2. Спасский Собор, теплый, во имя Спаса Нерукотворного Образа (16 Августа), с приделами: 1) Святителя Алексия, Митрополита Московского (при Настоятельских кельях), 2) Свв. Мучеников Фотия и Анниты, 3) Св. Прав. Анны. 3. Воздвиженский Собор в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (праздник 14 Сентября, при наиболее многолюдном стечении народа). 4. Церковь Всех Святых, бывшие покои Архимандрита Фотия. 5. Церковь Похвалы Богородицы под Спасским Собором с гробницами возобновителей Обители, Архимандрида Фотия и графини Анны. 6. Церковь Св. Архистратига Михаила, в летних бывших Митрополичьих покоях. 7. Церковь Неопалимой Купины при больнице монастырской. 8. Церковь Св. Великомученика Пантелеймона за стенами Монастыря (праздн. 27-го июля). 9. Скит Перынский с древней церковью Рождества Богородицы, в 1 версте от монастыря, на берегу Озера Ильменя (большое стечение народа 8-го Сентября). Архимандриты – Настоятели монастыря (со времени его возобновления при Арх. Фотии) 1. Фотий (1822–1838 г). 2. Мануил (1838–1857 г.). 3. Варлаам II (1857–1860 г.). 4. Геронтий (1860–1865 г.). 5. Герман (1866 г.). 6. Иоаким 1866–1878 г.). 7. Исаия (1878–1896 г.). 8. Владимир (1896–1905 г.). 9. Иоаникий (1905–1907 г.). 10. Иосиф (с ноября 1907 г.). Часы Богослужений Утреня в 3 ч. утра. 1 ранняя обедня (в Церкви Похвалы Богородпцы) в 5 ч. утра. 2 ранняя (в Церкви Всех Святых, по субботам) в 6 ч. утра. Поздняя обедня в 9 ч. утра. Вечерня зимой в 4 ч., летом в 5 ч. вечера. Всенощная накануне воскресных и праздничых дней вт. 6 ч. вечера. Акафист Св. Великомученику Георгию по Воскресным дням после вечерни. Юрьев монастырь (по описанию А. Муравьева) После многих лет обитель Юрьевская приняла меня опять под гостеприимную сень свою. Это было в осенний вечер в час воскресной всенощной, она совершалась в подземной церкви Похвалы Богоматери, там где погребен обновитель Юрьева, который некогда с любовью принимал меня в мирных стенах. Такое воспоминание располагало к молитве. Благообразна была и пещерная церковь , устроенная по подобию древних катакомб, но великолепно украшенная! Мрамором устлан помост её, по мраморным сводам рассыпаны золотые звезды; бронзовый иконостас исполнен весь славой Божией Матери ибо Она изображена повсюду в многознаменательных символах: то в виде неопалимой купины, какая некогда явилась Моисею в пустыне, но обнесенная звездообразным венцом ангельских сил; то с олицетворенной похвалой неба и земли вокруг Неё, с ликами земных ангелов и небесных человеков; то радостью всех скорбящих или одигитрией – путеводительницей странных; то неизреченной на языке человеческом, по благодати Её исполняющей, или живоносным источником исцелений, каким явила Себя в Царьграде, или как на Афонской горе в необъятном пламени Своей славы, или венчаемой от всея Троицы, как приятелище нестерпимого Божества. Все гласит о Ней внутри сего священного подземелья, где никогда не умолкает в честь Её чтение акафиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

7. Наука и образование как основа интеллектуального и духовного соборного возрождения России. – Фурсей Г.Н. (д.ф-м.н., профессор, заслуженный деятель науки России, лауреат госпремии). 8. Россия в условиях диктатуры западных геополитических проектов. – Кугай А.И. (д.ф.н., профессор). 9. Основные принципы современной государственной идеологии России. – Степанов А.Д. (руководитель РНЛ, публицист). 10. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. – Шкаровский М.В. (д.и.н., профессор). 11. О возможности духовного просвещения в рамках преподавания психологических дисциплин и исследования духовно-нравственных явлений. – Манёров В.Х. (д.п.н., профессор). 12. Новые формы неофашизма в современном мире. – Артюх А.А. (пред. Нар. Собор СПб). Кофе-пауза (14:00-14:40) II часть (14:40-17:00) 13. Подмена национальной идеологии. Результаты либерально-демократических революций. – Грунтовский А.В. (поэт, драматург). 14. Святой Иоанн Кронштадтский и собор Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце. – Аникин М.А. (ст.н.с. Гос. Эрмитажа, кандидат искусствоведения, доцент). 15. Православие и самоидентификация русских в XXI веке. – Дверницкий Б.Г. (главный редактор журнала «Русское самосознание»). 16. Современные ереси как фактор, ускоряющий приход антихриста. – Масленников С.М. (писатель, публицист). 17. Православная вера и культура в современной России. – Симаков Н.К. (писатель, публицист). 18. Национальное самосознание русских как залог сохранности нашей государственности. – Федорова Т.Н. (ст. н. с. факультета социологии СПбГУ). 19. Православие и трудовая этика. – Базунов П.В. (предприниматель, член СПИ). 20. Эсхатологическое измерение «русской весны». – Диакон Илья Маслов (г. Москва , преподаватель кафедры теологии ИСОУКиТ). 22. Итоги социологического исследования «Опыт и проблемы, связанные с преподаванием Основ православной культуры в школе. – Прокофьев С.Е. (сотрудник лаборатории социальной педагогики и социальной работы ППФ РГПУ им. А.И.Герцена)

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/18/pr...

Вскоре после его открытия, на Сретенье Господне, было совершено великое освящение храма и отслужена первая после 30-летнего перерыва Божественная литургия, которую возглавил архиепископ Днепропетровский и Криворожский Ириней. Протоиерей Тарас Потеруха отреставрировал и установил иконостасы в южном и северном приделах храма, посвященных Благовещению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю Чудотворцу. 13 июля 1996 года Днепропетровский Архипастырь освятил в них престолы. В том же году, в связи с решением Священного Синода УПЦ об утверждении в Днепропетровской области двух епархий архиепископ Ириней получил титул «Днепропетровский и Павлоградский», следовательно, собор получил статус кафедрального. В 1994 году соборной общине было передано двухэтажное здание, расположенное в церковном дворе. В нем оборудовали помещение для крещения, а также разместили библиотеку, канцелярию, классы для занятий воскресной школы, которая была открыта в том же году, просфорную и трапезную. Все ремонтные работы сделали своими руками. В 1999 году начали работу информационный и миссионерский отделы. В 2002 году была закончена роспись храма, а в начале 2003 года городские власти передали здание, находящееся недалеко от собора, которое в 2004 году было отремонтировано и переоборудовано под учебное заведение для детей. Вскоре школа преобразилась в образовательно-просветительский центр, в который входит четырехгодичная воскресная школа во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Источник: Монастыри и храмы Украинской Православной Церкви В октябре 1888 г. на железной дороге в 27-ми километрах от города Змиев (Харьковская область) в селе Борки произошло важное историческое событие, которое чудесным образом отразилось на дальнейшей судьбе Павлограда. 17 октября (29 октября – по новому стилю) в 14 часов 14 минут на 295-ом километре железнодорожной линии Курск-Харьков-Азов потерпел крушение императорский поезд, в котором царская семья возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург. Техническое состояние вагонов было отличным, они проработали 10 лет без единой аварии. Несмотря на это, во время крушения из 15 вагонов поезда уцелели только 5.

http://sobory.ru/article/?object=20130

За 300 с лишком лет у алтаря Покровской и Никольской церквей было погребено много священнослужителей, храмоздателей и прихожан. Из-за особенностей рельефа местности обзор храма-памятника истории и архитектуры сильно ограничен. Но укрытость в низине, в овраге от посторонних глаз, неприметность сыграли и положительную роль: в годы массового варварского уничтожения уфимских храмов Покровская церковь уцелела в отличие от десятка своих сестёр и дошла до наших дней почти в первозданном виде. Последнюю четверть XIX века и начало ХХ-го здесь служит протоиерей Михаил Михайлович Миронов, далее священники меняются часто: о. Михаил Воздвиженский, о. Александр Куничев и иные. В 1920-х годах церковь принимает обновленческую ориентацию, в течение 15 лет здесь настоятельствует о. Павел Яковлев, редактор журнала «Церковный рассвет». Фактически церковь не действовала с 1937 года, со времени ареста священнослужителей, в мае 1941 г. была закрыта официально. В 1940–50-е годы здесь размещались военный и аптечный склады. По воспоминаниям старожилов, на 20 лет каждая икона церковного иконостаса была бережно закрыта фанерками, дощечками по распоряжению начальника склада, благодаря чему иконостас сохранился от поругания. В марте 1957 г. советская власть возвратила Покровскую церковь верующим как «слабую компенсацию» за взорванный Троице-Смоленский собор. Первым священником после перерыва был о. Валентин Варфоломеев. В1960-е годы здесь служили исповедники веры Христовой, столпы уфимского православия — архимандриты Таврион (Батозский) и Иосиф (Чернышёв). Именно Таврионом были поновлены после открытия, а фактически написаны заново большие клеёные полотна-иконы на евангельские темы во втором уровне храмовой части. Украшением храма является большая икона Спаса Нерукотворного образа, писаная выдающимся уфимским иконописцем и художником А.П. Лежневым (1888–1956), будущим заслуженным деятелем искусств БАССР. Икона была писана им для Воскресенского собора, поэтому едва вмещается в простенок, в коем находится ныне; по сложившейся традиции здесь происходят исповедования. Издавна также почитаемы и любимы народом образ Николы чудотворца (сохраняется на своем месте) и Почаевская икона Богородицы (передана в Рождество-Богородицкий собор). В доме наискось от Покровской церкви большую часть жизни прожила легендарная монахиня Тавифа (в миру Зоя Михайловна Кардаполова, а последние несколько дней схимонахиня Серафима (1903– 1995) — духовное чадо епископа Андрея (Ухтомского).

http://azbyka.ru/palomnik/Покровская_цер...

При Красногорском храме имеется древний Нерукотворенный Образ Спасителя, который явился в давнее время. По первому преданию, образ явился одной слепой девице, мывшей белье на реке Туре, когда река еще протекала вблизи села. Слепая, промывая белье, вынуждена была отталкивать что-то ей мешающее и никакими усилиями оттолкнуть не могла. На просьбу ее о помощи явились люди, увидели икону, но взять ее не решились. Непринятый образ поплыл вниз по течению, до дер. Паршиной, где, вероятно, тоже не решились принять его. Образ снова возвратился в село Красногорское, не взятый с реки, поплыл вверх по течению до дер. Торговой Горы, а оттуда опять, уже в третий раз, возвратился в село Красногорское, где, наконец, жители села приняли его с подобающею ему честью. Другое предание говорит о сильном пожаре в Верхотурье около 1683 г., во время которого древний деревянный собор был объят пламенем, почему церковное имущество, утварь и иконы были вынесены за крепостную стену, на берег Туры. В числе других предметов была вынута из иконостаса и вынесена на берег икона Спасителя, которая, упавши в Туру, приплыла по течению в село Красногорское, где при перенятии ее было несколько чудотворений. Икона эта в вышину 1 арш. 10 верш. и в ширину 1 арш. 5,5 верш. Живопись очень древняя, почерневшая, так что издали лик трудно различить. На задней стороне иконы есть надпись, которую по древности письма нельзя разобрать. С 1738 г., после бывшего в Верхотурье сильного пожара, не пощадившего и собор, икона эта ежедневно в субботу перед Пятидесятницею уносится в Верхотурье, где остается до 30 июня. В период этого времени граждане Верхотурья принимают св. икону в свои дома для служения перед нею молебнов. В приходе села Красногорского существуют две каменных часовне: одна в дер. Тяпкиной-Путимке, построенная в 1898 г., и другая – в дер. Путимцевой, построенная в 1868 г. Кроме того, в дер. Усть-Салде имеется приписная Петропавловская церковь. Приход села Красногорского заключает в себе 35 селений и тянется с запада на восток на 26 верст, а с севера на юг – на 8 верст. Прихожан числится 1595 душ муж. пола и 1696 жен. пола; прихожане – государственные крестьяне, занимаются земледелием, звероловством, сплавом леса по реке Туре в Тюмень, поставкой угля в Салдинские заводы, добыванием и обработкой жерновых камней и сбором кедровых орехов. Население занимается также в небольших размерах выделкою деревянной посуды и плетением рогож. В селе с 1872 г. существует земское училище, а в приходе имеются три школы грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=01200

Справочник-путеводитель " Монастыри русской православной церкви " под ред. Рудин и Кузнецов, 2001 г. Юрьев монастырь основан на левом берегу Волхова в 1030 году князем Ярославом Мудрым после похода на чудь. Там на чудских землях был основан одноименный монастырь в городе, названном Юрьевом (нынешний Тарту). Монастырь князь, названый в святом крещении Георгием (Юрием), посвятил своему небесному покровителю. Юрьев монастырь второй по времени создания после Киево-Печерской лавры монастырь в Древней Руси и старейший в нынешних границах России. Монастырь процветал в эпоху 13-15 вв., владея несметными богатствами и землями по всей Руси; его архимандрит считался вторым человеком в иерархии новгородских священнослужителей после самого архиепископа. После падения Новгородской республики в 16 веке часть земель отошла к Москве, в 17 веке последовало шведское разорение, а в 18 веке по екатериненской церковной реформе монастырь лишился части земель. В начале 19 века монастырь значительно приумножил свои богатства за счет щедрых подарков графини Орловой. Обитель становится одним из крупнейших монастырей России. Произошло это в годы, когда настоятелем монастыря был получивший неоднозначную известность архимандрит Фотий (1792–1838). В 1929 году монастырь был закрыт. Входящих в монастырь встречают Святые ворота и высящаяся над ними четырёхъярусная 52-метровая колокольня, построенная в 1838–1841 гг. архитектором Соколовым по проекту Карло Росси. Строилась колокольня на деньги графини Анны Орловой, правда, уже после смерти Фотия. Колокольня поражает своей величественностью  некоторой несоразмерностью частей. Легенда гласит, что был спроектирован пятый ярус, но вычеркнут на плане императором Николаем I - в те времена существовало правило, согласно которому не полагалось строить на Руси колокольни, превосходившие по высоте колокольню Ивана Великого в Московском кремле. В центре монастырского двора находится Георгиевский собор. Рядом с ним распростёрта каменная беседка с резной чашей. Это святой источник или киворий, вода к которому была подведена от скважины, находившейся в нескольких километрах от монастыря. Во время Великой Отечественной войны труба, соединявшая скважину и киворий, была повреждена, и с тех пор чаша источника пуста. Северо-западнее собора высится ныне восстанавливаемая церковь во имя Спаса Нерукотворного образа (Спасо-Орловская) с примыкающими к ней настоятельскими покоями. На юго-востоке расположен белый Орловский братский корпус. В северо-восточный угол монастырских стен встроен Крестовоздвиженский собор. Недоступна для посетителей южная часть монастыря. Там, за фруктовым садом, виднеется главка церкви, построенной в честь любимой иконы Фотия — Богородицы «Неопалимая Купина». Доступ в этот храм открыт только монашествующим.

http://sobory.ru/article/?object=00164

В 1504 г. рядом с западной стеной поставили каменную трехъярусную трапезную, в которой по желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 г. в третьем ярусе учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 г., затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи. Был также устроен еще один придел – во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери. В 1690 гг. около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус, в этом же веке отстроили братские корпуса. В 1747-1756 гг. стены монастыря стали каменными. По проекту архитектора Казакова рядом со Спасским собором на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. В ней на средства купца С.П. Васильева основали церковь святого Симеона Богоприимца. В середине XVII в. рядом с монастырем рабочие люди образовали слободу, получившую название сначала Андроньевской, а затем Вороньей. У монастыря были приписные крестьяне в количестве 210 дворов на 1700 г. Андроников монастырь был одним из самых богатых: на 1790 г. за монастырем числилось 5,6 га земель под селением, сенокосных земель 4 га, неудобий 4,5 га. Святая обитель использовалась и как место заточения: сюда в 1666 г. в кандалах был привезен проповедник старообрядчества протопоп Аввакум Петров. Его продержали трое суток прикованным к стене в подвале, без воды и пищи, а затем отправили в Андреевский монастырь на Воробьевых горах. В 1812 г. монастырь сильно пострадал от пожара и надругательства французов. При монастыре по традиции было кладбище. Здесь похоронен настоятель Андроник и, по некоторым предположениям, Андрей Рублев. Место могилы, к сожалению, неизвестно. Она уничтожена в советское время. Здесь же где-то покоился прах Симеона Гордого, сподвижника Ивана Калиты. В советское время монастырь был закрыт, было общежитие завода «Серп и Молот». 13 сентября 1927 г. было ликвидировано монастырское кладбище, колокольню в 1930-х гг. взорвали. С 1959 г. в стенах монастыря находится музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. В 1989 г. собор Спаса Нерукотворного образа передан Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03109

В 1920 году он был закрыт. До войны его помещения занимали пограничники; в годы Великой Отечественной войны на монастырской территории находился концлагерь; позже здания обители использовали под склады. Лишь в 1998 году Спасский храм был поставлен на охрану как памятник архитектуры регионального значения. А уже спустя пять лет здесь был организован Казанский приход. В 2004 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий освятил возрождённый Спасо-Казанский монастырь. С тех пор сделано очень многое: построена деревянная церковь святого праведного Иоанна Кронштадтского, восстановлены Святые ворота и Спасский храм, монастырская ограда. В обители действует Музей Патиарха Алексия I. Среди святынь - единственный уцелевший в бурных вихрях ХХ столетия монастырский образ - Казанская икона Божией Матери, чудесным образом обретённая в 2010 году. Та самая, что особо почиталась родом Симанских; та самая, в честь которой была названа монашеская община в 1897 году. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 190, 2016 г. Если вы когда-нибудь были в Острове или проезжали мимо по трассе, то точно видели возвышающиеся над рекой Великой золотые купола. Это главный собор Спасо-Казанского женского монастыря. В народе его называют Симанским, поскольку основал обитель в 1897 году Владимир Симанский — прадед Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I. Сначала, в 1838 году, он построил в своём имении церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, а в 1896 году его сын, брат деда Алексия I Павел Владимирович Симанский, пожертвовал земли и храм, а также дал начальный капитал для устройства женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. 17 августа 1897 г. состоялось торжественное освящение нового монастыря епископом Псковским Антонием. В торжестве участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовным чадом которого был отец Павел, и будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. За время существования монастыря, при нем были организованы церковно-приходская школа, богадельная, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек, а также общество трезвости, в котором к 1902 году состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью.

http://sobory.ru/article/?object=08254

К Спасскому собору были приписаны: кладбищенская Духовская церковь и Никольская церковь при женской прогимназии оба храма находились в г. Каинске. Из учебных заведений в приходе размещались: церковно-приходская школа в г. Каинске, церковные школы грамоты в деревнях Абрамовой и Малининой. Также на территории прихода находилось три училища Министерства народного просвещения. Первое приходское училище было открыто в середине 70-х гг. XIX в. В 1875 г. в нем работало два учителя и обучались 74 мальчика. На его содержание из городского бюджета ежегодно отчисляли 330 руб. В 1885 г. городская управа построила для приходского училища новый дом. В это время в нем работало два учителя и законоучитель. Училище действовало до 1917 г. В 1919 г. на территории собора был похоронен красный командир Добровицкий, а в 1928 г. его останки были перенесены в сквер на центральной площади города (ныне сквер у кинотеатра «Комета»). Конец 1920-х гг. ознаменовался передачей Спасского собора в ведение обновленцев; в нем стал часто служить обновленческий архиепископ Максим Свитич. В 1938 г. из Новосибирска поступило постановление о закрытии Спасского собора, а спустя год, в 1939 г. храм был продан Куйбышевской тюрьме за 18000 руб. и разобран силами заключенных. При сносе здания погибло двое из них. По воспоминаниям старожилов, из кирпича Спасского собора было сооружено здание Куйбышевского педучилища. Перед тем как разобрать храм, иконы, утварь и облачения вынесли из храма. Дальнейшая их судьба неизвестна. Возможно, небольшая часть пополнила фонды Новосибирского краеведческого музея. В настоящее время на месте собора разбит сквер имени В.В. Куйбышева и установлен памятник (перенесен в сквер 6 ноября 1943 г. от дома по ул. Ленина, 2), в честь которого г. Каинск получил свое новое название. В 2004 г. инициативной группой из Новосибирска при поддержке администрации г. Куйбышева, при участии настоятеля Иоанно-Предтеченской церкви священника Вадима Перминова и директора Куйбышевского краеведческого музея Н.И. Павловой было обнаружено место захоронения протоиерея Николая Вавилова. На этом месте установлен памятный знак.

http://sobory.ru/article/?object=43103

Монастырь связан и с именем св. Иоанна Кронштадтского. Он бывал в монастыре каждое лето, начиная с 1891 г.; последний раз он приехал в Леушино незадолго до смерти, в 1908 г. Отец Иоанн освящал закладку зимнего Троицкого собора, по его благословению устроены подворья Леушинского монастыря в Рыбинске и в Петербурге. Игумения Таисия глубоко почитала Иоанна, считала себя его духовной дочерью. После Октябрьского переворота Леушинский монастырь подвергался притеснениям со стороны властей, но все же некоторое время продолжал действовать. В 1931 г. он был закрыт. Монахини перебрались в Ленинград, на Леушинское подворье и там вскоре были арестованы. Игумения Агния, преемница Таисии была расстреляна в начале 1938 г. В 1941-1947 гг. здания монастыря были затоплены Рыбинским водохранилищем. На фотографии 1950-х гг. над водой еще видны колокольня и остатки соборов. Позже исчезли и они. С 1999 г. ежегодно в ночь на 7 июля - день Рождества Иоанна Предтечи - на берегу Рыбинского водохранилища, в селе Мякса, напротив места затопления проводятся молитвенные стояния, устраиваемые санкт-петербургским Леушинским подворьем. Леушинский монастырь был не только православной святыней, но и весьма интересным архитектурным ансамблем эклектики. Самым старым зданием на территории монастыря был деревянный дом - бывший усадебный дом Каргопольцевых, перенесенный на новое место, в юго-западный угол ограды и переделанный под келейный корпус. Следующими по времени постройки были три деревянных двухэтажных корпуса, построенные настоятельницей Леонтией (Ковровой) (между 1877 и 1881 г.). Один из них – настоятельский корпус, в котором была устроена церковь Спаса Нерукотворного Образа, долгое время остававшаяся единственным действующим храмом на территории общины, а затем монастыря. Леонтия (Коврова) начала также строительство каменной монастырской ограды, законченное уже Таисией в 1884 г. В 1887-1891 гг. был построен большой каменный храм – собор Похвалы Божией Матери (арх. М.А. Щурупов), ставший главным храмом монастыря. Вслед за ним построена колокольня с надвратной церковью Иоанна Рыльского, а в 1903 г. началось строительство зимнего Троицкого собора. Эти три монументальных здания играли главную роль в архитектурном ансамбле монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=35039

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010