Народные сказания о происхождении дедовского храма, в основном, не противоречат данным исторической науки. Краеведческая литература и многочисленные свидетельства священника и прихожан дедовского храма указывают на святость места, которое может стать объектом паломничества православных христиан, посещающих Муром и Дивеево. В селе Дедове, километрах в 2 от озера, есть церковь, которой в сентябре 2003 якобы исполнилось 350 лет. История храма, однако, куда глубже, и совсем не проста, хотя нынешнее сооружение выглядит никак не старше 1700-го (основной объем) и 1800-го (колокольня). Местное предание говорит, что некогда на этом месте возник Никольский мужской монастырь с Никольской же деревянной церковью, а монахи жили в землянках. Когда Иван Грозный с войском подошел к монастырю, его конь встал, и не хотел идти дальше. Тогда навстречу царю вышли из своих землянок монахи, или “деды”. Иван пообещал построить Никольский собор из камня, что и исполнил. Это отчасти подтверждается обнаруженной в советское время в церкви иконы Николы, на обороте которой было помечено, что она “поновлена в 1562 году”. В 1981 году ее похитили. Монастырь скоро исчез, только храм остался. Возникшее на его месте село назвали Дедово – в память о тех “дедах”. Писцовая книга за 1629 год фиксирует каменную Никольскую церковь, которую считает строением Ивана Грозного, и каменную же церковь Флора и Лавра, на тот момент даже еще не освященную. До наших дней она не сохранилась. Писцовая книга говорит, что село и окрестности населяли “мордва и татары”. В конце 17 в церковь перестроили, сделав ее Спасской (она и сегодня так называется), а старый Никольский храм вошел в состав Спасской церкви как придел. Вот почему мы видим сегодня относительно новое сооружение и удивляемся, откуда взялась его древняя слава. Колокольню пристроили только в 1847. В 1950-е годы под куполом колокольни нашли странную надпись – “Мастер Григорисонов А.С. 1047 год”, а в другом месте “Григорьев 1081”. Про колокольню говорят, что под ней есть подвал, в котором спрятаны сокровища, и из нее же идет подземный ход на остров Красный озера Свято, тот самый, что плавает. А вот чтобы понять, откуда на храме взялся крест с полумесяцем, придется прослушать предание о том, как появилось само озеро Свято.

http://sobory.ru/article/?object=07872

Никон вряд ли хорошо обдумал свой первый ход в ряде намеченных обрядовых нововведений. Изменение такой важной части православного обряда, как крестное знамение, личным, ничем не мотивированным циркуляром, при этом в общих выражениях — “по преданию святых апостолов и святых отец”, было чем-то неслыханным в анналах не только русской, но и вообще христианской церкви. Даже теперь, когда обряд и религия играют гораздо меньшую роль в жизни народов, изменение крестного знамения католическим епископом или самим папой, или патриархом православной церкви представляется немыслимым. А в русской церкви XVII века значительных изменений обряда, не посоветовавшись с собором, не делал даже такой авторитетный глава церкви, как патриарх Филарет. Что же касается крестного знамения, то оно сохранило начальную греческую форму двух перстов с древнейших времен русского христианства, и когда в начале XVI века в России начала распространяться новогреческая форма перстосложения, то она была осуждена и запрещена Стоглавым собором 1551 года. Теперь же Никон решался своим личным распоряжением, да еще накануне Великого поста, который всегда вызывал на Руси большое религиозное напряжение, заменить старое русское и древнегреческое крестное знамение новогреческим. Боголюбцы были потрясены и самим распоряжением, и его формой, и пренебрежением, проявленным Никоном, к русской традиции в угоду его любимцам грекам. Неронов, Аввакум и другие бывшие в Москве боголюбцы собрались на совещание, чтобы решить, как отнестись к “памяти” патриарха. Аввакум с отчаянием потом вспоминал о состоянии ошеломленных патриаршим распоряжением боголюбцев: “Сердце озябло и ноги задрожали”53. Они долго не решались выступить против нового, всего лишь девять месяцев тому назад избранного патриарха, их бывшего друга, которому царь и собор обещали беспрекословно повиноваться в делах церкви. После долгих прений и колебаний было решено, что Неронов отправится на всю первую неделю поста в Чудов монастырь и там в молитве и миросозерцании будет искать решения. На эту неделю он поручил свой приход протопопу Аввакуму, делая его этим своим заместителем в самые первые, трагические дни конфликта между боголюбцами и патриархом. В конце недели, после сурового поста и молитв, молясь перед образом Спаса Нерукотворного, Неронов услыхал голос, который, как ему казалось, шел от образа: “Иоанне, дерзай, и не убойся до смерти; подобает ти укрепить царя о имени Моем. Да не постраждет днесь Русь якоже в юниты

http://sedmitza.ru/lib/text/439520/

После того, как в 1940 году косинские храмы были закрыты, Моденская икона была конфискована государством и передана в Музей религии и атеизма, который был сначала в Москве, а потом перекочевал в Ленинград, в Казанский собор. После Великой Отечественной войны икону перевезли на хранение в музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, что на территории Спасо -Андрониковского монастыря. Здесь она была в 1976 г. тщательно отреставрирована сотрудницей музея И.В. Ватагиной и бережно хранилась вплоть до своего возвращения в храм Божий… Оно, это второе обретение Косинской, состоялось 2 июля 1991 г. В тот день по благословению Святейшего патриарха Алексия II духовенство и многие верующие во главе с Преосвященным Арсением, епископом Истринским, перенесли чудотворную икону из запасников музея во вновь открытый храм Спаса Нерукотворного образа, где был совершен молебен, а затем состоялось торжественное перенесение святыни в Косино… На следующий день, 3 июля 1991 года Святейший Патриарх отслужил здесь Божественную литургию. Поездка в Косино – небольшое путешествие в границах Москвы. Едешь на метро до «Выхино», там садишься на «маршрутку» и минут через 15 она уже на конечной остановке «Фабрика». Здесь действительно стоит трикотажная фабрика (не знаю, действует ныне, или приватизирована и растащена), место тихое, спокойный рабочий поселок и в то же время древнее село…Территория эта в 1985 году вошла в состав Москвы. Храмы близко, совсем рядом, их три на аккуратно огороженной и ухоженной территории: Успения Пресвятой Богородицы, где и пребывает Косинская икона, Святителя Николая Чудотворца и Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, который бывал в Косино. Успенский храм построен в 1823 году и освящён в день обретения иконы. На праздник приезжает много москвичей (да и не только), а после Божественной литургии совершается Крестный ход на Белое озеро, где служится молебен, освящается вода, и многие купаются в этот день, и получают радость исцеления. На Святое озеро приходили лечить свои раны ещё наши воины после Куликовского сражения…

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/02/...

Поставленная на месте пришедшего в негодность храма Спаса Нерукотворного Образа, она простояла до 1715 года. Впрочем, уже спустя десять лет после завершения строительства появились первые признаки её обветшания (сказался сырой северный климат), что вызвало озабоченность тогдашней настоятельницы монастыря игуменьи Ироиды. Увы, деревянные конструкции монастырского ансамбля с каждым новым десятилетием демонстрировали непрочность и недолговечность: торжественно освящённое игуменом Троице-Сергиева монастыря Рувимом в 1715 году новое здание церкви продержалось всего четыре года и погибло в большом городском пожаре вместе с другими монастырскими постройками - к великому горю насельниц. В 1724 году решением архиепископа Новгородского Феодосия игуменье Анфисе, возглавлявшей тогда бесприютную общину Вознесенского монастыря, было дозволено начать восстановление построек. Однако до возведения каменного храма дело дошло только в 1750 году - уже при игуменье Маргарите (Карцевой), стараниями которой начались масштабные строительные работы. В 1752 году монастырскую территорию обнесли прочной стеной, тогда же было завершено здание белокаменной Вознесенской церкви. Колокольня храма высоко поднималась над одноэтажными окрестностями и в былые времена была видна даже из пригородов, а звон вознесенских колоколов разносился по всем окрестным деревням, сообщая о начале службы. Многострадальный монастырь постепенно обустраивал разорённое хозяйство: кроме деревянных келий для сестёр (а помимо игуменьи и казначеи здесь первоначально проживали ещё 15 монахинь) на его подворье появились караульное помещение, кухня, прачечная, конюшня и два коровника, а также сарай и сеновал для хранения корма для скота. Все постройки, отмеченные на плане города 1768 года, тесно примыкали друг к другу, составляя единый комплекс с южной и восточной стороны главного храма. С севера и со стороны Вознесенской улицы, ведущей к парадному западному фасаду главной церкви, во второй половине XVIII века размещалась храмовая площадь.

http://sobory.ru/article/?object=01594

Приход храма имеет два приписных лавра: во имя прп. Андрея Рублева в Раменках и лавр св. Николая (1754 г.) в селе Федоровское Ступинского района Московской области . При храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе действует воскресная школа для детей. Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе церковь (Лыщиков переулок, дом 10). С XIV века на Лыщиковой (голой, безлесой) горе находился монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, упраздненный в конце XVI века. В 1625 г. монастырский Покровский собор упоминается уже как приходская церковь. В 1696–1697 гг. отстроили небольшой каменный храм на другом месте – под горой. Но его посвящение осталось прежним. В нем устроили придел преподобного Иоанна Дамаскина, небесного покровителя инициатора строительства дьяка И. Рогозина. Храм был выстроен в новых и модных в то время формах – восьмерик на четверике. В XVIII–XIX веках здание перестраивалось несколько раз, увеличиваясь в размерах. В трапезной в 1773 г. на средства И.А. Лихарев создали южный придел Казанской иконы Божией Матери. В 1803–1805 гг. трапезную увеличили к западу и возвели ныне существующую колокольню. В 1812 г. во время наполеоновского нашествия в результате пожара церковь сильно пострадала. В 1814 г. заново освятили главный престол, а в 1815 г. – южный придел. В 1818 г. расширили трапезную и построили северный придел. В 1830-е гг. древняя часть храма и его алтарные апсиды были обстроены. Эта пристройка несколько необычной формы. Она обхватывает апсиды приделов и полукругом объединяет их с алтарем главного храма, так что с переулка виден единый мощный объем. В 1870-1890-е гг. проводились значительные переделки, изменились завершения колокольни и самого храма, несколько расширили трапезную. В 1891 г. построили дом причта. В советское время храм не закрывался. В нем сохранилось все внутреннее убранство с чтимыми храмовыми образами Покрова Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Дамаскина, Спаса Нерукотворного образа, святителя Николая, великомученика Пантелеймона, преподобного Пафнутия Боровского. На колокольне сохранились старинные колокола, самый большой из которых – Благовест, весом 112 пудов, отлитый в 1794 г. Зимой 1979 г. при ремонте церкви в главном алтаре, рядом с основным престолом освятили приставной престол преподобного Симеона Столпника. Среди святынь храма – рака с мощами священноисповедника протоиерея Романа Медведя († 1937).

http://sobory.ru/article/?object=05803

С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП . Первый строительный этап собора был закончен в 1816 г. водружением и освящением крестов, главный престол освящен в 1820 г. Первоначально трапезная, перекрытая сводами на четырех столбах имела по пять окон на боковых фасадах и скругленные западные углы; в ней помещались два придела: южный, Казанской Богоматери(освящен в 1811 г.), и северный, Архистратига Михаила (освящен в 1814 г.). Колокольня опиралась на западную пару столбов и встроенные в стену трапезной пилоны. Перед входом находилась открытая паперть в виде колонного портика. Новая колокольня, возведенная в юго-западном углу площадки по проекту архитектора Висконти 1835г., имела два яруса «звонков» (верхний - восьмигранный), глухой барабан с башенными часами и высокий массивный шпиль; нижний ярус был обработан портиками, повторяющими боковые портики храма. В длинной галерее, соединившей колокольню с трапезной, были устроены помещения для елабужского духовного правления и закрытая паперть, разделенные поперечными сенями. В 1857 г. южный придел был переосвящен в честь Архангела Михаила, северный - в честь Богоматери Всех скорбящих радости. После второй серии перестроек, предпринятой по проекту 1864 г., подписанному губернским архитектором Глазыриным и епархиальным архитектором Гарманом, исправленному архитектором Департамента проектов и смет Кузминским, соборный комплекс получил свой теперешний вид. Трапезная была удлинена на три окна(причем на месте прежней западной стены появилась еще одна пара опорных столбов перекрытия) и получила четырехоконную – в тех фасадных линиях, под общей крышей – пристройку с антресолями, предназначенную для духовного правления. Продольный сводчатый коридор соединил трапезную с папертью под колокольней. Новая, уже третья пятиярусная колокольня уравновесила своей высотой «кубический» объем собора в соответствии с разделяющей их дистанцией. В 1864 г. арзамасцем Коринским сооружен в соборе новый иконостас. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан.

http://sobory.ru/article/?object=07900

Спасскую церковь неоднократно пытались закрыть. Первая такая попытка была предпринята в 1931 году, но материал подготовили с рядом нарушений, и Облисполком вернул документы на доработку. Во второй раз храм находился под угрозой закрытия 22 марта 1932 года, но Комиссия по вопросам культов при Мароблисполкоме не нашла для этого достаточных оснований «ввиду того, что государственная задолженность… по разным налогам общины верующих Цибикнурской церкви числится главным образом за 1932 год». Церковь удалось закрыть лишь 15 октября 1932 года, когда верующие оказались не в силах заплатить тяжелые налоги. Комиссия по вопросам культов при Мароблисполкоме расторгла с приходом договор, что автоматически повлекло за собой объявление общины «вне закона», и лишение верующих права пользоваться зданием храма. Попытка прихожан ходатайствовать о возвращении церкви потерпела неудачу. По поводу этого обращения Мароблисполком писал в Йошкар-Олинский райисполком: «Предлагаем Вам сообщить упомянутой общине, что т.к. договор с общиной был расторгнут… общины верующих как таковой не существует, … в ходатайстве отказать». Пустующее здание Спасской церкви было передано мебельной промартели «Двигатель революции». Колокольню снесли, к каменному зданию сделали деревянный пристрой. Имущество закрытого храма было частично разобрано местными жителями и таким образом сохранилось. В сентябре 1944 года ряд икон Цибикнурской церкви были перенесены в открытый незадолго перед этим Воскресенский собор города Йошкар-Олы. Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви в МАССР отметил в своем отчете в связи с этим событием: «По пути следования к этим иконам прикладывались … командиры воинских частей и жертвовали деньгами – было собрано 17000 рублей». После Великой Отечественной войны церковь была снесена, а кирпич пошел на строительство фундамента Цибикнурской больницы. Дата разрушения храма неизвестна, однако произошло оно не позднее 30 января 1958 года. Это позволяют утверждать документы Медведевского райисполкома, согласно которым к указанному сроку кладка больничного фундамента была уже завершена.

http://sobory.ru/article/?object=42772

Ценности: серебряный чеканный крест длиной 9 вершков; Евангелие в полулист, напечатанное в 1694 году, с пятью украшениями из позолоченного серебра чеканной работы; дарохранительница; “риза и фелонь золото-серебряного дородора с разными шелковыми цветами, оплечье белой материи, вокруг и подле обложенное золотою сеткою, крест и звезды из белой парчи на подкладе, крашенном кирпичного цвета…” Почитаемый образ: Иверской Божией Матери, принесенный из Москвы, перед которым каждую пятницу читался акафист. Колокола: 5, самый большой весил 30 пудов. Приход: в 1900-м году в храме было 1262 прихожанина, к нему была приписана деревня Лоскутова, в 10 верстах от города. Священник - протоиерей Павел Васильевич Никулин, 75 лет (1900), имевший набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест, ордена: Св. Анны 3-й степени и за 50-летнюю службу Св. Владимира 4 степени, наперсный крест в память войны 1853-1856 гг. и 2 медали в память императоров Николая I-ro и Александра III-ro. Псаломщик Дмитрий Алексеевич Пырьев, 42 лет, уроженец Тобольской губернии, окончивший Ишимское духовное училище. Национализация имущества: в 1921 г. 100 икон, 6 колоколов и другие предметы. В 1922 г. община заключила договор на аренду церкви. В 1935 г. – Григорианская община. Священник: Павел Иеронимович Игнатьев (1864-1937), окончивший Тобольскую духовную семинарию, за период с 1920 по 1934 годы 8 раз привлекался за " контрреволюционную деятельность " . В 1934 г. после окончания срока ссылки приехал в Тару. Расстрелян в Таре 1 ноября 1937 г. по делу о тарском братстве. Реабилитирован 29 ноября 1956 г. постановлением Президиума Омского облсуда. В 1938 г. 24 июня передана на культурные нужды. В 1943-1944 гг. дважды обращались священники и прихожане с просьбой об открытии православной церкви. 1944 г. 14 октября уполномоченный по делам религии при Совмине СССР по Омской области ответил отказом. В 1940-е гг. размещались музей и архив, здание требовало ремонта. 1970-е гг. - спортшкола. В 1974 г. взят на государственную охрану как памятник республиканского значения постановлением Совета Министров РСФСР Р 624. В 1979 г. в здании открыли краеведческий музей и картинную галерею. В 1988 г. поврежденная шаровой молнией колокольня была восстановлена в упрощенном виде. 1990 г. - храм передали верующим.

http://sobory.ru/article/?object=07876

Церковь в честь Живоначальной Троицы в Устьсысольской волости Яренского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. В 1788 г. в приходе числилось 2593 человека, в 1868 г. - 4839. Указом Св. Синода от 12 июля 1912 г. за открыты третья священническая и третья псаломщическая вакансии, с содержанием за счёт местных средств. Церкви Троицкая церковь, построена в 1753-1768 гг., вместо ветхой деревянной. В церковном архиве хранилась копия храмозданной грамоты Преосвященного Варлаама, епископа Устюжского, данная 28 мая 1753 г. Освящена церковь в 1768 г., на что дана была благословящая грамота Преосвященного Иоанна, епископа Устюжского, от 28 июня 1768 г. Церковь холодная (без печей), каменная, одноэтажная с полатками внизу. Престолы: во имя Живоначальной Троицы; в приделе по южную сторону - Первоверховных апостолов Петра и Павла; в приделе с северной стороны - Трех Святителей Василия Великого, Григорий Богослова и Иоанна Златоуста. Вторая церковь - Покровская, каменная, двухэтажная. Нижний тёплый храм построен в 1733 г. вместо ветхой деревянной церкви, на что имелась храмозданная грамота Преосвященного Сергия, епископа Устюжского и Тотемского, данная 10 апреля 1733 г. О разрешении строительства ходатайствовали Иван и Пётр Сухановы. Церковь освящена в 1740 г. по указу от казенного приказа Преосвященнейшего Гавриила, епископа Устюжского и Тотемского, от 21 (23?) августа 1740 г. Верхняя холодная Спасская церковь построена в 1792-1808 гг., на что имелась храмозданная грамота Преосвященного Иринея, епископа Вологодского и Устюжского, от 9 марта 1792 г. Освящена 6 июля 1808 г. Преосвященным Евгением, епископом Вологодским и Устюжским. Престолы: в нижнем храме - во имя Покрова Пресвятой Богородицы; в приделе по южную сторону - во имя Предтечи и Крестителя Иоанна; в приделе с северной стороны - во имя вмч. Георгия; в верхнем храме - во имя Нерукотворного Образа Всемилостивейшего Спаса. Каменная колокольня " о два звона " , в отдельном здании, под которой с южной стороны помещалась некоторое время Духовное правление, а с северной - кладовая палатка, позднее ризница.

http://sobory.ru/article/?object=42280

5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы. С сайта Древо Собор Спаса Нерукотворного Образа Расположен посреди монастырского двора. Главный Спасский престол находился в нижнем храме. Впервые построен в 1660 г. по повелению царя Алексея Михайловича князем Ф.Ф. Волконским, освящен в 1661 г. 20 ноября. Ныне существующий собор возник на базе этого здания. Точная дата его постройки неизвестна (предположительно датируется 1711-1720 гг.; обходная галерея на колоннах - второй четвертью XVIII в.). Принадлежит к памятникам круга И.П. Зарудного (в деталях наблюдается сходство с такими сооружениями, как Меншикова башня и церковь Иоанна Воина на Якиманке). Это ярусный, крестчатый в плане храм типа восьмерик на четверике, в декоре которого главная роль отведена элементам классического пилястрового ордера. К 1626 г. на небольшой территории монастыря стояли церкви: одна, главная, - каменная и другая - деревянная; вдоль его границы с Никольским монастырем располагались деревянные кельи. В 1661 г. вместо прежнего ставят каменный собор. Это один из лучших памятников " московского барокко " Петровской эпохи. В него вошел прежний объем храма: в 1701 г. к нижней церкви 1661 г. была пристроена трапезная; вскоре (до 1709 г.) подверглась перестройке и получила существующий облик верхняя церковь. Здание увенчано сильно вытянутым малым восьмериком, несущим позднюю (1851) декоративную главку. Храм пострадал от пожара в 1737 г. Пострадавший от пожара храм возобновлен при Елизавете Петровне и освящен в 1742 г. В 1742 г. в соборе проводились ремонтно-строительные работы под наблюдением И.Ф. Мичурина, но они существенно не изменили его облика. Собор обновлялся в 1851 г. Наверху был расположен придельный храм в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Эта церковь одновременна главной. Стены ее богато расписаны внутри изображениями событий Ветхого и Нового заветов, позади левого клироса церковная кафедра в виде " столпа " , с которой говорили речи проповедники, иеромонахи, ректора, наставники и воспитанники Академии; иконы богато украшены. В главном храме внизу - образ Нерукотворного Спаса и киот с частицами св. мощей, частицы от камня " на нем же возвести Ангел о Христовом Воскресении " , 2 камня " Столпа Господня " , замечательные надписи на внешней и внутренней сторонах храма на разных языках, относящиеся к XVII-XVIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=02380

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010