Об этом монаршестве антихристовом и Златоуст вспоминает во втором послании к фессалоникийцам в главе второй в беседе четвертой. Здесь Златоуст антихристово царство сравнивает с царством Мидийским, Вавилонским, Персидским, Македонским, Римским и говорит, что антихристово царство последует Римскому, как Римское Греческому, Греческое Персидскому, Персидское Ассирийскому. Потому что эти царства были монархиями; ясно, что и антихристово царство будет монархией и никем не будет свергнуто, только одним Христом на суде грядущем. Согласно с этим говорит и Кирилл святой в поучении 15 о том, что антихрист станет владеть Римской монархией. Эту свою мысль он подтверждает теми же вышеприведенными словами из главы 17 апокалипсиса: «И десять рогов, которые видел, есть десять царей, они, имея свою волю и силу и власть, отдадут их зверю». В–четвертых, следует знать, что антихрист с бесчисленным своим воинством будет подвергать гонениям всех христиан во всей вселенной. Это война Гога и Магога. Об этом написано у Иоанна святого в главе 20 апокалипсиса: «И когда окончится тысяча лет и выйдет сатана из темницы своей, выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на войну. Их же число – как песок морской. И выйдут они на широту земли и окружат стан святых и город возлюбленный. И ниспадет огонь от Бога с небес и пожрет их. И дьявол их льстивый будет ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». Этими словами описывается последнее гонение антихриста на христиан и кончина его погибельная. По широте и разнообразию интересов, масштабу деятельности и следам, оставленным в русской культуре XVIIXVIII вв., Стефан Яворский – одна из интереснейших личностей. Поэт, пишущий стихи на латинском, русском, украинском и польском языках и увенчанный за них званием «лавроносного поэта»; оратор, философ, ученый–богослов, крупный церковно–политический деятель, преподаватель Киево–Могилянского коллегиума и Славяно–греко–латинской академии, реформатор учебного процесса в них, один из первых организаторов «школьного театра», яростный борец с протестантством и расколом. После смерти Стефан Яворский усилиями своих противников был превращен в реакционера и «паписта». В XIXXX вв. он был известен в церковных кругах, а его вклад в развитие русской литературы, философии, логики, психологии до недавнего времени оценивался отрицательно. (Лишь несколько упоминаний о нем как главе «реакционных иерархов», противнике Феофана Прокоповича дается в кн.: Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. М., 1946. С. 57–58; такими же характеристиками наделили его и советские историки философии в 50–х годах. См.: История философии: В 4 т. М., 1957. Т. 1. С. 471, 480.)

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Родион (Ларионов), иеродиак. Славяно-греко-латинская академия в истории высшего образования России с 1700 по 1775 год: Дисс. ... канд. богосл. СП, 2009. 183 с. Родион (Ларионов), иеродиак. Материальная база Славяно-греко-латинской академии в первой половине XVIII века как важный фактор развития высшего образования в России//БВ 11–12. 2010. с. 178–222. Родион (Ларионов), иеродиак. История славяно-Греко-латинской академии в XVIII в.//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 1. 2010. с. 57–80. Смирнов С. К. История Троицкой Лаврской семинарии, М., 1867. Смирнов С. К. История Московской Славяно-Греко-латинской Академии, М., 1885 (М. 1 1855). Фонкич Б. Л. К организации славяно-Греко-латинского училища в московской Бронной слободе в конце 60-х гг. XVII в.//Очерки феодальной России. Вып. II. м., 1998. С. 187–225. Фонкич Б. Л. Греко-славянская школа на Московском печатном дворе в 80-х гг. XVII в. (Типографская школа)//Очерки феодальной России. Вып. III. М., 1999. С. 149–246. Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке, м.: «Языки славянских культур», 2009. 296 с. Шабатин И. Η., проф. предыстория Московской Духовной Академии (до 1814 г.)//Московская Духовная Академия: сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Труд профессорско-преподавательского состава МДАиС). Т. 1. Б. М., 1964. 390 с. (Машинопись), с. 1–63. Экономцев И. Н. Основание Славяно-Греко-латинской Академии (к 300-летию Московской Духовной Академии)//жмп 1985. 2. С. 67–78. Экономцев И. Н. Предыстория создания Московской Академии и ее первоначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов//БТ. Юбилейный сборник 1986. с. 41–72. Яламас Д. А. Филологическая деятельность братьев Лихудов в России. Дисс. канд. филол. наук. МГУ им М. В. Ломоносова, М., 1992. Яламас Д. А. Значение деятельности братьев Лихудов в свете греческих, латинских и славянских рукописей и документов из российских и европейских собраний. Дисс. доктора филол. наук/МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 2001. 59 с. Яламас Д. А. рукописные и документальные источники о жизни и деятельности Лихудов/Отв. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

363. Рамазанова Д.Н. Библиотека Славяно-греко-латинской академии в конце XVII в.//Книга и мировая цивилизация: материалы XI международной научной конференции по проблемам книговедения. Москва. 20–21 апр. 2004г. Т. 2. М., 2004. С. 82–85. 364. Рамазанова Д.Н. Новый греческий список «Риторика» Софрония Лихуда (предварительные замечания)//Монфокон. Исследования по палеографии, кодикологии и дипломатике. 1. М., СПб., 2007. С. 200–205. 365. Рамазанова Д.Н. Ученики Иоанникия и Софрония Лихудов в Славяно-греко-латинской академии//Историография и источниковедение, история России X–XX веков/Сб. ст. М., 2008. С. 353–364. 366. Рамазанова Д.Н. Становление системы преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии//Лихудовские чтения: материалы науч. конф. «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24–26 мая 2004г./отв. ред. В.Л. Янин, Б.Л. Фонкич . Великий Новгород, 2009. С. 15–20. 367. Рогов А.И. Новые данные о составе учеников Славяно-греко-латинской академии//ИСССР. 1959. С. 140–147. 368. Рогов А.И. Школа и просвещение//Очерки русской культуры XVII века. Ч. 2: духовная культура/под ред. А.      В. Арциховского. М., 1979. С. 142–154. 369. Родион (Ларионов), иеродиак. Славяно-греко-латинская академия в истории высшего образования России с 1700 по 1775 год: Дисс. ... канд. богосл. СП, 2009. 183 с. 370. Розанов Η.П. Материалы с выписями по истории Московской духовной академии и дополнениями к спискам студентов МДА [не ранее 1894г.] (НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 522. Ед. хр. 6). 15 л. 371. Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России вв. Т. 1. СПб., 1912. IX, 679, 48 с. 372. Ромашков Д. , свящ. Ученик об учителе: (По поводу предстоящего празднования столетнего юбилея Московской духовной академии). Харьков: Епарх. тип., 1914. 15 с. – Оттиск из: Вера и разум: журнал. 1914. 373. Ружицкий К., протоиер. Тематика кандидатских работ студентов Московской духовной академии//ЖМП I960. С. 41–46. 374. Рулякова Д.Н. Ученическое сообщество Славяно-греко-латинской академии (1685–1694)//Историческая Антропология: место в системе социальных наук, источников и методы интерпретации: тезисы докладов и сообщения научной конференции. Москва. 4–6 февраля 1998 г. М., 1998. С. 193–194.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Григорьева И. Л., Салопиков Я. В. Новгородская школа братьев Лихудов как восточнославянская академия//Лихудовские чтения: Материалы научной конференции «Первые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 11–14 мая 1998 г./Отв. ред. в. л. Янин и Б. Л. Фонкич . Великий Новгород, 2001. с. 77–94. Григорьева И. Л., Мельников Д. В. к вопросу о византийской традиции в богословии братьев Лихудов//Лихудовские чтения: материалы науч. конф. «Вторые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 24–26 мая 2004 г./отв. ред. В. Л. Янин, Б. Л. Фонкич . Великий Новгород, 2009. с. 21–29. Забелин И. Е. Первое водворение в Москве греко-латинской и общей европейской науки//ЧОИДР. 1886. Кн. IV. с. 1–24. Каптерев Н. Ф. о Греко-латинских школах в Москве в XVII веке до открытия Славяно-Греко-латинской Академии: [Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной Академии 1 октября 1889 года экстраординарным профессором н. Каптеревым ]//ПрибТСО 44. 1889. Кн. 4. с. 588–679 (1-я пагин.). Кириллин В. М. Русская образованность в X–XVII вв.//МДА 325 лет. т. 1. Кн. 1. 2010. с. 13–44. Кузнецов В. И. У истоков создания славяно-Греко-латинской академии//МДА 325 лет. Т. 1. Кн. 1. 2010. с. 45–56. Лукичев М. П. К истории русского просвящения конца XVII в. (итальянская школа братьев Лихудов)//Памятники культуры. Новые открытия 1993. м., 1994. с. 15–19. Миркович Г. О школах и просвещении в патриарший период//ЖМНП 198.1878. с. 1–62. О Лихудах и созданных ими учебных заведениях в Москве и Новгороде (с. 39–62). Панибратцев А. В. Философия в Московской Славяно-Греко-латинской академии (первая четверть XVIII века), М.: Институт философии РАН, 1997. 153 с. (По теме монографии защищена диссертация: Философские курсы в Московской Славяно-греко-латинской академии. м., 1989). Панибратцев А. В. просвещение разума. Становление академической науки в России. СПб., 2002. 624 с. О деятельности Лихудов (с. 29, 218–219, 222–227 и др.). Первушин М. В. Митрополит Платон (Левшин) и Спасские школы//МДА 325 лет. Т. 1. Кн. 1. 2010. с. 81–92. Рамазанова Д. Н. Братья Лихуды и начальный этап истории Славяно-греко-латинской академии: Дисс. канд. истор. наук, М., 2003. 327 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / установи Академия с большой буквы. Интервью с ректором Московской духовной академии архиепископом Верейским Евгением для друку 8 жовтня 2010 р. 17:32 14 октября 2010 года Московская духовная академия и семинария отмечает 325-летний юбилей. В преддверии праздника ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений   дал интервью сайту «Татьянин день» , рассказав о юбилее, участии Церкви в Болонском процессе и о том, как изменились студенты аакадемии за последние 30 лет. — Ваше Высокопреосвященство, в 1864 году митрополит Филарет (Дроздов) произнес речь в связи с 50-летием Московской духовной академии. А 14 октября 2010 года будет отмечаться 325-летний юбилей академии. Как так получается, ведь даты не сходятся? — Мы говорим о том, что сейчас будем отмечать 325 лет со дня создания Славяно-греко-латинской академии, родоначальницы Московской духовной академии. Конечно, если быть предельно пунктуальным относительно названий, отмечать 325 лет со дня основания Славяно-греко-латинской академии сегодня невозможно, потому что этого учебного заведения сейчас не существует. Но все-таки в исторической перспективе Славяно-греко-латинская и Московская духовная академии — единое целое. МДА вышла из Славяно-греко-латинской академии и продолжает заложенные в ней традиции. С созданием Славяно-греко-латинской академии в принципе началась история высшей школы в Москве, потому что в XVII веке академия давала высшее образование, а разделения образования на духовное и светское не было. Оно произошло потом, когда был открыт Московский университет, ныне вступивший в свое шестое пятидесятилетие. И все равно полного разделения не было: многие профессора совмещали преподавание в академии и университете, например, В.О. Ключевский.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1293719...

Столетний юбилей Ломоносова увенчан был, наконец, не только словом, но и делом. Кроме речей, стихов, статей, целых книг и разных празднований, посвященных имени Ломоносова, память его была почтена еще учреждением премий и стипендий. Так, учреждены премии при Императорской академии наук, стипендии – в московском университете, в архангельской и киевской гимназиях. Не была забыта, да и не могла быть забыта при сем московская духовная академия, ставшая преемницей той старинной славяно-греко-латинской академии, в которой Ломоносов провел целых пять лет своей школьной жизни. На собранныя по открытой с Высочайшего разрешения всенародной подписке деньги учреждены в 1869 г. две стипендии: одна в московском университете, другая – в московской духовной академии. Я потому собственно упоминаю об учреждении у нас стипендии в память пятилетнего пребывания Ломоносова в старинной славяно-греко- латинской академии, что совокупность этих обстоятельств, в связи с исполнившеюся стодвадцатипятилетнею годовщиною великого писателя, определила мне выбор предмета для настоящей беседы с Вами. Мне, как преподавателю истории русской литературы, казалось благовременным, а как первому по времени ломоносовскому стипендиату и, так сказать, нравственно-обязательным – в очередной академической речи остановиться, предпочтительно пред другими русскими писателями, на Ломоносове, и именно в его отношениях к московской славяно-греко-латинской академии. Целых пять лет (15 янв. 1731 г. – дек. 1735 г. 8 провел Ломоносов в стенах московских «Спасских школ» (как он называл академию). Что же дала ему старинная московская славяно-греко-латинская академия? Что вынес он из пятилетнего пребывания и обучения в ней? Как отразилось влияние воспитавшей его академии на последующей ученой и литературной деятельности Ломоносова? Для решения этих вопросов нам следует войти в подробности о пребывании и обучении Ломоносова в академии и затем коснуться разных сторон его деятельности – как натуралиста, филолога, оратора и поэта.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В Государственном историческом музее пройдет выставка «Врата учености. К 325-летию Славяно-греко-латинской академии» 18 мая 2010 г. 17:35 20 мая 2010 г., в преддверии Дня славянской письменности и культуры, в Государственном историческом музее открывается выставка «Врата учености. К 325-летию Славяно-греко-латинской академии». В экспозиции будут представлены живописные и гравированные портреты основателей Академии, ректоров, преподавателей и учащихся, редкие мемориальные вещи и автографы, учебные пособия, принадлежавшие ее студентам, изображения зданий Заиконоспасского монастыря, на территории которого располагалась Академия, виды Москвы конца XVII-XVIII вв., предметы быта, сообщает сайт Государственного исторического музея . Особое место займут материалы, рассказывающие о знаменитых учениках Академии и их вкладе в русскую культуру: поэте и дипломате князе А.Д. Кантемире, поэте, теоретике литературы и переводчике В.К. Тредиаковском, ученом и поэте М.В. Ломоносове, исследователе Камчатки С.П. Крашенинникове, митрополите Евгении (Болховитинове), архитекторе В.И. Баженове и многих других. Кроме материалов Государственного исторического музея на выставке будут представлены предметы, документы, редкие издания из Российского государственного архива древних актов, Государственного политехнического музея, Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки. В оформлении выставочных залов использован проект реставрации объектов по ул. Никольской, на которой располагалась академия, выполненный «Моспроектом-2» им. М.В. Посохина. Время проведения выставки: 21 мая — 16 августа 2010 г. Справка (по материалам энциклопедии «Кругосвет») Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687-го по 1814 г. Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691). Целью создания Академии С. Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов.

http://patriarchia.ru/db/text/1161643.ht...

А. Голубинский и П. С Делицын 269 . В 1861 г. над этим домом надстроены антресоли. Другой деревянный одноэтажный дом, стоящий на той же академической земле в некотором расстояния позади большего дома, устроен из старой академической больницы в 1835 г. с помещением для двух наставников. Суммы на его перевозку из монастыря и устройство на месте издержано 985 руб. ассигнациями 270 . Открытая вместо старой славяно-греко-латинской Академии новая московская духовная Академия наследовала от старой и финансовые средства, и прежде всего (10 августа 1814 г.) хранившиеся в московском опекунском совете 30,000 руб., составившиеся из остаточных сумм Академии, которые после удвоения в 1807 г. суммы на содержание старой Академии, ежегодно откладывались для приращения процентами 271 . Деньги эти употреблены на приспособление зданий бывшей троицкой Семинарии для потребностей новой Академии, а на причитавшиеся с той суммы проценты взят билет опекунского совета в 2 957 руб. 45 к. асс., который поступил в собственность Академии. Кроме этих 30 000 рублей и процентов с них, в распоряжение Академии поступили принадлежавшие старой Академии, остаточные от сумм, ассигнованных на ее содержание в 1812–1814 годах наличные деньги 5 188 р. 49 к. асс. и пять билетов опекунского совета на сумму 21 457 р. 45 к. асс. положенную на бессрочное время правлением старой Академии, и оставшиеся не израсходованными проценты с сей суммы 1621 р. 45 к. асс. 272 Кроме сего правлению Академии переданы десять билетов опекунского совета на сумму 18 660 руб. 52 к. асс., положенную на вечное время в пользу старой Академии разными благотворителями, а именно: 1) Билет митрополита Платона в 4 000 р. асс. (1142 р. 85 1 / 4 к. сер.) на содержание процентами с оного отличных воспитанников славяно-греко-латинской Академии, под именем Платоников. Дан в 1789 г. 2-го августа. 2) Билет в 1500 р. асс. (428 р. 57 1 / 4 к. сер.), положенный в пользу бедных учеников 31 декабря 1790 г. правлением славяно-греко-латинской Академии. Сумма получена от продажи материалов упраздненной Дмитриевской церкви в Москве. 3) Билет в 1539 р. 80 1 / 2 к. асс. (439 p. 94 1 / 2 к. сер.), поступивший по завещанию коллежской ассессорши Натальи Козминишны Твердышевой в 1795 г. апреля 10, на содержание бедных учеников Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Т.2. Сергиев Посад. 1912, стр. 457. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Москва 1891, стр. 87—88. История патриархов иерусалимских. Кн. 10. Ч.3. Гл. 1. Пар. 9. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Приложение Москва 1891, стр. 69. Архив Юго-Западной России. V, стр. 154. Грамота государю от 2 июня 1702 года. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Приложение Москва 1891, стр. 42. Там же. Приложение 11, стр. 56 См. Об этом подробно проф. К.В.Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 440 Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Приложение Москва 1891, стр. 64. Там же. Приложение 15, стр. 67 Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Москва 1891, стр. 103-104. См. Там же, стр. 108-109 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т.1. СПб. 1868. Приложения, стлб. ССССП Греческие дела 1702 г. Н.Ф.Каптерев. Сношения патриарха Досифея, стр. 172. Проф. В.О.Ключевский. Курс Русской истории. Ч.4. Москва. 1910, стр. 285-292 Проф. В.О.Ключевский. Курс Русской истории. Ч.4. Москва. 1910, стр. 297 У проф. К.В.Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 474 Там же У проф. К.В.Харламповича. Малороссийское влияние, стр. 471-472 Полное собрание Законов Российской Империи, т. 5. СПб. 1830. стр. 468 См. Об этой гимназии у проф. В.О.Ключевского. Курс русской истории, ч. 4, стр. 322-327 Историческое известие о Московской Академии, сочиненное в 1726 году от Справщика Федора Поликарпова, и дополненное Преосвященным Епископом Смоленским Гедеоном Вишневским. Древняя Российская Вивлиофика, ч. 16. Москва 1791, стр. 302-303 С.К.Смирнов. История Славяно-Греко-Латинской Академии, стр. 81-82 Полное Собрание Законов, т. 5. 2978, стр. 189 Полное Собрание Законов, т. 5. 3182, стр. 554 Полное Собрание Законов, т. 5. 2978, стр. 189 Греческие дела 1702 г. Н.Ф.Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством, стр.172 См у С.К.Смирнова. История Славяно-Греко-Латинской Академии, стр. 142-143 С.К.Смирнов. История Славяно-Греко-Латинской Академии. Москва. 1879, стр. 13-22 Проф. А.С.Павлов. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПБ. 1878, стр. 192, 195, 152 Проф. Свящ. П.А.Флоренский. Разум и диалектика. Богословский Вестник. 1914. Т.3, стр.87 Архиепископ Сергий. Православное учение о спасении. Изд. 4. СПБ. 1910, стр. 5-6 Доказательство апостольской проповеди, гл, 99. Слово 38. Творений 4. 3. Изд. 3. Москва. 1889, стр.202-203, 205 Макарий, митрополит Московский. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия, § 98 Ср. Отзыв А.С.Хомякова о трудах митр. Макария в письме к А.Н.Попову от 22 окт. 1848 года: " Макарий провонял схоластикой " . См. Проф. В.З.Завитневич. Алексей Степанович Хомяков. Т.1. Кн.1. Киев, 1902, стр. 973 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/218/...

Фамилию Делицын отец решил дать ему при записи в школу, «обозначая тем самым, что сын был утешением для отца и матери (от лат. deliciae — веселье, отрада, утеха)» . В 1804 г. (в 9 лет) мальчик был принят в Славяно-греко-латинскую академию при ректоре протоиерее Матфее (Платонове), ставшем позднее епископом Нижегородским с именем в монашестве Моисей. Остаётся непонятным, как могло случиться, что девятилетний ребёнок был взят в Славяно-греко-латинскую академию. Дело в том, что в указе Синода сказано, что в это учебное заведение могут быть приняты ученики в возрасте от 13 до 20 лет. Когда в 1737 г. из присланных в академию дворянских детей 73 человека оказались моложе 12 лет, по указу императрицы их отправили обратно, пообещав принять позже, по достижении ими 12 лет . Возможно, в нём увидели большие способности и поэтому решили нарушить общепринятый распорядок. Успехи будущего профессора были так велики, что уже через два года (вместо четырёх положенных) в 1806 г. он был переведён в следующий класс (пиитики), а ещё через год — в класс риторики. Необходимо заметить, что очень редко кто мог освоить какой-либо класс всего за один год, обычно их проходили за несколько лет. Во время обучения в Славяно-греко-латинской академии Пётр с большим увлечением посещал лекции по физике П. И. Страхова в Московском университете. Впоследствии оказалось, что эти занятия очень пригодились Петру Спиридоновичу, поскольку именно ему пришлось преподавать в Московской духовной академии физику (и даже обустроить при Академии физический кабинет). Они живо отложились в его памяти, и он позднее о них неоднократно вспоминал. Добавим к этому ещё тот факт, что в самой Академии занятий по физике не было и, таким образом, именно эти посещения Университета вольнослушателем смогли сформировать в Петре Делицыне тот костяк знаний, который пригодился ему в дальнейшем. В 1814 г. Пётр окончил курс богословских наук в Славяно-греколатинской академии, пройдя всё обучение за 10 лет — необычайно короткий срок, показывающий его незаурядные способности и прилежание, ведь обычно срок обучения составлял от 12–13 до 20 лет .

http://bogoslov.ru/article/6193391

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010