Преподобный Исаакий Оптинский II был последним настоятелем старой Оптиной. Он управлял монастырем в самое тяжелое для обители время – с 1914 по 1923 годы: Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции и гонения на Церковь. Архимандрит Исаакий вместе с братией испытал все скорби, которые обрушили на них враги православной веры и Церкви. Не отступая ни на шаг, не прячась от гонителей, преподобный Исаакий показывал пример исповедничества. Он был достойным преемником Оптинских старцев. Венцом его многотрудного и неуклонного восхождения по лестнице духовной и свидетельством пламенной любви к Богу стала его мученическая кончина за Христа в 1938 году. Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 7 июня 2013, 01:23 Меня также терзает гордыня, гнев в сложных жизненных ситуациях когда что-то идет против желания. Вот в эти моменты нужно понимать что на все воля Божья. Терпение и смирение, как у Оптинских Старцев - то, к чему мы должны стремиться. Сергей Ка. 1 июня 2013, 13:05 Очень поучительно. Спаси Господи. Однако есть существенная разница между временем преп. Сергия (Радонежского) и временем Оптинских старцев. Первого почитал весь народ - от мужика до князя и митрополита, результат - собор святых учеников и славное Московское царство. А во втором случае описываемые вещи и - революция, богоборчество, крах империи... Нам надо благоговеть пред Оптинскими старцами; но само то, что описано - это ужас, поругание Христа в лице Его последователей. И - соответствующие результаты. Татьяна 31 мая 2013, 17:44 Да!... Весьма поучительные истории для нас, грешных, ропотливых нытиков. Кто-то из святых отцов предрекал, что в последние времена люди будут спасаться терпением скорбей. Господи, Боже наш, пошли нам терпения и смирения! Преподобные старцы Оптинские, молите Бога о нас! Димитрий 31 мая 2013, 09:11 Читаю и слёзы застилают глаза.Противно смотреть на себя как при малейшем начинаю роптать,злится.Раздражаюсь и гневаюсь. Господи прости меня грешного.

http://pravoslavie.ru/61847.html

Владимирской иконы Божией Матери он написан с непокрытой головой, рядом с другими оптинскими святыми, предстоящими Спасителю (2006, игум. Иларион (Ермолаев)). В соборе Введения во храм Пресв. Богородицы, в приделе во имя прп. Амвросия Оптинского, на своде в вост. части, преподобный в древнем монашеском одеянии замыкает правую группу оптинских старцев, молящихся образу Божией Матери (2015, мон. Мария (Левестам), А. Н. Яшина). На зап. стене придела помещена композиция «Собор преподобных старцев, новомучеников и исповедников Оптинских», исполненная теми же мастерами (2015): Н., со схимой на плечах, стоит в 3-м ряду в левой группе. В ц. арх. Михаила в Иоанно-Предтеченском скиту на столбе помещено ростовое прямоличное изображение святого (2010, А. А. Патраков). В том же традиц. изводе Н. представлен вместе с др. оптинскими старцами на юж. стене св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Ю. Н. Захаров) и на зап. стене внутри св. ворот Оптиной пуст. (2002-2005, техника альсекко, Захаров). В композиции «Собор преподобных Оптинских старцев» Н. изображается в 3-м ряду левой группы, рядом с прп. Исаакием (Антимоновым). Первый образ был создан иконописцами РПЦЗ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и подарен Оптиной пуст. К прославлению оптинских старцев в 1996 г. иконография разработана Т. А. Мушкетовой (икона из Владимирской ц. Оптиной пуст.), в 1997 г. - игум. Ипатием вместе с Д. М. Ермолаевым (ныне игум. Иларион) (Введенский собор мон-ря). Несколько подобных образов исполнено в иконописных мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., образ в Преображенской ц. мон-ря, 2006). Иконы «Собор Оптинских преподобных» писали также в иконописной школе при МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание, см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). На иконе, созданной для ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (ок. 2006, Мушкетова), преподобные, в т.

http://pravenc.ru/text/2564872.html

Вера ваша приведе вас ко Христу, преподобнии отцы,/надеждою на Его всеблагую волю укрепляемии:/добрыя плоды любве принесли есте Богу Небесному, зовуще:/благословите, вся дела Господня, Господа. Вера ваша привела вас ко Христу, преподобные отцы,/надеждою на Его всеблагую волю укрепляемые:/добрые плоды любви принесли вы Богу Небесному, взывая:/«Благословляйте, все творения Господни, Господа!» Слава: Прославляющего днесь собор Оптинских старцев,/небесным облаком сих свидетелей правды Божия осеняемии,/воспоим, вернии людие, песнь Богу, взывающе:/благословите, вся дела Господня, Господа. Слава: Прославляя в сей день собор старцев Оптинских,/небесным облаком этих свидетелей правды Божией осеняемые,/воспоем, верные люди, песнь Богу, взывая:/«Благословляйте, все творения Господни, Господа!» И ныне: Неусыпаемую в молитвах Заступницу/обрете Тя, Непорочная Дево, человеческий род./Темже радующеся, поем:/благословите, вся дела Господня, Господа. И ныне: Неусыпающую в молитвах Заступницу/обрел в Тебе, Непорочная Дева, человеческий род./Потому мы радостно поем:/«Благословляйте, все творения Господни, Господа!» Песнь 9 Ирмос: Воистинну Богородицу/Тя исповедуем,/спасеннии Тобою, Дево Чистая,/с Безплотными лики Тя величающе. Ирмос: Истинно Богородицей Тебя исповедуем/мы, спасенные Тобою, Дева чистая,/с сонмами бесплотных Тебя величая. Припев: Святии преподобнии отцы, в Оптиной Пустыни просиявшии, молите Бога о нас. Припев: Святые преподобные отцы, в Оптиной Пустыни просиявшие, молите Бога о нас. Се отверзеся вам, отцы святии, Царство Небесное,/скончавшим доброе житие на земли,/и ныне зрите Славу Божию, якоже Ангельское воинство,/непрестанно славословяще Триипостасное Божество. Вот, открылось вам Царство Небесное, отцы святые,/окончившим на земле праведное ваше житие,/и ныне вы созерцаете Славу Божию,/подобно Ангельскому воинству,/непрестанно славословя Триипостасное Божество. Вознесите, преподобнии отцы, молитвы ваша горе,/яко кадило благоуханное, о всех чтущих вашу святую память,/споспешествующе нам в скорбных обстояниих благоугодити Богу/и сподобитися наследовати жизнь вечную.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-sob...

Г. М. Запальский Иконография Иконописные образы И., созданные после его канонизации иконописцами Оптиной пуст., опираются на сохранившиеся фотографии 2-й пол. XIX в. (архив Оптиной пуст., РГБ; напр., фотографии 1892 и 1894 гг. из собр. Оптиной пуст.- РГБ. Ф. 213. К. 112. Ед. 15, 16). Большинство изображений передает характерные черты облика святого, как то: широкий нос, слегка нахмуренные брови, недлинная широкая седая борода, разделенная на 2 пряди. Прп. Исаакий Оптинский. Роспись св. ворот Оптиной пуст. Иконописец Ю. Н. Захаров. 2006 г. Прп. Исаакий Оптинский. Роспись св. ворот Оптиной пуст. Иконописец Ю. Н. Захаров. 2006 г. На иконах И. чаще всего пишется в рост, в монашеском облачении (в рясе, мантии со скрижалями) и клобуке, с наперсным крестом. Правой рукой благословляет (напр., на иконе, находящейся над мощами святого в Казанском соборе Оптиной пуст.), в левой держит модель ц. Всех святых в Оптиной пуст. (напр., на иконе из ризницы мон-ря, 1998) или опирается на посох. Образ И. часто встречается в настенных росписях Оптиной пуст. Изображение И. включено в росписи св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Ю. Н. Захаров) и Казанской ц. (2004, мон. Мария (Левестан)); в алтаре Владимирской ц. И. написан с непокрытой головой (2005, инок Алипий (Подковырин)); в ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита его изображение помещено в арке между столбами (2010, А. А. Патраков). На св. воротах мон-ря преподобный изображен отдельно от др. Оптинских старцев, на фоне ц. Всех святых (2006, Ю. Н. Захаров, техника альсекко). Портрет И. написан на одной из стен трапезной Оптиной пуст. (живопись в темных тонах; 1990, худож. Л. Н. Шархун). В иконографии «Собор Оптинских старцев» И. изображается в левой части композиции. Первый образ был создан в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и подарен Оптиной пуст. иконописцами РПЦЗ (Введенский собор). Иконы Собора Оптинских старцев создавались Т. А. Мушкетовой (Смирновой) в 1996 г. (Владимирская ц.) и позднее (ц. св. Иоанна Предтечи в скиту пустыни), игум. Ипатием (Хвостенко) вместе с Димитрием (Ермолаевым) в 1997 г. (Казанская ц.). Подобные образы писались в мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., икона в Преображенской ц. монастыря, 2006), а также в иконописной школе МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание; см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). Изображение И. помещено на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова) в храме Христа Спасителя, к-рая была создана к общецерковной канонизации Оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ.

http://pravenc.ru/text/674766.html

Промысл Божий в судьбах Оптинских старцев «Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10, 23). В жизни Оптинских старцев особенно ясно и явно были видны знаки Божественного Промысла, ведшего их к великому делу пастырского окормления тысяч монашествующих и мирян накануне грозных бурь XX века. При всем многообразии их судеб (а среди Оптинских старцев были люди разного звания и происхождения) мы видим и некие их общие отличительные черты. Так, все Оптинские старцы происходили из благочестивых православных семейств и имели в роду молитвенников, сами с детства любили молитву и Божий храм, на всех них уже с раннего возраста лежала печать особого избранничества, а обстоятельства их жизни складывались так, что все они рано или поздно, в соответствии с их собственными стремлениями, должны были оказаться в благословенной Оптиной пустыни. Собор Оптинских старцев У преподобного Макария прадед был иноком. Семья будущего старца часто посещала монастырские службы и окормлялась у монашествующего духовника, архимандрита Феофана. Позднее преподобный Макарий писал о монастырях: «Обиталища сии – монастыри – не изобретение человеческого ума, но Дух Святой, через богодухновенных Отцов, установил жительство сие для тех, кто позван будет Богом или из любви к Нему, или по причине множества грехов своих». Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) А отвечая на вопрос одной женщины – своего духовного чада, почему, находясь в миру, она испытывала спокойствие, а в монастыре это спокойствие сменилось на духовную брань, старец разъяснял: «Хорошо, что ты познала, что спокойствие, на которое ты опиралась в мире, непрочно и ненадежно. А притом и то знай, что ты, живя в монастыре, находишься на поприще брани, как духовный воин, и раны принимаешь, и венцов сподобляешься, а удаляясь с сего поприща, уже и не имеешь брани, и мнишь, будто имеешь спокойствие, но оно ложно, ибо скоро может превратиться в свирепую бурю. Итак, благодари Бога, призвавшего тебя на сей путь и обучающего во бранях».

http://pravoslavie.ru/56923.html

после прославления оптинских старцев в лике святых, по типу изображения и особенностям внешнего облика восходят преимущественно к литографиям. Первый большой ростовой образ, на к-ром М. написан вместе с братом и сотаинником прп. Антонием, был создан в 1995 г. Д. М. Ермолаевым (ныне игум. Иларион) после обретения и перезахоронения мощей обоих подвижников 22 янв. 1995 г. Золотофонная икона находится в монастырской ц. Казанской иконы Божией Матери в приделе Воздвижения Креста Господня, расположена в простенке между окнами близ рак со св. мощами преподобных. М. изображен слева почти фронтально, облачен в клобук, монашескую мантию красно-коричневого цвета с красными скрижалями (на нижних скрижалях, по совр. оптинской традиции, помещен вензель «АМ» (архим. Моисей)), рясу и схиму, на груди под мантией крест. В правой руке он держит посох, в левой - скитский храм в честь Собора св. Иоанна Предтечи. На небольшой единоличной иконе М. подобной иконографии, написанной к его местному прославлению в Соборе преподобных Оптинских старцев в 1996 г. мон. Евграфом (Николаевым) в Оптиной пуст., схима или епитрахиль надета поверх мантии, рука, поддерживающая храм, скрыта под мантией (ризница Оптиной пуст.; см.: Оптина пустынь. 2015. С. 14). В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи М. обычно изображают рядом с преподобными Антонием или Амвросием Оптинскими в том же изводе - как настоятеля и храмоздателя, что и на единоличных изображениях. Образ М. включен в росписи храмов Оптиной пуст. В ц. Владимирской иконы Божией Матери, в центральном алтаре, М. написан с непокрытой головой, вместе с др. оптинскими святыми, предстоящими Спасителю (2006, игум. Иларион (Ермолаев)). В соборе Введения во храм Пресв. Богородицы, в приделе прп. Амвросия на алтарной стене, М.- во главе левой группы оптинских старцев в молении Божией Матери, в древнем монашеском одеянии, без мантии архимандрита (2015, мон. Мария (Левестам), А. Н. Яшина). На зап. стене придела помещена композиция «Собор преподобных старцев, новомучеников и исповедников Оптинских», исполненная теми же мастерами (2015).

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Автор этих строк вспоминает о том, как несколько лет назад пришлось неделю прожить в доме баптистов, то есть очень близко наблюдать их благочестие и молитвы. Это были очень хорошие люди: добрые, честные, настоящие труженики, простые крестьяне. Но в этом доме было душно, невыносимо тяжело. Переживалось почти физическое чувство: в этом доме нет Божией благодати, тут присутствует совсем другой дух. Хотя если бы пришлось с ними общаться просто на улице, или в транспорте, или на работе, — такого чувства, наверное, не было бы. И я из этого дома (это было в Киеве) каждый день бежала, чтобы глотнуть воздуха Божия, во Владимирский собор, в Киево-Печерскую Лавру. И хотя люди мне там порой встречались и не такие уж добрые, и не такие уж честные и трудолюбивые, но там было ощущение родного дома, где только и может отдыхать душа. Святость Церкви умом не постигается, она постигается только опытом, и особенно вот в таких, близких к экстремальным (из этого дома я не могла уйти, я приехала в гости к моей подруге, которая была православной дочерью родителей-баптистов), обстоятельствах. И тогда слова из Символа веры: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», — становятся не привычной фразой, а нашим живым, жизненным переживанием. И закончу поучением, которое я постоянно вспоминаю. Получила я его от покойного протоиерея Валентина Мордасова (из псковского села Комно): «Вот ты пишешь о святости, а главного не сказала. Святость — от святыни. Через приобщение к святыням человек получает святость». Роднитесь с небесными жителями «Роднитесь с небесными жителями» — так любили повторять мои бабушки. Они прожили долгую и трудную жизнь и на опыте знали, как могут помогать святые — и прославленные, и пока еще не прославленные Церковью, но явившие в своей жизни пример долготерпения, любви, смирения. Бабушки были членами право-славных братств 1920-х гг. Все они очень почитали оптинских старцев. Тетрадки с выписками из писем и поучений старцев, редкие сохранившиеся дореволюционные издания были их главным чтением. Через это чтение они привили особое почитание оптинских старцев и мне. Это было задолго до канонизации старцев. Монастырь тогда еще не был открыт, но я все равно стала ездить туда каждое лето. Потом монастырь открыли, стало можно не на один день приехать в обитель, а оставаться там на послушании сравнительно долго. Тогда впервые открылось, что такое «небесный покровитель», открылось, как близко к нам святые, как они нас любят, как слышат любое наше прошение. Но любовь эта бывает подчас очень требовательной, взыскательной.

http://azbyka.ru/fiction/rodnites-s-nebe...

Arhiva Mitropolitul Kaluga i Borovsk Clement despre sfinii care au strlucit în pmântul de Kaluga 20 august 2012 12:36 В интервью интернет-изданию  «Татьянин день» председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент рассказывает о святынях Калужской епархии , подлинном и мнимом старчестве и подвиге новомучеников. — Владыка, древняя Калужская земля широко известна просиявшими в ней святыми. Однако понятие «Собор калужских святых» практически не встречается, нет и такого отдельного праздника. Почему? — Сейчас на епархиальном уровне рассматривается вопрос об установлении памяти «Собора калужских святых» в один из воскресных дней после Пятидесятницы. В данном случае мы не стремимся установить формальную память для календаря. Необходимо, чтобы праздник появился из народного почитания святых, просиявших на Калужской земле. Примером для такого подхода к установлению праздника является народное почитание старцев Оптиной пустыни, в результате которого был установлен собор Оптинских старцев (11/24 октября). В наши дни все больше людей узнает о подвигах и жизни преподобных Пафнутия Боровского, Тихона Калужского, старцев Оптинских, святых блаженных Христа ради юродивых Лаврентия Калужского и Андрея Мещовского, Калужских новомучеников и исповедников. Люди приходят на богослужения в дни их памяти, отправляются в паломничества к местам их подвигов, обращаются к ним в молитвах, нарекают в честь них своих детей. Мы должны не забывать, что значимость и сила праздника в молитве. Почитание святых угодников Божиих — это почитание их аскетического молитвенного подвига, подвига веры. Дни памяти святых — не формальное памятование о каких-то героях, живших когда-то и прославленных Церковью. Это мистическое сопереживание их духовного подвига. Наше празднование должно быть в первую очередь молитвенное, ибо почитаем мы тех, кто ныне предстоит Престолу Всевышнего. Это наши небесные друзья, ходатайствующие о наших нуждах, и в первую очередь, о нашем спасении. Святые находятся в ближайшей связи с каждым, кто к ним обращается. Поэтому память Собора калужских святых должна войти в жизнь народа действенно, а не формально стать строчкой в календаре.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2411470...

24 октября 1998 года на Собор Оптинских старцев на могиле новомученика Василия Оптинского произошло исцеление, знаменующее его участие в торжестве Оптинских святых и утверждающее нас в мысли: это на земле все раздельно, а в Царстве Небесном — единение в любви. Рассказывает инокиня Георгия, в ту пору геолог Людмила Васильевна Толстикова: «24 октября 1998 года на Собор Оптинских старцев я пришла после литургии на могилы новомучеников. Тут подходит паломник, как-то странно и неловко прижимает к себе листки бумаги и просит меня набрать ему в эту бумагу земельки с могил новомучеников. „Разве вы сами не можете?“ — удивилась я. Но взглянула на его руки, и мне стало стыдно: кисти рук были бледно-восковые, как у мертвеца и, он не мог владеть ими. Набираю ему земельки и говорю: „Да вы хоть руки приложите к могилкам“. Наклонился он над могилкой о. Василия, водит руками по земле. Вдруг засмеялся и показывает мне розовые живые пальцы: „Смотрите, — говорит, — руки живые, а врачи хотели мне их отнять“. У меня даже слезы из глаз брызнули: „Напишите, — говорю, — о вашем исцелении“. А он все шевелит пальцами, смотрит на них, улыбаясь, и говорит: „Лучше вы с моих слов напишите. Вот мой адрес: 249 431, Калужская область, Кировский район, п/о Мало-Песочное, Акимов Алексей Николаевич“». Чтобы официально засвидетельствовать свое исцеление паломник Алексей Акимов после возвращения из Оптиной сходил к врачу и прислал в монастырь письмо со вложенной в него медицинской справкой: Справка. Выдана Акимову Алексею Николаевичу, 1962 г. р., д. Мало-Песочное, в том, что 27/X — 1987 г. он перенес: перелом н/з левого плеча, открытый перелом обеих костей левого предплечья в н/з, перелом фаланги 1 п., рваная рана левого плеча, размозженая рана 1 п. левой кисти. Травматологический неврит локтевого, лучевого нервов с нарушением функции левой руки. На рентгенограмме 27/X — 1987 г.: Оскальчатый перелом н/з левого плеча. Осколъчатый перелом обеих костей предплечья н/з слева. Отрыв шиловидного отростка локтевой кисти. Перелом фаланги 1 пальца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Родные мои! Вас много, целый собор оптинских старцев! И у каждого из посетивших Оптину есть свои любимые. Отче Амвросие! Отец Лев! Отец Варсонофий! Почему вдруг с почтением проходишь и прикладываешься к мощам всех старцев и вдруг у мощей одного из них слёзы пробивают? И плачешь и не можешь уйти. И кажется тебе, что это родной человек. Который всё о тебе знает, знает лучше, чем ты сам о себе знаешь и понимаешь. Который проникает своим духовным ви2дением в глубину души твоей, видит прошлое и будущее, видит твою боль, твою скорбь, слёзы невыплаканные. Сострадает и тем, которые так обильно льются сейчас по твоим щекам. Мощи под спудом, тяжёлые каменные гробницы… Но ты чувствуешь живой ответ! Стоишь на коленях, приложившись лбом к гробнице, и плачешь. Чувствуешь, как со слезами уходит тяжесть. Как отвечает тебе старец. Потому что он продолжает душу свою полагать за своих чад! И вот ты теперь, обратившись к нему с верой и слезами, тоже его чадо. И чувствуешь его любовь. Я спросила у отца С., почему именно этот старец стал таким родным? Разве это он меня отметил, выбрал? И отец С. ответил: «Это означает, что у него есть что тебе сказать, и если бы он был жив, то он бы сказал тебе это вслух. А так он говорит тебе это незримо, своей духовной молитвой, а ты чувствуешь эту молитву, и душа твоя раскрывается перед ним». И вот думаешь, многие ли это испытывают? Раннее утро, полупустой Владимирский храм. Стою на коленях, припав лбом к гробнице своего любимого старца, рассказываю о своей скорби и тихо плачу. Вдруг за спиной слышу уверенный мужской голос: «Я тоже так молился. Вы знаете, старец обязательно поможет! Он всё слышит!» Вытираю слёзы, оборачиваюсь, но рядом уже никого нет. Оптинские святыни. Часовня убиенной братии Иеромонах Василий, инок Трофим, инок Ферапонт. Про вашу трагическую смерть от руки сатаниста на Пасху, про вашу чудесную помощь в ответ на молитву уже так много сказано! Рядом с мощами старцев чувствуешь благоговейную любовь – отцы наши, заступники российские, а здесь в вашей часовне хочется воскликнуть: «Братики!» И тоже текут слёзы, и вы совсем рядом – добрые и безотказные, скоропослушливые, отзывчивые на самую маленькую просьбу, такие, какими были в жизни. Как будто вы встречаете всех приходящих, как встречают добрые хозяева дома гостей, готовые услужить им и порадовать самой малостью, чтобы полюбилась Оптина, которую так любили вы сами.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-dnevn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010