Хагига (   - Праздники и паломничества). О 3 праздниках (Песах, праздник Недель и праздник Шалашей), когда предписано совершать паломничества в центральное святилище (Исх 23. 14-18; 34. 23-2; Втор 16. 14-17). Кто должен явиться в храм, и сколько он должен потратить на жертву. Разные мнения о ритуале смиха (посвящение). Ритуальное омовение рук, 7 ступеней чистоты и предписания о чистоте. «Седер Нашим» (Женщины) Состоит из 7 трактатов. Иевамот (   - Невестки). В тексте обсуждается прежде всего брак по обычаю левирата (брак вдовы с братом умершего мужа) и церемония халицы, которая от такого брака освобождает (Втор 25. 5-10; Руфь 4. 5-10). Кто обязан совершить халицу и при каких обстоятельствах. На ком не может жениться первосвященник. Принятие в общину аммонитян и др. Положение прозелитов. Кетуббот (   - Брачные договоры) (Исх 22. 16-17; Втор 22. 13-21, 28-29). «Кетубба» - это название и брачного договора, и суммы, к-рая причитается женщине в случае развода или смерти мужа. Женитьба на девственнице; штраф за изнасилование девушки. Взаимные обязанности мужа и жены. Собственность женщин и право наследования; права вдов. Недарим (   - Обеты и их отмена) (Числ 30. 2-17). Что считается обетом. Корбам; обеты с «оговоркой» и 4 заранее недействительных обета. Ложь во спасение. Истолкование обетов. От каких обетов может освободить раввин. Назир (   - Назорей) (Числ 6. 1-21). Какие устные заявления обязывают соблюдать назорейский обет и сколько времени это должно продолжаться. Время отрезания волос. Освобождение от назорейского обета. Что назорею запрещено. Осквернение назорея; жертвы, которые он должен принести. Назорейский обет для женщин и рабов. Сота (   - Жена, подозреваемая в измене мужу) (Числ 5. 11-21). Проведение ордалии над женщиной перед Великим Судом. Различные права израильтянина и священника и разные для них наказания. В каких случаях не дают пить горькую воду, наводящую проклятие. Тексты, которые произносятся только «на чистом еврейском языке» (библейском иврите). Разъяснение обращений священника и надзирателей к войску перед войной (Втор 20.

http://pravenc.ru/text/2563848.html

13. О переселении Авраама. — De migratione Abrahami. 14. Кто наследник Божественного. — Quis rerum divinarum heres est. 15. О соединении. — De congressu eruditionis gratia. 16. О бегстве и нахождении. — De fuga ut inventione. 17. О перемене имен. — De mutatione nominum. 18. О Боге. — De Deo. 19. О снах I-II. — De Somniis.   III. Прочие сочинения на библейские темы 1. О творении мира. — De opificio mundi. 2. Об Аврааме. — De Abrahame. 3. О Иосифе. — De Josepho. 4. Жизнь Моисея I-II. — De vita Mosis. 5. О частных законах I-IV. — De specialibus legibus. 6. О добродетелях. — De virtutibus. 7. О наградах и наказаниях. — De praemiis et poenis. 8. Вопросы и ответы на Бытие и Исход. — Quaestiones et Solutiones in Genesim et in Exodum.   IV. Полемика. Апология иудаизма 1. Против Флакка. — In Flaccam. 2. Посольство к Каю. — Legatio ad Caium. 3. О жизни созерцательной. — De vita contemplativa.   D. TAЛMYДUЧECKUE ТРАКТАТЫ I отдел ЗЕРАИМ (Посевы; аграрные законы). — Содержит 11 трактатов: Берахот (благословения), Пеа (Край поля, оставляемый для бедных), Маасорот (Десятины) и др. II отдел МОЭД (Праздники). — Содержит 12 трактатов: Шаббат (Суббота), Эру-вин (Смягчения субботних правил), Песахим (Пасха), Шекалим (Храмовая десятина), Иома (Судный день), Суккот (Праздник Кущей), Рош-хашана (Новый год), Таанит (Посты), Мегила (О чтении Торы), Моэд-Катан (Малые праздники), Хагига (Праздничные жертвы) и др. III отдел НАШИМ (Жены; брачное право). — Содержит трактаты: Иевамот (Запретные браки). Кетубот (Брачные договоры). Недарим (Обеты), Назир (Аскеты), Сота (О неверных женах), Киддушин (Обручение). IV отдел НЕЗЕКИН (Повреждения; уголовные законы). — Содержит 10 трактатов: Бава-Камма (Первые врата), Бава-Мециа (Средние врата), Бава-Батра (Последние врата), Макот (Удары), Санхедрин (Синедрион), Шевуот (О присяге), Эдуиот (О свидетелях), Авот (Изречения отцов) и др. V отдел КОДАШИМ (Святыни; о церковном праве). — Содержит 11 трактатов: Зевахим (Жертвы), Менахот (Хлебные приношения), Хулин (О ритуальном убое скота), Миддот (О Храме) и др.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

1Цар. 14:37; 28:15 ; Ос, 3:4; иер. Иома, VII, 7)(oracie qui se trouvait sur Iephôd du pontife et fait appelé ourim (lumiêre), parce quil eclairait Israël, et toummim (simplicite), parce quil applanissait la voie devant les israëlites en marche, lorsquils etaint innocents (et quils le meritaient). Schwab Moise, le talm. de jerusalem, Иôта, VII, 7 p. 246. Вопрошение Бога чрез урим и туммим совершалось первосвященником в полном облачении и только в делах, касающихся царя, судилища или всей общины (иерус. Иома, VII, 7).)) По возвращении евреев из вавилонского плена, уже не было откровения чрез урим и туммим, так что они должны были ожидать, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом ( Неем. 7:63 ). По свидетельству мишны, урим и туммим прекратились с тех пор, как умерли первые пророки (Сота, IX, 12), а по свидетельству Иосифа Флавия, – за двести лет до того времени, как он начал писать книгу о «древностях иудейских» (Antiqu. jud. III, 8, 9). Ср. Ключарева о., ор. с., 85–90. 456 Слова или Вуксторфий производит от ­былъ большим. Раввины толкуют его в смысле antistes praefectus, dominus primarius (Buxtorfii, Lexicon chald. et talm. p 722). 457 Относительно сослужения сагана первосвященнику в день Очищения иерусалимский талмуд говорит: «Le président remplissait 5 fonctions: lo il disait au pontife de lever la main droite (pour le tirage au sort); 2°-il se piaçait à la droite du pontife, pendant la marche, et le chef de la section de servise se mettait à gauche; 3° il depIoyait une etoffe pour faire signe que la Iibation a yant lieu, le chant doit commencer; 4-il assistait de sa main droite le pontife gravissant le degres de autel, et iII aidait à monter; 5° nul pontife nexerça ses hautes fonctions avant de passer par la presidence, afin d être bien au courant. (иер. Иома, III, 10, сн. M. Schwab, Le talm. etc., t. 5-me p. 197). 458 «Парнасим» от халдейского «парнес» ­ пасти, б. значит «пастыри» ( ποιμνες), а «зекеним» – старейшины. 459 Просить вспомоществование от общины для человека мудрого считалось вообще делом унизительным и позорным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

3. Император — защитник Веры, а Империя — продукт божественного провидения. 4. Имперский культ предоставляет поддержку и помощь всем нуждающимся гражданам Империи. 5. Все служители культа являются одновременно служителями Императора и Империи. В Имперский культ может вступить любой желающий. Для этого нужно совершить паломничество к дорожным святилищам всех девяти божеств и заплатить чисто символический вступительный взнос. А затем только упорный труд на благо общества и Девяти и непрерывное самосовершенствование помогут новоявленному члену культа достичь определенных успехов. Имперский культ ведет пропаганду добродетелей, ставя прихожанам в пример богов Девятки, призывает помогать ближним своим, защищать друг друга, не красть, не убивать, не обманывать… Одним словом, вести праведный образ жизни. Имперский культ довольно толерантен. Он признает и одобряет все, что хорошо и полезно для Империи и не идет в разрез с моральными принципами, которые миссионеры стараются привить всем жителям Империи. Так, например, Имперский культ не одобряет деятельность Гильдии воров, но очень благодарен ее членам за преданность Девятке и Империи. Культ смиренно принимает то, что во многих провинциях есть свои пантеоны, но надеется на то, что разногласия относительно «божественных откровений» когда-нибудь будут решены мирным путем. Напряженные отношения у Имперского культа сложились только с Храмом Трибунала, так как Храм считает истинными лишь своих божеств и святых. В общем и целом, Имперский культ — довольно положительная организация, изливающая на всех желающих свет божественного добра, мудрости и справедливости.   Храм Трибунала «Я слежу за тобой, ничтожество!» (с) Любой уважающий себя ординатор Родина этого религиозного культа – провинция Морроувинд, населенная данмерами, то есть, темными эльфами. Трибуналом или Альмсиви (по первым буквам имен) называют трех божеств – Альмалексию, Сота-Сила и Вивека. Данмеры поклоняются им, как покровителями и защитниками своего народа, мудрым и справедливым правителям. Помимо Альмсиви, темные эльфы почитают святых Храма, которые верно служили Трибуналу и явили миру пример всех добродетелей. Таких святых девять: Фелмс Отважный, Ллотис Благочестивый, Мерис Миротворец, Рорис Мученица, Аралор Кающийся, Делин Мудрый, Олмс Справедливый, Рилмс Босая, Серин Милосердный. Все святые покровительствуют представителям тех или иных профессий, как видно, чтобы людям было кому жаловаться, если не лепится горшок и сапоги не шьются. Храм Трибунала признает трех хороших даэдр – Азуру, Боэтию и Мефалу, которых называют Предтечами Альмсиви, а так же четверых плохих или Четыре Столпа Дома Забот – Шигората, Мехруна Дагона, Малаката и Молаг Бала. Как шутят на просторах Интернета, последний Принц в список «плохих» загремел за непристойные связи с Вивеком, чему есть подтверждение в виде многочисленного потомства.

http://bogoslov.ru/article/1209570

44. Покаяния пути: 1) осуждение своих грехов (Ис. 43:26; Пс. 31:5); 2) неосуждение и прощение других (Мф. 6:14); 3) молитва пламенная; 4) милостыни; 5) смиренномудрие и смирение. 45. Не вручил Господь ключи Царствия Небесного безгрешным Иоанну, Иакову, но Петру, всегда помнящему о пении петуха, чтобы он, вспоминая о своем падении, был всем помощником в покаянии и спасении. 46. Людям дано покаяние в трудах, печалях и скорбях. 47. Мы созданы не для того, чтобы только есть, пить, одеваться, а чтобы избегать порока и держаться добродетели, руководясь Божественным любомудрием. 48. Есть двоякая трапеза: одну готовят руки поваров, другую – уста пророков; одна – произрастание земли, другая – плоды Духа; брашна той трапезы скоропортящиеся, другой – нетленны и насыщают душу для будущей жизни. 49. Иоанн Креститель питался травяными акридами и диким медом; иные во всю Четы-редесятницу употребляли только хлеб и воду. Поститься и воздерживаться можно и до, и после причащения. Призывай к обеду брата и разделяй с ним свои, вернее не свои, а Господни блага. У блаженных пустынников пища была самая лучшая, не мясо бессловесных, но слово Божие – сладчайшее паче меда и сота (Пс. 18:11). 50. Кто называет Бога Отцом, тот исповедует усыновление и возвещает оправдание, освещение, искупление, отпущение грехов, дарование Духа. 51. Цель любомудрия – с мудростью соединить простоту, чтобы по свободной воле мы делали то, что дети делают по природе и любви. В знании дел Божеских и человеческих состоит любомудрие. 52. Человек рождается смертным, и любомудрие состоит в том, чтобы бояться грехов, а не смерти, сна и успения нашего. 53. Трудно воспитываться в любомудрии тем, которые воспитаны в неге, роскоши, пьянстве, распутстве, невоздержании, не наследовали от предков благочестия. 54. Когда ты раздражаешься, кричишь, бранишь меньшего, и он молча переносит брань, то ты бесчинствуешь, а он любомудрствует. 55. Любомудрие в том, чтобы благодарить Бога и в несчастье: во-первых, ты возвесе­лил Бога, во-вторых, посрамил диавола, в-третьих, ты показал, что случившееся с тобой – ничто. И не может быть, чтобы человек, благодарящий в несчастии, страдал. Душа радуется, подобно мученику, получая венец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

Блаженное состояние! Сладка и любезна рабов Божиих работа! Земное, но небесному подобное житие!.. Глава 12. О мире христианском   Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. (Рим. 5:1)   § 508. Сколь тяжко подданному гнев Государя своего над собою чувствовать, – невозможно словом изъяснить. Ничто ему тогда не мило – ни пища, ни питье, ни жена, ни дети, ни друзья, ни иное что. Потому бывает, что многие сами себя, не стерпя гнева того, погубляют и желают умереть, нежели жить под гневом тем. Как несравненно тяжелее Божий гнев терпеть. Насколько Бог от человека отстоит, – отстоит же бесконечно, – настолько тяжелее Божий гнев в сравнении с гневом царским. Посему нечестивые в день Страшного Божиего Суда и праведного Его гнева пожелают скрыться в пещерах и в ущельях гор, и скажут горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять (Откр. 6:15-17). Но насколько тяжко и горько Божий гнев чувствовать, настолько утешительно и благоприятно благость и милосердие Его в сердце своем ощущать. Это несравненно всякую радость и сладость мира сего превосходит. Как доброзрачная и благовонная роза природная изящнее и благоприятнее, нежели сотворенная из какого другого вещества, или искусством живописца написанная, так малейшее вкушение благости Божией намного лучше и увеселительнее, более всякого увеселения и утешения мира этого. Это та сладкая вечеря, которую обещает Христос предложить слушающему Его голос и отверзающему двери сердца своего: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Это вкушение сокровенной манны, которое обещается Тем же Господом побеждающему: Побеждающему дам вкушать сокровенную манну (Откр. 2:17). Это вкушение вечной радости и сладости и есть малейшая частичка того увеселения, вкусив которого, рабы Христовы забывают всю утеху мира сего и все его увеселение, как болото, мутное и смрадное, или как горесть вменяют, но того единого желают все больше и больше. Посему говорит премудрость Божия: воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота. Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать (Сир. 24:22-23). Это сладчайшее увеселение только те чувствуют и познают, сердца которых им услаждаются. Ибо как сладость меда вкушающим только чувствительна, а не вкушающим же неизвестна, так духовная эта сердечная сладость только познающим ее и вкушающим известна, а прочие же ее не знают. И сия сладость есть мир Божий, превосходящий всякий ум, которого апостол филиппийцам желал: Мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп. 4:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Бог говорил людям не раз и не однообразно. Помним ли о том и благодарим ли за то? Когда царь издает манифест или указ, все спешат узнать его. Когда отец пишет из дома, — дети, в отсутствии находящиеся, с неудержимою радостию теснятся, чтоб поскорее услышать, что пишется. Се, Царь царствующих, благоволивший явить Себя нам и отцам, открыл нам милостивую волю Свою. Теснимся ли вокруг, чтоб скорее узнать, что говорит нам Бог и чего хочет от нас? По крайней мере чувствуем ли силу являемого нам чрез то благодеяния Божия? Благодеяния в том, что есть на земле слово Бога — слово истины, — и мы не только знаем, где истина, но и призваны обладать ею. Осмотритесь кругом и посмотрите, что представляют нам мнения и учения человеческие! Неразрешимую смесь лжи, заблуждений, сомнений. Стоя в истине, мы не можем чувствовать того томления, которое испытывает дух, жаждущий истины, находясь среди такого нестроения. Отрешитесь немного и поставьте себя в сию среду. Вообразите себе человека в таком положении: кругом мрак, смятение, безвестность. Он не знает, куда обратиться, где найти хоть малое руководительное указание, и, кажется, самая почва под ним нетверда. Это образ духа вне Божественного слова истины. Но проведите к нему луч света: с какою радостию он устремшся вслед его и с какою заботою будет напрягаться, чтобы не спустить глаз своих с него? Укажите ему твердый камень: с каким благонадежием он установится на нем и с какою внимательностию будет держаться, чтоб не соступиться с него? Введите его в тихое пристанище: с каким утешением он укроется в нем и как будет дорожить им, чтоб снова не лишиться его? Этими уподоблениями можно отчасти подойти к понятию тех чувств, какие должен испытывать дух, обладающий истиною в неложном слове Божием. Тьма неведения и лжи кругом, а он облит светом истины. Чувствуя сие, он не может не считать себя блаженным и не радоваться. Другие обуреваются волнами человеческих лжеумствований, а он стоит там, где «столп и утверждение истины» (1Тим.3.15). Чувствуя сие, он не может и не благонадежствовать от безопасности своего положения, как стоящий на утесе среди волнующегося моря. Те «влаются всяким ветром учения» (Еф.4.14), бурю внутрь имея помышлений сомнительных, — а он, как на руках носимый или в пристанище спокойном укрывшийся, упокоевается теплым покоем на лоне истины. Слово Божие для него — свет, твердыня, пристанище. Он дорожит им паче всего, — его паче всего имеет во внимании и им услаждается паче меда и сота. Так ли все сие в нашем сердце, братие?! Если так — возблагодарим Бога. Это значит, что мы верно выполняем обязательные для нас отношения к слову Божию. Но так ли есть в самом деле?! Испытаем себя построже, чтобы не впасть в самообольщение по самомнению!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Да если бы я и сказала: есть мне еще надежда, и даже если б я сию же ночь была с мужем, и потом родила сыновей, то можно ли вам ждать, пока они выросли бы? можно ли вам медлить и не выходить замуж?» ( Руф.1:7 и далее). По возвращении в землю Иудейскую печальная участь Руфи продолжает сильно озабочивать свекровь ее. «Дочь моя, говорит Ноеминь, не поискать ли тебе пристанища, чтобы тебе хорошо было? Вот Вооз, с служанками которого ты была, родственник нам. Вот он в эту ночь веет на гумне ячмень. Умойся, помажься, надень на себя нарядные одежды твои и пойди на гумно... когда он ляжет спать, узнай место, где он ляжет и пр... И Руфь сделала все так, как приказывала ей свекровь ее» ( Руф.3:6 ). Приведенных примеров достаточно для того, чтобы видеть, чем был брак для еврейской женщины. Поэтому-то пр. Исайя, описывая грядущие бедствия Израильского народа говорил: «и ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день и скажут: свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем – сними с нас позор» ( Ис.4:1 ). Иисус сын Сирахов замечает: «женщина примет всякого мужа» —69— и вменяет в священный долг родителям выдачей дочерей замуж: «Есть у тебя дочери?... Выдай дочь в замужество и сделаешь великое дело» ( Сир.7:26–27 ). Подобного рода воззрения были далеко не благоприятны для возникновения обычая безбрачия среди еврейских женщин. Даже в позднейшей еврейской письменности (напр., в талмудическом трактате Сота 22а 1488 о девице, воздерживающейся от брачного сожития, говорится как о чем-то неслыханном и во всяком случае неодобрительном. Поэтому вполне понятно и естественно, с этой точки зрения, что на преждевременную смерть девушки, не успевшей насладиться высшей степенью счастья, доступного и возможного на земле для женщины, смотрели как на величайшее несчастье – равно как и на смерть бездетной женщины, и в таких случаях оплакивали не жизнь, а безбрачие и бесчадие. Литература классических народов представляет множество аналогичных этому примеров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если о некоторых частных сторонах «галахи» Христос высказывал мнения, расходившиеся с понятиями большинства раввинов, Он следовал их же собственному правилу. Весь Талмуд наполнен разноречивыми суждениями мудрецов по многим предметам веры и обряда. Споры между ними доходили до жестоких столкновений. Но сторонники противоположных взглядов были в равной степени почитаемы всем народом. 8. Наконец, последнее. Христос мог навлечь (и навлек) на Себя ненависть фарисеев Своими обличениями (Мф. 23; Мк. 12, 38—40; Лк. 11, 38—52). Однако, подобные обличения считались в Израиле допустимыми. Тому пример проповедь пророков. И позже в иудаизме мы находим выпады против святош, которые носили лицемерную личину набожности. Раввин Иошуа бен Ханания говорил: «Глупый ханжа, хитрый нечестивец, женщина–фарисейка и удары фарисеев губят мир» (Сота, III, 4). «Лицемеры, по мнению другого учителя, заслуживают обличения, так как оскорбляют имя Божие» (Иома, 5). Следовательно, речи Христа люди могли понимать как направленные против дурных представителей фарисейства. Заметим, что Он осуждал не учение фарисеев, а их грехи : «Все, что они скажут вам, исполняйте и храните, по делам же их не поступайте» (Мф. 23, 3). Итак, при наличии доброй воли у фарисеев было достаточно оснований принять Иисуса Христа или хотя бы отнестись к Его учению сочувственно. Как мы видели, в какой–то мере это и произошло. Однако подавляющая часть фарисеев стала его недругами. В чем же причина? Остается предположить, что сам дух Христовой свободы был невыносим для людей, культивировавших каноны, ритуалы, уставы. Кроме того, фарисеи смотрели на себя как на непогрешимых стражей правоверия. В лице Иисуса они увидели соперника, который, по их мнению, не имел прав на учительство. Авторитетным для законников был лишь тот, кто вышел из их школ, кто получил санкцию церковных наставников. Иисус же говорил только от Своего лица, говорил «со властью»; Он не являлся учеником «старцев» и толковал Тору, не ссылаясь на «святых отцов» иудаизма. Это сразу возбудило подозрения, которые не замедлили перейти во враждебность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Земной рай был утрачен для людей вследствие грехопадения; взамен его им уготован рай небесный, Царство Небесное, место непрерывного блаженного общения с Господом, лицезрения Его. Источником блаженства в земном раю было не только лицезрение Господа, но и беседа с Ним. Голос Божий («Адаме, где еси» ( Быт.3:9 )?), послышавшийся в раю после грехопадения, узнан был обитателями рая потому, что и прежде раздавался в слухе их: они привыкли к нему и потому легко могли догадаться, что это не иной, а именно голос Божий. Нечто подобное есть и в Царстве Небесном. Ибо что такое – «неизреченные глаголы», которые сподобился услышать апостол Павел в небесном раю? Не глаголы ли это самого Бога, не откровения ли Его, чувственному ли слуху или духовному слышались эти глаголы, изрекавшие то, что служило к озарению ума, к умирению сердца и к укреплению воли? Эти глаголы Апостол называет неизреченными, или, как сам же он говорит, такими, которые «не леть есть человеку глаголати» ( 2Кор.12:4 ), – в том смысле, что радость, какую он ощущал, внимая им, невыразима человеческим языком. Надобно было самолично слышать их, чтобы иметь понятие об усладительности их. Словеса Господни и в обыкновенном душевном состоянии «слаще меда и сота» ( Пс. 18:11 ) для любящих Господа. Сладость их так велика, что любящие Господа поучаются в них день и ночь, и это их отнюдь не утомляет, читают их и не начитаются, слушают – и не наслушаются. Но эта сладость есть только предвкушение сладости тех глаголов божественных, какие оглашают слух обитателей небесного рая или Царства Небесного. Можно думать, что Павел слышал не только глаголы, исходившие из уст Божиих, но и славословия ангелов; но эти славословия были не что иное, как отзыв на глас Божий, ответ на глаголы Божии. Таким образом как в земном раю сии глаголы были источником блаженства, так и в Царстве Небесном обитатели его услаждаются глаголами Божиими и в слышании их обретают блаженство. Земной рай орошаем был рекой, которая брала свое начало в стране Едемской и по выходе из рая разделялась на четыре реки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010