просвещение левобережной стороны с Казанью). В Свияжском мон-ре приняли Крещение тысячи местных жителей - чувашей и татар. В 1557 г., когда производилась раздача земель, покинутых жителями во время Казанской войны (1552-1557), Г. добился выделения мон-рю больших массивов земель в Свияжском и Казанском уездах, эти земли уже при Г. стали осваиваться. Свияжский мон-рь стал крупнейшим в крае, к времени секуляризации церковных имуществ (1764) на землях, полученных обителью при Г., находилось ок. 60 сел и деревень, жило более 8 тыс. ревизских душ. При Г. в обители были воздвигнуты каменные храмы: во имя свт. Николая Чудотворца с колокольней и трапезной (освящен 6 янв. 1556), собор в честь Успения Пресв. Богородицы (освящен 12 сент. 1558), к-рый во время настоятельства Г. был расписан фресками. Согласно писцовой книге 1568 г., б-ка Свияжской обители насчитывала до 152 книг, из к-рых 8 были пергаменными. При Г. в Казани было основано подворье Свияжского мон-ря, превратившееся к кон. XVI в. в самостоятельный казанский во имя св . Иоанна Предтечи муж. мон-рь . Свт. Гурий поручил свияжскому архимандриту все сельские церковные причты Свияжского у., а мон-рь освободил от своего суда. Обстоятельства кончины святителя источники излагают по-разному. Согласно Курбскому, после оставления кафедры митр. Афанасием (19 мая 1566) и до возведения на нее сщмч. Филиппа (25 июля 1566) Г. «умолен был от князя великого... да будет архиепископом Руские митрополии: он же, аще и много возбраняшесь от тое вещи, так от него (царя.- Авт.), яко и соборне, принужден к сему». Ок. 2 дней Г. провел «на митрополичье дворе», где имел беседу с царем Иоанном IV Васильевичем , во время к-рой святитель убеждал царя обратиться к праведной жизни. Через 2 дня Г. был найден «во дворе своем мертв... овыи глаголют удушенна его тайне, за повелением его (царя.- Авт.), овы же ядом смертоносным уморенна» ( Курбский. Стб. 317-318). Согласно рассказу Курбского, Г. был убит между 19 мая и 25 июля 1566 г., чему противоречат документы, свидетельствующие, что архиерей был жив в нач.

http://pravenc.ru/text/164699.html

С 1998 по 2003 г. председатель Фонда по премиям памяти митр. Макария (Булгакова). В 2000-2003 гг. председатель Историко-правовой комиссии РПЦ. Возглавлял редакционный совет ежеквартального журнала Макариевского фонда «Исторический вестник». С 17 марта 2001 по 7 февр. 2004 г. член Совета по взаимодействию с религ. объединениями при Президенте Российской Федерации. Решением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г. возглавил новообразованный Митрополичий округ в Казахстане с титулом «митрополит Астанайский и Алма-Атинский». С 2003 по 2010 г. был ректором Алма-Атинского ДУ. При М. в Казахстане были построены кафедральный Успенский собор в г. Астана, новая резиденция главы Митрополичьего округа в г. Алма-Ате, возрожден Иверско-Серафимовский жен. мон-рь в Алма-Ате с воссозданным Софийским собором, построено новое здание Епархиального управления. Всего за эти годы в Митрополичьем округе появилось 15 новых храмов. Под руководством М. ведется сбор данных об истории Правосл. Церкви в Казахстане, установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. С 27 июля 2009 г. член Межсоборного присутствия РПЦ. 5 марта 2010 г. назначен управляющим Пермской и Соликамской епархией. С 24 дек. того же года ректор Пермской ДС, с 28 дек. 2011 г. настоятель пермского Стефанова во имя Святой Троицы мужского монастыря и Белогорского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . 19 марта 2014 г. назначен главой вновь образованной Пермской митрополии с титулом «митрополит Пермский и Кунгурский». С марта 2014 г. по окт. 2016 г. был временным управляющим Соликамской епархией. Решением Синода от 13 апреля 2021 г. поручено временное управление Кудымкарской епархией. М. награжден орденами свт. Алексия Московского 2-й степени (2009), прп. Серафима Саровского 1-й степени (2010), свт. Иннокентия Московского 2-й степени (2014), св. равноап. кн. Владимира 1-й степени, св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени, св. кн. Александра Невского (2016); имеет гос. награды: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1999), орден Дружбы (2002).

http://pravenc.ru/text/2563120.html

Указом Синода от 28 сент. 1872 г. община была переименована в общежительный мон-рь с количеством насельниц, позволяющим обители содержать их самостоятельно. 24 февр. 1874 г. еп. Оренбургский и Уральский Митрофан (Вицинский; 1887) возвел мон. Таисию в сан игумении с вручением ей жезла. К 1875 г. в О. У. м. проживали 104 насельницы, в т. ч. игумения, 15 мантийных и 15 рясофорных монахинь. В повседневной жизни сестры ориентировались на общежительный устав митр. Московского и Коломенского свт. Филарета (Дроздова) . В 1868-1875 гг. по проекту архит. К. А. Тона и под рук. архит. Г. Монтерот дю Шона был возведен 2-этажный 8-главый Успенский собор в т. н. русско-визант. стиле. Высота храма до креста составляла 18 саж. На нижнем этаже была освящена ц. в честь Воздвижения Креста Господня с правым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери (19 окт. 1875) и левым - во имя св. Илии Пророка (26 марта 1876). 20 сент. 1881 г. еп. Оренбургским Митрофаном была освящена верхняя холодная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца (20 сент. 1881) и левым - во имя вмч. Пантелеимона (30 сент. 1881). В 1913-1914 гг. в росписи храма помимо насельниц принимал участие известный жанровый живописец Л. В. Попов (1873-1914). Верхнюю церковь украшал иконостас, полностью написанный иноками Св. Горы Афон в 1879-1881 гг. и построенный на средства благотворительницы, купеческой вдовы А. Ф. Введенской, решившей по смерти мужа и сына поступить в эту обитель. В соборе находилась икона Успения Пресв. Богородицы - дар Киево-Печерской лавры. Как особая святыня почиталась Иверская икона Божией Матери, написанная в Русском во имя великомученика Пантелеимона мужском монастыре на Афоне и 23 мая 1874 г. переданная в дар сестрам крестьянской девицей А. Суркиной. Перед этим образом в память сохранения обители от губительного пожара 16 апр. 1879 г., истребившего почти весь Оренбург, сестры читали акафист. Рядом с иконой помещался позолоченный футляр с частицами Креста Господня, мощей вмц. Варвары, преподобномучеников Афонских Евфимия Нового из Димицаны ( 1814), Игнатия ( 1814) и Акакия Нового из Нивори ( 1816), подаренный монахиням в 1874 г. схиархим. афонского Пантелеимонова мон-ря Макарием (Сушкиным) и присланный стараниями уроженца Оренбургского у. афонского мон. (с 1888 архимандрит) Паисия (Балабанова; 1834-1906). В мон-ре также почиталась икона Божией Матери «Утоли моя печали», написанная в Оренбурге живописцем Михаилом (впосл. принял на Афоне постриг в схиму с именем Макарий) и в 1864 г. пожертвованная сестрам купчихой А. А. Килимовой, а также Козельщанский образ Божией Матери, присланный 8 окт. 1870 г. гр. М. В. Капнист по благословению прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева).

http://pravenc.ru/text/2581507.html

В 1766 году в селении Полуденка (между 1-й и 7-й линиями) строится деревянная часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1767 году в часовне устанавливается иконостас, часовня преобразуется в церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1779 году вместо первой церкви солдатами и жителями возводится более вместительный деревянный храм. В 1780-81 гг. в связи с переселением в Полуденку крымских армян церковь разбирают и переносят в район ростовского Старого базара, ныне Центрального рынка. Церковь называют купеческой. В 1791 году от удара молнии 27 декабря церковь сгорела. В 1795 году сооружен новый каменный храм. В 1822 году купеческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы получает статус собора. В 1854-60 гг. по проекту архитектора Константина Тона возводится трехпрестольный каменный храм, который становится кафедральным собором. Фундаторами собора были купцы Федор Нефедович Михайлов и Семен Николаевич Кошкин. В 1875-78 гг. по проекту архитектора А.А. Кампиони при участии Д.В. Лебедева на средства П.Р. Максимова возводится четырехярусная колокольня высотой 75 метров. В 1882 году в нижнем ярусе колокольни устроен храм во имя святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. В 1935 году собор закрывается и затем превращается в товарный склад. На подворье храма устраивается зверинец. В 1941 году взорваны 3-й и 4-й ярусы колокольни. В 1942 году в соборе возобновлены богослужения. В 1950 году второй ярус колокольни разбирается, а первый превращается в часовню. В 1999 году ко дню юбилейной, 250-й, годовщины основания города Ростова-на-Дону закончилось восстановление в первоначальном виде колокольни собора. Проект освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Собор ведёт свою историю с 1766 г., когда в крепости свт. Димитрия Ростовского на месте ветхой часовни соорудили деревянную церковь Рождества Богородицы. В 1778 г. ее заменили новой. В 1791 г. от удара молнии церковь сгорела. В 1795 г. на площади Старого базара Ростова была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, купол был деревянный. На хорах размещался Преображенский придел. В 1822 г. Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг Собора. 20 апр. 1822 г. состоялось его освящение. Причт собора состоял из одного протоиерея, двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей.

http://sobory.ru/article/?object=06365

В кон. 20-х гг. XVII в. Д. принял участие в переговорах на сейме между послами разных исповеданий о способах урегулирования конфликта между православными и униатами. Итогом этих переговоров стал подготовленный при участии Д. во время работы сейма 1629 г. проект решения о созыве во Львове Собора, чтобы «успокоить разделенных людей греческой религии». Этому Собору должны были предшествовать отдельные Соборы православных и униатов, предполагалось, что принятые во Львове решения будут затем представлены сейму и им утверждены. Однако сейм не принял такое постановление (конституцию). После окончания сейма неск. правосл. послов (в т. ч. Д.) договорились с униатом архимандритом Жидичинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря о том, что он будет ходатайствовать перед королем о созыве Соборов универсалами, составленными на основе проекта сеймовой конституции. Универсалы были написаны, но целью созыва Соборов в них объявлялся вопрос о присоединении православных к католич. Церкви, принятые на них решения должны были быть представлены не сейму, а королю. Д. подвергся резкой критике за участие в подготовке этих универсалов. На Соборе православных, созванном в июле 1629 г. в Киеве, где Д. избрали маршалком «светского кола» (т. е. главой представителей от мирян), он вынужден был давать объяснения, и 12 июля в киевские гродские книги была внесена составленная при участии Д. протестация, в к-рой объяснялось подлинное положение дел. В дальнейшем, как маршалок, он огласил вместе с Лаврентием Зизанием (см. Зизании , Стефан и Лаврентий) заявление, что в связи с отсутствием правосл. шляхты, к-рая не прибыла на Собор и протестовала против его созыва, Собор вынужден прекратить работу. Д. был в числе немногих православных, к-рые, выполняя королевский универсал, прибыли на общий Собор православных и униатов во Львов в окт. 1629 г., но при этом отказались вести к.-л. споры по вопросам веры без участия К-польского патриарха. Д. сыграл значительную роль в борьбе за легализацию правосл. Церкви во время бескоролевья в Речи Посполитой в 1632 г.

http://pravenc.ru/text/180415.html

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. Крестовая палата В 1498 году здесь был построен деревянный домовый (при покоях епископа) храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1516 году его перестроили из камня и добавили к нему придел свт. Николая Чудотворца. Его подвалы служили местом погребения крутицких епископов и митрополитов (с 1589 г.). В Смутное время эта церковь имела значение кафедрального собора, поскольку Успенский собор Кремля был занят тогда польскими интервентами. Именно в Крутицком Успенском храме ополченцы Минина и Пожарского клялись изгнать захватчиков из стольного града. В 1665 году заложили новый собор, который освятили в честь Успения Божией Матери в 1689 году, в связи с чем старую Успенскую церковь переосвятили в честь Воскресения Словущего (древний христианский праздник в честь освящения (обновления) 13 (26) сентября 335 года храма Воскресения Христова в Иерусалиме). Именно тогда были перестроены в стиле барокко митрополичьи палаты, а храм Воскресения Словущего в Крутицах снова обрел значение домовой церкви. Он имел всего одну небольшую главу, крещатые своды и подклет с алтарными выступами. В XVII – первой половине XVIII в. Воскресенский храм обновился, а в 1788 году был закрыт в связи с ликвидацией Крутицкой митрополии. «Новый» Успенский собор стал приходским храмом, в домовой же церкви надобности не было. До Октябрьской революции здесь находились военные склады. В 1930-е годы Воскресенскую церковь приспособили под жилой дом, древняя усыпальница была осквернена, часть древних надгробий разбита. В 1947 году комплекс Крутицкого подворья, в том числе и Воскресенский храм, снова решили реставрировать, но здание все равно оставалось в распоряжении светских учреждений, арендовавших его помещения. В 1960-е – 1980-е годы проводилась реставрация храма Воскресения Словущего в Крутицах под управлением известного архитектора П.Д. Барановского. После передачи подворья Русской Православной Церкви в храме Воскресения словущего некоторое время – до того как были восстановлены Успенский и Петропавловский храмы – совершались богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=05431

На каждом заседании Священного Синода в ее состав включаются новооткрытые приходы, созданные трудами и молитвами наших соотечественников, проживающих вне пределов исторической родины» ( Свят. Патр. Кирилл (Гундяев). С. 45.). Традиционно большая часть приходов К. е. находится на территории Франции. Здесь располагается епархиальный кафедральный собор - храм во имя Трех святителей в Париже, исторический центр К. е. Службы в соборе проводятся ежедневно, в воскресные и праздничные дни собор едва вмещает всех верующих. В 2011 г. РПЦ был возвращен старейший правосл. собор во Франции - храм во имя свт. Николая Чудотворца в Ницце, основанный в 1903 г. и с 1931 г. пребывавший в юрисдикции Западноевропейского Экзархата русских приходов К-польского Патриархата . 25 дек. 2013 г. был принят проект строительства нового кафедрального собора, а также русского культурного и духовного центра в Париже на набережной Бранли. Официальное открытие центра состоялось 19 окт. 2016 г. А 4 декабря того же года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) возглавил освящение храма Святой Троицы в Париже. С появлением с кон. 90-х гг. ХХ в. новых общин РПЦ в Италии, Швейцарии, Испании и Португалии они стали включаться в К. е. Особенно активно развивалась правосл. церковная жизни на территории Италии, в связи с чем решением Синода РПЦ от 27 дек. 2007 г. итальянские приходы Московского Патриархата были выделены из состава К. е., однако временно оставались под архипастырским окормлением Корсунского архиерея до 16 июля 2013 г. В Испании, где в наст. время насчитывается 11 действующих храмов и 14 общин, центрами правосл. жизни являются приход Благовещения Пресв. Богородицы в Барселоне, храм во имя св. равноап. Марии Магдалины в Мадриде, при котором также существует культурный центр «Русский дом», и ц. арх. Михаила в Альтеа. В Португалии действуют 6 храмов и 7 общин. Среди португ. приходов центральную роль играют Всехсвятская ц. в Лиссабоне и приход св. Ксении Петербургской в Фару. В Швейцарии К. е. принадлежит храм Воскресения Христова в Цюрихе и приход во имя св.

http://pravenc.ru/text/2458747.html

Первая деревянная ц. в честь Рождества Христова была построена в мон-ре в 1626 г. Каменный 2-этажный собор (1755-1758; не сохр.) с выделенным объемом сев. придела строился артелью Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря под рук. Иакинфа Денисова Стахиева. Большие вклады в строительство внесли купцы М. И. Веретнов, И. Ф. Скорняков, П. Б. Щукин. В 1778 г. был освящен престол во 2-м этаже собора. В 20-х гг. XIX в. был пристроен южный 2-этажный придел. К нач. XX в. собор, освященный в честь Рождества Христова, имел 5 приделов: во имя вмч. Никиты, в честь Рождества Пресв. Богородицы, во имя апостолов Петра и Павла, во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня, судя по ее стилю, строилась той же артелью; близость ее форм к формам колокольни Преображенского храма в Енисейске, заложенной в 1765 г., позволяет отнести строительство к 60-м гг. XVIII в. Архитектура Рождественского собора представляла собой яркое и своеобразное явление. Четверик храма, завершенный полуглавиями (полуциркульными фронтонами над центральными пряслами стен) с окнами-квадрифолиями, был перекрыт крутым 8-лотковым сводом с малым восьмериком в завершении. Ребра восьмерика и глухого барабана были украшены расширявшимися в нижней части пилястрами. По углам четверика были установлены главки на крещатых бочках. Одноглавый придел, перекрытый глухим сводом, имел 8-угольное окно. Исключительно удачными были пропорции и декор колокольни. На четвериковом основании с крещатыми бочками на углах стоял глухой восьмерик с верхним ярусом звона, увенчанный шатром с главкой. Орнаментальные пояса под ярусом звона включали кронштейны-кубики, «жучок», ширинки, кресты, балясины с розетками и проч.; основание шатра было оформлено щипцами. Контраст между испещренной мельчайшими узорами поверхностью восьмерика и свободными от украшений гранями шатра (единственный ряд слухов только подчеркивал их «наготу») составлял непривычный художественный эффект колокольни. По декору храм принадлежал к уральскому варианту нарышкинского стиля с отдельными элементами соликамского узорочья; такое сочетание характерно для храмов Енисейска 1-й пол. XVIII в. При этом его композиция, за исключением колокольни и придела, имевших аналоги в Троицком соборе Верхотурья (1703-1709) и Успенском в Далматовском мон-ре (1707-1720), необычна для работ далматовских мастеров. Рождественский собор оказывается 1-м храмом Енисейска, чей четверик завершен полуглавиями и малым восьмериком. Эти формы были впервые использованы в Сибири при строительстве в Тобольске ц. во имя арх. Михаила (1745-1749) и быстро проникли в др. города. Что касается постановки угловых глав на крещатые бочки, то прием этот уникален, хотя его возникновение в рамках уральской традиции нарышкинского стиля объяснимо.

http://pravenc.ru/text/189969.html

Собор в честь Галичской иконы Божией Матери Авраамиева Городецкого монастыря. 1857 г. Собор в честь Галичской иконы Божией Матери Авраамиева Городецкого монастыря. 1857 г. К нач. XX в. главными святынями мон-ря были мощи прп. Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление», чудотворная Галичская икона Божией Матери " Умиление " . В 1896 г. над мощами преподобного была установлена серебряная рака. Среди погребенных в обители - кнж. Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя Михаила Феодоровича ), представители дворянских родов: Лермонтовых (в т. ч. предположительно и основатель рода Дж. Лермонт), Шелешпанских, Катениных, Черевиных, Перелешиных и др. По Декрету от 30 авг. 1918 г. мон-рь лишился юридических прав и льгот, хозяйство пришло в упадок. В 1922 г. вместе с др. ценностями из обители была изъята серебряная рака прп. Авраамия, местонахождение ее неизвестно. С нач. 20-х до сер. 30-х гг. XX в. в мон-ре, потеснив монашескую общину, разместился детдом. В кон. 1928 г. мон-рь был закрыт. Последний архим.- Серапион принял мученическую кончину (1938). С сер. 30-х и до кон. 50-х гг. в нем размещалась машинно-тракторная станция: в Покровском соборе находилась техника, а в соборе иконы Божией Матери «Умиление» - конюшня. В 30-х гг. была разрушена бóльшая часть монастырской ограды, уничтожено монастырское кладбище, надкладезная часовня на берегу озера. До 1975 г. в мон-ре находилась неполная средняя школа, с закрытием к-рой строения оказались окончательно заброшенными. Первый после 1928 г. молебен среди руин мон-ря был совершен 1 авг. 1990 г. еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым). 25 марта 1991 г. весь комплекс мон-ря был передан Костромской епархии РПЦ и началось его возрождение. 1 авг. 1991 г., в день памяти прп. Авраамия, еп. Костромской Александр совершил первую Божественную литургию в мон-ре после 60-летнего перерыва. При наместнике обители игум. (с 3 мая 1994 архим.) Никандре (Анпилогове) в апр. 1992 г. был восстановлен надвратный теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца, 22 мая 1992 г. в обители начались регулярные богослужения. Ко дню памяти прп. Авраамия 1 авг. 1992 г. на звонницу был поднят колокол, а 1 авг. 1993 г. еп. Александром освящен теплый Покровский собор. В мае 1993 г. найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горой близ озера, и над ним поставлена новая часовня. В окт. 1993 г. на восстановленную колокольню был укреплен крест, а в апр. 1994 г. освящены и подняты колокола. 6 июня 1995 г. архиеп. Александр совершил освящение холодного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» с приделом во имя прор. Илии. В 1997 г. в память о Дж. Лермонте и его потомках в обители была возведена деревянная часовня.

http://pravenc.ru/text/62892.html

8 2009 р. 00:00 8 января — Собор Пресвятой Богородицы [Стаття] На следующий день после праздника Рождества Христова, Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, рождшей Спасителя. Это собрание верующих было названо собором Пресвятой Богородицы. 24 грудня 2008 р. 17:00 25 декабря — память святителя Спиридона Тримифунтского [Стаття] Все житие святителя Спиридона поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа: по слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. 18 грудня 2008 р. 16:00 19 декабря — память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских [Стаття] Портал Патриархия.ru публикует житие свт. Николая, составленное с учетом всей совокупности дошедших до нас древних рукописей. 16 грудня 2008 р. 20:00 17 декабря — память святой великомученицы Варвары [Стаття] В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи, от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ ей было чудесным образом дано обетование исполнить просимое. 5 грудня 2008 р. 15:00 6 декабря день памяти святого благоверного князя Александра Невского [Стаття] Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. 27 листопада 2008 р. 00:00 27 ноября память святого апостола Филиппа [Стаття] Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания. Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21 - 22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010