзя ясно понять — был ли Тит в конце концов обрезан. Есть основания думать, что ап. Павлу в данном случае пришлось сделать уступку. См.: Э. Ренан. Святой Павел. СПб., 1907, с. 87. 10 На это указывает бл. Феофилакт в своем Толковании на Деян. 15 (русск. пер. с. 111). 11 См.: F.F. Bruce. Op. cit. p. 311. Эта, весьма распространенная гипотеза основана на том, что при встрече с ап. Павлом 20 лет спустя Иаков Праведный говорит о послании так, словно Павлу оно неизвестно ( Деян. 21:25 ). Но такое толкование слов Иакова не единственное. Он мог просто напомнить Павлу о том, что было в 49 году. См. обзор основных гипотез в кн.: F. Filson. A New Testament History. London, 1978, p. 218-219.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

50 Сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою: 51 величаяй спасения царева, и творяй милость христу Своему Давиду, и семени его до века. Слава: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося (до 40 дня со дня смерти – “новопреставленного”) раба Твоего [или: рабу Твою], брата нашего [или: сестру нашу] [имя] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его [или: ея] согрешения и невольная, избави его [или: ю]вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему [или: ей] причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.  Темже милостив тому [или: той] буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Псалом 18 1 В конец, псалом Давиду 2 Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. 3 День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. 4 Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. 5 Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. В солнце положи селение Свое, 6 и Той, яко Жених исходяй от чертога Своего, возрадуется, яко Исполин тещи путь. 7 От края небесе исход Его, и сретение Его до края небесе, и несть иже укрыется теплоты Его. 8 Закон Господень непорочен, обращаяй душы, свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. 9 Оправдания Господня права, веселящая сердце, заповедь Господня светла, просвещающая очи. 10 Страх Господень чист, пребываяй в век века: судьбы Господни истинны, оправданы вкупе, 11 вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота. 12 Ибо раб Твой хранит я, внегда сохранити я, воздаяние много. 13 Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя, 14 и от чуждих пощади раба Твоего, аще не обладают мною, тогда непорочен буду и очищуся от греха велика. 15 И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего пред Тобою выну, Господи, Помощниче мой и Избавителю мой. Псалом 19

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

9. Мишна, Сота, III, 4. 10. См.: Ин 3, 1-2; Деян 16, 5; 23, 6; Филип З, 5. Аргументы в пользу близости фарисейского учения к христианству собраны израильским историком Д. Флюссером ( D. Flusser. Jesus. Paris, 1970). 11. «Религиозная жизнь иудейского народа, — пишет Г. Мур, — была спасена переходом от Торы как законченного откровения, от мертвой буквы — к букве, вновь обретшей жизнь, от старинного застывшего текста, чье знание, ничто не могло изменить и ничего нового не могло сказать, — к тексту, чье значение было пластическим, поскольку он получал новое толкование в свете возраставшей от века к веку мудрости религиозных учителей» ( G. F. Moore. Judaism in the Centuries of the Christian Era. Cambridge, 1962, V. I, р. 66). 12. О ветхозаветном Предании как прообразе новозаветного см. в специальном приложении к книге: Л. Буйе. О Библии и Евангелии, с. 213. 13. Псалмы Соломоновы, 18, 7-8; 17, 7-8. Псалмы эти были написаны в 60-х годах I b. до н. э. На русский язык переведены прот. А. Смирновым. 14. Из античных и средневековых авторов о ессеях писали Филон Александрийский, Плиний Старший (I b.), Иосиф Флавий, Климент Александрийский (II-III вв.), Ипполит Римский (III b.), Евсевий Кесарийский (IV b.), бл. Иероним (IV b.), Нил Синайский (V b.), Георгий Амартол (IX b.), натр. Фотий (IX b.), Михаил Сирийский (XII b.). Античные, то есть наиболее достоверные, свидетельства даны в новом Переводе. ТК, I, с. 339-391. 15.  И. Флавий. Иуд. война, II, 8, 2; Плиний. Естественная история, V, 17, 73. 16.  См. И. Амусин. Рукописи Мертвого моря, с 243 сл.; J. Danielou. Les manuscripts de la Mer Morte et les origines du christianisme. Paris, 1957, р. 111, Тн. Gaster. Тне Dead Sea Scriptures. N.Y., 1956, р. 12 ff. 17. См.: R. Brown. New Testaments Essays. N.Y., 1965, р. 138 ff. 18. Как мы увидим (см. ниже, прим. 31), вполне вероятна тесная связь между ессеями и христианами Дамаска. О ессейских элементах фразеологии ап. Павла см.: J. Danielou. Les manuscripts…, р. 94. 19. Напр., для кумранцев характерна тема «двух путей» — Правды и Кривды (Устав, III, 15 сл.), и на этой же теме построено вступление к «Дидахе» (I-V). Этот памятник ранней Церкви был написан ок. 100 г. См. его перевод ЖМП, 1975, 11, с. 68-73.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Богомолец св. Киево-Печерской Лавры, иеросхимонах о. Парфений: 1 . В одном из своих молитвенных песнопений вопиет к Богу Духу Святому: «Неописанный Параклите, от Отца исходяй и в Сыне пребываяй! Установи во мне храм Своему Величеству!». 2 . Св. Парфений говорил: «В начале моего жития (в монастыре) я вовсе не раздумывал о подвигах монашеских, о том, чтобы установить себе такое или другое правило, избрать такой или другой образ жизни, я думал только о том, как бы молиться – да молиться непрестанно и трудиться, сколько сил есть, слушать во всем, как Бога, начальника, никого не оскорбить и не осудить, да мне и некогда было смотреть за поступками других, я только себя знал». (См. Житие его). 3 . Богомолец отец Парфений говорил: «Всякому хотящему спастися, надо всем сердцем взыскать Господа; а взыскать Его можно только прилежным и докучным к Нему молением. Ты только молись, проси от всей души Господа, чтобы он не оставил тебя, а Он вразумит, наставит и от греха сохранит тебя, а сам по себе ничего не сделаешь: «без Бога ни до порога " ». 4 . Приобретение истиннаго молитвенного духа составляло главнейший подвиг блаженного отца Парфения, и он стяжал сей благодатный дух в высшей степени. Молитва, по словам его, обратилась для него в такую потребность, как пища или питие, или же сделалась у него, по его выражению, как бы болячкою вросшею в сердце. Она сама собою при внешних даже развлечениях и даже во сне в нем действовала. Он сам видел однажды, в полусонном видении, свое сердце, объятое пламенем. Это символ непрестанной молитвы, в которой сердце его непрестанно возносилось горе – к Богу. 5 . Молитвенная беседа с Богом была для отца Парфения предвкушением блаженства небеснаго. Вот что говорит он о правиле своем келейном: (изложив молитвословия свои) паче меда и сота сия молитва мне приятна – она мне охотна, помогательна, спасительна и врагов отгнательна. Я на Богоматерь тако надеюсь, яко на каменную гору: понеже я Богом о Ней тако уверен, что от Адама и до скончания века не будет таких людей, лишенных вечной славы наслаждения, кои по Бозе на Нее уповали и надеялись частым своим воплем и докучанием к Ней, хотя бы и мне из них кто подобен был грешник и беззаконник. Ей вся предана от Сына Ея; Она же милосердна и человеколюбива и незлобива. Ея ради и меня Прелюбезный мой Иисус Христос Господь приимет в вечныя свои обители, за излиянную свою кровь. Будет-ли тако?! – Ей, будет по сердцу моему!

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iskate...

В священных книгах, канонизированных к тому времени, не было ясно выраженного учения о воскресении мертвых. Книга Даниила, где провозглашено это учение, еще не входила в канон. Следовательно, говоря о воскресении, Христос признавал доктрину, содержащуюся в церковном Предании. Принцип Предания был впоследствии усвоен и христианством. По справедливому замечанию католического богослова Л.Буйе, как Новый Завет “не может быть понят в отрыве от Ветхого, так и новозаветное Предание не может быть отделяемо от Предания ветхозаветного… Источник познания Слова Божия, как бы погруженного в самую жизнь народа Божия, – источник, который есть Предание, начал течь вовсе не только после пришествия Христа, так же точно, как и тот другой источник, которым являются боговдохновенные тексты, — раз эти последние вытекают из Предания, а при этом начали накапливаться задолго до Христа” ( Буйе Л . О Библии и Евангелии. Пер. с франц. Брюссель, 1965, с.214). Иисус Христос признавал не только требования Закона, но в целом одобрил и формы благочестия, установленные Преданием Быт. 2:23-24 ; почитание святых (в Ветхом Завете - Моисея и Илии); сложная система богослужения и обрядов (ср.Типикон, Кормчую и т.п.); пожертвования на церковные нужды, отлучение, благословение людей, плодов, трапезы; освящение различных предметов, ритуальные жесты (воздевание рук, удары в грудь, которые приняты в западной церковной практике); священные обеты, посты, дни покаяния, очистительные молитвы и т.д. Все эти аспекты религиозной жизни основаны не только на Писании, но и на Предании Ветхого (а вслед за ним и Нового) Завета. " > . “Если праведность ваша, — говорил Он ученикам, – не будет больше праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Божие” ( Мф. 5:20 ). Если о некоторых частных сторонах “галахи” Христос высказывал мнения, расходившиеся с понятиями большинства раввинов, Он следовал их же собственному правилу. Весь Талмуд наполнен разноречивыми суждениями мудрецов по многим предметам веры и обряда . Споры между ними доходили до жестоких столкновений. Но сторонники противоположных взглядов были в равной степени почитаемы всем народом. 8. Наконец, последнее. Христос мог навлечь (и навлек) на Себя ненависть фарисеев Своими обличениями ( Мф 23 ; Мк. 12:38-40 ; Лк. 11:38-52 ). Однако подобные обличения считались в Израиле допустимыми. Тому пример проповедь пророков. И позже в иудаизме мы находим выпады против святош, которые носили лицемерную личину набожности. Раввин Иошуа бен Ханания говорил: “Глупый ханжа, хитрый нечестивец, женщина-фарисейка и удары фарисеев губят мир” (Сота, III,4). “Лицемеры, по мнению другого учителя, заслуживают обличения, так как оскорбляют имя Божие” (Иома, 5). Следовательно, речи Христа люди могли понимать как направленные против дурных представителей фарисейства. Заметим, что Он осуждал не учение фарисеев, а их грехи : “Все, что они скажут вам, исполняйте и храните , по делам же их не поступайте” ( Мф. 23:3 ).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

Декабрь 1, Суббота. Не легко возродиться духом. А кто возрожден, тот уже ангел. 2, Воскресенье. Сегодня я слушал обедню в Никольском монастыре. Христианская обедня не читается, а поется. Так и быть должно. В христианском богослужении пристойна гармония голосов. Она соответствует взаимному согласию лиц Св. Троицы, стройности законов природы и Евангелия, союзу Сына Божия с человеками и человеков с ангелами. Вечер я провел у начальника здешней академии, архимандрита Антония. У него был рой ученых пчел. Все они жужжали, а меду и сота я не вкушал. 3, Понедельник. В пять часов пополудни послышался благовест в обители Архистратига сил небесных. Он призывает православных к молитве, ублажению и величанию памяти великомученицы Варвары. Я невольно перекрестился и смежив очи начал молиться: «Боже! Ты – любовь. Сохрани убо и спаси душу мою. Она – Твой образ. Она – Твое сияние. Она – Твой перл. Она – Твоя лилия. 4, Вторник. Некогда я любил философию, но покинул ее, потому что она бестолкова, мятежна и вредна. Теперь люблю веру. Эта красная девица весьма степенна, строга, целомудренна и возвышенна. Житье с нею спокойно, приятно и полезно. Сегодня я видел подругу веры, великомученицу Варвару в сопровождении многочисленного народа и почтил ее, как существо возвышенное, презревшее мудрость прошедших веков, усвоившее новые, лучшие понятия и тем засвидетельствовавшее усовершимость рода человеческого. 7, Пятница. На небе сумрак, на земле холод, в сердце моем туча. Мне угрожает горе, а утешить меня некому. 8, Суббота. Лира моя не издает ни веселых, ни заунывных звуков. Некому вдохновить меня. А гроза висит надо мною. Но она не истнит меня.Ибо дух мой могучее всех громов и молний. 9, Воскресение. Что такое дух? Вечный живчик. Что он делает? Ткань. Из чего? Из мыслей и желаний. С узорами? Иногда с ними, иногда без них. Ткань при нем остается? Вся и всегда при нем, как при комете ее светлое покрывало. Хорошо, ежели ткань чиста; а как она у кого замарана? Горе грязному живчику! А что с ним будет?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Очищаемая ароматом, исполняется, Восклицающе: «Обоняние богодухновенных твоих словес Превыше всех ароматов Благоухает, Григорие». 2 . Днесь рéку, Божию великую И сладчайшую в словесах, Паче меда и сота 45 , Псаломски воспоем: Излияся благодать Во устнах твоих 46 , Источая сладчайшие Медоточивого языка твоего потоки Превыше источника в Едеме 47 ; [Пребывая] в горьком потоке жизни, Из них черпая сладость душе, Восклицаем: «Обоняние богодухновенных твоих словес Превыше всех ароматов Благоухает, Григорие». 3 . Кто такой же, чьи речи Истинно сладки, свежи и приятны? Тот, кому Ниссы бразды правления Были вручены, Бодрствующий 48 ум, Который, верша путь Православия На колеснице добродетелей, Зломыслящих низвергает долу И нас, словно к мете 49 , К благочестивой привлекает жизни, В которой спасаемые, От души к нему Восклицаем: «Обоняние богодухновенных твоих словес Превыше всех ароматов Благоухает, Григорие». 4 . Ты, воистину Божиим Делателем будучи, Спустился в сад Премудрости прекрасный, Посвященный Святым Духом; Собирая смирну боговедения, Дал, словно источник, Всем воспитанникам Сиона Догматическую свою пищу В тайнозрительном 50 познании Бога, В котором, наслаждающиеся, Мы радостно душою Восклицаем: «Обоняние богодухновенных твоих словес Превыше всех ароматов Благоухает, Григорие». 5 . Высокий умом, Словно светило, Маяком в мире [светишь] Сиянием словес И просвещаешь людей Пути божественной веры В Троице почитать: Единицу одну, Безначальную, содержащую всё, Единоприродную Чтимую Единицу – Отца и Сына И Святого Духа Живого [и животворящего]; Просвещаемые в трех догматах, Мы возглашаем: «Обоняние богодухновенных твоих словес Превыше всех ароматов Благоухает, Григорие». 16. Святому Евстратию 51 1 . К беззаконным Риторствуя о Божественном И в мучениях Сверкая мужеством, И в обеих [добродетелей] облекшись силу, Евстратие, Силлогизмы их опровергнув, Церковь осветив чудесами, На небесах же радуясь, За нас моли Христа. 2 . Благого мужества украшение – Прекрасного Евстратия Кто по достоинству восхвалит?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Спаси вас Христос! (Продолжение следует.) Рейтинг: 9.8 Голосов: 879 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии olga 25 октября 2016, 20:58 Спасибо! Эта вдохновенная поэма - толкование, да смирит сердца не научившихся благодарить Бога, за Его щедрость , за Его сострадание и за Его Премудрость. За Его Промысел и за всё , что было сделано, делается и будет делаться , Милосердным Богом , для спасения от погибели души , в жизни каждого человека. " ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ! " Словеса Господни, слаще мёда и сота. " Прот. Олег Стеняев 23 октября 2016, 11:22 Преподобный Иоанн Дамаскин, видел признак ереси в отрицании Ветхозаветного Откровения: «Валентиниане: они отрицают воскресение плоти, отвергают Ветхий Завет… Архонтики… отрицают воскресение плоти и отвергают Ветхий Завет. Кердониане: они происходят от Кердона… он отвергает воскресение мертвых и Ветхий Завет. Маркиониты… [учат] о том, что Новый Завет чужд Ветхого и Говорившего в нем… Севириане… Подобно другим еретикам, отвергают воскресение плоти и Ветхий Завет… Манихеи… Ветхий Завет и глаголавшего в нем Бога хулят» (Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Т. 5. О ста ересях вкратце. 31, 40-42, 45, 66). Священномученик Иларион (Троицкий), писал: «Как известно, начиная с половины второго века, Маркион и его последователи проводили резкое различие между Ветхим и Новым Заветом. Учили даже, что два Завета от разных богов ведут свое начало. Новый Завет, следовательно, по их мнению, содержит в себе именно новое учение, прямо противоположное учению ветхозаветному, а потому его и отменяющее. Но Сам Христос, и апостолы, и Церковь с самого начала признавали Ветхозаветное Писание в качестве авторитета. Учение Маркиона немедленно встретило себе надлежащий отпор со стороны церковных писателей. В полемике против Маркиона богословы второго века подробно раскрывали, что Новый Завет Ветхого не отменяет; наоборот, весь Новый Завет уже предсказан в Ветхом» (Архимандрит Илларион. Священное Писание и Церковь). Ириней Лионский: «Читайте внимательнее данное нам апостолами Евангелие и читайте внимательнее пророков, и вы найдете, что вся деятельность, все учение и все страдание Господа нашего предсказано ими» (Святитель Ириней Лионский. Против ересей. Книга IV. Глава 34. 1).

http://pravoslavie.ru/97838.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010