Дата пострига Олега Концевича была выбрана по воле Божией и по благословению Оптинских старцев Тогда еще никто не знал, что Оптинские старцы будут прославлены спустя несколько десятков лет (преподобный Амвросий – в 1988-м году, остальные Оптинские старцы – в 2000-м году), и Собор преподобных Оптинских старцев будут праздновать именно 11 (24) октября. Вот тогда и стало понятно, что дата пострига Олега Концевича была выбрана неслучайно, а по воле Божией и по благословению Оптинских старцев. На следующий день после пострига монах Нектарий был посвящен в иеродиакона, а через неделю рукоположен в иеромонаха. 17 сентября 1959 года он был возведен в сан игумена, а в 1962-м году хиротонисан во епископа Сиэтлийского, викария Западно-Американской епархии. Протоиерей Стефан Павленко, владыка Лавр (Шкурла), владыка Антоний (Медведев), владыка Нектарий (Концевич), протоиерей Петр Перекрестов, в заднем ряду будущий протоиерей Сергий и матушка Мария Котар Владыка клал свои огромные руки на наши детские головы Владыка Нектарий был такой большой человек – грузный, высокий, крепкий, – как медведь, в хорошем, конечно, смысле. Он клал свои огромные руки на наши детские головы, и мы терялись в рукавах его рясы. Ничего не видели из-под этих рукавов, но нам было весело, что владыка так с нами играет. Он очень любил детей. Передавал нам пение разных птиц – умел общаться и играть с детьми. Говорил он тихо, медленно, у него был такой спокойный голос. В этом отношении он был полной противоположностью другому нашему владыке – архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому Антонию (Медведеву): тот был, наоборот, очень быстрый, подвижный, энергичный. Когда владыка Нектарий что-то рассказывал, то часто вздыхал. Любил вспоминать про Оптину, про Россию – у него всегда были такие духовные разговоры. Этот дух передавался нам – настоящий православный дух. Сохранить благодать Причастия Как-то владыка рассказал нам такую историю. Они с мамой приехали к Оптинскому старцу Нектарию, и владыка, а тогда еще просто юный Олег Концевич, причастился. После таинства старец благословил его:

http://pravoslavie.ru/140514.html

Руська Православна Церква Офіційний сайт Московського Патріархату Головні новини У свято Входу Господнього до Єрусалиму Предстоятель Руської Церкви звершив Літургію в Храмі Христа Спасителя та очолив хіротонію архімандрита Серафима (Пасанаєва) на єпископа Мінусинського і Курагінського Святіший Патріарх Кирил виступив зі зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Українську Православну Церкву Напередодні свята Входу Господнього до Єрусалиму Святіший Патріарх Кирил звершив всеношну в Храмі Христа Спасителя Святіший Патріарх Кирил звершив освячення московського храму Чуда Архангела Михаїла в Хонех у Братєєві та очолив хіротонію архімандрита Авксентія (Абражея) в єпископа Несвізьького Святіший Патріарх Кирил звершив утреню з читанням акафіста Пресвятої Богородиці у Храмі Христа Спасителя Архів   Головна / Єпархії та Екзархати Митрополит Калузький і Боровський Климент про святих, що в землі Калузькій просіяли Версія для друку 20 серпня 2012 р. 12:36 В интервью интернет-изданию  «Татьянин день» председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент рассказывает о святынях Калужской епархии , подлинном и мнимом старчестве и подвиге новомучеников. — Владыка, древняя Калужская земля широко известна просиявшими в ней святыми. Однако понятие «Собор калужских святых» практически не встречается, нет и такого отдельного праздника. Почему? — Сейчас на епархиальном уровне рассматривается вопрос об установлении памяти «Собора калужских святых» в один из воскресных дней после Пятидесятницы. В данном случае мы не стремимся установить формальную память для календаря. Необходимо, чтобы праздник появился из народного почитания святых, просиявших на Калужской земле. Примером для такого подхода к установлению праздника является народное почитание старцев Оптиной пустыни, в результате которого был установлен собор Оптинских старцев (11/24 октября). В наши дни все больше людей узнает о подвигах и жизни преподобных Пафнутия Боровского, Тихона Калужского, старцев Оптинских, святых блаженных Христа ради юродивых Лаврентия Калужского и Андрея Мещовского, Калужских новомучеников и исповедников. Люди приходят на богослужения в дни их памяти, отправляются в паломничества к местам их подвигов, обращаются к ним в молитвах, нарекают в честь них своих детей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2411468...

Слава: Прославляя в сей день собор старцев Оптинских,/небесным облаком этих свидетелей правды Божией осеняемые,/воспоем, верные люди, песнь Богу, взывая:/«Благословляйте, все творения Господни, Господа!» И ныне: Неусыпающую в молитвах Заступницу/обрел в Тебе, Непорочная Дева, человеческий род./Потому мы радостно поем:/«Благословляйте, все творения Господни, Господа!» Песнь 9 Ирмос: Истинно Богородицей Тебя исповедуем/мы, спасенные Тобою, Дева чистая,/с сонмами бесплотных Тебя величая. Припев: Святые преподобные отцы, в Оптиной Пустыни просиявшие, молите Бога о нас. Вот, открылось вам Царство Небесное, отцы святые,/окончившим на земле праведное ваше житие,/и ныне вы созерцаете Славу Божию,/подобно Ангельскому воинству,/непрестанно славословя Триипостасное Божество. Вознесите, преподобные отцы, молитвы ваши к Богу,/как кадило благоуханное,/обо всех, чтущих вашу святую память,/помогая нам в скорбных обстоятельствах Богу угождать/и удостоиться наследования жизни вечной. Множество монахов ныне/во святой Оптиной обители торжествует,/величая собор Богоносных старцев,/Богом дивно прославленных;/принесем и мы хвалу Христу, Спасителю нашему,/прославляющему прославивших Его. Слава: Воспоем, братия, песнь новую Господу Иисусу,/прославившему в сей день великий сонм старцев Оптинских,/и с верою поклонимся Ему,/да не отринет Он от лица Своего/и нас, грешных рабов Своих,/чающих себе спасения по их молитвам. И ныне: Родила Ты вечного Сына, Пречистая,/принявшего нашу плоть/и Кровию Своею на Кресте омывшего от грехов падшего Адама;/умоли же Спасителя нашего избавить нас/от вечной смерти. Светилен Процвели вы, как пальмы, по псалму Давида,/и сделались обителями Духа Пресвятого:/и славными явились всей вселенной./О нас, почитающих с верою всесвященную память вашу,/непрестанно молите, преподобные. Слава, и ныне, Богородичен: Тебя, Дева Богородица,/мы песнопениями неумолкающими прославляем,/ибо Одного из Троицы Ты родила/и носишь на непорочных руках Божественное Слово,/ воплотившееся без смешения и изменения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобноисповедник Оптинский Никон (Беляев) сентября 1888 – †25 июня/8 июля 1931 Прославлен на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. 218 Память празднуется 25 июня/8 июля (преставление), 11/24 октября (Собор преподобных Оптинских старцев) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) В повседневной жизни наших мучеников ХХ столетия присутствовало много сурового, возникавшего прежде всего от того, что над каждым днём их жизни в те годы нависала угроза ареста, судебной расправы и чрезвычайных страданий. Самой тогдашней государственной системой они уже были приговорены заочно за разномыслие и разноверие с ней, только приговор осуществлялся для каждого из них в разные годы и дни. Если и не принадлежавшие к Церкви люди, зная об идущих повсюду арестах, тяжело приковывались мыслью и чувством к возможному своему аресту, то тем более поставленные вне закона члены Русской Православной Церкви принуждены были думать о нём. Это постоянное переживание приговорённости приводило иногда к такому перенапряжению, что человек приобретал хроническую болезнь; так болел после лагеря преподобноисповедник Севастиан Оптинский, Карагандинским лагерем награждённый болезнью и по месту страданий и подвигов названный Карагандинским. Каждый стук в дверь, всякое появление на службе в храме незнакомого человека и тем более человека в военной форме вызывали у него тяжёлые переживания и мысли о возможности полной перемены судьбы. Жить можно было в те годы, лишь приобретя страх Божий в предстоянии чистой совести Богу, как бы ежедневно готовясь от земных дел идти на суд Божий. И на этом фоне суровости жизни ХХ века жизнь преподобноисповедника Никона ощущается лугом духовным – потому ли, что сам он был с чуткой и нежной душой, или потому, что рядом с ним был старец, богатый духовно и одарённый многоразличными талантами, преподобный Варсонофий Оптинский , или потому, что это была Оптина пустынь, многие насельники которой ревностно стремились привиться веткой живой на лозе Христовой. Сам быт семьи, в которой в 1888 году родился преподобноисповедник Никон (в миру Николай Митрофанович Беляев), несколько напоминает быт, описанный в книгах писателя Ивана Шмелёва, впрочем, может быть потому, что и Николай родился в семье небогатых московских купцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мария (Левестам)). В ц. Владимирской иконы Божией Матери Н. написан с непокрытой головой, вместе с др. оптинскими святыми, предстоящими Спасителю, в алтарной части (2006, игум. Иларион (Ермолаев)). В соборе Введения во храм Пресв. Богородицы, в приделе во имя прп. Амвросия Оптинского, в вост. части свода, Н. (в мантии, без клобука) вместе с прмч. Исаакием замыкает левую группу оптинских святых, молящихся Божией Матери (2015, мон. Мария, А. Н. Яшина). На зап. стене придела помещена композиция «Собор преподобных старцев, новомучеников и исповедников Оптинских», исполненная теми же мастерами в 2015 г.: Н. стоит в 3-м ряду в левой группе. В ц. арх. Михаила в Иоанно-Предтеченском скиту на столбе помещено поколенное прямоличное изображение преподобноисповедника с крестом и свитком в руках (2010, А. А. Патраков). В традиц. изводе Н. представлен вместе с др. оптинскими старцами на юж. стене св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Ю. Н. Захаров) и на зап. стене внутри св. ворот Оптиной пуст. (2002-2005, техника альсекко, Захаров). В композиции «Собор преподобных Оптинских старцев» изображение Н. завершает вверху левую группу святых. Первый образ был создан иконописцами РПЦЗ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и передан в Оптину пуст. Затем иконография разрабатывалась к прославлению Оптинских старцев Т. А. Мушкетовой (икона из Владимирской ц. мон-ря, 1996), игум. Ипатием (Хвостенко) вместе с Д. М. Ермолаевым (впосл. игум. Иларион) (икона из Введенского собора мон-ря, 1997). Неск. подобных образов исполнено в иконописных мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., образ в иконостасе Преображенской ц. мон-ря, 2006). Иконы Собора Оптинских преподобных писали также в иконописной школе при МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание, см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). Икона из ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (ок. 2006, Мушкетова) отличается по деталям иконографии: преподобные представлены в овальных клобуках с воскрилиями древнего типа на фоне Иоанно-Предтеченского скита, особенности изображения Н.

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Дай Бог, чтобы у нас были и мудрость, и силы, и любовь к Оптиной Пустыни, к заветам ее преподобных старцев. Всем нам от души желаю, чтобы Оптинские традиции каждому из нас послужили вдохновением на пути спасения души. Подтолкнули нас сделать новые духовные шаги к терпению и смирению, к молитве, к искреннему осознанию своей греховности. А за то малое, что в нашей жизни случается доброго, искренно благодарить Бога от всей души и со слезами. Именно этому нас учит Святитель Иоанн Златоуст: «Благодари Бога за радость, и радости сохранятся. Благодари Бога за скорби, и скорби минуют. Благодари Бога за все!» Это важно знать Монастырь Оптина пустынь, расположенный на благословенной Калужской земле, подарил русскому народу удивительное духовное явление — Оптинское старчество. Оно берет свое начало от первого Оптинского старца Льва (1841), дело которого продолжили Макарий (1860), Моисей (1862), Антоний (1865), Илларион (1873), Амвросий (1891), Анатолий (1864), Исаакий (1894), Иосиф (1911), Варсонофий (1913), Анатолий (1922), Нектарий (1928), Никон исповедник (1931), Исаакий священномученик (1938). Оптинским старцам были присущи не только исключительная глубина духовной жизни, дары прозорливости, рассуждения и утешения, но и великая любовь к людям, желание поделиться с ними своими духовными сокровищами. Святые старцы помогали людям в их житейских делах, поддерживали в невзгодах, благодаря своей прозорливости подсказывали выход из самых безвыходных положений, умели привести страждущих к покаянию, наставить на путь истинной христианской жизни. Известно множество случаев-чудотворений и исцелений по молитвам Оптинских старцев. В 1988 году состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского, а в 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых и других оптинских старцев. Они оставили нам чудесный подарок — молитву, которая проникает в самое сердце каждого человека, пробуждая в нем лучшие чувства. Попробуйте начинать свой день с чтения этой молитвы, и вы увидите, что ваша жизнь преобразится. Молитва Оптинских старцев

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

М. стоит в среднем ряду в центре (вместе с прп. Антонием по сторонам от свт. Филарета (Амфитеатрова)), в руках держит развернутый свиток с текстом: «bepжehie своеи воли ими». В ц. арх. Михаила в Иоанно-Предтеченском скиту на своде арки между столбами находится прямоличное поясное изображение М. традиц. типа (2010, А. А. Патраков). М. представлен прямолично в рост вместе с др. преподобными отцами Оптиной пуст. на фоне храма в честь Собора св. Иоанна Предтечи на вост. стене внутри св. ворот Оптиной пуст. (2002-2005, техника альсекко, Ю. Н. Захаров) и на сев. стене св. ворот Иоанно-Предтеченского скита (2001, Захаров). В композиции «Собор преподобных Оптинских старцев» М. обычно изображается в 1-м ряду левой группы рядом с прп. Амвросием. Первый образ был создан иконописцами РПЦЗ в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. и подарен Оптиной пуст. К прославлению оптинских старцев в 1996 г. иконография разработана Т. А. Мушкетовой (икона из Владимирской ц. монастыря), в 1997 г.- игум. Ипатием (Хвостенко) вместе с Д. М. Ермолаевым. Неск. подобных образов исполнено в иконописных мастерских Оптиной пуст. И. В. Кобрановой, Н. В. Радаевой и др. (напр., образ в Преображенской ц. мон-ря, 2006). Иконы Собора Оптинских преподобных писали также в иконописной школе при МДА (2006, Н. В. Масюкова, частное собрание, см.: Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА/Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). Серг. П., 2010. С. 65). На иконе, созданной для ц. в честь Собора св. Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (ок. 2006, Мушкетова), преподобные изображены на фоне Иоанно-Предтеченского скита. Образ М. включен в композицию иконы «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Масюкова, храм Христа Спасителя), к-рая была создана к общецерковной канонизации оптинских старцев на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ. Вместе с др. оптинскими преподобными М. изображается на совр. иконах «Собор святых, в земле Российской просиявших», написанных с добавлением фигур новопрославленных святых по образцам мон.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Открыто помогать или тайно, помочь однажды или помогать регулярно? Что об этом говорили духовники, к советам которых прислушивалась вся Россия? Собор Оптинских старцев — 24 октября Преподобный Амвросий Оптинский      Подавать нужно с искренним состраданием Как-то раз, выходя из кельи, прп. Амвросий обратился к своему послушнику. «Вон там, — сказал он, — пришла вдова с сиротками мал мала меньше. Сирот-то пять душ, а есть нечего. Сама горько плачет и просит о помощи. А самый маленький ничего не говорит, а только смотрит мне в глаза, подняв ручонки. Да как же не дать-то ему!». Старец тотчас же опустил свою руку в карман за деньгами. Руки от волнения трясутся, лицо подергивается, слезы против воли льются из глаз… Прп. Макарий: «Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовью о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании». Хорошо жертвовать регулярно Преподобный Исаакий Оптинский      В миру прп. Исаакий был богатым купцом. В его семье был установлен определенный день недели, в который нищим раздавалась милостыня. Бабушка прп. Макария по субботам посещала заключенных и передавала им пироги, которые сама пекла. Однажды эта добродетель позднее спасла им с дедом жизнь: зимой на их повозку напала шайка разбойников, и один из разбойников уговорил главаря пощадить путников, узнав женщину, из рук которой в тюрьме он так часто принимал милостыню. Преподобный Макарий Оптинский      Не стыдно пожертвовать мало, если больше нет Прп. Варсонофий: «За год до моего поступления в скит, на второй день Рождества Христова, я возвращался от ранней обедни. Было еще темно, и город только что начал просыпаться. Вдруг ко мне подошел какой-то старичок, прося милостыню. Спохватился я, что портмоне не взял, а в кармане всего двадцать копеек. Дал я их старику со словами: «Уж прости, больше нет с собой». Тот поблагодарил и подал мне просфору. Я взял ее, опустил в карман и хотел только что-то сказать нищему, как его уже не было. Напрасно я смотрел повсюду, он исчез бесследно. На другой год в этот день я был уже в скиту».

http://pravoslavie.ru/107495.html

Еще при жизни старца Амвросия двое блаженных предсказали, что на его месте будет старец Иосиф. Так и вышло — в раке находились тогда мощи преп. старца Иосифа, о чем в ту пору никто не знал. Но все было промыслителыю, и благодаря этой «ошибке» в 1998 году были обретены мощи семи Оптинских старцев, хотя это и не планировалось. Так пожелали сами Старцы, восстав Собором на свое прославление. Это на земле все раздельно, а в Царстве Небесном — единение святых. Вот знаки этого единения — по приезде в монастырь о. Василий жил в хибарке преп. Амвросия, но непосредственно в келье старца Иосифа. А позже, на Собор Оптинских старцев, на могиле новомученика Василия произошло исцеление, как бы знаменующее его участие в празднике Оптинских святых. Монашеский дневник о. Василия оборвался на записи: «Духом Святым мы познаем Бога. Это новый, неведомый нам орган, данный нам Господом для познания Его любви и Его благости. Это какое-то новое око, новое ухо для видения невиданного и для услышания неслыханного. Это как если бы тебе дали крылья и сказали: а теперь ты можешь летать по всей вселенной. Дух Святый — это крылья души». Евхарстия У о. Василия было обыкновение тщательно помечать в дневнике, у какого автора взята та или иная цитата. Но одна выписка дана без ссылок на автора и воспринимается как личный текст: «Молю вас да не безвременною любовию меня удержите, оставите мя снедь быти зверем, имиже Богу достигнути возмогу. Пшеница Божия семь, зубами зверей да сомлен буду, яко да чист хлеб Богу обрящуся». У этой выдержки из письма священномученика Игнатия Богоносца была потом своя посмертная история, раскрывающая смысл событий на Пасху 1993 года. Но чтобы рассказать эту историю, надо снова вернуться в те времена, когда о. Василий был еще иноком и охотно нес послушание ночного дежурного на вахте. Проще сказать, сидел ночами в сторожевой будке и читал, а читатель он был ненасытный. Рядом с ним в той же будке сидел другой ненасытный читатель — петербуржец Евгений С. Дивны тайны Божиего Домостроительства, и во свидетельство о том расскажем историю появления Жени в Оптиной пустыни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Собор Оптинских старцев. Икона. Кон. 90-х гг. ХХ в. (Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пуст.) Собор Оптинских старцев. Икона. Кон. 90-х гг. ХХ в. (Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пуст.) Мощи большинства преподобных оптинских отцов и старцев почивают в Оптиной пуст.: во Введенском соборе (мощи преподобных Амвросия и Нектария), в Казанском соборе (мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия (Антимонова)) и во Владимирском храме-усыпальнице (мощи преподобных Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Копьёва (Зерцалова)), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова)). Также в обители почитаются могилы иером. Василия (Рослякова), иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарёва), убитых на Пасху, 18 апр. 1993 г., в 2008 г. над их захоронениями была воздвигнута часовня. Справа от ворот скита св. Иоанна Предтечи сохранилась т. н. хибарка, в которой жили некоторые оптинские старцы, в т. ч. преподобные Амвросий, Иосиф и Нектарий. Ныне она является мемориальной кельей прп. Амвросия Оптинского. В Черноостровском мон-ре в память о Малоярославецкой битве 1812 г. сохранены св. ворота обители со следами пуль. В обители имеются резное распятие с частицами Животворящего Креста Господня, хитона Господня и с камнем от Гроба Господня. В калужскую ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ромоданове в 2006 г. был передан сребропозлащенный крест с частицами мощей св. Игнатия Богоносца, св. бессребреников Космы и Дамиана, сщмч. Арефы, вмч. Прокопия, блгв. царицы Феодоры, вмц. Христины, вмч. Меркурия, найденный при раскопках Троицкого Лютикова мон-ря. В Богородице-Рождественской пуст. в Барятине хранится чудотворная Ломовская (Ламская) икона Божией Матери. Боголюбская (Юрьевская) икона Божией Матери, подаренная царем Петром I стольнику Б. М. Батурину и прославившаяся в XVIII-XIX вв. многими чудотворениями, в 60-х гг. XX в. была передана из Боголюбской ц. дер. Юрьевское Малоярославецкого р-на в Покровскую ц. с. Карижа того же района. еп. Серапион (Александровский; 16 окт.- 21 окт. 1799), еп. Феофилакт (Русанов; 30 окт.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010