Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от " фрязин " - итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения. Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали " Самарские епархиальные ведомости " в 1911 году, считалась " одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению " . После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси " обновленчества " , активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день. Святыни храма - Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=02061

В советское время собор не закрывался. В настоящее время в храме находится несколько чтимых святынь: “Казанская” икона Божией Матери, икона-скульптура свт. Николая и икона преп. Пафнутия Боровского с посохом. Так же в храме хранится икона-мощевик которая содержит частицу Креста Господня, частицу камня гроба Господня и мощи святых: 1) пророка Михея, 2) ап.Тита, 3) равноапостольного царя Константина Великого, 4) свт. Николая, 5) свт. Спиридона Тримифунского, 6) св. Павла Исповедника, 7) свт. Амвросия Медиоланского, 8) св. Иоанна Нового, 9) св. Сисоя Великого, 10) св. Герасима Иорданского, 11) св. Дамиана бессребреника, 12) св. Корнилия сотника, 13) св. Павла Пелусиотского, 14) св. Лаврентия Затворника, 15) св. Даниила Столпника, 16) св. Марка Киевопечерского, 17) св. Ефросина, 18) мч. Анисии. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный на высоком холме в 400 метрах от бывших проезжих ворот древнего городища, а сегодня украшающий центральную площадь Боровска, считается визитной карточкой города. Ранее на этом месте находилась деревянная церковь в честь Николая Чудотворца, в котором хранился резной образ Святителя. История храма, уходящая вглубь веков, сложна и запутана. Первые сведения о предшественниках нынешнего храма можно найти в одном из самых древних дошедших до нас источников - " Дозорной книге 1621 года " . Рассказывая подробно о крепости Боровска, о посаде и слободах, " Дозорная книга " повествует о том, как в годы Смутного времени он подвергался нашествию войск Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов. Есть там упоминание и о деревянной соборной Благовещенской церкви, возведённой вместе с укреплениями. До 1634 года церковь жила обычной жизнью, пока не случился большой пожар, и она сгорела. После пожара территория, на которой стоял сгоревший Благовещенский храм, долго пустовала. В первой трети XVIII века на этом месте была возведена каменная церковь. В 1799 году была учреждена Калужская епархия, и Благовещенский храм получил статус кафедрального собора.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Монастырский комплекс сложился гораздо раньше образования обители. О времени создания Благовещенского собора, будущего главного храма М. В. м., нет точных сведений. Одни исследователи относят его строительство к 1620 г. (Е. А. Болховитинов), другие - к 1585-1586 гг., периоду основания крепости Воронеж (Н. И. Поликарпов). Первая церковь города была деревянной и построена «на посаде, подле города, в остроге». В ней имелось 2 престола - в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. Вероятно, завершение строительства крепости совпало с праздником Благовещения, к-рый стал для жителей главным. В 1590 г., во время набега «черкас», церковь была сожжена, впосл. восстановлена, неск. раз горела и отстраивалась. В 80-х гг. XVII в. свт. Митрофан организовал строительство каменного кафедрального 5-главого Благовещенского собора (ок. 1692), к-рый запечатлен на рисунке (1703) голландца К. де Бруина. Однако еще при жизни свт. Митрофана «оказалось, что каменное здание собора непрочно, и открылись местами трещины». По инициативе митр. Воронежского Пахомия (Шпаковского) новый собор был заложен на др. месте и освящен 9 нояб. 1735 г. Строительство возглавлял, по мнению историка архитектуры В. А. Митина, каменных дел мастер Андрей Клюка, выходец из Украины. Впосл. в соборе были устроены 3 придела: во имя св. Иоанна Милостивого, в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя вмч. Феодора Стратилата. В 80-х гг. XVIII в. при еп. Воронежском и Елецком Тихоне (Малинине) в процессе расширения храма были ликвидированы приделы, установлен новый иконостас, над к-рым работал живописец из г. Бирюча И. М. Вейделев, стены расписаны «наилучшей итальянской живописью». 18 окт. 1786 г., после ремонта, храм был вновь освящен. В последний раз перед открытием мон-ря перестройки в соборе были осуществлены в нач. 30-х гг. XIX в. при архиеп. Воронежском и Задонском свт. Антонии (Смирницком): устроили новую кровлю, позолотили главы. В связи с подготовкой к открытию мощей и прославлению свт. Митрофана начались масштабные работы по благоукрашению собора. В его интерьере появились живописные рельефные изображения по эскизам архит. О. И. Бове . В кон. 1833 г. был освящен придел во имя свт. Митрофана.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

1657 г. 5 дек. того же года Вятским архиереем был назначен Александр, еп. Коломенский Коломенская епархия была упразднена и присоединена к Патриаршей области , на вост. окраинных землях к-рой образовалась новая епархия. Еп. Александр приехал на Вятку в апр. 1658 г., местом его пребывания стал Трифонов Успенский мон-рь. Для содержания кафедры были определены Бобинский стан и Иоанно-Предтеченский мон-рь в Котельниче. Перемещение еп. Александра из Центр. России на Вятскую кафедру, по-видимому, было связано с его неприятием богослужебных реформ, начатых патриархом Никоном . После оставления Никоном Патриаршего престола в 1658 г. еп. Александр уехал в Москву. В 1661 г. вернулся в В. е., принимал у себя старообрядцев, в частности Феоктиста , бывш. игум. московского во имя Иоанна Златоуста монастыря , арестованного в 1666 г. в Хлынове, занимался ревизией богослужебной реформы. С февр. 1666 г. архиерей находился в Москве, участвовал в работе Большого Московского Собора 1666-1667 гг. Вернулся на Вятку 27 нояб. 1669 г., получив пожалование вотчинами и деньгами на постройку архиерейского дома при Никольском соборе в Хлынове, но строительство не было начато. В 1669 г. еп. Александр установил под 24 мая празднование явлению Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца (событие произошло ок. 1383). 8 янв. 1674 г. еп. Александр оставил кафедру и удалился в Коряжемский во имя свт. Николая монастырь . Его преемником на Вятской кафедре стал еп. Архиеп. Иона (Баранов). Портрет. XVII в. (КОХМ) Архиеп. Иона (Баранов). Портрет. XVII в. (КОХМ) Иона (Баранов) , 12 марта 1682 г. возведенный в сан архиепископа. Трудами архиеп. Ионы на Вятке были построены первые каменные храмы. В 1676 г. в кремле Хлынова, близ вскоре сгоревшего деревянного собора во имя свт. Николая, началось возведение кафедрального собора во имя Св. Троицы, освящение храма с приделом во имя свт. Николая состоялось в 1683 г. В Хлынове были построены также каменный архиерейский дом с домовой церковью, Спасский (1693) и Воскресенский (1695) соборы, в Трифоновом мон-ре - Успенский собор (1689) и Никольская надвратная ц.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Пришедший в запустение В. м. не был упразднен благодаря многочисленным исцелениям и знамениям, к-рые происходили по молитвам паломников перед иконой свт. Николая. Известия о чудотворениях привлекали в обитель богомольцев, делавших зачастую значительные вклады. При строителе иером. Иоиле (упом. в 1787) на деньги черниговского помещика И. Силича при содействии валуйского городничего А. Тыртова был сооружен каменный трапезный храм и начаты работы по перестройке ветхой деревянной Успенской ц. При строителе иером. Тихоне (упом. в 1794) велось восстановление Успенской ц., обвалившейся «от неискусного ея устройства». В 1808 г. строитель иером. Иосиф завершил восстановление Успенского храма и поставил настоятельские кельи. При иером. Иринее (1810-1820) по составленному им плану был возведен первый каменный двухэтажный Успенский собор. В нач. 20-х гг. XIX в. была сооружена каменная монастырская ограда. Благодаря деятельности Воронежских епископов свт. Антония (Смирницкого) и Игнатия (Семёнова) при настоятелях иеромонахах Иннокентии (1826-1839), Викторе и Полиевкте (1838-1860) В. м. стал одним из духовных центров Юж. России. В 1839 г. в обители была освящена колокольня, вскоре начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица», здания приюта для мальчиков. По благословению свт. Антония ежегодно в 7-ю неделю по Пасхе совершался крестный ход с чудотворной иконой свт. Николая из мон-ря в собор г. Валуйки, икона торжественно возвращалась в обитель на Духов день. С 60-х гг. XIX в. при В. м. действовала школа для детей-сирот, проживавших в подмонастырской слободе. Мон-рь одевал, обувал, кормил и обучал ок. 100 детей, которые вместе с насельниками пели в монастырском хоре. В обители существовали крупная б-ка, иконописная, столярная, кузнечная, сапожная, портняжная, слесарная мастерские, водяная и паровая мельницы, свечной завод, аптека и приемный покой для больных. В XIX в. В. м. принадлежало более 100 дес. леса с рощами и 80 дес. луга. Во время первой мировой войны мон-рь обеспечивал деньгами, продуктами и одеждой семьи, кормильцы к-рых воевали на фронтах, в монастырских гостиницах разместились госпитали.

http://pravenc.ru/text/154005.html

во имя прп. Агапита Киево-Печерского («старый хирургический корпус», 1893-1895), корпус для терапевтических больных с домовой ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1897-1898), звонница с 11 колоколами (самый большой - 101 пуд), «покойницкая» часовня, 2-этажный корпус с отд-нием для слепых, малый (Николаевский) барак на 8 кроватей, «заразный» барак на 15 кроватей, здание бесплатной лечебницы для приходящих больных (1897-1898, на месте здания по ул. Артема, 52а), просфорня (1898), аптека с кельями (1897) и, вероятно, св. врата. В аптеке малоимущие граждане получали бесплатные медикаменты по рецептам, выписанным монастырскими врачами. Имелись и 2-этажный корпус с монастырской портняжной мастерской и кельями, 3 сторожки для сестер-привратниц, хозяйственные постройки. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1911 г. Фотография. 2013 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1911 г. Фотография. 2013 г. С разрешения киевского губернатора от 5 апр. 1891 г. по проекту гражданского инженера К. Тарасова вокруг К. м. была возведена каменная ограда. Строительство осуществлялось под рук. иером. Авраамия, главного архит. Киево-Печерской лавры . В ограде имелось 4 входа в мон-рь: с Дионисьевского пер. (ныне Бехтеревский пер.) через св. ворота; через экономические ворота; т. н. Житомирские ворота, которые прилегали к упраздненному кладбищу Вознесенской ц.; с сев. стороны через Глубочицкое шоссе. За оградой К. м. были сооружены 2-этажная гостиница, странноприимный дом, 2-этажный корпус для духовенства и хозяйственные постройки. 6 сент. 1895 г. К. м. был выделен «Ярославов вал», расположенный в Лукьяновском полицейском участке, между упраздненным Вознесенским кладбищем и монастырской оградой. 22 июля 1896 г. игум. Каллисфения подала рапорт на имя митр. Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева) , в котором испрашивала благословение на сооружение на этом участке собора во имя свт. Николая Чудотворца. 21 авг. 1896 г. св. мч. имп. Николай II Александрович собственноручно положил 1-й камень в его основание.

http://pravenc.ru/text/1684551.html

Александро-Невский собор в Вятке. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Александро-Невский собор в Вятке. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Собор во имя Св. Троицы с колокольней в Вятке (1760–1772). Фотография. Нач. XX в. Православие пришло на Вятскую землю из Новгорода с первой волной рус. колонизации. По преданию, ок. 1383 г. на берегу р. Великой, где впосл. возникло с. Великорецкое (ныне Юрьянского р-на) явился чудотворный образ свт. Николая, к-рый в кон. XIV - нач. XV в. был перенесен в Никольскую ц. в Вятке (Хлынове). После перенесения образа 21-28 мая ежегодно совершался крестный ход из Хлынова к месту явления иконы. До сер. XVII в. в крае было основано ок. 15 монастырей (преимущественно в кон. XVI столетия). В окт. 1657 г. была учреждена Вятская и Великопермская епархия (см. Вятская и Слободская епархия ), первым Вятским архиереем стал еп. Александр . Его преемником являлся архиеп. Иона (Тугаринов) , чьими трудами на Вятке были построены первые каменные храмы. В 1676 г. в кремле Хлынова, близ вскоре сгоревшего деревянного собора во имя свт. Николая, началось возведение кафедрального собора во имя Св. Троицы, собор с приделом во имя свт. Николая был освящен в 1683 г. В Хлынове были построены также каменный архиерейский дом с домовой церковью, Спасский (1693) и Воскресенский (1695) соборы. В XVIII в. в епархии осуществлялось просвещение удмуртов, к кон. столетия 98% удмуртов, живших в Вятской губ., были крещены. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вятке. 1778 г. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вятке. 1778 г. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком Александро-Невском мон-ре. 1775 г. Фотография. 2006 г. Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком Александро-Невском мон-ре. 1775 г. Фотография. 2006 г. В нач. 1917 г. в Вятской губ. насчитывалось 905 правосл. церквей, 13 муж. и 2 жен. монастыря. Вслед. антицерковной кампании к 1927 г. в Вятской губ. оставалось 67 церквей. С 1922 г. на территории К.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

При И. 18 марта 1838 г. Бетькинская жен. община была преобразована в третьеклассный уфимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь , первую, а затем крупнейшую жен. обитель епархии. В 1840 г. в г. Мензелинске была основана Пророко-Ильинская жен. община, впосл. обращенная в мон-рь. Важнейшим результатом деятельности И. стало значительное увеличение количества церквей в Оренбургском крае. Строились в основном каменные храмы, несмотря на дозволение оренбургско-уфимскому епархиальному начальству без сношения с Синодом возводить деревянные церкви упрощенного типа (указ от 31 марта 1839). При И. были построены и освящены соборные храмы в крупных городах: кафедральный собор в честь Воскресения Господня в г. Уфе (24 авг. 1841) с приделами в честь Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери (с перенесением в последний из старого собора чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери); собор во имя Св. Троицы в г. Бирске (31 мая 1841) с приделами в честь Рождества Пресв. Богородицы (7 сент. 1840) и свт. Николая Чудотворца (18 янв. 1841); собор во имя Св. Троицы в Златоустовском заводе (ныне Златоуст; 6 июня 1842) с приделами во имя св. Александра Невского (23 авг. 1842) и Благовещения Пресв. Богородицы (24 янв. 1843); Александро-Невский собор в г. Уральске (1837-1850); заложен 5-главый 3-престольный Казанский собор в г. Стерлитамаке (1837-1851), освящен его левый придел во имя свт. Николая Чудотворца (1838). В Уфе были освящены ц. св. кн. Александра Невского (26 сент. 1836), заложенная 18 сент. 1824 г. в присутствии имп. Александра I ; ц. Нерукотворного образа Спасителя (1 сент. 1844); ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (15 июля 1845) - памятник русским воинам, павшим при штурме г. Казани войсками Иоанна Грозного в 1552 г. В уфимском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре продолжалось строительство теплого храма во имя свт. Митрофана Воронежского (30-е гг. XIX в.- 1852). Были возведены также Михаило-Архангельская ц. (1842-1845; освящена в 1847) в г. Бирске, Смоленская кладбищенская ц. (1847) в г. Оренбурге и др.

http://pravenc.ru/text/577984.html

Николаевская пустынь на реке Гнилуше Коломенского уезда, по предположению исследователей, была основана не ранее 1662 г. Настоятелем в ней в эти годы был Макарий. По другим данным пустынь существовала уже в 1622 г. Публикуемая ниже переписная книга 1701 г. позволяет уточнить дату ее возникновения. Так, среди документов, хранившихся на момент переписи в монастырской казне, находилась «выпись с писцовых книг Коломенского уезду писца Семена Усова да подьячего Ерасима Михайлова 136-го и 137-го годов на церковною николаевскую землю и сенные покосы» (см. публикацию, л. 723 об.). Это позволяет утверждать, что во время писцового описания 1620-х гг. монастыря здесь еще не было, а на его месте стояла церковь во имя свт. Николая Чудотворца, имевшая в своем владении землю. Позднее право на эту землю получила Гнилушская пустынь. В монастырском архиве в начале XVIII в. хранилась данная грамота «коломенского архиепископа на церковную никицкою землю и на сенные покосы, что в Коломенском, за ево архиерейскою печатью и за приписью казначея ево иеромонаха Сергия» (см. публикацию, л. 724). К сожалению, грамота в переписной книге не датирована, поэтому время ее составления можно определить лишь предположительно. В описании упоминается коломенский архиепископ. Статус архиепископии Коломенская кафедра получила в 1672 г., следовательно грамота была составлена не ранее этого времени. Следует обратить внимание и на то, что в грамоте упоминается «никицкая» земля, очевидно, принадлежавшая церкви вмч. Никиты, которая затем фигурировала как надвратная Николаевской Гнилушской пустыни. К началу 1680-х гг. во вновь основанной пустыни был возведен соборный храм во имя свт. Николая Чудотворца «о пяти главах», в 1681/82 гг. настоятель получил на нее антиминс (см. публикацию, л. 715 об.). К началу XVIII в. каменными оказались практически все монастырские постройки: собор во имя свт. Николая Чудотворца, надвратная церковь во имя вмч. Никиты и колокольня. В 1701 г. Никитская церковь перестраивалась. На эту работу подрядился солигаличский посадский человек Яков Никифоров Кринкин . В стадии строительства находились также каменные монашеские кельи и хлебня. Деревянной в монастыре оставалась лишь ограда: «По полуденной стране извне по косогору по заметом до скотцкого двора по заметы мерою длины сорок три сажени с аршином. С северные страны от каменных келей до того же скотцкого двора по заметом длины сорок четыре сажени с аршином. По заподной стене по заметом скотцкого двора изнутри монастыря мерою ширины осмнатцеть сажен с аршином» (см. публикацию, л. 728 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10264715/

При И. был достроен и 30 окт. 1776 г. освящен в честь Воскресения Христова теплый кафедральный собор, о ремонте и благоукрашении к-рого архиерей заботился вплоть до кончины: в 1794-1795 гг. кровля собора была перекрыта листовым железом, в июне 1795 г. поставлен новый крест на главе, тогда же иконописцем Андреем Елизаровым был написан запрестольный Владимирский образ Божией Матери. По инициативе И. в архиерейском дворе был построен 2-этажный корпус, на нижнем этаже которого разместилась мастерская для производства восковых свечей. В Вологде епископ освятил каменную кладбищенскую ц. во имя Лазаря Праведного (1 мая 1790), приходские церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1713-1777) на Сенной пл., в честь Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (1778), в честь Рождества Пресв. Богородицы (1779?) на Нижнем долу, во имя арх. Гавриила (1780?), а также теплый храм во имя прп. Варлаама Хутынского (1780) в бывшем Илиинском муж. мон-ре. Вместо обветшавшей деревянной Екатерининско-Фроловской ц. в Вологде был построен одноименный каменный храм (1776) с колокольней и оградой, древние иконы и утварь из старой церкви были перенесены в новую. 7 нояб. 1791 г. И. освятил каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1781-1791; закрыт в 1937, разрушен в кон. 50-х гг. XX в.; совр. Усть-Кубинский р-н Вологодской обл.). При И. были возведены каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца (1773-1785) в с. Браткове на месте сгоревшего в 1773 г., каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1796) в с. Байдарове Никольского у. В 1783 г. архиерей выдал грамоту на строительство каменного 2-этажного храма во имя свт. Николая Чудотворца и прав. Прокопия Устьянского в Вельском у. Однако преемник И. еп. Арсений (Тодорский) решил освятить ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а не во имя св. Прокопия Устьянского, поскольку «имени его не было в святцах» ( Веревкина Г. А. О судьбе мощей прав. Прокопия Устьянского//Святые и святыни северорус. земель: Мат-лы VII науч. конф. Каргополь, 2002).

http://pravenc.ru/text/674003.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010