Анания поехал в Иерусалим, чтобы нарисовать образ Спасителя с натуры. Но так велико было количество людей рядом с Иисусом, что художнику не оставалось ничего другого, как установить мольберт и холст на пригорке и издалека начать рисовать Христа. Естественно, что выразительно и точно написать Его лик, светящийся божественной силой и мудростью, у Анания не получалось. Спаситель, увидев художника, послал апостола Фому, чтобы тот привёл Ананию к Нему. Узнав про болезнь царя Авгаря и его послание, Иисус попросил Ананию отдать Ему холст. Приложив Своё лицо к материи, Спаситель отдал холст художнику. Тот взглянул и обомлел: на холсте чудеснейшим образом отпечатался невыразимо прекрасный божественный лик Иисуса Христа. Так появилась первая икона Спас Нерукотворный. Царь Авгарь, получив портрет Иисуса Христа, припал к образу с молитвой и вскоре излечился от своей мучительной болезни. Позже царь поместил холст с ликом Спаса Нерукотворного над городскими воротами Едессы, скинув оттуда статую языческого божества. И много-много лет образ Иисуса Христа защищал от захватчиков столицу Осроены, служа в том числе и молитвенным образом для населения Едессы. В 944 году чудесный холст перенесли в Константинополь при непосредственном участии византийского императора Константина VII Багрянородного. Там и находилась 200 лет икона Спаса Нерукотворного, пока крестоносцы, участвовавшие в Четвёртом Крестовом Походе, не разграбили Новый Рим, и не вывезли с собой икону. По преданию, образ Нерукотворного Спаса утонул вместе с кораблём, на котором увозили награбленное. Второй же вариант возникновения образа Спаса Нерукотворного связан со Страстями Христовыми, в частности с эпизодом несения креста Спасителем. Святая Вероника, сопровождая Иисуса Христа, несущего крест на Голгофу, отирала Его лицо от пота и крови льняным платком, посредством чего на нём отпечатался лик Спасителя. Этот платок и изображение на нём стали прообразом иконы Спаса Нерукотворного. Иконография Спаса Нерукотворного делится на две основные разновидности: Спас на убрусе (Убрус) и Спас на чрепии (Чрепий или Керамида), хотя встречаются изображения лика Спасителя без фона.

http://elitsy.ru/holy/temple/14025/

Мосальский район. Чертень. Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня церкви (с приделом Екатерины Александрийской) Кемеровская область Кемерово, город. Кемерово. Екатерины Александрийской, часовня Кемерово, город. Кемерово. Екатерины при епархиальном управлении, домовая церковь Кипр Ларнака. Дромолаксия. Екатерины, церковь Кировская область Кумёнский район. Верхобыстрица. Тихвинской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Вятка (Киров), город. Вятка (Киров). Спаса Нерукотворного Образа, собор (с приделом Екатерины Александрийской) Уржумский район. Уржум. Воскресения Христова, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Вятка (Киров), город. Вятка (Киров). Екатерины при бывшей женской гимназии, церковь Кикнурский район. Кикнур. Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Нолинский район. Сретенск. Сретения Господня, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Сунский район. Курчум. Екатерины, церковь Советский район. Кичма. Екатерины, церковь Белохолуницкий район. Климковка. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Верхошижемский район. Косино. Спаса Преображения, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Верхнекамский район. Екатерина (Екатерининское, Верхневятское). Екатерины, церковь Зуевский район. Спасо-Заозерье. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Слободской район. Слободской. Екатерины Великомученицы, собор Юрьянский район. Горохово. Екатерины Великомученицы, часовня Костромская область Нерехтский район. Аминево. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Кострома, город. Кострома. Николая Чудотворца в Никольской слободе, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Парфеньевский район. Ефремье (Ефремий Ширь). Ефрема Сирина, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Костромской район. Поддубное. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Екатерины Александрийской) Кострома, город. Кострома. Воскресения Христова на Дебре, церковь (с приделом Екатерины Александрийской)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=113

Такой же главкой завершена развитая алтарная часть. Никольский собор был заложен по инициативе игум. Филареты (Меркурьевой) в 1899 г. на месте разобранной Никольской ц. Главный алтарь, боковые приделы во имя апостолов Петра и Павла и в честь Воскресения Господня были освящены 26-27 сент. 1904 г. Пятиглавый 4-столпный безапсидный монументальный собор стал архитектурной доминантой мон-ря и его окрестностей. Он принадлежит к центрическому крестово-купольному типу, восходящему к ранневизантийской архитектуре. Над его основным объемом возвышается несущий центральную главу световой барабан. Боковые главы понижены и завершают угловые компартименты между ризалитами. На фасадах выделены ризалиты с 2 ярусами окон и большой полукруглой закомарой. В декоре Никольского собора (как и Сергиевской ц.) главенствует мотив колончатой аркатуры с использованием филенок и ленточного руста. Богатое убранство интерьера включало отделку из искусственного и натурального цветного мрамора, беломраморные иконостасы с бронзовыми позолоченными деталями. В 1911 г. артель под руководством братьев Сафоновых выполнила стенопись. Церковным и архитектурным сообществом постройка была принята благосклонно, собор характеризовали как «выдающийся» по архитектуре, отмечали его грандиозность; по словам архим. Троице-Сергиевой лавры Товии, храм «великолепием своим превзошел всякие ожидания». Собор был закрыт в 1932 г. (интерьер не сохр.), возвращен Церкви в 1990 г., отреставрирован и вновь освящен 11 окт. 2012 г. Помимо собора Л. построил в Покровском мон-ре новый настоятельский корпус, келейный корпус (1900) и просфорную. Церковь Спаса Нерукотворного Образа при приюте им. А. И. Лямина в Москве. 1902–1903 гг. Фотография. 1910 г. Церковь Спаса Нерукотворного Образа при приюте им. А. И. Лямина в Москве. 1902–1903 гг. Фотография. 1910 г. В Москве Л. возвел ризницу собора Иоанновского мон-ря (1895), жилой корпус и трапезную (1898-1908, не сохр.), домовую ц. Нерукотворного образа Спасителя при приюте им. И. А. Лямина на Б.

http://pravenc.ru/text/2463183.html

На следующий день состоялось освящение Спасского собора. Перед чином освящения был совершен крестный ход из нового храма в Свято-Вознесенский собор, где временно хранилась копия чудотворной иконы Нерукотворного Спаса, которую накануне передала в дар императрица. Отец Иоанн Кронштадтский лично нес эту икону из Вознесенского собора в новую церковь. Его сопровождал на редкость торжественный крестный ход. Вот как описывали это событие очевидцы: «Яркое солнечное утро, торжественный звон колоколов, стройное пение громадного хора: архиерейского и павлоградского, громкие звуки «Коль славен…» военного оркестра, яркое облачение духовенства, парадные формы с лентами и орденами на многочисленных приглашенных производили неизгладимое впечатление и навсегда остались в памяти у всех тех, кому посчастливилось присутствовать на торжестве освящения храма…» Праздничная служба затянулась до часа дня. После ее окончания, примерно в 3 часа, состоялся обед на 110 человек, устроенный Конжуковым в зале общественного собрания. После трапезы отец Иоанн посетил городского голову, а затем побывал в церкви при мужской гимназии. Около 7 часов вечера батюшка направился в народную чайную Павлоградского уездного попечительства о народной трезвости, где собралось около 500 желающих его увидеть. Сначала отец Иоанн долго молился в библиотеке-читальне при чайной о здравии больных, а затем раздал беднякам довольно крупные суммы. На следующий день, 16 октября, отец Иоанн вновь отслужил литургию в освященном храме и литию у могилы Якова Голубицкого, похороненного у алтарной стены нового храма. Затем в доме Конжукова он крестил его новорожденную дочь Надежду, после чего, примерно в три часа дня уехал из Павлограда курьерским поездом. Среди жителей Павлограда до сих пор живет легенда о том, что во время своего визита отец Иоанн Кронштадтский предсказал, что новый храм подвергнется гонениям и поруганию, но останется невредим до скончания века – а исчезнет он только в том случае, если город скроется под водой. Говорил ли такое святой праведник, теперь уже установить невозможно. А Спасский собор, действительно, подвергся гонениям: в течение 30 лет в нем располагалась детская спортивная школа. После закрытия храма в 1961 г. над располагавшимися возле собора могилами Якова Голубицкого, его жены Меланьи и племянника Дементия Конжукова цинично надругались, выкопав останки и бесславно зарыв их на городском кладбище (на ул. Луганской). А подаренная императрицей копия чудотворной иконы Нерукотворного Спаса в те годы бесследно исчезла.

http://sobory.ru/article/?object=20130

82 Архангельская область. Кий-остров. Кийский Крестный монастырь 83 Архангельская область. Веркола (Новый Путь). Артемиев Веркольский монастырь. Церковь Илии Пророка 84 Архангельская область. Глазово. Часовня Сошествия Святого Духа 85 Архангельская область. Пустынька. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы 86 Архангельская область. Тырышкино. Часовня Успения Пресвятой Богородицы ( " Крёст " ) 87 Архангельская область. Филипповская (Почозеро). Ансамбль Почозерского погоста 88 Архангельская область. Зачачье. Церковь Николая Чудотворца 89 Пермский край. Ныроб. Церковь Николая Чудотворца 90 Тверская область. Торжок. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери 91 Тверская область. Арпачёво. Церковь Казанской иконы Божией Матери 92 Тверская область. Торжок. Борисоглебский монастырь. Собор Бориса и Глеба 93 Тверская область. Гальяново (погост Псовец). Церковь Богоявления Господня 94 Тюменская область. Тобольск. Церковь Захарии и Елисаветы 95 Тюменская область. Тюмень. Церковь Спаса Нерукотворного Образа 96 Республика Карелия. Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Ансамбль Кижского погоста 97 Республика Карелия. Лычный, остров. Церковь Петра и Павла 98 Республика Карелия. Поля. Церковь Илии Пророка 99 Республика Карелия. Яндомозеро. Церковь Варвары великомученицы (старая) 100 Республика Карелия. Маньга. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы 101 Новосибирская область. Ложок. Церковь Спаса Нерукотворного Образа из Зашиверского острога в Историко-архитектурном музее СО РАН 102 Владимирская область. Суздаль. Церковь Николая Чудотворца 103 Московская область. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь 104 Беларусь, Гродненская область. Сынковичи. Церковь Михаила Архангела 105 Беларусь, Витебская область. Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Церковь Спаса Преображения 106 Беларусь, Гродненская область. Мурованка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 107 Турция. Стамбул. Собор Софии, Премудрости Божией 108 Архангельская область. Пияла. Церковь Вознесения Господня 109 Архангельская область. Посад (Турчасово). Церковь Спаса Преображения

http://sobory.ru/best/?auth=2675

Около 1427 г. выстроен нынешний белокаменный храм. Особенностью его архитектуры являются полукружия над серединами четырех стен, как у церкви Спаса в Переяславле, а также форма покрытия восьмигранного купола, похожая на конус. Древний купол рухнул при пожаре 1812 г., но нынешний своим видом должен напоминать о прежнем. В середине XIX ст. пристроены приделы: правый – Успения Пресвятой Богородицы, левый - преп. Андроника; освящены 16 мая 1848 г. и 15 октября 1850 г. Иконостас, стенопись новые, XIX ст., но некоторые иконы сохранились древние. В храме находятся под спудом мощи преп. Андроника и второго игумена преп. Саввы. Нынешняя ограда с башнями XVIII ст. Колокольня построена в 1799 г. по проекту архитектора Родиона Казакова на средства купца Семена Прокопьевича Васильева. Церковь в ней освящена в 1803 г. во имя Симеона Сродника Господня. Сохранилась древняя трапезная 1506 г. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Существенно новое в московскую архитектуру внесли зодчие Спасского собора Андроникова монастыря, выстроенного в 20-е годы XV века. Они решительно переработали всю композицию четырёхстолпного храма. Видоизменён основной четверик здания, его угловые части резко опущены, так что центральные членения фасадов кажутся энергично приподнятыми. Большой подъём подпружных арок создал основу второго яруса из трёхлопастных арок с крупными кокошниками, повёрнутыми по диагонали. В основании стройного барабана главы - венок меньших кокошников. Килевидное очертание кривых подчеркнуло динамику сложного ярусного верха, проникнутого активно нарастающим кверху движением как бы пружинящих арок. Этот памятник архитектуры свидетельствует о большой творческой работе зодчих, росте самобытных черт, коренном переосмыслении крестово-купольной системы храма. Собор Спаса Нерукотворного Образа Андроникова монастыря - высшая точка этих исканий. Из книги: " История Русского искусства " . Том 1. - Москва: " Изобразительное искусство " , 1991

http://sobory.ru/article/?object=04155

Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 г. храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 г. Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма. Ныне обе церкви заняты выставками Эрмитажа. Образованная еще в 1991 г. община тщетно пытается вернуть собор верующим – администрация его не отдает, ссылаясь на музейные правила. http://www.encspb.ru/object/2805467476 Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 9 декабря 2014 года, спустя многие годы, открыта для посетителей. Это событие было приурочено к 250-летию Государственного Эрмитажа. Возрожденный храм стал частью экспозиции " Русская культура второй половины XVIII века " . Реставраторы в точности воспроизвели интерьер и отдельные элементы храмового убранства. Восстановлен иконостас. Часть икон сохранилась, а на месте недостающих - серое полотно: реставраторы надеются, что образа будут найдены, и не заменяют их копиями. В храме выставлены некоторые святыни, связанные с царской семьей - например, принадлежавшие императору Александру II иконы святого Александра Невского, преподобного чудотворца Тита и мученика Поликарпа, а также хранившийся в храме с 1763 года напрестольный крест " Кунерсдорфский " (изготовленный после победы русского оружия под Кунерсдорфом, в ключевом сражении Семилетней войны). Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что церковь до революции являлась домовым храмом семьи Романовых. Если с комплексом в Екатеринбурге связаны трагические страницы истории царской семьи, то с церковью Зимнего дворца связаны радостные, светлые события в жизни русских царей и их домочадцев: здесь они венчались, крестили детей, отмечали торжественные даты. По мнению Пиотровского, храм должен нести " прежде всего мемориальную функцию " . Богослужения в нем будут совершаться лишь несколько раз в году. В открытии принял участие глава объединения семьи Романовых князь Дмитрий Романович.

http://sobory.ru/article/?object=13366

Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими. Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и своеобразные особенности лика Христа. На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты. Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части. Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба. Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость. После 1917 года оригинал иконы в Новоспасском монастыре и список над Спасскими воротами был утрачен. Ныне в монастыре хранится список XIX века, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала. Список оставленный в Вятке хранился до 1929 года, после чего также был утрачен. В июне 2010 года при помощи научного сотрудника Вятского художественного музея Галины Алексеевны Моховой было установлено, как точно выглядела чудотворная Вятская икона, после чего был написан новый точный список Спаса Нерукотворного и в конце августа отправлен в Киров (Вятку) для установки в Спасском соборе. Спасский собор в советское время. Спасский собор был действующим до 1929 года. 6 сентября 1929 года горсовет передал здание Спасского собора под клуб трех организаций - металлистов, рабпроса и СТС, но все три организации не нашли возможности совместного использования здания собора.

http://elitsy.ru/holy/temple/13207/

Богородский городской округ. Ногинск. Захарии и Евдокии, церковь Серпуховский городской округ и гг. Протвино, Пущино. Серпухов. Серафима Саровского (?), церковь Люберецкий городской округ и гг. Дзержинский, Лыткарино, Котельники. Люберцы. Троицы Живоначальной в Наташине, церковь Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск. Герцена им., санаторий. Александра Невского, церковь Сергиево-Посадский городской округ. Абрамцево. Спаса Нерукотворного Образа, церковь Ступинский городской округ. Старое. Рождества Пресвятой Богородицы, церковь Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв. Клязьма. Спаса Нерукотворного Образа, церковь Домодедовский городской округ. Битягово. Серафимо-Знаменский скит Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск. Аверкиево. Троицы Живоначальной, церковь Орехово-Зуевский городской округ. Орехово-Зуево. Ксении Петербургской, церковь Домодедовский городской округ. Добрыниха. Женская община иконы Божией Матери " Отрада и утешение " . Собор Успения Пресвятой Богородицы Павлово-Посадский городской округ и г. Электрогорск. Кузнецы. Анны Кашинской, церковь Коломенский городской округ. Никульское. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Воскресенский городской округ. Федино. Серафима Саровского, церковь Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск. Ямищево. Казанской иконы Божией Матери, часовня Раменский район и гг. Бронницы, Жуковский. Новохаритоново. Георгия Победоносца, церковь Мурманская область Мурманск, город. Мурманск. Николая Чудотворца, собор Нижегородская область Чкаловск, город. Остапово. Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Нижний Новгород, город. Нижегородский район. Иоанна Богослова при Детском приюте им. графини О. В. Кутайсовой, церковь Нижний Новгород, город. Нижегородский район. Успения Пресвятой Богородицы (старообрядческая), церковь Павловский район. Горбатов. Часовня-усыпальница Погуляевых Нижний Новгород, город. Советский район. Успения Пресвятой Богородицы на новом Бугровском кладбище, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?style=43

Церковно-приходская школа устроена одна для всех приходов и содержится на средства всех городских церквей, на содержание ее от сей церкви выдается 35 руб. в год. Кроме того, в приходе сей церкви имеются две министерских школы. Население прихода: 671 душа муж. пола и 689 душ жен. пола, население православное. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г. Высокая двухэтажная одноглавая каменная церковь с трапезной и колокольней построена в стиле сибирского барокко. Здание строилось с 1753 г., нижний теплый Спасский храм освящен в 1760 г., верхний холодный Ильинский - в 1776 г. Церковь действовала до 1936 г., затем использовалась под склад, спортшколу, музей и архив. Возвращена верующим в 1990 г., позднее отреставрирована. В настоящее время имеет статус кафедрального собора. В рамках реставрации в 2014-2016 г.г. были выполнены работы по реставрации конструкций крыши с заменой кровельного покрытия, инъектирование наружных стен фасадов, реставрация фасадов - кирпичной кладки, лепного декора, оконных и дверных блоков, укрепление грунтов, устройство организованного водостока. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Кафедральный собор Спаса Нерукотворного Образа г. Тара - памятник церковного зодчества 2-ой половины XVIII в. (1753-1776 г.г.), старейшее в Омской области каменное здание и единственный храм в стиле сибирского барокко с оригинальными элементами в декоре. Памятник архитектуры федерального значения. В ходе нескольких реставраций, последняя из которых завершилась в 2019 году, здание церкви было полностью переделано и в настоящее время не имеет практически ничего общего с оригиналом: возведена новая, никогда не существовавшая пристройка - двухмаршевая наружная лестница с кирпичными стенами; появились непропорциональные балконы на южном и северном фасадах (фотодокументы свидетельствуют о существовании балкона только на северном фасаде, при этом не исключено, что ещё один балкон был и с южной стороны, но вид восстановленных балконов полностью не соответствует известному оригиналу); переделаны практически все декоративные элементы фасада, установлены непропорциональные купола и уничтожен исторический культурный слой вокруг храма.

http://sobory.ru/article/?object=07876

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010