Богослужения стали совершаться в основном помещении собора; но при этом реставрация продолжается. Для собора пришлось разработать новую конструкцию иконостаса, так как секрет старых мастеров, установивших и закрепивших в прошлом веке 23-метровый — с восьмиэтажный дом! — иконостас, открыть не удалось. Внешнее убранство иконостаса постараются восстановить по старым уцелевшим фотографиям. 8 сентября 2009 года архиепископ Георгий совершил Божественную литургию, а по её окончанию освятил новую соборную икону Нерукотворного Образа Спасителя — список с чудотворного образа Тутаевского Всемилостивейшего Спаса, написанный в иконописной мастерской «Традиция». 12 сентября 2009 года Собору в честь святого благоверного князя Александра Невского в Нижнем Новгороде присвоен статус кафедрального. В октябре 2009 года завершена роспись молельной комнаты в Автозаводском интернате для детей с проблемами развития. Интернат окормляется приходом собора с конца 1990-х годов. Работы по внутренней росписи собора начались в апреле 2010 года. В 2010 году была завершена роспись алтаря, а летом 2011 года приступили к росписи двух опорных колонн. Общая площадь росписей составит 11 тыс. м². 1 июля 2010 года архиепископ Георгий освятил Казанский образ Божией Матери — первую из 187 икон Богородицы, планируемых к установке в соборе. Во время освящения икона была установлена в большом киоте у левой колонны. В августе 2011 года была завершена работа над Донской иконой Божией Матери, списком с древнего образца, хранящемся в Третьяковской галерее. 4 ноября 2011 года в собор был доставлен Пояс Пресвятой Богородицы. Святыня была установлена в центре собора и находилась в нём до 6 ноября. За это время ей поклонилось около 170 тыс. человек, в том числе Патриарх Кирилл и президент России Дмитрий Медведев. Планируется реконструкция территории вокруг собора с целью повышения его транспортной доступности. Установка колокола в честь 400-летия подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского запланирована на месте слияния Оки и Волги, в 300 метрах от Собора Александра Невского. До этого времени колокол размещен на временной звоннице у южного входа в собор.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

В истории храма примечательно то, что он удостоился быть освященным архиепископом Тихоном, будущим Патриархом Московским и Всея Руси, впоследствии причисленным православной церковью у лику святых. В те годы Тихон возглавлял Ярославскую кафедру. Освящение собора состоялось в мае 1912 года. Сразу после революции храм был закрыт, а в 30-е годы кресты и колокола были сорваны, роспись уничтожена, прекрасной работы резной иконостас и великолепные иконы варварски изломаны и сожжены. Помещение храма использовалось как склад, а в подвале была устроена тюрьма. В 1989 году храм был возвращен верующим. На сегодняшний день из-за отсутствия средств реставрационные работы приостановлены. Спасский собор, по величию и масштабу не уступающий знаменитым храмам Ярославля, быстро разрушается. С начала ХХ века небольшое село Кукобой, что затерялось на просторах Ярославской области, стало привлекать к себе всеобщее внимание. Там был построен храм, по красоте и размерам не уступающий петербургскому собору Спаса на Крови, да и не удивительно - ведь проектировал его сам архитектор Высочайшего двора и директор Института гражданских инженеров Василий Антонович Косяков. Для освящения постройки в 1912 году в пошехонскую глубинку прибыл епископ Тихон, будущий Патриарх Московский и Всея Руси. Село Кукобой и сегодня остаётся небольшим населённым пунктом, живут в нём чуть больше тысячи человек. Однако это место по-настоящему богато своей историей. Первое упоминание о нём было сделано почти 500 лет назад - царский воевода купил тогда сельцо у монастыря за 100 рублей и ещё вдобавок за коня. В середине XIX века здесь построили первую каменную церковь, чуть позднее - школу, а в начале ХХ века именно здесь находилась самая крупная в уезде библиотека. В 1909 году произошло событие, изменившее всю историю Кукобоя. На родину вернулся богатый купец Иван Агапович Воронин. Уехал он из родного села давно, ещё в молодости. Отправился искать счастья в столице и не ошибся. Женился на богатой вдове, жил с ней на Невском проспекте, стал купцом 1-й гильдии и действительным статским советником.

http://sobory.ru/article/?object=04311

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Хлынове (старое название Кирова) ведет свою историю с 1552 года, когда на этом месте поставили деревянную студеную церковь во имя Живоначальныя Троицы. Эта церковь сильно пострадала в пожаре 1613 года и была разобрана. Через 2 года на месте разобранной обгоревшей старой Троицкой церкви заложена новая деревянная холодная церковь. Святой образ Спасителя, находясь на паперти Вятской Троицкой церкви, прославился совершающимися пред ним чудесами. Житель города Хлынова Петр Палкин был болен глазами, наконец совершенно ослеп и в течение трех лет ничего не видел. Но вот 12 июля 1645 года, придя в Троицкую церковь, Палкин стал усердно молиться пред Спасовым образом и внезапно прозрел. Всего было зарегистрировано 104 чуда, произошедших по молитвам перед иконой. А в 1646 году весть о совершающихся на Вятке чудесах пред образом Спасителя дошла до Москвы. В 1647 году царь Алексей Михайлович Романов послал в Хлынов за святой иконой Спасителя игумена Московского Богоявленского монастыря Пафнутия. По прибытии в Хлынов игумен Пафнутий путем опроса исцелившихся установил святость иконы Спасителя. Царь пожелал навсегда оставить вятскую святыню в Москве, как незыблемый залог небесного благоволения его царствования. По указу царя с иконы Спаса была сделана точная копия. Эта копия была богато украшена, торжественно патриархом освящена и приготовлена для возвращения в Хлынов. 10 сентября 1648 года вновь исполненная копия была торжественно, с крестным ходом отправлена из Москвы в Хлынов. Проведя в пути больше трех месяцев, 17 декабря 1648 года святая икона прибыла в Хлынов. Уже на пути в Вятку копии вновь начались чудеса исцеления. Так Господь утешил скорбящих жителей города. В 1679 году, после очередного пожара, церковь начали возрождать в камне, освятили в честь самой высокочтимой иконы и назвали Спасским собором. В 1763 году началась кирпичная кладка здания собора, Строительство храма было закончено в 1769 году, и в нем начались отделочные работы. 28 июля 1770 года в новом Спасском соборе был освящен в нижнем этаже правый теплый Екатерининский придел, и в нем начались службы.

http://pravmir.ru/kirovskaya-pensionerka...

Собор пострадал во время разрушительного Цаганского землетрясения 1861 года: " кресты оба свихнулись на бок, колокольня и своды очень разщелились, в верхней церкви падали из свода кирпичи, которые разрушили паникадило и поломали несколько подсвечников. Если подобный удар еще повторится, то разрушение собора неиз­бежно; если он не упал теперь, то это мы обязаны толстым стенам со­бора и прочной старинной его постройке " . В 1865 году при соборе было открыто приходское попечительство. В 1889 году было торжественно отмечено 100-летие постройки собора; в то время сохранялась старинная утварь храма. Вплоть до возведения нового храма в Новоселенгинске собор был главной церковью для жителей как Старого так и Нового Селенгинска, а затем - до 12 августа 1915 года - состоял приписным к Новоселенгинскому соборному храму. В 1915 году было решено создать при соборе мужскую Селенгинскую Спасскую обитель. В том году сюда были переведены монахи Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря. 12 августа того года монастырь был открыт, а его прежние прихожане - не более 30 бедных дворов - остались в приходе Новоселенгинского собора. При учреждении монастырю было выделено 525 десятин (572.25 га) земли - больше чем было у какой-либо другой обители в Забайкальской епархии. На 1920 год Селенгинская Спасская мужская обитель упомянута как скит. Обитель была закрыта в 1925 году. По воспоминаниям старожилов, храм ещё действовал в 1929-1930 годах. В 1936 году подвергался частичному разрушению. Часть куполов оторвали в 1950-х годах, взорвали кельи при храме, собор тоже пытались разобрать на кирпичи. Однако храм оказался настолько прочен, что разобрать его не удалось. Тогда на какое-то время церковь приспособили под стойло для скота, о чем впоследствии свидетельствовал спресованный за многие годы почти двухметровый слой навоза на полу собора. После 1970-х годов разрушающийся собор вместе с часовней Святого Креста оставался единственным сохранившимся зданием на земле Старого Селенгинска. В 1985 году на специальной республиканской научно-практической конференции в Гусиноозёрске было решено создать историко-архитектурный заповедник Старый Селенгинск, что не было осуществлено на деле.

http://sobory.ru/article/?object=14384

В 1654 г. мон-рь посетил патриарх Московский и всея Руси Никон, в сент. 1656 г.- патриарх Антиохийский Макарий, 11 янв. 1745 г.- имп. Елизавета Петровна . Храмы С 1404 г. в Ж. м. строился и 30 авг. 1405 г. был освящен свт. Арсением каменный 4-столпный 3-апсидный собор в честь Успения Пресв. Богородицы с симметричными придельными храмами во имя Нерукотворного образа Спасителя и свт. Николая Чудотворца. Под 1407 г. Никоновская летопись сообщает, что свт. Арсений «прибавил притвора от Тмаки реки у церкви Пречистыа Богородици иже на Желтикове» (ПСРЛ. Т. 11. С. 202). Храм серьезно пострадал в 1606/07 г.; в дозорной книге 1615 г. указывалось, что собор «стоит без пения, разорен от литовских людей» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 467. Л. 69 об.). В том же документе упоминается деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с трапезой: видимо, речь идет об использовании в качестве соборной вновь выстроенной или переосвященной деревянной ц. во имя святых Антония и Феодосия. Архитектурные особенности Успенского храма известны по описанию сметчика новой церкви Ивана Неверова, составленному в июле-авг. 1635 г.: «Храм каменой Успения Пречистые Богородицы, да по правую сторону придел Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по левую сторону придел Николы Чюдотворца. Мерою внутрь церкви в олтаре от горняго места до царских дверей полтреть сажени, от царских дверей до передних дверей 5 сажений, поперег в олтаре 2 сажени. В той же церкви жертвенник сажень с четвертью, поперег сажень без чети, а ризница тож. В олтаре ж вверх 4 сажени, сводов полсажени. А поперег церкви и с приделы пол 9 сажени. А кругом церкви и с пределы мерою 36 сажень. А в церкви вшед на правой стороне опочивает великий чюдотворец Арсений, а по левой стороне опочивает Нил епископ Тверской» ( Шереметев. 1899. С. 14). По смете, стены храма были сложены «в один камень, а бучено де камнем диким... а связи де были у той церкви деревянные» ( Уваров А. С. Каменных дел подмастерье// Он же. Сб. мелких тр. М., 1910. Т. 1. С. 384). Документы 30-х гг. XVII в. также свидетельствуют, что своды собора лишь частично сохранились над алтарем, рухнувшие камни лежали неубранными до 2-й пол. 30-гг. XVII в. Для поклонения мощам свт. Арсения внутри собора была выстроена деревянная часовня.

http://pravenc.ru/text/182239.html

Источник: Интерфакс-Религия  и сайт  " Religare " http://www.religare.ru/2_101651_1_156.html Ново-Никольский собор является комплексом разновременных построек, с 16 по 19 вв. В подклете - белокаменные Никольские ворота можайского кремля. Южная часть-двустолпный надвратый Никольский храм 1684-1685 гг., построенный про указу Патриарха Иоакима и им же освященный. Реконструкция комплекса собора велась с 1779 по 1814 гг. Храмоздатели - священник Григорий Ильин и купец Петр Марголин. Наиболее интересен второй этап - с 1802 по 1814 гг. Автор проекта - ученик М.Ф. Казакова А.Н. Бакарев. Тогда же храм получил обработку в национально-романтическом стиле (т.н. " псевдоготика " ). С севера пристроен придел иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радости " , с запада пристроена паперть с колокольней, храм увенчан ротондой и четырьмя уникальными боковыми главками- " беседками " . Скорбященский придел освящался в 1820-х гг., а в1829 г. в ротонде устроен престол во имя Нерукотворного Образа Спаса. В 1933 г. храм бы закрыт, получил крупные разрушения в ходе боев 1941 г., утрачена ротонда. В 1960-1963 гг. собор реставрировался по проекту Г.Ф. Быковой, но ротонда восстановлена не была. В здании разместилась трикотажная фабрика, ликвидированная в годы перестройки. Некоторое время пустующее здание было ведении можайского музея, а в 1994 г. возвращено верующим, став главным храмом Можайского благочиния. В 2002 г., к юбилею Бородинской битвы, проводились масштабные реставрационные работы, приведены в порядок завершения. Кирилл Аминов, 28 января 2015 г. Известный краевед, исследователь истории Можайска Владимир Куковенко так пишет о строительстве Ново-Никольского собора: " Затевалось нечто масштабное, и, для уездного города с населением не более трех-пяти тысяч человек, немыслимо дорогое " . Финансирование строительства действительно вызывает множество вопросов. Конечно, народ шел к чудотворной иконе и оставлял свои пожертвования, но трудно поверить, что новый собор строился только на эти деньги.

http://sobory.ru/article/?object=02335

– Когда святыни вывезли из Гатчины, настоятель Павловского собора протоиерей Алексий Благовещенский (расстрелянный в 1938-м году) с любовью украсил фотографии Филермской иконы и десницы Иоанна Крестителя вышитыми им самим ризами. В нашем соборе сейчас есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня, у которых мы молимся и с которыми ходим крестными ходами. В нашем соборе есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня После войны настоятелем собора был духовный отец преподобномученицы Марии Гатчинской протоиерей Петр Белавский. Так как крестные ходы по улицам тогда были запрещены, при отце Петре крестный ход с изображениями святынь шел из верхнего храма собора в нижний. Сейчас в соборе идут реставрационные работы, и службы проводятся в нижнем храме, который уже отреставрирован. – Как возникла традиция проводить крестный ход со святынями? – В течение полувека (начиная с 1799 года) святыни находились в Зимнем дворце, в церкви Спаса Нерукотворного Образа. Во время освящения в 1852-м году Гатчинского Павловского собора, построенного в память Императора Павла, гатчинские жители обратились к Императору Николаю Павловичу с просьбой перенести в Павловский собор эти три святыни. Но он на это не согласился и повелел ежегодно приносить святыни для поклонения в Гатчину накануне дня празднования. И даже когда святыни покинули Россию, в Гатчине праздник перенесения святынь из Мальты в Гатчину оставался одним из самых любимых среди православных гатчинцев. 11/24 октября, в канун праздника, святыни переносили в Гатчинский дворец, где служилась вечерня, после чего торжественным крестным ходом шли по улицам города – в Павловский собор, где совершалась утреня, а на следующий день – литургия. Вплоть до революции святыни выставлялись для поклонения верующих на 10 дней. Когда Зимний дворец и его церковь разграбили, святыни удалось перевезти в Архангельский собор Московского Кремля. А в конце 1919 года Святейший Патриарх Тихон благословил доставить их в Павловский собор Гатчины. Генерал П.Н. Краснов в романе «Понять-простить» описал, как 13 октября 1919 года после литургии и молебна последний крестный ход со святынями перед их уходом из России шел по городу под дождем со снегом. Позже будущий настоятель собора протоиерей Алексий Благовещенский написал Патриарху Тихону о том, что после этого крестного хода святыни увезли в Эстонию, чтобы красные не уничтожили реликвии, не ограбили их драгоценные ризы. В присутствии графа Игнатьева и двух военных святыни забрал из собора настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский – будущий епископ Таллинский Исидор, ставший духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://pravoslavie.ru/156909.html

На Смоленском кладбище, где находится место захоронения блаженной Ксении Петербургской, митрополит Кирилл посетил собор в честь Смоленской иконы Богоматери и поклонился чудотворному храмовому образу. Затем в часовне на месте упокоения святой блаженной Ксении Петербургской был совершен молебен. По окончании молебного пения митрополит Кирилл помазал верующих освященным елеем. В ходе своего визита в Санкт-Петербург Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл вместе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром посетил Николо-Морской Богоявленский собор и поклонился святыням храма, в том числе особо почитаемым — иконе Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, и мощам преподобного Феодосия Черниговского, пребывающим в нижнем храме собора. Обратившись к присутствовавшим в храме со словами приветствия, митрополит Кирилл отметил, что «никогда еще здесь не было так благоустроено, никогда не было такой красоты, как сейчас». Он сердечно поблагодарил настоятеля собора протоиерея Богдана Сойко за совершенные труды, «наипаче же Владыку Владимира, под омофором которого эти труды осуществляются». Со словами приветствия к Местоблюстителю Патриаршего престола обратился настоятель храма и преподнес архипастырю на молитвенную память икону Святителя Николая. В тот же день митрополит Кирилл посетил Казанский собор Петербурга и приложился к чудотворному списку Казанского образа Пресвятой Богородицы. В своем слове к богомольцам, собравшимся в кафедральном соборе северной столицы, иерарх сказал, что он прибыл в Санкт-Петербург во исполнение замысла ныне почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, дабы совершить в день столетия преставления всероссийского батюшки святого праведного Иоанна Кронштадтского Божественную литургию в Иоанновском монастыре и помолиться перед «родными и дорогими петербургскими святынями». После Казанского собора Местоблюститель Патриаршего престола посетил Спасо-Преображенский собор, в котором хранится образ Спаса Нерукотворного. Эта икона, написанная знаменитым московским иконописцем С.Ф. Ушаковым для царя Алексея Михайловича, была любимым образом Петра I.

http://e-vestnik.ru/reports/vizit_patria...

На месте явления иконы, на берегу реки Запрудня, основан был монастырь во имя Нерукотворного Спаса (сейчас — Спасо-Запрудненская церковь). Алтарь снесенного в 1930-х годах кафедрального собора Костромы был обращен не на восток, как обычно, а на север — в сторону Запрудни, к месту второго дивного явления чудотворной. В прежние времена туда ежегодно 16 августа совершался крестный ход. В 1239 году Феодоровская икона была принесена во Владимир, в Успенский собор. Затем она стала моленным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах. После смерти князя в 1262 году младший его брат, Василий, вернул чудотворный образ в Кострому. В 1272 году к Костроме подступили татары и городу угрожало полное разорение. Выступив против татар, князь взял с собой икону Феодоровскую, и враги, пораженные необыкновенным сиянием святого образа, подобно огню пожигавшим их полчища, в страхе бежали. Спустя три с лишним века именно перед ликом Феодоровской инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила Федоровича на царский престол. Он долго не решался дать свое согласие, и тогда архиепископ Феодорит, взяв в руки икону, сказал ему и его матери: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Инокиня Марфа поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела к Феодоровской сына, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь немедленно был возведен на престол. Было это в 1613 году, 14 марта, и потому в этот день было установлено празднование Феодоровской иконе. В Москве – в Большом Кремлевском дворце, в церкви Рождества Богородицы «на сенях», — с того времени хранился чтимый список с подлинной чудотворной иконы, пребывавшей в костромском Успенском соборе. Список этот привезла в Москву из Костромы сама инокиня Марфа.

http://pravoslavie.ru/put/050829141828.h...

Проанализировав фотографии Спасского храма и обмерные чертежи, можно предположить, что церковь возводилась по образцу. Вероятно, жители Тары решили устроить свою первую каменную церковь наподобие тобольской Михаило-Архангельской церкви (1745-1754). Мы видим почти одинаковое объемно-планировочное решение. Тобольский храм отличают оригинальный архаичный элемент - всход - наружная лестница на аркаде с крышею на пилонах, а также более вычурные завершения храма и колокольни. Но основные декоративные элементы почти идентичны. Очень важным является тот факт, что на втором этаже храма находился балкон (этот элемент ранее в литературе остался незамеченным). Балкончики иногда встречаются в барочных церквях Урала и Сибири, например, в Михаило-Архангельской и Пятницкой церквях Тобольска, Петропавловской церкви Североуральска (Петропавловска). К сожалению, этот интереснейший архитектурный элемент был утрачен. Храм окружала ограда из фигурной металлической решетки на каменном основании и каменных столбах. Лебедева Н.И. Храмы г. Тары//Культурологические исследования в Сибири. - Вып. 2. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - С. 25 - 38. http://newasp.omskreg.ru/hramy/Tara/Spasskaya.htm Спасская церковь двухпрестольная, в нижнем этаже - во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя, а в верхнем – во имя св. пророка Божия Илии; каменная, построена в 1776 г. усердием и средствами прихожан. Прочна и вместительна. К церкви приписана дер. Лоскутова в 10 верстах от города. Часовен и молитвенных домов нет. При церкви имеется усадебная земля, по Спасскому переулку, 12 саж. по улице и 23 саж. вглубь, отказанная по духовному завещанию тарской мещанской девицей Анной Лоскутовой. Пахотной и сенокосной земли нет. Священник получает квартирное пособие из остаточных церковных сумм 12 руб. в месяц. Диакон проживает в деревянном доме, купленном в 1894 г. священником Павлом Никулиным на собственные средства для квартиры псаломщика. Жалования от казны положено: священнику – 140 руб., псаломщику – 40 руб.; церковный капитал 6 700 руб. Причт пользуется процентами с капитала в 6 200 руб., братских кружечных доходов получается около 800 руб. в год.

http://sobory.ru/article/?object=07876

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010