Посмотрим же теперь, что нам сообщает предание об этой скрижали: Говорят, что престол сделан из единой жемчужины, как и хранимая скрижаль, высота которой 700 лет пути, ширина же 300. Кругом она разукрашена рубинами. Бог повелел, чтобы на ней было написано то, что Он совершил при сотворении мира и далее до дня судного: – «Во имя Бога, милостивого, милосердого: Я Господь и нет другого, кроме Меня. Того, кто принимает Мои повеления, терпеливо несёт Мои наказания и благодарит за Мои милости, Я напишу и поставлю с праведными: а тот, кто не принимает Моих повелений, да изыдет он из-под небес Моих», и т. д. 87 Источник этого рассказа может быть найден в еврейских книгах, но мусульманами он значительно преувеличен. Мы находим в Торе, что, когда Бог захотел вручить Свои 10 Заповедей, Он обратился следующим образом к Моисею, который сам дал описание этого во Второзаконии ( Втор. 10:1–5 ). «В то время сказал мне Господь; вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег: и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из дерева ситтим 88 , и вытесал две каменные скрижали, как прежние и пошёл на гору; и две сии скрижали были в руках моих. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрёк вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошёл с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь». Также и в других местах Писания говорится, что обе скрижали: хранились в ковчеге завета, сделанном Моисеем по повелению Божию 89 . Но с течением времени евреи вообразили, что все книги Ветхого Завета и даже и самый Талмуд были вложены в ковчег на скрижалях. Услышав это о еврейском законе и писаниях, Магомет вообразил тоже самое и о своих собственных и сказал (как мы уже видели выше), что и Коран был записан на хранимой скрижали: а его последователи, не понимая о какой небесной скрижали он говорил, раздули всё это в тот рассказ, который передан нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7Помни (да не случится того, чтобы ты когда–либо забыл это!), как навлекал ты гнев Господа, Бога твоего, на себя в пустыне! С того дня, как вышли вы из Египта, и до самого прихода сюда вы раз за разом поступали наперекор Ему. 8Уже у Хорива вы столь сильно разгневали Господа, что Он в ярости Своей был готов истребить вас всех. 9 Случилось это, когда я взошел на гору, дабы получить скрижали каменные, скрижали Союза, Завета, что заключил с вами Господь, и пробыл сорок дней и ночей на горе, где мне было ни до еды, ни до питья. 10И Господь дал мне две каменные скрижали, на которых Его перстом были записаны все слова, что сказал Он вам из огня в день, когда собрались вы у горы. 11А когда по прошествии сорока дней и ночей Господь давал мне две каменные скрижали, скрижали Союза, Завета, 12Он сказал мне: «Возвращайся скорее назад, ибо гнусное дело совершил твой народ, который вывел ты из Египта. Эти люди очень скоро свернули с пути, которого Я заповедал им держаться. Сотворили они себе кумира!“ 13 И при этом сказал мне Господь: «Смотрю Я на этот народ, и всё, что Я вижу, это неизменное упрямство строптивцев! 14 Ты не вмешивайся, и Я истреблю их, чтоб о них и памяти никакой не осталось а под небом. От тебя произведу Я народ, который будет и лучше б, и многочисленнее, чем они смогли бы когда–либо стать“. 15Тут же отправился я назад и стал спускаться с горы, которая пылала огнем. В руках моих были две скрижали Союза, Завета. 16И вот я увидел вас: вы и вправду против Господа, Бога вашего, согрешили, сделав себе литого тельца. Быстро свернули с пути, держаться которого повелел вам Господь! 17Я в гневе поднял вверх обе скрижали и, бросив на землю, разбил их у вас на глазах. 18Пал я тогда ниц перед Господом; как и прежде, провел я сорок дней и ночей без еды и питья, и всё это из–за греха, который вы совершили, и того зла, которое вы на виду у Господа сотворили, вызвав на себя Его негодование. 19Ибо устрашился я сильного гнева Господня, угрожавшего вас уничтожить. Однако Господь и на этот раз внял мольбам моим. 20И на Аарона Господь так разгневался, что хотел и его истребить. Но и о нем я тогда молился. 21А ту вещь, что вы во грехе своем сделали а, бога–тельца, я схватил, бросил в огонь б, расплавил, а затем истолок, пока идол не превратился в пыль, которую я и бросил в ручей, бежавший с горы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

е. скиния) золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета; в нем были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший, и скрижали завета». Имевшая золотую кадильницу. В этой части скинии была золотая кадильница, как необходимая принадлежность жертвоприношения, которое однажды в год совершал великий иерей. Об употреблении этой кадильницы книга Левит говорит: «И возмет (Аарон) горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним 13 , и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу. И положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом, свидетельства, дабы ему не умереть» ( Лев.16:12–13 ). «И обложенный со всех сторон золотом ковчег завета». Ковчег завета, или союза, так назван потому, что в нем хранились скрижали закона, соблюдение которого было условием союза, заключенного между Богом и евреями. Этот ковчег был сделан из лучшего дерева; со всех сторон обложен золотом, с золотым же венцем, кольцами и носилами. «В нем были золотой сосуд с манною». В этом золотом сосуде, по повелению Божию, положен был полный гомор 14 манны. Сосуд поставлен был пред Господом, т.-е. подле ковчега завета, для напоминания о том, что сыны израилевы ели манну сорок лет, до прихода их к пределам земли Ханаанской ( Исх.16:33–35 ). «Жезл Ааронов расцветший». Левит Корей, с своими сообщниками, восстал против Моисея и Аарона, негодуя на них из-за преимущества священства, усвоенного Аарону и его потомству. Для прекращения недоумений, возбужденных этим случаем в народе, Моисей, по повелению Божию, взял от каждого колена по жезлу, с надписью имени колена, и все двенадцать жезлов положил в скинии, пред ковчегом завета. Через одну ночь жезл Ааронов произрастил ветвь, цвет и плод. Этот жезл, по повелению Божию, положен был в скинии, пред ковчегом завета, в память божественного избрания Аарона и колена Левиина на служение пред Господом ( Чис.17:1–10 ). «И скрижали завета», то-есть две каменные доски, на которых написаны были десять заповедей, и о которых сказано: «Дал Бог Моисею две скрижали свидетельства, скрижали каменные, на которых было написано перстом Божиим» ( Исх.31:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Вы показываете собою, что вы — письмо Христово. Вы показываете собою, что вы — письмо Христово. Каким образом? Тем, что закон Христов и Его заповеди, подобно письменам, пребывают и сохраняются в вас. Через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Воспользовавшись случаем сравнить закон с Евангелием, делает здесь такое сравнение: как Моисей был служителем Закона, так и мы служители вашей веры в Евангелие, и как он вырезал на каменных скрижалях, так и мы на ваших сердцах; Закон написан был чернилами, а Евангелие написано в вас Духом. Итак, насколько Дух отличается от чернил и сердце от камня, настолько отличается Новый Завет от Закона. Поскольку у ожесточенных людей каменные сердца, то сердца верующих назвал плотяными, потому что они восприимчивы к слову. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя. Поскольку показал, что Новый Завет выше Ветхого, и естественно было заключить, что и мы — апостолы, служители Нового Завета, выше Моисея, который служил Ветхому Завету, но это показалось высокомерным, то говорит: нет ничего нашего, но уверенность наша, то есть похваление наше в Боге через Христа. Ибо Христос есть причина того, что мы похваляемся в Боге, и ничего нет нашего, даже самого малейшего. Эту именно мысль выражает словами: мы не способны помыслить что от себя. Но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета. Но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета. Наша сила, говорит, от Бога: Он сделал нас способными, то есть укрепил, сделал способными служить великому божественному сему делу, — Новому Завету.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Так мы и должны сказать юношам, жаждущим услышать от нас слово истины. Ведь смышленый юноша непременно закидает нас этими вопросами. Неужели же мы оттолкнем его от себя, назовем его еретиком и скажем ему, как говаривали в старину, – садись, болван? Положим, он сядет и никогда уже не будет тревожить нас подобными вопросами; но в душе его останется мучительное сомнение, которое разрешится неверием. И мы, таким образом, не только не поведем юношей к зовущему их Христу, но и прямо-таки воспрепятствуем им идти к Нему, да и воспрепятствуем сознательно, то есть будем первопричиной их соблазна и потерпим за это ту участь, какая предречена соблазнителям ( Мф.18:6 ). 3) В некоторых руководствах говорится, что Сам Бог с горы Синай провозгласил во всеуслышание стоявшего тут народа Свои десять заповедей, а затем перстом Своим начертал их на двух каменных плитах (скрижалях). Между тем, в книге „Исход“, написанной Моисеем, сказано: „и изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря: Я – Господь, Бог твой; да не будет у тебя иных богов...“ и т.д. ( Исх.20:1–17 ). А во „Второзаконии“ Моисей говорит, что он стоял между Господом и народом, чтобы пересказывать ему слова Господа ( Втор.5:5 ). Таким образом, из слов самого Моисея видно, что он пересказал народу поведанные ему Богом десять заповедей, но что народ не слышал их непосредственно от самого Бога. Так мы и должны сказать учащимся. Относительно написания заповедей на скрижалях, в той же книге сказано: „Когда перестал Бог говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим“ ( Исх.31:18 ). Когда же Моисей разбил эти скрижали, то сказал ему Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и взойди ко Мне на гору, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних, которые ты разбил. И вытесал Моисей две скрижали каменные, и взошел на гору Синай; и пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей; и НАПИСАЛ МОИСЕЙ на скрижалях слова завета, десятословие ( Исх.34:1,4,28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

И весь народ слушал эти словеса. Но люди убоялись явления Божия среди громов и молнии и сказали Моисею: «Говори ты с нами, и да не глаголет к нам Бог; иначе мы можем умереть. Все же, что ни скажет тебе Бог, мы исполним!» А Господь наперед сказал Моисею: «Если послушают гласа Моего и сохранят завет Мой, будут Мне людьми избранными из всех народов». Тогда Моисей отправился на гору один и оставался там сорок дней и сорок ночей. В это время Господь вручил ему две каменные скрижали Завета, на которых были начертаны заповеди Божий. Когда же Моисей сходил с горы, неся в руках скрижали Завета, и уже приближался к стану сынов Израилевых, он увидел, что они плясали вокруг золотого тельца с песнями и музыкою. Воскипев гневом на такую измену истинному Богу, Моисей бросил скрижали на землю и разбил их. Потом, обратившись к Аарону, сказал: «Что сделал тебе этот народ, что ты навел его на такой великий грех?» Но тот отвечал: «Не гневайся, господин мой, на меня! Ты знаешь, как злы эти люди. Они приступили ко мне, говоря: сделай нам богов, которые ходили бы перед нами, ибо мы не знаем, что сталось с Моисеем, который извел нас из Египта. Я же сказал им: если есть у кого золото, принесите ко мне, и они принесли; я бросил его в огонь, и вылился телец!» Тогда Моисей взял этого тельца, сжег его в огне, превратил в порошок, который потом высыпал в воду и напоил ею израильтян. Сам же отправился опять к Господу и сказал ему: «Молюся Тебе, Господи! Великий грех сотворили эти люди перед Тобою, но прости им грех их! Если же нет, изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал меня». Но Господь сказал: «Того изглажу Я из книги Моей, кто согрешил передо Мною; ты же сойди теперь вниз и веди этот народ на место, о котором Я сказал. Ангел Мой будет предшествовать тебе. Грех их Я прощу, когда настанет время посещения Моего». Потом Господь снова повелел Моисею взойти на гору. «Истеши себе, – говорил ему Господь Бог, – такие же две каменные скрижали, как и первые, принеси Мне их завтра на гору Синайскую, и Я напишу на них все те слова, которые были на прежних скрижалях». Таким образом, Моисей провел перед Господом еще сорок дней и сорок ночей. И Господь снова написал на двух скрижалях словеса Завета – десять заповедей. 26. Законы гражданские и церковные

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

тексте. Обратим сначала внимание на свидетельства Нового Завета, в котором заповеди второй скрижали перечисляются нередко. Апостол Павел пишет ( Рим.13:9 ): заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай»... заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ); следовательно, седьмую заповедь считает шестой. Апостол Иаков ( Иак.2:10–11 ) говорит: кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Итак, во второй скрижали апостол начинает сначала, говоря как бы так: кто произнес первую заповедь, тот не ограничился этим, но присоединил и следующую. Развивая общую мысль апостола, можно было бы продолжить ее и далее по всей цепи заповедей второй скрижали. Предполагать, что апостол выбрал примеры произвольно или свободно, без отношения к общеизвестному тогда порядку десятословия, нет надобности. В Евангелии от Луки Иисус Христос говорит некоему князю: заповеди веси: не прелюды твори, не убий, не укради, не лжесвидетельствуй и из первой скрижали: чти отца твоего и матерь твою ( Лк.18:20 ). В параллельном месте у Марка ( Мк.10:19 ) соблюдается точно тот же порядок. Исключение представляет повествование евангелиста Матфея по общепринятому тексту, но во многих кодексах и у Матфея не прелюды сотвори на первом месте 209 . Филон в двух своих сочинениях (Quis rer. div. heres и De decal.), из которых одно специально посвящено десятословию, начинает вторую скрижаль с седьмой заповеди, т. е. считает ее шестой, а не убий седьмой 210 . Dillmann, указывая эти же места, утверждает, что в них нельзя видеть ни поправок, ни намеренных уклонений, но можно видеть только известную свободу в перечислении заповедей. Конечно, здесь нет ни поправок, ни уклонений, но нет также и свободы (как ни хорошо идет это слово к новозаветным писателям). Есть традиция, существование которой восходит, по свидетельству LXX-mu и Филона, ко времени ранее Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

В повествовании о коронации Иоаса читается по славянскому переводу следующее: И изведе сына царева, и возложи на него венец, и свидение ( 4Цap. XI, 12 ; ср. 2Nap. XXIII, 11 ). В греческом переводе этому последнему слову (свидение) соответствует μαρτριον, что значит свидетельство (­свидение), а в латинском переводе Вульгата – тожественное по значению testimonium; в еврейском тексте стоит слово эдут ( ). обычно словом эдут обозначаются скрижали закона, напр. Ucx. XXV, 16. 21 : Положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе; Ucx. XL, 20 : И положил... Так как скрижали закона хранились в ковчеге завета, то и самый ковчег очень часто называется в Пятокнижие ковчегом откровения или просто откровением ( Ucx. XVI, 34; XXVII, 21 ; Лeb. XVI, 13; XXIV, 3 ; Чucл. XVII, 4. 10 ). Поэтому и в повествовании о коронации Иоаса под словом эдут (свидетельство, откровение) должно разуметь или список десятословия (самыя скрижали всегда пребывали в ковчеге), или список всего закона Моисеева. Это последнее понимание гораздо естественнее, так как оно согласуется с предписанием самого закона о том, что царь, когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона ( Bmop. XVII, 18 ) с указанною выше целью. Словом, эдут – свидетельство закон Моисеев, как и скрижали, обозначается потому, что закон этот есть свидетельство воли Божьей, в нем говорит и свидетельствуется Сам Бог . Латинский перевод Вульгата понимал testimonium (эдут) в повествовании о коронации Иоаса, как обозначение закона, почему рядом со словом testimonium и пояснение в данному смысле. Это пояснение находим в переводе 2 книги Паралипоменон XXIII, 11: Et eduxerunt filium regis et imposuerunt ei diadema et testimonium, dederuntque in manu ejus tenendam legem, et constituerunt eum regem, т. е. «и вывели сына царя и возложили на него диадему и свидетельство, и в руку его дали держать закон и поставили его царем». И в руку его дали держать закон есть ничто иное, как пояснение слова свидетельство 8 , так как ни еврейский, ни греческий текст не дает иного основания для этого выражения 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Затем, собираясь принять девтерономию, то есть второзаконие, снова говорит(ся): « взошел Моисей на гору/62а Синайскую, как сказал ему Господь. (И) сошел Господь в облаке» ( Исх. 34:4–5 ), «и он предстоял пред Ним 40 дней и 40 ночей. Хлеба не ел и воды не пил, и написал на скрижалях слова завета, десятисловие» ( Исх. 34:28 ). И, взяв скрижали, сошел с горы прославленный. «И увидел Аарон и все сыны Израилевы лицо Моисеево, и было оно прославленным. И побоялись приблизиться к нему» ( Исх. 34:30 ). справедливо. Ведь он постился 80 дней, предстоя перед Богом, и принял богоначертанные скрижали, и богоданное Второзаконие получил. И настолько лицо его прославилось от видения Бога, что не мог народ взирать на исходящее от лица его божественное сияние и славу. И потому надевал покрывало, когда говорил с ними. Ибо испускал лучи светоносные и ярко сиял, (так что) отвращали лица Б121 смотрящие, как будто на глаза попадал какой-то солнечный свет./62б Η – А через 40 дней, сойдя и И98 из-за сотворения тельца разгневавшись, тут же скрижали разбил, удалился на гору, и еще столько же дней пробыл на горе, ведя мудрые беседы с Богом, никакой человеческой пищи, как и в предыдущие дни, не вкушая, и, получив после этого вторые скрижали, сошел к народу. Какое же человеческое разумение сможет представить это превеликое чудо? Как текучее естество/62в тела, столь потрясенное, выдержало, ничем не восполняя ежедневное убывание и ослабление силы? Недоступную и удивительную эту вещь объясняет Божье Слово, когда говорит: «He хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Втор. 8:3 ). -Н Так что из этого всем ясно, что ангел этот совсем ничего не ел в тот день, когда сошел, поспешая в слове Господа, и назавтра взошел на гору в праведном гневе божественные слова, на сапфировом камне начертанные перстом Божьим, сокрушил, не стерпев проклятого дела и богопротивного деяния тех нечестивых и скверных и правильно посчитав совершенно недостойным, Б122 чтобы такое/62г божественное творение и благодеяние получили помраченные богоненавистники. Более того, видя обращенный на них праведный Божий гнев, (как) ясно, он повелел истребить если и не всех , то погубить оказавшихся там ( Исх. 32:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обратим внимание также на то, что две скрижали, принятые Моисеем от Господа в первый раз, были написаны перстом Божиим (LXX: τ δακτλω το θεο) или, как пишет Псевдоварнава, перстом руки Господней в Духе ( τ δακτλω τς χειρς κυρου ν πνεματι). Это выражение Псевдоварнавы понималось некоторыми так, что автор, прибавляя εν πνεματι, хотел лишь предотвратить представление о руке Господней как о руке человека 92 . Однако, принимая во внимание общий характер послания, когда положения ВЗ истолковываются духовно, в христианском контексте, здесь следует видеть то, что Моисей воспринял завет в духе, ибо «скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божий» ( Исх. 32:16 ). К этому же пониманию нас подводит и сама последовательность событий у горы Синай. Узнав, что народ поклонился тельцу, Моисей разбил духовные скрижали 93 , написанные рукой Божией, ибо он «принял завет, но они не были достойны его» 94 . Тем самым для народа было закрыто непосредственное, духовное ведение заповедей Божиих до времени пришествия Христа. Моисей же, умолив пощадить народ, во втором восхождении на гору «пробыл там у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» ( Исх. 34:28 ). Мы видим, что теперь, «по причине преступлений», закон преподается «через Ангелов, рукою посредника ( ν χειρ μεστου)» ( Гал. 3:19 ) – Моисея 95 , который единственный из всего народа оказался способным понести скрижали заповедей духовно и от которого Бог хотел 96 начать многочисленный новый народ ( Исх. 32:10 ). Но, не начав нового народа, Бог вручил тому народу, который остался с Моисеем, закон, имевший временный характер, как и грех – причина, его вызвавшая. А действие закона ограничено временем прихода веры и благодати ( Гал. 3:25 ). И вот новый народ, начавшийся не от Моисея, но через Иисуса Христа, созидает новый нерукотворный храм истинный и угодный Богу – духовный храм ( πνευματικς νας) в сердцах своих 97 . 2.3. Послания Климента

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010