Собор Оптинских старцев



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Промысл Божий в судьбах Оптинских старцев / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... жизни Оптинских старцев особенно ясно и явно были видны знаки Божественного Промысла, ведшего их к великому делу пастырского окормления тысяч монашествующих и мирян накануне грозных бурь XX века. При всем многообразии их судеб (а среди Оптинских старцев были люди разного звания и происхождения) мы видим и некие их общие отличительные черты. Так, все Оптинские старцы происходили из благочестивых православных семейств и имели в роду молитвенников, сами с детства любили молитву и Божий храм, на всех них уже с раннего возраста лежала печать особого избранничества, а обстоятельства их жизни складывались так, что все они рано или поздно, в соответствии с их собственными стремлениями, должны были оказаться в благословенной Оптиной пустыни. Собор Оптинских старцев У преподобного Макария прадед был иноком. Семья будущего старца часто посещала монастырские службы и окормлялась у монашествующего духовника, архимандрита Феофана. Позднее преподобный Макарий писал о монастырях: «Обиталища сии – монастыри – не изобретение человеческого ума, но Дух Святой, через богодухновенных Отцов, установил жительство сие для тех, кто позван будет Богом или из любви к Нему, или по причине множества ... далее ...
О борьбе со страстями / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... борющиеся и совершенные По отношению к борьбе со страстями преподобный Варсонофий разделял людей на три категории: «Все люди в этом отношении разделяются на три категории: плотские, борющиеся и совершенные. Люди плотские – это те, которые являются рабами страстей, страсти ими повелевают. Например, диавол внушает: “Убей такого-то: он тебе много сделал зла”, – и человек всё это совершает. Люди, отдающиеся во власть страстям, погибнут, если только не покаются, а если раскаются в своих грехах и начнут по силе бороться со страстями, то будут спасены. Примером может служить разбойник на кресте: он убивал, грабил, совершал всякие злодейства, но когда покаялся и воззвал ко Господу: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем” ( Лк. 23: 42 ) , – то был помилован. Люди второй категории – это борющиеся со своими страстями. Их борют всякие страсти: гнев, и блуд, и злоба – но они стараются не подчиняться им. Например, чувствует такой человек злобу к кому-нибудь: так бы, кажется, разорвал своего противника на части – но он не поддается страсти, не выражает свою нелюбовь, а стремится еще сделать какое-либо добро ненавидимому – такой борется со страстью. И так во всём. ... далее ...
Оптинские старцы: советы преподобных | ПравославиеИскать в Источникеpravmir.ru
... старцы. Читая их, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные. Давайте и мы в дни памяти Преподобного Амвросия и собора оптинских старцев продолжим общение с ними через жития, письма, наставления, чтобы и наша жизнь осветилась их мудростью, как лучами мягкого октябрьского солнца. Оптина пустынь «…Никогда я не встречал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное» Н. В. Гоголь Из века в век течет в Жизнь Вечную благодатный источник мудрости старцев Оптиной Пустыни и несет исцеление всем, кто ищет спасения и свободы во Христе. Свободы от законов мира, от собственных страстей, той совершенной свободы, которая определяется словами Спасителя: «Царство Божие внутри вас суть». Старцы и были теми опытными «проводниками», которые помогали людям найти дорогу к Нему здесь, на земле. Наставления их просты. Всякий истинный учитель спускается на ступень ученика, чтобы помочь ему подняться к высшим ступеням знания, и оптинские преподобные снисходили к «младенческому» возрасту своих воспитанников, и говорили так, чтобы их слово принесло пользу и ученому, и простому крестьянину. Благодаря ... далее ...
Та самая Оптина - Православный журнал "Фома"Искать в Источникеfoma.ru
... самая Оптина Когда говорят об оптинских старцах, обычно вспоминают преподобных Амвросия и Макария. Ну, кто-то, может, назовет еще Льва, или Варсонофия, который ездил на станцию Астапово к умирающему Толстому в надежде примирить его с Богом. Или Нектария, изгнанного из обители большевиками. И редко кто припомнит преподобного Моисея, человека, благодаря которому Оптина из ничем не примечательной местной пустыньки стала тем духовным идеалом, который не потускнел и в XXI веке. А ведь именно его пример сегодня, возможно, самый ценный. Человек тридцать семь лет против своей воли был вынужден заниматься хозяйством, строительством, добывать деньги, разруливать бесконечные конфликты с начальством и внутри монастыря. Общение с подрядчиками, благотворителями, заботы о пасеках и покосах, не говоря уж о порядке в обители, — какая уж тут молитва, мы про таких «крепких хозяйственников в рясах» уже который год читаем в светских и церковных СМИ. Разве для этого он когда-то ушел из мира? Преподобный Моисей Оптинский А как все начиналось! Первые три года иноческой жизни — в Сарове, там было тогда у кого поучиться: схимонах Марк, восстановивший Валаам игумен Назарий, преподобный Серафим. Но, ... далее ...
Молитва мирян / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... правило Чтение утреннего правила. Село Ивановское-на-Лехте. Фото: Василий Нестеренко В правило благочестивого мирянина обычно включаются утренние и вечерние молитвы, глава из Евангелия и две главы из Апостолов. Хорошо прочитывать хотя бы одну кафизму из Псалтири в день, положив закладку. Есть и сокращенное правило для больных, женщин с маленькими детьми и других людей, испытывающих сильную нехватку времени. Это сокращенное правило можно найти в любом Молитвослове. Оптинские старцы писали, что правило молитвенное должно быть по силе. Пусть лучше правило будет минимальным, но ежедневно исполняемым, чем большим, но не под силу. Преподобный Амвросий (Гренков) наставлял: «Лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами… Лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами совершенного оставления». Иногда враг специально внушает молящемуся увеличить количество молитв и поклонов. Проходит несколько дней, и человек изнемогает, а затем забрасывает не только дополнительные молитвы и поклоны, но и те, которые он делал обычно. Старец Амвросий напоминал в связи с этим: «Пишешь, что иногда к обычному правилу ... далее ...
Гнев, раздражительность и обидчивость / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... гнева и раздражительности Почему же люди так часто раздражаются и гневаются? Иной скажет, что это от болезни, другой жалуется на нервы. Третий оправдает себя тем, что разгневался совершенно справедливо. Иероним Босх. Гнев Преподобный Амвросий главной причиной гнева и раздражительности называл гордость. «Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости». «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости». Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично: «Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон». Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду: «Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься». Гнев губит здоровье и сокращает жизнь Преподобный Макарий предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал: «От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания». Старец ... далее ...
Памятозлобие / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Памятозлобие Из наследия Оптинских старцев Ольга Рожнёва Мучительная страсть Памятозлобие (злопамятность) – мучительная страсть. Человек верующий знает, что Господь заповедал прощать обидящих и ненавидящих нас, и пытается простить. Но изгладить из сердца пережитую боль оказывается очень трудно. Мучают навязчивые помыслы об обидчиках и пережитой обиде, о том зле, которое нам причинили. Преследует желание отомстить, наказать, взять реванш. Это в нас говорит наш ветхий человек, который ослеплен жаждой мести и помнит только: «око за око, зуб за зуб». Не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности Преподобный Лев учил не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности, потому как победить страсти – дело совершенных, «художество из художеств и хитрость хитростей»: «Вы упоминаете об устроении своем, которым, будучи оскорбляемы, смущаетесь, и доходите до малодушия. Вы хотите вдруг совершенства, не обучась и не претерпев вражиих нападений и не познав своей немощи и смирившись. Просто сказать: ты хочешь, быв еще младенцем, стать совершенным мужем; или: вступя на службу нижним чином, сделаться сейчас генералом; и начав учиться азбуке – вдруг читать все книги. Не ... далее ...
Преемник Оптинских старцев / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... этого старца неразрывно связана с Оптиной Пустынью. Впервые он побывал там в 1888 году четырехлетним мальчиком, когда его родители, крестьяне Орловской губернии Василий и Матрона, возили троих сыновей в монастырь – благословиться у великого Оптинского старца Амвросия. В этом же году отец умер, а через год и мать. Любимый средний брат Роман ушел в Оптину и стал послушником, а Стефану пришлось помогать старшему брату и лишь изредка утешаться поездками в Оптину Пустынь. Уже в детстве озорные сверстники дразнили смиренного и кроткого сироту «монахом». Монахом он и стал. Пришел в Оптину в 25 лет – и нашел там себе настоящего отца – старца Иосифа. Господь даровал юноше великую милость – он стал келейником преподобного Иосифа. Позднее Стефан вспоминал: «Жили мы со старцем как с родным отцом. Вместе с ним молились, вместе кушали, вместе читали или слушали его наставления». Старец Иосиф очень любил своего келейника и говорил о Стефане: «Он нежной души». После смерти духоносного наставника Стефан стал келейником преподобного Нектария. Рядом с этими великими старцами молодой послушник быстро рос духовно и был счастлив. В грозном 1917 году его постригли в монахи с именем Севастиан – ... далее ...
Наставления Оптинских старцев | Храм Воскресения ...Искать в Источникеprihod.ru
... текст с ошибкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter Наставления Оптинских старцев Опубликовано 01. 05. 2018 voskresenskyhram Ответ благосклонным к Латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви (против католиков) Напрасно некоторые из православных удивляются существующей пропаганде Римской церкви, мнимому самоотвержению и деятельности ее миссионеров и усердию латинских сестер милосердия и неправильно приписывают Латинской церкви такую важность, что будто бы, по отпадении оной от Православной Церкви, сия последняя не пребыла такою же, а имеет необходимость искать соединения с нею. По строгом исследовании мнение сие оказывается ложным; а энергическая латинская деятельность не только не возбуждает удивления, но, напротив, возбуждает глубокое сожаление в сердцах людей благомыслящих и разумеющих истину. Православная Восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение Евангельское и апостольское, так и предание св. отцов и постановления Вселенских Соборов, на которых богоносные мужи, собиравшись от всей вселенной, соборне составили божественный Символ православной веры и, ... далее ...
Наставления Оптинских старцев | Храм Воскресения ...Искать в Источникеprihod.ru
... Амвросий Оптинский Советы супругам и родителям Содержание: 1. О браке: Счастье основано на страхе Божием Семейные тяготы Без столкновений прожить невозможно Надо терпеть Довольство портит людей О запрете на развод Утешение покинутой жене О пьянице-муже молись Богу Брак между родственниками Католику, женатому на православной 2. О детях: Страх трудного рождения Обязанности крестных родителей О подкинутом младенце Христианское воспитание Отношение к родителям О чтении Иногда детям нужно уступать Учите детей и от них учитесь О непостоянстве желаний молодых Как выбирать невесту Не оставляйте сына праздным Как приучить к серьезным занятиям О справедливом завещании Матери, скорбящей о неверии сына Матери, скорбящей о болезни дочери 3. Смерть близких: Предсмертные страдания Скорбящим о кончине сына Утешение в смерти дочери О молитве за умерших О поминовении неправославных в храме О самоубийце молятся только дома 1. О браке Счастье основано на страхе Божием Поздравляю тебя с новобрачными, а N — с новой супругой. Сердечно желаю им взаимного супружеского союза и мира, а тебе утешения их благопокорностью и достодолжной почтительностью и уважением, какое приличествует родителям ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Собор Оптинских старцев
Справочник - ПОИСКОВ.РФ