Все строения сначала были деревянные. Около 1427 г. выстроен нынешний белокаменный храм. Особенностью его архитектуры являются полукружия над серединами четырех стен, как у церкви Спаса в Переяславле, а также форма покрытия восьмигранного купола, похожая на конус. Древний купол рухнул при пожаре 1812 г., но нынешний своим видом должен напоминать о прежнем. В середине XIX ст. пристроены приделы: правый – Успения Пресвятой Богородицы, левый - преп. Андроника; освящены 16 мая 1848 г. и 15 октября 1850 г. Иконостас, стенопись новые, XIX ст., но некоторые иконы сохранились древние. В храме находятся под спудом мощи преп. Андроника и второго игумена преп. Саввы. Нынешняя ограда с башнями XVIII ст. Колокольня построена в 1799 г. по проекту архитектора Родиона Казакова на средства купца Семена Прокопьевича Васильева. Церковь в ней освящена в 1803 г. во имя Симеона Сродника Господня. Сохранилась древняя трапезная 1506 г. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Существенно новое в московскую архитектуру внесли зодчие Спасского собора Андроникова монастыря, выстроенного в 20-е годы XV века. Они решительно переработали всю композицию четырёхстолпного храма. Видоизменён основной четверик здания, его угловые части резко опущены, так что центральные членения фасадов кажутся энергично приподнятыми. Большой подъём подпружных арок создал основу второго яруса из трёхлопастных арок с крупными кокошниками, повёрнутыми по диагонали. В основании стройного барабана главы - венок меньших кокошников. Килевидное очертание кривых подчеркнуло динамику сложного ярусного верха, проникнутого активно нарастающим кверху движением как бы пружинящих арок. Этот памятник архитектуры свидетельствует о большой творческой работе зодчих, росте самобытных черт, коренном переосмыслении крестово-купольной системы храма. Собор Спаса Нерукотворного Образа Андроникова монастыря - высшая точка этих исканий. Из книги: " История Русского искусства " . Том 1. - Москва: " Изобразительное искусство " , 1991

http://sobory.ru/article/?object=04155

Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 г. храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 г. Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма. Ныне обе церкви заняты выставками Эрмитажа. Образованная еще в 1991 г. община тщетно пытается вернуть собор верующим – администрация его не отдает, ссылаясь на музейные правила. http://www.encspb.ru/object/2805467476 Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 9 декабря 2014 года, спустя многие годы, открыта для посетителей. Это событие было приурочено к 250-летию Государственного Эрмитажа. Возрожденный храм стал частью экспозиции " Русская культура второй половины XVIII века " . Реставраторы в точности воспроизвели интерьер и отдельные элементы храмового убранства. Восстановлен иконостас. Часть икон сохранилась, а на месте недостающих - серое полотно: реставраторы надеются, что образа будут найдены, и не заменяют их копиями. В храме выставлены некоторые святыни, связанные с царской семьей - например, принадлежавшие императору Александру II иконы святого Александра Невского, преподобного чудотворца Тита и мученика Поликарпа, а также хранившийся в храме с 1763 года напрестольный крест " Кунерсдорфский " (изготовленный после победы русского оружия под Кунерсдорфом, в ключевом сражении Семилетней войны). Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что церковь до революции являлась домовым храмом семьи Романовых. Если с комплексом в Екатеринбурге связаны трагические страницы истории царской семьи, то с церковью Зимнего дворца связаны радостные, светлые события в жизни русских царей и их домочадцев: здесь они венчались, крестили детей, отмечали торжественные даты. По мнению Пиотровского, храм должен нести " прежде всего мемориальную функцию " . Богослужения в нем будут совершаться лишь несколько раз в году. В открытии принял участие глава объединения семьи Романовых князь Дмитрий Романович.

http://sobory.ru/article/?object=13366

В 1780 году село Трёхсвятское получило городской статус: согласно указу императрицы Екатерины II, оно стало уездным городом Вятской губернии - Елабугой. К тому времени новоиспечённый город состоял из четырёх сотен домов, в которых жили около тысячи человек. Старые церкви становились тесны для растущего числа прихожан. Сказалось и их географическое расположение. Елабуга, согласно регулярному проекту XVIII века, по большей части делились на прямоугольные кварталы со взаимно перпендикулярными улицами, в свою очередь окружёнными по периметру двух- и трёхэтажными зданиями. В центре города при этой планировке как раз и оказалась территория, где стоял Спасский собор. Обе церкви, Спаса Нерукотворного Образа и Казанской иконы Божией Матери, были разобраны, и на их месте с 1808 года началось строительство кирпичного храма за счёт государственных средств. Уже в 1811 году освятили его Казанско-Богородицкий и Михаило-Архангельский приделы, а в 1816 году - главный престол. Священник Николай Иванович Шишкин, однофамилец семьи известного живописца, в своей " Истории города Елабуги с древнейших времён " свидетельствует, что Спасский собор о трёх приделах был " освящён в 1821 году преосвященным Амвросием Епископом Вятским и Слободским при протоирее собора Павле Юрьеве, благолепное служение которого долго вспоминалось гражданам Елабуги " . Храм получился представительным: большое четырёхстолпное двусветное здание, возведённое в традициях классицизма, венчалось пятью красочными куполами на восьмигранных барабанах. Старый храм в 1820 году полностью разобрали, а в 1877-м году на его месте возвели небольшую часовню Святого Благоверного Князя Александра Невского. Она построена на благотворительные средства и к сегодняшнему дню неплохо сохранилась. В августе 1850 года огромное бедствие постигло город: сильнейший пожар уничтожил более полутысячи деревянных зданий, в том числе и жилых домов. Это стало дополнительным стимулом к интенсивному каменному строительству. С 1855 по 1864 год серьёзной реконструкции подвергся и Спасский собор. В ходе её значительно расширили в западном направлении помещение трапезной, приделы которой были освящены в честь Михаила Архангела и чудотворной иконы " Всех скорбящих Радость " , а самое главное - возвели новую колокольню в целых пять ярусов. Если прежняя звонница была встроена в трапезеую, то новая колокольня соединилась с ней теперь уже весьма протяжённой галереей. Тогда же у собора появилась и красочная ограда, существующая и поныне. В результате этой кардинальной перестройки, проведённой на частные пожертвования прихожан храма и городских меценатов, Спасский собор Елабуги обрёл свой нынешний облик. Теперь это был целый храмовый комплекс, здесь органично объединялись три основных компонента: просторная и тёплая церковь, длинная одноэтажная трапезная и высокая колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=07900

крепости на оные затерялись, то не выдано ни плана, ни межевой книги на владение теми покосами, дело же о том производится в Московской межевой канцелярии; впрочем с разрешения Вятского губернского землемера выдана выкипировка с неутвержденного и подлежащего рассмотрению сената плана Вятской губернии и уезда дачи выгонной земли г.Вятки на означенные покосы. Как подворьем, так и покосами ныне пользуется духовенство. На содержание церкви, кроме постоянных временных добровольных приношений обращаются % с ценных бумаг, каковые следуют. Всего в церковных бумагах по книжке сберегательной кассы имеется капитал причта 8217 р.50 коп. Здания при сей церкви суть: а) 3 каменных дома со службами, построенных на церковной земле. Эти дома заняты духовенством сей церкви. б) 2 каменных корпуса в черте церковной ограды по сторонам колокольни с 2 магазинами и лавками, приносящие доходы церковной казне с августа 1905 г. 1090 р. Опись церковного имущества составленая в 1858 г. и скрепленная ВДК имеется. Исповедные росписи с 1798 г. хранятся в целости. http://urzhum-uezd.ortox.ru Комментарии и обсуждение Спасский собор (образа Нерукотворного Спаса) построен в 1769 г. Приделы св. вмч. Екатерины и Казанской иконы Божией Матери. Закрыт в 1929 г., возобновлён в 1999 г. Восстанавливается колокольня в прежних формах. Спасский собор, каменный, построен в 1767 году. Причта по штату положено: 1 протоиерей, 2 священника, 1 диакон, 3 псаломщика. Все члены причта помещаются в казенных квартирах. Земли усадебной 1258 сажень, сенокосной 25 десятин. Братский денежный доход: протоиерею 1535 руб., священнику 1150 руб., диакону 767 руб., псаломщику 384 руб. Прихожан православных русских 229 муж. пола и 321 жен. пола. В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.» --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08731

Церковно-приходская школа устроена одна для всех приходов и содержится на средства всех городских церквей, на содержание ее от сей церкви выдается 35 руб. в год. Кроме того, в приходе сей церкви имеются две министерских школы. Население прихода: 671 душа муж. пола и 689 душ жен. пола, население православное. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г. Высокая двухэтажная одноглавая каменная церковь с трапезной и колокольней построена в стиле сибирского барокко. Здание строилось с 1753 г., нижний теплый Спасский храм освящен в 1760 г., верхний холодный Ильинский - в 1776 г. Церковь действовала до 1936 г., затем использовалась под склад, спортшколу, музей и архив. Возвращена верующим в 1990 г., позднее отреставрирована. В настоящее время имеет статус кафедрального собора. В рамках реставрации в 2014-2016 г.г. были выполнены работы по реставрации конструкций крыши с заменой кровельного покрытия, инъектирование наружных стен фасадов, реставрация фасадов - кирпичной кладки, лепного декора, оконных и дверных блоков, укрепление грунтов, устройство организованного водостока. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Кафедральный собор Спаса Нерукотворного Образа г. Тара - памятник церковного зодчества 2-ой половины XVIII в. (1753-1776 г.г.), старейшее в Омской области каменное здание и единственный храм в стиле сибирского барокко с оригинальными элементами в декоре. Памятник архитектуры федерального значения. В ходе нескольких реставраций, последняя из которых завершилась в 2019 году, здание церкви было полностью переделано и в настоящее время не имеет практически ничего общего с оригиналом: возведена новая, никогда не существовавшая пристройка - двухмаршевая наружная лестница с кирпичными стенами; появились непропорциональные балконы на южном и северном фасадах (фотодокументы свидетельствуют о существовании балкона только на северном фасаде, при этом не исключено, что ещё один балкон был и с южной стороны, но вид восстановленных балконов полностью не соответствует известному оригиналу); переделаны практически все декоративные элементы фасада, установлены непропорциональные купола и уничтожен исторический культурный слой вокруг храма.

http://sobory.ru/article/?object=07876

Работы, связанные со строительством нового храма, длились в течение 10 лет. Яков Федорович не дожил до открытия Спасского собора чуть больше года – он скончался 11 сентября (по старому стилю) 1897 г. Поскольку у Голубицкого не было детей, все свое имущество он завещал родному племяннику Дементию Пантелеевичу Конжукову, который завершил строительство храма и стал его первым старостой. Именно Конжукову удалось договориться, чтобы освящение храма в Павлограде совершил почитаемый на Руси праведник отец Иоанн Кронштадтский. Также Дементий Пантелеевич обратился с прошением к вдовствующей императрице Марии Федоровне, которая по его просьбе передала в дар новому павлоградскому собору точную копию чудотворной иконы Нерукотворного Спаса, сохранившей царскую семью во время крушения поезда. 15 октября (по старому стилю) 1898 г. протоиерей Иоанн Кронштадтский освятил Спасский собор в Павлограде. Это подтверждают документы Российского Государственного Исторического архива (Санкт-Петербург) и Российской Национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. В них сохранились подробности пребывания праведника в нашем городе. Приезд отца Иоанна стал выдающимся событием для уездного города Павлограда. Массы почитателей святого съезжались из разных городов и сел: одни – с намерением получить благословение пастыря, другие – с просьбой помолиться о них, третьи – в надежде получить исцеление от своих недугов. Состоятельные люди выезжали навстречу протоиерею Иоанну, покупали места в одном с ним поезде и делали все возможное, чтобы увидеться с батюшкой. Задолго до его приезда на имя отца Иоанна стали приходить десятки телеграмм и множество писем из разных мест. В Павлограде не хватало квартир, чтобы расселить всех приезжих. Паломники ночевали прямо на улицах, ожидая освящения храма. Кронштадтский праведник прибыл в Павлоград из Санкт-Петербурга 14 октября. На вокзале его встретили городской голова А.В. Парманин, Дементий Конжуков, несколько тысяч горожан и крестьяне из окрестных деревень. Остановился дорогой гость вместе с екатеринославским епископом и губернатором в доме Конжукова (двухэтажное здание на ул. Шевченко возле БТИ, где сейчас располагается спорт-бар и страховая компания). Там его хлебом-солью приветствовали в полном составе все гласные (депутаты) городской думы.

http://sobory.ru/article/?object=20130

Алтарь Алтарь церкви Спаса на Сенях состоит из трех частей, объединенных широкими арочными проемами. Каждая из этих частей перекрыта коробовым сводом и заканчивается полукруглой апсидой. В сводах апсид располагаются три большие композиции: в центральной апсиде — «О Тебе радуется», в жертвеннике — «София Премудрость Божия» и в диаконнике — «Распятие с таинствами». На западной стене располагаются три большие композиции: «Сотворение мира» в алтаре, «Что Тя наречем» в жертвеннике и «Похвала Богородицы» в диаконнике. Также в алтаре изображены композиции «Тайная вечеря», «Се Агнец Божий» и «Омовение ног». На стенописи «О Тебе радуется» изображена Богоматерь с младенцем. Эта композиция повествует о литургическом восхвалении в честь Богородицы. Интересная деталь: на росписи приведен полный текст песнопения, а его отдельные части являются подписями к существующим изображениям — «освещенный храм», «ангельский собор», «человеческий род». Богородица с Младенцем Христом изображена восседающей на престоле, расположенном перед храмом в райском саду. Их окружают архангелы. Композиция разделена на две части: небесную и земную. Их связывает изображение Иоанна Предтечи, держащего в одной руке свиток, а в другой — жертвенного агнеца. Фигура святого символизирует собой пророчество о Боговоплощении и об искупительной жертве Иисуса Христа. На стенописи «София Премудрость Божия» София изображена в виде огненноликого ангела на престоле, рядом с ним помещены Богородица, Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и Иоанн Златоуст. На росписи «Сотворение мира» в верхней части изображен Бог Отец во славе. Он окружен изображениями небесных сил. Ниже рассказывается история сотворения мира, показаны Адам и Ева, их изгнание из рая, убийство Каином Авеля. Солея Солея — это место в храме, расположенное на возвышении, перед алтарной перегородкой и иконостасом. В церкви Спаса на Сенях солея расположена необычно высоко, практически на высоте человеческого роста. Сама солея украшена аркадой, опирающейся на колонны. На восточную стену церкви и на аркаду помещены изображения иконостаса, которые выполнены в виде фресковой росписи, а не как конструкця из отдельных икон. В иконостас храма Спаса на Сенях вошли изображения деисусного, пророческого и праотеческого и праздничных рядов. Три первых верхних ряда изображены на сплошной стене, праздничный разместился ниже, между арками, которые соединяют аркаду солеи и восточную стену. Они размещены кольцеобразно: на внутренней стороне арки и на стене.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Более полутора веков простоял Спасо-Преображенский монастырь в Кремле. И лишь когда Иван III начал в Кремле великую стройку, места для Спасской обители и ее полноценной жизни там уже не оказалось. Ведь Иван III строил не только мощные соборы, но и, по желанию Софьи Палеолог, новый каменный дворец, и Спасский монастырь оказался стеснен обширными дворцовыми постройками. Между тем, в Кремле уже стояли другие монастыри –Чудов и Вознесенский, а сильный пожар 1488 года сильно повредил старую Спасскую обитель. И в 1490 году великий князь Иван III перенес ее на крутой и живописный берег Москвы-реки в 5 верстах от Кремля. Там монастырь стал именоваться Новоспасским. Спас на Бору остался дворцовой церковью для мирян. Домовым для великих князей уже был Благовещенский собор, и прихожанами Спаса на Бору стали многочисленные дворцовые слуги. Для них специально служили раннюю литургию, чтобы они успевали вовремя приступить к исполнению своих обязанностей. Но в престольный праздник службу здесь совершал всегда сам патриарх. В храме оставались святыни: чудотворная икона «Похвала Богородицы», оклад с образа Спаса Нерукотворного, которым Фома Палеолог благословил свою дочь, а на аналое лежала икона Всемилостивого Спаса, привезенная в Москву, по преданию, самой Софьей Палеолог. Церковная жизнь в храме не затихала, он по-прежнему имел высокий статус кремлевской дворцовой церкви, соответствующий статус имели и его настоятели. Так, в середине XVI века его настоятелем был протопоп Ермолай (в монашестве Еразм), переведенный в Москву из Пскова, который написал знаменитую «Повесть о Петре и Февронии». По приглашению митрополита Макария он участвовал в создании Великих Четьих Миней и даже обращался к Иоанну Грозному с предложениями о преобразованиях: например, он призывал не платить денежного жалования служилым, а лишь обеспечивать их поместьями, освободить крестьян от денежных податей и тяжелой ямской повинности. А позднее в протопопы Спаса на Бору прочили будущего расколоучителя Аввакума Петрова.

http://pravoslavie.ru/568.html

По сторонам храма располагаются небольшие часовни. Культовые постройки образуют компактуную симметричную группу с живописным пространственным силуэтом. Её оттеняет подчёркнуто будничный облик корпусов на западной границе кладбища. Церковь Спаса Нерукотворного - замечательный памятник архитектуры русского стиля, отличающийся необычно развитым силуэтом, сформированным 19 большими и малыми главами. Чрезвычайную ценность представляет полностью сохранившийся интерьер. Резной кипарисовый, не окрашенный главный иконостас специалисты оценивают как произведение, " выполненное на столичном художественном уровне " . В интерьере храма сохранились роспись клеевыми красками. Из множества прекрасных росписей храма стоит ометить выполненные на западных пилонах изображения настенных фигур святителей Арсения и Варсонофия Тверских, преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских (с юга), Александра Невского и Михаила Тверского, Нила Столобенского и Макария Калязинского (с севера). Архитектура краснокирпичной церкви восходит к типовым проектам, разработанным в 1830-е годы замечательным русским архитектором К. А. Тоном в русско-византийском стиле. Основной объём храма прямоугольный в плане, вытянут с севера на юг, как и трапециевидный алтарный выступ. Храму равна по площади трапезная со скруглёнными углами и несколькими главками над карнизами. Квадратный в плане двухъярусный западный притвор завершён двумя ярусами кокошников в основании четырёхскатного колпака с чешуйчатой главкой. Подчёркнутая аккуратность лицевой кладки кирпичных стен обыграна в разнообразном декоре. Часовни по сторонам церкви, завершённые, как и западный притвор, колпаком с главкой, отличаются от храма контрастом белёных рельефных частей и лицевой кирпичной кладки, а также иными элементами декора. Кирпичные стены построек на флангах оштукатурены. Дом к югу от входа в ограду, видимо, удлинён при перестройке. Одноэтажная деревянная просфорная (к северу от этих корпусов) имеет нейтральный облик. Настоятель храма, священник И. Н.

http://sobory.ru/article/?object=07755

В.И. Шабалин. «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание», Вятка, 1912 г. Дела архива Вятской духовной консистории: 175/1770 (освящение Спасского собора), 139/1773 (построение колокольни), 83/1777 (построение каменного собора вместо старого каменного), 292/1783 (освящение Тихвинского придела), 293/1797 (освящение Спасской церкви), 558/1800 (освящение собора), 669/1818 (освящение Петропавловского престола). Ныне существующее здание собора построено в 1769 г. с благословения преосвященного Варсонофия на счет прикладной суммы, приобретенной во время крестных ходов по городу и селам от доброхотных дателей. Зданием церковь каменная 2-х этажная с каменной колокольней, обстроена во всех частях, крепка. Престолов в ней шесть, из коих в верхнем холодный храм главный, в честь нерукотворного образа Спасителя, второй придельный на полуденной стороне в честь Вознесения Господня; третий придельный с северной стороны во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в нижнем теплом храме 4-й главный придел во имя Пресвятой Богородицы явления ея иконы в г. Казани, 5-й придел с полуденной стороны во имя святой мученицы Екатерины, 6-й придел с северной стороны в честь Рождения Пресвятой Богородицы. Утварью достаточна. Причта положено : протоиерей, 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На лицо состоит 2 протоиерея, 1 из них на священнической вакансии, а второй на псаломщической вакансии, 3 диакона, из них 2 на псаломщической вакансии. Домов соборное духовенство не имеет, а проживает в казенных домах, построенных на счет прикладной суммы собора в отдельном от него подворье. Земли занимаемой подворьем казенные Спасской соборной церкви находится с усадебной 1258 кв. сажень. На владение этой землей акты и планы имеются; последние при прошении о заменении их по ветхости новыми, находятся в Вятском губернском правлении по случаю производства там дела. Кроме того, имеется при сей церкви издавна бвших прикладных покосов в разных местах близ реки Вятки, в количестве 25 1/7 дес., но т.к.

http://sobory.ru/article/?object=08731

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010