52 Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями//Собр. соч.: В 7 т. М., 1986. Т. 6. Гл. XVIII. С. 246–248. 53 Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – русский религиозный философ, богослов, публицист, поэт. Его труды оказали значительное влияние на развитие философской мысли. Основные сочинения: «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «Оправдание добра», «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» и др. 54 Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь находится в Калужской епархии, недалеко от г. Козельска. Это один из самых известных монастырей Русской Православной Церкви. Обитель основана, согласно преданию, в конце XIV в. В XIX в. монастырь стал одним из духовных центров России. В 1918 г. пустынь была преобразована в сельхозартель и в 1923 г. окончательно закрыта. Оптина пустынь перешла в ведение Главнауки; в стенах монастыря был открыт музей. Возобновление монашеской жизни в обители началось в 1987 г. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году были канонизированы 13 Оптинских старцев: иеросхимонах Лев, иеросхимонах Макарий, схиархимандрит Моисей, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион, иеросхимонах Анатолий Старший, схиархимандрит Исаакий, иеросхимонах Иосиф, схиархимандрит Варсонофий, иеросхимонах Анатолий Младший, иеросхимонах Нектарий, иеромонах Никон, архимандрит Исаакий II. Иеросхимонах Амвросий прославлен в лике святых в 1988 году. Собор преподобных Оптинских старцев – 11/24 октября. 58 Филатов Владимир Петрович (1875–1956) – известный офтальмолог, академик Академии медицинских наук, лауреат Государственной премии СССР. 59 Протоиерей Сергий Булгаков (1871–1944) – русский философ, богослов. Происходил из семьи сельского священника. Учился в Орловской духовной семинарии и Елецкой классической гимназии. Отошел от Церкви, увлекся марксистскими идеями. Закончив юридический факультет Московскою университета, преподавая в различных учебных заведениях, с 1917 г. – профессор Московскою университета. Вернулся к вере и в 1918 г. был рукоположен во священники. В 1922 г. был выслан из России. В 1925–1944 гг. преподавая догматическое богословие в Богословском институте Парижа. Был одним из основателей и руководителем Русскою студенческою христианского движения. Богословские воззрения Булгакова развивались в рамках учения о Софии, во многом он продолжил философские традиции В. С. Соловьева . Основные сочинения: «Свет невечерний», «Тихие думы», «Трагедия философии», «Два града», «Философия хозяйства» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

К концу XVIII века обителью управлял один из самых выдающихся ее настоятелей – архимандрит Макарий (Брюшков). Это ученик преподобных старцев Феодора Санаксарского и Клеопы Введенского. Состоял он в духовном общении и переписке с преподобным Паисием (Величковским). Здесь был введен афонский устав, зародилось старчество. Именно отсюда потом эта духовная традиция была передана в Оптину пустынь. Туда по просьбе митрополита Платона (Левшина) отец Макарий отправил пешношского «огородника» Авраамия и с ним еще двенадцать иноков. Отец Авраамий стал оптинским строителем-игуменом, восстановил Введенский собор, воздвиг трехпрестольный Казанский и Владимирский храмы, колокольню. Среди двенадцати иноков был послушник Александр Степанов, впоследствии иеросхимонах Афанасий Свенский-младший, воспитавший первых оптинских старцев преподобных братьев Моисея и Антония (Путиловых), которые по его благословению устроили Предтеченский скит Оптиной пустыни и положили начало – наряду со старцем Львом – оптинскому старчеству.      Вообще ученики пешношского архимандрита Макария были настоятелями двадцати четырех монастырей. Среди них: Давидова, Берлюкова, Задне-Никифоровская Важеозерская и Кривоезерская пустыни, Голутвинский, Высокогорский Чуркинский, московский Сретенский, Белопесоцкий и др. Многие монастыри перенимали устав Пешношской обители; так и обращались: «дать нескольких из братии для заведения общежития по образу Пестуши (Пешноша в старинной транскрипции. – Ред.)». Среди вышедших отсюда были и прославленные уже в лике святых возродители пришедших ранее в упадок обителей – такие, например, как преподобный старец Исайя Важеозерский. Главный возобновитель русского монашества на Афоне после турецких гонений – исихаст, прозорливец отец Арсений Афонский тоже новоначалие прошел на Пешноше. Многие святые, подвижники были учениками пешношских выходцев: преподобный иеросхимонах Нил Нило-Сорский, преподобная Мария Олонецкая, пустынножительница Анастасия Паданская и др.; а также: настоятели Пантелеимонова монастыря на Афоне Герасим и Иероним, основатели Андреевского скита иеросхимонах Виссарион (Толмачев) и схимонах Варсонофий (Вавилов), взявшие за основу устава Андреевского скита устав Белобережской пустыни, одним из составителей которого был тот самый отправленный некогда в Оптину среди двенадцати иноков иеросхимонах Афанасий (Степанов).

http://pravoslavie.ru/140201.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Тропарь, глас 5: Православныя веры светильницы,/монашества непоколебимии столпи,/земли Российския утешителие,/преподобнии старцы Оптинстии,/любовь Христову стяжавшии/и души своя за чада полагавшии,/молитеся ко Господу,/да утвердит земное Отечество ваше в Православии и благочестии//и спасет души наша. Кондак, глас 3: Воистину дивен Бог во святых Своих,/пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый,/идеже богопросвещеннии отцы,/тайная сердца человеческаго ведуще,/народа Божия печальницы доблии явишася:/сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/и Божии премудрости научиша,/страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша./Ныне же, во славе Божии пребывающе,//молятся непрестанно о душах наших. Собор преподобных Оптинских старцев составляют четырнадцать святых: преподобный Лев (†1841, память 11 октября), преподобный Макарий (†1860, память 7 сентября), преподобный Амвросий (†1891, память 10 октября и 27 июня), преподобный Моисей (†1862, память 16 июня), преподобный Антоний (†1865, память 7 августа), преподобный Иларион (†1873, память 18 сентября), преподобный Анатолий († 1894, память 25 января), преподобный Исаакий (†1894, память 22 августа), преподобный Иосиф (†1911, память 9 мая), преподобный Варсонофий (†l913, память 1 апреля), преподобный Анатолий (†l922, память 30 июля), преподобный Нектарий (†1928, память 29 апреля), преподобноисповедник Никон (†1931, память 25 июня), преподобномученик Исаакий (†1938, память 26 декабря). Преподобный Лев (в миру – Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В 1797 году Лев Данилович поступил в Оптину пустынь. В 33 года он был пострижен в монашество с именем Леонид и принял священство. Монашеский путь отец Леонид проходил в различных обителях под руководством старцев схимонаха Феодора и иеросхимонаха Клеопы – учеников преподобного Паисия Величковского (†1794, память 15 ноября). Вернувшись в 1829 году в Оптину пустынь и приняв здесь постриг в великую схиму с именем Лев, он стал основателем и вдохновителем старчества. В первое время старчество подвергалось кривотолкам, притеснениям и гонениям, и преподобному Льву пришлось вынести многие и горькие скорби: недоброжелатели обвиняли его в самовольном нарушении монашеских правил, в лжеучении, в возмущении монастырской жизни. Ему запретили принимать людей, но жажущие получить от него духовную помощь преодолевали все запреты и преграды. Старец, исполненный Христовой любви к ближним, говорил: «Я к себе никого не зову, а кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?» Со словами: «Ныне со мной милость Божия!» – иеросхимонах Лев скончался 11 октября 1841 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Совсем малочисленной стала братия обители. Монахов забирали в войска, на работы куда-то, вынуждали вообще покинуть монастырь; кто-то не выдерживал всех создавшихся трудностей и уходил... Не осталось молодых послушников. А еще была необходимость служить иеромонахам на приходах по Калужской епархии: священников часто арестовывали, ссылали, храмы оставались «без пения»... Калужский владыка часто запрашивал оптинского настоятеля по этому поводу. Вот один из рапортов отца Исаакия епископу: «В Калужский епархиальный Совет настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Исаакия Рапорт. Во исполнение указа Епархиального Совета от 8 сего апреля 1919 года за 1692 имею честь представить список командированных в приходы иеромонахов и донести, что 1) иеромонах Зосима, командированный в с. Засекино 23 минувшего марта скончался от тифа на приходе; 2) иеромонах Вениамин 2-й (Баторцев) служит в Костине, но на каких условиях, мне неизвестно. Свободных иеромонахов, могущих быть командированными, не имеется: во всяком случае командировка новых иеромонахов сопряжена с большими затруднениями для обители. Настоятель архимандрит Исаакий. 80. 1/14 апреля 1919 года». В приложенном списке указано, что иеромонахи служат: отец Адриан с 4 января 1919 года на приходе в селе Куровском; отец Осия с 12 февраля – в селе Хрилетове; отец Арсений с 10 декабря 1918 года – в селе Олопове; отец Аркадий с 7 января 1919 – в селе Указово; отец Игнатий с 24 мая 1918 – в селе Позднякове; отец Макарий с 5 марта 1919 – в Полошкове; отец Варсис с 13 марта 1919 – в селе Верском. 18/31 марта 1920 года архимандрит Исаакий направил рапорт преосвященному Феофану, епископу Калужскому: «Имею честь почтительнейше донести Вашему Преосвященству, что скитоначальник игумен Феодосий 9/22 сего марта мирно скончался, напутствованный Святыми Таинами; погребен на монастырском кладбище невдалеке от прежде почивших старцев и скитоначальников около Введенского собора. Временное управление скитом мною поручено старцу иеромонаху Нектарию, на что покорнейше прошу вашего архипастырского благословения, так как делать выборы скитоначальника мне казалось бы неблаговременным по переживаемым пустынью обстоятельствам». Одновременно тем же числом был послан отцом Исаакием второй рапорт, гласивший: «Старец иеромонах Нектарий по примеру своих предшественников пожелал принять пострижение в великую схиму, о каковом желании своем заявил с просьбою донести о сем Вашему Преосвященству и испросить Вашего архипастырского благословения на постриг. Со своей стороны не видим никаких препятствий к принятию святой схимы старцем иеромонахом Нектарием по примеру прежних старцев и скитоначальников. Имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство благословить благое желание старца иеромонаха Нектария». 7(?) апреля последовала резолюция владыки: «Исполнить».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И какова же судьба их праха? Когда служителя спросили, что было в урнах, он равнодушно ответил – зола. – Да где же она? – А я отдал ее жене для стирки белья – хорошая зола! Боже мой! Могли ли эти властелины когда-нибудь предполагать, что прах их попадет в бак для стирки грязного белья! Как много заботились эти люди о своем теле – и вот какова участь этих тел! Святые же, также и все наши Оптинские старцы, умерщвляли свое тело – и оно оставалось нетленным. Наша святая обитель привлекает к себе многих богомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой. Не имеет наша обитель ни чудотворных икон, ни прославленных мощей, но вся земля здесь как бы полита кровью и потом святых старцев, и молитвами их низводится благодать на души верующих. Нигде в другом месте этого нет. Даже наш владыка, как епископ, посещающий обители, всегда говорил, что в Оптиной есть что-то особенное. В России немного скитов – скитов десять, наверно, будет. Есть у нас один скит, где в храме бывает очень редко кто-нибудь из посторонних, и то лишь за обедней. Утреню же мы совершаем всегда только своей скитской семьей. Сильное впечатление производит наш храм на посторонних посетителей – тихий, пустынный. Один благочестивый человек пожертвовал однажды колокол в сто пятьдесят пудов весом, но он не подошел для скита и был снят. У нас самый большой в тридцать девять пудов. Слава Богу, что в нынешний день, в век неверия и полной разнузданности нравов, есть еще в России святые места, тихие пристанища для хотящих спастись. Трудно спастись среди развращенного общества. В Священном Писании говорится: С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши... и со строптивым развратишися ( Пс. 17, 26. 27 ). Греховные страсти губительно действуют на душу и тело. Уже находясь в монастыре и читая святых отцов, я узнал, что страсти столь же заразны, как и болезни, они также могут передаваться через предметы, как и зараза. Когда святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, ехал на Вселенский Собор, то на пути остановился в одной гостинице.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Собор саровских старцев поистине не менее велик и ярок, чем собор старцев оптинских. Однако в отличие от Оптиной пустыни, духовный расцвет которой приходится почти на столетие позже, Сарову не пришлось стать центром духовной жизни России своей эпохи. Расцвет Сарова во второй половине XVIII – начале XIX веков совпал с глубоким охлаждением к вере среди аристократии и образованных сословий. Даже среди представителей высшей церковной иерархии, в то время также нередко далеких от подлинного духа церковности, саровские подвижники часто не находили должного понимания. Редким исключением из этого ряда был митрополит Санкт-Петербургский Гавриил, который, будучи сам истинным иноком и ценителем подлинного монашеского опыта, стремился возродить духовную жизнь в своей епархии. Для этой цели он привлекал и саровских монахов. В том числе оттуда он взял настоятеля в Новгородский Юрьев монастырь, привлекал воспитанников Сарова и к миссионерской деятельности, особенно среди раскольников. Однако самой, пожалуй, выдающейся «находкой» митрополита Гавриила был валаамский игумен Назарий, приглашенный митрополитом на это место прямо из отходной пустынной келлии Сарова. Именно игумену Назарию удалось не просто начать дело возрождения пришедшего в упадок древнего Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, но и воссоздать на островах Валаамского архипелага целую монашескую колонию, включавшую, помимо основного монастыря, скиты, пустыни, келлии, – словом, поистине, русский Афон, сходство которого с идеалом монашества – Святой Горой состояло в преемственности духовного молитвенного опыта, а подчеркивалось уединенным положением и необычной природой архипелага. Однако и Валаам, несмотря на свою широкую известность, так же, как и Саров, остался тайной для мира, а многих подвижников его мы знаем, в лучшем случае, только по именам. Расположение пещер в Саровской пустыни Расположение пещер в Саровской пустыни Итак, к величайшему сожалению, Саров, как и некоторые другие выдающиеся монастыри его духа и поколения (Площанская пустынь, Пешношский монастырь и др.), в силу ряда внешних причин не имел того влияния на духовную жизнь русского общества, какое имела с середины XIX века Оптина.

http://pravoslavie.ru/3375.html

18 октября – день памяти сразу двенадцати русских святителей и чудотворцев: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа , Макария, Иова, Ермогена , Тихона , Петра, Филарета , Иннокентия и Макария. У каждого из них есть свои дни памяти, однако в этот день церковь воздает им равные почести – как небесным покровителям Москвы и всей русской земли. 19 октября мы вспоминаем апостола Фому , чье имя стало нарицательным для обозначения недоверчивости. Однако, по словам святителя Иоанна Златоуста , «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю». Он основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии, а также в Индии, где претерпел мученическую кончину за Христа. День памяти преподобного Льва Оптинского, а также собор четырнадцати преподобных Оптинских старцев во главе с Амвросием Оптинским отмечается 24 октября. Преподобные были причислены к лику местно чтимых святых в 80-90-е годы, а в 2000 г. были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Святые мощи старцев находятся во Введенском соборе обители. 26 октября – день принесения в Москву Иверской иконы Божией Матери . Первый список чудотворной иконы, привезенной с Афона, датируется 1648 годом. Этот образ сопровождал русские войска в походе 1654 г. против польского войска, а затем был помещен в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. 31 октября – день памяти еще одного евангелиста – Луки, апостола от 70 . Уроженец Антиохи Сирийской, Лука происходил из образованной греческой семьи, был врачом и художником. Именно он, по преданию, был творцом первых икон, изображающих Богородицу. Свое Евангелие, а также Книгу Деяний святых апостолов Лука написал под руководством апостола Павла, которого сопровождал в его миссионерских странствиях. После гибели верховных апостолов Лука продолжил проповедь в Ливии, Египте и Греции, где принял мученическую кончину в 84 г.

http://pravmir.ru/imeniny-oktyabrya/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010