1612 «Весник ср. ц.», 1902, март, 281. Речь Преосвящ. Никанора, произнесенная на торжестве закладки, напечатана в «Гласнике», 1902, март-апрель, 208–211. 1618 «Гласник прав. цркве у крал. Cpбuju», 1901, ноябрь-дек., 1100–1104 (приложен портрет покойной); «Царигр. Гласник», 47; «Српскн Сион.», 47; «Србобран», 249. 1619 Биографические сведения о новопосвященном митрополите – в «Богосл. Вестн.», 1901, апрель, 740–742. 1624 В этом смысле были статьи и в русских газетах: «С.-Петерб. Ведомостях», «Новом Времени», «Новостях». 1625 Вопросу о Фирмиллиане посвящено немало статей в официальном органе Болгарской церкви «Црковен Вестник», – см. напр. 49–52 и 1902 г. 2. 4. 5. 6 и др., также в газете «Светник» и др. и – много статей в сербских журналах и газетах (в «Гласн. прав. ц. у крал. Cpбuju», 1902, март-апр., особое приложение, стр. I – VIII). 1626 Статья «Србина», откуда мы заимствовали вышеприведенные сведения, перепечатана в газете «Србобран», 1901, 105 и журнале «Христ. Весник», 1901, июнь-июль, стр. 106–108. 1627 «Npocbjema», 1901, 2. 5. 6. 8. 10. – Образовалось в Черногории и общее «учительское удруженье» на собрании учителей в Оногоште-Никшиче 26–29 августа 1901 года, каковое собрание почтил своим присутствием князь Черногорский Николай. «Npocbjema», 9, стр. 528–537. Раньше были местные учительские братства: речское, лешанское, морачское, зетское, никшичское. 1628 См. «Богосл. Вестн.», 1901, июнь, 349–352. Здесь же (стр. 352–353) – о священнических братствах в Черногории. 1630 Подробнее – «Богословски Гласник», 1902, май, 358–360. Новый дельный ежемесячный журнал «Богословски Гласник» издается с января 1902 года в Карловцах профессорами богословского училища под редакцией протосинкелла проф. Илариона Зеремского (кандидата богословия Московской духовной академии). Подписная цена заграницу 15 франков. Адрес: Autriche – Hongrie. Slavonie. Karlovitz. 1632 «Србобран», 1901, 130. – Здесь же отметим, что 13 июня 1901 года совершена торжественная закладка народно-церковного дома, в котором поместятся: патриаршее управление, управление народно-церковных фондов, патриаршая библиотека и церковный музей. Народно-церковный дом строится в торговой части Карловиц.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. 142]. Его отделы действовали почти во всех уездных городах Московской епархии. Одной из основных задач братства стала материальная помощь Сибири, прежде всего предметами церковного обихода. Только за 1913 г. братство отправило в Сибирь 100 походных церквей 167. С. 321], а кроме этого открыло в Москве пастырско-миссионерские курсы по подготовке священников и учителей для приходов и школ в далеких переселенческих районах – таким образом, Сибирь получила миссионерские кадры. Прот. Иоанном Восторговым было издано пособие «Народно-катехизаторские и народно-миссионерские курсы» (М., 1911) с подробными программами занятий, с указанием учебников и методическими материалами. Учащиеся курсов активно участвовали в богослужении, готовили и произносили проповеди, проводили диспуты с представителями инославных вероисповеданий, сект, совершали паломнические поездки, собирались в епархиальном доме два раза в месяц для обмена своими впечатлениями. В 1913 г. Пастырские Сибирские курсы закончили 110 человек (это был уже четвертый выпуск), которые в течение 3 месяцев обучения произнесли более 600 поучений в 85 храмах Москвы и раздали по церквам около 50 тыс. экз. разных проповедей под общим заглавием «Московский благовест» 16. С. 145]. При отправлении на места служения братство снабдило их и необходимой церковной утварью. Во многих местах Москвы в приходах устраивались народно-миссионерские курсы, задачей которых являлась катехизация слушателей. «Такие курсы теперь ведутся во многих местах Москвы, главным образом в помещениях церковных школ, и имеют до 8000 слушателей, которые объединяются ныне в «Братстве Воскресения», имеют свою газету «Церковность» (по подписке стоит 1 рубль в год с пересылкой, издание журнала «Верность»), которую покупают оптом по 0,5 коп. за номер и распространяют, продавая по 1 коп. за номер, причем газета идет в продажу по 12–15 тысяч экземпляров каждый праздник, при 160 книгоношах из самих слушателей миссионерских и катехизических курсов». – писал прот. Иоанн Восторгов С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобно этому и митрополит Пётр Могила на известный поместный Собор 1640 года в Киеве, созванный для разрешения важных церковных вопросов, приглашал именем Господним как лиц духовных, имеющих преимущество и к совещанию духовному способных, так и их милостей светских братий, ревнующих о благочестии и сведущих в правилах церковных 21 . Вместе с этим митрополит просил духовных и мирян предоставить их уполномоченным на Соборе точные инструкции по вопросам о их нуждах. Киевский Собор 1640 года коснулся многих сторон церковной жизни. На нём обсуждался, между прочим, известный катехизис под названием: «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», составленный по поручению и при участии Петра Могилы . Активное участие мирян в делах церковных, более или менее приближающееся к древним формам церковной жизни, и в настоящее время имеет место во многих самостоятельных православных церквах Востока. В Константинопольском Патриархате, кроме священного Синода из 12 архиереев под председательством патриарха, ведающего дела чисто духовные, существует ещё Смешанный Совет для управления остальными делами Церкви. Он состоит также из 12 членов, из которых 4 – архиереи, а 8 – миряне. Председательствует в Совете или патриарх, или старейший из его духовных членов. Служение членов Совета продолжается два года, и каждый год половина их выбывает и заменяется новыми. В самом избрании патриарха мирянам отведена значительная роль. В избирательный Совет, кроме епископов, входят из мирян три главных члена патриаршего Совета, члены Смешанного Совета, 8 представителей от чиновников, губернатор острова Самоса, 4 известных учёных, 16 выборных от торгового и ремесленного классов, 2 выборных от приходских церквей Константинополя и 28 представителей от епархий. Подобно этому и в православной Карловицкой патриархии в Венгрии, кроме архиерейского Синода из митрополита в качестве председателя и 6 епископов, церковно-правительственными делами заведует Народно-церковный Собор. Архиерейский Синод созывается однажды в год патриархом по получении дозволения императора. Народно-церковный же Собор собирается патриархом с такого же дозволения императора каждые три года и состоит из всех епархиальных епископов, 25 представителей от духовенства и 50 от мирян. Председателем собора является патриарх, а товарищ его избирается из представителей от мирян. Управление текущими делами, рассматриваемыми собором, вверено Соборному Совету из 9 членов: патриарха-председателя, одного епископа, двух членов из духовенства и 5 членов-мирян; Народно-церковному Собору принадлежит и право избрания Карловицкого патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Как бы то ни было, во главе всех возникших инородческих учебных заведений стояла центральная крещено-татарская школа. Состоя под непосредственным ведением Ильминского и представляя из себя образец для всех остальных, она должна была сделаться источником всех дальнейших успехов на русском миссионерском поприще – в духе св. Стефана Пермского. В ней, при содействии Василия Тимофеева и его помощников, ученики постепенно обучились петь положенные на ноты молитвы утрени, вечерни и литургии, переведенные Ильминским на народно-татарский язык. Явилась необходимость и возможность приступить к отправлению богослужения на этом языке. В первый раз вся литургия по-татарски была совершена в Казани в субботу на первой неделе великого поста 1869 года, когда ученики и ученицы школы, после говения, приступили ко вкушению Тела и Крови Христовой. Этот знаменательный шаг совершен был иеромонахом Макарием, ныне епископом Томским и Барнаульским. Находясь временно в Казани для обработки вместе с Ильминским грамматики алтайского языка, прекрасно владея татарским языком и обладая музыкальными дарованиями, он окончательно подготовил учеников к совершению богослужения, исповедал их и затем совершил и самую литургию. Этот светлый день глубоко запечатлелся в памяти обитателей Казани; они с любовью вспоминают его до сих пор. Иеромонах Макарий, вслед за сим, совершал в Казани литургию по-татарски в течение нескольких месяцев по всем воскресным и праздничным дням. Оставалось сделать еще один шаг, чтобы идеал миссионерства в духе св. Стефана Пермского был восстановлен в русской церкви окончательно. Осенью 1869 года иеромонах Макарий должен был покинуть Казань, чтобы вернуться на Алтай. Обстоятельство это послужило поводом для приискания из среды крещеных Татар такого кандидата, которого можно было бы посвятить во священники, чтобы не только продолжить совершение в Казани богослужения на народно-татарском языке, но и довести его до возможной полноты и совершенства. Таким кандидатом был один лишь Василий Тимофеев. Под многолетним руководством Ильминского он вполне созрел для пастырской деятельности. И вот, бывший крестьянин, звонарь и водовоз, затем – практикант татарского языка и наконец учитель крещено-татарской школы возводится в сан иерея. Нужно отдать ему честь: он как нельзя лучше оправдал доверие к себе. С этого времени в церкви центральной крещено-татарской школы все богослужение отправлялось уже на народно-татарском языке и притом природными Татарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

«Этот человек незаурядного ума и огромной энергии, – писал об отце Иоанне протопресвитер Михаил Польский, – отлично справился с этой трудной задачей, избирая в священники способных псаломщиков и сельских учителей и подготовляя их на специальных курсах. Особенно поразительны были результаты обучения проповедничеству. В год по его методе ученики совершенно овладевали церковным ораторским искусством. Коллективно разработанные его учениками проповеди печатались и раздавались после произнесения их по церквам». Сам отец Иоанн писал: «Я могу сказать собратьям-пастырям одно: попробуйте только раз завести народно-катехизические или народно-миссионерские курсы, возьмите хоть несколько человек для обучения, проведите чрез 4-6 месяцев правильного обучения – ручаюсь, что потом от этого святого дела и радостного труда сами уже не отойдете. Вы увидите преданных прихожан, отличных и осведомленных сотрудников по миссии, воистину чад духовных, любовью преданных Церкви и пастырю. Вкусите и видите, прииди и виждь – вот единственно путь к тому, чтобы убедиться в пользе курсов. Надо собирать чад Церкви, скреплять их, единить пасомых, вооружать духовным оружием, и тогда мы будем пастырями, а не требоисполнителями, не формальными лекторами-проповедниками с церковной кафедры, а будем стоять в центре живого дела, окруженные живыми людьми, близкими нам, верующими и ревностными, – и тогда посрамится всякое сектантство. Тогда будет успешна борьба с тем, что, может быть, опаснее открытого сектантства: с сектантствующим настроением, с сомнениями и недоумениями, которые часто долго живут среди членов Церкви, постепенно охлаждая их преданность православию». Отец Иоанн широко создавал народно-миссионерские курсы на уровне приходов. «Такие курсы теперь ведутся во многих местах Москвы... и имеют до 8 тысяч слушателей, которые объединяются в «Братстве Воскресения», имеют свою газету «Церковность», – писал он. В 1910 году отец Иоанн предпринял еще одну поездку для изучения духовных нужд переселенцев. На этот раз он объехал Туркестан от персидской границы до северных пределов Сырдарьинской области, посетил Семиреченскую и Семипалатинскую области. В этом же году он участвовал в работе Общесибирского Миссионерского съезда, проходившего в Иркутске с 24 июля по 5 августа 1910 года. Общим собранием съезда отец Иоанн был избран Товарищем Председателя.

http://fond.ru/kalendar/720/ioann/

По делам школьным в особенности, церковно-народный собор делегирует еще народно-школьный для управления и надзора за всеми элементарными и средними народными школами, существующими на церковные средства, а равно для надзора за высшими учебными заведениями, пользующимися субсидией из церковных фондов. Для духовно-судных дел имеется еще особое центральное учреждение – митрополитский церковный совет, составляющийся из митрополита, как председателя, из двух епископов, трех членов духовных и трех светских. Подобным же образом в другой православной церкви Австро-Венгрии – румынской духовные дела ведает архиерейский синод, составляющийся один раз в год под председательством митрополита, из епископов, управление учебными и хозяйственными делами ведает народно-церковный собор, составляющийся через два года на третий, под председательством митрополита, из епископов и из 90 депутатов (1/3 духовных и 2/3 мирян). Постоянным же органом администрации и суда служит митрополистская консистория, состоящая, под председательством митрополита, из епархиальных епископов и из заседателей, избираемых народно-церковным собором из своей среды. Из трех отделений, на которые делится консистория (чисто церковное, учебное и епитропское) в первом – чисто церковном – все заседатели суть духовные лица; в двух остальных духовные и светские. В буковинско-далматинской митрополии высшая власть по делам управления и суда есть митрополистский синод, составляющийся обыкновенно раз в год из архиереев (их трое: один в Буковине – он же и митрополит – и двое в Далмации), из которых каждый имеет право привести на заседание синода по одному церковно-должностному лицу; эти привходящие члены имеют только совещательный голос. Митрополит лично приводит в исполнение постановления синода и по этому самому имеет надзор за епархиями, он разрешает спорные вопросы, не терпящие отлагательства (в промежуточное время между закрытием синода и созванием нового), ведет текущие дела, осуществляет т. н. деволюционное право, именно замещает должности в епархиях в тех случаях, когда епархиальный епископ, несмотря на очевидную потребность, не принял бы мер к ее замещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Это – ревизия на­родно-церковных фондов, определение бюджета на удовле­творение различных все возрастающих церковно-школь­ных нужд, рассмотрение отчета о деятельности комитета конгресса с 1897 года и о приходе и расходе сумм, вы­бор различных административных органов, пополнение освободившихся вакансий, выбор нового комитета конгрес­са, устранение безпорядков и препятствий, тормозящих правильное течение автономной церковно-школьной жизни. Состоявшийся в 1902 г. в Карловцах народно-цер­ковный конгресс, имевший 37 заседаний (с 26 мая по 6 июля), вызвал в сербской печати до противоположности различную оценку. Тогда как по одним „и этот конгресс не внес в церковно-народную сокровищницу ни но­вых прав, ни гарантий“ 60 , другие, напротив, говорят, что последний конгресс был значительный и плодотворный: „в своих заседаниях в течении шести недель он испол­нил столько административных дел, сколько не сдела­ли, может быть, все сербские народно-церковные конгрес­сы с 1875 г., с тех пор, как начало функционировать настоящее соборное устройство“ 61 . Действительно, по характеру своему деятельность эта была по преимуществу административная и контрольная или ревизионная. Конгресс 1902 г. с своей „радикальной“ точки зрения рассмотрел отчет комитета конгресса за 12 лет, равно отчет училищного совета, рассмотрел отчет народно-церковных фондов за 11 лет, избрал новый митрополитский совет, училищный совет и рефе­рентов. новый комитет конгресса, пополнил многие праздные или освободившиеся вакансии, выработал новые по­становления относительно епархиальных скупщин, по во­просу о лучшем управлении многочисленных монастыр­ских имуществ и т. д. Конгресс вынес резолюцию о возвращении присвоенного румынами сербского монастыря Ходоша. Для этой цели избрана комиссия, которой пору­чено извлечь из пештских и венских архивов нужные данные и при помощи их искать возвращения этого чисто сербского монастыря. Не мало велось на конгрессе рассуждений по вопросу о замещении многочисленных вакантных священнических мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

До 1768 г. на заседаниях карловацкого синода присутствовали только епископы; а с этого года австрийское правительство установило, чтобы заседания синода происходили непременно в присутствии правительственного чиновника, называемого комиссаром или даже прокурором. Только в 1893 г., когда в Карловцах был созван архиерейский собор, главным образом, для избрания епископов бачкского и будимского, с разрешения высшей власти на его заседаниях не присутствовал королевский комиссар, что членами синода было встречено с великою благодарностью, как знак доверия императора к сербскому епископату. После этого австрийским правительством было разъяснено, что императорский прокурор должен присутствовать на всех заседаниях синода, кроме тех, на которых обсуждаются чисто религиозные дела и разрешаются внутренние церковные вопросы, а также когда Синод созывается для избрания епископов, при этом было сделано и предупреждение, что на заседаниях синода обсуждаются только те дела и вопросы, на которые у правительства испрошено дозволение. Церковно-народный собор или конгресс (последнее название более приличествует этому учреждению) в первый раз был созван в 1707 г. для избрания карловацкого митрополита после смерти Арсения Черноевича. Но число депутатов или членов церковно-народного собора долгое время не было точно определено никаким законодательным актом. Только в 1768 г. австрийское правительство постановило, чтобы в состав народно-церковного конгресса входило не более 75 чел. членов, а именно 25 депутатов от духовенства, 25-от военного сословия и 25-от сословия гражданского. Впоследствии в правление императора Леопольда II, по ходатайству сербских дворян и помещиков, число которых к тому времени значительно увеличилось, правительство дозволило им посылать на конгресс от себя 25 депутатов, так что состав народно-церковного конгресса с 1792 г. был определен в 100 чел. 19 мая 1875 г., когда был обнародован закон -„Соборско устройство», состав народно-церковного конгресса определен таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Флобер не понимал христианства, и не даром он в одном из своих писем заявляет: «je ne suis pas chrétien». Это сказалось особенно ясно на бесцветности Антония и громадной силе, по сравнению с ним, восточных нигилистов, фигурирующих в поэме. «Мне надоела форма, надоело ощущение, надоело все, включительно до самого познания» ... (стр. 130). Так тянутся усталые признания восточного мудреца. И, как бы откликаясь на них, заражённый сознанием тщеты и ничтожества, иллюзорности и пошлости всего сущего, Антоний, усталый, описывает свои состояния: «Это – как смерть, более глубокая, чем смерть... Сознание моё лопается под этим расширением небытия» ... (стр. 260). «Какую найти радость? Сердце моё устало, глаза помутились» ... (стр. 263). Будто из царства полу-существующего, из царства теней – из унылого Аида доносятся эти глухие жалобы, эти усталые, медлительная, хмурые и свинцово-тяжёлые, как осеннее небо, признания. Смерть торжествует в них, и видно в них незнание искупления. Неужели такой Антоний мог бы; воскликнуть, замирая вместе с Апостолом в исступлённой радости: «Смерть! где твоё жало? Ад ! где твоя победа?»? Павел Флоренский . 1905 г. Воскресенский Г.А. Из церковной жизни православных славян: Карловицкая митрополия//Богословский вестник 1907. Т. 1. 1. С. 160–185 (2-я пагин.). —160— Народно-церковные имущества и церковно-просветительные фонды карловнцкой митрополии. – Избрание епископа в темншварскую епархию. – Торжества в Карловцах в честь патриарха Георгия Бранковича по поводу семидесятипятилетия его рождения и пятидесятилетия служения в священном сане. – Карловицкое богословское училище в 1904 – 1905 и 1905–1906 учебных годах. – † Архимандрит Иларион Руварац. – † Депутат народно-церковных конгрессов, национальный сербский поэт Иован Иованович Змай. – † Епископ боснийско-дьяковарский и сремский Иосиф Юрий Штроссмайер. – Папы Лев XIII и Пий X в вопросе о славянском богослужении у югославян-католиков. – Переход в православие более 300 семейств русин-униатов селения Изы. – К вопросу об учреждении православной сербской епархии в Америке. – К вопросу о созвании сербского народно-церковного конгресса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сегодня можно уверенно сказать: у народно-патриотического движения и у Русской Православной Церкви много общего. Общие задачи, общие цели, общая боль за наше растерзанное, поруганное Отечество. Не случайно в документах II съезда НПСР отмечалось, что " именно православная часть народно-патриотического движения по преимуществу является носителем идеалов одухотворенной, нравственно осознанной государственности - сострадательной и милосердной, не насилующей народ, исключающей возможность возрождения ужасов богоборчества " . Союз народно-патриотического движения с православной общественностью, с Церковью - необходим и неизбежен, ибо в основе такого союза лежит общность наших фундаментальных, стратегических целей, а не временная политическая конъюнктура. Мы глубоко убеждены, что именно традиционная православная духовность - наряду с пробуждением русского национального самосознания и восстановлением социальной справедливости - смогут стать теми " тремя китами " нового политического курса, которые удержат Россию на плаву в нынешней смуте и позволят преодолеть наше пагубное разобщение, собрать под знамена истинных патриотов подавляющее большинство сознательных и политически активных россиян. Мы не призываем церковных иерархов вмешиваться в политику. Но мы готовы сделать все необходимое для того, чтобы Русская Церковь с ее огромным нравственным авторитетом активнее участвовала в нашей общественной жизни. Чтобы ее голос звучал громко и ясно - разоблачая неправду и ложь, бичуя алчность и похоть, обличая безнравственность и предательство, вдохновляя русского человека на борьбу со злом, с насилием порока, с всевластием ненависти и растлением народной души. Когда Вы, Ваше Святейшество, с трибуны московского епархиального собрания обличаете нынешнюю " неустойчивую смутную действительность, безумный мир, где отсутствует нравственность, где господствуют волчьи законы, где брат грабит брата, где ложь и обман стали нормой поведения " , знайте - Ваше справедливое негодование разделяют миллионы и миллионы россиян... Когда Вы возмущаетесь тем, что в современной России " население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подлога, обмана, поклонения внешней грубой силе, внедряются как начала " нормальной " жизни жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркомания, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой " - Вы можете быть уверенным в искренней и горячей поддержке всех честных граждан нашей страны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/1999/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010