Вот как устроено, наприм., в этом отношении управлении в Карловицкой митрополии в Австро-Венгрии: Согласно действующему уставу 1875 года церковное управление по делам, касающимся стороны догматической и чисто-духовной (dogmatica et pure spiritualia), принадлежит архиерейскому синоду из карловицкого митрополита-председателя и 6 епархиальных епископов, созываемому митрополитом с согласия императора один раз в год. Другие же многочисленные дела церковного управления относятся к ведению народно-церковного собора. Естественными членами этого собора состоят епископы в силу самого их положения, а председателем – митрополит. В состав его затем входят 25 выборных членов из духовенства и 50 из мирян. Собор созывается митрополитом через каждые три года, а также и в случаях чрезвычайных. К кругу ведения собора, как указано в уставе, относятся: 1) заботы о сохранении независимости Церкви, 2) сношение с архиерейским синодом по вопросам о числе и границах приходов, благочиний, епископств, организации духовных консисторий и митрополичьего церковного совета для аппеляции по делам духовно-судебным. 3) Организацияя народно-церковного собора, утверждениее избранных депутатов, распределениее порядка его занятий, выбор светского вице-президента и секретарей. 4) Избрание митрополита и назначение ему содержанияя. 5) Организацияя Соборного Совета, который ведает текущими делами, рассматриваемыми собором, выборы его членов, требованиее от него предварительных соображений по делам, подлежащим решению собора, и отчета в его деятельности. 6) Организация Митрополичьего Совета, избрание его членов за исключением двух епископов. 7) Организация народно церковного школьного совета, избрание его членов и требование от него отчета. 8) Дела, касающиеся епархиального управления: организация епархий, определение их числа и границ, назначение содержания епископам, организация епархиальных собраний и других вспомогательных учреждений. 9) Организация приходов, определение их числа и границ, назначение содержания духовенству. 10) Дела, касающиеся церковных имуществ: высший надзор и распоряжение ими, установление правил по их управлению, приобретению, отчуждению, и т.п., определение ежегодного бюджета на общие нужды, входящие в круг ведения собора. 11) Дела, касающияся организации школ, избрание главного школьного «референта» и епархиальных школьных «референтов» 64 . |
Я сердечно благодарю Вас за молитву, за сердечные слова, за путь, который Вы проделали, путешествуя в город Пхеньян. Вы нашли время для того, чтобы вместе с нами, с духовенством этого храма и с прихожанами помолиться, совершить самое главное, что есть в нашей жизни — Божественную литургию. Мы просим Вас, владыка митрополит, передать Святейшему Патриарху Кириллу благодарность от паствы Пхеньяна, прихожан этого прихода и передать дух, с которым мы с нетерпением ожидаем визит Его Святейшества в Корейскую Народно-Демократическую Республику. Дай Бог, чтобы у Святейшего Патриарха нашлась возможность вновь приехать сюда и помолиться вместе со своим народом в этом уголке земли». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Иларион вручил Патриаршие награды — юбилейную медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» Чрезвычайному и Полномочному послу Российской Федерации в Корейской Народно-Демократической Республике А.И. Мацегоре и старшему священнику Троицкого храма иерею Феодору Киму. 25 ноября митрополит Иларион во главе делегации Русской Православной Церкви также посетил дипломатическое представительство Российской Федерации в Корейской Народно-Демократической Республике. Председатель Отдела внешних церковных связей возложил цветы к памятной доске, посвященной Герою России А.Г. Карлову. Затем владыка Иларион встретился с соотечественниками, прихожанами храма в честь Живоначальной Троицы в Пхеньяне, сотрудниками дипломатического корпуса. После встречи посол России в Пхеньяне А.И. Мацегора дал прием в честь делегации Русской Православной Церкви. В тот же день митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Солнечногорский Сергий, А.И. Мацегора и сопровождающие их лица посетили Кымсусанский дворец и другие достопримечательности Пхеньяна. К монументу освобождения Кореи от японских милитаристов — памятнику советских воинов на горе Моранбон — были возложены цветы, у поклонного креста на кладбище советских граждан в районе Садон председатель ОВЦС совершил заупокойную литию по почившим соотечественникам. |
Народно-церковный конгресс 1790 г., продолжавшийся от 21 августа до 4 ноября, предъявил правительству, между другими, следующие требования: 1) чтобы дозволено было завести в Карловцах при архиепископии духовную семинарию на 120 богословов и низшие духовные школы при каждой архиерейской кафедре и чтобы содержание их было обеспеченно ежегодными взносами от епископов и монастырей; 2) чтобы православные сербы избавлены были от платы десятины латинскому духовенству и чтобы вообще прекращено было всякое вмешательство католического духовенства в дела православной церкви; 3) чтобы православное духовенство уравнено было в правах с католическим духовенством. Правительство не утвердило почему-то постановление и этого конгресса. Конгресс 1837 г., избрав Стефана Станковича в архиепископы, просил у правительства разрешения продолжать свои заседания для обсуждения различных реформ и улучшений в общественно церковной жизни; но в этой просьбе ему было резко отказано. Конгресс 1848 года, происходивший во время венгерского восстания, провозгласил, что „сербы – народ политически свободный и самостоятельно живущий под державой австрийских императоров, что провинции-Срем, Бачка, весь Банат и принадлежащая к ним Военная Граница должны входить в состав особой правительственной территории, называемой Сербским Воеводством». Правительство утвердило это постановление народно-церковного конгресса, а в 1860 г. отменило его самым резким образом. Только в 1875 году, когда было обнародовано „Соборско устройство“, точно были определены дела, подлежащие ведению народно-церковного конгресса или собора. Именно ему предоставлено ведать в карловацкой митрополии дела внешне-церковные, школьные и имущественные. Ему принадлежит право открывать новые и закрывать существующие епархии, определять их границы, учреждать протопресвитерские (т. е., благочиннические) округа, открывать новые приходы, устанавливать штаты, назначать духовенству жалованье, контролировать управление монастырскими и церковными имуществами, проверять отчеты по приходу церковных и приходских сумм, заведовать приходскими училищами и различными благотворительными учреждениями, братствами, церковными общинами, попечительствами и т. |
В высокой степени интересные особенности относительнособоров смешанного состава представляют церкви Карловацкая и Сибиньская. В церкви Карловацкой заведывание церковно-правительственными делами, касающимися школ и церковно-школьных средств, принадлежит «Народно-церковному Собору», который состоит под председательством Карловацкаго Митрополита из всех епархиальных епископов и 75-ти представителей, одну треть которых составляют духовные, а две трети – миряне. Под председателя собор избирает из представителей – мирян. Императорский прокурор не участвует ни в рассмотрении, ни в решении соборных дел. Собор собирается правильно через каждые три года, а созывает его, после получения на то дозволения от Государя, Карловацкий Митрополит, или, если кафедра митрополита свободна, митрополичий церковный совет. Ведение текущих дел, подлежащих народно-церковкому собору, вверено Соборному Совету (или Комитету), состоящему из 9-ти членов: митрополита, в качестве председателя, одного епископа, двух членов духовных и пяти членов мирян. Членов этих собор выбирает из своей среды, а также и заместителей их. Когда митрополит почему-либо отсутствует, то председательствует в Совете епископ, или его заместитель, а под председателя избирает из светских членов сам Совет. Полномочия Соборного Совета продолжаются во все время заседаний собора, и во всяком случае до тех пор, пока его не заменит новый совет, избранный собором. Для законной силы постановлений Совета нужно, кроме председателя, присутствие не менее 4-х членов. Соборный Совет собирается правильно четыре раза в год в митрополии, а чрезвычайные заседания созывает по надобности председатель или заместитель его. Журнал заседаний Соборного Совета представляется в копии председателю венгерского министерства. Председатель и члены Совета отвечают за свои действия Собору. 35 В Сибиньской митрополии «Народно-церковный Собор» состоит из митрополита и епархиальных епископов, затем из 90 народных представителей: 30 духовных и 60 светских. Председатель Собора –митрополит, а при его отсутствии – старейший епископ. Народные представители выбираются на 3 года. Собор созывает митрополит, или, если кафедра митрополита свободна, митрополичья консистория, после предварительного заявления об этом государю. Собор собирается через каждые три года. Ведению собора подлежат: а) попечение об охранении свободы вероисповедания и автономии православной румынской церкви; б) управление всеми делами касающимися церкви, школ и церковно-школьных средств и в) избрание митрополита и председателя митрополитскской консистории. |
—542— правильной деятельности народно-церковного конгресса, – за всё время управления его († 1888 г.) всего один раз созывался конгресс, но и тот не успел ещё приступить к делам, как был закрыт... На конгрессе 1890 г. избран нынешний митрополит-патриарх Георгий Бранкович и шли оживлённые рассуждения о том, чтобы все отдельные автономные установления и распоряжения свести в одно целое, в один органический статут. Того же желало и правительство, и для этой цели избрана была комиссия из 15-ти лиц, которая и выработала так называемый статут“. Большинство членов конгресса однако не согласилось принять этот статут, опасаясь, что правительство своим вмешательством и ограничениями может лишить сербскую церковь и тех немногих прав, которые ею уже приобретены. И когда на конгрессе 1897 г. правительство через своего комиссара категорически потребовало, чтобы прежде всего, не в очередь, был рассмотрен статут“, депутаты отказались исполнить это требование, последствием чего было преждевременное закрытие конгресса, который затем не созывался целых пять лет, до 1902 г. В таких-то обстоятельствах состоялся последний народно-церковный конгресс, и деятельность его нельзя не назвать плодотворной и успешной. По характеру своему деятельность эта была по преимуществу административная и контрольная или ревизионная. Конгресс 1902 г. основательно рассмотрел и оценил отчёт комитета конгресса за 12 лет, равно отчёт училищного совета, рассмотрел отчёт народно-церковных фондов за 11 лет, избрал новый митрополитский совет, училищный совет и референтов, новый комитет конгресса, пополнил многие праздные или освободившиеся вакансии, выработал полезные постановления, относительно епархиальных скупщин, по вопросу о лучшем управлении многочисленных монастырских имуществ и т. д. Немаловажное значение имеет резолюция конгресса о возвращении присвоенного румынами сербского монастыря Ходоша. Для этой цели избрана комиссия, которой поручено извлечь из пештских и венских архивов нужные данные и при помощи их искать возвращения этого чисто сербского монастыря. Немало ве- |
Управление Карловацкой Митрополии-Патриархии вначале осуществлялось строго по церковным канонам. Высшая власть в Церкви принадлежала Собору епископов во главе с Митрополитом-Патриархом. Они избирались Народно-церковным конгрессом, состоящим из епископов, низшего духовенства и мирских лиц. Но с течением времени правительство стало вмешиваться в церковные дела. В 1760 г. оно объявило, что отныне «никакой Синод Иллирийского клира» не может быть созван без предварительного разрешения правительства, а через двадцать лет присвоило себе право утверждать Предстоятеля Церкви и епископов, причем за это утверждение еще взималась значительная плата. Лишь после венгерского восстания православные сербы получили больше прав в деле церковного управления. Были выработаны статуты, согласно которым высшая власть в Карловацкой Патриархии сосредоточивалась в Народно-церковном конгрессе и Архиерейском Синоде. Но право верховного надзора над деятельностью конгресса было закреплено за императором. Народно-церковный конгресс избирал главу Карловацкой Церкви, определял количество и размеры епархий, благочинии, приходов, назначал жалованье духовенству, устраивал духовные школы и проч. Архиерейский Синод ведал чисто духовными делами (верой, богослужением, церковной дисциплиной). Созывал Синод его председатель – Патриарх – с согласия императора. Ветвями Карловацкой Митрополии-Патриархии были Далмация и Босния с Герцеговиной, куда также переселились сербы, теснимые турками. Далмация побывала в ведении Италии, Франции, а в 1814 г. была присоединена к Австро-Венгрии. Далматские православные сербы на протяжении веков не могли добиться открытия у себя собственной епископской кафедры. Лишенные своего архиерея, они во второй половине XVI в. были подчинены венецианскому епископу, носившему титул Филадельфийского архиепископа и находившемуся в юрисдикции Константинополя. Лишь в 1808–1810 г.г., во время захвата Далмации французами, здесь была учреждена православная епископская кафедра. В 1873 г. Далматская епархия была соединена с Буковиной. |
в этот день и открыт был народно-церковный конгресс, и без королевского комиссара (как бывало и ранее в 1869–1871 г.г.). Патриарх Георгий Бранкович в своей речи, отметив неуспех прежних конгрессов вследствие крайней партийной резкости, доказывал настоятельную потребность деятельности согласной, мирной, осторожной, без всякой страстности, доказывал необходимость примирения иерархии и народа и также соглашения с государственною властью. Речь патриарха произвела приятное впечатление на членов конгресса, но, к сожалению, впечатление это скоро прошло, и настоящий конгресс пошел путем прежних и даже превзошел их партийной фанатической борьбой. На 9-м заседании (19 декабря) поднят был вопрос о некоторых „проневерах“ (преступлениях) патриарха Георгия Бранковича по части народно-церковных фондов, а на 22 заседании (19 января 1907 г.) рассматривался доклад ревизионной комиссии относительно обвинения патриарха в присвоении и растрате фондов в период времени 1882–1891 г., то есть, когда Георгий Бранкович был епископом темишварским и в первый год его патриаршества. Радикальная партия устами депутата Мужицкого прямо предлагала патриарху Георгию, в интересах мира церковного и народно-церковной автономии, оставить высокий престол, какой он ныне занимает. И, что удивительно, предложение Мужицкого было поддержано и даже принято большинством 88 плюсов против 301 Можно себе представить, какое произошло замешательство среди членов конгресса после принятия такой рискованной резолюции. Вслед за тем, после заявления одного из членов „самостальной» партий, все депутаты этой партии, также депутаты беспартийные и все епископы оставили залу конгресса. И когда они выходили из залы, „господствовала могильная тишина», как пишет референт в Богословском Гласнике 62 . Между тем патриарх Георгий Бранкович подал в суд жалобу на депутата Мушицкого и прочих членов радикальной партии, обвиняя их в клевете и в непочтительности к своей особе. Так, с 20 января (23-е заседание) и до конца (всех заседаний было 82) патриарх не принимал участия, как председатель, в деятельности конгресса, равно не участвовали и епископы. |
В Москве митр. Владимиром также были открыты Женские богословские курсы (1910–1913), а при митр. Макарии (Невском) они были преобразованы в Высшие женские богословские педагогические курсы при Скорбященском монастыре (1916–1917) 206 . Таким образом, было создано высшее богословское учебное заведение для мирян, которое по своей программе должно было «походить на обычный тип Духовной Академии» С. 259]. В конце XIX в. по инициативе епархиальных архиереев центрами, где для объединения духовенства и мирян устраивались беседы, лекции, встречи, стали епархиальные дома. На беседы могли приходить и некрещеные. Такой дом в Москве был построен в Лиховом переулке в 1902 г. 207 митр. Владимиром (Богоявленским) (1902–1912) 208 , а в целом, по Российской империи к этому времени насчитывался 71 архиерейский дом С. 104]. Во многих местах России устраивались народно-миссионерские курсы, на которых опытные миссионеры читали лекции и делились своими практическими знаниями. Слушателям выдавалась апологетическая литература. Иногда по окончании курсов сдавался экзамен, а к занятиям присоединялась практика бесед с сектантами. В Москве такие курсы были организованы Братством Воскресения Христова, их посещало до 8 тысяч слушателей С. 648]. Основатель курсов прот. Иоанн Восторгов писал: «Я могу сказать собратьям-пастырям одно: попробуйте только раз завести народно-катехизаторские или народно-миссионерские курсы; возьмите хоть несколько человек для обучения, проведите 4–6 месяцев правильного обучения: ручаюсь, что потом от этого святого дела и радостного труда сами уже не отойдете. Вы увидите преданных прихожан, отличных и осведомленных сотрудников по миссии, воистину чад духовных, любовью преданных Церкви и пастырю. Вкусите и видите; прииди и виждь – вот единственный путь к тому, чтоб убедиться в пользе курсов. Надо собирать чад Церкви, скреплять их, единить пасомых, вооружать духовным оружием, и тогда мы будем пастырями, а не требоисполнителями… будем стоять в центре живого дела, окруженные живыми людьми, близкими нам, верующими и ревностными, и тогда посрамится всякое сектантство» С. 651–652]. В Санкт-Петербурге начиная с 1908 г. Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви стали также проводиться миссионерские курсы для подготовки прихожан к самостоятельному выступлению на беседах с сектантами 209 . О добрых плодах миссионерских курсов, особенно в зараженных сектантством районах, говорилось, например, в отчете за 1914 г. о деятельности православной миссии в Екатеринославской епархии С. 100]. |
Исходя из наблюдений за жизнью переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке и понимания во всей остроте их духовных нужд, отец Иоанн пришел к мысли создать в Москве пастырско-миссионерские курсы по подготовке священников и учителей для создаваемых в переселенческих районах приходов и школ. Он издал пособие “Народно-Миссионерские и Катехизаторские курсы” с подробными программами занятий, с указанием учебников и руководящими статьями по этому вопросу. Московские курсы, проходившие с 15 октября 1909 по 15 февраля 1910 г., менее всего походили на просветительский лекторий. Они оживотворялись пастырской любовью и ревностью. Теоретические занятия соединялись с практическими: слушатели четыре раза в неделю посещали богослужения, произносили проповеди, вели в различных местах Москвы миссионерские беседы с сектантами и раскольниками, проводили совместные собрания с церковно-просветительскими обществами (Миссионерским обществом, Православным Палестинским обществом, Братством Петра-митрополита и др.), совершали паломнические поездки в Свято-Троице-Сергиеву Лавру, Ново-Иерусалимский монастырь и др. Работа курсов была успешной, 105 слушателей было рукоположено для переселенческих приходов в Сибири и на Дальнем Востоке. “Этот человек незаурядного ума и огромной энергии, — писал протопресвитер Михаил Польский, — отлично справился с этой трудной задачей, избирая в священники способных псаломщиков и сельских учителей и подготовляя их на специальных семинарских курсах. Особенно поразительны были результаты обучения проповедничеству. В год по его методе ученики совершенно овладевали церковным ораторским искусством. Коллективно разработанные его учениками проповеди печатались и раздавались после произнесения их по церквам”. Сам отец Иоанн писал: “Я могу сказать собратьям-пастырям одно: попробуйте только раз завести народно-катехизические или народно-миссионерские курсы; возьмите хоть несколько человек для обучения, проведите чрез 4–6 месяцев правильного обучения: ручаюсь, что потом от этого святого дела и радостного труда сами уже не отойдете. Вы увидите преданных прихожан, отличных и осведомленных сотрудников по миссии, воистину чад духовных, любовью преданных Церкви и пастырю Тогда будет успешна борьба с тем, что, может быть, опаснее открытого сектантства: с сектантствующим настроением, с сомнениями и недоумениями, которые часто долго живут среди членов Церкви, постепенно охлаждая их преданность Православию”. На уровне приходов отец Иоанн широко создавал народно-миссионерские курсы. «Такие курсы теперь ведутся во многих местах Москвы и имеют до 8 тысяч слушателей, которые объединяются ныне в “Братстве Воскресения”, имеют свою газету “Церковность”», — писал он. |
По толкованию карловацкого митрополита Иосифа Раячича, императорский комиссар на заседаниях конгресса обязан все видеть и слышать, но ничего не должен говорить. Заседания конгресса происходят открыто и доступ публики на них свободен. По закону, конгресс должен быть созываем по истечении двух лет. Первоначально круг действий народно-церковного конгресса не был определен законом. Не подлежало сомнению только право конгресса избирать карловацкого митрополита,-и по этому поводу до последнего времени народно-церковный конгресс в карловацкой митрополии был созываем 19 раз. Но были открываемы заседания конгресса и для решения различных церковно-общественных дел. Так, в 1744 г. народно-церковный конгресс постановил, чтобы при карловацком архиепископе была учреждена консистория, чтобы архиепископ ежегодно созывал собор епископов и чтобы была установлена такса за требоисправления и норма сборов в пользу духовенства. Эти постановления, по неизвестной нам причине, не были, впрочем, утверждены правительством. В 1769 г. заседания конгресса продолжались более четырех месяцев. Этот конгресс сделал постановления о сокращении числа священников в карловацкой митрополии и об определении точного штата их, о понижении размеров и установлении нормы различного вида даней, платимых епископам священниками и мирянами (а, дыленица-подать с домов или дымов; б) сидокия-ежегодная подать от священников; в) сиггел и я или синделия-плата за ставленную грамоту; г) плата за возведение в сан архимандрита, игумена или экзарха); д) за освящение церкви; е) за антиминс; ж) милостыня (?): з) конак-квартирный налог; и) подвозы и работы; i) право наследования после священников, не имеющих наследников, об урегулировании платы священникам за требоисправления, об ограничении! некоторых прав apxieniicKona (напр., права о наследовании после умерших епископов), об усилении контроля над административно-судебною деятельностью епископов. Правительство не утвердило и этих постановлений, и в 1770 году 27-го сентября издало упомянутый нами выше регламент, который был отвергнут конгрессом. |
| |