6 февр. 1915 г. на петроградском подворье митр. Петроградский и Ладожский сщмч. Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы рус. воинству. Местонахождение иконы в наст. время неизвестно. Возможно, в 1929 г. ее взяли с собой монахи подворья, когда были вынуждены покинуть обитель и переселиться в пос. Славянка под Ленинградом. В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список с иконы, сделанный в 1890 г. В России неск. списков с иконы находилось в Вятской губ. Первый список был сделан Неволиным после исцеления в 1863 г. и находился в Христорождественском мон-ре. 19 нояб. 1866 г. его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке. В 1864 г. Неволиным был создан еще один список для собора во имя свт. Николая в г. Нолинске Вятской губ. В 1882 г. игуменией вятского Преображенского жен. мон-ря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещен список, оставленный иером. Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губ. в праздничные дни 12 дек., когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 янв. В 1883 г. был создан список для храма с. Вишкиль Вятской губ. В наст. время один из чтимых списков находится в слободском Свято-Екатерининском соборе. В Софийском соборе в Царском Селе находится икона, написанная в 1913 г. в Андреевском скиту. Надпись на ее обороте свидетельствует о том, что в том же году икона была подарена сщмч. Вениамину (Казанскому) , еп. Гдовскому, от Андреевского скита. Из надписи в нижней части киота известно, что в 1917 г. эта икона была отдана митр. Вениамином в утешение жителям Царского Села после убиения сщмч. Иоанна Кочурова , пресв. Екатерининского собора. Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 г. в келье свт. Иоанна Златоуста Хиландарского мон-ря на Афоне, сохранился в Алексиево-Акатовом жен. мон-ре Воронежа. В 1999 г. отмечалось мироточение иконы.

http://pravenc.ru/text/155570.html

В 1757 г. по благословению свт. Софрония (Кристалевского) на средства иркутского купца И. С. Бечевина был заложен каменный собор. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1765?), северный в трапезной - во имя свт. Николая Чудотворца (8 мая 1761). Композиция храма традиционна: по оси расположены одноглавый четверик летнего храма, трапезная с боковым зимним приделом и колокольня. Четверик с 2 рядами окон перекрыт 8-лотковым сводом с малым восьмериком в завершении, у основания свода устроены круглые окна. Апсида 5-гранная, объем придела в трапезной пространственно не выделен. Трехъярусная восьмериковая колокольня стоит на низком четверике под куполом со шпилем. Кровли храма и колокольни имеют характерные барочные «вздутия». Многие детали декора (карнизы из язычков и слепых арочек, пилястры с перехватом, филенки с розетками) напоминают кирпичное убранство Крестовоздвиженской (Крестовской) ц. (1747-1760) и др. храмов Иркутска сер. XVIII в., построенных, вероятно, устюжскими мастерами. При этом в монастырской церкви они выглядят проще, порой даже схематично. Формы наличников с завитковыми очельями и полуколонками с перехватом, а также полуколонны на лопатках четверика повторяют те же детали декора иркутского Богоявленского собора (1718-1746). В то же время эти и нек-рые др. формы декора (язычковые карнизы, 2-ярусные завитковые наличники, сдвоенные полуколонны, колонки на кронштейнах, филёнки с розетками) и их трактовка имеют параллели в формах устюжских церквей Жен-мироносиц (1714-1722) и прп. Сергия в Дымковской слободе (1739-1747), к-рые выделяются среди храмов устюжской школы. Возможно, в строительстве монастырского собора участвовала устюжская артель, возводившая и эти храмы. Позже к трапезной собора с юга пристроили обширный придел в честь Казанской иконы Божией Матери (22 окт. 1787), а с севера к четверику собора - придел в честь Преображения Господня (6 авг. 1794), куда был перенесен престол из упраздненной надвратной церкви. Известны иркутские мастера, выполнившие 5-ярусный иконостас собора в барочном стиле: резчик и позолотчик Яков Лебедев и иконописцы Сергей Красовский и Прокопий Игумнов. Иконостас был разрушен в 30-х гг. XX в., сохранились лишь царские врата и неск. икон. Но почти в полном виде сохранился иконостас Казанского придела, освященный 22 окт. 1787 г.

http://pravenc.ru/text/674063.html

В 2004 г. в Перми образовано Об-во православных врачей, в 2005 г.- Православное братство трезвости, в 2006 г. учреждено Об-во православных педагогов Пермского края, в 2008 г. восстановлено Пермское отделение Императорского Православного Палестинского Общества. С 2005 г. под рук. И. в Пермской епархии ежегодно проходили краевые православные образовательные Феофановские чтения, с 2006 г.- региональные церковные выставки «Православная Русь», с 2008 г.- Прикамский Народный Собор, приуроченный ко Дню славянской письменности и культуры в Пермском крае. В том же году на Соборной пл. Перми, которой было возвращено историческое название, был установлен бронзовый памятник свт. Николаю Чудотворцу, архиеп. Мир Ликийских. Переименование площади в Соборную положило начало возвращению исторических названий пермским городским улицам. 5 марта 2010 г. И. назначен епископом Красногорским, викарием Московской епархии, председателем новообразованного Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, в компетенцию к-рого передавались из ведения Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами вопросы, касающиеся взаимодействия с исправительными учреждениями. 16 апр. того же года И. назначен настоятелем и председателем приходского совета московского храма во имя свт. Николая Мирликийского в Заяицком, где было определено разместить Синодальный отдел тюремного служения. И. регулярно возглавляет богослужение в храме для родственников заключенных с сугубой молитвой «о всех в темницах и узах пребывающих». Вместе с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) отдел участвует в разработке нормативных документов в связи с подготовкой введения на постоянной основе в учреждениях ФСИН штата тюремных священнослужителей. Отдел ведет работу по методологической подготовке священнослужителей к деятельности в местах заключения, создан сектор по реабилитации и ресоциализации бывших заключенных. И. в качестве члена Общественного совета при ФСИН принял участие в ряде совещаний и круглых столов с представителями ФСИН и общественности, на к-рых обсуждались вопросы сотрудничества в тюремном служении. При отделе открыт сайт в Интернете, ежемесячно выходит газета «Мир всем». 22 дек. 2010 г. распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. поручено окормлять приходские храмы на территории Юго-Западного адм. округа г. Москвы (Андреевское благочиние). В марте 2011 г. вошел в состав образованного решением Свящ. Синода Высшего Церковного Совета.

http://pravenc.ru/text/673971.html

В 40-х гг. XIX в.- в период осуществления масштабного проекта по созданию иконных изображений преподобных при их мощах в Дальних и Ближних пещерах - в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками) был написан единоличный образ П., на котором он представлен старцем с тонкими чертами лика, огромными глазами, с длинной, до середины груди, и округлой на конце бородой; облачен в рясу, мантию, на голове округлой формы камилавка, воскрилия которой лежат на груди; показан по пояс, в легком 3/4-ном повороте влево, у его левого плеча - небольшая, в рост, фигурка ангела - в воспоминание чудесного перенесения ангелами П. в обитель, у правого - пещера - обозначение затворнического подвига святого. В преклонных летах, но не старцем, в округлой камилавке П. изображен на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия», к-рая была создана в мастерской Киево-Печерской лавры в 1890 г. и находится при нижнем входе в Дальние пещеры. Полуфигура преподобного размещена в верхнем ряду композиции, в легком развороте вправо, ладонь развернутой вовне левой руки находится на уровне груди. В XX в. образ П. вошел в композицию Собора русских святых, разработанную мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в.: на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также на их повторениях кон. 90-х гг. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, церкви Воскресения Христова в Сокольниках, свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве) - фигура П. включена в группу чудотворцев Дальних пещер в нижней части композиции; образ идентифицируется по надписи в нимбе (указано только имя). Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578756.html

В монастыре были четыре храма. Собор Чуда Михаила Архангела был построен в 1501 году на месте разобранного древнего храма. Алексеевская каменная церковь, возведенная в 1483 году, несколько раз горела и перестраивалась. В ней на протяжении столетий неизменно совершалось крещение царских детей. Здесь крестились дети Ивана Грозного, в 1629 году здесь был крещен будущий царь Алексей Михайлович, в 1672 году — Петр I, в 1818 году — император Александр II. Стены церкви украшали трофеи русских войск, захваченные во время русско-персидской войны 1826 года. В Алексеевской церкви покоились мощи св. митрополита Алексия. Рядом с гробницей свт. Алексия хранилось его облачение, по преданию, подаренное ханшей Тайдулой. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Останки великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре. К Алексеевской церкви примыкал храм Благовещения, построенный в 1501 году и перестроенный в 1826 году. В Благовещенской церкви хранилась местночтимая икона свт. Николая Чудотворца. Четвертая, небольшая, монастырская церковь была посвящена св. апостолу Андрею Первозванному. Чудов монастырь был разрушен в 1930 году. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был разрушен в ночь на 17 декабря 1929 г. — потребовалось место для размещения военной школы, где проходили обучение кремлевские курсанты. Об этом сохранилось свидетельство современников, сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских, командированных в Московский Кремль: явившись 17 декабря 1929 г. на работу, они «нашли храм взорванным и представляющим кучу строительного мусора». Оставленные на подмостях две фрески XVI в., аккуратно снятые реставраторами со стен накануне, были также уничтожены. Словарь Правмира — Монастырь, монашество Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/chudov-monastyr/

Взамен насельницам было обещано, что фундатор, его потомки, «все домовство наше», а также «их милостей панов обывателей повету Оршанского, людей народу нашого Руского единого набоженства, от церкве святой восточной не отступуючих и с костелом Римским не злучающихся, ено при старожитном набоженстве православия Греческого триваючих и под послушенством и благословением святейшои столицы патриархи Константинопольского будучих» всегда будут выступать как защитники мон-ря. Обещая заклад в 700 грошей «личбы Литовскои», фундаторы гарантировали сестрам, что «инный теж митрополит никоторый, ани епископ Белоруский, мимо Киевскую митрополию, до монастыра нашого девичого Кутеенского Свистолского» никаких дел иметь не будут. Взамен им ставилось условие, чтобы игумения с сестрами «в общом житьи неотменно триваючи пребывала». Гарантами этих условий выступили 3 видных правосл. шляхтича - брацлавский подкормий пан Криштоф Вильгельмович Стеткевич († до 1652), минский земский судья Мартин Володкевич и пан Константин Война из Ясенца, к-рые скрепили эту жалованную грамоту своими печатями и подписями (АЗР. Т. 4. 230. Стб. 520-524). В 1635 г. вместо сгоревшего деревянного Успенского собора был построен и освящен Киевским и Галицким митр. свт. Петром (Могилой) кирпичный храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Новый, каменный, 3-апсидный Успенский собор (1655) имел «величественную центрально-купольную композицию… с планом в образе греческого креста и пластичным барочным куполом». Позднее этот тип храма получил распространение в Русском государствве, его назвали стилем нарышкинского барокко ( Габрусь, Чантурия. 1993. С. 62). Также в О. У. м. были сооружены каменные ц. свт. Николая Чудотворца, ц. Рождества Пресв. Богородицы (1691) и теплая деревянная ц. Покрова Пресв. Богородицы. Комплекс монастырских зданий, сложившийся к кон. XVII в., дополняли 2-ярусная башня-звонница и неск. жилых и хозяйственных построек. На р. Кутеинке имелась монастырская водяная мельница. Во время русско-польск. войны (1654-1667) Орша и ее повет дважды переходили под контроль рус.

http://pravenc.ru/text/2581589.html

Галерея на колоннах, расположенная вдоль этих 2 зданий, связывает их с соборным храмом Катогике, или Арзу-хатун (1214), основанным Арзу-хатун, супругой вел. кн. Вахтанга. Об этом сообщает строительная надпись в 19 строк: «…я, покорная слуга Христоса Арзу-хатун, дочь князя князей великого Курда и супруга владыки Атерка и всего Верхнего Хачена… построила собор на месте могилы мужа моего и детей моих Хасана, первенца моего, и Григора, ушедших к богу во младенчестве…» Это крестообразный внутри и прямоугольный снаружи купольный храм (12,3×10,6 м, высота 18,5 м) с 2-этажными часовнями по углам. Над подкупольными арками, со ступенчатым профилем, возвышается высокий барабан, прорезанный 8 окнами. Снаружи стены храма опоясывает аркатура. Центральная из 5 разновеликих арок каждого фасада повышена. Под ней на зап. и сев. стенах помещены порталы, на юж. и вост.- рельефные композиции. На юж. фасаде, по сторонам окна, находится традиц. рельефная ктиторская композиция, изображающая князей Асана и Григориса с моделью храма. На вост. фасаде, над окном и непосредственно под центральной аркой, представлены погрудные образы св. Дади и кн. Вахтанга с нимбами, также с моделью церкви. Поверхность обоих фасадов заполнена строительными и дарственными надписями. С сев. стороны главного портала церкви был орнаментированный камень с надписью: «Скульптора Погоса помяните», исчезнувший в 80-х гг. ХХ в. Сев. стену украшает глухой декоративный портал, обращенный к обрыву. 16-гранный снаружи барабан оформлен аркатурой на высоких сдвоенных колонках, в полях к-рой чередуются узкие окна и треугольные ниши, а тимпаны украшены орнаментальными вставками. В кладке собора использованы камни разных цветов: плиты кровель темно-серого оттенка, на розовом фоне основной кладки барабана контрастно выделяется белокаменная аркатура. Стены изнутри были покрыты штукатуркой и расписаны. Фресковая роспись, созданная при реставрации храма в 1312 г., сохранилась частично. На юж. стене - сцена вручения свт. Николаю Чудотворцу Христом митры и Богоматерью омофора, сюжет очень редкий для Армении, т. к. почитание свт. Николая Чудотворца здесь не было распространено. На правой стороне сев. стены - сцена побиения камнями св. Стефана.

http://pravenc.ru/text/168624.html

Игум . Андроник (Трубачёв) Иконография Наиболее ранним сохранившимся изображением А. является надгробный образ 1701 г. (НГОМЗ) из ц. свт. Николая Сокольницкого мон-ря, созданный по указу Новгородского митр. Ионы. Очевидно, именно эта икона упоминается в Отенских святцах 1718 г.: «Мощи их под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть и образы их на гробе на дске написаны; чудеса есть; память июня в 17 день» (Филарет (Гумилевский). С. 99. Прим. 147). Икона относится к типу двухъярусных композиций, где в верхней части изображен Деисус , в нижней - фигуры чтимых святых. А. представлены прямолично, в рост, в левой руке каждый держит свернутый белый свиток (кроме юного прп. Климента), правая поднята к груди (у преподобных Никиты и Никифора ладонью наружу); облачены в платья с оплечьями, поясами и каймой, украшенной «каменьями» и «жемчужной» обнизью, и в боярские шубы; одеяния богато орнаментированы золотыми и серебряными растительными узорами. Прп. Климент представлен безбородым, с округлым ликом и короткой прической; лик прп. Кирилла, с высоким лбом, обрамляют вьющиеся седые волосы и короткая, слегка раздвоившаяся на конце борода; прп. Никита изображен с длинной, сужающейся книзу бородой, высоким лбом и короткими седыми волосами; у прп. Никифора небольшая клинообразная борода, темные волосы, ниспадающие прядями на плечи; округлый безбородый лик юного прп. Исаакия обрамлен кудрями. Более ранние изображения А., к-рые могли находиться у раки святых после обретения мощей и прославления, в наст. время неизвестны; нет описания внешности преподобных и в иконописных подлинниках (Маркелов. 1995. С. 42). Возможно, икона 1701 г. стояла у истоков сложения иконографии А. и являлась иконографическим образцом при создании их последующих изображений, напр. для упоминаемой в Описи 1939 г. иконы из придела свт. Тихона Задонского ц. Сретения Господня Антониева мон-ря в Новгороде (ГАНО. Р-138. Ед. 24. Л. 21). А. изображаются также в ряду др. подвижников в композиции «Собор новгородских святых», получившей распространение в XVIII в., на иконах «Новгородские чудотворцы» XVIII в. из собрания А. М. Постникова (Маркелов. С. 399), «Образ новгородских чудотворцев» 1728 г. (ГТГ). Чеканные изображения А. среди 74 новгородских подвижников помещались на сев. стенке жертвенника в алтаре Знаменского собора в Новгороде (Тихомиров. С. 40).

http://pravenc.ru/text/115414.html

После второй мировой войны монастырь пришел в запустение и в 1946 г. был заселен женской монашеской общиной во главе с игум. Христонимфой (Карцоной). После этого началось восстановление монастыря, в 1957 г. над главным входом был сооружен парекклисион Всех святых, а в 1962 г. в купольной постройке вост. корпуса - парекклисион Успения Пресв. Богородицы. Благоустроены монастырские подворья с церквами Вознесения Господня (1952) и вмч. Димитрия Солунского. В 1967 г. Л. приобрел еще одно подворье - обитель свт. Николая Чудотворца «Карьяс» (с 1994 муж. мон-рь). В 1955-1965 гг. в Л. действовала ткацкая школа для девочек. Согласно «Кодике» игум. Иосифа (Кораллиса) (после 1851), собор был расписан в 1649 г. Однако граффито с датой «4 ноября 1611 года» указывает на то, что фрески были выполнены в нач. XVII в. Возможно, художниками были Димитрий Какавас и его ученики или Димитрий Мосхос с братом Георгием. Деревянный резной иконостас включает неск. образов высокого художественного качества, к-рые имеют точные даты: «Христос Вседержитель на троне с символами евангелистов», «Вознесение Господне», «Страстная» икона Божией Матери, «Св. Иоанн Предтеча со сценами жития» (все 1639 г.), «Христос на престоле, с предстоящими Богоматерью и вмц. Екатериной» (1641). На проскинитарии помещена икона «Преображение Господне» XVI в. В «Истории монастыря Лукус» (1833) игум. Констанций (Кораллис) пишет, что в 1826 г. сгорели многие хранившиеся в мон-ре редкие рукописи. Визант. реликвии также были утрачены. В мощевике, подаренном имп. Елизаветой Петровной, содержатся частица Честного Креста, камни от Голгофы, Гроба Господня, колонны бичевания и гробницы Божией Матери, частицы мощей святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата и Меркурия, св. Параскевы и мц. Агафии. Другой ковчежец включает частицы мощей великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона, бессребреников Космы и Дамиана, свт. Нектария Эгинского, прп. Ксении и др. святых. В наст. время в Л. подвизается 9 монахинь, игумения - Нектария (Либераки) (Δπτυχα. 2016. Σ. 720). Они занимаются ковроткачеством, вышивкой, иконописанием, изготовлением ладана и свечей, огородничеством.

http://pravenc.ru/text/2110881.html

Празднование перенесения св. мощей было установлено совершать 17 нояб. или в предшествующее воскресенье. Ризницу для И. предоставили митр. Серафим (Глаголевский) и Московский свт. Филарет (Дроздов) . Вскоре И. организовал духовную консисторию и епархиальное попечительство о бедных духовного звания, создал архиерейский хор, позже приобрел и обустроил архиерейский дом. Добился передачи епархии угодий упраздненного Клименецкого во имя Святой Троицы монастыря , а также причисления к епархии действующих Андрусовской во имя свт. Николая Чудотворца и Сяндемской в честь Успения Пресв. Богородицы пустыней, к-рые игум. Иннокентий (Моруев) приписал к Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю . Для урегулирования статуса этих пустыней игум. Иннокентий отправился в Петрозаводск, где 22 сент. 1828 г. скончался. Архиерей получил разрешение доставить тело игумена на Валаам, о чем просил почивший, и распорядился о совершении литии у каждой церкви по пути погребальной процессии. При И. в епархии было выстроено ок. 40 новых церквей, причем сооружение каменных храмов в сельской местности впервые стало массовым. В авг. 1829 г. И. освятил ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери «на острову» в г. Олонце, 27 янв. 1832 г.- горнозаводскую Александро-Невскую ц. в Петрозаводске (ныне кафедральный собор Петрозаводской и Карельской епархии), 17 окт. 1838 г.- Покровскую ц. в архиерейском доме. В Александровом Ошевенском и каргопольском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рях были воздвигнуты надвратные храмы, в 1833 г. началось восстановление упраздненного Клименецкого мон-ря. И. устроил образцовое хозяйство на Древлянской даче (ныне в черте Петрозаводска), переданной городским обществом архиерейскому дому. Ближайшим сотрудником архиерея стал переведенный по его ходатайству в Петрозаводск свящ. И. Боголюбов, к-рый затем уже в сане архимандрита последовал за И. в Донскую, а потом в Воронежскую епархию. Особое внимание И. уделял сфере духовного образования. В 1829 г. провел ревизию Петрозаводского и Свирского духовных уч-щ.

http://pravenc.ru/text/293475.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010