Тогда Господь сказал Моисею: «Сойди с горы: народ, который ты вывел из Египта, впал в грех . Он скоро удалился от пути, который ты указал ему, слил себе тельца, поклоняется ему, приносит ему жертвы и говорит: вот, Израиль, боги, которые вывели тебя из Египта. Я вижу, что израильтяне Меня оставили; Я изолью гнев Мой на них – истреблю их, а тебя сделаю родоначальником народа великого». Моисей умолял Господа о помиловании евреев и взывал к нему: «Господи, почто возгорается гнев Твой на этот народ, который Ты силой крепкой и мышцей высокой вывел из Египта? Да не подумают, да не рекут египтяне: Он с хитрым умыслом вывел их из Египта, чтобы погубить их в горах и истребить с лица земли. Утоли гнев Твой, буди милостив и прости грех народу Твоему! Вспомни об Аврааме, Исааке и Иакове, рабах твоих, которым Ты клялся Тобой Самим, говоря: размножу племя ваше как звезды небесные, и всю эту землю дам потомству вашему во владение вечное». Господь умилостивился и не совершил того, чем угрожал народу Своему. Моисей сошел с горы, держа в руках две каменные Скрижали Завета, на которых рукой Божией был написан закон, данный от Бога Израильтянам; эти скрижали были дело рук Божиих, как и закон, написанный на них. Когда Моисей приближался к стану, то Иисус Навин, услышав шум и вопли народа, сказал Моисею, что в стане слышны ратные крики. Но Моисей отвечал ему: «Это не крики побеждающих, и не вопли обратившихся в бегство; я слышу шум упившихся вина». Приблизившись к стану, они увидели тельца и пляски в честь его: в великом гневе, он бросил и разбил скрижали у подошвы горы, тельца превратил в порошок и, всыпав в воду, заставил народ пить ее; потом упрекал Аарона в его недостойной угодливости народу, остановился у врат стана и, желая строго наказать виновных, воззвал: «Соберитесь ко мне истинные чтители Господа»! Потомки Левины, которые не принимали участия в нечестии прочих, собрались около него, и он дал им повеление вооружиться мечом и убивать виновных: от меча их пало в этот день около трех тысяч мужей. Назидательные размышления

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Неизвестно точно, что это было за дерево, возможно, акация. Изнутри и снаружи он был обит золотом. По бокам были золотые кольца, в которые вставлялись шесты для перенесения ковчега. Наверху ковчега был золотой витой венец или каппорет (), на котором располагались два золотых херувима. Ковчег переносили сыны Каафовы. Если кто иной из непосвященных касался ковчега, то наказывался смертью . Ковчег был изготовлен для хранения в нем главной святыни Израиля – скрижалей Завета с начертанными на них десятью заповедями Божьими. И обратился я, – говорит Моисей, – и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Ягве ( Втор. 10:5 ). Кроме двух скрижалей ничего в ковчеге не было. Святой ковчег имел три особых названия, характеризующих его. Ковчег откровения. Две скрижали с десятью заповедями, написанными на них, содержали откровение Божие Израилю. Сказано, что Моисей взял и положил откровение в ковчег ( Исх. 40:20 ). Потому и ковчег стал называться ковчегом откровения. Ковчег Завета. Сказано в послании к Евреям: Ковчег завета, где были... и скрижали завета ( Евр. 9, 4 ; Втор. 9:9 ). Скрижали были залогом завета Ягве с Израилем – потому и ковчег, содержавший их, назывался ковчегом Завета. Ковчег свидетельства. Моисей поставил сосуд с манной пред ковчегом свидетельства для хранения ( Исх. 16:34 ). Таким образом ковчег должен был свидетельствовать в веках о Божьем попечении о Своем народе, которое особенно явилось в даровании странствующим в пустыне израильтянам манны – хлеба с небес. В самом ковчеге были только скрижали завета. Но в знак высочайшего значения для Израиля рядом с ковчегом были поставлены еще некоторые святыни, так и оставшиеся там во Святая Святых. Золотой сосуд с манной. После первого же дарования манны Ягве Богом Израилю она была собрана в золотой сосуд, а потом поставлена первосвященником Аароном пред Ягве у ковчега свидетельства. И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд (золотой), и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Ягве, для хранения в роды ваши.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Аарон, желая отклонить их от этого, сказал им принести к нему все золотые серьги, какие были у них. Израильтяне не пожалели их и принесли. Тогда он сделал из серег литого золотого тельца 210 . Увидев тельца, израильтяне сказали: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» На другой день принесли жертвы пред тельцом, стали пировать, играть, петь и плясать вокруг него 211 . В это самое время Господь, вручив скрижали Моисею, сказал: «Народ твой сделал себе тельца, назвал его богом и поклонился ему. Я истреблю его и произведу от тебя многочисленный народ». Но Моисей умолил Бога не истреблять народ. Сойдя с горы и увидев тельца и пляски, Моисей воспламенился гневом, бросил скрижали и разбил их 212 ; взял тельца, сжег в огне, стер в пыль, рассыпал по воде потока и напоил ею израильтян. Главные виновники идолопоклонства были истреблены мечом сынов Левииных или поражены смертью от самого Бога (погибло около 3 000 виновных). На другой день Моисей опять взошел на гору, молился Богу там во второй раз сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил и так умолял Бога за израильтян: «Господи! прости грех им; а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей» 213 . Господь повелел Моисею вести израильтян в обетованную землю, но при этом объявил, что пошлет пред ними Ангела своего, а Сам не пойдет среди них 214 . Когда Моисей сошел с горы и передал народу это грозное слово Господа, народ зарыдал, снял с себя украшения свои и стал каяться в своем грехе. При этом Моисей возобновил свою молитву. Господь помиловал народ и объявил, что Сам пойдет пред ним. Ободренный этой милостью Божией, Моисей осмелился попросить Бога показать ему славу Свою. Господь сказал ему: «Лица Моего не можно тебе видеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Ты увидишь Меня сзади (то есть явный след Моего присутствия), но лицо Мое (существо Мое) не будет видимо тебе». Потом Бог велел Моисею вытесать новые две каменные скрижали и с ними снова взойти на гору. Скиния в длину имела 30 локтей, в ширину – 10 локтей и в высоту – 10 локтей 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

646 (Ст. 17–18). Иисус Навин был также на горе с Моисеем, но он не получал откровения; он находился, по-видимому, в отдалении, ибо он не знает ничего об отпадении Израиля, и полагает, что на стан сделано нападение. По свидетельству д-ра богословия Станлея, видевшего лично Синайскую группу, с вершины Раз-Суфсафе идет вниз горная тропинка, которая вьется между ущельями до площадки, выходящей на северную сторону горы, недалеко от подножия ее. Пока путник идет по тропинке, он не видит пустыни Синайской (Ер-Раха), но может слышать звуки, раздающиеся в пустыне. Крутым поворотом выводит дорога на площадку, с которой открывается глазу вся долина и котораянаходится прямо под величественной черной скалою Раз-Суфсафе, которая высится на огромной высоте (см. «Note on the ronte ef the Israelites from Raineses to Sinai», в приложении в книге Исхода в Англ. комм. Библии, каноника Кука со ссылками на съемку Вильсона и Пальмера, и на д-ра богосл. Станлея). 647 (Ст. 19). Сравни Второз. IX, 15–17: «Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем, две скрижали завета были в обеих руках моих.– и видел я, что вы согрешили...... и взял я обе скрижали и бросил их из обеих рук своих, и разбил их пред глазами вашими». Действие Моисея внизу на площадке, под горою, «Горешею огнем» в виду пьяного стана Израильского, было вынуждено гневом, – но оно имело и символическое значение. Он в глазах Израиля разбивал завет Божий с народом, как на горе Господь угрожал разорвать завет свой с Израилем. Этот чувственный образ разбития скрижаль, в которых сосредоточена была религиозная и национальная жизнь этого племени, указывал толпе, что также они будут разбиты и рассеяны по земле среди других народов, как разлетелись в дребезги скрижали, сброшенные с горы Моисеем. 648 (Ст. 20). По-видимому, кроме упомянутых ниже трех тысяч человек, пораженных Левитами (Ст. 28) и которых надо считать упорной шайкой идолопоклонников, весь народ, видевший появление Моисея, на площадке полугоры, и его многознаменательное действие, мигом опомнился от безумия и не оказал никакого сопротивления.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Хр. Этой традиции новозаветные писатели и следуют, за исключением, может быть, Матфея, Евангелие которого предназначалось для обитателей Палестины и согласуется с палестинским преданием, подтверждаемым «Древностями» Иосифа Флавия. Какому же из этих двух преданий должно отдать предпочтение? Если следовать обычной практике христианской Церкви в подобных случаях, то, несомненно, необходимо склониться к авторитету LXX-mu и большинства писателей новозаветных и читать шестую заповедь: не прелюбы сотвори, а седьмую – не убий. Не дает ли какой опоры при этом Ветхий Завет (помимо масоретского текста Исхода и Второзакония)? У пр. Иеремии в 7-й главе есть примечательный стих ( Иер.7:9 ): как! восклицает пророк, вы крадете, убиваете, прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу и ходите во след иных богов... и потом приходите и становитесь пред лицем Моим ( Иер.7:10 ). Слова пророка представляют так называемый κλμαξ, лестницу, – т. е. сила речи постепенно возрастает от начала к концу: преступления Иудеев перечисляются в восходящем порядке, по степени их сравнительной важности. Если расположить их наоборот, то перечисления грехов будет соответствовать порядку десятословия. Именно: ходите во след иных богов – 1-я заповедь, кадите Ваалу – 2-я, клянетесь во лжи – 3-я – это из первой скрижали; прелюбодействуете (6-я), убиваете (7-я), крадете (8-я) – из второй скрижали. Таким образом, значит, пророк восходил назад по той лестнице, которую представляет десятословие и из каждой скрижали взял по три первые заповеди, причем первое место во второй скрижали занимает у него также: не прелюбы сотвори. Некоторое подтверждение указанной градации преступлений по степени их важности можно находить и у пр. Иезекииля: обличая мерзости Израильского народа под образом жен любодейных, Бог говорит пророку ( Иез.23:36–37 ): хочешь ли судить Оголу и Оголиву? выскажи им мерзости их; ибо они прелюбодействовали, и кровь на руках их; далее ( Иез.23:45 ) мужи праведные будут судить их;... судом прелюбодейц и судом проливающих кровь; по 16-й главе Бог через пророка говорит: Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь ( Иез.16:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Это рождение личности в действительности есть откровение. «Личность – это порождение свыше. В нас вырастает изумительный цветок: ипостась-личность. Как и Царствие Божие, личность не приходит приметным образом ( Лк.17:20 ). Процесс вхождения человеческого духа в область божественной вечности различен для каждого из нас» (Archimandrite Sophrony. His life is mine. London, р.42). Таким образом, личность, как и сердце, порождается свыше. Сердце – это то место, где Бог открывается как любовь и свет. «Бог открывается как любовь и свет главным образом через сердце. В этом свете человек созерцает евангельские заповеди как отражение небесной вечности и славу Христа как единородного Сына Своего Отца – ту славу, которую видели ученики на горе Фавор. Личностное откровение делает общее откровение Нового Завета духовной собственностью человека» (там же, р.44). Все это надо было сказать для того, чтобы сделалось ясным, что человек становится личностью именно тогда, когда открывает сердце, а также и то, что сердце – это место, которое можно открыть благодатным подвигом и в котором открывается Бог . Там человек ощущает свет Божий, и оттуда наполняет его любовь Божия и любовь к Богу. Человек обретает ощущение сердца, но вся жизнь, скрытая там, остается недоступной для восприятия. Согласно учению святых отцов, это духовное сердце находится в плотском сердце , как в некоем органе. Святитель Григорий Палама ссылается на речение Господа: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ) и на слова преподобного Макария: «Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами, ибо в нем заключены ум и все помыслы души». В этой связи он пишет, что «сердце наше есть сокровищница разума и первый плотской разумный орган» (Свт. Григорий Палама . Триады... С.43). Тот же святой, чтобы подтвердить учение о том, что в сердце, телесном органе, находится духовное сердце, ссылается на слова апостола Павла: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших... вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца» ( 2Кор.3:2–3 ) и научение Максима Исповедника : «Посетив чистое сердце, Бог удостаивает посредством Духа начертать в нем Свои письмена, как на некиих Моисеевых скрижалях» (там же, с.103–104).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   Это рождение личности в действительности есть откровение. «Личность – это порождение свыше. В нас вырастает изумительный цветок: ипостась-личность. Как и Царствие Божие, личность не приходит приметным образом (Лк.17:20). Процесс вхождения человеческого духа в область божественной вечности различен для каждого из нас» (Archimandrite Sophrony. His life is mine. London, р.42). Таким образом, личность, как и сердце, порождается свыше.    Сердце – это то место, где Бог открывается как любовь и свет. «Бог открывается как любовь и свет главным образом через сердце. В этом свете человек созерцает евангельские заповеди как отражение небесной вечности и славу Христа как единородного Сына Своего Отца – ту славу, которую видели ученики на горе Фавор. Личностное откровение делает общее откровение Нового Завета духовной собственностью человека» (там же, р.44).    Все это надо было сказать для того, чтобы сделалось ясным, что человек становится личностью именно тогда, когда открывает сердце, а также и то, что сердце – это место, которое можно открыть благодатным подвигом и в котором открывается Бог. Там человек ощущает свет Божий, и оттуда наполняет его любовь Божия и любовь к Богу. Человек обретает ощущение сердца, но вся жизнь, скрытая там, остается недоступной для восприятия.    Согласно учению святых отцов, это духовное сердце находится в плотском сердце, как в некоем органе. Святитель Григорий Палама ссылается на речение Господа: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19) и на слова преподобного Макария: «Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами, ибо в нем заключены ум и все помыслы души». В этой связи он пишет, что «сердце наше есть сокровищница разума и первый плотской разумный орган» (Свт. Григорий Палама. Триады... С.43). Тот же святой, чтобы подтвердить учение о том, что в сердце, телесном органе, находится духовное сердце, ссылается на слова апостола Павла: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших... вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца» (2Кор.3:2-3) и научение Максима Исповедника: «Посетив чистое сердце, Бог удостаивает посредством Духа начертать в нем Свои письмена, как на некиих Моисеевых скрижалях» (там же, с.103—104).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками. Что, говорит, сделали бы письма, в которых вы стали бы одобрять и прославлять нас, то самое исполняете вы своей жизнью по вере, которую все видят и слышат. И куда бы ни отправились мы, всюду носим вас с собой, потому что вы написаны в нашем сердце, и мы всем возвещаем о вашей добродетели. Таким образом, поскольку вы для меня — одобрительное письмо к другим, то я не нуждаюсь в других письмах от вас, чтобы сделаться известным не знающим меня. Также, поскольку я имею вас в сердце, то не имею нужды в том, чтобы другие рекомендовали меня вам. Одобрительные письма нужны к незнакомым, а не к знакомым, вы же так написаны в сердце моем, что не можете выйти из него. Здесь свидетельствует не только о любви своей к ним, но и об их добродетельной жизни, то есть что они в состоянии были доказать пред всеми людьми достоинство своего учителя, ибо украшением для учителя служит добродетель учеников. Вы показываете собою, что вы — письмо Христово. Каким образом? Тем, что закон Христов и Его заповеди, подобно письменам, пребывают и сохраняются в вас. Через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Воспользовавшись случаем сравнить закон с Евангелием, делает здесь такое сравнение: как Моисей был служителем Закона, так и мы служители вашей веры в Евангелие, и как он вырезал на каменных скрижалях, так и мы на ваших сердцах; Закон написан был чернилами, а Евангелие написано в вас Духом. Итак, насколько Дух отличается от чернил и сердце от камня, настолько отличается Новый Завет от Закона. Поскольку у ожесточенных людей каменные сердца, то сердца верующих назвал плотяными, потому что они восприимчивы к слову. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя. Поскольку показал, что Новый Завет выше Ветхого, и естественно было заключить, что и мы — апостолы, служители Нового Завета, выше Моисея, который служил Ветхому Завету, но это показалось высокомерным, то говорит: нет ничего нашего, но уверенность наша, то есть похваление наше в Боге через Христа. Ибо Христос есть причина того, что мы похваляемся в Боге, и ничего нет нашего, даже самого малейшего. Эту именно мысль выражает словами: мы не способны помыслить что от себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Ст. 3–4. …И пришли все старейшины Израилевы; и подняли священники ковчег, и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты… Итак, перенесена была в священную ограду храма Соломонова и скиния собрания, – но которая? Гаваонская ли (Моисеева), или Иерусалимская (Давидова)? Некоторые толковники полагают, что здесь говорится о скинии Моисеевой, которой, собственно, и было первоначально усвоено название скинии собрания 460 . Между тем, с контекстом речи согласнее разуметь скинию Давидову; ибо в ней стоял ковчег завета, о котором здесь говорится, что его взяли священники и нонесли, а равно, и скинию собрания, со всеми ее принадлежностями. Очевидно, что это и есть та самая скиния, в которой стоял ковчег, т. е. скиния Иерусалимская – Давидова. Ее то и можно было перенести без затруднения во время иародного торжества, по недальнему расстоянию горы Сионской от горы Мориа, где был храм. Ст. 8. …И выдвинулись шесты так, что головки шестов видны были из святилища пред давиром, но не выказывались наружу… Сими словами священный повествователь хочет определить положение ковчега завета во Святом Святых. Из этих слов мы узнаем, что священный ковчег стоял в длину свою, тоже, по длине самого храма – и притом, не в самой глубине давира, а в передней стороне его, в наиближайшем расстоянии от стены, разделявшей Святилище от Святого Святых; так что головки шестов его делали заметные для глаза выпуклости на завесе, распростертой в середине поперечной стены Святилища. Ст. 9. …В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми (на Синае)... Это замечание священного историка показывает, что в прежние времена, кроме скрижалей, что-то еще находилось в ковчеге. Из послания Апостола Павла к Евреям узнаем, что там (т. е. в ковчеге) сохранялась стамна златая с чудесной манной и жезл Ааронов процветший 461 . Во время странствования Евреев по пустыне, и в последующие времена, когда скиния неоднократно переносима была из одного места в другое, не могло и быть лучшего места, кроме ковчега, для хранения драгоценной стамны и чудесного жезла. Когда же был построен постоянный храм с многочисленными и удобными помещениями для священных сокровищ; тогда в ковчеге завета оставлены были только скрижали завета, от которых он заимствовал и самое имя свое. Стамна же и жезл, по одним – положены были возле ковчега, а по другим – в особом хранилище при храме. Последнее вероятнее; ибо в Писании есть прямое указание, что, напр., книга закона Моисеева, хранившаяся прежде возле ковчега завета Господня 462 , впоследствии хранилась в особом сокровенном месте храма 463 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так через возвращение славы, имени и скрижалей Ягве вернулся, по ходатайству Моисея, к народу и возобновил с ним завет. И сказал Ягве Моисею: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса... ( Исх. 34:10 ). Обратимся к святоотеческим размышлениям над текстом о возобновлении завета Ягве с народом чрез посредничество Моисея, о возвращении славы Ягве, без которой нет народа Божия. Отметим сначала странную мысль, несколько раз повторяющуюся в Послании апостола Варнавы (I в.), о том, что через грех поклонения золотому тельцу и разбитие Моисеем каменных скрижалей Завета, якобы завет Бога с израильским народом был навсегда упразднен. Варнава: «Еже же, как брат ваш, любящий всех более души своей, я прошу вас быть внимательными к себе и не уподобляться тем, которые умножают грехи свои и говорят: Завет иудеев есть и наш. Он только наш, потому что они потеряли навсегда то, что получил Моисей. Ибо Писание говорит: Моисей был на горе, и постился сорок дней и сорок ночей, и принял Завет от Господа, скрижали каменные, написанные рукою Божиею ( Исх. 31, 18; 34:28 ). Но они, обратившись к идолам, лишились его. Ибо Господь говорит Моисею: Моисей, сойди поскорее, потому что преступил Закон народ твой, который вывел ты из земли Египетской ( Исх. 32, 7 ; Втор. 9:12 ). И бросил Моисей скрижали из рук своих: так Завет их сокрушен для того, чтобы любовь к Иисусу напечатлелась в сердцах ваших и надежду свою вы полагали в вере в Него» Посл. ап. Варнавы, гл. 4]. Эта же мысль повторяется в Послании Варнавы и в гл. 14. Оспариваемое Варнавой утверждение «завет иудеев есть и наш» и утверждение, что «он только наш», может быть принято в христианские времена. Варнава же считает, что израильтяне лишились Завета тут же у Синайской горы. Это не соответствует ни Св. Писанию, ни учению святых отцов. Да, завет с Богом Ягве был нарушен израильтянами при поклонении золотому тельцу. И Ягве отвернулся от согрешившего народа, но ходатайством Моисея вернулся к нему вновь. Варнава ссылается на слова Писания о принятии Завета от Господа ( Исх. 34:27 ), но относит их только к первым скрижалям до поклонения золотому тельцу, хотя они относятся ко вторым скрижалям и восстановлению завета с Израилем вновь. И вся дальнейшая история Израиля – это история Завета Ягве Бога с этим народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010