Схиархимандрит Илий (Ноздрин) 24 октября Русская церковь отмечает праздник, установленный относительно недавно: в июле 1996 года тринадцать православных старцев были причислены к лику местночтимых святых Свято-Введенской Калужской Оптиной пустыни. Прошло еще немного времени, и Собор преподобных Оптинских старцев стал праздноваться всей Церковью. Но есть ли старцы в современной России, и каковы их наставления? Отношение к православному старчеству зачастую отличается даже у людей верующих и воцерковленных. Кто-то считает, что именно на этих людях держится Церковь и даже противопоставляет умудренных и опытных духовников церковным иерархам — епископату. Многие ищут в старцах провидцев, готовых ответить на любой вопрос и даже предсказать будущее. Есть и те, кто относится к старчеству скептически, считая многих из них чуть ли не шарлатанами. Причем последнее — отнюдь не следствие антицерковной пропаганды. И покойный патриарх Алексий II, и нынешний предстоятель Русской церкви патриарх Кирилл не раз отмечали пагубность «младостарчества» — когда малоопытные священники принимают на себя старческий образ и пытаются категорично наставлять своих духовных чад, требуя от последних безмолвного послушания. Наверное, главное, что отличает подлинно опытного духовника от тех, кто только пытается походить на старцев, — личное смирение. Схиархимандрит Илий (Ноздрин) — один из самых известных священнослужителей Русской Церкви, духовник братии Оптиной пустыни, более того, личный духовник Святейшего патриарха Кирилла. Многие называют его сегодняшним оптинским старцем, но сам отец Илий отшучивается: — Я просто старик... Многолетний помощник батюшки Георгий Богомолов сопровождает его и в Оптиной, и в Патриаршей резиденции в Переделкине, где отец Илий в последние годы бывает едва ли не чаще, чем в монастыре. Но многотысячные потоки людей, стремящихся к старцу, сильно отличаются. — В Оптину едут в основном люди воцерковленные, за наставлением и благословением, а в Переделкино — нередко просто за чудом. Пришли, прикоснулись и будто бы автоматически получили то, что хотели. Но ведь так не бывает! Еще Амвросий Оптинский говорил, что важнее всего — труд, молитва и смирение, а попасть в Переделкино — несложно, по дороге можно и к экстрасенсу заехать, а потом — сравнивать, чей совет лучше.

http://pravoslavie.ru/56971.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 24 октября 2024 года 11. Четверг. Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп., творца канонов, еп. Никейского. Собор преподобных Оптинских старцев . Прп. Льва Оптинского . Служба ап. Филиппа, единого от семи диаконов, и прп. Феофана исп., творца канонов, еп. Никейского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы преподобных Оптинских старцев (Б) . А. На вечерне кафизма 12-я (которая не была прочитана на утрене среды). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 6-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Нравом злым поползохся…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Аз, Дево Святая…». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Мысленная врата…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Мысленная врата…». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), апостола (Минеи) на 4 и преподобного (Минеи) на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного). По 3-й песни – кондак преподобного, глас 2-й; седален апостола, глас 8-й. «Слава» – седален преподобного, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха, светилен апостола (Минеи). «Слава» – светилен преподобного (Минеи), «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Преподобный Макарий (в миру – Михаил Николаевич Иванов) родился 20 ноября 1788 года и происходил из дворян Орловской губернии. В 22 года Михаил Николаевич поступил в Площанскую пустынь, где был пострижен в рясофор с именем Мелхиседек, а при постриге в мантию в 1815 году был наречен в честь преподобного Макария Египетского . В 1834 году отец Макарий поступил в скит Оптиной пустыни, где стал сподвижником и сотрудником старца Льва в деле возрождения старчества, а после кончины своего учителя – преемником его по старческому служению. Преподобный Макарий исполнял должность начальника скита. Он руководил изданием святоотеческих трудов, что объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Сохранилось множество писем преподобного Макария к монашествующим и мирянам, в которых он учит, прежде всего, смирению. Скончался иеросхимонах Макарий 7 сентября 1860 года. Преподобный Амвросий – ученик преподобных Льва и Макария. Преподобный Амвросий первым из Оптинских старцев был прославлен в лике святых в год тысячелетия Крещения Руси. Житие преподобного Амвросия помещено на с. 67. Преподобный Моисей (в миру – Тимофей Иванович Путилов) родился 15 января 1782 года в Борисоглебске Ярославской губернии и был старшим сыном серпуховского гражданина Ивана Григорьевича и жены его Анны Ивановны. В 22 года Тимофей с братом Ионой, который впоследствии стал игуменом Саровской пустыни, поступил в Саровский монастырь, где в то время жил преподобный Серафим. Из Сарова он перешел в брянские леса, где обитали иноки, ищущие уединенной безмолвной жизни. Там он был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Моисея Мурина. В 1822 году отец Моисей был вызван из брянских лесов епископом Калужским Филаретом (Амфитеатровым) для устройства при Оптиной пустыни уединенного скита. Тридцать семь лет схиархимандрит Моисей исполнял должность настоятеля обители. Оптина пустынь обязана ему как внешним благоукрашением и устройством, так и внутренним благочинием. Преподобный Моисей пригласил отца Леонида (старца Льва) поселиться в Оптиной пустыни и защищал его от несправедливых гонений и клеветы. Отец Моисей был очень нищелюбив. Он покупал даже ненужные вещи, чтобы помочь нуждающемуся продавцу. Скончался схиархимандрит Моисей 16 июня 1862 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прп. Лев Оптинский. Роспись ц. Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. 2004 г. Иконописец мон. Мария (Левестам) Прп. Лев Оптинский. Роспись ц. Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. 2004 г. Иконописец мон. Мария (Левестам) Единоличные иконы Л. были созданы к его местному прославлению в Соборе преподобных Оптинских старцев в 1996 г. Первая ростовая икона-пядница написана игум. Ипатием (Хвостенко) (1996, ризница Оптиной пуст.; см.: Оптина пустынь. 2009. С. 12). После обретения мощей Л. в 1998 г. выполнен большой ростовой образ на раку в ц. Владимирской иконы Божией Матери (2000, игум. Ипатий (Хвостенко); см.: Оптина пустынь. 2009. С. 58). В групповых композициях на иконах и в монументальной живописи Л. изображается обычно рядом со своим духовным учеником и сотаинником прп. Макарием и с их учеником прп. Амвросием Оптинским в том же изводе, что и на единоличных образах (нередко ладонь правой руки раскрыта и в зависимости от композиции повернута вертикально или горизонтально). Образ Л. включен в совр. росписи храмов Оптиной пуст. В ц. Казанской иконы Божией Матери между окнами на юж. стене помещено его изображение в рост вместе с прп. Макарием (2004, мон. Мария (Левестам)). Во Владимирской ц. в центральном алтаре Л. представлен с непокрытой головой, вместе с другими оптинскими святыми, предстоящими Спасителю (2006, иером. Иларион (Ермолаев)). Над ракой со св. мощами преподобного расположена композиция «Благословение старцев оптинских Льва и Макария их ученику прп. Амвросию»: святые изображены на фоне Иоанно-Предтеченского скита, Л. благословляет прп. Амвросия, в левой руке держит трость, за его спиной стоит прп. Макарий. Этот сюжет входит также в состав клейм житийных циклов прп. Амвросия (житийная икона-складень 1988-1989 гг. письма И. В. Ватагиной, братская трапезная Оптиной пуст.; житийная икона над ракой прп. Амвросия 90-х гг. XX в. работы мон. Евграфа (Николаева), Введенский собор мон-ря). Во Введенском соборе в алтаре придела во имя прп. Амвросия находится поясное изображение Л. (2010, игум. Филипп (Перцев)). В ц. арх. Михаила в Иоанно-Предтеченском скиту на своде арки между столбами помещено фронтальное поясное изображение Л. (2010, А. А. Патраков). В полный рост прямолично вместе с др. преподобными старцами Оптиной пуст. Л. изображен на зап. стене сводов св. ворот Оптиной пуст. (2002-2005, техника альсекко, художники И. Ю. и Н. В. Самолыго) и на сев. стене сводов св. ворот скита во имя св. Иоанна Предтечи Оптиной пуст. (2001, Ю. Н. Захаров).

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Воспоминания о. Василия Шустина приводятся в том виде, в каком они сохранились в частном архиве И.М. и С.Ю. Концевичей. Хотя в этих воспоминаниях и встречаются некоторые неточности (см. о них в примечаниях), они по-прежнему сохраняют для нас ценность живого слова современника великого Старца, очевидца событий последних лет его жизни. 476  По другим источникам, эпизод этот отнесён к посещению о. Варсонофием (тогда – П.И. Плиханковым) Андреевского собора в Кронштадте. 478  Вероятно, здесь неточность. П.И. Плиханков прибыл в Оптину Пустынь 21 декабря 1891 г., под Рождество Христово, а старец Амвросий отошёл ко Господу 10 октября. 479  Главный храм обители – собор в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Захоронения старцев находятся за алтарём его придела в честь святителя Николая Чудотворца. 481  Преподобный Оптинский старец, иеросхимонах Анатолий (Потапов: 1855–1922). В Оптиной Пустыни с 1885 г. Исполнял послушание келейника преп. Амвросия, затем – преп. Иосифа: уже в то время многие обращались к нему за советом. С начала 1900-х годов начал старчествовать, окормлял преимущественно народ. Имел необыкновенно доброе милующее сердце, его так и называли «утешителем». Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 483  Преподобный Оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов ; 1853–1928). В Оптиной Пустыни с 1873 г. Прожил 25 лет в келье при скитском храме, в полузатворе, занимаясь молитвой, чтением духовных книг, научной и художественной литературы. В 1912 г. избран Старцем. После закрытия Оптиной жил в с. Холмищи Брянской области, где и преставился. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нём см.: Житие Оптинского старца Нектария. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1996. 486  Один из главных бунтовщиков против архимандрита Ксенофонта. Оба монаха, и Патрикий, и Георгий, ничего общего с оптинским духом не имеют, люди немирные, хитрые и плотские. – Примечание С.А. Нилуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Воспоминания о. Василия Шустина приводятся в том виде, в каком они сохранились в частном архиве И. М. и Е. Ю. Концевичей. Хотя в этих воспоминаниях и встречаются некоторые неточности (см. о них в примечаниях), они по-прежнему сохраняют для нас ценность живого слова современника великого Старца, очевидца событий последних лет его жизни. 476 По другим источникам, эпизод этот отнесен к посещению о. Варсонофием (тогда – П. И. Плиханковым) Андреевского собора в Кронштадте. 478 Вероятно, здесь неточность. П. И. Плиханков прибыл в Оптину Пустынь 24 декабря 1891 г., под Рождество Христово, а старец Амвросий отошел ко Господу 10 октября. 479 Главный храм обители – собор в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Захоронения старцев находятся за алтарем его придела в честь святителя Николая Чудотворца. 481 Преподобный Оптинский старец, иеросхимонах Анатолий (Потапов, 1850–1922). В Оптиной Пустыни с 1885 г. Исполнял послушание келейника преп. Амвросия, затем – преп. Иосифа; уже в то время многие обращались к нему за советом. С начала 1900-х гг. начал старчествовать, окормлял преимущественно народ. Имел необыкновенно доброе милующее сердце, его так и называли «утешителем». Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нем см.: «Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова)». Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 483 Преподобный Оптинский старец, иеросхимонах Нектарий (Тихонов ; 1853–1928). В Оптиной Пустыни с 1873 г. Прожил 25 лет в келлии при скитском храме, в полузатворе, занимаясь молитвой, чтением духовных книг, научной и художественной литературы. В 1912 г. избран Старцем. После закрытия Оптиной жил в с. Холмищи Брянской области, где и преставился. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г., всероссийских – в 2000 г. О нем см.: «Житие Оптинского старца Нектария». Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996. 486 Один им главных бунтовщиков против архимандрита Ксенофонта. Оба монаха, и Патрикий, и Георгий, ничего общего с оптинским духом не имеют, люди немирные, хитрые и плотские. – Примеч. С. А. Нилуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Православный фестиваль «Единство» на Кипре Кипр, 27 июня 2006 г . На Кипре продолжаются мероприятия Православного фестиваля «Единство» посвященные 900-летию духовных связей России и Кипра. Фестиваль проводится по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке Кипрской Православной Церкви. В июне прошли «Дни православного кино», организованные Русским Православным Образовательным Центром совместно с Международным Христианским центром «Покров», который предоставил лучшие фильмы Международного фестиваля православного кино для показа в различных коллективах русской общины Кипра. Детской аудитории был представлен анимационный фильм «Князь Владимир». Перед его показом состоялись выступления православных педагога и психолога, посвященные духовной защите ребенка. В день всех святых в Земле Российской просиявших знаменательное событие произошло в старинном кипрском монастыре во имя святого Георгия (Мавровуни), сюда была принесена икона «Собор преподобных старцев Оптиной Пустыни». Эта прекрасная икона была написана на святой Калужской земле по просьбе россиян, проживающих на Кипре, в дар монастырю, по благословению архиепископа Калужского и Боровского Климента. Писали икону в  иконописных мастерских Калужской епархии, а освящена она была в великой Оптиной Пустыни. Несколько дней икона хранилась в алтаре Введенского Собора, где покоятся мощи Амвросия Оптинского. На Кипр икону доставили прихожане храма св. Лазаря из города Людиново Калужской области. Удивительно прекрасной была встреча иконы. Как великую драгоценность россияне бережно несли икону на руках. Из врат монастырской обители навстречу иконе с хоругвями вышли монахи монастыря, предводительствуемые игуменом Симеоном. Икону встречали кипрские братья по вере, настоятель скита во имя преподобного Серафима Саровского архимандрит Амвросий, игуменья монастыря во имя святого Николая в Орунде Иустиния и  сестры монастыря, русские паломники. Под звон колоколов икону внесли в новый храм монастыря, недавно освященный во имя святых старцев Оптиной Пустыни. В храме состоялся молебен. После молебна настоятель монастыря архимандрит Симеон сказал: «С огромной радостью мы приветствуем икону, которую принесли наши братья по вере из России. Этот дар нам особенно драгоценен, ведь икона создана на Калужской земле, освящена в великой Оптиной Пустыне. Низкий поклон иконописцам и всем, кто потрудился чтобы наша давняя мечта о русской иконе в обители св.Георгия  в Мавровуни стала явью. Наша особая благодарность архиепископу Калужскому и Боровскому Клименту, выдающемуся пастырю Русской Православной Церкви, по благословению которого икона была написана. Да пребудет благодать святых преподобных Оптинских Старцев со всеми нами».

http://pravoslavie.ru/17881.html

На Кипр икону доставили прихожане храма святого Лазаря из города Людиново Калужской области. Удивительной была встреча иконы. Как великую драгоценность, россияне бережно несли икону на руках. Из врат монастырской обители навстречу иконе с хоругвями вышли монахи монастыря, предводительствуемые игуменом Симеоном. Икону встречали кипрские насельники, настоятель скита во имя преподобного Серафима Саровского архимандрит Амвросий, игуменья монастыря во имя святого Николая в Орунде Иустиния и сёстры монастыря, а также русские паломники. Под звон колоколов икону внесли в новый храм монастыря, незадолго до этого освящённый во имя святых старцев Оптиной пустыни. В храме состоялся молебен. После молебна настоятель монастыря архимандрит Симеон сказал: «С огромной радостью мы приветствуем икону, которую принесли наши братья по вере из России. Этот дар нам особенно драгоценен, ведь икона создана на калужской земле, освящена в великой Оптиной пустыни. Низкий поклон иконописцам и всем, кто потрудился, чтобы наша давняя мечта о русской иконе в обители святого Георгия в Мавровуни стала явью. Да пребудет благословение святых преподобных Оптинских старцев со всеми нами». Акт дарения иконы «Собор преподобных старцев Оптиной пустыни» стал возможным благодаря стараниям Русского православного образовательного центра, Епархиальной иконописной мастерской г. Калуги, предпринимателя Ю. В. Бункина и при поддержке братии ставропигиального мужского монастыря Введенской Козельской Оптиной пустыни, настоятеля храма святого Лазаря г. Людиново протоиерея Димитрия, Русского общества г. Ларнаки. Русский Лимасол Русская жизнь укоренилась на Кипре не только благодаря красотам острова или его выгодному географическому положению. Главной приманкой стало непонятное поначалу явление «оффшор». Местный путеводитель (естественно, на русском) сообщает, что «оффшору присуща конфиденциальность действительных вкладов владельцев капитала, а также свободное перемещение капитала с валютных банковских счетов на территории Кипра и по всему миру без каких-либо валютных ограничений».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь в г. Малоярославце. Основан в XIV в., в Смутное время находился в запустении, возобновлен в 1659 г. как мужской, в конце XVIII в. был обращен в приходскую церковь, но уже в 1800 г. началось его возрождение. В 1812 г. сильно пострадал во время решающего сражения с Наполеоном. Полностью восстановлен в 1822 г. В 1839 г. построен Свято-Никольский собор, как памятник победы при Малоярославце. В XIX — начале XX вв. в монастыре была поставлена строгая монашеская жизнь. В 1918 г. закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Восстановлены все храмы и монастырские постройки. Святыни . Частица мощей свт. Николая в ковчеге, привезена из г. Бари, стопа прп. Антония, старца Оптинского в ковчеге, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; иконы с мощами святых: прпп. Киево-Печерских, прпп. старцев Оптинских, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, прмц. Елисаветы. Крестный ход 25 октября, в праздник Калужской иконы Божией Матери, установленный в честь заступничества Богородицы в войне 1812 г. Казанский девичий монастырь в г. Калуге. Основан в начале XVII в., имел странноприимный дом, монахини занимались шитьем белья, вязанием, деланием цветов и вышиванием золотом. После революции монастырь был закрыт, но просуществовал под видом трудовой артели до 1922 г., когда проживавшие в нем 118 монахинь и послушниц были репрессированы. Возобновлен в 1992 г. В настоящее время располагается в здании бывшего духовного училища с храмом в честь свт. Гурия Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и епархиальное женское училище с пансионом на 40 человек. С 2000 года монастырь ведет восстановление Спасо-Воротынского монастыря, построенного на месте Великого стояния на Угре (1480 г.). Святыни . Ковчег с мощами свт. Гурия Казанского, крест с частицей Животворящего Креста Господня, мощи мчч. Савваитов в ковчеге, крест-мощевик с мощами прп. Сергия Радонежского, прп. Иосифа Оптинского, прп. Максима Грека, свт. Филарета Московского, свт. Луки Одесского, прп. Нила Столобенского, прп. Зосимы Владимирского, прп. Макария Калязинского, прп. Иова Почаевского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского (мл.), блгв. кн. Петра Муромского, мчч. горы Елеон, мчч. пустыни Хузив; иконы с частицами мощей свв. угодников Божиих прп. Серафима Саровского, прпп. старцев Оптинских, свт. Иоанна Суздальского, свт. Иоанна Тобольского, свт. Игнатия Ростовского, свт. Филарета Московского, свт. Иннокентия Московского. Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери (XVI в.) 21 июля.

http://patriarchia.ru/db/text/1416419.ht...

Было это давно. Больше десяти лет назад. У меня тогда болел раком отец. Он лежал дома, не вставая, но в больницу не хотел. Врачи говорили, что анализы его были несовместимы с жизнью. И к нам приходила каждый день медсестра делать ему уколы. Дома стоял жуткий, непередаваемый запах… Тогда я впервые поехала в Оптину пустынь. Служба закончилась, и я зашла во Введенский храм, купила свечи и поставила одну у иконы Целителя Пантелеимона. Неожиданно ко мне подошел какой-то странный мужчина – бородатый, в телогрейке, высоких сапогах и с «просветленным» взглядом подвижника первых веков христианства. – Тебе нужно взять маслица от этой иконы, – сказал он мне и указал на Пантелеимона. – Пригодится, вот увидишь. И детей своих еще будешь мазать. – Да у меня и мужа-то нет, – возразила я. Но незнакомец уже тянул меня к какому-то монаху за благословением на изъятие масла из Пантелеимоновой лампадки, а потом к свечному ящику – за пузырьком. Чудак чудаком… Но когда я вернулась домой, я рассказала моей маме о странном мужике и пузырьке с маслом от иконы Целителя Пантелеимона. Она капнула немного маслица отцу в рот. «Скажите, а где запах?» – удивленно спросила медсестра, навестившая нас на следующее утро. А еще через какое-то время отец повторно сдал анализы – они были хорошими. Он прожил еще какое-то время… И впервые в жизни исповедовался и причастился. Пройдут годы, я с семьей буду часто ездить в Оптину пустынь и сделаю открытие, которое меня потрясет. Несмотря на то, что я и Оптину очень полюбила, и почитала старцев, и со мной там случались удивительные истории, я никогда не удосуживалась запомнить, когда же дни их памяти.   И буквально недавно я наконец-то поняла, что Собор преподобных старцев Оптинских – 24 октября. Двадцать четвертого октября!!! Это день рождения моего отца. Который, благодаря «оптинскому маслицу», которое меня буквально заставил взять чудаковатый мужик, на время вылечился от рака. Пусть не навсегда, но все же. Благодаря милости Божией и помощи моих любимых оптинских святых. Которые сделали ему такой подарок.

http://pravmir.ru/kak-s-neba-upal-hram/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010