Вот как устроено, наприм., в этом отношении управлении в Карловицкой митрополии в Австро-Венгрии: Согласно действующему уставу 1875 года церковное управление по делам, касающимся стороны догматической и чисто-духовной (dogmatica et pure spiritualia), принадлежит архиерейскому синоду из карловицкого митрополита-председателя и 6 епархиальных епископов, созываемому митрополитом с согласия императора один раз в год. Другие же многочисленные дела церковного управления относятся к ведению народно-церковного собора. Естественными членами этого собора состоят епископы в силу самого их положения, а председателем – митрополит. В состав его затем входят 25 выборных членов из духовенства и 50 из мирян. Собор созывается митрополитом через каждые три года, а также и в случаях чрезвычайных. К кругу ведения собора, как указано в уставе, относятся: 1) заботы о сохранении независимости Церкви, 2) сношение с архиерейским синодом по вопросам о числе и границах приходов, благочиний, епископств, организации духовных консисторий и митрополичьего церковного совета для аппеляции по делам духовно-судебным. 3) Организацияя народно-церковного собора, утверждениее избранных депутатов, распределениее порядка его занятий, выбор светского вице-президента и секретарей. 4) Избрание митрополита и назначение ему содержанияя. 5) Организацияя Соборного Совета, который ведает текущими делами, рассматриваемыми собором, выборы его членов, требованиее от него предварительных соображений по делам, подлежащим решению собора, и отчета в его деятельности. 6) Организация Митрополичьего Совета, избрание его членов за исключением двух епископов. 7) Организация народно церковного школьного совета, избрание его членов и требование от него отчета. 8) Дела, касающиеся епархиального управления: организация епархий, определение их числа и границ, назначение содержания епископам, организация епархиальных собраний и других вспомогательных учреждений. 9) Организация приходов, определение их числа и границ, назначение содержания духовенству. 10) Дела, касающиеся церковных имуществ: высший надзор и распоряжение ими, установление правил по их управлению, приобретению, отчуждению, и т.п., определение ежегодного бюджета на общие нужды, входящие в круг ведения собора. 11) Дела, касающияся организации школ, избрание главного школьного «референта» и епархиальных школьных «референтов» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Я сердечно благодарю Вас за молитву, за сердечные слова, за путь, который Вы проделали, путешествуя в город Пхеньян. Вы нашли время для того, чтобы вместе с нами, с духовенством этого храма и с прихожанами помолиться, совершить самое главное, что есть в нашей жизни — Божественную литургию. Мы просим Вас, владыка митрополит, передать Святейшему Патриарху Кириллу благодарность от паствы Пхеньяна, прихожан этого прихода и передать дух, с которым мы с нетерпением ожидаем визит Его Святейшества в Корейскую Народно-Демократическую Республику. Дай Бог, чтобы у Святейшего Патриарха нашлась возможность вновь приехать сюда и помолиться вместе со своим народом в этом уголке земли». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Иларион вручил Патриаршие награды — юбилейную медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви» Чрезвычайному и Полномочному послу Российской Федерации в Корейской Народно-Демократической Республике А.И. Мацегоре и старшему священнику Троицкого храма иерею Феодору Киму. 25 ноября митрополит Иларион во главе делегации Русской Православной Церкви также посетил дипломатическое представительство Российской Федерации в Корейской Народно-Демократической Республике. Председатель Отдела внешних церковных связей возложил цветы к памятной доске, посвященной Герою России А.Г. Карлову. Затем владыка Иларион встретился с соотечественниками, прихожанами храма в честь Живоначальной Троицы в Пхеньяне, сотрудниками дипломатического корпуса. После встречи посол России в Пхеньяне А.И. Мацегора дал прием в честь делегации Русской Православной Церкви. В тот же день митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Солнечногорский Сергий, А.И. Мацегора и сопровождающие их лица посетили Кымсусанский дворец и другие достопримечательности Пхеньяна. К монументу освобождения Кореи от японских милитаристов — памятнику советских воинов на горе Моранбон — были возложены цветы, у поклонного креста на кладбище советских граждан в районе Садон председатель ОВЦС совершил заупокойную литию по почившим соотечественникам.

http://patriarchia.ru/db/text/5311521.ht...

Народно-церковный конгресс 1790 г., продолжавшийся от 21 августа до 4 ноября, предъявил правительству, между другими, следующие требования: 1) чтобы дозволено было завести в Карловцах при архиепископии духовную семинарию на 120 богословов и низшие духовные школы при каждой архиерейской кафедре и чтобы содержание их было обеспеченно ежегодными взносами от епископов и монастырей; 2) чтобы православные сербы избавлены были от платы десятины латинскому духовенству и чтобы вообще прекращено было всякое вмешательство католического духовенства в дела православной церкви; 3) чтобы православное духовенство уравнено было в правах с католическим духовенством. Правительство не утвердило почему-то постановление и этого конгресса. Конгресс 1837 г., избрав Стефана Станковича в архиепископы, просил у правительства разрешения продолжать свои заседания для обсуждения различных реформ и улучшений в общественно церковной жизни; но в этой просьбе ему было резко отказано. Конгресс 1848 года, происходивший во время венгерского восстания, провозгласил, что „сербы – народ политически свободный и самостоятельно живущий под державой австрийских императоров, что провинции-Срем, Бачка, весь Банат и принадлежащая к ним Военная Граница должны входить в состав особой правительственной территории, называемой Сербским Воеводством». Правительство утвердило это постановление народно-церковного конгресса, а в 1860 г. отменило его самым резким образом. Только в 1875 году, когда было обнародовано „Соборско устройство“, точно были определены дела, подлежащие ведению народно-церковного конгресса или собора. Именно ему предоставлено ведать в карловацкой митрополии дела внешне-церковные, школьные и имущественные. Ему принадлежит право открывать новые и закрывать существующие епархии, определять их границы, учреждать протопресвитерские (т. е., благочиннические) округа, открывать новые приходы, устанавливать штаты, назначать духовенству жалованье, контролировать управление монастырскими и церковными имуществами, проверять отчеты по приходу церковных и приходских сумм, заведовать приходскими училищами и различными благотворительными учреждениями, братствами, церковными общинами, попечительствами и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В высокой степени интересные особенности относительнособоров смешанного состава представляют церкви Карловацкая и Сибиньская. В церкви Карловацкой заведывание церковно-правительственными делами, касающимися школ и церковно-школьных средств, принадлежит «Народно-церковному Собору», который состоит под председательством Карловацкаго Митрополита из всех епархиальных епископов и 75-ти представителей, одну треть которых составляют духовные, а две трети – миряне. Под председателя собор избирает из представителей – мирян. Императорский прокурор не участвует ни в рассмотрении, ни в решении соборных дел. Собор собирается правильно через каждые три года, а созывает его, после получения на то дозволения от Государя, Карловацкий Митрополит, или, если кафедра митрополита свободна, митрополичий церковный совет. Ведение текущих дел, подлежащих народно-церковкому собору, вверено Соборному Совету (или Комитету), состоящему из 9-ти членов: митрополита, в качестве председателя, одного епископа, двух членов духовных и пяти членов мирян. Членов этих собор выбирает из своей среды, а также и заместителей их. Когда митрополит почему-либо отсутствует, то председательствует в Совете епископ, или его заместитель, а под председателя избирает из светских членов сам Совет. Полномочия Соборного Совета продолжаются во все время заседаний собора, и во всяком случае до тех пор, пока его не заменит новый совет, избранный собором. Для законной силы постановлений Совета нужно, кроме председателя, присутствие не менее 4-х членов. Соборный Совет собирается правильно четыре раза в год в митрополии, а чрезвычайные заседания созывает по надобности председатель или заместитель его. Журнал заседаний Соборного Совета представляется в копии председателю венгерского министерства. Председатель и члены Совета отвечают за свои действия Собору. 35 В Сибиньской митрополии «Народно-церковный Собор» состоит из митрополита и епархиальных епископов, затем из 90 народных представителей: 30 духовных и 60 светских. Председатель Собора –митрополит, а при его отсутствии – старейший епископ. Народные представители выбираются на 3 года. Собор созывает митрополит, или, если кафедра митрополита свободна, митрополичья консистория, после предварительного заявления об этом государю. Собор собирается через каждые три года. Ведению собора подлежат: а) попечение об охранении свободы вероисповедания и автономии православной румынской церкви; б) управление всеми делами касающимися церкви, школ и церковно-школьных средств и в) избрание митрополита и председателя митрополитскской консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

—542— правильной деятельности народно-церковного конгресса, – за всё время управления его († 1888 г.) всего один раз созывался конгресс, но и тот не успел ещё приступить к делам, как был закрыт... На конгрессе 1890 г. избран нынешний митрополит-патриарх Георгий Бранкович и шли оживлённые рассуждения о том, чтобы все отдельные автономные установления и распоряжения свести в одно целое, в один органический статут. Того же желало и правительство, и для этой цели избрана была комиссия из 15-ти лиц, которая и выработала так называемый статут“. Большинство членов конгресса однако не согласилось принять этот статут, опасаясь, что правительство своим вмешательством и ограничениями может лишить сербскую церковь и тех немногих прав, которые ею уже приобретены. И когда на конгрессе 1897 г. правительство через своего комиссара категорически потребовало, чтобы прежде всего, не в очередь, был рассмотрен статут“, депутаты отказались исполнить это требование, последствием чего было преждевременное закрытие конгресса, который затем не созывался целых пять лет, до 1902 г. В таких-то обстоятельствах состоялся последний народно-церковный конгресс, и деятельность его нельзя не назвать плодотворной и успешной. По характеру своему деятельность эта была по преимуществу административная и контрольная или ревизионная. Конгресс 1902 г. основательно рассмотрел и оценил отчёт комитета конгресса за 12 лет, равно отчёт училищного совета, рассмотрел отчёт народно-церковных фондов за 11 лет, избрал новый митрополитский совет, училищный совет и референтов, новый комитет конгресса, пополнил многие праздные или освободившиеся вакансии, выработал полезные постановления, относительно епархиальных скупщин, по вопросу о лучшем управлении многочисленных монастырских имуществ и т. д. Немаловажное значение имеет резолюция конгресса о возвращении присвоенного румынами сербского монастыря Ходоша. Для этой цели избрана комиссия, которой поручено извлечь из пештских и венских архивов нужные данные и при помощи их искать возвращения этого чисто сербского монастыря. Немало ве-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Управление Карловацкой Митрополии-Патриархии вначале осуществлялось строго по церковным канонам. Высшая власть в Церкви принадлежала Собору епископов во главе с Митрополитом-Патриархом. Они избирались Народно-церковным конгрессом, состоящим из епископов, низшего духовенства и мирских лиц. Но с течением времени правительство стало вмешиваться в церковные дела. В 1760 г. оно объявило, что отныне «никакой Синод Иллирийского клира» не может быть созван без предварительного разрешения правительства, а через двадцать лет присвоило себе право утверждать Предстоятеля Церкви и епископов, причем за это утверждение еще взималась значительная плата. Лишь после венгерского восстания православные сербы получили больше прав в деле церковного управления. Были выработаны статуты, согласно которым высшая власть в Карловацкой Патриархии сосредоточивалась в Народно-церковном конгрессе и Архиерейском Синоде. Но право верховного надзора над деятельностью конгресса было закреплено за императором. Народно-церковный конгресс избирал главу Карловацкой Церкви, определял количество и размеры епархий, благочинии, приходов, назначал жалованье духовенству, устраивал духовные школы и проч. Архиерейский Синод ведал чисто духовными делами (верой, богослужением, церковной дисциплиной). Созывал Синод его председатель – Патриарх – с согласия императора. Ветвями Карловацкой Митрополии-Патриархии были Далмация и Босния с Герцеговиной, куда также переселились сербы, теснимые турками. Далмация побывала в ведении Италии, Франции, а в 1814 г. была присоединена к Австро-Венгрии. Далматские православные сербы на протяжении веков не могли добиться открытия у себя собственной епископской кафедры. Лишенные своего архиерея, они во второй половине XVI в. были подчинены венецианскому епископу, носившему титул Филадельфийского архиепископа и находившемуся в юрисдикции Константинополя. Лишь в 1808–1810 г.г., во время захвата Далмации французами, здесь была учреждена православная епископская кафедра. В 1873 г. Далматская епархия была соединена с Буковиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в этот день и открыт был народно-церковный конгресс, и без коро­левского комиссара (как бывало и ранее в 1869–1871 г.г.). Патриарх Георгий Бранкович в своей речи, отметив неуспех прежних конгрессов вследствие крайней пар­тийной резкости, доказывал настоятельную потребность дея­тельности согласной, мирной, осторожной, без всякой страст­ности, доказывал необходимость примирения иерархии и народа и также соглашения с государственною властью. Речь патриарха произвела приятное впечатление на членов кон­гресса, но, к сожалению, впечатление это скоро прошло, и на­стоящий конгресс пошел путем прежних и даже превзошел их партийной фанатической борьбой. На 9-м заседании (19 декабря) поднят был вопрос о некоторых „проневерах“ (преступлениях) патриарха Георгия Бранко­вича по части народно-церковных фондов, а на 22 засе­дании (19 января 1907 г.) рассматривался доклад ревизион­ной комиссии относительно обвинения патриарха в присвое­нии и растрате фондов в период времени 1882–1891 г., то есть, когда Георгий Бранкович был епископом темишварским и в первый год его патриаршества. Радикаль­ная партия устами депутата Мужицкого прямо предлагала патриарху Георгию, в интересах мира церковного и народно-церковной автономии, оставить высокий престол, какой он ныне занимает. И, что удивительно, предложение Мужиц­кого было поддержано и даже принято большинством 88 плюсов против 301 Можно себе представить, какое про­изошло замешательство среди членов конгресса после принятия такой рискованной резолюции. Вслед за тем, после заявления одного из членов „самостальной» пар­тий, все депутаты этой партии, также депутаты беспартийные и все епископы оставили залу конгресса. И когда они вы­ходили из залы, „господствовала могильная тишина», как пишет референт в Богословском Гласнике 62 . Между тем патриарх Георгий Бранкович подал в суд жа­лобу на депутата Мушицкого и прочих членов радикальной партии, обвиняя их в клевете и в непочтительности к своей особе. Так, с 20 января (23-е заседание) и до конца (всех заседаний было 82) патриарх не принимал участия, как председатель, в деятельности конгресса, равно не участво­вали и епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В Москве митр. Владимиром также были открыты Женские богословские курсы (1910–1913), а при митр. Макарии (Невском) они были преобразованы в Высшие женские богословские педагогические курсы при Скорбященском монастыре (1916–1917) 206 . Таким образом, было создано высшее богословское учебное заведение для мирян, которое по своей программе должно было «походить на обычный тип Духовной Академии» С. 259]. В конце XIX в. по инициативе епархиальных архиереев центрами, где для объединения духовенства и мирян устраивались беседы, лекции, встречи, стали епархиальные дома. На беседы могли приходить и некрещеные. Такой дом в Москве был построен в Лиховом переулке в 1902 г. 207  митр. Владимиром (Богоявленским) (1902–1912) 208 , а в целом, по Российской империи к этому времени насчитывался 71 архиерейский дом С. 104]. Во многих местах России устраивались народно-миссионерские курсы, на которых опытные миссионеры читали лекции и делились своими практическими знаниями. Слушателям выдавалась апологетическая литература. Иногда по окончании курсов сдавался экзамен, а к занятиям присоединялась практика бесед с сектантами. В Москве такие курсы были организованы Братством Воскресения Христова, их посещало до 8 тысяч слушателей С. 648]. Основатель курсов прот. Иоанн Восторгов писал: «Я могу сказать собратьям-пастырям одно: попробуйте только раз завести народно-катехизаторские или народно-миссионерские курсы; возьмите хоть несколько человек для обучения, проведите 4–6 месяцев правильного обучения: ручаюсь, что потом от этого святого дела и радостного труда сами уже не отойдете. Вы увидите преданных прихожан, отличных и осведомленных сотрудников по миссии, воистину чад духовных, любовью преданных Церкви и пастырю. Вкусите и видите; прииди и виждь – вот единственный путь к тому, чтоб убедиться в пользе курсов. Надо собирать чад Церкви, скреплять их, единить пасомых, вооружать духовным оружием, и тогда мы будем пастырями, а не требоисполнителями… будем стоять в центре живого дела, окруженные живыми людьми, близкими нам, верующими и ревностными, и тогда посрамится всякое сектантство» С. 651–652]. В Санкт-Петербурге начиная с 1908 г. Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви стали также проводиться миссионерские курсы для подготовки прихожан к самостоятельному выступлению на беседах с сектантами 209 . О добрых плодах миссионерских курсов, особенно в зараженных сектантством районах, говорилось, например, в отчете за 1914 г. о деятельности православной миссии в Екатеринославской епархии С. 100].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исходя из наблюдений за жизнью переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке и понимания во всей остроте их духовных нужд, отец Иоанн пришел к мысли создать в Москве пастырско-миссионерские курсы по подготовке священников и учителей для создаваемых в переселенческих районах приходов и школ. Он издал пособие “На­родно-Миссионерские и Катехизаторские курсы” с подробными программами занятий, с указанием учебников и руководящими статьями по этому вопросу. Московские курсы, проходившие с 15 октября 1909 по 15 февраля 1910 г., менее всего походили на просветительский лекторий. Они оживотворялись пастырской любовью и ревностью. Теоретические занятия соединялись с практическими: слушатели четыре раза в неделю посещали богослужения, произносили проповеди, вели в различных местах Москвы миссионерские беседы с сектантами и раскольниками, проводили совместные собрания с церковно-просветительскими обществами (Миссионерским обществом, Православным Палестинским обществом, Братством Петра-митрополита и др.), совершали паломнические поездки в Свято-Троице-Сергиеву Лавру, Ново-Иерусалимский монастырь и др. Работа курсов была успешной, 105 слушателей было рукоположено для переселенческих приходов в Сибири и на Дальнем Востоке. “Этот человек незаурядного ума и огромной энергии, — писал протопресвитер Михаил Польский, — отлично справился с этой трудной задачей, избирая в священники способных псаломщиков и сельских учителей и подготовляя их на специальных семинарских курсах. Особенно поразительны были результаты обучения проповедничеству. В год по его методе ученики совершенно овладевали церковным ораторским искусством. Коллективно разработанные его учениками проповеди печатались и раздавались после произнесения их по церквам”. Сам отец Иоанн писал: “Я могу сказать собратьям-пастырям одно: попробуйте только раз завести народно-катехизические или народно-миссионерские курсы; возьмите хоть несколько человек для обучения, проведите чрез 4–6 месяцев правильного обучения: ручаюсь, что потом от этого святого дела и радостного труда сами уже не отойдете. Вы увидите преданных прихожан, отличных и осведомленных сотрудников по миссии, воистину чад духовных, любовью преданных Церкви и пастырю Тогда будет успешна борьба с тем, что, может быть, опаснее открытого сектантства: с сектантствующим настроением, с сомнениями и недоумениями, которые часто долго живут среди членов Церкви, постепенно охлаждая их преданность Православию”. На уровне приходов отец Иоанн широко создавал народно-миссионерские курсы. «Такие курсы теперь ведутся во многих местах Москвы и имеют до 8 тысяч слушателей, которые объединяются ныне в “Братстве Воскресения”, имеют свою газету “Церковность”», — писал он.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

По толкованию карловацкого митрополита Иосифа Раячича, императорский комиссар на заседаниях конгресса обязан все видеть и слышать, но ничего не должен говорить. Заседания конгресса происходят открыто и доступ публики на них свободен. По закону, конгресс должен быть созываем по истечении двух лет. Первоначально круг действий народно-церковного конгресса не был определен законом. Не подлежало сомнению только право конгресса избирать карловацкого митрополита,-и по этому поводу до последнего времени народно-церковный конгресс в карловацкой митрополии был созываем 19 раз. Но были открываемы заседания конгресса и для решения различных церковно-общественных дел. Так, в 1744 г. народно-церковный конгресс постановил, чтобы при карловацком архиепископе была учреждена консистория, чтобы архиепископ ежегодно созывал собор епископов и чтобы была установлена такса за требоисправления и норма сборов в пользу духовенства. Эти постановления, по неизвестной нам причине, не были, впрочем, утверждены правительством. В 1769 г. заседания конгресса продолжались более четырех месяцев. Этот конгресс сделал постановления о сокращении числа священников в карловацкой митрополии и об определении точного штата их, о понижении размеров и установлении нормы различного вида даней, платимых епископам священниками и мирянами (а, дыленица-подать с домов или дымов; б) сидокия-ежегодная подать от священников; в) сиггел и я или синделия-плата за ставленную грамоту; г) плата за возведение в сан архимандрита, игумена или экзарха); д) за освящение церкви; е) за антиминс; ж) милостыня (?): з) конак-квартирный налог; и) подвозы и работы; i) право наследования после священников, не имеющих наследников, об урегулировании платы священникам за требоисправления, об ограничении! некоторых прав apxieniicKona (напр., права о наследовании после умерших епископов), об усилении контроля над административно-судебною деятельностью епископов. Правительство не утвердило и этих постановлений, и в 1770 году 27-го сентября издало упомянутый нами выше регламент, который был отвергнут конгрессом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010