Оно возродилось вновь с удвоенною силой в последние годы правления карловицкой митрополией патриарха Георгия Бранковича († 17-го июля 1907 года), когда в народно-церковном управлении возобладала радикальная партия, радикальная не только по названию, но и по отношению к церковным установлениям. Почти на всех собраниях духовенства по протопресвитерствам для избрания депутатов в народно-церковный конгресс осенью 1906 года был поднят вопрос и о второбрачии, и везде было решено добиваться отмены запрещенья второго брака. Но, имея в виду отрицательное решение этого вопроса архиерейским синодом в 1895 году, духовенство решило обратиться с просьбой об отмене к народно-церковному конгрессу и действительно сделало это. Под поданным конгрессу заявлением подписалось громадное большинство священников – 542 из 634, а так как вдовых священников в митрополии насчитывалось лишь 154, то большинство подписавших состояло из лиц, имеющих жен в живых, и потому лично незаинтересованных в деле, по крайней мере, в данное время. Конгресс, в значительной части состоявший из тех же священников, на десятом своем заседании 20 декабря 1906 года призвал эту просьбу подлежащей удовлетворению, но, считая себя не компетентным сделать это, передал заявление архиерейскому синоду, Вместе с тем началась сильная агитация в пользу разрешения второобрачия, особенно в журнале «Застава». Однако уже тогда поднялись голоса и против второбрачия. В органе карловицкой митрополии «Српски Сион» (1900 г. 24, стр. 650) была помещена резкая статья какого-то «калугера Калимаха». Автор удивляется дерзости священников, решивших обратиться и к конгрессу и собору с просьбой отменить ясное постановление вселекского собора и предлагает разместить склонных к протестантству просителей по монастырям, где бы они могли лучше изучить прописи учения православной Церкви и в посте и молитве «угасити разжженные стрелы лукавого и плоти их восстание утолити». Запрещение второобрачия есть закон, вдохновленный Духом Святым, и отменять его не может не только автокефальная церковь , но и вселенский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

1. Разделение семинарии на школы В Переславской семинарии не было полного состава школ, из которых ныне состоит семинария; под семинарией разумелись тогда не одни школы семинарские, но и училищные. Самый низший класс был русская школа, в которой обучались читать по-русски и славянски и писать по-русски, за нею следовали фара, начальный латинский класс, потом класс грамматики, в который соединены были школы синтаксис и инфима, далее следовала пиитика, наконец самый высший класс был риторика, в которой преподавались философия и самонужнейшие трактаты богословия. 2 Итак, Переславская семинария состояла из пяти школ: 1) риторики, 2) пиитики, 3) грамматики, 4) фары и 5) русской. По ведомости 1758 года всех учеников в семинарии состояло 92 человека, именно: в риторике 13, в пиитике 15, в грамматике 15, в фаре 30, в русской 19. 2. Начальствующие лица в семинарии Ректор семинарии Ректором семинарии был архимандрит Данилова монастыря; только случайно, например, в случае перемещения его на другое место, до назначения нового архимандрита в Данилов монастырь, занимал место его архимандрит другого монастыря, который, впрочем, не имел полного значения ректора 3 . Ректор семинарии зависел от Переславской Консистории и преосвященного. Консистория, с утверждения преосвященного, назначала ректора. Так, в 1758 году, января 17 дня, указом Консистории 4 , с утверждения Амвросия, епископа Переславского и Дмитровского, для твердейшего и прочнейшего Переславской семинарии содержания определён в ректоры Дмитровского Борисоглебского монастыря архимандрит Иоакинф, учёный, а предместник его, ректор архимандрит Каллистрат, переведён в Переславский Никитский монастырь. Ректор семинарии наблюдал как за учащими, так и за учащимися. Указом Консистории 5 ему вменено в обязанность присылать в Консисторию, для представления преосвященному, еженедельные рапорты о состоянии семинарии, с присовокуплением сочинённых учениками экзерциций, оккупаций и проповедей. Это требовалось непременно. Как-то раз отец ректор Иоакинф не доставил такого рапорта, тогда из Консистории тотчас последовал запрос, почему он не прислал его и не представил ученических задач 6 . По окончании каждой трети он представлял в Консисторию полную ведомость о всех учениках с означением, кто какого уезда и села, чей сын, скольких кто лет, чему кто обучен и чему обучается ныне, кто из учеников понятен и непонятен 7 . Об учениках явившихся и не явившихся в срок после отпусков он представлял ведомость в Консисторию, которая побуждала отцов доставлять своих детей в семинарию в срок. Ниоткуда не видно, чтоб ректор Семинарии преподавал в семинарии какой-нибудь предмет. Вот в постепенном порядке имена ректоров Переславской семинарии:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Кирилл (Зинковский) , епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии  —  1 сентября 2023 Дорогие читатели портала! Поздравляю вас с Днем знаний. Для учащих и учащихся это начало очередного учебного года, а для всех остальных — напоминание о ценности образования, напоминание, что никогда не стоит останавливаться в личностном развитии. Кирилл (Зинковский) , епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии  —  18 июля 2023 Дорогие читатели портала! 10 июля мы отмечали 25-летие обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского. В этом году в Оптиной пустыни был установлен памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому на тропинке из монастыря в скит. Кирилл (Зинковский) , епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии  —  16 июня 2023 Дорогие читатели, сердечно поздравляю вас с началом апостольского поста! Кирилл (Зинковский) , епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии  —  14 июня 2023 В день прославления праведного Иоанна Кронштадтского вспоминаем статью иеромонаха Кирилла (Зинковского) (ныне епископа Звенигородского, ректора Московской духовной академии), в которой предлагается анализ учения святого о Евхаристии. Исследование основывается на дневниковых записях святого, включая те, которые стали доступны недавно. Особое внимание в статье уделяется аспекту евхаристического учения святого Иоанна, касающемуся природы литургических хлеба и вина. Кирилл (Зинковский) , епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии  —  16 апреля 2023 Христос Воскресе! Сердечно поздравляю всех читающих эти строки с Пресветлой Господней Пасхой! Кирилл (Зинковский) , епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии  —  27 февраля 2023 Дорогие читатели портала! Сердечно поздравляю вас с началом великой Четыредесятницы! С первых веков жизни христианской церкви этот пост служил напоминанием о посте Самого Господа Иисуса Христа в пустыне, а также о Голгофских искупительных страданиях Спасителя.

http://bogoslov.ru/person/246157

Примечание. Если на должность ректора будет избран из монашествующих лиц не имеющий сана архимандрита, а из белого духовенства священник, то, при утверждении на должность, первый возводится в сан архимандрита, а последний – в сан протоиерея. § 25. Ректору, как ближайшему начальнику семинарии, подчиняются все должностные лица оной. § 26. Кроме службы при семинарии, ректор не может занимать никакой другой должности. Примечание. Если семинария помещается в монастыре, в сем только случае ректор может быть вместе и настоятелем того монастыря. § 27. Главное внимание ректора должно быть обращаемо на учебную часть. § 28. Преподавая сам один из богословских предметов, не обширный впрочем по числу уроков, ректор, независимо от сего, обязывается: посещать сколь можно чаще классы, вникать в направление и способы преподавания, следить за успешным прохождением предметов и личным влиянием направлять деятельность наставников к достижению одной общей цели. § 29. Ректор, постоянно обращая заботливое внимание и на прочие части семинарского устройства, лично наблюдает: точно ли исполняются правила касательно молитв в семинарии, стола воспитанников, содержания и лечения больных, и вообще как идет дело воспитания нравственного и физического, сохраняется ли внешний порядок, и нет ли упущений по хозяйственной части. § 30. Ректор, как и председатель Правления семинарии, определяет время его заседаний, предлагает на обсуждение свои предположения, соблюдает очередь при рассмотрении вопросов, вносимых другими членами, следить за правильностью и порядком заседаний, отбирает голоса, на основании высказанных мнений предлагает проекты решений и, по подписании журнала, делает распоряжения согласно §§111 и112 сего устава. § 31. Ректор требует от всех должностных лиц точного исполнения их обязанностей: в нужных случаях делает внушения и замечания, а при недействительности сих мер доносит епархиальному Архиерею. § 32. Все жалобы по семинарии, как словесные, так и письменные, ректор, смотря по их важности, или разрешает собственною властью, или вносит на рассмотрение Правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

41 Варлаам Успенский, 1827 пострижен, 1828 Магистр 6-го курса Моск. Академии Инспектор Вифанский, 1833 Ректор Тульской Семинарии, 1834 Воронежской, 1837 Курской, 1843 Викарий Киевский, 1845 Епископ Архангельский, 1854 Пензенский, 1860 Архиепископ, 1862 Тобольский, 1872 ув. на покой; ск. 1876, Марта 31. 45 Иоаникий Образцов. 1817 Кандидат 2-то курса Петерб. Ак., 1819 пострижен, 1825 Ректор Пензенской Семинарии потом Тобольской, 1632 Епископ Вятский 1835 Оренбургский, 1849 Кавказский 1857 увол. на покой. 46 Платон Городецкий , Магистр 7-го курса Петеб. Академии, 1830 пострижен, 1831 из бакалавров Инспектор Академии 1837 Ректор Костромской Семинарии, 1843 Викарий Литовский 1848 Псковский 1850 Епископ Рижский (учреждена Марта 11, 1850 г.). с 21 Апр. Архиепископ, 1867 Донской, 1877 Херсонский. 47 Григорий Миткевич, 1831 Магистр 5-го курса и Бакалавр Киевской Ак., принял пострижение; 1833 Инспектор» Казанской Сем., 1836 Киевской Академии, 1838 Ректор Ярославской Сем., 1844 Казанской Академии. 1851 Епископ Калужский, 1869 Архиепископ. 49 Филарет Амфитеатров , будучи Учителем Орловской Сем., пострижен 1798; в той же Семинарии был с 1802 Ректором, 1804 в» Оренбургской, 1810 в» Тобольской. 1814 Инспектор» Петерб. Академии. в Августе Доктор Богословия и Московской Ак. Инспектор», 1816 Ректор». 1819 Епископ Калужский, 1825 Рязанский. 1826 Архиепископ, 1828 Казанский, 1836 Ярославский 1837 Митрополит Киевский; ск. 1857, Дек. 21. 51 Нафанаил Савченко, 1825 Магистр 2-го курса и бакалавр Киевской Академии, 1827. согласно прошению, Профессор Курской Семинарии. 1833 пострижен, 1834 Ректор Подольской Сем.. 1839 Костромской. 1845 Викарий Петербургский. 1850 Новгородский, с Дек. 19 Епископ Полтавский 1860 Архангельский, 1871 Черниговский, 1874 Архиепископ, ск. 1875. Map. 4. 52 Нафанаил Павловский, 1817 Магистр 2-го курса и Бакалавр Петерб. Ак., 1819 Инспектор Академии, 1821 Ректор, Ярославской Сем.. 1830 Епископ Полтавский, 1834 Псковский, потом Архиепископ; ск. в августе 1849. «Поучение, говоренное в Духов день Иереем Василием». Фон-Визин», Денис Ив., ум, 1792.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

18 . Архиепископ Казанский и Свияжский Афа­насий (в миру Андрей Григорьевич Соколов; 1801–1868) – выпускник Санкт-Петербург­ской духовной академии (1825), ректор Чер­ниговской (1830–1832), Тверской (1832–1838) и Санкт-Петербургской (1828–1842) духовных семинарий. Епископ Томский и Енисейский (1841–1853), архиепископ Иркутский и Нерчинский (1853–1856), Казанский и Свияжский (1856–1866). 19 . Архиепископ Казанский и Свияжский Ан­тоний (в миру Яков Гаврилович Амфитеатров; 1815–1879), почетный член Императорской академии наук. Выпускник Киевской духовной академии, ректор Киево-Софийского духов­ного училища (1840–1845), ректор Киевской духовной семинарии (1845–1851), ректор Киевской духовной академии (1851–1858), епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (1858), епископ Смоленский (1859– 1866), архиепископ Казанский и Свияжский (1866–1879). 20 . Митрополит Палладий (в миру Павел Иванович Раев, 1827–1898) – выпускник Ки­евской духовной академии (1852), инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии (1862–1864), ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии (1864–1866), епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1866–1869), епископ Вологодский и Устюжский (1869–1873), епископ Там­бовский и Шацкий (1873–1876), архиепископ Рязанский и Зарайский (1876–1882), архиепи­скоп Казанский и Свияжский (1882–1887), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1887–1892), митрополит Санк­т-Петербургский и Ладожский (1892–1898), первоприсутствущий член Святейшего Синода. 21 Архиепископ Казанский и Свияжский Павел (в миру Петр Васильевич Лебедев; 1827– 1892) – выпускник Санкт-Петербург­ской духовной академии (1853), инспектор Санкт-Петербургской духовной академии (1859–1861), ректор Смоленской духовной семинарии (1861–1866), ректор Санкт-Петер­бургской духовной семинарии (1866–1868), епископ Выборгский, викарий Санкт-Пе­тербургской епархии (1868–1869), епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1869–1871), архиепископ Кишинев­ский и Хотинский (1871–1882), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (1882–1887), архиепископ Казанский и Свияж­ский (1887–1892).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИРКУТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Иркутской епархии, выходившее с 1 янв. 1863 по 1919 г. В 1863-1894 гг. издавались еженедельно, с 1895 г.- 2 раза в месяц. Первоначальный тираж составлял 1,2 тыс. экз., в 1864 г. издатели выпустили 600 экз., в дальнейшем тираж назначался в зависимости от спроса. Подписчиков в 1864 г. было 526, в т. ч. из Москвы, Орла, Рязани, Смоленска, Архангельска и др. городов. Первым редактором «И. е. в.» стал протоиерей кафедрального Богоявленского собора в Иркутске Прокопий Громов (до 1870), затем журнал редактировали ректор Иркутской ДС архим. Модест (Стрельбицкий ; впосл. архиепископ Волынский) (1871-1877), начальник Иркутской духовной миссии архим. Мелетий (Якимов ; впосл. епископ Рязанский) и преподаватель семинарии иером. Гурий (Буртасовский ; впосл. епископ Симбирский) (1877), ректор ДС архим. Григорий (Полетаев ; впосл. епископ Омский) (1878-1887), кафедральный прот. Афанасий Виноградов (1888-1894). Далее редакция вновь перешла в семинарию, редакторами были ректор архим. Евсевий (Никольский ; впосл. митрополит Крутицкий) (1895-1896), преподаватель свящ. Иннокентий Подгорбунский (1897-1904), ректор архим. Никон (Бессонов ; впосл. епископ Енисейский) (1905). С перерывами издание редактировали преподаватель ДС прот. Иоанн Дроздов (1905-1916), ректор архим. сщмч. Евгений (Зернов ; впосл. митрополит Горьковский) (1906-1913), ректор архим. Зосима (Сидоровский; впоследствии архиепископ Енисейский) (1913-1914), ректор архим. Софроний (Арефьев ; впоследствии архиепископ Краснодарский) (1914-1917), свящ. П. А. Попов (1916-1917), М. В. Одинцов и Д. Н. Дурницын (1917-1918). В «И. е. в.» публиковался прот. Александр Сулоцкий . Разрешение на выпуск «И. е. в.» было дано указом Святейшего Синода от 23 окт. 1862 г. по ходатайству Иркутского архиеп. Парфения (Попова) . Структура журнала была утверждена Синодом. В офиц. части публиковались указы, распоряжения Синода, сведения о награждениях, о перемещениях по службе священнослужителей, о поездках и служении правящих архиереев, о происшествиях, подробнейшие отчеты о деятельности духовно-учебных заведений, попечительства о бедных и др. В первых номерах журнала публиковались данные обо всех органах епархиального управления: списки членов Иркутской духовной консистории и попечительства о бедных, благочинных, настоятелей мон-рей, миссионеров, депутатов епархиальных съездов, полного состава духовно-учебного ведомства, сведения о церковных старостах и об их деятельности. За 1863-1888 гг. в офиц. части был опубликован 1231 материал, в т. ч. 920 высочайших манифестов, указов и определений Синода, 311 распоряжений иркутского епархиального начальства.

http://pravenc.ru/text/674059.html

Два раза нам не удавалось видеть его. Митрополит обыкновенно останавливался в Кремле, у Викария, который жил в Архиерейских палатах у Софийского собора. Антониев же монастырь (где Семинария за городом) будет более двух верст до Кремля, и больше версты самая дурная загородная дорога. В первый раз, осенью 1832 года, мы вовсе пропустили его. Во второй раз, весною 1833 года, хотя спешили опрометью, и имели расставленных сторожей, но увидели Митрополита уже на Волховском мосту, т.е., выехавшим от Викария. Мы поклонились. Владыка улыбнулся. Он перехитрил нас! 35 Он обедал за станцию до Новагорода; к Викарию заехал только на то время, пока подадут лошадей, т. е., минут на 10. из сего я осмеливаюсь заключить, что Митрополит нарочно избегал встречи и свидания с Ректором, которое предполагалось, и я не нахожу другой причины, кроме нашей истории с Ректором. В третий раз, при проезде Митрополита из Москвы в С.-Петербург, Ректор решился непременно видеть Митрополита. Для этого мы целых два дня провели в Консистории, которая под домом Архиерейским. Митрополит, в Сентябре, приехал к Викарию, в 8 часов вечера. Ректор бросился бегом (взявши теплую рясу на плечо), я за ним. Вошли в дом Архиерея. нас спросили. О нас доложили. Приказано войти. Лишь отворилась дверь в гостиную, Филарет стоит прямо рясе, только в рясе, с непокрытой головой, с распущенными волосами. Ректор торопливо пал в ноги (на одно колено по-польски) Митрополиту. Митрополит. «Что ты? Зачем?» Ректор. – Поздравить Ваше Высокопреосвященство с благополучным прибытием. Митрополит. «Что? Говори яснее, не слышу.» Ректор повторил тоже, но уже так крепко, что вышло весьма безобразно (он при том дрожал). Митрополит. «Ну, скажи мне, о. Ректор, где ты учился? где служил?» (Это уже сказано мягко). Ректор сказал кратко: Учился в Киевской Академии; был там же Бакалавром. Потом был Ректором в Белгороде, а оттуда переведен в Новгород. Митрополит. «Ты писал возражение на ревизию Архимандрита Евлампия, посланного из Московской Академии в Белгородскую (в Курской Епархии) Семинара, для обозрения ее по Высочайшему повелению?» 36

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

15. Имеет наблюдать, знание латинского языка, в приготовляемых к переводу из уездного училища в семинарию, доведено ли до того, чтобы они знали синтаксис сего языка совершенно и могли как переводить с оного и на оный, так и разуметь говорящего на оном и ответствовать». – Закрытие училищ происходило иногда на основание бывших в них ревизий. – В 1815 г. ректор Иннокентий обозревал петропавловское училище и остался доволен, особенно ректором Стахием Колосовым и инсп. Ив. Долоцким. В 1817 г. Александро-невское училище хотя оставлено без обозрения, но на экзамене присутствовал ректор семинарии архим. Иннокентий. В 1817 г. инспектор семинарии Поликарп обозревал петропавловское уездное училище и сделал одобрительный отзыв; а новоладожское, по назначении семин. правления, обозревал бывший инспектор Ал. невского училища, свящ. Мих. Логановский. В 1819 г. ямбургское училище ревизовал профессор семинарии, священник морского Богоявленского собора Иван Смирнов: ректор и большинство учителей после его ревизии получили денежные награды. Новоладожские училища тогда же ревизовал священник Мариинского института Мих. Благовещенский, «по известной правлению способности его к исполнении такового препоручения», так как он был прежде инспектором и учителем Ал. -невского училища. Александроневское и петропавловское училища обозревал ректор сем. архим. Поликарп. В 1821 г. по мнению правления семинарии, на испытаниях в ал. невском училище будет присутствовать ректор академии Григорий», так же как и в 1823 г. Петропавловское в 1821 г. и Спасо-сенновское должен был обозревать иером. Андрей, новоладожское уездное и староладожское приходское – свящ. Ив. Смирнов, ямбургские – оставлены без обозрения; но в 1823 г. обозревал их инспектор семинарии Феодосий, а ректор Поликарп – петропавловское. Ректор семинарии Антоний ревизовал александроневское и петропавловское училища в 1827 году и дал одобрительный отзыв; инспектор Савва, тогда же ревизовавший ямбургское училище, указал значительные там опущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ректор Российского православного института намерен совершать регулярные молебны у храма св. ап. Иоанна Богослова 8 октября, 2010. Редакция " Правмира " Ректор РПИ игумен Петр (Еремеев) намерен, начиная с 9 октября 2010 года, совершать регулярные молебны у Иоанно-Богословского храма, который патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно своим указом передал общине вуза. Молебны Иоанну Богослову будут служиться во дворе храма на Новой площади все воскресные и праздничные дни до того момента, пока один из приделов храма не будет освобожден Музеем Москвы для совершения общиной вуза регулярных богослужений. Ректор РПИ игумен Петр (Еремеев) намерен, начиная с 9 октября 2010 года, совершать регулярные молебны у Иоанно-Богословского храма, который патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно своим указом передал общине вуза. Молебны Иоанну Богослову будут служиться во дворе храма на Новой площади все воскресные и праздничные дни до того момента, пока один из приделов храма не будет освобожден Музеем Москвы для совершения общиной вуза регулярных богослужений. «Как настоятель храма и ректор института я искренне рассчитываю на Вашу помощь в предоставлении для богослужений соответствующего помещения, что позволит придать этим массовым богослужебным собраниям православной интеллигенции и учащейся молодежи Москвы организованный характер», — говорится в письме, которое игумен Петр направил главе департамента культуры Москвы Сергею Худякову и директору Музея Москвы Галине Ведерниковой. Ректор РПИ выражает уверенность, что положительное решение данного вопроса «позволит начать плодотворный и обоюдополезный диалог Музея и Патриаршего подворья о дальнейшем использовании церковных помещений». Кроме того, игумен Петр предложил создать совместную рабочую группу для координации вывода из церковных строений экспозиции, фондов и дирекции Музея Москвы в другие здания, с целью «улучшения деятельности данного учреждения культуры». «Члены профессорско-преподавательской корпорации и студенты нашего института разделяют общую любовь москвичей к главному музею столицы и глубоко озабочены существующими тяжелыми и стесненными условиями выставочной деятельности и фондохранения музея в неприспособленных храмовых помещениях», — отмечает ректор Российского православного института.

http://pravmir.ru/rektor-rossijskogo-pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010