Константин Любимов благополучно вернулся в Троицкую обитель. 4 января 1883 года он подал прошение о принятии его в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. К тому времени прошло пять лет его испытательного срока. 31 января Учрежденный собор Лавры обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Иоанникию (Рудневу) с прошением о принятии Константина Любимова в число лаврских послушников, свидетельствуя о его хорошем поведении и способностях. 2 февраля митрополит Иоанникий утвердил это ходатайство. Послушник Константин был назначен келейником наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Леонида (Кавелина), ученика Оптинских старцев и одновременно ученого монаха. Как и другие насельники, он окормлялся у духоносных старцев, в том числе у затворника Зосимовой пустыни иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928). Вскоре начались искушения, неизбежно встречающие подвижника, начинающего путь духовной жизни. Одно из них было связано с ежегодным путешествием на родину. Проезжая через Москву, Константин останавливался у своего дяди, помощника начальника Николаевского вокзала. Жизнь дяди была светской: он ни в среду, ни в пятницу пост не соблюдал. Бывая в семье дяди, послушник Константин вкушал молоко и яйца даже в эти постные дни. «В сознании моем, – вспоминал отец Кронид, – тогда обычно пролетала мысль: “Что я за человек, чтобы для меня специально готовили пищу”. Потому я ел все, что мне предлагали». За год до своего пострижения в монашество он увидел сон. Будто бы стоит он в каком - то большом храме. Храм необычен, как бы небесной красоты. Позади правого клироса – большая икона Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Божия Матерь была изображена величиной в рост человека и в короне. Иконные черты напоминали Черниговский образ Божией Матери. Видя чудный лик Богоматери и поражаясь его красотой, Константин преклонил свои колени пред святым образом и стал просить милости и предстательства Ее пред Господом. Но, к своему ужасу, он увидел, что Матерь Божия отвращает от него Свой лик. Тогда он в страхе и трепете воскликнул: «Матерь Божия! Чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой Божественный лик от меня, недостойного?» И услышал в ответ: «Нарушением поста! Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Моего Сына. Этим оскорбляешь Его и Меня». На этом видение закончилось, но, по словам отца Кронида, оно было уроком для его души на всю последующую жизнь.

http://fond.ru/kalendar/1389/kronid/

В тесней храмине твоей аки в затворе пожил еси, отче Нектарие, духом присно в горнее восходя, о земных небрегл еси попечениих, обаче любомудрием душу твою аки златом богатя. Темже сокровищем души твоея дивящеся, сице тебе рцем: Радуйся, нощебденных молитв светильниче. Радуйся, днесветлых трудов проповедниче. Радуйся, затворниче боголюбезнейший. Радуйся, заступниче благодерзновеннейший. Радуйся, яко во глубине безмолвия бисер обрел еси духовный. Радуйся, яко в тишине безстрастия глас хлада явися ти тонка. Радуйся, яко теснотою подвига широту обрел еси Рая. Радуйся, яко высотою смирения глубины избегл еси ада. Радуйся, блаженне Нектарие, Оптиной пустыни благоухание. Кондак 4 В тишине безмолвия Богу поработал еси отче, мира тщету и тину страстей отрясл еси, чистым оком Божия тайны уведел еси богомудре, темже чадам твоим заповедел еси во всем искать великого смысла, Богу благодарне взывая: Аллилуиа. Икос 4 Сердце, яко книгу богописанну возымел еси, отче, начертанием в нем Божиих таин и судеб. Книжник явлься богомудрый, источаяй познания нелестная, и напаяяй сладостию божественною всех вопиющих тебе: Радуйся, скрижале неписанная житейскими письмены. Радуйся, свитче исписанный тростию благодати. Радуйся, таин Божественных честное вместилище. Радуйся, судеб Господних таинниче преизрядный. Радуйся, несмысленных премудростию Божественною умудривый. Радуйся, мудрых века сего обличивый. Радуйся, от камене Христа мед духовный пивый. Радуйся, от уст твоих сладость духовную источивый. Радуйся, блаженне Нектарие, Оптиной пустыни благоухание. Кондак 5 Сокровищница дарований духовных явился еси Нектарие, ихже приял еси от богоносных старцев твоих: от Амвросия научился еси деянию, от Анатолия же видению, от самаго же Господа приял еси молитву непрестанную, поя Ему: Аллилуиа. Икос 5 Егда старцем последним быти тя братия избраша отче Нектарие, обаче по смирению отрещися хотящу, старцев собор тебе в видении предста, ихже совету внял еси, иго благое прияти, темже похвальная услыши сия: Радуйся, единомысленная крепосте верных.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Проживающий в нашем Скиту на покое игумен о. Феодосий 417 рассказывал мне, что когда он лет 20 тому назад жил на монастырской даче Оптиной Пустыни, то во время совершения им молитвы Иисусовой он внезапно услыхал поющий хор чудных голосов. Пели «Побеждаются естества уставы...». Подобного пения он никогда не слыхал во всю свою жизнь, столь оно было сладостно, что казалось ему, что душа его отрешилась от тела. Это было ночью. Пение неслось как бы с неба. Он же рассказывал, что также во время прохождения им молитвы Иисусовой он внезапно увидел ночью несколько Оптинских старцев усопших, и в том числе о. Климента (Зедергольма) 418 . Пели они «Достойно есть». Пение также было весьма усладительное, и он сам присоединился к поющим. По окончании пения о. Климент подходит к нему, кладет ему руки на плечи и говорит: «Высоко берешь!» – и затем все исчезло. Когда о. Феодосий рассказал об этом видении о. Амвросию, то Старец сказал: «Да! Этот сон замечательный!» Но почему он назвал видение сие сном, о. Феодосий спросить не решился. Он же, о. Феодосий, рассказывал о видении, бывшем одному из скитских старцев-иноков, имени которого не назвал. Стоит сей инок-старец на правиле (в соборной келлии) 419 и видит, что вместо обычной лампады пред иконами возжжено множество мелких свечей, копейки по три, а между ними шесть свечей больших, копеек по 15 и 20. Он никому об этом видении не сказал, а только открыл о. Амвросию. Последний сказал, что мелкие свечи знаменуют скитян, которые будут жить в Скиту после него, а крупные свечи знаменуют также скитян, но более совершенных по жизни, каких будет не более шести. Видение было во время вечернего правила. От себя замечу, что во время переноса тела усопшего о. Анатолия (начальника Скита) из церкви Марии Египетской в Казанский собор 28 января 1894 года одна из монахинь шамординских, придя в исступление, кричала: «Шесть монахов в Скиту сняли батюшку с креста!» Нет ли здесь некой таинственной связи? Сегодня, 15 августа 1896 года, о. Димитрий-слепец рассказывал мне нечто дивное. Лет двадцать тому назад, когда он жил на даче 420 , как-то пришлось ему остаться там одному. Это было накануне «Владимирской», т. е. 22 июня. Вышел он часов в 12 ночи на крыльцо своей келлии и вдруг слышит множество голосов: «Волшебница идет!» Видит, что из-за ближнего леса выходит в небе темное облако и в нем как бы лодка, а над нею как бы цветы. В лодке, в корме, стоит человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Феодосии и иеромонахи о. Венедикт и о. Даниил отправились в Шамордино, куда 8 сего июля ожидают епископа Макария для освящения церкви на даче монастырской близ села Руднева.» О. Агапит продолжал также служить Литургию, молебны, панихиды и погребения. Так, 18 января 1900 года он отпевал своего преданного ученика схимонаха Феодота (Герасимова) – постриженника Оптинского скита, сопровождавшего духовного отца в Добром и Мещовском монастырях; 2 апреля 1900 года, в Вербное Воскресение, в сослужении с о. игуменом Ксенофонтом, монастырскими и скитскими иеромонахами в Казанском соборе отпевал архимандрита Досифея – настоятеля Оптиной Пустыни и предшественника о. Агапита по Мещовскому монастырю; 14 апреля 1904 года служил в Предтеченском храме панихиду по настоятельнице Шамординского монастыря игумении Евфросинии; 26 октября 1905 года в том же скитском храме служил молебен о даровании здравия о. скитоначальнику Иосифу. «1917 г. Октябрь 10. Память блаженных старцев Льва и Амвросия. Богослужение в скиту свое. Литургию совершал о. скитоначальник совместно с о. Адрианом и о. Пиором. На панихиде собор священнослужителей возглавил маститый о. архимандрит Агапит, ученик и письмоводитель покойного батюшки Амвросия.» Летопись скита отмечает и участие архимандрита Агапита в богослужениях, посвященных памяти старца Макария: «1906 г. Январь 19. Скитский праздник пр Макария Египетского . В 5 ч. утра было совершено водоосвящение. Пред Литургиею отслужена панихида по приснопамятном Оптинском старце иеросхимонахе Макарии. Как панихиду, так и Литургию и последовавший за ней молебен празднуемому святому служил пребывающий в скиту о.архимандрит Агапит в сослужении о.о. иеромонахов Варсонофия и Нектария с иеродиаконами монастырским о. Георгием и скитским о.Анатолием.» «1916 г. Сентябрь 7. День кончины (1860 г.) старца иеросх Макария. Торжественное богослужение в Макарьевском приделе Предтечевского храма совершено скитоначальником о.игуменом Феодосием соборне, а на панихиду соборне выходил маститый о.архимандрит Агапит.»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Этот необычайный молебен продолжался минут двадцать. Все тропари, кондаки и большую молитву старец читал наизусть. И вот здесь, под куполом, вдруг стало понятно, что неслучайно старец Илий поднялся на этот собор, неслучайна эта молитва, что необходима крепкая молитва именно здесь и граду Кронштадту и всей России. Морской собор был создан по повелению Царя-Мученика Николая по образу и подобию Софийского собора в Константинополе. Этот собор можно назвать – Софией Кронштадтской, Русской Софией. Он стал воплощением в камне исконной русской идеи о Третьем Риме. Кронштадт – есть Новый Русский Царьград со своей Софией. И само его название Кронштадт – «коронный город», «город царской короны», можно так и переводить – Царьград. Кто-то произнес: «Батюшка, вы как отец Иоанн взошли на этот собор!» «Отец Иоанн поднимался сюда перед кончиной...» – ответил старец. Наверно, никто не поднимался после отца Иоанна сюда для молитвы. До революции не было такой необходимости, а после революции не было уже такой возможности. О чем была молитва старца? Когда мы были уже на земле, глядя ввысь, не верили себе, что мы только что были на уровне окон купола. На прощание старец сказал Александру Васильевичу: «У тебя имя-отчество как у Суворова. Будь как Суворов. Он знаешь, какой верующий был! Ты молитву творишь утром?» «Как же! Она у меня всегда при себе. Я как на работу прихожу, говорю своим молодым в бригаде: «А ну- ка читай, а то у меня глаза плохие». Они у меня ее каждое утро все читают». Александр Васильевич поднял свитер и из кармана на груди достал свернутую молитву: «Вот она. Уж очень я ее люблю». Он развернул бумажку: «Молитва последних оптинских старцев...», – прочитал он. Старец Илий благословил его и сказал: «Читай, читай ее». Иеродиакон Илнодор, насельник Оптиной пустыни: «До того, как я впервые приехал в их обитель, у меня в моем воображении по портретам, жизнеописаниям сложился собирательный образ старца. И, когда я впервые его увидел, сразу вполне определенно и твердо возникла мысль: это старец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Почему на одной иконе изображают нескольких святых? 1 мин., 20.02.2022 Поделиться « Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них » (Мф 18:20). Смысл этих евангельских строк очень хорошо раскрывается в иконографии соборов святых, память которых мы празднуем в течение всего церковного года. Святые объединены либо по лику святости, либо по местности, краю, обители, где они подвизались. Например, Церковь почитает собор Московских святителей, Оптинских старцев, преподобных отцов Киево-Печерских. Каждому празднованию соответствует своя иконография. Это очень интересные многофигурные композиции, которые могут включать трех, четырех святых, а могут изображать и более ста праведников. Еще в доиконоборческую эпоху иконописцы изображали собор 12-ти апостолов, предстоящих Христу. В основе образа лежало историческое событие — Апостольский Собор 51 года в Иерусалиме. Собор апостолов Греция, XIV век icons.pstgu.ru Святые на соборных иконах, как правило, изображаются горизонтальными рядами. Они предстоят благословляющему Христу Вседержителю, Богородице, Святой Троице. На иконе может помещаться икона Богородицы, Честной Крест, престол, храм, обитель. Так, на иконе собора святителей Московских по традиции изображается главный православный храм Русского государства XV–XIX веков — Успенский собор Московского Кремля. Святители предстоят перед престолом, а над ним находится Владимирская икона Божией Матери. Древо государства Московского (Похвала Богоматери Владимирской) Симон Ушаков, XVII век На иконах соборов часто изображают чудотворные иконы, особо чтимые в конкретной местности. Например, владимирские святые молятся иконе Успения, а тульские — образу Троицы. Святые на соборных иконах могут быть слегка развернуты в молении Христу или Богородице, а могут смотреть прямо на нас. Они словно приглашают к общей, соборной молитве. Ведь святые на иконе и молящиеся соединены пространством как физически существующего храма, так и вневременным бытием Церкви Небесной. Символически любая икона собора святых являет собой образ Единой Церкви. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-na-odnoj-ikone-iz...

Марфо-Мариинский женский монастырь и Иоанно-Кронштадский Митрополичий реабилитационный центр «Воскресение» (Белгород) : Спасо-Преображенский собор (Белгород) : Собор Смоленской иконы Божией Матери (Белгород) : Николо-Иоасафовский собор (Белгород) : Крестовоздвиженский храм (Белгород) : Храм Почаевской иконы Божией Матери (Белгород) : Монастыри [ править править код ] Марфо-Мариинский женский монастырь и Иоанно-Кронштадский Митрополичий реабилитационный центр «Воскресение» (Белгород) [ править править код ] Марфо-Мариинский женский монастырь в городе Белгороде был основан по образцу Марфо-Мариинской обители Милосердия великой княгини Елизаветы Феодоровны в Москве. Раньше на этом месте никогда не было монастыря, а стояли неподалеку друг от друга два храма Успенско-Николаевский собор и храм в честь Покрова Божией Матери, которые теперь входят в состав монастыря. Успенско-Николаевский собор - памятник архитектуры начала XVIII века, а Покровский храм - памятник архитектуры конца XVIII века. Открытие в Белгороде Марфо-Мариинского женского монастыря благословлено Определением Священного Синода Русской Православной Церкви (выписка из журнала от 28 декабря 1999 года. Святыни : Частицы мощей преп. св. Киево-Печерской Лавры и Оптинских старцев Адрес : Россия, Белгородская область, г. Белгород, ул. Пушкина, 19 Телефон : (4722) 324598 , 353620 Сайт : bel1-mon-1.cerkov.ru/ Подробнее... Храмы [ править править код ] Основные храмы Белгорода Храм Почаевской иконы Божией Матери (Белгород) [ править править код ] Строительство храма Почаевской иконы Божией Матери было начато в апреле 2010 года и велось 1,5 года. 24 мая 2010 года был торжественно освящен закладной камень. Общая площадь храма — 570,0 м2, высота — 35 м (до верха креста). По бокам Храма расположены 4 малых башни с куполами, в центре находится главная башня с куполом диаметром -7,2 м, высота — 6,7 м. Площадь первого этажа, где проходят богослужения, составляет 240 м2, высота помещения главного зала — 13,5 м. Храм рассчитан на 450 прихожан.

http://azbyka.ru/palomnik/Белгород

… А теперь об озарении. Начало этой истории я уже описывала в одной из своих статей. Но тогда мне казалось, что это все. А оказалось, нет. Именно в Оптиной пустыни со мной случилось мое первое чудо. Было это еще до замужества и до картошки. После упомянутой «Пасхи красной», я отправилась туда на автобусе с паломнической поездкой. Зашла в Введенский храм, купила свечи и поставила одну у иконы Целителя Пантелеимона. У меня тогда болел раком отец. Неожиданно ко мне подошел какой-то странный мужчина – бородатый, в телогрейке и высоких сапогах. Поговорил немного «о духовном», сказал, что живу я, видимо, неважно, потому что свечечка моя наклонилась и коптит, а потом он заявил, что мне необходимо взять с собой в Москву маслица из пантелеимоновой лампадки. «Пригодится, вот увидишь. Мало того, что от целителя, так еще и Оптинское!!!». Я пыталась возразить: «Как-то неудобно»… Да и дядька какой-то «стремный» попался. Но незнакомец уже тянул меня к монаху за благословением на изъятие масла, а потом к свечному ящику – за пузырьком. Чудак чудаком… Но… Не буду долго тянуть… Через какое-то время мой отец был уже при смерти. Врачи сказали, что «анализы его несовместимы с жизнью». Он буквально разлагался изнутри, но в больницу ложиться не хотел. К нам домой приходила медсестра делать уколы, а в квартире стоял страшный, непередаваемый запах. Я рассказала моей маме о странном мужике и пузырьке с оптинским маслом. Она начала капать его отцу в рот. «Скажите, а где запах?» – удивленно спросила медсестра, навестившая нас на следующее утро (или через день). А еще через какое-то время отец повторно сдал анализы – они были хорошими. Он прожил еще несколько лет. Тогда я думала, что это, собственно, и есть конец истории. Но оказалось, что нет… Несмотря на то, что я и Оптину очень люблю, и почитаю старцев, и со мной там случались такие вот удивительные вещи, я никогда не удосуживалась запомнить, когда же дни их памяти. Вот такая я «благоговейная». А в этом году я наконец-то поняла, что Собор преподобных старцев оптинских – 24 октября.

http://pravmir.ru/optinskie-chudesa-ili-...

Есть на свете места более красивые, способные поразить воображения и доставить эстетическое наслаждение, но мало где удаётся человеку зарядить духовной силой аккумулятор своей души так быстро и так полно, как в Оптиной.      Улыбка инока Расхожая версия возникновения названия монастыря возводит зарождение иноческой жизни в лесах близ Козельска на реке Жиздре к некоему разбойнику Опте. Рассказывают, будто он покаялся и принял постриг с именем Макарий. Но есть основания предполагать, что слово «Оптина» родственно слову «опт». Последнее у нас, в миру, прочно связано с областью торговых отношений и соседствует со словами «скидка», «выгода» и т.д. Однако филологи находят родственные связи слова «опт» со словами «общий», «общество», «согласно». Жили здесь монахи дружно, согласно. Было у них всё общее. Вот и монастырь стал Оптиным. Оно и сейчас, когда общаешься с современными насельниками обители, вспоминаются слова Давидова псалма: «Се что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе» (Пс. 132.1). Наблюдая взаимоотношения оптинских иноков, кажется, что они буквально пылинки друг с друга сдувают. А их дружелюбное отношение к паломникам начисто лишено «профессиональной приветливости», которая парализовала в голливудской улыбке менеджеров и коммивояжеров общества потребления. Мягкая улыбка оптинского инока искрится искренностью. Вот и мы прибыли в Оптину оптом. Поучиться настоящему братолюбию, помолиться собору святых Оптинских старцев, из которых 12 почивают здесь своими мощами. Мощи ещё двоих старцев, пострадавших в годы гонений за пределами обители, не обретены. Есть и ещё один собор святых, связанных крепкими духовными нитями с Оптиной пустынью. Это оптинские новомученики и исповедники. Мощи одного из них, уроженца Курской губернии преподобномученика Рафаила (Шейченко), тоже вернулись в обитель и находятся в новом Преображенском храме. Никого не оставляет равнодушным история иеромонаха Василия и двух иноков Трофима и Ферапонта, пострадавших уже в возрождённой обители, на Пасху 1993 года. В память о них на территории монастыря была возвигнута часовня Воскресения Христова, в которой не бывает безлюдно.

http://pravoslavie.ru/124042.html

Собор преподобных Оптинских старцев      Смерти нет Когда попадаешь в Оптину пустынь, физически ощущаешь, что смерти нет. Разве можно сказать про преподобного Амвросия, что он был ? Что он давным-давно говорил свои краткие наставления, которые меня и не касаются. Нет! Он здесь и сейчас именно мне говорит: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви». Незримое присутствие старцев ощущается всюду: во Введенском соборе, у святого источника и, конечно же, в скиту. Сама земля намолена годами: Она хранит священный прах могил… Вот по тропинке мелкими шагами Идет старик. Он немощен на вид, Но блещет лик незримыми лучами, И в львиной мощи старец Леонид, Кротчайший к слабым, перед сильным строгий, С учениками по лесной дороге Идет проведать новозданный скит. Макарий с книгой, благостный Антоний И с посохом тяжелым Моисей — Стоите вы под храминой ветвей, Написаны искусно на иконе, Иконе леса, неба и лучей. (Надежда Павлович) скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вера 16 ноября 2021, 17:55 Спасибо за статью о Надежде Александровне Павлович, которую в 60-70-е годы я часто встречала в семье Ольги Федоровны Бенуа в Риге, слушала их беседы, иногда в чем-то помогала Надежде Александровне.Это личности высочайшего духа и интеллекта. Татьяна 24 октября 2017, 00:28 Только сейчас вдруг я вспомнила про Надежду Павлович и захотелось узнать о ней побольше. В какой-то степени мне повезло, когда я в 1982 году въехала в большую коммунальную квартиру в центре Москвы. В шести комнатах проживало шесть семей. Спустя пару лет в квартиру позвонили, на пороге стоял очень приятный молодой человек с бородкой, а рядом скромная девушка. Он попросил меня показать ему комнату, где жила Н.Павлович. Я знала от моих соседей, что она жила там до 1980 года, но теперь в ее комнате жила семейная пара. Я сказала парню с девушкой, что там даже обои другие, но он хотел показать девушке стены, где жила Н.Павлович. Вот тогда я почувствовала в его голосе благоговейность и глубокое ува

http://pravoslavie.ru/87030.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010