Спасо-Андроников монастырь - один из древнейших монастырей Москвы. В августе 1356 года митрополит Московский Алексий (Елевферий Фёдорович Бяконт) (1292-1305 - 1378) возвращался из Константинополя и попал на море в сильную бурю. Обратившись с мольбой к Богу, он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда корабль благополучно достигнет пристани. 16 августа, в день Нерукотворного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. Так родилась мысль устроить в Москве монастырь во имя Всемилостивого Спаса. Эту мысль одобрил преподобный Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314 или 1322-1392). По просьбе митрополита, он дал ему для устроения монастыря своего ученика Андроника. Для строительства обетного монастыря Алексий избрал холм в четырёх верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьём Золотой Рожок. Так в 1359 году был основан Спасо-Андроников монастырь. В 1360 году была освящена первая церковь новой обители, в которой Алексий поставил образ Спаса Нерукотворного, сопровождавшего его в пути из Константинополя. Ученик Сергия Радонежского, преподобный Андроник (1320-е - 1373), свято соблюдал заповеди своего учителя. Между 1410 и 1427 годами, при игумене Александре, на месте деревянной церкви, срубленной Андроником, на вклад купеческого семейства Ермолиных был сооружён каменный Спасский собор. Это самый древний из ныне существующих памятников Москвы вне Кремля. Собор, созданный при участии Андрея Рублёва (ок. 1360-1428), поражает своим неповторимым обликом. " Зело красен " - таким было общее мнение современников. Сложенный из белого камня собор в целом повторяет тип традиционного владимиро-суздальского храма. Это - памятник эпохи русского национального Возрождения. Собор устремлён ввысь, в этом в застывшем каменном движении, кажется, навеки запечатлён тот взлёт русской духовной жизни на рубеже 14-15 веков, что связан с именами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского (1350-1389), Андрея Рублёва, Епифания Премудрого (ум. около 1420), Феофана Грека.

http://sobory.ru/article/?object=03109

Файл 33492.jpg:   Размер: 732x1210, 0.89 MPix, 119 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (73) , (0) . Описание: из книги: Церковь Спаса Нерукотворного Образа, в Барыковском богадельном доме, на Остоженке, в Дурновом переулке, в Москве. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1901. II, 5-190, II, c., 1 л. ил., 5 план. с объясн. (на 10 л.). 22,1×14,8 см Файл 33493.jpg:   Размер: 524x827, 0.43 MPix, 193 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (77) , (0) . Описание: Спас Нерукотворный из Спасо-Пробоинской церкви Ярославля, явленного в 1612 г. см. также http://pravicon.com/image-32900 и http://pravicon.com/image-33491 Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь. Государственная экспертиза проводившаяся в течении полугода в ГосНИИР г. Москвы установила, что икона Спаса Нерукотворного из Спасо-Пробоинского храма Кирилло-Афанасиевского монастыря, найденная весной этого года в запасниках Ярославского художественного музея, датируется второй половиной 16- го века[...] Файл 33772.jpg:   Размер: 719x913, 0.66 MPix, 201 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (60) , (0) . Описание: Свято-Троицкий собор града Саратова XIX век — начало XX века — время особого почитания этого чудотворного образа в Саратове. Вернемся к рассказу «троицкого летописца» В.П. Соколова: «Прославление иконы началось с 1812 года благодаря следующему событию. В этом году к соборному священнику пришел приказчик рязанского купца Якова Михайлова и сказал, что хозяин его, Михайлов, чудесным образом исцелившийся от какой-то опасной болезни, написал ему, приказчику, из Рязани об этом событии и просил его,[...] Файл 33774.jpg:   Размер: 862x1024, 0.88 MPix, 588 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (67) , (1) . Описание: Икона " Koniя Чудотворнаго Нерукотвореннаго Образа Всемилостиваго, находящагося въ Елабужском Спасскомъ Собор Период создания: Конец XIX - начало XX вв. Материал, техника: дерево, бумага Размер: 15,5х12,4х1,5 Место создания: — Номер в Госкаталоге: 17444993 Номер по ГИК (КП): ЕГМЗ КП-8095 Инвентарный номер: — Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Татарстан " Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-запов[...]

http://pravicon.com/icon-429-photo

http://kainsk-eparhia.ru/spasskij-sobor/ В 1804 г. освящен главный престол во имя Спаса Нерукотворного Образа. В 1828 г. закончено строительство второго придела во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1836 г. освящен третий придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм построен на средства и пожертвования прихожан. 15 марта 1938 г. храм закрыт и к 1939 г. был разрушен. Главой Каинской епархии и Администрацией г. Куйбышева принято решение о восстановлении храма на прежнем месте. Источник: Личное посещение Куйбышева и знакомство с историей города Существовавшая ранее соборная церковь в г. Каинске (Куйбышев) каменная, трехпрестольная: главный престол – во имя Нерукотворенного Образа Христа Спасителя, придельные – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя и чудотворца Николая, построена в 1829 г. Земли при ней усадебной 1525 кв. саж. Состав прихода: г. Каинск, деревни: Мошнина, Абрамова, Старо-Гребенщикова, Старо-Кондаковка, Малинина, Сарапулова. Прихожан обоего пола 3362 души. Причта по штату: протоиерей, один священник, диакон и два псаломщика. Содержание причта при готовых причтовых домах: %% с причтового капитала 695 руб. 40 коп., жалование в домовой гимназической церкви по 10 руб. в месяц и доходы от треб. Приписные церкви: 1) кладбищенская в г. Каинске во имя Сошествия Св. Духа на Апостолов, построена в 1847 г., зданием деревянная; 2) домовая церковь при каинской женской прогимназии во имя св. и чуд. Николая, построена в 1898 г., помещается в здании прогимназии, каменная. В г. Каинске церковно-приходская одноклассная школа. Церковные школы грамоты: в деревнях Абрамовой и Малининой. В приходе есть три школы гражданского ведомства, одно городское училище и два приходских. Церковно-приходское попечительство существует с 1896 г. Настоятель, протоиерей Николай Павлович Вавилов, окончил курс Томской духовной семинарии, возведен в сан протоиерея в 1894 г, имеет палицу, которую получил в 1912 г., на настоящем месте с 1894 г. Благочинный, священник Василий Михайлович Бобриков, окончил курс в Могилевской духовной семинарии по 2 разряду, последнюю награду – наперсный крест получил в 1911 г., на настоящем месте с 1910 г.

http://sobory.ru/article/?object=43103

Более богаты по своей пластике нижние ярусы колокольни. Эффектно оформлена рустом арка входа с замковым камнем над ней. Пилястры, фланкирующие арку, наложены на крупный руст. По центру фасадов второго яруса колокольни расположены окна в арочных нишах, вписанных ещё в одну нишу - прямоугольную. Источник информации: Архитектура, дизайн и строительство. История архитектуры Кирова и области Клировые ведомости указывают на 1769 г. как на год окончания строительства Спасского собора. Другие источники, в том числе Вятские Епархиальные ведомости 1 за 1873 г., дают дату окончания строительства 1767 г. Приходской сайт, приводя историческу справку по собору, уточняет, что в 1767 г. была закончена кирпичная кладка здания, а в 1769 г. собор был «сдан». Освящение исторических приделов: Екатерининский, правый придел нижнего храма – 28 июля 1770 г.; Казанской иконы Божией Матери, главный престол нижнего храма – 8 июля 1783 г.; Спаса Нерукотворного Образа , главный престол верхнего храма – 16 августа 1797 г.; Рождества Пресвятой Богородицы, левый придел нижнего храма – 8 ноября 1800 г.; Вознесения Господня, правый придел верхнего храма – 7 сентября 1816 г.; Петра и Павла, левый придел верхнего храма – 29 июня 1818 г. (даты по ст. ст). Современные приделы освящены: Екатерининский – 30.04.1999 г.; Казанский – 20.07.2004 г. Однако по датировке строительства собора Вятские Епархиальные ведомости в 1865 г. высказывают сомнения в достоверности данных, приведенных в Клировых ведомостях: «Верно ли этот/1769/год постройки сего собора показывается в клировой ведомости? Что-то сомнительно. Не относится ли он к зданию, бывшему до настоящего? Неужели оно современно Кафедральному и даже—раньше его кончено ? Это как-то странно. Архитектура нынешнего Спасскаго собора указывает на более позднее время; в старину у нас, разумею на Вятке, церкви строились единообразно, больше в виде корабля, нежели креста. Притом, ежели строение его производилось, как говорили некоторые из старых людей, при протоиерее Агафонике, и ежели в продолжении стройки онаго служение происходило в церкви Вознесенской, то это самое подтверждает позднейшую уже его постройку: ибо Агафоник поступил к сему собору в 1786 г., а Вознесенская церковь, стоявшая в близком от него растоянии, упразднена и нарушена вскоре по постройке того собора, в первом десятилетии настоящаго столетия, с перемещением и штата ея в сей собор.

http://sobory.ru/article/?object=08731

Владел он и ткацкими мануфактурами, и кирпичными заводами, стал даже членом Учётного комитета Государственного банка, а кроме того - входил в руководство акционерного общества по постройке церквей и соборов столицы. Вернувшись через 40 лет на родину, решил сделать всем землякам подарок - такой, чтобы действительно людям был в радость. Купец предложил сельчанам на выбор - или проложить железную дорогу от Кукобоя до Пошехонья (60 километров по бездорожью, лесам и болотам), или выстроить в их селе храм. Жители единодушно выбрали собор. Так началась эта стройка, которую вершили действительно " всем миром " . Воронин выделил один миллион рублей - сумму, для тех мест небывалую. Но и сами сельчане не стояли в стороне. В Кукобое в те времена жили отменные строители, плотники, резчики. За работу взялись все вместе. Мастерство сельских умельцев было так велико, что даже главным инженером был назначен местный строитель. Строили храм в глубинке по проекту известнейшего русского архитектора Василия Антоновича Косякова, автора таких грандиозных проектов, как Морской собор в Кронштадте, собор Петра и Павла в Петергофе и собор Святого Владимира в Астрахани. Для нужд стройки в Кукобое быстро запустили небольшой кирпичный завод, однако облицовочный материал доставляли особый, из Финляндии. Белый с розовым отливом кирпич, полый внутри, служил заодно и прекрасным теплоизолятором, а удивительной красоты бирюзовая черепица была покрыта глазурью. Привозили материалы водным путём, по реке Ухтоме. Старожилы потом долго рассказывали, что каждый заморский кирпичик был завёрнут в упаковочную бумагу и пронумерован. Храм Спаса Нерукотворного в селе Кукобой до сих пор считается одной из главных жемчужин Ярославской области. Сто лет назад в русской глубинке удалось создать настоящее архитектурное чудо. Построили храм всего за неполные 4 года. На открытие святыни в мае 1912 года собралось такое количество гостей, которое Кукобой, наверное, никогда ещё не видел. Освящал церковь будущий Патриарх Московский и Всея Руси Тихон (Белавин).

http://sobory.ru/article/?object=04311

Каменный собор Зачатия св. Анны (с приделами Феодора Стратилата и св. Ирины) и храм Рождества Пресвятой Богородицы (с приделом во имя св. Алексия, человека Божия) пережили Смутные времена, наступившие после смерти последнего царя из династии Рюриковичей (у Федора с Ириной родилась-таки девочка, но умерла на втором году жизни). В 1696 г. на пожертвования стольного боярина А.Л. Римского-Корсакова были в монастыре сооружены парадные ворота с надвратным храмом в честь Спаса Нерукотворного. Над могилами сестер Иулиании и Евпраксии в 1766 г. возвели церковь иконы Богородицы «Неопалимая Купина». В 1804 г. Зачатьевский собор разобрали по причине ветхости и возвели новый – Рождества Пресвятой Богородицы в неоготическом стиле с приделами Зачатия святой праведной Анны (на хорах), свт. Алексия, св. вмч. Феодора Стратилата и с колокольней. Архитектурный проект строительства монастыря приписывают гению замечательных русских зодчих того времени Казаковых (Родиона и Матвея). К 1807 г. строительство было завершено, однако освящен монастырь был лишь после изгнания французов из Москвы – в 1813 г. В середине XIX в. для престарелых и недееспособных монахинь была выстроена богадельня с храмом Сошествия Святого Духа в русско-византийском стиле по проекту М. Быковского. Революция 1917 г. сыграла роковую роль в истории Зачатьевского монастыря. Уже в 1924 г. советская власть упразднила обитель, но собор еще некоторое время функционировал. 16 марта 1925 г. именно здесь отслужил последнюю в своей жизни Божественную Литургию Патриарх Тихон (Белавин) и почил в Бозе 9 дней спустя в Бакунинской больнице по соседству. После его смерти все храмы закрыли, монахинь выселили, а в помещениях разместили всевозможные учреждения, в числе прочих – тюрьму и детскую колонию. В 1934 г. Рождественский собор и трехъярусную колокольню взорвали, остальные же храмы обезобразили до неузнаваемости. Лишь в 1991 г. сестричество в честь иконы Богородицы «Милостивая» (одной из особо почитаемых икон Зачатьевского монастыря, перенесенной в 1920-е гг. в храм Илии в Обыденном переулке и, таким образом, спасенной) взяло на себя тяжкий труд по возрождению обители. В 1993 г. в надвратном храме Образа Спаса Нерукотворного была совершена первая Литургия, а в 1995 г. монастырю вернули прежний статус.

http://sobory.ru/article/?object=02269

До 1696 года церковь была деревянной, потом стала каменной. Множество раз она была разрушена пожарами, пока в 1847 году был возведен храм, напоминающий Исаакиевский собор в Петербурге. Вот как пишет про него В.А. Борисов в «Описании города Шуи и его окрестностей» : «в Итальянском вкусе, с портиками, куполом и золоченым крестом, весьма величественна и очень пространна; стены ея внутри росписаны превосходно». При Спасском храме была каменная часовня, построенная в 1654 году в память об избавлении от моровой язвы. При входе в часовню имелась надпись: «Поставися животворящий крест Господень с предстоящими при храме Нерукотворного образа Спаса нашего, по подобию и изображению и мере стоящего в храме Воскресения Христова, что в новом Иерусалиме, из трех составных дерев: кипариса, кедра и, вместо певга, мужжавела, от усердия купечества Шуйскаго». К животворящему кресту ежегодно совершался крестный ход из Воскресенского храма, это была вторая по значению святыня города (первая - чудотворный образ Шуйско-Смоленской Богоматери). Мне приходилось слышать от старых людей, что в храме находились иконы работы Андрея Рублева, правда это или нет - не знаю. Церковь была богатейшей – ее приход составлял около 950 человек, в числе которых были и весьма состоятельные горожане, жертвовавшие на богоугодные дела немалые суммы. Так, в 1869 году на средства купца Г.В. Щеколдина при храме была сооружена каменная колокольня. Надо думать, что внутреннее убранство церкви было под стать внешнему великолепию. Возможно, это и сыграло свою решающую роль в судьбе храма – уж слишком много могли получить власти при разрушении самого здания: это и демонстрация победы советского строя над религией, и материальные ценности – их ведь сложно учесть. Да и кто спросит потом, что куда «ушло» - прихожан запугали, священнослужителей пересажали. В апреле 1928 года церковь была отдана обновленцам, а 1.10.1929 г. храм был и вовсе закрыт. 9 марта 1930 года шуйский горсовет принял решение о сносе церкви. Говорят, что шуяне пытались предотвратить уничтожение храма, и, узнав о решении горсовета, писали письмо народному комиссару просвещения А.В. Луначарскому с приложенной фотографией, и даже получили на него ответ, в котором говорилось: храм не взрывать, а составить смету и поддерживать ремонтом. Но то ли ответ слишком уж задержался, то ли шуйские власти твердо решили храм уничтожить - 1 мая 1930 года Спасский храм был взорван, причем с первого раза разрушить его не получилось, и в этом некоторые усмотрели тайный смысл. Вместе с ним погибла и древняя часовня.

http://sobory.ru/article/?object=27998

В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы – неизвестно. В середине ХХ столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида в 1959–1961 годах. В начале 1990-х годов, после того как в Спасском соборе стали регулярно проводить богослужения, в нем сделали солею, иконостас, отопление, а главное – престол. В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев. В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами. При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором.

http://sobory.ru/article/?object=04155

Николо-Угрешский монастырь. Утраченные храмы и часовни. Мариинский храм. Храм во имя преподобной Марии Египетской был заложен 1 мая 1850 года. Строительство велось на средства благотворителей супругов Александровых. 16 сентября следующего года храм был освящен святителем Филаретом. Храм Спаса Нерукотворного. Упоминание о храме в честь образа Спаса Нерукотворного, в котором за ветхостью нет службы, имеется под 1750 годом. Службы вновь объявленны прекращенными в 1757 году из-за опасности обрушения здания. Духосошественский храм. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов была освящена в монастырском училище в 1871 или 1873 году. Цер­ковь имела деревянный крашеный иконостас с золочеными обводами, с икона­ми фряжеского письма без окладов. Вместо паникадила висела большая бронзо­вая люстра. При храме была колокольня с особым звоном колоколов. Крестознаменская часовня. В 1868 году на частные вклады богомольцев на братском кладбище была построена деревянная часовня в честь Знамения Креста на Небеси. На потолке из разных сортов дерева было резное изображение Святого града Иерусалима. http://drevo-info.ru/articles/16507.html Храм во имя Собора Угрешских святых В деле восстановления архитектурного ансамбля монастыря одной из важнейших задач явилось воссоздание разрушенного Никольского собора, который на протяжении многих веков был главным храмом Угрешской обители. В ходе подготовительных работ, начавшихся в 2004 году, был найден фундамент Никольского собора, разобранного за ветхостью в 1930-е годы. При воссоздании храмового здания было решено сохранить найденный фундамент в подклете нового собора. В результате воссозданный Никольский собор оказался выше и несколько шире своего предшественника за счет того, что увеличенный подклет включил в себя найденный фундамент. Это в свое время подало мысль о создании нижнего храма в Никольском соборе, которого в прежние века не существовало. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла новый храм был посвящен Собору Угрешских святых, т.е. тем святым, которые на протяжении истории существования обители подвизались в монастыре, а также оказали существенное влияние на жизнь обители. Малое освящение храма во имя Собора Угрешских святых состоялось 7 сентября 2012 года.

http://sobory.ru/article/?object=00627

Первый на северо-востоке азиатской территории Русского государства монастырь был основан в 1663–1664 годах. Об учреждении его и церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа подал челобитные царю и архиепископу Сибирскому Симеону воевода Иван Голенищев-Кутузов. Горожане выбрали служилого человека Ивана Афанасьевича Овчинникова на должность настоятеля и ходатайствовали о посвящении его в монахи. Владыка дал своё благословение, и к северо-востоку от крепостных стен старого острога (сегодня на этой территории находятся Кружало и Преображенский собор), заложили Спасский монастырь. Главный его храм, двухэтажный, построенный на пожертвования царя Алексея Михайловича в 1663-1665 годах, освятили во имя Нерукотворного Спаса. Другая церковь – деревянная шатровая, однопрестольная, поставленная в остроге в 1640-м «на щедрые средства царя Михаила Федоровича» и освящённая во имя святого Михаила Малеина («Ангела Царёва»), – была «отдана в ведение монахов» и перенесена в новый город в 1680-м. Вблизи стояла колокольня, а над западными воротами высилась летняя надвратная двухъярусная и пятиглавая Знаменская церковь Пресвятой Богородицы. За свою более чем трёхвековую историю Якутский монастырь пережил и период разорения, и нового расцвета, и около десяти больших и малых пожаров. Но всегда на месте сгоревших зданий возводились новые. После того как в 1780 году огонь уничтожил главный храм монастыря, в нём началось, наконец, строительство каменных сооружений. В 1800-м сложили трёхпрестольную двухъярусную Спасскую церковь и колокольню из кирпича. В 1820 году на территорию обители перенесли старый деревянный Николаевский храм, разобранный после пожара. Южный престол его освятили в честь Вознесения Господня, а северный – во имя преподобного Михаила Малеина. В 1828-м возвели кельи. Одноэтажное кирпичное здание было по своей архитектуре столь же аскетично, как и другие монастырские каменные строения. В 1833–1843 годах якутские мастера поставили из кирпича ограду. А через шесть лет на монастырскую колокольню подняли 200-пудовый, первый и, наверное, единственный литый в Якутске колокол. Это стало для настоятеля монастыря архимандрита Самуила днём величайшей радости. Во время литья все горожане спешили на место работы и бросали в указанное мастером место серебряные и золотые кольца, серьги, ложки, часовые цепочки, монеты. Голос колокола, названного «Самуиловским», торжественно вплетался в перезвон многих других, созывавших народ Божий на церковные службы.

http://sobory.ru/article/?object=35078

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010