Важная информация об истории Патриархата содержится в османской архивной документации, однако этот блок источников, как и архивы ватиканской Конгрегации пропаганды, курировавшей деятельность католических миссионеров в Сирии, изучены еще далеко не достаточно. Ряд документов из переписки Афанасия Даббаса с Римом и европейскими дипломатами в Стамбуле был опубликован в начале XX в. Антуном Раббатом. Впоследствии к ним обращался митрополит Неофит Эделби, который также использовал в своих изысканиях неизданные исторические записки Германа Фархата (1670–1732 гг.), Маронитского митрополита Халеба, близко знавшего Афанасия В недавней монографии Хасана Чолака рассмотрена переписка Высокой Порты с соперничающими Антиохийскими Патриархами Кириллом аз-За’имом и Афанасием Стоит упомянуть также работы Брюса Мастерса, исследовавшего архивы Халеба XVII–XVIII Отдельные штрихи к теме позволяют добавить колофоны рукописей, генеалогические предания арабов-христиан (см. приложение 1), русские архивные документы. Все вместе эти материалы представляют новый ракурс антиохийской церковной истории, не только в плане событийного ряда, но и в том, что касается понимания ее движущих сил и социально-политических процессов, происходивших в арабо-христианском мире раннего Нового времени. Особого внимания заслуживает тема «трайбализма» в православной среде, родовой и региональной солидарности, которая в значительной степени определяла ход церковной истории, но при этом фактически игнорировалась как авторами источников того времени, так и позднейшими исследователями.   Операция «преемник» Для ближневосточных христиан, живших под мусульманским владычеством, были характерны сильное родовое сознание и земляческая взаимоподдержка, названные некоторыми авторами «ре-трайбализацией». С первых веков халифата складывались квази-аристократические династии христианских управленцев и придворных врачей, представители которых нередко «перетекали» на высшие уровни церковной иерархии. Процесс сращивания светской и церковной элит шел и в государствах византийского культурного круга – таких примеров немало в средневековой Сербии или Грузии.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346329/

Тов.7:11 я отдавал свою дочь семи мужам, и, когда они входили к ней, в ту же ночь умирали. Но ты ныне будь весел! И сказал Товия: я ничего не буду здесь есть до тех пор, пока не сговоритесь и не условитесь со мною. Рагуил сказал: возьми ее теперь же по праву; ты брат ее, и она твоя. Милосердый Бог да устроит вас наилучшим образом! Тов.7:12 И призвал Сарру, дочь свою, и, взяв руку ее, отдал ее Товии в жену и сказал: вот, по закону Моисееву, возьми ее и веди к отцу твоему. И благословил их. Тов.7:13 И призвал Едну, жену свою, и, взяв свиток, написал договор и запечатал. Тов.7:14 И начали есть. Тов.7:15 И призвал Рагуил Едну, жену свою, и сказал ей: приготовь, сестра, другую спальню и введи ее. Тов.7:16 И сделала, как он сказал; и ввела ее туда, и заплакала, и приняла взаимно слезы дочери своей, и сказала ей: Тов.7:17 успокойся, дочь; Господь неба и земли даст тебе радость вместо печали твоей. Успокойся, дочь моя! 10–17 . Подобные же черты устойчивости и сходства с седой библейской древностью представляет, в частности, обрядовая сторона бракосочетания Товии. Сюда относятся: согласие родителей или опекунов невесты на ее брак (ст. 10–12, сн. Быт. 24:50–51, 29:19, 27 ) и изречение благословения ими (ст. 12–13, сн. Быт. 24:60 ), приведение новобрачных в свадебный вечер в брачную спальню (ст. 17, сн. Быт. 29:28 ), брачный пир с гостями в течение нескольких дней (VIII:19; IX:1, сн. Быт. 29:22 ; Суд. 14:10, 12 ), назначение половины имущества тестем зятю в приданое за своей дочерью (VIII:21; Х:11, сн. Нав. 15:13 ; 3Цар. 9:16 ) и передача прав на наследование остальной части имущества по смерти тестя и тещи (VIII:21; XIV:13; сн. Чис. 36:8–9 ). Но вместе с тем брак Товии не ограничивается словесным договором или условием (ср. Быт. 34:12–17 ), а сопровождается, по ассиро-вавилонскому обычаю, составлением письменного документа – συγγραφ, Vulg. conscriptio conjngii, ст. 14. Этот документ служил к определению условий совместной жизни лиц брачующихся и их имущественных отношении, частнее – размеров приданного невесты и прав ее и ее мужа на наследство. Документ этот был написан Рагуилом на папирусе ( Βιβλον, charta), причем к нему была приложена печать ( εσφραγσατο, ст. 14). С этого рода брачным документом имеет очевидное сходство позднее, в I веке до Р. X. – при раввине Симоне бен Шетахе, явившийся у евреев обычай брачного контракта – «кетуба», являющегося некоторого рода долговым обязательством и имеющего целью материальное обеспечение жены мужем (см. трактата Мишны – «Кетубот» по переводу Н. Переферковича, «Талмуд…» т. Ill, кн. 5, с. 110–176). Но понятно, что было бы совершенным произволом относить – ввиду этого обычая – самое происхождение книги Товита к I веку до Р. X., как делает Гретц (проф. Дроздов, с. 537, ср. 509–510).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Почившие клирики г. Москвы: Почившие насельники монастырей: Почившие насельницы монастырей: Ввиду того, что многие из клириков столицы скончались, а возможности совершения хиротоний сократились, численность московского духовенства впервые за многие годы уменьшилась и составила 1 817 человек, то есть на девять меньше, чем в 2019 году. «Московское духовенство включает 32 архиерея, 1378 священников и 407 диаконов. В 2020 году мною совершены 13 пресвитерских хиротоний и одна диаконская», — сообщил Святейший Патриарх Кирилл (см. списки хиротоний в Приложении I, разделы 4-5). Число ставропигиальных обителей остается неизменным: 15 мужских монастырей и 18 женских, с 1045 насельниками и 1002 насельницами (включая послушников и послушниц). Святейший Владыка также напомнил, что в 2010 году был создан Фонд поддержки строительства храмов города Москвы — в этом году исполнилось 10 лет реализации программы строительства новых храмов в столице. За это время возведены и уже действуют 63 храма. В 10 храмах завершены общестроительные работы, строятся 35 храмов. На стадии разработки проектной документации находятся более 50 храмов (см. подробные списки по этой программе в Приложении 1, разделы 8-9). За активное содействие в осуществлении данной программы Предстоятель поблагодарил мэра Сергея Собянина, с которым «как правящий архиерей Москвы имел возможность неоднократно встречаться и созваниваться на протяжении всего года». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/5739962.ht...

Историческая архивная справка церкви, существовавшей до революции на сайте Церкови в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» http://www.umilenienn.ru/history-information Архивная справка     В документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории, в клировой ведомости церкви Преподобного Сергия при Молитовской льнопрядильной фабрике в сельце Молитовке Балахнинского уезда значится: церковь построена в 1905 г. на средства Товарищества Нижегородской льнопрядильной мануфактуры, находилась в каменном здании общежития рабочих фабрики, колокольня деревян­ная. Престол в ней один, в честь Преподобного Сергия, Игумена, Радонежского Чу­дотворца. По штату положены 2 священника, диакон, 2 псаломщика. Усадебной земли, церковных домов не имеет.    В церкви служили священники Никольский Иоанн Николаевич, Любимский Иоанн Иоаннович, Лотоцкий Прокопий Иванович, диакон Архангельский Алек­сандр Николаевич.    В документах архивного фонда Нижегородского губисполкома за 1921 г. име­ется сообщение отдела юстиции в фабричный комитет Молитовской льнопрядиль­ной фабрики о закрытии церкви при фабричной казарме.Основание: ф. 570, он. 559, д. 95, 191 1 г., лл. 87-92; д. 103, 1916 г., л. 180. Основание: ф. 56. on. 1, д. 507, лл. 56, 60.    В документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории за 1921  г. имеются сведения о строительстве в с. Молитовке храма на средства церков­ной общины. Церковное имущество закрытой Сергиевской церкви было использо­вано в строящемся храме.    В документах архивного фонда Нижегородского епархиального совета за 1922  г. церковь в с. Молитовка именуется Покровской. Основание: ф. 570, оп. 4, д. 1574, л. 40; ф. 1016, on. 1, д. 68, лл. 1,2.    В документах архивного фонда Нижегородского губинженера имеются обме­рочные чертежи Покровской церкви в с. Молитовка (см. приложение ). Основание: ф. 1 679, оп. 2, д. 651.    В документах архивного фонда Нижегородского крайисполкома за 1929 г. имеются сведения о расторжении администрацией г. Канавино договора с общиной 1 кжровской церкви в нос. Молитовка, закрытии церкви и дальнейшем использова­нии здания под детские ясли.

http://sobory.ru/article/?object=16056

объединения кооперативов; торгово-промышленные палаты; товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья; адвокатские палаты; адвокатские образования; нотариальные палаты. Условия и порядок проведения конкурса, в том числе требования к заявке на участие в конкурсе, определяются положением о конкурсе, которое утверждается Фондом президентских грантов и размещается на официальном сайте Фонда президентских грантов в информационно-телекоммуникационной сети " Интернет " (далее - официальный сайт) не позднее дня начала приема заявок на участие в соответствующем конкурсе. Положение о конкурсе - в Приложении к данному письму.  Для участия в конкурсе некоммерческая неправительственная организация должна представить в Фонд президентских грантов заявку, подготовленную в соответствии с положением о конкурсе. Заявка представляется в Фонд президентских грантов в форме электронных документов посредством заполнения соответствующих электронных форм, размещенных на официальном сайте . Срок приема заявок на участие в первом конкурсе: дата начала приема заявок - 17 апреля; дата окончания приема заявок - 31 мая. Срок приема заявок на участие во втором конкурсе: дата начала приема заявок - 16 августа; дата окончания приема заявок - 29 сентября. Фонд президентских грантов завершает прием заявок на участие в конкурсе в 23:30 по московскому времени в день окончания приема заявок. Информация и документы, поступившие в Фонд президентских грантов после указанного времени, не учитываются и не рассматриваются, за исключением информации и документов, которые запрошены у организации Фондом президентских грантов. Официальный сайт Фонда президентских грантов http://президентскиегранты.рф/ E-mail: office@pgrants.ru Адрес: 121099, Москва, ул. Композиторская, 25/5, строение 1. Тел. (495) 419-17-77 Подробную информацию см. здесь . Поделиться Разделы Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии

http://mitropolia.spb.ru/docs/startoval-...

5 Там же. — С. 11. 6 Проф. Т. Събев . Църковно календарният въпрос. Синодално издателство. — София, 1968. — С 66. 7 Приложение 1-е к журналу заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском астрономическом обществе 3 мая 1899 г. — С. 3—4; ср.: Буткевич А.В., Зеликсон М.С . Цит. соч. — С. 12—13. 8 Приложение 6-е к журналу заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря 22 ноября 1899 г — С. 51 9 Заявление было принято собором 4 декабря 1963 г. См. Das Zweite Vatikanische Konzil. — Herder, 1966. — Teil I — S. 106—109. 10 Учение Православной Церкви о Священном Предании и отношение ее к новому стилю (составлено афонскими ревнителями православного благочестия). — Изд. восстановленной Почаевской типографии преп. Иова во Владимировой, 1934. — С. 29. — П. 89 11 Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1864, январь. — Отд. 6-е. — С. 18. 12 Постановления Комиссии по вопросу о реформе календаря в России. — Русское астрономическое общество. СПб., 1900. — С. 6. 13 Особое мнение члена Комиссии В. В. Болотова см. Журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря, 21 февраля 1900 г. -С. 33—34. 14 Деяния совещания... — Т. 1. — С. 427; ср.: т. 2. — С. 314. 15 Деяния совещания... — Т 1. — С 428—429, Об ответе Патриарха Тихона на грамоту Константинопольского Патриарха Григория см. там же, т. 2. — С. 315 16 «Не сержусь я, когда среди блеска Несколько пятен мелькнут» (Гораций, «Наука поэзии») 17 «Не трогать того, что покоится», т.е. не нарушать существующих традиций в той или иной области. — Сост . 18 Болотов В.В . Лекция по истории Древней Церкви. — СПб., 1910. — Т. 2. — С. 436. 19 Из послания имп. Константина из Никеи епископам, не присутствовавшим на Соборе. См.: Евсевий . Жизнь Константина, 3, 18; Сократ . Церковная история, 1,9; Феодорит . Церковная история, 1, 10. Ср.: Деяния Вселенских Соборов, изд. в русск. переводе при Казанской духовной академии. — Изд. 2-е. Казань, 1887. — Т. 1 — С. 76, документ 15-й. 20 Из соборного послания к Церкви Александрийской. См.: Сократ . Церковная история, 9; Феодорит . Церковная история, 1, 9. Ср.: Деяния Вселенских Соборов... — Т. 1. — С. 79, документ 16-й.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3587...

Главным украшением храма является иконостас белого мрамора с темной бронзой, иконы для которого были написаны, как сказано выше, В. П. Верещагиным. Большие панно на каждой из четырёх стен (это не фрески, а живопись по холсту, прикреплённому затем к стене) отражают основные эпизоды из жизни Магдалины. Обозревая живопись по часовой стрелке, увидим на южной стене «Исцеление Магдалины Спасителем», на западной – «Магдалина у Креста Господня», на северной – «Явление Магдалине воскресшего Христа», на восточной, над алтарём, – «Проповедь Магдалины перед императором Тиберием». Эта живописная программа, работы петербургского художника С. Иванова, также была предложена архимандритом Антонином (документ 161). Для установки иконостаса и развешивания икон в храме в Иерусалим был направлен художник-реставратор академик П. К. Соколов. Он же лично размещал прибывшие в рулонах из Петербурга четыре вышеназванных огромных холста (см. его письмо М. П. Степанову от 8 июня 1888 г. – документ 168). Тогда же, в июне 1888 г., Антонин направил в Петербург своеобразный меморандум о превращении церкви Марии Магдалины и всего прилегающего участка в мемориал императрицы Марии Александровны (документ 170). Храм был построен за три года. В целом сооружение обошлось не в 100 000 руб., как предполагалось, а в сумму, ровно в два раза большую: 200 333 руб. (отчёт М. П. Степанова, документ 173). Интересны списки жертвователей и лиц, принимавших участие в изготовлении убранства церкви (там же, приложения 1–2). Для участия в торжественном освящении, состоявшемся в праздник Покрова Божией Матери 1 октября 1888 г., в Иерусалим прибыли великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Фёдоровной и братом Павлом Александровичем (см. выше документ 38). ... Странным образом сбываются мечты и желания человека. Говорят, Елизавета Фёдоровна при посещении церкви в Гефсимании в 1888 году была восхищена красотой этого благодатного русского уголка на склоне Елеона и сказала: «Как бы хорошо жить и умереть здесь». По бокам от иконостаса находятся теперь мраморные раки с мощами великой княгини Елизаветы Фёдоровны (справа) и инокини Варвары, добровольно принявшей мученическую смерть вместе с великой княгиней в алапаевской шахте 18 июля 1918 г. (слева).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отдел. II стол. Д. 2423. Л. 40; Чин избрания и рукоположения архиерейского. СПб., Синодальная типография. 1910. Л. 19. 984 Присяга была утверждена на заседании Временного правительства 7 марта 1917 г. Через день, 9 марта, определением Синода она была объявлена по духовному ведомству «для исполнения», о чем по всем епархиям были разосланы соответствующие указы (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 53; Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. V стол. Д. 12. Л. 5253). Священно- и церковнослужители РПЦ присягали по нижеприводимой форме клятвенного обещания. При этом духовенством в обязательном порядке подписывались так называемые присяжные листы, которые направлялись в духовные консистории (см., например: РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10115. Л. 1; Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. 14. Офиц. отдел. С. 352353). 985 Данная форма клятвенного обещания была приспособлена для всех религиозных течений: для лютеран и иудеев из заключительной фразы были отменены слова «осеняю себя крестным знамением»; для магометан вместо последних слов была фраза: «заключаю сию мою клятву целованием преславного Корана и нижеподписуюсь» и т. д. Для военных чинов слово «гражданин» заменялось на соответствующий аналог, например: «Клянусь честью офицера (солдата)» (ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1425. Л. 115; Оп. 1. Д. 6. Л. 15об.16). Текст предыдущей всенародной присяги на верность подданства императору ,см. в Приложении I к сему документу. 986 В данном месте для разных категорий граждан допускалась вставка слов: «...честью офицера (солдата), (священнослужителя) и гражданина...» (ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 6. Л. 15об.16; РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10115. Л. 1). 988 Для военнослужащих в данном месте добавлялось: «...храбрым офицером (солдатом) и гражданином...» (ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 6. Л. 15об.16). 989 По российскому законодательству, вступление императора на престол считалось со дня кончи ны его предшественника. Соответственно, воцарение Николая II состоялось 7(20) октября 1894 г. К присяге на верность подданства императору приводились все лица мужского пола, начиная с 12-летнего возраста, «всякого чина и звания» (Свод законов Российской империи. Т. I. Ч. 1. Гл. 4. Ст. 5356. СПб., Изд. Вестник Знания. 1912. С. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вышеупомянутые особенности языка Паралипоменон, вполне тождественны с языком книги Ездры (см. 238 стр.) и указывающие на личность и эпоху Ездры, доказывают и с этой стороны подлинность книги Ездры. С другой стороны, при указанных немалочисленных положительных доказательствах, едва ли можем считать очень веским высказываемое в новой критической литературе основание позднейшего, в эпоху Александра Македонского, происхождение книги Ездры: наименование „царь Персидский” в приложении к персидскому царю (1:1. 2. 8; 4:24), так как название „царь Персидский” встречается в записи самого Ездры (7:1; 9:9), признаваемой и критиками подлинною, и в древних персидских памятниках. Исторический характер книги Ездры, как не заключающей в себе чудесных повествований, мало подвергался сомнениям. Не перечисляя их 4 , укажем положительные доказательства историчности книги. Пророки Аггей, Захария и Малахия подтверждают многие события и действия лиц, описываемых в книге Ездры. Так, Аггей упоминает о построении храма, начинавшемся и прерывавшемся при нем неоднократно, и об участии в этом современных ему правителей иудейских: князя Зоровавеля и первосвященника Иисуса ( Аг. 1:1–15; 2:1–4. 21–23 ). Пр. Захария также упоминает о построении храма и об участии в этом первосвященника Иисуса (3, 6:11) и Зоровавеля (4:6–10). Время деятельности этих пророков и современных им иудейских правителей и духовное состояние Евреев вполне соответствует параллельному повествованию о тех же лицах и событиях книги Ездры (3:8–13; 5:1–6). Пророк Малахия упоминает, из того же периода иудейской истории, о браках Иудеев с иноплеменницами и своевольном расторжении браков законных, о чем горько плакал Ездра ( Мал. 2:11–16 ср. Ездры 9–-10 гл.). Иисус сын Сирахов упоминает о Зоровавеле и Иисусе, как строителях храма Господня (Прем. Сир. 49:13–14 ). Достоверность книги видна из ее документального характера. Так, в ней излагаются события, можно сказать, „числом и весом”. Напр., перечисляются храмовые сосуды, „число и вес их” при передаче их из персидских казнохранилищ Зоровавелю (1:8–11), исчисляются пожертвования иудейского народа на дом Божий (2:68–-69), число жертвенных животных, принесенных Иудеями (6:17; 8:35), вес серебра, хлеба, масла и соли для жертв, в каком должно отпускать деньги и продукты персидское правительство (7, 22), число и вес пожертвований Артаксеркса храму (8:25–28, 33–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Наиболее полным и информационно содержательным документом всего раздела является Отчёт по ревизии состояния миссии, проводившейся в Иерусалиме в самый канун Первой мировой войны помощником управляющего контролем при Святейшем Синоде М. В. Дьяконовым (документ 73). Отчёт содержит обобщающие данные о штатах, ресурсах, храмах и недвижимостях миссии за всё время её существования в 1847–1914 годах. Наиболее важны данные за период управления миссией архимандрита Леонида (1903–1914). В приложении даны списки объектов недвижимости, принадлежащих Русской духовной миссии, по четырём категориям: 1. участки, вошедшие в 1889 году в вакуф архимандрита Антонина (6 объектов); 2. участки, купленные Антонином, но не вошедшие в его вакуф (8 объектов); 3. участки, приобретённые архимандритом Леонидом (16 объектов), и 4. вакуфы монахини Евпраксии (М. В. Миловидовой) и И. Г. Силаевой. В целом состав владений Русской духовной миссии включал, по данным на август 1914 года, 32 участка, 6 храмов, 2 монастыря (Горненский и Елеонский), 11 подворий и несколько молитвенных домов. Кроме того, в управлении Миссии находилась восстановленная русскими афонскими иноками лавра преподобного Харитона в Айн-Фаре (см. раздел 4 настоящего тома). Учреждение и первый период деятельности РДМ под начальством архимандрита Порфирия (1842–1855 гг.) 1. Всеподданнейший доклад вице-канцлера графа К. В. Нессельроде об отправлении духовного лица в Иерусалим Александрия, близ Петергофа, 13 июня 1842 г. Копия. На подлинном собственною его императорского величества рукою написано: «Быть по сему». Положение Православной Церкви в Палестине постоянно обращает на себя благочестивое внимание Государя Императора. По воле Его Величества, Министерство Иностранных Дел и Миссия в Константинополе прилагают всевозможные старания для доставления греческому духовенству законной защиты и для охранения принадлежащих оному прав. Настояниями нашими оно ограждено до некоторой степени от своевольных и притеснительных распоряжений местных властей. Учреждение же в последнее время особого иерусалимского начальника и изданный по сему случаю султаном Абдул-Меджидом фирман признаны были мерами, по обстоятельствам благоприятными для святых мест в Палестине. Но, к сожалению, бедствия Православной Церкви происходят не от одного лишь мусульманского владычества, они имеют также причиною: 1) стремление католиков и протестантских миссионеров к распространению своих вероисповеданий; 2) недостаточность нравственных и материальных средств греческого духовенства для предупреждения пагубного их прозелитизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010