И действительно, в разных самостоятельных православных церквах Востока, где государи или далеко не имеют древнего значения императоров или иной веры, народу отводится большая роль в церковном управлении. В Константинопольском патриархате, например, вскоре по завоевание его турками, управление церковным имуществом было предоставлено знатнейшим народным представителям, которые вместе с епископами стали участвовать и в избрании патриархата. Во второй половине XVIII века, при патриархе Самуиле, оказалось необходимым ограничить власть патриарха и для уничтожения разных злоупотреблений была основана герусия, которая состояла из 6 митрополитов патриаршего Синода, двух греков из дворян и двух из торгового сословия и имела главный надзор над патриаршим управлением. После издания Портой гаттигумаюма 18 февраля 1856 года о разных привилегиях христианских исповеданий, во временный совет о выработке закона о внутреннем церковном управлении патриархата, кроме духовенства, вошли 10 народных выборных из Константинополя и 11 из провинции. По существующему порядку в Константинопольском патриархате действует по делам, церковно-правительственным, так называемый, Смешанный Совет, в котором кроме 4 епископов, членами и 8 мирян. В самом избрании патриарха, кроме лиц духовных, принимают участие 64 члена из мирян, члены Смешанного Совета и губернатор острова Самос. В Карловицкой митрополии, в Бельгии для заведывания церковно-правительственными делами существует народно-церковный собор, под председательством митрополита, из всех епархиальных епископов и 75 представителей, из которых 25 духовных и 50 светских. Товарищ председатель избирается из мирян. Собор этот собирается через каждые три года, а ведение текущих дел лежит на соборном совете, под председательством митрополита, в который входят и пять членов из мирян. Народно-церковному собору принадлежит и самое право избрания Карховицкого митрополита. Кроме того, по вопросу об участии мирян, обращает на себя внимание Митрополитско-Церковный Совет, для разбора духовно-судебных дел митрополии. Совет этот состоит из митрополита, в качестве председателя, 2 епископов, 3 духовных и 3 светских членов, избираемых народно-церковным собором, и является апелляционной инстанцией для дел, касающихся дисциплины духовенства и браков. Вместе с этим он представляет первую судебную высшую власть по жалобам на епархиальных епископов и епархиальные консистории и введению его подлежат все дела, касающиеся веры, церковных обрядов и строгого исполнения со стороны духовенства предписаний закона. 169

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Мария 7 апреля 2011, 17:08 Большое спасибо за статью! Анна 7 апреля 2011, 16:36 Мне 26 лет. Росла в семье атеистов. Но знала, что до брака близкие отношения между полами - плохо. Сейчас действительно такое время, что девственником считается быть плохо. Молодежь сбита с толку. Но каждый человек всё-равно чувствует, что такое хорошо, что такое плохо. И когда человек грешит, он рано или поздно почувствует страдания за содеянное. Блуд, как и любой другой грех ведет к страданию. Если мы не будем грешить- мы не будем страдать. Сергей, Валерия, Валерий, Константин, Николай, Михаил - Бог сказал нам любить ближнего и не гневаться. Елена 7 апреля 2011, 16:25 Екатерине2. Я Ваша ровестница,веселые студентческие годы в конце 80-х, быть как все, конечно о Боге я тогда ничего не знала и да не думала.Слава Богу, после института встретила своего мужа и постаралась забыть как вы говорите " разки " блуда (до сих пор стыдно). От одиночества Вы точно не спасетесь, только получите очень и очень неприятный опыт. Будьте более открытыми к окружающим Вас людям, не замыкайтесь в себе, старайтесь видеть хорошие стороны и прощать недостатки, идеальных людей нет, и в браке приходится быть очень терпеливой и уступчивой. Ничего еще не поздно . Верьте в промысел Божий. Не теряйте Веры. Сергий 6 апреля 2011, 19:53 Сложный вопрос. Нужно понимать одно-Гражданский брак-это брак, зарегистрированный в ЗАГСЕ. Церковный-это венчаный. Всё прочее-блуд. Вопрос ОТЦАМ. Люди в нашей стране начинают сожительствовать лет в 15 а то и ранее. Государственн. учр. регистрируют с 18. Как быть и что делать? PS как бы побыстрее Вам сообщение отправлять. Елена П. 6 апреля 2011, 18:59 Анне: " Константину. Продолжение. Церковь не может выдавать при венчании , как до революции документ государственного образца.К тому же, к сожалению, венчаться все равно будут не все, а брак должен быть законным. " От страны зависит. В России действительно церковь не может выдавать документ государственного образца. А в других странах это идентично другим видам оформления брака. Опять же, мы венчались в русской православной церкви (Московского Патриархата) и нам сразу выдали официальную бумагу, которую не надо было нигде подтверждать и ещё раз регестрироваться.

http://pravoslavie.ru/45692.html

Как все это идет к лицу проповедникам правды и любви! Не справедливее ли, духовные отцы, открыть русскую семинарию и при ней духовное училище на русские деньги, не ограбляя и без того вами разграбленную Грузинскую Церковь ? В начале апреля сего 1907 г. Тифлисскую семинарию закрыли. Грузинским ученикам объявили, что новое здание семинарии будет передано русским, а грузинская семинария будет переименована в Пастырское Богословское училище, без права грузин поступать в русские духовные академии. Грузинам, надо полагать, широко откроют двери богословский факультет Афинского университета и Халкинское Богословское училище, не выпускающие из своих стен безбожников и атеистов! Государю Императору 11 августа минувшего 1906 г., благоугодно было вопрос о Грузинской церковной автокефалии передать на обсуждение предстоящего Всероссийского Собора. С этого-то времени Правит. Синод приступил к замещению грузинских святительских кафедр русскими, удалив из Грузии двух ее епископов в Россию и оставив в Грузии лишь трех, благодаря чему 160 тыс. русских имеют 3-х архиереев, т. е. столько же сколько 1,500,000 грузин. Это называется равноправием! 67 § Основн. Государственн. законов (о Вере) предоставляет всем народам, в России пребывающим, славить Бога Всемогущего разными языками по закону и исповеданию праотцов своих. Предоставляя русскому экзарху в Грузии в единоличное управление соединенные ныне в одну – 15-ть епархий: Карталинии, Кахетии и Сомцхетии, а русскому епископу – Сухумскую епархию, в которой (без Черноморск. округа) мингрельцы и абхазцы составляют большинство православного населения, Правит. Синод тем самым нарушает Основн. Госуд. Законы, ибо оба русские иерарха грузинского языка не знают, тогда как грузинские знают русский язык. Здесь уже не приходится говорить не о праве, и о насилии Синода над Грузинскою Церковью. 68 ст. Основн. Госуд. Законов не дает право чуждым Грузинской Церкви русским духовным властям, грузинского языка не знающим, править чуждою им по языку паствою, а оставляет это право за духовными вождями народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялось Общее собрание Научно-образовательной теологической ассоциации 15 мая 2021 г. 10:47 13 мая 2021 года в Москве в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось Общее отчетно-выборное собрание членов Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), которое возглавил президент ассоциации, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах митрополит Волоколамский Иларион . В президиуме заседания присутствовали председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, референт Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации А.В. Третьяков, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования России Т.В. Рябко, ректор НИЯУ «МИФИ» М.Н. Стриханов. В условиях соблюдения требований Роспотребнадзора по профилактике распространения коронавирусной инфекции Общее собрание проходило в очно-дистанционном режиме. В зале заседания и по видео-конференц-связи в Общем собрании приняли участие ректоры и представители ректоров 65 вузов — членов НОТА. Личное участие в работе Общего собрания приняли ректоры-соучредители ассоциации: ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации В.А. Мау, ректор Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков, ректор Московского архитектурного института (государственной академии) Д.О. Швидковский. В работе Общего собрания также приняли участие ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Я.И.

http://patriarchia.ru/db/text/5809467.ht...

Митрополит Варсонофий встретился с руководителями петербургских вузов сентября 2015 В беседе приняли участие секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный храмов в вузах протоиерей Петр Мухин, руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела Наталья Родоманова. Со стороны руководства вузов присутствовали: председатель Совета ректоров вузов Владимир Васильев - ректор Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Андрей Рудской - ректор Политехнического университета, Игорь Максимцев - ректор Экономического университета, Александр Тургаев - ректор Института культуры, Василий Кичеджи - и.о. ректора Художественно-промышленной академии имени Александра Штиглица, Валерий Михеев - и.о. ректора Гидрометерологического университета, Владимир Кутузов - ректор Электротехнического университета, генерал-лейтенант полиции Василий Кудин - начальник Университета МВД России, Михаил Смуров - ректор Университета гражданской авиации, Александр Белокобыльский - начальник Межвузовского студенческого городка, Сергей Бачевский - ректор Университета телекоммуникаций, Владимир Леванович - ректор Педиатрического медицинского университета. Митрополит Варсонофий, приветствуя гостей, сказал, что у Церкви и науки немало сфер взаимодействия, которые необходимо поддерживать и развивать. " Ушли в прошлое времена, когда религия и научное знание жестко противопоставлялись друг другу. Всем известны имена великих ученых и первооткрывателей, глубоко веривших в Бога. Сегодня во многих вузах открываются теологические факультеты, знаменующие союз науки и религии, Церкви и научного сообщества. Ректоры вузов, готовящих специалистов различных направлений, призваны заботиться не только о качестве знаний, получаемых молодежью, но и об их воспитании, о нравственной составляющей, которая должна быть стержнем любого человека " , - отметил владыка. По его словам, задача  духовно-нравственного воспитания объединяет Церковь и руководителей вузов - интеллектуальную элиту страны.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Вышел в столовую. Мне велели пред образом Спасителя положить 3 поклона. Потом одели меня справа и слева мантиями; я пошел закрытый согбенный. Певчие запели умиленно: «Объятия Отча отверсти ми потщися». У меня полились слезы рекою. В продолжение всего пострижения я плакал навзрыд и измочил слезами всё монашеское одеяние. О. Ректор, Архимандрит Поликарп (он уже скончался, царство ему небесное!) был очень чувствителен. Он постригал почти всегда со слезами. Это еще более меня трогало. Кончилась церемония; меня поставили у образа Спасителя. В продолжение литургии я начал успокаиваться и постепенно приходил более и более к какой-то истинно не земной радости. Меня причастили. После литургии, по обычаю, я был поручен о. Инспектору, яко духовному отцу. После, с пением стиха: «Познаим, братие, таинства силу» и пр. меня повели вон из храма, в Троицкий Собор к мощам Угодника Божия Сергия. Затем я приведен был —627— в свою келью, которая была уже обитаема двумя сотоварищами монахами и третьим священником (пишу 24 окт. 1842 г.). В день пострижения студента о. Ректор обыкновенно делал у себя обед. Меня позвали на обед с прочими моими сомонахами. Я был уже весел, как дитя. Выпил рюмку какого-то вина. За обедом о. Ректор рассказал, почему он назвал меня Никодимом. В эту ночь у него ночевал Ив. Ив. Лилеев, профессор Словесности Вифанской Семинарии (они с о. Ректором по Академии товарищи). О. Ректор сказал Лилееву: «Завтра у нас пострижение; будем постригать студента Казанцева. Он верно твой ученик?» Ив. Ив. – «да»! – «Чем ты его помнишь?» – Ив. Ив.: «Кроткий детинка! помнится, однажды в Великую Субботу он очень хорошо читал непорочны за заутренею». О. Ректор: «Пусть же будет он Никодим во имя праведного Никодима, служившего при погребении Спасителя». За такое объяснение спасибо. Мне мое имя очень нравится. Когда я служу литургию, то всегда целую Антиминс (в Херувимскую), вижу праведного Никодима у ног Спасителя и тем умиляюсь. О, если бы это умиление меня спасло от грехов моих! После обеда о. Ректор вынес книжку и благословил ею – на память пострижения. Это Псалтирь, с его надписью. Я её храню и она меня спасла от многого! О. Ректор сказал: «Наши отцы говорили: пусть лучше солнце остановится от своего течения, нежели умолкнет Псалтирь от чтения». После о. Ректор мне вручил подрясник, присланный мне на благословение от Митрополита Филарета. И этим я был очень утешен. Я храню его и хочу сохранить как можно долее. Вот мое пострижение! для меня оно сделало в жизни важную эпоху. 13 слишком лет прошло с того времени, и сколько событий сладких и горьких было со мною!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя редакционной коллегии сборника «Богословские труды» о составе редакционной коллегии. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить состав редакционной коллегии сборника «Богословские труды» в следующем составе: 1. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Председатель Синодальной Богословской комиссии, председатель редакционной коллегии; 2. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, ректор Кишиневской духовной академии; 3. Архиепископ Верейский Евгений, Председатель Учебного комитета, ректор Московских духовных академии и семинарии; 4. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, Председатель Миссиоенерского отдела, ректор Белгородской духовной семинарии; 5. Епископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии; 6. Епископ Керченский Иларион, викарий Сурожской епархии; 7. Архимандрит Иоанн (Экономцев), ректор Российского православного университета Иоанна Богослова; 8. Архимандрит Леонид (Филь), ректор Минской духовной академии; 9. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института.; 10. Протоиерей Николай Забуга, ректор Киевской духовной академии; 11. Протоиерей Владимир Силовьев, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, главный редактор издательства Московской Патриархии; 12. Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП; 13. Протоиерей Василий Стоиков, профессор Санкт-Петербургской духовной академии; 14. Протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии; 15. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургской духовной академии; 16. Протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора издательства Московской Патриархии; 17. Протоиерей Максим Козлов, доцент Московской духовной академии; 18. Иерей Леонид Грилихес, преподаватель Свято-Тихоновского богословского института и Московской духовной академии; 19. Иерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной богословской комиссии, преподаватель Московской духовной академии;

http://sedmitza.ru/lib/text/429481/

Историческая встреча: единство веры и богословские тонкости О том, означает ли встреча в Гаване примирение двух ветвей христианства, рассказал глава отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион, который вел переговоры с Римом. 6 февраля, 2016 О том, означает ли встреча в Гаване примирение двух ветвей христианства, рассказал глава отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион, который вел переговоры с Римом. Одна из главных сенсаций – первая в истории встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Учитывая, что летом этого года исполнится уже 962 года со времени Великой схизмы, раскола некогда единой христианской Церкви на Римско-Католическую и Православную, то, если все действительно пойдет по плану, мы станем свидетелями события не просто исторического, а где-то просто невероятного. Тем более все необычно, потому, что объявлено: встреча состоится в аэропорту Гаваны. О том, означает ли встреча в Гаване примирение двух ветвей христианства, рассказал глава отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, который вел переговоры с Римом. Левое крыло старого аэропорта в Гаване так и осталось зарезервированным под обслуживание рейсов с официальными делегациями. В одном из трех VIP-зaлob — весьма скромных — состоится встреча двух Предстоятелей. Впервые такая встреча планировалась еще при Патриархе Алексии II и Папе Иоанне Павле II. Было это в 1996-1997 годах. —  Где-то за неделю с небольшим до этой даты выявились серьезные разногласия между сторонами, которые не позволили согласовать текст коммюнике, и тогда Патриарх Алексий отменил эту встречу. — Где это было? Тоже на Кубе или в каком-то другом месте? — Не на Кубе. Это было в Австрии. Почему тогда не на Кубе, понятно. На момент прилета в Гавану еще в 1989-м Михаил Горбачев уже был тем человеком, который одобрил празднование 1000-летия Крещения Руси, с чего и начиналось возрождение поруганного русского православия. А вот Куба вплоть до 90-х следовала официальному атеизму. Кстати, именно по этой причине на острове пышно расцвела мода на сантерию. Так как христианство было в загоне, народ потянулся к как бы этнической культуре — жутковатым верованиям, привезенным когда-то на остров африканскими рабами.

http://pravmir.ru/istoricheskaya-vstrech...

— Старчик, что стоял рядом с тобой. — Старчик, что спал рядом со мной? — произнес я про себя. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Кому мешают христианские символы Епископ Слатинский Севастиан (Пашкану) Христианские символы «демонизируются» в угоду толерантности. Так не имеем ли мы в действительности дело с «демоно-кратией», а не с демократией как таковой? [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] О Христе Рождающемся Поздравление с праздником Рождества Христова Епископ Костанайский и Рудненский Анатолий (Аксенов) Когда мы мысленно взираем на событие Рождества Христова, мы должны понять, что это – не просто повод повеселиться вокруг елочки, а повод удивиться Божиему чуду. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Чудеса на Рождество Христово Истории из редакционной почты портала «Православие.Ru» Рождество Христово — необыкновенно добрый и тёплый праздник, когда все мы, как дети, ждём чуда. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] С Рождеством Христовым! Поздравления священников. ВИДЕО Поздравляют священники Владимир Вигилянский, Виктор Потапов (США), Сергий Правдолюбов, Артемий Владимиров, Димитрий Смирнов, Николай Булгаков, Иоанн Валентин Истрати (Румыния), Фома Диц, Александр Лебедев (Вологда). [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] «Первое Рождество запомнилось запахом мандаринов и ладана» Юлия Вознесенская Я спросила: «А Чей это портрет?» В ответ Леночка шепнула: «Это Богородица. У Ее Сына сегодня день Рожденья». «А чем это так вкусно пахнет?» «Ладаном». [Встреча с Православием/Апологетика] И воплотился и вочеловечился Сергей Худиев Бог стал Человеком, Одним из нас, во всем Подобным нам, кроме греха. Тот, Кто создал пространство и время, галактики и туманности, стал Младенцем на руках Свой Пречистой Матери. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: «Учитесь Православию!» Петр Давыдов Везде, где можно, мы восстанавливаем как церкви, так и церковную жизнь – а это, разумеется, является главным для православного человека. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Как «скорая» набрала скорость Ольга Рожнёва Ждут «скорую» – а она не едет.

http://pravoslavie.ru/put/page34_4036.ht...

10 вопросов о встрече Патриарха Кирилла и Папы Франциска Первая в истории встреча Патриарха и папы состоится 12 февраля на Кубе. 6 февраля, 2016 Первая в истории встреча Патриарха и папы состоится 12 февраля на Кубе. Первая в истории встреча Патриарха и папы состоится 12 февраля на Кубе. Когда была последняя встреча Папы и Патриарха? Никогда. Это первая в истории встреча Патриарха Московского и всея Руси и Папы Римского. Как давно готовилась встреча Патриарха и Папы? С середины 90-х годов 20 века. Где и когда пройдет встреча Папы и Патриарха? Встреча состоится на Кубе, в международном аэропорту Гаваны 12 февраля 2016 года. Патриарх по (многократно возобновляемому) приглашению Председателя Государственного совета и Совета министров Кубы Рауля Кастро прибудет вечером 11 февраля. В эти же дни Папа Франциск будет посещать Мексику. «Ввиду пересечения маршрутов Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска  принято решение о проведении встречи между главами Римско-Католической и Русской Православной Церквей на Острове Свободы 12 февраля» — сообщил митрополит Волоколамский Иларион на пресс-конференции, посвященной визиту Патриарха в Латинскую Америку.   Почему встреча не состоялась ранее? «На протяжении 1996-97 годов велись интенсивные переговоры об организации встречи Святейшего Патриарха Алексия II и Папы Иоанна Павла II в Австрии, однако эти переговоры были прекращены из-за проблем, по которым не удалось достичь согласия. Прежде всего, это касалось действий греко-католиков на Украине и прозелитизма католических миссионеров на канонической территории Московского Патриархата. Вместе с тем, Священноначалие Русской Православной Церкви никогда не отвергало саму возможность организации такой встречи в будущем, когда сложатся необходимые условия для ее проведения. Все эти годы главной проблемой в отношениях между двумя Церквами и главным препятствием для проведения встречи Предстоятелей оставалась уния. Разгром униатами трех епархий Московского Патриархата в Западной Украине на рубеже 1980-90-х годов, перенос центра Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой Церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников — все эти факторы лишь усугубили проблему. Положение еще ухудшилось в результате событий последнего времени в Украине, в которых представители УГКЦ принимали самое непосредственное участие, выступая с антироссийскими и русофобскими лозунгами. Таким образом, к сожалению, проблема унии к настоящему времени не снята, и уния остается незаживающей кровоточащей раной, препятствующей полной нормализации отношений между двумя Церквами» — пояснил митрополит Иларион.

http://pravmir.ru/10-voprosov-o-vstreche...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010