[Встреча с Православием/Святые и святыни] Геронтисса Феодосия: «Игумения должна быть для сестер настоящей мамой» Беседа с игуменией Троицкого монастыря – обители святителя Нектария Эгинского Святитель Нектарий хранит нашу обитель. А мы должны следовать всему, что говорил он. Святой наставлял сестер так: «На одной руке напишите: “послушание”, а на другой: “внимательность”». Нужно выверять каждое свое слово и каждое дело. [Встреча с Православием/Святые и святыни] «Когда свидетельствует дело» Памяти священника Алексия Золотова Алексей Ершов Коллективное дело 1937 г., по которому проходил священник Алексий Золотов, было сфабриковано следователями Пермского Гор. НКВД. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Жертвоприношение Авраама (Быт. 22: 1–24) Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 15-я Протоиерей Олег Стеняев Бог посылает нам испытания с единственной целью – усовершенствовать нас, сделать нас более стойкими в правде Божией. [Встреча с Православием/Святые и святыни] «Честна пред Господем смерть преподобных Его» О житии преподобного Антония Сийского Мария Кузьмина Шли иноки долго, пока Божиим смотрением не встретился им некий муж, именем Самуил. Увидев в глуши монахов, молитву творящих, он принял их за видение. Но приблизившись, понял: это Антоний и его ученики. Он и показал, в каком месте можно построить обитель. Так начиналась история Сийского монастыря. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Повседневная жизнь семьи последнего императора под арестом в Царском Селе Анастасия Савчук Пусть теперь они и не были державными монархами, но продолжали служить России своей горячей молитвой. [Встреча с Православием/Святые и святыни] «Ты должна прийти сюда…» (+ВИДЕО) Преподобный Гавриил в воспоминаниях игумении Серафимы (Читанава) «Он является источником любви, который объединяет всех нас», говорит игумения Серафима (Читанава) о преподобном Гаврииле (Ургебадзе), некогда предсказавшем ей монашескую стезю. [Встреча с Православием/Святые и святыни] «И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою» Семейная жизнь ветхозаветных патриархов.

http://pravoslavie.ru/put/page102_1083.h...

Антон Глейс, профессор теологического факультета Лундского университета (Швеция), предложил такое определение мистического опыта: « Мистический опыт — это такое переживание в религиозном или мирском контексте, которое непосредственно или позднее интерпретируется носителем как встреча с высшей или предельной божественной реальностью прямым, согласно субъекту, иррациональным путем, что порождает глубокое чувство единства и жизни во время переживания на уровне бытия, отличном от повседневного. Этот опыт сопровождается далеко идущими последствиями в жизни индивида ». На мой взгляд, это описание вполне совпадает с тем, что отвечали мне собратья, участвующие в опросе. Встреча со Христом становится синонимом встречи с Богом и вообще высшей, предельной реальностью. И для большинства это не просто глубинная реальность бытия, нечто безличное, но встреча с Личностью, Лицом, стоящим за этой реальностью. Этот опыт, кстати, оказывается слабо связанным с догматическим богословием. Практически все мои респонденты не отличают (и не видят смысла отличать) встречу со Христом от встречи с Отцом, поскольку «видевший Меня видел Отца». Где происходит Встреча Для проживания мистического опыта важным оказывается вопрос контекста. Встреча может происходить в разных условиях у разных людей – и в храме, и на природе, и в одиночестве, и среди братьев и сестер. Но человек запоминает именно свой опыт и стремится передать его другим. От этого часто происходят недоразумения. Тот, кто привык готовиться к Встрече через длительное размеренное говение, с трудом может понять того, кто уверен в необходимости сколь возможно частого причащения. Тому, кто ощущает близость Бога и прощение в Таинстве исповеди, сложно признать, что другой такого опыта не имеет, несмотря на длительную многолетнюю практику, и больше не видит смысла в этом участвовать. Да, наша традиция построена вокруг богослужения, и именно там предлагается искать Встречу с Богом. Но все же она происходит не только там. Удивительно, но о Евангелии как месте Встречи упомянул лишь один человек. А ведь из истории Церкви мы знаем множество эпизодов, когда Христос выходил к человеку именно через строчки Писания. «Продай имение твое и раздай нищим» — услышал преподобный Антоний Великий. «Попечения о плоти не превращайте в похоти» — услышал блаженный Августин. Почему-то чтение Писания у нас редко воспринимают как «легальное» пространство для встречи со Христом, считая его уделом протестантов… Две разные встречи: встреча-жизнь и Встреча-событие

http://blog.predanie.ru/article/chto-zna...

Радость встречи со святым вновь пришла, но уже в феврале 2012 года. Зимнее паломничество в тот год мы начали с Сиэтла, штат Вашингтон, что на тихоокеанском побережье США. Несмотря на то, что мы совер­шенно не готовились к той поездке в силу очень жёсткого графика в России, нам сопутствовала удача на всём паломническом пути. Вместе с Ва­лентиной мы посетили Свято-Никольский рус­ский православный собор в середине дня, где чудесным образом встретились с отцом Алексе­ем (Котаром) и старостой церкви Романом Ерё­менко. Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 года, в день памяти апосто­ла Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курской Коренной в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией русского зарубежья, отошёл ко Го­споду великий праведник. В Свято-Никольском соборе и провёл свою последнюю службу Иоанн Шанхайский, память о котором свято хранят в этом храме. Очевидно, это было провидение Бо-жие, коль скоро отец Алексей сообщил нам, что в небольшом местечке Мулайно недалеко от Порт­ленда, штат Орегон, Церковь Новомучеников и Исповедников Российских будет отмечать своё 30-летие, и ожидается прибытие вместе с иконой Божией Матери Курской Коренной первоиерарха Русской зарубежной церкви митрополита Вос­точно-Американского и Нью-Йоркского Иларио-на. Мы поспешили на торжества небольшой рус­ской православной церкви и были удостоены ду­ховной чести приложиться к Одигитрии русского рассеяния и помазывания елеем рукой первоие­рарха. Окрылённые этим благословением, мы на следующий день ранним утром поспешили в Сан-Франциско. Несмотря на четырнадцатичасовой перегон на машине, не заезжая в гостиницу, мы устремились в собор «Всех скорбящих радость», чтобы приложиться к раке Иоанна Шанхайского. Нашей радости не было конца, когда мы были удостоены в этом храме ещё одного помазания, так как это был день памяти блаженной Ксении Петербургской. На протяжении многих лет, пока был жив Иоанн Шанхайский, Глеб и Евгений постоянно у него окормлялись, получая духовную поддержку и совет во всех своих начинаниях.

http://pravmir.ru/pamyati-monaha-germana...

Раскопками раскрыта базилика Санта-Мария-ин-Инсула в Сан-Винченцо-аль-Вольтурно (к северо-западу от Изернии, обл. Молизе; между 824 и 842) с широким центральным нефом и апсидой; под ней сохранилась крипта Сант-Эпифанио в форме греч. креста. Девятинефная крипта (2-я пол. IX в.) сохранилась в аббатстве Сан-Клементе-а-Казаурия близ Торре-де-Пассери (обл. Абруццо). Уникальной была композиция ц. Санта-Мария-делле-Чинкуэ-Торри в Кассино (обл. Лацио, 778-797; не сохр.), 3-нефное строение имело обход и 5 башен. В трехнефной базилике, раскопанной на территории археологического комплекса рядом с ц. Сантисима-Тринита в Венозе (к северу от Потенцы, обл. Базиликата, V-VI вв.), была апсида-трифолий с полуциркульным обходом. Эта форма встречается и отдельно: небольшая ц. Сан-Лоренцо в Мезанье (близ Бриндизи, обл. Апулия; между V и Х вв.; Puglia preromanica. 2004. P. 249) - храм-триконх c прямоугольным притвором. Возводились однонефные сооружения, напр. церковь аббатства Сант-Анастазия в Понте близ Беневенто (VIII в.) или ц. Аннунциата в Прата-ди-Принчипато-Ультра близ Авеллино (обл. Кампания, VII в., перестроена) с огромным сводчатым нефом, с эллипсовидной апсидой в туфовой скале и с использованием сполий. Подобно северолангобардским аналогам, такие зальные храмы могли строиться в качестве дворцовых - Сан-Микеле-а-Корте в Капуа (2-я пол. IX в.), сохранившая тройные аркады входа и в интерьере, и Сан-Пьетро-а-Корте в Салерно (между 774 и 787), встроенная в комплекс античных терм. Специфичной была типология 2-купольных сооружений, весьма характерных в дальнейшем для архитектуры Апулии. Этот тип появляется, судя по всему, на рубеже VII и VIII вв. в Беневентском герцогстве (Ibid. P. 148), хотя датировки этих, преимущественно сельских, грубых по исполнению сооружений очень условны. В Беневенто сохранилась ц. Сант-Иларио-а-Порт-Ауреа (VIII в.) с куполами разной высоты. Ко времени, «когда 2-купольный тип был экспериментальным» (Ibid. P. 116), относят также руинированную ц. Сант-Аполлинаре близ Рутильяно, к юго-востоку от Бари (VIII в.) - небольшое зальное сооружение с 2 купольными сводами, которые могли иметь конусовидные или пирамидальные кровли, и маленькую ц.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Напротив, доминиканцы запретили почти все обычаи, связанные с похоронами и поминовением усопших. Римская курия также пресекала попытки иезуитов продолжить политику аккомодации. За низкопоклонство перед «сектой Конфуция» было осуждено сочинение иезуита Александра де ла Шарма «Правильное объяснение природы человека и мира идей» (Синли чжэнцюань; 1753). Согласно инструкции, изданной Конгрегацией пропаганды веры по запросу еп. Иларио Косты, апостольского викария Вост. Тонкина (14 янв. 1753), было нежелательно соблюдать любые кит. обычаи, связанные с погребением усопших, христианам запрещалось участвовать в поминальных церемониях по иноверцам и оказывать к.-л. знаки уважения покойным, приглашать иноверцев на похороны христиан. Также было запрещено участвовать в сборе средств на строительство и ремонт языческих храмов (1769), совершать поклоны перед телом покойного на похоронах (1793) и т. д. Дунтан (Восточный храм) в Пекине. 1-я четв. XIX в. (Б-ка Конгресса США, Вашингтон) Дунтан (Восточный храм) в Пекине. 1-я четв. XIX в. (Б-ка Конгресса США, Вашингтон) Обвинения в адрес иезуитов, живших в К., были отзвуком антиклерикальной пропаганды в Европе. В Португалии была запрещена деятельность Об-ва Иисуса, его члены арестованы или изгнаны из страны (1759). В июле 1762 г. были задержаны и вскоре высланы в Европу иезуиты, жившие в Макао, закрыты коллегия Пресв. Девы Марии и семинария св. Иосифа. Об-во Иисуса было упразднено в соответствии с бреве папы Римского Климента XIV «Dominus ac Redemptor» (21 июля 1773). В 1775 г. папское послание было принято к исполнению в еп-ствах Пекин и Нанкин (Французская миссия упразднена 15 нояб. 1775), бывш. иезуиты продолжали служить в качестве секулярных пресвитеров под руководством епископов и апостольских викариев. По указанию франц. кор. Людовика XVI Конгрегации миссий было поручено подобрать миссионеров, к-рые могли заменить иезуитов при имп. дворе в Пекине. В К. направили 3 лазаристов - пресвитеров Никола Ро (он стал специалистом по астрономии и ботанике) и Жана Жозефа Гислена (занимался физикой, химией и механикой), сопровождавший их Жозеф Пари стал часовщиком.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

52 См., например: Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Собеседования египетских отцов. М.: Правило веры, 2008. С. 220–222; 403–436; Иосиф Исихаст . Выражение монашеского опыта. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006. С. 116–118, 156–158, 361–365. 53 Вопрос 547// Преподобных Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М.: Правило веры, 2005. С. 530. 54 Главные смыслы этого понятия — «стыд, ведущий ко греху» и «стыд — слава и благо-дать», есть и другие смысловые оттенки, подобно тому, как понятие «плоть» в Священном Писании иногда обозначает всего человека, иногда грешников и людей плотских, иногда греховность, иногда родство (см.: Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Собеседования египетских отцов. М.: Правило веры, 2008. С. 129–130). Также понятие «вера» употребляется в Библии не в одном, а по крайней мере в двух смыслах: «…верою называется та, которая совершает знамения и чудеса, верою же называется и та, которая руководит к познанию Бога, по которой каждый из нас есть верный» ( Иоанн Златоуст, свт . О вере, надежде и любви. М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2009. С. 13). 55 Это согласуется с утверждением целого ряда святых отцов о том, что в душу человека, созданного по образу Божию, изначально вложено все святое и доброе (см., например: Макарий Египетский , прп. Новые духовные беседы. М.: Интербук, 1990. С. 111). 56 Отзывы наставников о курсовых сочинениях студентов IV курса//Журнал заседаний Совета СПбДА за 1900–1901 учебный год в извлечении. СПб.: Тип. А. И. Лопухина, 1901. С. 289–290. 57 Частью Священного Предания является православное богослужение, ревнителем которого был о. Неофит — он приблизил к монастырскому уставу богослужение в Самарской семинарии, а на Троицком Патриаршем подворье служил почти ежедневно. 58 Труд «Мысли об Имени» был использован в таком ключе в книге епископа Иларио-на (Алфеева) «Священная тайна Церкви», в главе «Имя Божие в Священном Писании» (см.: Иларион (Алфеев) , еп. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имя славских споров. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 16–58). Можно использовать «Мысли об имени» при исследовании таких явлений, как наименование человека, животного, пред-мета, события. «Мысли о страхе» позволили бы исследовать, например, такие явления, как страх Божий у святых, страх смерти у неверующих людей, страх бесчестия у находящихся во власти и т. п.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

Можно согласиться с установившимся мнением, что тексты служб русских гимнографов чрезмерно длинны, но одновременно необходимо отметить и другое. Тексты последований русским святым имеют замечательные образцы выразительности, напевности церковно–славянского слова, образцы удачных находок и искренности воспевания. Многим русским песнотворцам удается выразить оригинальную мысль, найти своеобразную форму повествования, дать интересное краегранесие, сделать звучным текст тропарей канона. Достигается ими и глубина содержания, что с великим удовлетворением можно отметить и в произведениях последнего времени. И, наконец, всегда останутся на недосягаемой высоте речения патриархов русского песнотворчества — святителей начала истории православной Руси — блаженных Иларио–на Киевского и Кирилла Туровского. К ним будут постоянно обращаться исследователи русского слова. Настоящий же изложенный нами поиск литургического богословия в творениях русских гимнографов мы склонны расценивать как самую начальную попытку рассмотрения вопроса, требующего своего последовательного, тщательного и всестороннего изучения. Библиография Аверинцев С. С., Сыркин А. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII— первой половине IX века. М., 1967. С. 87–91. Алексий (Симанский), патриарх. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. Т. 1. М., 1948. 248 с. Булгаков С. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Вып. 2, 3, 4, 5. Харьков, 1896–1898. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. М., 1994. Вениамин (Милое), епископ. Чтения по литургическому богословию. Киев, 1999. (Репр. воспр. изд.: Брюссель, 1977). Гаспаров М. Л. Античная риторика как система//Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. М., 1991. Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999. 569 с. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. М., 1997. (Репр. воспр. изд.: М., 1901). 968 с. (Материалы по истории Церкви; Кн. 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Им надобно прежде всего заботиться о спасении души своей, а разрешение каких бы то ни было недоумений своих они должны искать и находить в переданном учении Церкви, сверх которого и помимо которого никому не дозволено новшествовать и новые выражения употреблять. Иначе против распространяющих это бессмысленное, богохульное учение и смущающих Святую Гору приняты будут со стороны Церкви строжайшие меры, какие указываются священными канонами против нечестивых и непокорных и каких требуют спокойствие и порядок вашего священного места. А так как начало и причина соблазна есть невнимательно и неосновательно во многих местах составленная книга монаха Иларио–на»На горах Кавказа», то мы, порицая и осуждая неправильные и опасные выражения в ней об имени»Иисус», запрещаем чтение этой книги всем на Святой Горе, как книги, содержащей много ошибочного и ведущей к заблуждению и ереси   . Сразу по получении послания Патриарха о. Антоний (Булатович) делает разбор этого документа и отсылает Патриарху. Одновременно он подает Патриарху жалобу на архиепископа Антония (Храповицкого). Подобная же жалоба посылается обер–прокурору Святейшего Синода Российской Церкви   . Не ограничившись жалобами, Булатович составляет также подробный комментарий к посланию Патриарха Иоакима, подвергая сомнению легитимность послания. Так, он обращает внимание на то, что в подлиннике послания нет подписи»Патриарх Иоаким», а есть лишь подпись»Константинопольский во Христе молитвенник», причем неизвестно даже, собственноручно ли этот написано Патриархом; нет в послании обычного титла, обязательного для всех исходящих патриарших бумаг; нет обязательных для всякой грамоты подписей епископов, членов Патриаршего Синода, а имеется лишь скрепа правителя канцелярии; нет и настоящей печати, но лишь малая, оттиснутая на заголовке; нет и обычных слов, которыми начинаются патриаршие грамоты»Мы, Божией милостью». Касаясь отношения Патриарха Иоакима к книге»На горах Кавказа», Булатович отмечает, что Патриарх»не высказывает в точности, какие выражения находит неправильными, не обсуждает всю книгу, не называет ее еретической, а осуждает лишь какието»некоторые выражения».

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

В результате его речей происходят столкновения между разными группами, и отрицательные отношения и настроения тихоновской толпы растут с каждым днем, и в ближайшее время можно ожидать уличных столкновений. Считая своим гражданским долгом сообщить о сем Госполитуправлению, Епархиальный Совет обращает внимание на общественную опасность от речей епископа Илариона». В тот же день один из руководителей обновленческого движения, священник Владимир Красницкий, написал в ГПУ: «Усердно прошу обратить внимание на крайне провокаторскую контрреволюционную деятельность тихоновского ассистента Иларио- на. 6 июля, проповедуя в Сретенском монастыре, он произнес такую погромную речь, что в толпе в ограде и на улице произошли физические столкновения, и дело окончилось арестами. За пережитые десять дней тихоновцы чрезвычайно обнаглели, держат себя вызывающе и готовы перейти к избиению, и это настроение – определенно погромное и ярко антисоветское – создается им, епископом Иларионом. Если его явно контрреволюционной деятельности не будет положен предел, то неизбежны общественные беспорядки и избиение церковных обновленцев». Сразу же после возвращения епископа Илариона из ссылки Патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа. Ближайший помощник Святейшего, преосвященнейший Петр (Полянский) , был еще в это время в ссылке, и архиепископ Иларион стал помощником Патриарха. Летом 1923 года обновленцы стали вести переговоры о примирении с православными и созыве церковного Собора, на котором предполагалось предложить Патриарху Тихону уйти на покой – с тем чтобы захватить управление Церковью. Если бы Патриаршая Церковь не пошла на примирение, то и тогда сам факт ведения переговоров православных с обновленцами, за которыми стояло государство, был на руку последним, поскольку это могло вызвать в среде православных смятение и подорвать авторитет как самого Патриарха Тихона, так и его ближайших помощников. Православную Церковь представляли на этих переговорах архиепископы Серафим (Александров) и Иларион (Троицкий) , а также протоиерей Василий Виноградов .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вслед за святителем Димитрием Ростовским, схимонахом Иларио–ном и иеросхимонахом Антонием (Булатовичем), о. Софроний говорит о предвечном бытии имени»Иисус», являющегося следствием божественного откровения, а не продуктом человеческой деятельности. Как и протоиерей Сергий Булгаков, о. Софроний подчеркивает вселенский, метакосмический характер этого имени: Имя Иисус было дано по откровению Свыше. Оно исходит из вечной Божественной сферы, и никак не является измышлением земного разума, хотя и выражено тварным словом. Откровение есть акт — энергия Божества, и, как таковая, принадлежит иному плану и трансцендирует космические энергии. В своей надмирной славе Имя Иисус — метакосмично. Когда мы произносим сие Имя Христа, призывая Его к общению с нами, то Он, все наполняющий, внимает нам, и мы входим в живой контакт с Ним. Как предвечный Логос Отца, Он пребывает в нераздельном единстве с Ним, и Бог–Отец чрез Слово Свое вступает в общение с нами. Христос Единородный совечный Сын Отца, и потому говорит, что»никто не приходит к Отцу, как только чрез Него»   В Нем обитает вся полнота Божества телесно, говорит апостол Павел   . В Нем не только Бог, но и весь род человеческий. Молясь Именем Иисуса Христа, мы ставим себя пред абсолютной полнотой и Нетварного Первобытия, и бытия тварного. Чтобы войти в область сей полноты Бытия, мы должны вселить Его в нас так, чтобы Его жизнь стала и нашей, чрез призывание Имени Его, согласно заповеди: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного   . О. Софроний называет имя»Иисус»энергией Божией в том смысле, что это имя является соединительным звеном между человеком и Богом: благодаря его благоговейному и молитвенному произнесению человеку сообщается энергия Божия, подается присутствие Божие и нетварный божественный свет. Все это о. Софроний подтверждает собственным опытом и опытом афонских подвижников, которых он знал лично: Имя Иисус и как смысл–познание, и как»энергия»Бога по отношению к миру, и как собственное Имя Его — онтологически связано с Ним. Оно есть духовная реальность; Его звуковая сторона может сливаться с его реальностью, но не обязательно. По звуку оно давалось многим смертным, но когда мы молимся, мы произносим его с иным содержанием, с иной установкой духа нашего. Оно для нас — мост между нами и Им; оно канал, по которому к нам приходят потоки божественной силы. Как исшедшее от Святого Бога — оно свято и освящает нас чрез призывание его. С этим Именем и чрез него молитва принимает некую осязаемость: оно соединяет нас с Богом. В нем, этом Имени, присутствует Бог, как в некоем сосуде — драгоценной вазе, полной благоухания. Чрез него Надмирный становится ощутимо имманентным. Как божественная энергия — оно исходит от Сущности Божества и божественно само по себе.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010