Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Славяно-греко-латинская академия , первое высшее учебное заведение в России , открытое в 1687 году. В 1814 году было преобразовано в Московскую духовную академию Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629 - 1680) и его ученик Сильвестр (Медведев) (1641 - 1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С.Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) – сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов. Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг. В 1682 через два года после смерти Полоцкого, Привилея была, наконец, принята (уже из рук С.Медведева) к утверждению царем Федором Алексеевичем (1676 - 1682). В 1685 идея создания Академии получила благословение патриарха Московского и всея России Иоакима . Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии (в основу ее были положены открытая еще в 1682 типографская и созданная в 1685 Богоявленская школы) стали два известных греческих богослова – братья Лихуды , прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре , они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.

http://drevo-info.ru/articles/75.html

Думаю, что теперь никто уже не в праве, будет укорить за этот случай митрополита Филарета. Думаю и то, что теперь ни один из неправдивых историков уже не в силах будет напускать на пятидесятые годы деятельности архим. Сергия того густого тумана, какой с таким усердием напускается на последние десятилетия его деятельности, превращая историю в мифологию. Да послужит это разъяснение случившегося с студентом Иванцовым исполнением нравственного долга в отношении к Иванцову историку, исполнением долга деятельного противления распространению исторических неправд и откликом на слова глубокочтимого Ив. Серг. Аксакова. Мне очень хочется связать на будущее время с именем Александра Михайловича и другое, вполне справедливое, законное и честное дело, для чтителей истории весьма не безразличное. К своей родовой фамилии A. М-ч присоединил в академии прибавку – Платонов. Эта прибавка дана была ему за два года до окончания учения, при переходе с младшего на старший курс, в 1858 году; в преполовение же полного четырёхмесячного курса эта прибавка давалась и одному студенту каждого предшествующего курса; и я, студент XXI курса, получил её при переходе с младшего курса на старший, в 1856 году. Такую же прибавку надлежало дать в 1860 году одному из лучших студентов XXIII курса, или Воронову Александру Дмитриевичу, впоследствии профессору киевской духовной академии, или Терновскому Филиппу Алексеевичу , впоследствии профессору киевской же духовной академии, a вместе с тем и киевского университета. Ректор Сергий не пожелал сделать это, он уничтожил самую прибавку и на времена последующие, до дня сего. Он совершил деяние противозаконное в точном смысле этого слова, и его деяние должно быть уничтожено на точном основании действующих законов. Объясню дело. Московская духовная академия, открытая вместо старой славяно-греко-латинской академии, наследовала от старой и её финансовые средства, до 80,000 рублей ассигнациями (а на серебро около 23,000 рублей), a в числе их десять билетов опекунского совета на сумму 18,660 рублей (с копейками), положенную на вечное время в пользу старой академии разными благотворителями, a именно: 1) Билет митрополита Платона в 4000 р. асс. на содержание процентами с него отличных воспитанников славяно-греко-латинской академии, под именем Платоников. Дан в 1789 году, 2 августа. 2) Билет в 1500 руб. асс., положенный в пользу бедных учеников 31 декабря 1790 года правлением славяно-греко-латинской академии. 3) Билет в 1539 руб. 80 ½ коп. асс., поступивший по завещанию коллежской ассессорши Натальи Косьминичны Твердышевой в 1795 году апреля 10, на содержание бедных учеников академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Мнози в России прежде тебе быша Великие князи и цари пожиша; Монастыри и иная создаху, И тем те славу си приобретаху. Но не едину той дар Бог подати изволил – мудрость Россам показати. Аще и много тщание, твориша о том, а в деле того не явиша. 26 В другом своем сочинении, направленном против Лихудов, Медведев решительно заявляет, «что Бог наш в Московском нашем государстве не благоволил быти школьному учению» 27 . Если бы в Москве с середины XVII века действительно существовали греко-латинские школы, если бы сам Медведев действительно прошел в Спасском училище курс наук высшей или, в крайнем случае, средней школы, как бы он мог тогда заявлять, что князи и цари, пожившие до Софьи, «аще и много тщание твориша о мудрости, а в деле того не явиша», т.е. школ они не устроили? Каким образом Медведев мог говорить, «что Бог наш в Московском нашем государстве не благоволил быти школьному учению», когда он сам прошел это отрицаемое им «школьное учение»? Ответ на это может быть один: Медведев вовсе не знал о существовании в Москве каких-либо греко-латинских школ и самого себя вовсе не причислял к лицам, прошедшим «школьное учение». Федор Поликарпов, рассказав об учреждении царем Феодором Алексеевичем так называемого Типографского греческого училища, замечает, что царь и патриарх «едва не каждую неделю приходили в типографию и порознь, и вместе, и явно, и тайно, чтобы утешиться новым и неслыханным делом» 28 . Но если в Москве действительно существовали с середины XVII века греко-латинские школы, то каким образом открытие новой Типографской греческой школы могло быть для царя и патриарха «делом новым и неслыханным»? Таким для царя и патриарха это дело (учреждение греческой школы) могло показаться, очевидно, только потому, что Типографская греческая школа действительно была первой греческой школой, открытой в Москве. Таким образом, оказывается, что сами предполагаемые основатели греко-латинских школ в Москве, каковы Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий , предполагаемые ученики этих школ, каков Сильвестр Медведев, и затем другие лица – современники этих школ – все единогласно говорят, что в Москве до восьмидесятых годов XVII столетия никаких греко-латинских школ вовсе не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Но не трудно видеть, что этими словами Неронов имел в виду указать не на школьное учительство Арсения, а на его будто бы инициаторскую роль в церковной реформе Никона. Да и вообще название «учитель» в приложении к Арсению Греку еще не дает права заключать отсюда, чтобы он действительно был у нас основателем и учителем греко-латинской школы. Арсений явился в Москву с официальным титулом «дидаскала» при Иерусалимском патриархе Паисии (с которым он приехал в Москву), и этот титул «учитель» мог потом иногда прилагаться к нему и в Москве, хотя бы он и не был здесь учителем в школе. В доказательство того, что Арсений Грек был в Москве основателем и учителем греко-латинской школы, ссылаются на известное свидетельство иностранца Олеария, который говорит: «В настоящее время к немалому удивлению надо заметить, что по распоряжениям патриарха и великого князя русское юношество начинают обучать греческому и латинскому языкам. Для этого близ патриаршего двора учреждена уже латинская и греческая школа, которою заведывает и управляет один грек по имени Арсений». Но дело в том, что Олеарий в последний раз был в Москве в 1643 году, значит, сам он не видал ни Арсения, ни основанной им школы, а говорит о ней только на основании дошедших до него слухов, которые легко могли возникнуть ввиду того, что Арсений явился в Москву с официальным титулом дидаскала и в Москве оставлен был между прочим и для риторического учения, хотя этим делом ему и не пришлось потом заняться. Во всяком случае, если бы греко-латинская школа Арсения Грека действительно существовала, она необходимо оставила бы по себе какой-либо след и воспоминание, мы знали хотя бы одного ее ученика, так как самая греко-латинская школа в Москве и ее воспитанники, представляя для тогдашнего времени явление новое, небывалое и даже неслыханное у нас, не могли бы укрыться от внимания современников настолько, чтобы об них не дошло до нас никакого современного туземного известия, помимо сомнительного слуха, сообщенного иностранцем Олеарием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

преподавателя не было, «учение опять прекратилось и, к несчастью, надолго» ( Агнцев. 1889. С. 15). 26 сент. 1733 г. по указу имп. Анны Иоанновны «за некие его известные продерзости» Л. был переведен в Вятскую епархию, а архиеп. Алексий (Титов) - в г. Переяславль Рязанский с титулом архиепископа Рязанского и Муромского. Эти перемещения привели к вражде архиереев. В дек. 1733 г. Л. приехал в Хлынов. Сторонник реформ архиеп. Феофана (Прокоповича), владыка был встречен местным духовенством недружелюбно. В управлении епархией Л. проявлял деспотизм в отношении духовенства, находя при этом опору у своих земляков в Синоде. Недруги называли его «поляком», «иконоборцем» и даже «еретиком» ( Гомаюнов. 2005. С. 7). Но историк Вятской епархии XIX в. считал, что Л. «имел превосходные дарования душевные и телесные, ученостию славный муж, нравом прост, совестен, благочестив, нелицеприятен, только чрезмерно горяч и вспыльчив, но ненадолго» ( Платон (Любарский). 1868). Одним из первых начинаний Л. стало устройство духовной школы. Первую попытку создать «епаршую» славяно-рус. школу предпринял еще еп. Алексий (Титов). Но Л. решил создать полноценную славяно-греко-лат. школу, опираясь на опыт малороссийской системы образования. В февр. 1734 г. Л. сделал все необходимые распоряжения для открытия школы ( Гомаюнов. 2005. С. 6-9). Он сам, зная доходы духовенства, назначал сумму т. н. семинарского сбора; в то же время активно производил набор детей для записи в школу, что вызывало негативное отношение к архиерею. «Вси единодушно на мое зло настроены и развращены,- жаловался он в 1734 г. в Синод,- вси не слушают; иные бегают, другие укрываются и неисповедимые пакости мне творят. Хотел я и учения славяно-латинския в епархии Вятской заводить и учителей из Киева двух человек мирских вызвал, но за таким гонением и противностям ждать добраго невозможно» ( Знаменский. 2001. С. 162). В стремлении создать полноценную славяно-греко-лат. школу Л. пытался восполнить нехватку учительских кадров в Хлынове. В 1735 г.

http://pravenc.ru/text/2462465.html

Таким образом, современные записи расходов патриаршего Казенного приказа знают Арсения только как книжного переводчика и справщика, но вовсе не знают его как учителя школы, что, однако, было бы невозможно, если бы Арсений действительно открыл греко-латинскую школу и учительствовал в ней: тогда бы он необходимо получал за свое учительство особую плату и в торжественные дни обязательно являлся бы со своими школярами для поздравлений к патриарху, причем каждый раз получал бы от него особую дачу, которая бы всегда тщательно вносилась в расходные книги патриаршего казенного приказа. Грек иеродиакон Мелетий был у нас учителем пения, и в расходных книгах патриаршего казенного приказа значится: «164 года июня 2-го государева патриарша двора черному диакону Мелетию греченину, что он учит подьяков греческому пению, 5 руб. дано». – «165 года апреля 8-го греческому черному дьякону Мелетию, который учит подьяков греческому пению, в Приказ 5 руб.» – «166 года августа 31-го, по государеву цареву и великаго князя Алексея Михайловича указу и по приказу боярина князя Алексея Никитича Трубецкого, государева жалованья греческого пения мастеру черному дьякону Мелетию в приказ 30 руб.» – «167 года ноября 4-го греческого пения мастеру дьякону Мелетию греку в приказ 20 руб. дано» 12 . За всякую учительскую послугу разных лиц государь или патриарх обыкновенно всегда давали особую плату. «160 года мая 15-го откроено тафты объяринной цвет 5 аршин, а тою тафтою государь царь и великий князь Алексей Михаилович жаловал патриарша певчаго дьяка Федора Константинова, что учил грамоте патриарших татарченков». – «196 года декабря 25-го святейший патриарх в крестовой пожаловал книг печатного двора справщику иеродьякону Кариону, что он домовым меньшим подьяком учил ораций, 2 рубля». То же Карион получает и в 1690 году 13 . Впоследствии, когда у нас действительно открылись школы типографская и славяно-греко-латинская, учителя этих школ в торжественные дни всегда являлись с поздравлениями к патриарху и всегда получали от него известную дачу, что тщательно и вносилось в расходные книги патриаршего казенного приказа 14 . Не только за учительство в школах, но и за всякие случайные мелкие послуги разных лиц патриархи всегда давали особую плату, которая и вносилась в расходные книги патриаршего Казенного приказа. Например: «166 года февраля 27-го Николаевского монастыря, что на Никольской кресце, греческому архимандриту Дионисию да келарю Евсигнею, что они строили кушанье государю патриарху по-гречески, по полтине человеку дано» 15 . При такой точной записи расходов патриаршего Казенного приказа невозможно допустить, чтобы мы не встретили записей о патриарших дачах Арсению Греку как учителю греко-латинской школы, если бы таковая школа действительно существовала и Арсений был в ней учителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Св. Синод постановил содержать лишь 3601 чел. военных и жен их, ради которых только и назначены, якобы, Высочайшим указом синодальные богадельни. И содержать их в 100 наличных богадельнях, на ремонт которых ничего свыше 2000 руб. не тратить 747 . В 1764 г. по Генеральной Ведомости Счетной Экспедиции было на лицо: в Моисеевском женском монастыре 1 игуменья, 59 монахинь и 24 белицы, всего 84 чел., а в богадельнях – отставных и других мужчин 2187, женщин 2016 чел., всех вместе 4287 чел., из которых ежедневно на наличное число выплачивалось игуменье и десяти монахиням и белицам по 2 коп., мужчинам по 1 коп., а женщинам по 1 деньге (по 1/2 коп.). На них вместе с инвалидами выходило в год 73610 руб. 30 1/4 коп. 748 . Раздачей кормовых денег ведал нарочный комиссар, получавший годовое жалованье от доходов с заопределенных вотчин по 15 руб. и 15 четвертей хлеба 749 . В заведывании Коллегии Экономии находились также епархиальные богадельни при архиерейских домах, от которых они и получали жалованье. Так, в Смоленском Госпитале при Смоленском архиерейском доме помещались в 1730 г. 106 чел. на содержании по 1 коп. в день без хлеба 750 , которое выдавалось им неаккуратно, потому что, как объясняли в епархии, недоставало остаточных доходов, так что даже, несмотря на побуждения со стороны Сената 751 и жалобы последнему нищих 752 , Св. Синод и его учреждения не соглашались расходовать на Смоленских нищих доходы с заопределенных вотчин 753 . 10 января 1728 г. Коллегия Экономии только дала свое согласие на выдачу с 1727 г. и впредь хлебного жалованья 20 нищим Владимирской Патриаршей богадельни, которым почему-то была прекращена выдача с 1709 г. 754 . C. Московская Славяно-Греко-Латинская Академия На содержание Московской Славяно-Греко-Латинской Академии по окладным книгам Коллегии Экономии полагалось 4450 руб. Академия, основанная в 1685 г., по учреждении Монастырского Приказа была поручена его заботам 755 , а от него преемственно перешла в ведение Камер-Конторы и Коллегии Экономии. Последняя отпускала из своих доходов помянутые средства, заботилась о зданиях Академии и судила возникавшие среди академистов проступки. Академия имеет уже своего историка в лице С. Смирнова , написавшего «Историю Московской Славяно-Греко-Латинской Академии» (Москва 1855 г.) по архивным материалам и наши документы не сообщают никаких особенно новых и существенных сведений, так что даже в вопросе о средствах Академии и проч. отсылаем читателя к работе С. Смирнова 756 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Штат преобразованной Академии состоял из шести профессоров, включая ректора и инспектора, и 12 бакалавров. Максимальное количество учащихся могло быть 140 человек. Наборы состояли из 70 человек, но до 1870 г. проводились они один —444— раз в два года. Таким образом, численный состав преобразованной Академии позволял ей разместиться в стенах Лавры достаточно комфортно. Помимо помещений, принадлежащих ранее лаврской семинарии, Академии был передан верхний этаж Чертогов. Конечно, обустройство Академии в Лавре требовало проведения определённых работ по ремонту и перепланировке помещений. На это и были направлены те 23 тысячи рублей, которые Славяно-греко-латинская академия накопила вследствие упомянутого нами синодального указа 1799 г. Московской духовной академии был передан также принадлежавший Славяно-греко-латинской академии неприкасаемый капитал в виде процентных бумаг на 50 000 рублей. Московской духовной академии перешла и богатая библиотека Славяно-греко-латинской академии. Она была объединена с весьма значительной библиотекой Троицкой лаврской семинарии, отличавшейся лучшим в России собранием святоотеческих творений. 30 августа 1814 г. император Александр I Благословенный подписал указ о создании Московского духовно-учебного округа. При этом он собственноручно написал следующее: «Утвердив всё, что комиссия духовных училищ мне представила докладом своим... я нужным считаю изъяснить мои намерения о воспитании духовного юношества. Первый учебный курс Александро-Невской академии кончен; образовавший учителей для второго курса Санкт-Петербургского округа и открытия вновь Московского. Но я желаю, чтобы комиссия обратила внимание как на сих новообразованных учителей, так и на сами училища, чтобы устроить их в прямом смысле «училищами истины». Просвещение, по своему значению, есть распространение света и конечно должно быть того (света), который „во тьме светится, и тьма его не объят“. Сего-то света держась во всех случаях, вести учащихся к истинным источникам и теми способами, коими Евангелие очень просто, но премудро учит: там сказано, что Христос

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Писания, бросали тень на естествоиспытателей. Мнимое несогласие между верованием и знанием давало повод совершенно отвергать последнее, как тяжкий грех . Ломоносов горячо полемизирует против этих врагов естествознания и старается разъяснить взаимное отношение науки и религии. И вот здесь-то, в полемике и в обосновании собственного взгляда на отношение между наукой и религией сказалось влияние на Ломоносова воспитавшей его московской славяно-греко- латинской академии! В самом деле, как ведет полемику Ломоносов? Ломоносов очень тонко сводит своих противников на безопасную для себя почву, и, например, разбирая какой-нибудь миф о Прометее и предание, о Клеанте, или доказывая заблуждение блаженнаго Августина , оживленно возражает своим противникам, сам оставаясь свободным от их нападений 261 . Противники Ломоносова – говорит по этому поводу г. Майков – строили свои мнения на приемах господствовавшей тогда в наших школах схоластики; и Ломоносов, возражая им, как бы вспоминал уроки славяно-греко-латинской академии и отвечал в духе схоластической диалектики 262 . Образцы такой полемики содержатся в «Письме о пользе стекла»: «Взирая в древности народы изумленны, Что греет, топит, льет и светит огнь возженный, Иные божеску ему давали честь; Иные знать хотя, кто с неба мог принесть, Представили в своем мечтанье Прометея, Что многи на земли художества умея, Различныя казал искусством чудеса: За то Минервою был взят на небеса. Похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки. Зевес воздвиг свой гнев, воздвиг ужасны звуки. Продерзкого к горе великой приковал, И сильному орлу на растерзанье дал. Он сердце завсегда коварное терзает, На коем снова плоть на муку выростает. Там слышен страшный стон, там тяжка цепь звучит, И кровь чрез камни вниз текущая шумит. О коль несносна жизнь! позорище ужасно! Но в просвещенны дни сей вымысл видим ясно. Пииты украшат хотя свои стихи, Описывали казнь за мнимые грехи. Мы пламень солнечный стеклом здесь получаем, И Прометею тем безбедно подражаем... И только лишь о том мы думаем, жалея, Не свергла ль в пагубу наука Прометея? Не злясь ли на него невежд свирепых полк, На знатны вымыслы сложил неправый толк? Не наблюдал ли звезд тогда сквозь телескопы, Что ныне воскресил труд счастливой Европы? Не огнь ли он стеклом умел сводить с небес, И пагубу себе от варваров нанес, Что предали на казнь обнесши чародеем? Коль много таковых примеров мы имеем, Что зависть скрыв себя под святости покров, И грубо ревность с ней неправду строя ков, От самой древности воюют многократно, Чем много знания погибло невозвратно» 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Есть ли у термина «норма» русское слово? Подскажу – хорошо забытое слово, которое всё-таки может вспомнить Президент. Как вы назовете нормативный словарь – словарь русского языка, который будет давать людям что? Как надо говорить, какими словами надо мыслить, какие значения и толкования слов? Это что? Правило! А где правило – там правят и исправляют. Вот для чего и нужны линейки-угольники и циркули. А у каждого правила должен быть свой образец, по-гречески – эталон. У нас всё-таки культура греко-славяно-русская, а не латино-германо-русская. В латино-германо-русском языке – норма, а в греко-славяно-русском языке – эталон, образец и мера (отсюда – пример). К сожалению, словари будут писать те академики и профессора, умные деятели из правительства, которые воспитаны в латино-германо-русском языке, основанном на западнических нормах. Они всего этого не заметят. И могут неправомерно уничтожить ряд русских слов, утверждая, что нет у этой «нормы» никакого славяно-русского перевода – надо «норму» сделать русским словом и так далее. Латинские слова нам навязаны извне до того, как произошли известные события на Украине, а сейчас они идут в России – подростки из «ЧВК Рёдан», которые дерутся в торговых центрах, воспитаны на чуждых образцах, чуждых примерах поведения. Это величайшая трагедия культуры, образования и системы государственного управления! Привет от французов современному российскому журналисту! Журналист, дай русское слово твоей профессии. Ты кто вообще? Неужели ты француз? Скажи по-русски: кто ты такой и чем ты занимаешься? Затруднится ответить и будет оправдываться: Нет, я журналист. Газеты и журналы – это русские слова. Офранцузили всё! Офранцужена вся система оповещения людей. Уж на что Пётр Первый был западником, прививал России западную культуру, но первую газету в России, которую он издавал в Санкт-Петербурге, назвал словом «ведомость», а не газетой и не журналом. Ведомости – церковнославянское слово. В результате чтения ведомостей человек был осведомлён. К сожалению, слово «осведомитель» запачкано определёнными историческими ассоциациями, связанными со «стукачеством». Тем не менее, ведомость – святое слово. Ведать – знать, что тебе открыл Бог и люди по Божией воле, открыть глаза человеку на то, что происходит.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/01/a_...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010