Кроме того, стороны обсудили вопрос о серебряном надгробии святого благоверного князя Александра Невского, находящемся в Эрмитаже с 1922 года. Михаил Борисович рассказал о переговорах, которые проводились в 2013 году с наместником Александро-Невской лавры   епископом Кронштадтским Назарием . Ведется процесс тщательной реставрации серебряного надгробия. В состав совета по реставрации включен представитель от монастыря - помощник наместника Лавры по реставрации. Ведется подготовка и к созданию полноценной копии. Вопрос о местонахождении оригинала и копии раки будет решаться после создания копии. Также Михаил Пиотровский сообщил митрополиту Варсонофию, что у музея и у него лично сложилось плодотворное сотрудничество с епархиальными СМИ -  радиостанцией " Град Петров "  и  журналом " Вода живая " , где неоднократно публиковались развернутые интервью с ним и ведущими научными сотрудниками Эрмитажа.  Владыка отметил, что во взаимоотношениях музеев и Церкви бывали разные этапы, но сейчас можно отметить, что налажен спокойный и конструктивный диалог, направленный " на благо петербуржцев и прихожан " .  В завершение встречи Михаил Борисович пригласил митрополита Варсонофия посетить выставку византийских икон в Эрмитаже. Стороны договорились о продолжении контактов и взаимодействия в церковно-музейном диалоге. Дворцовый собор Спаса Нерукотворного Образа - один из немногих сохранившихся образцов первоначального рококо Бартоломео Растрелли - был освящен в 1763 году. Собор был домовым храмом императорской семьи. Романовы обычно молились в моленной за алтарем. Последним настоятелем собора (и духовником царской семьи) был протоиерей Александр Васильев, назначенный на эту должность в 1914 году. С 1918 года собор - один из выставочных залов Эрмитажа. В 2010 году группа сотрудников музея направила Святейшему Патриарху письмо с просьбой содействовать возвращению собора Церкви, однако дирекция выразила мнение, что в соборе следует проводить только особые службы, в частности, в день изгнания неприятеля из пределов России. 

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

К собору приписаны восемь часовен: 1) Посадская, в городе на площади, Нерукотворного Образа Господня, построена в 1852 году, каменная; 2) Перемутская, Владимирской Божией Матери, построена издавна, близ деревни Перемута, деревянная; 3) Стрелицкая, Архангела Михаила, построена в 1868 году, близ деревни Стрелицы, деревянная; 4) Шарицкая, Животворящего Креста Господня 1882 года, близ деревни Шарицы, деревянная: в Череповецком уезде; 5) Плосковская, Покрова Пресвятой Богородицы, построена среди деревни, деревянная; 6) на реке Лоше, Всемилостивого Спаса, в 4-х верстах от деревни Плоскова, построена в 1878 году, деревянная; 7) Заднеболоцкая, Казанской Божией Матери, близ деревни Заднего Болота, построена в 1894 году, деревянная. На берегу Мологи, на мысу при впадении ручья Скородум, на возвышенности, стояла каменная пятиглавая Богоявленская церковь, построенная на средства прихожан в 1742-58 гг. на месте деревянной Ильинской, которая в свою очередь сменила сгоревшие во время пожаров 1717 и 1737 гг. деревянные Богоявленскую и Петропавловскую церкви (упоминавшиеся в описях 1617 и 1628—29 гг., одна клетская, другая шатровая). Новый пятиглавый храм с крупным четвериком завершался небольшими глухими цилиндрическими барабанами и луковичными главками; с запада к нему примыкала низкая трапезная (построенная, согласно одной из метрик на церковь, в 1692 г), а с севера — крупный придел Петра и Павла с главой на световом барабане. Внутренняя структура и храма, и трапезной была двустолпной. Указом Екатерины II от 16 января 1776 г. был учрежден город Весьегонск, переведенный из Новгородской губернии в Тверское наместничество и ставший центром уезда. Богоявленская церковь, стала теперь соборной (в 1776 г. в ней освятили придел Николая Чудотворца). В кон. 1770-х — 80-е гг. в городе велось довольно активное строительство. В это время (по некоторым источникам, в 1785 г.) с южной стороны Богоявленского собора возвели отдельно стоящую каменную колокольню с часами. Два яруса четверика с промежуточным полуярусом завершались архаичным для своего времени высоким шатром с гуртами и слухами. В 1781-82 гг. на средства купца и бургомистра О.В. Корнева рядом с собором была построена деревянная богадельня. Теснота помещения и частая затопляемость Богоявленского собора вызвали желание горожан расширить старое здание или построить новый собор.

http://sobory.ru/article/?object=37469

До поступления в Оружейную палату работы В. были связаны с патриаршими заказами. Так, в июне 1685 г. им было написано для домовой казны патриарха Иоакима 11 икон Божией Матери (9 Владимирских, 2 «Знамение») (МАМЮ. Дела Патриаршего Казенного приказа. Кн. 115. Л. 203 об.- 204), кроме того, для патриарха были написаны в 1686 г. 3 иконы Спасителя (поясные), Владимирская икона Божией Матери и Успение Пресв. Богородицы, в 1689 г. 8 Владимирских икон Божией Матери (Там же. Кн. 118. Л. 205 об.- 206; Кн. 134. Л. 189). Впервые подпись «зогъраф Николай Соломонов сын Вуръгаров», содержащая родовую фамилию иконописца, встречается на иконе 1689/90 г. «Спас Вседержитель» из ц. Воскресения Христова в Кадашах (в наст. время в ГТГ). Из иконостаса этой церкви, где В. работал в 1689-1693 гг. вместе с Билиндиным, Петром Коробовым, Максимом Ивановым, сохранились еще 2 иконы (в наст. время в ГТГ и в ц. Св. Троицы в Останкине); им приписывают (атрибуция Е. И. Силаевой) также 5 икон страстного и праздничного рядов (все в Московском музее-усадьбе «Останкино») и образ Богоматери и «Гора Нерукосечная» (Молченская?) из местного ряда (ГИМ; атрибуция Л. А. Корнюковой). С 90-х гг. XVII в. упоминание В. неоднократно встречается в документах Оружейной палаты, где говорится, что его содержание за 1698 г. составило 36 р. 30 алтын, в т. ч. кормовых 21 р. 30 алтын. В 1698-1700 гг. В. торговал на Ивановской пл. «печатной» (гербовой) бумагой. 1692 г. датирована икона «Спас Вседержитель» из ц. Сошествия Св. Духа в Толмачах (ныне в ГТГ), 1693 г.- «Спас Нерукотворный», храмовой образ ц. Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке (ныне в ГИМ),- заказ Марфы Матвеевны Апраксиной, 2-й жены царя Феодора Алексеевича. В 1695 г. В. писал иконы в приделе св. Иоанна Предтечи ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в усадьбе боярина Т. Н. Стрешнева «Узкое», в 1698 г.- в ц. Спаса Преображения в Вязёмах (иконы апостолов Иоанна, Петра, икона «Апостолы Фома, Матфей, Иуда, Иаков»); в 1701 г.- в новый Успенский собор Переяславля Рязанского (1693-1699; совр. Рязань); в 1702 г.- в ц. апостолов Петра и Павла в Лефортове (в местном ряду сохр. иконы «Спас Нерукотворный», «Воскресение - Сошествие во ад») и ц. Вознесения Господня в с. Чепугове Вяземского у.; в 1720 г. заключил договор на иконописные работы в Троице-Битюцком мон-ре (Преображенская пуст.).

http://pravenc.ru/text/161029.html

Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир. Император Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву Лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря. «Император пожаловал монастырю 533 десятины и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земель, принадлежавших Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с 3 мельниц, которые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митрополит Платон поставил у входа в свои покои обелиск. Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века, переделки коснулись и интерьера. Появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором. После кончины митрополита Платона скит стал небольшой обителью, существование которой в первой половине XIX века было связано прежде всего с Вифанской семинарией, в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1860 году было 37 насельников. В 30-х годах XIX века была перестроена Лазаревская церковь, в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили Вифанскую церковь», — писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову). В 1832 году завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860-1863 годах на средства свт. Филарета, купца Г.А. Красногорова и других жертвователей шло сооружение нового двухэтажного собора. В нижнем храме в 1863 году были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. А еще через три года свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская церковь митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А. А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903-1905 ггодах — новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В начале XX века в ней жили 23 насельника. При монастыре продолжала действовать Вифанская духовная семинария.

http://sobory.ru/article/?object=45183

Собор построен в 1670-1674 гг. «тщанием монашествующих при строителе Тихоне». Это четырехстолпный, трехапсидный кирпичный храм на белокаменном фундаменте с размерами четверика без апсид 21х19 м, Первоначально он был пятиглавым, но четыре боковые главы в середине XVIII в. разобрали для стройства нового Тихвинского придела с севера, Также как северный придел, восточный притвор являлся поздней пристройкой. Дореволюционные ученые и составитель церковной «Метрики» отмечали наличие придела внутри собора: в предшествовавшем деревянном храме это был придел Александра Свирского, а в каменном — мученика Христофора, но его точное местонахождение нигде не указывается. О сводах храма в «Метрике» сказано: «коробовые, полукруглые, опираются на четыре столба». В храм вели три входа, алтарь отделялся двумя квадратными восточными столбами, западные столбы были восьмигранными. В толще северной стены на чердак вела каменная лестница. Судя по результатам археологических раскопок, стены делились тонкими лопатками на три прясла, восточные углы четверика отмечались строенными колонками, они же разделяли между собой апсиды. Расчищенная нижняя часть западной стены сохранила сложную профилировку, а западный перспективный портал — несколько деталей, свидетельствующих о хорошем качестве декорации из фигурного кирпича. Археологи отмечают высокую строительную культуру мастеров, работавших на строительстве этого храма. Присутствие в интерьере собора двух западных восьмигранных или круглых столбов в сочетании с квадратными восточными — прием редкий и необычный для XVII в. Вспомнив о вкладах в соборную ризницу И. Б. Милославского, рискнем предположить в нем одного из заказчиков храма. Тем более, семья Милославских участвовала в сооружении собора Болховского Оптина монастыря, в котором, помимо сочетания крещатых и круглых столбов, есть еще элемент, сближающий его с далеким северным собором, — строенные фасадные колонки, также редко использовавшиеся в монастырских четырехстолпных храмах. По имеющимся скудным данным аналогии этому памятнику скорее обнаруживаются в Москве и в связанных с московским заказом постройках, а не в вологодской архитектуре, как в предыдущем соборе

http://sobory.ru/article/?object=60296

В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил протоиерей А. А. Израилев. Собор был домовым храмом Императорской семьи. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарём. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 (25) октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии императора и кавалеров Георгиевского ордена совершалось 26 ноября, в Юрьев день. С 1798 настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918, последним — Николай Григорьевич Кедринский. Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма. Современное состояние [ править править код ] 9 декабря 2014 года Церковь Спаса Нерукотворного Образа, спустя многие годы, открылась для посетителей. Открытие было приурочено к торжествам в честь 250-летия Государственного Эрмитажа. 25 декабря 2014 года в открывшейся после реставрации церкви была отслужена первая за 96 лет Божественная Литургия. Перед началом службы настоятель протоиерей Владимир Сорокин освятил храм иерейским чином. Святыни [ править править код ] В соборе хранился ряд святынь и ценных художественных произведений. В молённой при алтаре был помещён образ, написанный в 1693 году Феодотом Ухтомским, украшенный золотой ризой с бриллиантами. Позднее сюда были перенесены святыни, поднесённые Павлу I Мальтийским орденом 12 (25) октября 1799 года в Приоратском дворце в Гатчине: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетине (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней. В честь обретения этих реликвий Правительствующий Синод установил новый церковный праздник «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя» , отмечаемый 12 (25) октября начиная с 1800 С 1852 года ко дню праздника реликвии переносили на месяц из Зимнего дворца в Павловский собор в Гатчине. Архитектура [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Спаса_...

За свою историю монастырь не раз горел, а в 1238 году его основательно разрушили монголо-татарские орды. Свой нынешний вид монастырь приобрел при императрице Екатерине II, которая самолично заложила первый камень в основание одного из храмов на территории монастыря – собора Бориса и Глеба. «По одной из версий, это была идея новгородского губернатора Якова Сиверса, –  говорит настоятель Новоторжского Борисоглебского монастыря игумен Арсений. – Императрица путешествовала по России, и во время проезда через Торжок Екатерина II приняла участие, как сейчас бы сказали, в торжественном мероприятии». По словам отца Арсения, сейчас в обители Борисоглебского монастыря живут 4 священнослужителя и один инок, а также от 3 до 5 послушников и трудников. Монастырь входит в программу «Культура России», в рамках которой его восстанавливают. Уже полностью отреставрировали старинный братский корпус, который сейчас используется как паломническая гостиница, трапезную, настоятельский корпус, Входоиерусалимский храм. А как Борисоглебский монастырь выглядел во времена своего расцвета, видно на фотографиях великого русского путешественника и рационализатора цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Борисоглебский мужской монастырь,  С. Прокудин-Горский В монастыре находится и самое высокое здание Торжка – Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа . Подняться наверх можно по временным деревянным лестницам, ведь сама церковь сейчас на реставрации, которая должна завершиться к концу 2019 года. Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа С высоты 45 метров открывается чудесный вид на Торжок. Справедливости ради отмечу, что зимой вся прелесть города скрыта в серо-белых тонах и раскрывается лишь летом. Что ж, это повод еще раз приехать в Торжок. Вид на Благовещенский (Михайловский) собор Старо-Вознесенская (Тихвинская) церковь Наша экспедиция по православным местам Торжка продолжается в Старо-Вознесенской (Тихвинской) церкви. Эту церковь построили без единого гвоздя и внутренних перекрытий в 1653 году, затем перестроили в 1771 году. Вот так церковь выглядела 100 лет назад.

http://pravmir.ru/otkuda-v-malenkom-goro...

Чита Святыни Забайкальского края [ править править код ] Казанский кафедральный собор (Чита) : В приделе св. благоверного князя Александра Невского находится рака с мощами св. Варлаама, Чикойского чудотворца. Особо чтимые святые иконы: Иоанно-Рождественский храм (Чита) : Женский монастырь Всех святых, в земле Русской просиявших (Атамановка) : Примечание: все перечисленные выше иконы с частицами святых мощей. Храм Спаса Нерукотворного Образа (Краснокаменск) : Монастыри Забайкальского края [ править править код ] Все монастыри Забайкальского края Женский монастырь Всех святых, в земле Русской просиявших (Атамановка) [ править править код ] 17 июня 2001 года, в день Всех святых, в земле Русской просиявших, в 20 км от Читы, на окраине поселка Атамановка на месте заброшенных совхозных полей было освящено место под строительство женской обители в честь всех русских святых. В основание монастыря были положены частицы мощей преподобного Сергия Радонежского и преподобных жен Дивеевских – Александры, Марфы и Елены – духовных чад преподобного Серафима Саровского. Настоятельницей с 2010 года является игумения Ольга (Василькова). Почтовый адрес : 672530 Забайкальский край, Читинский район, Атамановка, улица Облепиховая, дом 9, Женский монастырь в честь Всех святых, в земле Русской просиявших. Телефон : 8(3022) 99-21-13 Электронный адрес : monastyr2010@yandex.ru Сайт : http://zabmonastyr.ru/ Подробнее... Свято-Успенский монастырь (Молоковка) [ править править код ] В 2005 г. был основан Свято-Успенский мужской монастырь. Монастырь находится на территории бывшего пионерского лагеря, построенного в начале 1960-х гг. Наместник монастыря : иеромонах Софроний (Валов) Адрес : Россия, Забайкальский край, г. Чита, Молоковский тракт, 30 Телефон : +7 (3022) 32-94-13 , (3022) 32-54-78 Подробнее... Храмы Забайкальского края [ править править код ] Основные храмы Забайкальского края Храм Спаса Нерукотворного Образа (Краснокаменск) [ править править код ] В 2001 году был составлен проект Спасского храма, одобренный епископом Читинским и Забайкальским, а уже с 2002 года начались работы по его постройке.

http://azbyka.ru/palomnik/Забайкальский_...

Верхний ряд иконостаса представляет собой портретные иконы Ветхозаветных пророков, которые полностью или на 2/3 обращены к верующим. На третьем ярусе расположены ростовые фигуры групп Апостолов, Иоанна Предтечи, Божьей Матери с женами мироносицами, а также поясные иконы свт. Пантелеимона, свт. Николая Мерликийского, свт. Иоанна Златауста и «Глава Предтечи Ионна Крестителя на блюде». Второй ряд состоит сюжетных картин двунадесятых праздников. Над Царскими вратами икона «Тайное вечере». На створках Царских врат портретные иконы Евангелистов. Справой стороны от Царских врат первого яруса расположена ростовая икона Иисуса Христа, за ней архангела Михаила, за ней храмовая икона преп. Симеона Столпника, далее иконы святителей и преподобных. С левой стороны Царских врат расположены иконы: Богоматери с взыгравшим Младенцем, Архангела Гавриила, святителей и преподобных. На солеях стоят хоругви в окладе с изображением Нерукотворного Образа Спасителя и Владимирской иконы Божьей матери, а внизу, расположены киоты ростовых икон: свт. Николая Мерликийского; Казанской иконы Божьей матери; Покрова Богородицы; свт. Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. В самом храме у всех стен располагаются многочисленные иконы в окладах и киотах. Среди которых иконы с мощами святого великомученика и целителя Пантелеимона (с мощами) и свт. Феодосия Кавказского (с мощами) Еще одна особенность храма- это монументальные фрески, выполненные в конце 20 века в традициях русской иконописи и по библейским сюжетам русских живописцев (в основном с картин Васнецова). Над северными воротами сюжет о Крещении Руси, напротив –фреска отображающая крещение свт. Владимира. Напротив алтаря на фронтоне и парусах – ростовые иконы мучеников и преподобных. В центральной части храма на правом парусе изображена встреча свт. Иоанна Крестителя с Иисусом Христом, на левом- Благовещение Пресвятой Девы. В центре Нерукотворным Убрус с Ликом Спаса . Алтарь с престолом святого великомученика и Целителя Пантелеимона с левой стороны ограничен от центральной части храма перегородкой, на которой расположены ростовые иконы: «Пресвятой Богородицы, всех скорбящим в радости», равноап. кн. Ольги, прп. Антония Печерского, равноап. Марии Магдалины и свт. Иоанна Златоуста.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_преподоб...

Закрыть Накануне великих деяний 2. Святитель Иннокентий Московский: детство, отрочество, юность Анатолий Байбородин   23:21 18.12.2022 555 Время на чтение 25 минут Часть 1 Накануне великих деяний Иркутская духовная семинария Вообразили, сочинили раннее детство Вани Попова и поведали, а ныне вообразим жизнь сельского подростка в городе Иркутске… Долго ли, коротко ли, но прибыли путники в губернский стольный град… Ваня, широко распахнув глаза, дивился великолепию иркутских храмов и каменных зданий, красоте деревянной резьбы, украшающей оконные наличники и карнизы бревенчатых купеческих и мещанских домов. Историк Иван Барсуков восхищённо описал славный сибирский город: « Иркутскъ, самый красивый городъ во всей Сибири. Расположенъ на правом берегу величественной р ки Ангары, которая такъ быстр а, что жесток i е морозы… покрываютъ её… льдомъ не pa н е января м сяца; а бываютъ, годы, что… всю зиму переправляются через Ангару на плашкоутах . Улицы Иркутска чисты и правильны. M стность ровная, сухая и плодо­родная. (…) На л вомх берегу Ангары, в пяти верстах от Иркутска, на… возвышен i и… красуется Вознесенск i й монастырь со сво­ими золотыми крестами и главами. Въ немъ открыто почиваетъ в нетл нии, благоухая, прославленный чудотворен i ями Святитель Иннокент i й в великол пной серебряной рак …» Мог ли Ваня Попов вообразить, что минуют долгие годы, и, принявши монашеский ангельский чин, он обретёт имя первосвятителя Иннокентия Иркутского. А путники тем временем, покружив по иркутским улицам, выехали к двухэтажному каменному зданию духовной семинарии, что красовалось на Нижней набережной Ангары. Рядом – божественные чудеса русского зодчества: Богоявленский кафедральный собор и старинный храм во и мя Спаса Нерукотворного Образа. В 1806 году, будучи девяти лет от роду, Ваня Попов поступил в Иркутское духовное училище, а через два года – в Иркутскую духовную семинарию, что вышла из Русско-Славянской школы. В сем почтенном заведении будущих священников, диаконов, причетников обучали богословию, церковной истории, философии, поэзии, риторике, чтению по Псалтыри, правилам церковного нотного пения, чистописанию, русской грамматике, арифметике, географии, латинскому, еврейскому и греческому языкам. Не всем семинаристам хватало ума и усердия изучить около сорока предметов; иные уходили из семинарии, не доучившись, вспоминая учение, яко страшное мучение. Но успешно завершившие учение, обретали глубокие и обширные знания.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/18/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010