ВОЗВРАЩЕНИЕ В РАЙ Отца Андроника освободили день в день, в канун преподобного Сергия, 17 июля 1944 года. Еще перед окончанием срока его взял к себе в дом начальник лагеря, что, возможно, спасло старцу жизнь, т.к. он сильно болел и даже просил хозяина в случае его смерти сообщить о том в Патриархию - что скончался «такой-то схимник». После освобождения Андроник так и оставался в семье начальника, помогал по хозяйству, готовил, стирал, возился с детьми, ухаживал за домашней скотиной, рядом с которой и поселился, отгородив себе небольшую «келью», в которой ночевал и молился. Невзирая на приглашение жить в доме. Здесь ему было хорошо, он - то знал, что животное, тварь Божия чувствует Творца и человека чувствует... «Блажен, иже и скоты милует» (Прит.12,10). Усердие о. Андроника в работе, старательность не были стремлением угодить кому-то. Так, однажды он повесил у себя картинку, изображающую Воскресение Христово. Когда начальник начал упрекать его, старец сказал: «Не нравится - уйду в лагерь». И хозяин отступился. В семье Андроника полюбили, супруга начальника расспрашивала его с интересом о вере, о духовной жизни... И когда о. Андроник узнал от местных монахинь об открытии Глинской пустыни (ему даже показали фото нового настоятеля о. Серафима (Амелина), и стал просить, чтобы отпустили его в монастырь, огорченный начальник, сильно привязавшись к батюшке, уговаривал его остаться, обещал досмотреть его до смерти и достойно похоронить. Но после настойчивых просьб Андроника вынужден был согласиться. Он просил старца в случае нужды сообщить, обещал помощь и даже приехать к нему... Они с супругой дали денег о. Андронику на дорогу, и он отправился в родную Глинскую пустынь... ВОРОБЕЙ ЧИРИКАЕТ: ЖИВ-ЖИВ 28 сентября 1948 года бывший узник СЕВВОСТЛАГА схииеромонах Андроник (Лукаш) вновь ступил на святую землю любимой обители. Это было как возвращение в рай. Одной из главных целей и подвигов Глинских старцев, среди которых многие прошли через тяжелые испытания, тюрьмы и лагеря, обладали благодатными дарами, было духовное окормление и нравственная поддержка народа. «Появление в этот период монастыря масштаба Глинской пустыни, с таким количеством старцев, такого уровня, - явление для верующих необыкновенное, - пишет священник Павел Лизгунов. - Сюда ехали со всей страны, чтобы просто подышать истинным христианством, вспомнить, что это такое. Глинские старцы второй половины прошлого века играли в духовном окормлении народа роль не меньшую (а едва и не большую), чем Оптинские в XIX - начале ХХ века».

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

«Не всех же должно вопрошати, но единого, емуже вверенно есть и других окормление, и житием блистающа, убога убо суща, многа же богатяща, по писанию ( 2Кор. 6:10 ). Мнози бо неискусни мнозех несмысленных повредиша, ихже суд имут по смерти. Не всех бо есть наставити и инех, но имже дадеся Божественное рассуждение, по апостолу, рассуждение духов, ( 1Кор. 12:10 ), отлучающее горшее от лучшего мечом слова. Кийждо бо свой разум и рассуждение естественно, или деятельно, или художественно имать, а не вси духовное. Сего ради глагола премудрый Сирах: мирствующий с тобою да будут мнози, советницы же твои един от тысящ (Сирах, гл. 6, ст. 6). Не мал же подвиг есть наставника обрести непрелестна, и делы, и словесы, и разуменьми. В сих видим есть кто непрелестен сый, егда свидетельствовано от Божественных писаний имать и деяние, и мудрование, смиренномудрствуя, в нихже подобает мудрствовати». (1-я ч. Добротол., гл. 7 о прелести). Духовное отношение требует от руководимых кроме обычной исповеди перед причащением Св. Таин, и частого по потребности исповедания старцу и духовному отцу не только дел и поступков, но и всех страстных помышлений, и движений, и таин сердечных, как о сем говорят: Василий Великий (в правилах, пространно изложенных вопр. 26); Симеон Новый Богослов (в 1-й ч. Добротол. гл. 122) и другие святые отцы. «Невозможно, говорит св. Кассиан Римлянин , впасть в бесовскую прелесть тому, кто живет не по своему хотению и разумению, а по наставлению старцев. Не может лукавый враг посмеяться над неопытностью того, кто не привык по причине ложного стыда скрывать все возникающие в сердце его помышления». (Собеседование 2-е о рассуждении, глава 10) 8 . Великая важность и великое значение духовного отношения к старцам доказывается особенно двумя следующими примерами. Пр. Феодор Студит пишет: один старец не раз приказывал ученику своему исполнить некоторое дело, но тот все отлагал. Недовольный сим старец в негодовании наложил на ученика запрещение, не вкушать хлеба, пока не исполнит порученного дела. Когда ученик пошел, чтобы исполнить повеленное, старец умер. После его смерти ученик желал получить разрешение от наложенного на него запрещения. Но не нашлось никого в пустынной местности, кто бы решился разрешить это недоумение. Наконец, ученик обратился со своей просьбою к константинопольскому патриарху Герману, который для рассмотрения этого дела собрал других архиереев. Но ни патриарх, ни собравшийся собор не нашли возможным разрешить епитимию старца, о котором даже неизвестно, имел ли он степень священства. Посему ученик до смерти принужден был питаться пищей из одних овощей 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По благословению священноархимандрита Оптиной пустыни, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в половине третьего того же дня сии святые мощи были благоговейно подняты и, по совершении литии наместником обители священноархимандритом Венедиктом (Пеньковым) с сослужащими, были перенесены в Введенский собор, где с того времени не прекращалось чтение Псалтири и совершались литии. На 3-й день после праздника Сретения Господня началось приуготовление всечестных мощей старца к их переоблачению.    Дивным смотрением Божиим накануне дня памяти святого великомученика Феодора Стратилата, которому вместе с великомучеником Георгием посвящен тот придел Казанского храма, где покоились мощи старца, перед полиелейной службой великомученику, вечером 7/20 февраля, приехал Преосвященный Стефан, епископ Пинский и Лунинецкий (впоследствии — архиепископ). Незадолго до этого владыка Стефан (Корзун) так же неожиданно был в Оптиной у всечестных мощей старцев Моисея и Антония после их обретения. После полиелея святому Феодору Стратилату владыка Стефан отслужил заупокойную литию. Невольно вспомнились слова епископа Калужского Виталия при отпевании преподобного старца Амвросия в 1891 году: «Теперь я вижу, что это старец пригласил меня на отпевание… Этот старец так велик, что его непременно должен был отпеть епископ».    Явное и преславное чудо милости Божией совершилось 6/19 февраля, вскоре по перенесении честных мощей старца Исаакия I. Очевидцами было засвидетельствовано чудо истечения святого мира от иконы Живоначальной Троицы во Введенском соборе. Дивный во святых Своих Бог, в Троице славимый, прославил и паки прославит угодника Своего преподобного старца Исаакия, молитвами которого да обрящем и мы светлость святых.    Ныне святые мощи преподобного Исаакия I покоятся в левом приделе Казанского собора монастыря.    Преподобне отче наш Исаакие, моли Бога о нас! Преподобный иеросхимонах Иосиф (Литовкин) День рождения — 2/15 ноября 1837Мирские именины — 12/25 ноябряПостриг в мантию — 16/29 июня 1872День тезоименитства — 4/17 апреляИерейская хиротония — 1/14 октября 1884Постриг в схиму — 14/27 февраля 1888Кончина (день памяти) — 9/22 мая 1911Обретение мощей — 3/16 октября 1988   Преподобный Иосиф Оптинский (Иван Ефимович Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в селе Городище Старобельского уезда Харьковской губернии и был назван в честь святого Иоанна Милостивого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Из стен мастерской вышла плеяда иконописцев рус. эмиграции; среди них - архиеп. Чикагский и Детройтский Алипий (Гаманович), расписавший монастырскую Успенскую ц. и кафедральный собор (Чикаго), иером. Андрей (Эрастов), расписавший собор Александра Невского (Лейквуд), и др. Иконописцы Д. м. расписали Троицкий собор, Успенскую ц. и трапезную мон-ря, Скорбященский собор (Сан-Франциско), выполнили иконостас и икону «Все святые, в земле Российской просиявшие» в синодальном соборе (Нью-Йорк), иконостасы Архангело-Михайловского собора (Патерсон), храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (Ютика) и др. Мастерами Д. м. написаны известные в России и зарубежье иконы «Новомученики и исповедники Российские», «Царственные мученики», «Собор Оптинских старцев», свт. Иоанна Шанхайского, блж. Ксении Петербургской, св. прав. Иоанна Кронштадтского и др. Типография В 1918 г. была закрыта типография Почаевской лавры, но впосл. возобновлена бывш. насельником лавры архим. Виталием (Максименко) в основанном им на Карпатах мон-ре прп. Иова Почаевского (Чехословакия). После 1945 г. типография прп. Иова Почаевского была перевезена и в 1947 г. возобновлена в Д. м. В типографии печаталась духовная лит-ра для рус. эмиграции и миссионерская лит-ра на англ. языке. Большое количество духовной лит-ры направлялось и в СССР. Среди книг, выпущенных типографией,- сб. жизнеописаний, составленный протопр. М. Польским , «Новомученики Российские» (1949-1957. 2 ч.), иером. Алипия (Гамановича) «Грамматика церковнославянского языка» (1955), архиеп. Аверкия (Таушева) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета» (1956. 2 ч.), протопр. М. Помазанского «Православное догматическое богословие» (1963), учебник прот. С. Слободского «Закон Божий» (1967), «История христианской Церкви» Н. Д. Тальберга . В типографии выпускаются периодические издания - «Православная Русь» , «Православная жизнь» (прил. к «Православной Руси»), «Orthodox Life» (с 1950), ежегодный сб. «Православный путь» и «Троицкий церковный календарь», а также офиц. орган Архиерейского Синода РПЦЗ «Церковная жизнь» . Свято-Троицкая ДС

http://pravenc.ru/text/171857.html

24-27 июня 1996 г. в Оптиной пуст. прошли первые чтения памяти братьев Киреевских. 26 июля были канонизированы 13 местночтимых святых, составивших Собор преподобных отцов и старцев, в Оптиной пуст. просиявших (общецерковное почитание введено на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 13-16 августа 2000 г. ). Успенский собор Свято-Тихоновой пуст. 1894–1904 гг. Фотография. 2011 г. Успенский собор Свято-Тихоновой пуст. 1894–1904 гг. Фотография. 2011 г. В 1996 г. был создан храм в детском доме в Кондрове, начато церковное служение в Калужской детской колонии. К кон. 1999 г. во всех местах заключения Калужской обл. были построены православные храмы или оборудованы молитвенные комнаты, крупнейший храм - при ИК-5 в Сухиничах. Летом 1998 г. в районе дер. Макаровки в Калуге начал работу епархиальный правосл. молодежный центр «Златоуст». В 2001 г. в центре был построен храм во имя свт. Иоанна Златоуста, а в последующие годы - неск. корпусов. В 2003 г. закончено строительство здания для детского приюта «Отрада» в малоярославецком Черноостровском мон-ре. В наст. время в нем воспитывается 50 детей, при приюте действуют православная гимназия и филиал Российского гос. социального ун-та. 5 сент. 2005 г. в пос. Белоусово Жуковского р-на открылся социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних во имя прмц. Елисаветы. С 2005 г. мин-во образования Калужской обл. и К. и Б. е. ежегодно организуют летний отдых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в правосл. семьях. В 2000 г. в Калуге было создано об-во правосл. врачей. С 2005 г. действует Калужское правосл. педагогическое об-во. 22 февр. 2007 г. митр. Климент освятил центр духовно-интеллектуального развития молодежи во имя прп. Амвросия Оптинского при Калужском гос. ун-те. К нач. 2002 г. в воинских подразделениях в Калужской обл. действовали 11 храмов, часовен и молитвенных комнат, окормляемых епархиальным духовенством. С янв. 1991 г. в епархии издаются ж. «Православный христианин», газеты «Наша вера» и «Вера молодых» и альманах «Богословско-исторический сборник».

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Академия в ликах: Собор святых Киевской духовной академии 19 января 2016 г. 14:32 Уже несколько лет 9 ноября (по новому стилю), в день памяти преподобного Нестора Летописца, когда Киевские духовные школы отмечают свой актовый день, Киевская духовная академия празднует Собор своих святых. Это местное торжество было установлено в 2012 году по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . Статья Владимира Буреги, посвященная Собору святых Киевской духовной академии, опубликована в « Журнале Московской Патриархии » 12, 2015). В Русской Православной Церкви во второй половине ХХ века получила широкое распространение практика установления празднований Соборов святых. Такие соборные памяти, как правило, учреждаются в честь святых, либо объединенных общим подвигом, либо связанных с одной территорией. Например, в современном церковном календаре присутствуют Соборы Афонских преподобных, Киево-Печерских преподобных, Оптинских старцев, Белорусских святых, Волынских святых и т.д. В последние годы можно заметить и еще одну новую тенденцию, а именно почитание святых, вышедших из одной духовной школы. Она прижилась не только в Киеве. Например, несколько лет назад появилась икона Собора святых Московской духовной академии . Эта тенденция заслуживает особого внимания. Понятно, что такие категории, как «общая территория» или «общее место подвига», указывают на определенную общность связанных с ними людей. Но для современного человека не менее очевидно, что «общность школы» может стать куда более глубоким объединяющим началом для многих поколений людей, нежели просто «местность». Выпускники духовных семинарий и академий, как правило, на всю жизнь сохраняют чувство причастности к своей альма-матер. Собор святых Киевской духовной академии — хорошая иллюстрация именно такой глубинной общности духа, которая сохраняется на протяжении нескольких веков. Киевская духовно-образовательная традиция берет свое начало в 1615 году. И хотя за минувшие с тех пор четыре столетия порой существенно менялся и статус Киевских школ, и содержание образования, и принципы научно-богословской аттестации, но все же Киевская академия всегда особо подчеркивала единство образовательной традиции, восходящей к XVII веку.

http://patriarchia.ru/db/text/4347534.ht...

К северо-западу от братского корпуса над колодцем поставлена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в которой почитается одноименная икона работы архимандрита Киприана (Пыжова). К востоку от Троицкого собора расположено трехэтажное здание семинарии, построенное в 1971. На 1-м этаже размещается библиотека, на 2-м – актовый зал и музей, на 3-м – административные помещения, аудитории и архив. С запада архитектурный ансамбль монастыря замыкает двухярусная шатровая колокольня, построенная по проекту архитектора Б. А. Лебединского в октябре 1987 – августе 1988 и освященная 4 сентября 1988. Колокольня имеет две пристройки, увенчанные позолоченными главками. В южной пристройке расположена крестильня, расписанная иеромонахом Андреем (Эрастовым). Западный фронтон в 2006 г. был украшен мозаикой «Сошествие Св. Духа на апостолов». Иконописная мастерская монастыря основана архимандритом Киприаном (Пыжовым). 12 февраля 1997 было освящено отдельное здание мастерской. Из стен мастерской вышла целая плеяда иконописцев русской эмиграции. Среди них – архиепископ Чикагский и Детройтский Алипий (Гаманович), расписавший монастырскую Успенскую церковь и кафедральный собор (Чикаго), иеромонах Андрей (Эрастов), расписавший собор св. кн. Александра Невского (Лейквуд), и многие другие. Иконописцы мастерской участвовали в росписи Троицкого собора, Успенской церкви и трапезной Свято-Троицкого монастыря, Скорбященского собора (Сан-Франциско), храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (Ютика), выполнили иконостас и икону «Все святые, в земле Российской просиявшие» в синодальном соборе (Нью-Йорк), иконостасы Архангело-Михайловского собора (Патерсон) и др. Мастерами мастерской написаны известные в зарубежье иконы Царственные мученики», «Собор Оптинских старцев», свт. Иоанна Шанхайского, блж. Ксении Петербургской, св. прав. Иоанна Кронштадтского и др. В 1947 в монастыре была устроена типография преп. Иова Почаевского, в которой выпускаются периодические издания – газета «Православная Русь», журналы «Православная жизнь», «Orthodox Life» (с 1950), ежегодный сборник «Православный путь» и «Троицкий церковный календарь», а также официальный орган Архиерейского Синода РПЦЗ «Церковная жизнь».

http://sobory.ru/article/?object=19057

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010