Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОБОР ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Собор преподобных Оптинских старцев Собор Оптинских старцев , церковное празднование памяти преподобных старцев Оптинских Память 11 октября , 10 октября (РПЦЗ ) В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославление преподобного Амвросия Оптинского . В 1990 году " Со­бо­р пре­по­доб­ных отцев старцев, в Оптиной пустыни просиявших " был прославлен и внесён в календарь РПЦЗ 26-27 июля 1996 года 13 оптинских старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. Общее соборное празднование им было установлено 11 октября . 10 июля 1998 года были обретены мощи преподобного Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев. В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. В Собор входят: В Службе преподобным отцам Оптинским (1990 г., РПЦЗ) в четвертом тропаре первой песни канона упоминается ещё один подвижник - преподобный Феодор Свирский (+ 1822): " Слезами многими и скорбным житием Феодор, инок Свирский, злая претерпе, обаче тверд и крепок сый умом, в болезнех сына Льва духовно породи " . При этом его имя отсутствует в канонизационном акте . Молитвословия Тропарь, глас 5 Православныя веры светильницы,/монашества непоколебимии столпи,/земли Российския утешителие,/преподобнии старцы Оптинстии,/любовь Христову стяжавшии/и души своя за чада полагавшии,/молитеся ко Господу,/да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии//и спасет души наша. Ин тропарь, глас 4 (из службы, составленной в Оптиной пустыни) Введения преславнаго обитель,/Оптина пустынь достоблаженная,/присно уповающая на милость Богоматери,/наполняема рекою, текущею в живот вечный,/возрастивше чудное древо старчества,/уподобилася еси граду, сошедшему с небес,/идеже Бог обитает с человеки,/отирая с очей их всякую слезу,/темже возликуем, братие,/Христа Царя и Бога нашего воспоим/и Владычицу Мира Пречистую Деву восславим,/яко дарова нам пристанище во спасение//и наставников отцев преподобных.

http://drevo-info.ru/articles/6305.html

11.10 Собор преподобных Оптинских старцев Тропарь, глас 6: Православныя веры светильницы,/монашества непоколебимии столпи,/земли Российския утешителие,/преподобнии старцы оптинстии,/любовь Христову стяжавшии/и души своя за чада полагавшии,/молитеся ко Господу,/да утвердит земное Отечество ваше в Православии и благочестии//и спасет души наша. Кондак, глас 3: Воистину дивен Бог во святых Своих,/пустынь оптину якоже вертоград старчества явивый,/идеже богопросвещеннии отцы,/тайная сердца человеческаго ведуще,/народа Божия печальницы доблии явишася:/сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/и Божии премудрости научиша,/страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша./Ныне же, во славе Божии пребывающе,/молятся непрестанно о душах наших. Собор преподобных Оптинских старцев Собор преподобных Оптинских старцев. Составляют четырнадцать святых: преподобный Лев (†1841, память 11 октября), преподобный Макарий (†1860, память 7 сентября), преподобный Амвросий (†1891,. память 10 октября и 27 июня), преподобный Моисей (†1862, память 16 июня), преподобный Антоний (†1865, память 7 августа), преподобный Иларион (†1873, память 18 сентября), преподобный Анатолий (†1894, память 25 января), преподобный Исаакий (†1894, память 22 августа), преподобный Иосиф (†1911, память 9 мая), преподобный Варсонофий (†1913, память 1 апреля), преподобный Анатолий (†1922, память 30 июля), преподобный Нектарий (†1928, память 29 апреля), преподобноисповедник Никон (†1931, память 25 июня), преподобномученик Исаакий (†1938,. память 26 декабря). Преподобный Лев (в миру – Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В 1797 году Лев Данилович поступил в Оптину пустынь. В 33 года он был пострижен в монашество с именем Леонид и принял священство. Монашеский путь отец Леонид проходил в различных обителях под руководством старцев схимонаха Феодора и иеросхимонаха Клеопы – учеников преподобного Паисия Величковского (†1794, память 15 ноября). Вернувшись в 1829 году в Оптину пустынь и приняв здесь постриг в великую схиму с именем Лев, он стал основателем и вдохновителем старчества. В первое время старчество подвергалось кривотолкам, притеснениям и гонениям, и преподобному Льву пришлось вынести многие и горькие скорби: недоброжелатели обвиняли его в самовольном нарушении монашеских правил, в лжеучении, в возмущении монастырской жизни. Ему запретили принимать людей, но жаждущие получить от него духовную помощь преодолевали все запреты и преграды. Старец, исполненный Христовой любви к ближним, говорил: «Я к себе никого не зову, а кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?» Со словами: «Ныне со мной милость Божия!» – иеросхимонах Лев скончался 11 октября 1841года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Вечером 13/26 июля перед торжественным всенощным бдением в Свято-Введенском монастыре Оптиной пустыни Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был совершен чин канонизации в лике местночтимых святых Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших.    В слове Его Святейшества подчеркивалось особое значение и высота старческого служения Богу и ближним.    После того как Святейший Патриарх зачитал Деяния Архиерейского собора о канонизации преподобных Оптинских старцев, на амвон Введенского храма из алтаря была вынесена большая икона новопрославленных преподобных, которой осенили всех молящихся. После пения тропаря, кондака и величания преподобным началось всенощное бдение Собору Оптинских старцев.     27 июня/10 июля 1998 года состоялось обретение мощей преподобных Амвросия, Льва, Макария, Илариона, Анатолия старшего, Варсонофия и Анатолия младшего Оптинских.    Работы по обретению мощей преподобных Оптинских старцев начались за несколько дней до радостного события. 7 июля было получено долгожданное благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приступить к раскопкам. Во время праздничного всенощного бдения накануне дня памяти преподобного Никона Оптинского исповедника собор священнослужителей вышел к месту раскопок. Пропели величание преподобным старцам Оптинским, помолившись об успешном завершении дела при содействии помощи Божией. 10 июля раскопки были завершены, и переоблаченные святые мощи преподобных старцев были положены в заранее приготовленные деревянные раки и выставлены для поклонения во Введенском соборе монастыря.     10/23 октября того же 1998 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возрожденный храм-усыпальницу в честь Владимирской иконы Божией Матери, куда и были торжественно перенесены святые мощи преподобных старцев при большом стечении народа.     На Юбилейном Соборе 2000 года преподобные старцы Оптинские были причислены к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Празднование Собору преподобных Оптинских старцев установлено 11/24 октября.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Вознесите, преподобные отцы, молитвы ваши к Богу,/как кадило благоуханное,/обо всех, чтущих вашу святую память,/помогая нам в скорбных обстоятельствах Богу угождать/и удостоиться наследования жизни вечной. Множество монахов ныне во святей Оптине обители/торжествует, величая собор Богоносных старцев,/Богом дивно прославленных,/принесем и мы хвалу Христу Спасителю нашему,/прославляющему прославльших Его. Множество монахов ныне/во святой Оптиной обители торжествует,/величая собор Богоносных старцев,/Богом дивно прославленных;/принесем и мы хвалу Христу, Спасителю нашему,/прославляющему прославивших Его. Слава: Воспоим, братие, песнь нову Господу Иисусу,/прославльшему днесь велий сонм старцев Оптинских,/и с верою поклонимся Ему,/да не отринет от Лица Своего и нас грешных рабов Своих,/чающих себе спасения их молитвами. Слава: Воспоем, братия, песнь новую Господу Иисусу,/прославившему в сей день великий сонм старцев Оптинских,/и с верою поклонимся Ему,/да не отринет Он от лица Своего/и нас, грешных рабов Своих,/чающих себе спасения по их молитвам. И ныне: Родила еси безлетнаго Сына, Пречистая,/плоть нашу приимшаго,/Кровию Своею на Кресте омывшаго от грехов падшаго Адама,/умоли убо Спаса нашего/избавити нас от вечныя смерти. И ныне: Родила Ты вечного Сына, Пречистая,/принявшего нашу плоть/и Кровию Своею на Кресте омывшего от грехов падшего Адама;/умоли же Спасителя нашего избавить нас/от вечной смерти. Светилен Процвели есте, яко финикс, давидски,/и обители явистеся Духа Пресвятаго:/и славнии вселенней показашеся./О нас непрестанно молите, почитающих верою/пречестную память вашу, преподобнии. Процвели вы, как пальмы, по псалму Давида,/и сделались обителями Духа Пресвятого:/и славными явились всей вселенной./О нас, почитающих с верою всесвященную память вашу,/непрестанно молите, преподобные. Слава, и ныне, Богородичен: Тя песньми немолчными ублажаем Дево./Яко от Троицы Единаго родила еси, Богородице,/и носиши на Божественную руку Пребогатое Слово,/непременно и неизменно. Слава, и ныне, Богородичен: Тебя, Дева Богородица,/мы песнопениями неумолкающими прославляем,/ибо Одного из Троицы Ты родила/и носишь на непорочных руках Божественное Слово,/воплотившееся без смешения и изменения.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-sob...

Вечером 13/26 июля перед торжественным всенощным бдением в Свято-Введенском монастыре Оптиной пустыни Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был совершен чин канонизации в лике местночтимых святых Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших. В слове Его Святейшества подчеркивалось особое значение и высота старческого служения Богу и ближним. После того как Святейший Патриарх зачитал Деяния Архиерейского собора о канонизации преподобных Оптинских старцев, на амвон Введенского храма из алтаря была вынесена большая икона новопрославленных преподобных, которой осенили всех молящихся. После пения тропаря, кондака и величания преподобным началось всенощное бдение Собору Оптинских старцев. 27 июня/10 июля 1998 года состоялось обретение мощей преподобных Амвросия, Льва, Макария, Илариона, Анатолия старшего, Варсонофия и Анатолия младшего Оптинских. Работы по обретению мощей преподобных Оптинских старцев начались за несколько дней до радостного события. 7 июля было получено долгожданное благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приступить к раскопкам. Во время праздничного всенощного бдения накануне дня памяти преподобного Никона Оптинского исповедника собор священнослужителей вышел к месту раскопок. Пропели величание преподобным старцам Оптинским, помолившись об успешном завершении дела при содействии помощи Божией. 10 июля раскопки были завершены, и переоблаченные святые мощи преподобных старцев были положены в заранее приготовленные деревянные раки и выставлены для поклонения во Введенском соборе монастыря. 10/23 октября того же 1998 года , в день памяти преподобного Амвросия Оптинского , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил возрожденный храм-усыпальницу в честь Владимирской иконы Божией Матери, куда и были торжественно перенесены святые мощи преподобных старцев при большом стечении народа. На Юбилейном Соборе 2000 года преподобные старцы Оптинские были причислены к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Празднование Собору преподобных Оптинских старцев установлено 11/24 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

24 октября — Собор преподобных Оптинских старцев 24 октября 2009 г. 00:00 Сердце наше наполняется неизъяснимой радостью, и от избытка сердца говорят уста (Лк. 6, 45) о величии духовного подвига, святости жизни и божественной славе, евангельской простоте и деятельной жертвенной любви старцев Оптиной обители, которая простиралась на всех приходивших к ним в скорбях и радостях за помощью и советом. В течение целого столетия Оптина была источником духовного просвещения для всего русского общества: от некнижных простецов до философов и писателей, от крестьян до царственных особ, от монашествующих до церковных иерархов. Для всех приходивших сюда монастырь был целебным источником, врачевавшим душевные раны; всякий паломник уходил отсюда просветленным и преображенным, укрепленным духовно, на всю жизнь записав на скрижалях своего сердца евангельскую любовь и святость жизни оптинских монахов. Воистину дивен подвиг их жизни, он вписан в летопись российской святости. В прославлении… угодников Божиих мы усматриваем особое благословение Божие к нам, действие божественной благодати, укрепляющей каждого человека и проявляющейся видимым образом через свои избранные сосуды на земле. Мы видим свидетельство непрерываемой связи времен, которое проявляется через духовный опыт старцев Оптиной пустыни. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/478995.htm...

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов. Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места. В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников. Храмы Оптиной пустыни Введенский собор Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев. Храм Преображения Господня

http://pravmir.ru/optina-pustyin/

И действительно, повернул он круто, и мы веруем, что Достоевский спасен». Здесь находится ценный материал для понимания «Сна смешного человека», но главное, что здесь мы соприкасаемся с тайной загробной участи души Достоевского. Старец Варсонофий заглянул, если так можно сказать, в посмертную биографию писателя. Как видим, Оптиной пустыни была открыта тайна Достоевского, и оптинские старцы знали ее: «Мы веруем, что он спасен». По сути, старец Варсонофий сказал то же самое о Достоевском, что и старец Амвросий: «Это – кающийся», ибо покаяние, по учению святых отцов, есть “путь к спасению”. Оптинские предания о Достоевском говорят о глубокой духовной связи и сродстве Достоевского и Оптиной пустыни. Достоевский, пробывший в монастыре всего три дня, тем не менее остался в памяти Оптиной преданиями и легендами, реальными и вымышленными. Посещение Достоевским Оптиной пустыни стало не только для Достоевского событием его духовной жизни, но, как мы видели, также было примечательным событием и для истории самой Оптиной пустыни. Можно сказать, что Оптина приняла Достоевского и запечатлела в своей памяти его образ. Более того, есть основание утверждать, что Достоевский соединился с образом Оптиной, так что уже невозможно понять и представить себе писателя без Оптиной или вне Оптиной, как, впрочем, наверное, и Оптину нельзя представить без Достоевского. Теме «Достоевский и Оптина пустынь» придает особую значимость состоявшаяся в Оптиной пустыни 26 июля 1996 г. канонизация Собора преподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших. Этот собор составляет 14 имен оптинских старцев. Имена четырех из упоминавшихся в настоящей работе оптинских старцев причислены среди прочих к лику святых: преподобный Иосиф, преподобный Анатолий, преподобный Варсонофий, а также преподобный Амвросий (канонизирован в 1988 г.). Таким образом, слова и суждения Оптинских старцев о Достоевском приобретают характер святости и силу церковного Предания. (Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, проходившим 13–16 августа 2000 года, все тринадцать оптинских старцев причислены к лику святых для общецерковного почитания.)

http://pravoslavie.ru/100899.html

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году были канонизированы 13 Оптинских старцев: иеросхимонах Лев, иеросхимонах Макарий, схиархимандрит Моисей, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион, иеросхимонах Анатолий Старший, схиархимандрит Исаакий, иеросхимонах Иосиф, схиархимандрит Варсонофий, иеросхимонах Анатолий Младший, иеросхимонах Нектарий, иеромонах Никон, архимандрит Исаакий II. Иеросхимонах Амвросий прославлен в лике святых в 1988 году. Собор преподобных Оптинских старцев – 11/24 октября. Старец Леонид (в схиме Лев, в миру Лев Данилович Наголкин, † 1841; память преподобного Льва Оптинского – 11/24 октября в Соборе Оптинских старцев) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости занимался торговлей, служил приказчиком, много ездил по России. В возрасте 29 лет поступил послушником в Оптину пустынь, но вскоре перешел в пустынь Белобережскую, где принял постриг и рукоположение в священный сан. В 1804 году он стал настоятелем Белобережской пустыни, сменив при этом своего наставника отца Василия (Кишкина). Еще до своего настоятельства отец Леонид познакомился со старцем Феодором, учеником преподобного Паисия Величковского . В 1808 году отец Леонид, оставив управление обителью, последовал за старцем Феодором в затвор и некоторое время подвизался вместе с ним и с иеромонахом Клеопой в лесной келии. В этот период он келейно принял схиму с именем Лев (см. примеч. 52 к гл. «Отец схиигумен Герман»). Затем отшельники удалились на Валаам, а в 1817 году перешли в Александро–Свирский монастырь. Старец Феодор скончался в 1822 году. В 1829 году отец Леонид вместе с шестью учениками прибыл в устроенный архимандритом Моисеем (Путиловым, † 1862; память – 16/29 июня) Иоанно–Предтеченский скит Оптиной пустыни, где сделался основателем старчества. За духовным утешением к отцу Леониду стали обращаться толпы мирян; ежедневно настоятель и братия обители открывали ему помыслы. По молитвам старца исцелялись больные и одержимые. Скончался подвижник 11 октября 1841 года. О нем см.: Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида/Сост. иером. Климент (Зедергольм) . М., 1876. (2–е изд. – 1890.) О нем и др. Оптинских старцах: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. N.Y.: Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1970.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Икона Оптинских старцев На иконе «Собор Оптинских Старцев» мы видим изображенных «вокруг» Оптинской пустыни 14 фигур великих подвижников, словно горнее воинство, заслоняющее вскормившую его святыню и предстоящее Господу в готовности принять любые испытания. Земные препоны в полной мере тягот ими уже преодолены. Но сохраняется пред-Престольное богатырское предстояние старцев Оптинских, на Небесах – за нас с вами. Разумеется, нас интересовало, а что сегодня, в 2003-м г., делается для восстановления старчества. Есть ли у нынешней Оптинской братии духовный водитель? Выяснилось: да, есть. По специальному приглашению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия из русского Свято-Пантелеймоновского монастыря, с Афона, в Оптину прибыл о. Илий, ставший иеросхиигуменом Пустыни. Томление духовной жаждой и известный эгоизм побуждали нас пытливо выспрашивать, а как же можно свидеться со старцем Илием. Выяснилось, что сегодня после вечерней службы он будет одаривать. Введенский храм И снова мы во Введенском храме, у раки преп. Амвросия, к которой притягивались как бы центростремительно. Одна добросердечная девушка, поколебавшись, указала нам корпус в монастыре, куда мы немедленно и отправились. Там, у стоявшей на углу интеллигентной, «непростой» по внешнему виду женщины (отчего-то подумалось, что москвички), узнали и номер келии отца Илия – 13-й. Она пыталась нас проинструктировать, как именно следует нам помолиться на входе, чтобы привратник впустил, но мы уже вошли в здание. К женщине приблизился симпатичный молодой человек, заговорил о старце, из чего следовало, что они старца куда-то вскоре будут увозить, и это свидетельствовало о некоей близости женщины и парня к старцу. Прервав обращение молодого человека, женщина обернулась к нам со словами: «Что ж вы стоите? Идите, идите». Преодолев робость, мы вошли. Нас никто не остановил, хотя в холле первого этажа было три монаха, один из которых, как я понял, некий чин греческого или грузинского вида, складывал красиво упакованные большие куличи в картонную коробку – подарки для службы охраны монастыря, руководитель которой стоял здесь же, с бейджиком на кармане пиджака: «Сергий, начальник охраны Оптиной Пустыни».

http://pravoslavie.ru/111471.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010