Чрез три дня пошли надзиратели по стану и дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа Бога вашего и священников наших и левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего иидите за ним (3:2–3). После смерти Моисея Шехина, Божественное присутствие, — не в столпе облачном и огненном, а в ковчеге завета, обитом листовым золотом ящике со свитками Моисеева закона. Перед бережно охраняемым от непосвященных ковчегом расступаются воды Иордана и падают стены Иерихона. У преподобного Исаака Сирина имеется удивительное учение о Шехине, обитающей в Кресте Христовом. Согласно этому учению, бесспорно опирающемуся на иудейское предание, в ветхозаветные времена Шехина обитала в ковчеге завета 87 . “Что же было в этом ковчеге, делавшее его столь страшным и исполненным всяких сил и знамений, помимо сосуда с манной, скрижалей завета, начертанных Моисеем, и процветшего жезла Ааронова? Не повергались ли Моисей и народ перед ковчегом в великом страхе и трепете? Не лежал ли Иисус сын Навин перед ним с утра до вечера, простершись на лице? Не были ли страшные откровения Божии явлены в нем, почитание его? Ибо Шехина Божия жила в нем, что живет теперь в Кресте: она ушла оттуда и таинственно вселилась в Крест” 88 . Повеление народу следовать за ковчегом, по мысли блаженного Августина, означает, что “тот облачный столп, обыкновенно бывший знамением и указанием пути странствующему Израилю, уже исчез и больше им не являлся Поэтому теперь они следовали за ковчегом завета под предводительством Иисуса, с исчезновением облака словно лишенные покрова” 89 . Таким образом, переход Иисусом Навином и ведомым им народом Иордана в церковной экзегетике рассматривается как предызображение Крещения Господня и крещения ведомого Иисусом Христом народа — христиан. Отображено это и в богослужебных текстах. Так, в службе Богоявления мы находим следующие строки: “По разделении Иордана в древности народ израильский проходит по суше, прообразуя Тебя, Всесильного, Который ныне по струям неукоснительно проводишь тварь на неуклонную и лучшую стезю” 90 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Скиния, а позднее храм были единственным местом, где иудеи могли совершать свое богослужение и приносить жертвы Богу. Поэтому душа и сердце каждого благочестивого еврея, где бы он ни находился, всегда были устремлены к Божию жилищу – Иерусалимскому храму ( Пс. 83, 5 ). Важнейшим ритуальным действием еврейского богослужения было принесение Богу жертв. Жертвенные животные приносились на жертвеннике, находившемся в центре двора храма, где стоял молящийся народ. Во второй части храма, святилище, приносились в жертву Богу хлебы предложения, лежавшие на трапезе, елей, возжигавшийся в семисвещнике, и фимиам, воскурявшийся на алтаре кадильном. Но величайшей святыней Ветхого Завета, непрестанно напоминавшей иудеям об их миссии избранного Богом народа, был Ковчег Завета Господня, хранившийся в третьей части храма, именовавшейся Святая святых. Эта часть храма отделялась от святилища второй завесой. Здесь под сенью крил двух золотых херувимов и стоял ковчег, в котором хранились скрижали Завета. Под страхом смерти сюда не мог войти никто из народа и даже из священников. Во Святая святых входил «однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» ( Евр. 9, 7 ). Величайшая святыня храма – Ковчег Завета был связан, таким образом, с важнейшим ритуальным действием еврейского богослужения – принесением жертвы за грех . И хотя сама жертва приносилась во дворе храма, но входивший во Святая святых первосвященник вносил с собою кровь жертвы, чтобы окропить ею Ковчег Завета в знак очищения от греха. Здесь Господь являлся Моисею и лицом к лицу говорил с ним; здесь почивало облако славы Божией – знамение присутствия Божия и Его благоволения к избранному народу. После разрушения первого Иерусалимского храма пророк Иеремия, «по бывшему ему Божественному откровению... нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если ты сомневаешься в том, что эти неодушевленные вещи являются иконами живых, то что же тогда скажешь об Иисусе, сыне Навина? Он взял большой камень, поставил его под терафимом напротив Господа и сказал сынам Израилевым: «В память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась» (Иис. Нав. 4:4–9 ). Разве ты считаешь, иудей, что этот камень слышал слова Господни и засвидетельствовал перед Ним грехи сынов Израиля? Это было бы безумием, если бы не было образом иного бытия, слышащего, живого, способного свидетельствовать. Это похоже на то, что мы говорили о словах на скрижалях Завета, образе воплотившегося Бога Слова. Не являются ли написанные слова образом устной речи? Таким образом, и слова на скрижалях образ предвечного Логоса. Никого не должен удивлять иудей, который не понимает всего этого из-за косности своего ума, как и пророки засвидетельствовали о нем: бесчувствие глубоко поразило его сердце, a св. апостол Павел говорил: «Бог дал им дух усыпления, глаза которыми не видят, и уши, которыми не слышат» ( Рим. 11:8 ). Гораздо более поражают христиане, которые в духовном помрачении отказываются почитать иконы святых и Христа. Они не подвергают сомнению ту трактовку образа, которую мы вывели из Ветхого Завета. Они считают, что иконы Ветхого завета заслуживают большего почитания, и они же избегают почитать святые христианские иконы! Глава XVI Из-за непросвещенности ума древних Бог раскрывал для них свои тайны только через такие чудеса, в которых они смогли бы увидеть связь с божественными тайнами. Христиане не нуждаются в подобном. Тем не менее, ради варваров и колеблющихся христиан Бог продолжает являть такие чудеса, чтобы прославить христианские таинства и тех, чьи иконы мы называем чудотворными. Если говорят среди христиан, что следует почитать скрижали Завета, ибо облако Славы Господней спускалось на них, как об этом написано в книге Царств ( 3Цар. 8:10–11 ), и что относительно икон, которые находятся в Церкви, ничего подобного мы не видим, то нам стоит напомнить им, что древние люди никогда высоко не ценили божественные чудеса, если собственными глазами не видели их величия. Поэтому сошел огонь на первые жертвы, принесенные в Ковчеге ( Лев. 9:24 ), и даже на жертву, которую совершили в храме, построенным Соломоном (2 Чис. 7:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

(ха берит ха хадаша) – новый завет. После нарушения Ветхого Синайского завета, тот завет Мой они нарушили, во времена царей и неудачной попытки царя Иосии его восстановить встал вопрос – что же дальше? И тогда промысел Божий открылся в высочайшем пророчестве Иеремии о заключении Ягве Богом нового завета с остатком Израиля, который переживет катастрофу. Может ли пророчество о новом завете относиться ко временам Зоровавеля, когда иудеи вернулись из плена? Едва ли. Происшедшее при Зоровавеле явно недостаточно, чтобы быть исполнением Иеремиина пророчества. Пророческий взор Иеремии от времен Зоровавеля явно прозревает грядущий новый завет мессианских времен. Каковы характерные черты берит хадаша, нового завета Бога со своим народом? Внешняя буква предписаний закона переходит во внутреннее человека, в сердце его. Буква довлеющего закона и заповеди переходит во внутреннее движение сердца, в принцип жизни и духа. Речь идет не о том, что у иудеев был один закон, а теперь другой. Менять законы толку мало. Меняется сама суть завета Божия. Не такой завет будет заключен, как тогда с отцами их в тот день. Люди будут жить не по букве, а по духу, руководствоваться не заповедями закона, а движением сердца. Вложу закон Мой во внутренность их, на сердцах их напишу его, – говорит Бог. Новый Завет – это не перечень запрещенных и разрешенных дел, как оно было в Ветхом Завете, а устроение сердца и жизнь в духе. Народ перейдет от каменных скрижалей к сердцу. В новом завете восстановится утраченное Богообщение. Ягве говорит: Буду им Богом, а они будут Моим народом. Пастырь добрый будет со Своей паствой. Как с Адамом в раю, так будет Бог общаться с обновленными людьми. Для них Господь будет Богом, никто им не нужен будет более, а они будут Его народом, которому Он всего отдаст Себя. В то время будет уже не внешнее научение от человеков, но сама благодать Божия будет учить их. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Ягве», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого. Поразительно! И еще поразительнее то, что это сбылось. Об этом мы узнаем из послания ученика Христова св. Иоанна Богослова. Св. Иоанн наставляет своих читателей, а потом, будто спохватившись, добавляет: Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас... самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно ( 1Ин. 2, 20. 27 ). Зачем учить тех, кого учит сам Дух Святой! Сердце христиан научается Духом Святым, дарованным им в священном помазании.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Отсюда следует, христианин: 1) Слово Божие, как великий и небесный дар, мы должны почитать и любить, как делал это святой Давид ( Пс.118 ). 2) За этот великий дар Отца Небесного от сердца благодарить. 3) Поучаться в нем день и ночь. 4) По правилу Его жизнь свою и нравы исправлять. 5) Неблагодарны и несмысленны те, которые перестают его читать или слушать; у которых нет времени читать Божие слово, а есть время читать забавные книжки; которые стараются узнать, что делается в Италии, в Риме, в Азии, в Африке и прочих местах, а не хотят из слова Божия познавать, что в душах их делается и к какому они концу идут, к вечной жизни или вечному мучению, что без сомнения есть признак заблудшей души. § 3. Священная Библия, или книги, в которых содержится Божие слово, разделяются на книги Ветхого и Нового Завета. Книги Ветхого Завета – все те, которые были написаны до пришествия Христова, как-то: книги Моисеевы, Пророческие и прочие. Книги Нового Завета – те, которые написаны апостолами после пришествия Христова, в них содержится учение и святая проповедь о спасительном Христовом пришествии, как-то: четыре Евангелия, Апостольские Послания и прочие. § 4. Слово Божие, содержащееся в священных книгах Ветхого и Нового Завета, разделяется на две главнейшие части: Закон и Евангелие. Под Законом Божиим понимаются заповеди Божии, в которых Бог или повелевает, или запрещает нам что-либо делать, как-то: «уклоняйся от зла, и делай добро» ( Пс.33:15 ). Под Евангелием понимаются все милостивые и радостные Его обещания нам, или уже исполнившиеся, как-то: о пришествии Христа Сына Божия, Который уже пришел и совершил великое дело спасения нашего, или те, которым еще предстоит исполниться, как-то: общее воскресение и вечная жизнь верующим во Христа. Вся сила Евангелия содержится в кратком Христовом изречении: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). § 5. Закон Божий, данный прародителям нашим Адаму и Еве в раю, был написан на их сердцах, но потом, на двух скрижалях от Бога написанный, был передан святому Моисею на горе Синайской и через него всем людям был объявлен, как о том пишется в книге Исхода ( Исх. 32 и 34). Евангелие же Христос Сын Божий от недр Отца Своего Небесного на землю принес и проповедал: «И, придя, благовествовал мир нам, дальним и близким» ( Еф.2:17 ), как Сам о Себе говорит: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Лк.4:18–19 ). О Законе и Евангелии святой Иоанн Евангелист вкратце написал: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Объем книги завета определяется в стихе 3-м словами: все слова Господни и все законы. Обращаясь назад, в надписании 20-й главы читаем: и изрек Бог (к Моисею) все слова сии, т. е. ближайшим образом, десятословие, которое содержится в следующих стихах со 2-го по 17-й включительно, и затем предписания стихов с 23 по 26-й. В следующей, 21-й главе читаем: и вот законы, которые ты объявишь им. Законы эти занимают главы 21, 22 и 23-ю. Следовательно, книга завета состояла приблизительно из 4-х глав законодательного содержания – не более: это видно из слов народа, сказанных по прочтении книги: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны ( Исх.24:7 ). В книге заключалось именно то, что ранее передано Моисеем народу устно: и при устной передаче и по прочтении писанного, народ отвечает буквально одинаково (стт. 3 и 7). После того, как народ нарушил заключенный с Богом завет поклонением золотому тельцу, Моисей, по повелению Божию, вторично восходит на гору Синай, Иегова вторично заключает завет с Израилем и опять говорит Моисею ( Исх.34:27 ): напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. В следующем 28-м стихе читаем: и пробыл там (Моисей) у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятословие. По 2-й половине стиха, Моисей, по-видимому, исполнил повеление Божие: напиши седе слова сии тем, что начертал свящ. письмена на скрижалях. Но если так, то стих 28-й станет в прямое противоречие с 1-м стихом, где сказано: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я, т. е. Сам Иегова, напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил. Еще яснее выступает это противоречие при сопоставлении с 10-й главой Второзакония. В стихе 2-м, как и в 34-й главе кн. Исход, Иегова говорит: Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, а в стихе 4-м писатель прибавляет: и написал Он (т. е. Иегова, а не Моисей) на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на, горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Время подготовки и время освобождения Затем апостол Павел раскрывает величие апостольского служения через сравнение Нового Завета с Заветом Ветхим. Ветхий Завет был временем ожидания и подготовки. Он указывал человеку на грех, но не давал очищения от греха, которое было дано только Христом, через Его смерть и Воскресение. Для апостола Павла символом Ветхого Завета являются начертанные на каменных скрижалях буквы заповедей Моисеевых. Апостол Павел называет их смертоносными буквами (ср.: 2 Кор. 3, 7). Это не означает, что он отвергал заповеди и закон Моисеев. Ветхий Завет свидетельствовал о том, что отступление от Бога, нарушение заповедей стало причиной смерти и бесславия человека. Но Бог не оставляет человека в смертном состоянии — возвращает нас к жизни через подвиг Господа Иисуса Христа. А если Бог прославил служителей Ветхого Завета, например Моисея, на лицо которого израильтяне не могли смотреть из-за исходившего от него сияния (см.: Исх. 34, 30: И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему ), то тем более Бог прославляет служителей Завета Нового — апостолов: Если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания (2 Кор. 3, 9). Моисей покрывал свое лицо покрывалом, чтобы израильтяне могли говорить с ним, не боясь исходившего от него света (см.: Исх. 34, 33). И только Христос дал нам возможность очищения от греха и видения славы Божией без смущения и боязни — Христос снял это покрывало. Во Христе верующие получили освобождение от греха. Во Христе был явлен дух закона Божия, поэтому христиане следуют не букве закона, но духу, наполняющему закон (здесь можно вспомнить слова Христа из Евангелия от Иоанна: Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 23–24)). И апостол Павел пишет: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3, 17–18). Христос, проповедуемый апостолами, не только освобождает нас от греха, но и преображает, являет в каждом верующем славу Божию. В следующих главах, которые рассмотрим позже, апостол Павел раскроет эту мысль более подробно.

http://pravoslavie.ru/75687.html

Служение не «букве, а духу» . Намереваясь вновь посетить Коринф, ап. Павел надеется прийти к коринфянам не «с огорчением», а с радостью духовной проповеди Нового Завета. Апостолу не нужны «одобрительные» письма для посещения Коринфа, т. к. духовная связь с Коринфской церковью говорит сама за себя. – «Неужели нам снова знакомиться с вами, неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? – восклицает ап. Павел, – вы наше письмо, написанное в сердцах наших» (3:1–2) ... «Бог дал нам способность быть служителями Нового Завета, продолжает апостол, не буквы, но духа: потому что буква убивает, дух животворит» (3:6). Служение «букве», т. е. нормальному закону, было характерно для Ветхого Завета, и оно в свое время было славно и необходимо в хранении скрижалей Моисея; тогда как служение «духу» есть сущность Завета Нового. «Буква» не отрицается, но она должна быть одухотворена. «Буква» есть символ формального, карающего закона, тогда как «дух» есть символ благодати заповедей Христовых. Почему законники иудеи не принимают христианства? Потому, что «умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается не снятым при чтении Ветхого Завета; потому что оно снимается Христом» (3:14). Но когда люди обращаются ко Господу, тогда покрывало снимается с глаз их, и они получают свободу понимать духовный смысл ветхозаветных «букв», ибо «Господь есть Дух; а где Дух Господен, там свобода» (3:17). Озарение сердца . Человеческое сердце предназначено Богом для восприятия истины Христова учения. «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, – учит св. Павел, – озарил и наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (4:6). Это есть вера Христова. Она вселяется в сердце всякого человека, который «отвергнув скрытные, постыдные дела», т. е. нравственно исправив свою жизнь, бесхитростно, не искажая Слова Божия, ищет Истину. Но она бывает недоступна, «для тех, у кого Бог века сего ослепил умы», т. е. кто погрузился в житейскую суету и не ищет «единого на потребу».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010