Алексий назовет самым светлым: «Ведь Успенский собор — центр Кремли, центр Москвы, центр России». Как только сын закончил Высшее техническое училище, о. Алексий немедленно ушел в Зосимову Пустынь. Обладая хорошим голосом, вначале пел в монастырском хоре. Не очень скоро стал духовником обители и одним из наиболее почитаемых русских старцев. Глубина православного исповедания о. Алексия привлекла к нему много духовных чад. Людской поток значительно возрос после смерти в 1906 году знаменитого о. Варнавы — старца Черниговского скита (близ Троице-Сергиевой Лавры). Отец Алексий привлекал православных не только как праведник и сильный молитвенник, но и как «нежный целитель душ». Он имел прекрасную духовную библиотеку. «Я — миниатюра оптинских старцев, как и сама Зосимова пустынь», — нередко говорил он. Повсюду знали о его духовной опытности и необыкновенной доступности, а также о том, что любовь старец ставил выше поста и молитвы (Владыка Арсений приводит на этот счет весьма характерный пример суждений о, Алексия: если брат просыпается от твоей молитвы, не беспокой брата, ибо любовь выше всего). Воплощая собой предел человеческого подвига в повседневной жизни, о. Алексий обладал не только среди прихожан, но и в кругу монашествующих выдающимся авторитетом, о чем, в частности, свидетельствует место, отведенное ему на монашеском съезде в Троице-Сергиевой лавре летом 1909 года. Один из его участников вспоминал, что на съезде особенно властно, горячо, убежденно говорил о. Алексий Зосимовский . Большая часть постановлений была сделана под его непосредственным влиянием. А когда на Всероссийском Церковном Соборе в ноябре 1917 года решался вопрос о восстановлении патриаршества на Руси, Собор предложил право вынуть жребий для принятия сана патриарха именно о. Алексию. Великая княгиня Елизавета Федоровна так искренне потянулась к этим старцам потому, что они воплощали собой православную культуру как систему жизни. Не случайно в письме к Николаю II Eлuзabema Федоровна, сообщая о своих поездках к о.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

13 мая 1989 г. Сет. Игнатия Брянчанинова. Молиться святителю о даровании слез и покаяния. 14 мая 1989 г. Прп. Пафнутия Боровского. После литургии крестный ход на кладезь преподобного Пафнутия. Повторение Пасхальной радости. (Воды вспять возвратитеся и о временах утекших нам поведайте; земле утреняя оросися, слезы иноческие показуя…) Ныне славу ликующе воспеваем; святые иконы лобызаем умиленно; лампады елеем наполняем, свечи и паникадила радостно возжигаем; хоругви износим и шествие торжественное совершаем; се ныне пир дети уготовляют отцам преподобным и слезно их молят: приидите и посетите недостойных чад своих. О, созвездие небосвода иноческого; о, дивная стая орлиная; многосвещное паникадило храма Богородицы; истинная гроздь винограда Христова — тако речем вам, отцы преподобные, тако именуем и славим Собор Оптинских святых. 22 мая 1989 г. Радуйся, преподобие отче наш Амвросие, патриарше старцев Оптинских. 25 мая 1989 г. Распоряжением отца наместника с иеродиакона N. сняты клобук и мантия за дерзостное (немонашеское) поведение в трапезной. А вчера был вывешен список участвующих в братской трапезе. Гости и др. с благословения отца наместника или благочинного. Воды вспять возвратитеся и о временах утекших возвестите; земли утренние ороситеся, слезы впитанные нам показуя; древа восклонитеся, труды и печали сокрытые являя; воскресните прах и камни, красоту древнюю зрети сподобляя; вся бо узрим и ужаснемся, вся бо уведем и устыдимся; молим Вас, отцы преподобные, не отвергните сынов недостойных, память вашу посильно совершающих. Стыжуся просити, окаянный, не имам словес к Тебе, Господи, токмо руце простираю и сердце, и яко нищий, всеми отверженный и презренный, милости прошу и пропитания скудного [и прощения подаяние]. Ищу Тебе, Господи, и не обретаю; яко слепец ищу Тебе и поводыря не имам; тьма спеленала мя и отчаяние объяло мя; при дороге сижу и ожидаю внегда мимоидеши и услышиши стенания мои. Слышу заповедь Твою: стучите и отверзется вам, но скорбь, Господи, одолела мя, связала руце мои и нозе мои, лишила мужества душу мою; при дверех сижу немощен со плачем безмолвным: отверзи, Господи, и призри на мя, яко на расслабленнаго иногда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

По благословению священноархимандрита Оптиной пустыни, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в половине третьего того же дня сии святые мощи были благоговейно подняты и, по совершении литии наместником обители священноархимандритом Венедиктом (Пеньковым) с сослужащими, были перенесены в Введенский собор, где с того времени не прекращалось чтение Псалтири и совершались литии. На 3-й день после праздника Сретения Господня началось приуготовление всечестных мощей старца к их переоблачению. Дивным смотрением Божиим накануне дня памяти святого великомученика Феодора Стратилата, которому вместе с великомучеником Георгием посвящен тот придел Казанского храма, где покоились мощи старца, перед полиелейной службой великомученику, вечером 7/20 февраля, приехал Преосвященный Стефан, епископ Пинский и Лунинецкий (впоследствии – архиепископ). Незадолго до этого владыка Стефан (Корзун) так же неожиданно был в Оптиной у всечестных мощей старцев Моисея и Антония после их обретения. После полиелея святому Феодору Стратилату владыка Стефан отслужил заупокойную литию. Невольно вспомнились слова епископа Калужского Виталия при отпевании преподобного старца Амвросия в 1891 году: «Теперь я вижу, что это старец пригласил меня на отпевание… Этот старец так велик, что его непременно должен был отпеть епископ». Явное и преславное чудо милости Божией совершилось 6/19 февраля, вскоре по перенесении честных мощей старца Исаакия I. Очевидцами было засвидетельствовано чудо истечения святого мира от иконы Живоначальной Троицы во Введенском соборе. Дивный во святых Своих Бог, в Троице славимый, прославил и паки прославит угодника Своего преподобного старца Исаакия, молитвами которого да обрящем и мы светлость святых. Ныне святые мощи преподобного Исаакия I покоятся в левом приделе Казанского собора монастыря. Преподобне отче наш Исаакие, моли Бога о нас! Преподобный иеросхимонах Иосиф (Литовкин) День рождения – 2/15 ноября 1837 Мирские именины – 12/25 ноября Постриг в мантию – 16/29 июня 1872 День тезоименитства – 4/17 апреля Иерейская хиротония – 1/14 октября 1884 Постриг в схиму – 14/27 февраля 1888 Кончина (день памяти) – 9/22 мая 1911 Обретение мощей – 3/16 октября 1988 Преподобный Иосиф Оптинский (Иван Ефимович Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в селе Городище Старобельского уезда Харьковской губернии и был назван в честь святого Иоанна Милостивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Т.е был большой духовный центр активный, отнюдь не уединенный. Даже скит он внутри был уединенный Предтеченский скит, где жил преподобный Амвросий Оптинский и другие старцы. А вокруг-то него тоже был муравейник, там, ждали этих старцев, их учеников даже. И вот один передавая другому при полном безоговорочном послушании, смирении и исполнении воли наставника, а не своей воле. Смотрите, Преподобный Амвросий Оптинский он же в 30 с небольшим лет, его назначили на послушание старца, т.е. окормление народа Божьего. А до этого он был совершенно не так, всего несколько лет в монастыре был. Даже меньше чем 10 лет он был в монастыре, но вот духовный собор назначил. Потому что он Преподобный Амвросий своему духовному отцу оказывал безоговорочное послушание и весь был направлен на это послушание и на это духовное возрастание. И вот в короткий период времени они смогли такие дары получить именно за свою целеустремленность. Поэтому нам надо помнить не думать, что как в древних патериках по 20-30 лет там сидел человек в пустыне, ничего не кушал, травой питался. Для нашего сегодняшнего дня это уже совершенно непримиримо получается. Но если четко следовать благословениям своего духовного наставника, то в достаточно компактный период времени, несколько лет можно с собою справиться можно себя возродить, и стать на истинный путь. Как в монастыре, так и в миру, конечно же. К. Терёхина: И в любом случае, Преподобный Никодим призывает нас постоянно помнить, что Господь все видит. И кому-то для пользы душевной будет открыто достижение каких-то добродетелей. Кому-то для кого это может стать искушением гордыни это не будет открыто. Но он пишет, что каждый в свое время узнает об этом. Когда будут угодно Богу и будет это открыто для человеческого блага. Беседа 23 К. Терёхина: Здравствуйте, дорогие друзья, у микрофона Ксения Терёхина, и мы продолжаем с вами цикл бесед по книге Преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань». С нами в студии настоятель Коневского монастыря игумен Исидор. Здравствуйте, отец Исидор.

http://azbyka.ru/cikl-besed-po-knige-nev...

13 мая 1989 г. Свт. Игнатия Брянчанинова . Молиться святителю о даровании слез и покаяния. 14 мая 1989 г. Прп. Пафнутия Боровского. После литургии крестный ход на кладезь преподобного Пафнутия. Повторение Пасхальной радости. (Воды вспять возвратитеся и о временах утекших нам поведайте; земле утреняя оросися, слезы иноческие показуя…) Ныне славу ликующе воспеваем; святые иконы лобызаем умиленно; лампады елеем наполняем, свечи и паникадила радостно возжигаем; хоругви износим и шествие торжественное совершаем; се ныне пир дети уготовляют отцам преподобным и слезно их молят: приидите и посетите недостойных чад своих. О, созвездие небосвода иноческого; о, дивная стая орлиная; многосвещное паникадило храма Богородицы; истинная гроздь винограда Христова — тако речем вам, отцы преподобные, тако именуем и славим Собор Оптинских святых. 22 мая 1989 г. Радуйся, преподобне отче наш Амвросие, патриарше старцев Оптинских. 25 мая 1989 г. Распоряжением отца наместника с иеродиакона N. сняты клобук и мантия за дерзостное (немонашеское) поведение в трапезной. А вчера был вывешен список участвующих в братской трапезе. Гости и др. с благословения отца наместника или благочинного. Воды вспять возвратитеся и о временах утекших возвестите; земли утренние ороситеся, слезы впитанные нам показуя; древа восклонитеся, труды и печали сокрытые являя; воскресните прах и камни, красоту древнюю зрети сподобляя; вся бо узрим и ужаснемся, вся бо уведем и устыдимся; молим Вас, отцы преподобные, не отвергните сынов недостойных, память вашу посильно совершающих. Стыжуся просити, окаянный, не имам словес к Тебе, Господи, токмо руце простираю и сердце, и яко нищий, всеми отверженный и презренный, милости прошу и пропитания скудного [и прощения подаяние]. Ищу Тебе, Господи, и не обретаю; яко слепец ищу Тебе и поводыря не имам; тьма спеленала мя и отчаяние объяло мя; при дороге сижу и ожидаю внегда мимоидеши и услышиши стенания мои. Слышу заповедь Твою: стучите и отверзется вам, но скорбь, Господи, одолела мя, связала руце мои и нозе мои, лишила мужества душу мою; при дверех сижу немощен со плачем безмолвным: отверзи, Господи, и призри на мя, яко на расслабленнаго иногда.

http://azbyka.ru/fiction/pasxa-krasnaya/...

Её перевели в Тулу, куда перевели и архирейский дом. Последний коломенский епископ Мефодий (Смирнов) вывез из собора множество древней утвари, включая великокняжеские и царские вклады. В 1802 году была изменена форма глав. Была сбита аркатура на барабанах и наличники окон (этот декор был восстановлен в ходе реставрационных работ 1958-1963 гг). Гроза 1812 года обошла Коломну стороной, правда, зта " сторона " находилась весьма близко, враг стоял в соседних Бронницах, ждали, что он вот-вот займёт и Коломну. Следующие сто лет Успенский собор пережил без каких-либо потрясений. В 1880 году в соборе торжественно праздновалось 500-летие Куликовской битвы. В 1904 году в нём совершил литургию св. Иоанн Кронштадтский. После богослужения о. Иоанн возглавил крестный ход, в котором участвовала едва ли не вся Коломна. В 1913 году в Успенском соборе служил настоятель Старо-Голутвина монастыря архимандрит Варсонофий (Плиханков), прославленный ныне в сонме Оптинских старцев. Словом, жизнь шла обыкновенным образом вплоть до прихода к власти большевиков. В 1929 году, после ареста епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого), Успенский собор окончательно закрыли. Убранство его подверглось разграблению, равно как и могилы архиреев, погребённых в нём. Началась эпоха запустения. В 1958-1963 гг была проведена косметическая реставрация памятника. Трудно себе представить, что ещё в 1970-е годы заброшенное здание собора, обросшее со всех сторон бурьяном, горделиво стояло в историческом и священном центре Коломенского кремля. В 1989 году Успенский собор возвратили верующим. Вокруг храма сложилась приходская община, постепенно началось его восстановление. Оно продлилось десять лет. После реставрации, в день Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 1999 года, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятили Свято-Успенский собор. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Коломенский Успенский собор имеет весьма внушительные размеры и несколько архаичный - для своего времени - облик.

http://sobory.ru/article/?object=01137

Близкие Надежды Александровны вспоминали, как она, уже в преклонном возрасте, неизлечимо больная, по бездорожью, на попутках добиралась в горячо любимую Оптину. Введенский собор Оптиной пустыни. Советское время      Ирина Карклиня, знавшая Надежду Павлович в последние годы ее жизни, вспоминала: «Маленькая чудаковатая подслеповатая старушка с удивительно ясным умом и прекрасной памятью, с железной волей и добрейшим сердцем, она жила в своем особенном внутреннем мире (…). Над ней посмеивались, не принимали всерьез, но она будто не замечала улыбок по поводу ее старомодных шляпок, ридикюлей полувековой давности и стареньких, поношенных платьев. Гуляя по пляжу или парку, с трудом поднимаясь по навощенным паркетным ступенькам в столовую, она словно плыла над людским любопытством…». Прости меня — неверную рабу! Непостижимую свою судьбу Я не пойму и в восемьдесят лет. Но вижу я своих падений след... Во всем, что я творила на земле, Я — только уголь, тлеющий в золе… Надежда Александровна отошла ко Господу 3 марта 1980 года. Через семь с половиной лет, 17 ноября 1987 года, Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. Так началась современная история обители, освященная мученической смертью трех Оптинских насельников от руки сатаниста на Пасху 1993 года. Ежедневно многочисленные паломники стекаются к святым могилам иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева) . Оптинский цветник На Поместном соборе 1988 года иеросхимонах Амвросий (Гренков) был канонизирован в лике преподобного. Память его совершается 10/23 октября. Остальные старцы были прославлены 26 июля 1996 как местночтимые, а в 2000 году — общецерковно. 25 декабря 2009 года Священный Синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев . Русская Православная Церковь чтит память Оптинских старцев 24 октября, в день преставления первого из них — преподобного Льва. На основании предоставленных материалов в период с 2005 по 2007 год Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена шестнадцати подвижников Оптиной Пустыни.

http://pravoslavie.ru/87030.html

Собор Оптинских старцев. Икона. Нач. XXI в. Собор Оптинских старцев. Икона. Нач. XXI в. Одновременно с мая 1919 г. в монастыре и скиту действовал музей «Оптина пустынь», учрежденный Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения. Основателями музея стали сотрудники отдела Н. Н. Померанцев и Н. П. Киселёв. На учет были взяты здания мон-ря и скита XVIII-XIX вв., находившиеся в них художественные предметы, в т. ч. утварь, мебель и проч., а также роща между мон-рем и скитом. Фонды музея пополнились предметами из усадьбы Кашкиных в с. Н. Прыски Козельского у. В музее были сформированы отделы монашеского быта и истории О. п., церковно-археологический, стенной живописи, краеведческий, помещичьего быта, кустарного производства, естественно-исторический. Монастырскую б-ку перевезли в скит и присоединили к скитской б-ке. Обитель по-прежнему привлекала интеллигенцию. В музее работала духовная дочь старца Нектария поэтесса Н. А. Павлович, в 20-30-х гг. XX в. в О. п. часто бывал художник Л. А. Бруни, создавший здесь немало пейзажей. Бывшая в 1919-1924 гг. директором музея Л. В. Защук (прмц. схимон. Августа) пыталась сохранить здания, на к-рые претендовали различные учреждения, церковные ценности, помогала верующим, нек-рых монахов ей удалось устроить на работу сотрудниками музея. Часть территории пустыни была передана детскому дому. После упразднения музея в 1928 г. оптинский архив попал в Государственную б-ку имени В. И. Ленина, ныне он размещен в фондах 213 (собственно архив) и 214 (собрание рукописей) ОР РГБ. После выселения из обители неск. десятков оптинских монахов, а также монахинь закрытого Шамординского монастыря поселили в частные дома в Козельске и его окрестностях. Они старались поддерживать монашеские порядки, продолжали относиться к архим. Исаакию как к своему настоятелю, совершали богослужения в приходских храмах и в частных домах. Местные власти оказывали давление на монашествующих, побуждая их уехать из города, неоднократно производили аресты. Наиболее масштабный из них датируется 18 авг. 1930 г., когда арестовали ок. 40 чел. из бывш. монашествующих О. п. и Шамординского мон-ря, а также из мирян. Их обвинили в создании «контрреволюционной монашеско-монархической группировки» под рук. игум. Пантелеимона (Аржаных). Мн. монахи были отправлены в концлагеря и в ссылку, они старались сохранить связи друг с другом. Мн. были расстреляны в 1937-1938 гг.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Единоличные иконы были созданы в 1996 г. к прославлению Н. в лике местночтимых святых в Соборе преподобных отцов и старцев Оптинских. Первая небольшая ростовая икона была написана Т. А. Мушкетовой (ныне Смирнова) (1996, ризница Оптиной пуст.; см.: Оптина пустынь. 2016. С. 24). Преподобный изображен фронтально с наперсным крестом, облачен в светлую рясу, красно-коричневую мантию, епитрахиль, скуфью; обеими руками держит свиток, позем украшен декоративными цветами. Образ святого узнаваем: немного детское и трогательно-наивное выражение лица, спускающиеся на плечи пряди седых волос средней длины, редкая клинообразная бородка. Белильные мазки в уголках глаз создают эффект «постоянно плачущих глаз», о чем свидетельствуют воспоминания очевидцев, упоминающих, что «у него всегда был платок, который он, свернув уголком, прикладывал к глазам» (Оптина пуст. в воспоминаниях очевидцев. 2016. С. 320-321). В 1996-1997 гг. выполнен большой ростовой образ того же извода на раку преподобного во Введенском соборе (иконописец Мушкетова), в 2017 г. создано небольшое поясное изображение (иконописец А. А. Рыжов, ризница Оптиной пуст.). В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи Н. изображается так же, как и на единоличных портретах, обычно в группе с преподобными Исаакием (Антимоновым) , Анатолием (Потаповым) , преподобномучениками Исаакием (Бобраковым) , Никоном (Беляевым). Преподобные Анатолий, Нектарий и Исаакий Оптинские. Фрагмент иконы «Собор святых, прославленных в 2000 лето от Р. Х.». 2000 г. Иконописец Н. В. Масюкова (храм Христа Спасителя, Москва) Преподобные Анатолий, Нектарий и Исаакий Оптинские. Фрагмент иконы «Собор святых, прославленных в 2000 лето от Р. Х.». 2000 г. Иконописец Н. В. Масюкова (храм Христа Спасителя, Москва) Образ Н. включен в росписи храмов Оптиной пуст. В ц. Казанской иконы Божией Матери на юж. стене между окон помещено его изображение в рост вместе с прмч. Исаакием (Бобраковым) и прп. Анатолием (Потаповым) (2004, мон. Мария (Левестам)). В ц.

http://pravenc.ru/text/2564872.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010