С 1-й пол. XII в. в Новогородке существовал храм во имя св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставший кафедральным собором Литовской митрополии, затем Западнорусской митрополии; при храме с XIV в. известен мужской мон-рь. В 1517-1519 гг. на месте старого храма на средства кн. Константина Ивановича Острожского и Киевского митр. Иосифа II (Солтана) был построен новый Борисоглебский собор. После заключения в 1596 г. Брестской унии собор в Новогородке являлся кафедрой униат. Киевских митрополитов, в XVIII в. имел статус одной из 4 митрополичьих вспомогательных кафедр (конкафедр). Собор снова стал православным в 1839 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Новогрудке. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Новогрудке. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Территория Новогрудского воеводства (существовало в 1507-1795, ранее было Новогрудское наместничество) входила в митрополичью Киевскую епархию . Для литовско-белорус. части епархии были важны институты митрополичьих наместников (протопопов) и кафедральных (соборных) клиросов . На Виленском Соборе 1509 г. среди др. протопопов присутствовали новогрудский и слонимский. Наряду с протопопами в нач. XVI в. в Слониме действовали светские представители Киевского митрополита - десятинники из числа митрополичьих дворян. Клирос имелся при Борисоглебском соборе в Новогрудке (клирошане упоминаются в королевской грамоте 1517 г. о пожаловании собору сел). В нач. 1596 г. в Новогрудке состоялся Собор Западнорусской митрополии. Лавришевский мужской монастырь в окрестностях Новогрудка, основанный в XIII в., является одной из древнейших западнорус. обителей. В 1530 г. мон-рь был разорен, вероятно татарами, возобновлен ок. 1590 г. на др. месте - в пределах совр. дер. Лавришево Новогрудского р-на. Под 1280 г. упоминается церковь в Гольшанах (ныне деревня Ошмянского р-на), храм на территории старого Гольшанского замка просуществовал до XIV в. Под 1386 г. упоминается деревянная ц. вмч. Димитрия Солунского на территории совр.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

во имя Св. Троицы, 27 окт. 1787 г. переосвященная в честь Казанской иконы Божией Матери (сохр.), с шатровой колокольней (сохр. нижний ярус). В храме было 2 престола: в честь Казанской иконы Божией Матери в воспоминание об образе, внесенном в 1612 г. впереди рус. войска в освобожденную Москву, и во имя мц. Фотинии Самаряныни, освященный в 1820 г. в память избавления жителей Холуя от «трясавичной» болезни (видимо, малярии). (Слобода Холуй находилась в болотистом месте, и особенно после весеннего разлива рек случались эпидемии этого заболевания.) В 1770 г. был сооружен летний кирпичный пятиглавый Троицкий собор с трапезной, в к-рой располагался придел во имя ап. Иоанна Богослова - небесного покровителя кн. И. Д. Пожарского. В 1866 г. трапезная часть храма была расширена, в ней устроили 2 придела: юж.- во имя ап. Иоанна Богослова и сев.- во имя свт. Николая Чудотворца, освященные в 1872 г. (собор сохр.). В 1770 г. пустынь обнесли каменной оградой с 4 башенками по углам, к-рая в 1860 г. была расширена. У дороги, ведущей к св. вратам, во 2-й пол. XIX в. стояла деревянная часовня свт. Николая Чудотворца. В 1-й пол. XIX в. положение Б. п. ухудшилось. Предполагавшаяся к упразднению пустынь была возрождена благодаря усилиям местного землевладельца А. И. Чихачова, обратившегося к властям неск. губернских городов и своим знакомым с просьбой оказать материальную помощь обители. В нояб. 1852 г. Чихачов получил письмо из Москвы от мануфактур-советника П. М. Александрова, пожелавшего благоустроить мон-рь при условии введения в нем общежительного устава. На средства Александрова в 50-х гг. XIX в. были выстроены: деревянный двухэтажный корпус для настоятеля и братии, двухэтажный корпус с трапезной, просфорней и кельями, ряд хозяйственных построек, за монастырской оградой - двухэтажная деревянная гостиница. Немного позднее был сооружен двухэтажный каменный корпус с настоятельскими покоями, в 1863 г. здесь нек-рое время проживал на покое еп. Иустин. В 1854 г. Александров пожертвовал в Троицкий собор ценную утварь, облачения, хоругви и плащаницу; в 1856 г.

http://pravenc.ru/text/153199.html

Хотел бы сердечно поблагодарить вас, Андрей Григорьевич и Андрей Андреевич, всех руководителей и тружеников " ФосАгро " не только за ваши очевидные экономические успехи, которые несомненно приносят благо нашему Отечеству, но и за удивительную атмосферу, которая создана на предприятии и в значительной мере определяет и материальное благополучие, и доброе самочувствие всех, кто здесь трудится. Поэтому освящение храма на территории вашего основного офиса тоже имеет большое значение. Радуюсь, что и здесь мне удалось совершить это освящение, с тем чтобы получила продолжение заложенная вами добрая традиция и чтобы везде, где вы трудитесь, с успехами в работе сочеталась духовная жизнь». В дар храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал икону свт. Николая Мирликийского. В память о совершенном богослужении иеромонах Никита (Смернягин), окормляющий новопостроенный храм, передал в дар Его Святейшеству икону святителя Николая, выполненную в технике эмали. Всем молящимся были вручены иконки святителя Николая с Патриаршим благословением. Храм на территории главного офиса компании «ФосАгро» заложен в мае 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Построенный в старовизантийском стиле, храм стал памятным знаком в честь величайшего для верующих Русской Православной Церкви события — принесения части мощей святителя Николая Чудотворца на русскую землю. Мощи одного из самых почитаемых на Руси святых с XI века хранятся в базилике в итальянском городе Бари. За два с небольшим месяца, весной и летом 2017 года, святыне смогли поклониться более 2,5 миллионов верующих в Москве и Санкт-Петербурге. Заботы по принесению мощей тогда взяла на себя компания «ФосАгро» и семья православных меценатов Гурьевых. Интересно, что храм построен по эскизам прославленного архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873-1949). По его проектам возведено много известных зданий в Москве. В одном из них сегодня размещается офис компании «ФосАгро». А.В. Щусев построил ряд красивых храмов, в том числе собор Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в российской столице. Храмы, спроектированные Щусевым, сооружены не только в России, но и за рубежом. В их числе храм свт. Николая Чудотворца со странноприимным домом в Бари. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5547824...

Святые мощи свт. Николая Чудотворца, как известно, были вывезены в 1087 из Византии на Запад, уже после разделения Церквей, когда бывший византийский город Бари находился под властью норманнов и омофором римских пап. Русское народное благочестие по-своему осмыслило это перенесение: в древней, киевской, редакции жития свт. Николая и в последующей агиографии сообщалось, что «Барград» в то время оставался византийско-православным, им правил «василевск» и сами горожане были по происхождению греками. Но — главное — перенесение святых мощей было делом промыслительным из-за мусульманской угрозы Мирам Ликийским, городу в Малой Азии, где они пребывали со дня их обретения. День прибытия мощей до сих пор отмечается в Бари крестным ходом из порта до базилики, при этом местные рыбаки и моряки тянут по улицам макет старинного корабля с чтимым образом святителя. Уже первые русские путешественники на Запад считали своим непременным долгом поклониться в Бари мощам свт. Николая. Послы, прибывшие из Москвы на Флорентийский Собор (1439), кратко упомянули о святыне, хотя мощам они поклонялись не в Бари, а в Венеции, где до сих пор находится их часть. Гр. Б. П. Шереметев, посетив в 1698 Бари, первым из русских описал местную базилику и некоторые обычаи в ней, например, как из гробницы святителя извлекается чудотворное миро (или «манна»). В том же году в Бар (как в России тогда называли город) прибыл гр. П. А. Толстой, который более подробно рассказал о храме, где «лежат мощи великого архиерея Христова Николы». Известно, что паломником в городе побывал и царевич Алексей, сын Петра Великого. Позднее Бари тоже навещали царственные паломники: в 1852 вел. кн. Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу; 29 октября 1892 мощам своего небесного покровителя поклонялся цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II), возвращавшийся из Греции в Россию. Русских пилигримов всегда очень печалило, что у гробницы великого святого не совершаются православные богослужения, в связи с чем неоднократно выражалось пожелание иметь в Бари русскую церковь и странноприимный дом.

http://sobory.ru/article/?object=09354

Предметом особого почитания островитян стал чудотворный список Казанской иконы Божией Матери - благословение, переданное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1995 году, когда произошло землетрясение в Нефтегорске. Московская Патриархия не оставила островную епархию без помощи и внимания. В послании Патриарха к сахалинской пастве говорится: " Ныне мы направляем вам древний чтимый образ Казанской иконы Пресвятой Богородицы как знак того, что ходатайство Заступницы рода христианского перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом за всех нас сегодня особенно насущно и необходимо… Ваша молодая епархия, образованная на краю границ Российской Федерации, переживает сейчас нелегкое время, когда практически на пустом месте необходимо безотлагательно налаживать приходскую жизнь, возрождать активную миссионерскую деятельность и устанавливать духовные связи с местным населением, которое, как и все жители России, подверглось страшному воздействию мрачных десятилетий атеизма и богоборчества… . Верю, что чтимый образ Казанской иконы Божией Матери будет для всех вас Нашим Патриаршим благословением на грядущие труды и терпеливое перенесение всяческих невзгод и испытаний " . В 1996 году на сахалинскую землю прибыли святые мощи особо почитаемых угодников Божиих - св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмч. Пантелеимона, св. блг. кн. Александра Невского, свт. Иоанна Златоуста, свт. Филиппа, митрополита Московского, прп. Саввы Сторожевского, св. мц. Анастасии Узорешительницы. Специально для этих мощей был изготовлен киот, в котором они хранятся и ныне. В алтаре собора находится ковчег с частицами мощей свт. Николая Японского, переданный в дар Японской Автономной Православной Церковью. В октябре 2002 года коллекция икон Воскресенского собора пополнилась образом прп. Сергия Радонежского. Икону привез в подарок епископу Даниилу секретарь Священного Синода, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий. Чтя память о трагедии, происшедшей 20 августа 2003 года - гибели в авиакатастрофе губернатора Сахалинской области И.П. Фархутдинова и четырнадцати других региональных руководителей, у Воскресенского кафедрального собора воздвигнут мемориал-памятник с Поклонным крестом.

http://sobory.ru/article/?object=11659

Каменное строительство развернулось в мон-ре в XVIII в. После основания С.-Петербурга (1703) понадобилась большая дорога, проложенная с сев. стороны мон-ря. На этой стороне была возведена теплая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, упомянутая в описи 1720 г. (ГА Тверской обл. Ф. Р-638, Оп. 1. Д. 115). К 1720 г. рядом с храмом стояли каменные св. врата и часовня, предназначенная для исполнения треб проезжавших по дороге. В часовне находился старинный иконостас. В апр. 1742 г. в Малицкой слободе проездом из С.-Петербурга в Москву остановилась беременная гр. Мавра Егоровна Шувалова († 1759), статс-дама имп. Елизаветы Петровны . Она тяжело заболела в дороге и исцелилась после молебна перед иконой свт. Николая Чудотворца, благополучно добралась до Москвы и родила сына, к-рого назвала Николаем. Вскоре Шувалова вместе с супругом, президентом Военной коллегии гр. П. И. Шуваловым, стала благотворительницей обители. 1 марта 1743 г. на средства Шуваловых на заводе Демидова в Невьянске был отлит колокол весом 126 пудов 27 фунтов. С 1751 г. по обету и на средства гр. Шувалова († 1762) на территории М. м. началось возведение каменных построек, в результате сложился единый архитектурный ансамбль в стиле барокко. В центре, на месте разобранного Спасского храма (1676), был возведен в 1754 г. одноглавый двусветный 3-престольный Спасский собор с трапезной (с зап. стороны), правым приделом свт. Николая Чудотворца, левым - святых праведных Захарии и Елисаветы (впосл. помещение ризницы). По описи 1910 г., собор был 30 аршин в длину, 30 аршин в ширину, 22 аршина в высоту (Там же. Ф. 184. Оп. 1. Д. 195. Л. 1-5). Строила храм артель Фомы Павлова, крестьянина монастырской слободы Селижаровского Троицкого мон-ря. Внутри стены были полностью расписаны в 1861-1862 гг., новый иконостас помещен в 1862 г. В Никольском приделе был устроен склеп, в котором похоронили гр. М. Е. Шувалову ( 1759). Над св. вратами М. м. была возведена 3-ярусная колокольня. В июле 1891 г. в обитель был доставлен отлитый на московском заводе Самгина колокол, весивший 293 пуда 20 фунтов. На колокольне стало 6 колоколов, в т. ч. самый древний, отлитый при игум. Иоиле в 1687 г. весом 14 пудов; колокол весом 126 пудов 27 фунтов, отлитый в 1743 г. и пожертвованный Шуваловыми; колокол весом 52 пуда, отлитый в 1840 г. строителем Иоасафом; и последний - самый большой колокол, отлитый при архим. Данииле (Чижове). В XVIII в. по сторонам от колокольни симметрично располагались одноглавые церкви: на востоке - в честь Покрова Пресв. Богородицы (теплая) с часовней; на западе - во имя прп. Петра Афонского (не была достроена). На юж. стороне ограды была построена церковь, которую предполагалось освятить во имя мучеников Тимофея и Мавры, но в 1771 г. она была перестроена в настоятельский корпус. Кроме зимних и летних комнат в настоятельском корпусе имелось еще 6 келий.

http://pravenc.ru/text/2561730.html

В 1909 г. В. м. был возобновлен как женский, в 1916 г. в нем жили игумения, 4 монахини, 3 послушницы и 37 мирянок, при обители действовала церковноприходская школа. В. м. получил имущество, к-рым он владел до 1844 г., в нач. XX в. обители принадлежало ок. 33 дес. земли, мельница на р. Колокше у с. Ставрова, оз. Сковородино близ Владимира. В 1916 г. В. м. располагал капиталом 3300 р., получил доход 9478 р. А. В. Маштафаров Монастырские здания Деревянная монастырская ц. во имя свт. Николая Чудотворца упоминается с кон. XV в. В 1517-1519 гг., при игум. Пафнутии, в В. м. велось строительство каменного собора: с мая 1517 г. шло изготовление кирпича, 2 мая следующего года состоялась закладка, 2 окт. 1519 г. храм был освящен. Заказчиком являлся архим. Юрьева новгородского мон-ря Иона, вероятно бывш. инок В. м. Вел. кнг. Соломония Юрьевна (см. София , прп.) пожаловала на строительство 4 печи для обжига извести. Собор строили архитекторы («мастера москвичи») - Стефан Фрязин, Иван Рябина, Иван Корелка и Василий Волочанин. (Уникальное известие о строительстве сохр. в кратком монастырском летописце при Минее служебной на октябрь - ГИМ. Син. 498. Л. 221 - см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 97, 447.) А. А. Турилов Волосов монастырь во имя свт. Николая. Фотография. 2004 г. В 1723 г. на средства А. А. и Г. А. Владыкиных на месте разобранного Никольского храма началось строительство нового. Согласно описям 1751 и 1763 гг., холодный одноглавый каменный Никольский собор с колокольней был построен «осмериком»; имел 4-ярусный золоченый иконостас. В 1723 г. над входом в храм возвели «осьмериком» каменную колокольню с 8 колоколами и часами. В XIX в. собор неоднократно ремонтировался. Не позднее 1511 г. появилась трапезная теплая ц. во имя прп. Сергия Радонежского, к сер. XVIII в. отстроенная в камне. После 1775 г. в ней был устроен придел во имя равноапостольных Константина и Елены. Во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. возвели каменную надвратную ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1754 г. храм из-за ветхости разобрали. Новый храм был построен в 1775 г., неоднократно перестраивался, был освящен 27 сент. 1893 г.

http://pravenc.ru/text/155175.html

В 1851 г. Патриарх Иерофей II получил разрешение императора Николая I на отправку в Россию для сбора пожертвований епископа Фиваидского Никанора, который собрал значительные суммы денег. 21 мая 1855 г. митрополит Московский свт. Филарет (Дроздов) передал Александрийской Патриархии храм свт. Николая Чудотворца (Николы в Подкопаях). Первым настоятелем Александрийского подворья в Москве служил епископ Фиваидский Никанор, проведший более 10 лет в России. 4 января 1866 г. он был избран новым Патриархом Александрийским . В 1900 г. Патриархом стал митрополит Назаретский Фотий, занимавший престол до 1925 г. и оказавший определенную помощь представителям русской белой эмиграции, создавшим в Египте несколько церковных общин. С восстановлением патриаршей формы управления Русской Православной Церкви и избранием 5 ноября 1917 г. на патриаршую кафедру митрополита Московского и Коломенского свт. Тихона были установлены отношения между новым Предстоятелем Русской Православной Церкви и Александрийским Патриархом Фотием, однако начавшиеся вскоре антирелигиозные гонения советских властей не дали им нормально развиваться. После кончины Святейшего Патриарха Тихона в 1925 г. на два года внешние сношения Московского Патриархата и Александрийской Церкви оказались прерванными. При этом Александрийский Патриархат поддерживал тесные непосредственные связи с раскольниками-обновленцами. В частности, его представитель в Москве архимандрит Павел (Катаподис) был почетным членом раскольнического лжесинода. Правда, он в 1925 г. не участвовал в работе Третьего Собора обновленцев, так как не получил из-за смерти Патриарха Фотия «надлежащей грамоты». Впрочем, когда 10 ноября 1925 г. сформированный лжесобором «Синод» избрал свой президиум, в нем, как и раньше, почетным членом был назван архимандрит Павел. В 1927 г. обновленцы планировали провести свой очередной «Собор» и послали приглашение участвовать в нем Александрийскому Патриархату. Его Синод допустил участие своих представителей в «Соборе», однако постановил, что женатые архиереи участвовать не должны. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви за границей в своем определении от 2 сентября 1927 г. упомянул про грамоту Александрийского Патриарха «о намерении принять участие в предстоящем обновленческом Соборе в Москве» (этот «Собор» не состоялся) .

http://bogoslov.ru/article/6172590

Достоверные сведения о насельниках Г. п. XVII в. отсутствуют, 8 сент. 1704 г. в обители принял постриг мон. Иона Суздалец, 7 марта 1705 г.- мон. Моисей Москвитин, впосл. проживавшие в Троице-Сергиевой лавре (РГИА. Ф. 796. Оп. 12. Прилож. 11. Л. 1087). В донесении митр. Иоасафа (Кроковского) в Синод 1715 г. впервые упоминается имя строителя Г. п. Даниила (Хрисанфиевича) (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448. Л. 3). В 1730 г. в Г. п. проживали 13 иноков, в 1764 г.- строитель, 2 иеромонаха, 5 монахов, 15 бельцов, в 1785 г.- 35 насельников. В 10-х гг. XIX в. число братии сократилось до 5-7 чел., в 1764-1809 гг. сменилось 15 строителей. С 60-90-х гг. XVIII в. в Г. п. ссылались священники-епитимийцы. Согласно епархиальным отчетам, многие из них исправлялись, пожив недолго в обители (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1453). Уже в кон. XVIII в., по свидетельству глинского схим. Феодосия (Левченко), в Г. п. подвизались старцы. По мнению глинского иером. Иасона, несмотря на частую смену настоятелей в XVIII в., Г. п. «таила в себе крепость духовных сил; прочный духовный фундамент… глубоко коренился в ее духовных подвижниках». Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. Согласно офицерской описи подпоручика А. Рязанцева, к 1764 г. в Г. п. находились деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор с резным позолоченным 4-ярусным иконостасом, на юж. вратах располагалась чудотворная Глинская икона; теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца (сгорел в 1769 вместе с монастырским архивом); деревянные колокольня с 5 колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебная с погребом и ледником, 6 амбаров, конюшня, 2 сарая, за оградой - гостиница. В 1770-1781 гг. был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы: восьмерик на 2-этажном четверике. На нижнем этаже собора находились главный престол в честь Рождества Богородицы и притвор с теплым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г.- Вознесения) Господня. Ок. 1786 г. к притвору храма была пристроена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы ап. Иоанна Богослова , свт. Геннадия I , патриарха К-польского и др.

http://pravenc.ru/text/165143.html

В 1654 г. мон-рь посетил патриарх Московский и всея Руси Никон, в сент. 1656 г.- патриарх Антиохийский Макарий, 11 янв. 1745 г.- имп. Елизавета Петровна . Храмы С 1404 г. в Ж. м. строился и 30 авг. 1405 г. был освящен свт. Арсением каменный 4-столпный 3-апсидный собор в честь Успения Пресв. Богородицы с симметричными придельными храмами во имя Нерукотворного образа Спасителя и свт. Николая Чудотворца. Под 1407 г. Никоновская летопись сообщает, что свт. Арсений «прибавил притвора от Тмаки реки у церкви Пречистыа Богородици иже на Желтикове» (ПСРЛ. Т. 11. С. 202). Храм серьезно пострадал в 1606/07 г.; в дозорной книге 1615 г. указывалось, что собор «стоит без пения, разорен от литовских людей» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 467. Л. 69 об.). В том же документе упоминается деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с трапезой: видимо, речь идет об использовании в качестве соборной вновь выстроенной или переосвященной деревянной ц. во имя святых Антония и Феодосия. Архитектурные особенности Успенского храма известны по описанию сметчика новой церкви Ивана Неверова, составленному в июле-авг. 1635 г.: «Храм каменой Успения Пречистые Богородицы, да по правую сторону придел Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по левую сторону придел Николы Чюдотворца. Мерою внутрь церкви в олтаре от горняго места до царских дверей полтреть сажени, от царских дверей до передних дверей 5 сажений, поперег в олтаре 2 сажени. В той же церкви жертвенник сажень с четвертью, поперег сажень без чети, а ризница тож. В олтаре ж вверх 4 сажени, сводов полсажени. А поперег церкви и с приделы пол 9 сажени. А кругом церкви и с пределы мерою 36 сажень. А в церкви вшед на правой стороне опочивает великий чюдотворец Арсений, а по левой стороне опочивает Нил епископ Тверской» ( Шереметев. 1899. С. 14). По смете, стены храма были сложены «в один камень, а бучено де камнем диким... а связи де были у той церкви деревянные» ( Уваров А. С. Каменных дел подмастерье// Он же. Сб. мелких тр. М., 1910. Т. 1. С. 384). Документы 30-х гг. XVII в. также свидетельствуют, что своды собора лишь частично сохранились над алтарем, рухнувшие камни лежали неубранными до 2-й пол. 30-гг. XVII в. Для поклонения мощам свт. Арсения внутри собора была выстроена деревянная часовня.

http://pravenc.ru/text/182239.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010