Освящена 27 августа 1905 г. Перед освящением часовни состоялся крестный ход из Благовещенского собора к новоустроенной часовне во главе с архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием (Самбикиным). В её освящении приняли участие архимандрит Андрей (Ухтомский), кафедральный протоиерей Андрей Яблоков, полковой благочинный священник Евгений Запольский, настоятель Николо-Низской церкви священник Алексей Дружинин. После освящения часовни крестный ход в сопровождении архимандрита Андрея двинулся обратно в Благовещенский собор. В часовне находились иконы - Нерукотворного Образа Спасителя, святителя Николая чудотворца, Павла Исповедника, Казанских чудотворцев - святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Феодосия, архиепископа Черниговского, преподобного Серафима, Саровского чудотворца, св. мученицы царицы Александры и преп. Марии Египетской. При церкви было создано Братство во имя Христа Спасителя (5 февраля 1906 г.). В 1907 г. радением члена Братства, статским советником П. В. Щетинкиным на внутренний ремонт и устройство электрического освещения часовни было потрачено свыше 400 рублей. Им же в 1909 г. для иконы Нерукотворного образа Христа Спасителя был сооружен металлический массивный киот с зеркальным стеклом стоимостью свыше 1000 рублей. Членом Братства В. Ф. Булыгиным были пожертвованы церковные облачения стоимостью в 400 рублей. Есть разговоры о том, что часовню разрушили одной из первых в городе в 1928 г. солдаты латышского полка, расквартированного в Кремле. Икона Спасителя, написанная в начале XIX в. сохранилась. Ныне она находится в церкви Ярославских чудотворцев над ракой свт. Гурия Казанского. Однако, часовню разобрали раньше - как портящую вид Спасской башни, причем часть кирпича была использована на ремонт кремлевской стены, а другую продали и на эти деньги провели другие ремонтно-реставрационные работы. Подтверждение более раннему сносу - сохранившаяся выписка 10192 из протокола 43 заседания Совета Народных Комиссаров ТССР от 31 августа 1925 г.: " Слушали: 731. Ходатайство Отдела охраны памятников старины при Архцентре о разрешении на разборку часовни перед Спасской башней Кремля. Постановили: Согласиться (Пр. 100 § 4/29/Х-26) " . В 1927 г. она была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=33054

В конце июня 1996 года рядом со стройплощадкой собора был сооружен деревянный Малый собор Христа Спасителя. Этот храм был освящен митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом, в честь Нерукотворного образа Господня. Первое праздничное богослужение состоялось 27 сентября 1996 года. Этот храм простоял рядом со строящимся собором до 2009 г., после чего был разобран и собран вновь в калининградском микрорайоне «Сельма». Верхний храм Кафедрального собора вместимостью в 3 тыс. человек посвящён празднику Рождества Христова. Нижний храм в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя (Убрус) находится в цокольном этаже стилобата и рассчитан на 400 человек. Инфраструктура храма включает в себя детские классы церковно-приходской школы, конференц-зал, трапезную. Верхний Храм Рождества Христова освящён 10 сентября 2006 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Нижний храм во имя Нерукотворного Спаса освящен 27 сентября 2007 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. В храме был установлен переданный в 1996 году Свято-Князь-Владимирским братством из Германии «Мемельский» иконостас, созданный во время Семилетней войны для русского гарнизона в Мемеле (ныне — Клайпеда). Современное состояние [ править править код ] Описание [ править править код ] Архитектурный строй ансамбля Кафедрального собора Христа Спасителя разработан в стиле владимиро-суздальского храмового зодчества, который удачно сочетается с достижениями в области современной архитектуры и дизайна. Здание собора представляет собой восьмиугольник с выступающими арочными порталами входов. Пятикупольный в своей основе собор увенчан шестым куполом с восточной стороны над алтарной апсидой в символ библейского шестоднева. Шлемовидные купола созданы в древне-византийском храмовом стиле. Общая высота собора 69 метров. Площадь остекления более 1000 кв. метров, площадь гранитно-мраморной облицовки и полов около 11 тыс. кв. метров. На звоннице храма находятся 13 колоколов, самый большой из которых весом 14 тонн. Деятельность прихода [ править править код ] Православная гимназия

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Сохранилась одна из челобитных того времени, отправленных царю Михаилу Фёдоровичу: " Я холоп твой сижу твоими государевыми делами в паперти у Бориса и Глеба и тут... в дошь капель, в городовой пожар на паперти кровля сгорела... идет к осени приюту нет " . По сути-то свидетельство это трагическое. Ещё Патриарх Никон, невзлюбивший всё " шатровое " , порывался разобрать тот собор, да не успел, - разобрали-таки его лишь в 1803 году (остались тогдашние обмеры и чертежи, позволяющие ныне оценить невиданную красоту и уникальность той постройки), а спустя семнадцать лет неподалёку от него возвели новый Борисоглебский собор - совершенно в ином стиле - классицистическом. 1160 рублей 83 копейки было потрачено на разборку здания старого собора. Новый был заложен в 1808 году. Перед нами и сегодня высится огромный куб, с севера, юга и запада снабжённый классическими портиками и увенчанный пятью характерными сферическими куполами. Привлекает внимание красивый аттик собора, на фоне которого очень выразительны фронтоны четырёхколонных портиков тосканского ордера. Иногда утверждается, что автором этого храма был Карл Росси, однако доказанным это считать нельзя. Здание собора сохранилось, но пребывает в состоянии, близком к аварийному. Как и высящаяся поблизости колокольня 1827 года постройки со сложной ярусной композицией (собственно, лишь эти две полуруины и обозначают место крепости Ивана Грозного). Тоже классицизм, но более изысканный, более поздний. Второй и третий ярус связывает невысокая дорическая колоннада; ярус звона почти перегружен декоративными элементами. В первом этаже колокольни была устроена тёплая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Достоверно известно, что автором проекта колокольни является Матвей Алексеевич Чернятин, выполнивший проект в 1817 году. В 1878 году к колокольне пристроили не вполне органичную пристройку. В годы Великой Отечественной войны комплекс Борисоглебского собора пострадал от снарядов: был разрушен один из пилонов на ярусах звона колокольни, нанесён ущерб некоторым деталям декора. Одно время в соборе работала лесопилка, позднее ликвидированная. А нижний ярус колокольни использовали в качестве хозяйственного склада. Всё это теперь брошено на произвол судьбы.

http://sobory.ru/article/?object=21782

Собор вновь отделан в 1836 г. Пострадал собор и в 1917 г. Ныне двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри. На южной стене сохранилась пара окон внизу и одно - вверху. Убранство интерьеров и росписи стен относятся ко второй половине XVIII века. Под слоем живописи XVIII столетия частично сохранилась стенопись 1680-х гг. Деревянный резной иконостас XVIII в. в 4 яруса выполнен в формах барокко. Средняя его часть на высоту двух ярусов закрыта окладом из чеканного серебра, установленным в 1778 г. В местном ряду уцелели иконы XVII в. работы мастеров Федора Зубова, Леонтия Степанова и Сергея Костромитина (Рожнова). В трапезной сохранились две круглые печи из муравленых изразцов конца XVII в. Северный придел с 1682 г. именуемый Иоанно-Предтеченским, связан с Верхоспасским собором проемом в северной стене и имеет общую с ним трапезную. В трехярусном, сдержанном по рисунку форм иконостасе (возможно, середины XIX в.) размещены иконы XVII столетия. Сохранившаяся настенная живопись, вероятно, второй половины XVIII в. с позднейшими вычинками. К 1990 г. Верхоспасский собор вместе со всеми Теремными церквами относится к числу " правительственных здавний " . Доступа простым посетителям в эти храмы нет. Источник: Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001. Верхоспасский собор в Московском Кремле — обиходное название комплекса домовых церквей русских царей при Теремном дворце. Исстари при жилых покоях московских князей, а потом и царей существовали теремные церкви. К середине XVII века домовые церкви представляли собой несколько разнообъемных зданий, расположенных на подклетах великокняжеского дворца к северу от церкви Ризположения: Домовые церкви цариц и царевен: церковь Екатерины (1627, строил англичанин Джон Талер) и надстроенная над ней в 1654 г. церковь Евдокии, которая была впоследствии переосвящена в честь Воскресения Словущего, то есть обновления храма Гроба Господня; Домовая церковь царей и царевичей во имя Спаса Нерукотворного с приделом Иоанна Белгородского (1635-36), впоследствии переосвящённым во имя Иоанна Предтечи и надстроенным над ним храмом во имя Крестовоздвижения, который чаще называется Распятским. В 1680-е годы венчающие обе храмовые группы церкви Воскресения и Воздвижения были подведены под одну крышу.

http://sobory.ru/article/?object=03410

Первоначальницы Неонилла и Агриппина и И.Т. Яшин похоронены на монастырском кладбище у алтаря Спасского собора. Этот большой трёхпрестольный собор Нерукотворного Образа Спаса был заложен в 1881 году, освящён – в 1905-м. В 1902 году община получила статус женского общежительного монастыря. В 1928 году монастырь был закрыт и разграблен. В 1992 году территория монастыря была передана Серафимо-Дивеевскому монастырю в качестве скита. В 1997 году закончена реставрация Спасского собора. Кутузовский Богородицкий скит Серафимо-Дивеевского монастыря расположен на территории бывшей Кутузовской Богородицкой женской обители в 80 км от Дивеева, в знаменитых муромских лесах. О рождении будущей основательницы монастыря Неониллы (в монашестве Надежды) Захаровой в 1813 году было сказано преподобным Серфимом ее деду так: «Родилась назад тому три дня в Давыдове девочка. Имя ей Ниленька. Людям она будет на посмеяние, Царице Небесной — на прославление». На двадцатом году жизни Неонилла по особому указанию Матери Божией положила начало небольшой общине сестер — Дальне-Давыдовской пустыни, основанной ей в 1845 году, но из-за клевет сестрам пришлось покинуть ее и перебраться в Гремячево, где их приютили крестьяне, а местный землевладелец князь Д.Ф. Звенигородский пожертвовал им около 3-х десятин земли в местечке Кутузово близ р. Ломовки. Первые семь сестер поселились здесь в 1865 году, и через пять лет ими было освоено 30 десятин земли. В 1886 году община по ходатайству Преосвященного епископа Модеста была Высочайше утверждена. Помимо обработки земли сестры занимались шитьем церковных облачений, вышивкой, вязанием, ткачеством, шитьем обуви, прядением льна. Была построена водяная мельница. Существовала своя иконописная мастерская, причем иконописи сестры обучались в Серафимо-Дивеевском монастыре. Первоначальница обители Неонилла, принявшая в Саровской пустыни постриг с именем Надежда, скончалась 27 января 1875 года. Великим постом 1877 года, во время управления обителью монахиней Магдалиной, место, где Неонилле было видение Божией Матери, было освящено для будущего собора. Но лишь в 1886 году началось возведение этого большого каменного храма. Строительство длилось 19 лет, в основном на медные копейки, собранные сестрами, которые расходились для сбора на сотни верст. В 1905 году главный престол собора был освящен в честь Нерукотворного Образа Спасителя, правый придел - во имя свв. Богоотец Иоакима и Анны. Одновременно с постройкой собора с 1898 года велось строительство деревянного трехпрестольного храма.

http://sobory.ru/article/?object=39330

В мае 1995 г. был выбран облик будущего храма: его автором стал архитектор Олег Вадимович Копылов. Проект был одобрен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В основание собора вложена капсула с землей, взятой из-под стен воссоздаваемого Храма Христа Спасителя в Москве. Закладка капсулы в основание нового Кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда произошла в июне 1996 года. В конце июня 1996 года рядом со стройплощадкой собора был сооружен деревянный Малый собор Христа Спасителя. Этот храм был освящен митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом в честь Нерукотворного образа Господня. Первое праздничное богослужение состоялось 27 сентября 1996 года. Этот храм простоял рядом со строящимся собором до 2009 г., после чего был разобран и собран вновь в калининградском микрорайоне «Сельма». http://soborkld.ru/istoriya-sobora/ Храм Христа Спасителя — главный православный храм Калининграда, построенный по проекту архитектора Олега Копылова. Рассчитан на 3 000 человек. Высота (до креста) достигает 73 метров. Храм расположен на центральной площади Калининграда — площади Победы. Храм построен в стиле Владимиро-Суздальского храмового зодчества. Строился с 1995 года (установлен закладной камень). В 1996 году Президентом России Б. Ельциным и митрополитом Кириллом в основание постройки заложена капсула с землёй, взятой от московского Храма Христа Спасителя. Строительству активно способствовал губернатор области Л. Горбенко. Верхний храм Воскресения Христова освящён 10 сентября 2006 года патриархом Алексием II, освящение приурочено к 20-летию открытия первого православного храма в Калининграде. Нижний храм во имя Нерукотворного Спаса освящён 27 сентября 2007 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым). В храме был установлен переданный в 1996 году Свято-Князь-Владимирским братством из Германии сюда «Мемельский» иконостас, созданный во время Семилетней войны для русского гарнизона в Мемеле (ныне — Клайпеда). По предложению председателя этого братства, Г. А. Рара, нижний храм служит храмом воинской славы и является храмом-памятником в память о русских воинах, погибших в Семилетнюю войну, Наполеоновские войны, Первую мировую войну и Вторую мировую войну в Восточной Пруссии, нынешней Калиниградской области. В июле 2010 года рядом с собором открыт новый небольшой храм, созданный в таком же стиле, — Храм Петра и Февронии. 3 октября 2010 года перед началом Литургии Святейший Патриарх Кирилл передал главному храму самой западной российской епархии антиминс, который был освящён им на Дальнем Востоке в ходе Первосвятительского визита на Камчатку. http://adamovka.ru/sobor/?id=54

http://sobory.ru/article/?object=08417

Во время французского нашествия монастырь был вновь сожжен, но с помощью благочестивых мирян полностью восстановлен. Большую роль в восстановлении монастыря сыграл святитель Филарет Московский . В 1696 году на средства Андрея Римского-Корсакова, вельможи Петра I, был построен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа. В 1766 году был построен храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» над могилами основательниц монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии. В 1804–1807 годы на месте древних храмов был возведен Рождественский собор с приделами Зачатия праведной Анны, великомученика Феодора Стратилата, святителя Алексия, митрополита Московского и Казанской иконы Божией Матери. В обители была бо гадельня для престарелых инокинь, руко дельная мастерская. В середине XIX b. для богадельни было выстроено каменное зда ние с храмом Сошествия Святого Духа. Для прохождения иноческого подвига в Обитель удаляются многие представительницы знатных семей. Здесь была устроена богадельня для престарелых монахинь и приют для девочек-сирот. Особо почиталась в монастыре икона Божией Матери «Милостивая», прославившаяся в народе обилием чудес. Монастырь был закрыт в 1927 году. Некоторые иконы были перенесены в храм пророка Илии Обыденного. В Зачатьевском монастыре 16 марта 1925 года отслужил свою последнюю литургию святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, умерший девятью днями позже. В 1930е годы Рождественский собор, колокольня и храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» были разрушены до основания, Духосошественская церковь была полностью перестроена, монастырские стены были частично разрушены. Надвратная церковь, выстроенная в стиле московского барокко, была объявлена архитектурным памятником и отреставрирована в 1960е годы. В 1991 году сестринством во имя «Милостивой» иконы Божией Матери были начаты труды по возрождению монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и решением Священного Синода от 5 мая 1995 года возобновлена древнейшая женская обитель. 25 ноября 1999 года совершается торжественное перенесение чудотворного образа «Милостивой» иконы Божией Матери в Зачатьевский монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Белый оштукатуренный храм возведен в новгородском стиле, поэтому во внутренней отделке требовалось сохранить тот же стиль и высокий художественный уровень. В 1955 было принято решение сделать двухъярусный дубовый иконостас, который вырезал И. В. Репин в мастерской И. Хейнцмана по эскизу автора храма. В Париже заказали образа. Кроме икон в Париже были также написаны: запрестольный образ Нерукотворного Спаса, Взятие на небо пророка Илии, Успение Пресвятой Богородицы, Распятие с предстоящими и хоругви. Паникадило взяли из снесенной часовни-памятника, стоявшей около Успенского собора. К лету 1958 работы по внутреннему убранству закончились. Хранившиеся на складе прихода пять колоколов подняли на звонницу, после чего храм был готов к торжественному освящению, которое 28 сентября 1958 совершил Преосвященный Александр в сослужении приходского клира. Благодаря ценным вкладам прихожан внутренний облик храма постепенно стал соответствовать внешнему. Особого внимания заслуживают иконы свт. Николая с житием (дар М.А. Фаберже), древний образ Спаса, складень с Владимирской Божьей Матерью (дар Е.А. Буман) и другие. На северной стене помещен киот в форме креста в память русских моряков, погребенных на кладбище, с указанием имен и дат жизни. Снаружи церковь украсили мозаичные иконы, исполненные и пожертвованные финской художницей Инной Коллиандер. Поскольку храм стоит на склоне, входы в него находятся на разных уровнях. Весь верхний уровень площадью 11 кв.м. занят церковью, из алтаря которой по винтовой лестнице можно спуститься на нижний этаж. Террасы, с южной стороны окружающие здание, связаны меж собой наружной лестницей, которая ведет к звоннице на западном фасаде. Между арками звонницы находятся пять керамических рельефов, сделанных безвозмездно местным скульптором Михаилом Шилкиным. Перед входом стоит бронзовая фигура молящейся старушки работы финского скульптора Нины Сайло. Кладбищенская церковь принадлежит Гельсингфорскому православному приходу, главным храмом которого является Успенский собор. Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Илии_П...

Республика Крым Красногвардейский район. Петровка. Петра, митрополита Московского, церковь Республика Татарстан Верхнеуслонский район. Юматово. Спаса Преображения, церковь (с приделом Петра, митрополита Московского) Рязанская область Чучковский район. Остро-Пластиково. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Петра, митрополита Московского) Шиловский район. Желудево. Рождества Христова, церковь (с приделом Петра, митрополита Московского) Михайловский район. Половнево. Сергия Радонежского, церковь (с приделом Петра, митрополита Московского) Тамбовская область Староюрьевский район. Спасское. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Петра, митрополита Московского) Тверская область Старицкий район. Броды. " Знамение " иконы Божией Матери, церковь (с приделом Петра, митрополита Московского) Ярославская область Первомайский район. Николо-Гора. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Петра, митрополита Московского) Переславский район и г. Переславль-Залесский. Переславль-Залесский. Петра Митрополита, церковь Пошехонский район. Городок (акватория Рыбинского водохранилища). Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Петра, митрополита Московского) Ростовский район. Львы. Петра митрополита Московского, церковь Ярославль, город. Ярославль. Петра, митрополита Московского, церковь г. Москва Восточный административный округ (ВАО). Соколиная Гора. Димитрия Солунского на Благуше, церковь (с приделом Петра, митрополита Московского) Центральный административный округ (ЦАО). Басманный. Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, церковь (с приделом Петра, митрополита Московского) Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Высокопетровский монастырь. Собор Петра, митрополита Московского Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской горе, церковь (с приделом Петра, митрополита Московского) г. Санкт-Петербург Санкт-Петербург. Кировский район. Петра, Митрополита Московского на Ульянке (старая), церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=214

О православной древности этого места свидетельствует и архивная запись в " Известиях Тамбовской ученой комиссии " , где в " Книге окладной монастырям и церквам и часовням Шатскаго города и Кадома и всея Шатския и Кадомския Десятины... " повествуется следующее: " Церковь Пресвятыя Богородицы честного славного Ея Покрова, в приделе Николая Чудотворца в Кадоме городе, на посаде, в Покровской слободе - соборная... " Можно предполагать, что Троицкий собор возвели, когда деревянная церковь пришла в ветхость. Престольными в нём стали праздники Пресвятой Троицы и Успения Божией Матери. Как указывают местные краеведы, строительство соборного храма велось на средства кадомских купцов Буренина, Андронова и Рожнова. Собор считался летним (холодным), так как не имел отопительной системы. Колокольни при нём не имелось. При входе в храм, на паперти, висел колокол, которым подавался сигнал звонарю Дмитриевского собора. Таким образом, о начале богослужения в Троицком соборе " сообщали " с колокольни соседнего храма. Троицкий храм располагал старинными иконами и двумя богато украшенными иконостасами. Иконостас в правом приделе - более ранней работы, покрытый позолотой, художественно украшенный причудливым орнаментом из различных узоров, цветов, листьев. Иконы в нём были древнего византийского письма. Иконостас в левом приделе - поздней работы, с обволоченной резьбой и живописью в итальянском стиле. Из древних икон в " архивных описях обозначены образ Спаса Нерукотворного, Тихвинская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери. Эти три образа поступили в собор после пожара из деревянной Сергиевской церкви, стоявшей когда-то на бывшем Безымянном кургане между Вознесенским холмом и Кокуем. По преданию, иконы были найдены невредимыми в пепле на второй день после пожара. Особой ценностью почиталось хранившееся в храме большое Евангелие в серебряном позолоченном окладе, весом почти двадцать килограммов, размером около метра по диагонали, напечатанное в 1759 году. Как утверждал известный краевед прошлого столетия Николай Рейтаров, это Евангелие пожертвовано храму Еленой Гавриловной Дьяконовой " по обету жены, канцеляристской вдовы, 1786 года, сентября 12 дня " . По борту и загибу оклада шла резная надпись: " В память храмоздателей подписал Кадомской соборной Троицкой церкви Феоктист Петров для вечного поминовения мужа ея Ивана и свекра диакона Никиты " . В ризнице хранились старинные, выполненные из олова, потир с дискосом, звездица, блюдце, ковш. Эти и другие ценности оказались разграблены с приходом советской власти.

http://sobory.ru/article/?object=20174

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010