Если на древнегреческую традицию оказывало влияние мнение, что письменность влечет за собой забвение (ср. платоновский диалог «Федр»), то в корпусе иудейских писаний подобное предубеждение против письменности не встречается. В Ветхом Завете содержится много примеров, в которых указывается, что книги важны для сохранения памяти о том или ином событии: в Исх 17: 14 Господь повелевает Моисею: «Напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной». Другой важный пример использования книги для сохранения памяти встречается во Втор 17: 18–20 , где царю предписано переписать «для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его». Предполагается, что чтение книги закона будет служить царю для напоминания о заповедях и для смирения, не позволяя возгордиться 83 . Еще одно библейское метафорическое выражение, связанное с памятью, – это словосочетание «скрижали сердца». В частности, в Книге притчей Соломоновых содержится поучение не забывать «наставления», но написать их «на скрижали сердца твоего» ( Притч 3: 3 ). Как функция письменности для напоминания, так и символизм постоянства письменного текста соединены для обозначения полного и всецелого усвоения мудрого наставления. Самое известное место такого рода – это, безусловно, слова о заключении Нового Завета в Книге пророка Иеремии: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его 84 , и буду им Богом, а они будут Моим народом» 85 ( Иер 31: 33 ). Иной аспект, в котором письменность и книги служат для напоминания, – это то, что они продолжают существовать даже после смерти писателя. «Сократ считает недостатком способность письменной речи существовать отдельно от своего автора, а праведный Иов, напротив, уповает на это» 86 . Слова в Иов 19: 23–24 полностью выражают его надежду и уверенность в пребывающей вовек силе написанного слова: «О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были!»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Удивительный термин использует в своем богословии преподобный поэт Иустин Попович: охристовление. В Евангелии мы как раз видим постепенное охристовление учеников: их пре ображ ение в образ Христа. На Фаворе оно достигает кульминации. Но плодов этого благодатного осенения они еще не могут удержать, потому что « Иисус еще не был прославлен » (Ин. 7:39) славой Креста и Голгофы. Впереди еще предательство, отречение Петра и бегство всех остальных… И лишь после того, как огонь Пятидесятницы сойдет на апостолов, они смогут нести в себе Свет – не только как отраженное сияние Христово, но как постоянно живущее внутри них. Даже потом внутренний источник не убережет их от грехов и ошибок абсолютно: это мы видим на примере взаимоотношений апостолов Петра и Павла (см.: Гал. 2:11–14)… Здесь подтверждается святоотеческая истина: не доверяй себе до гроба, покаянию на земле нет конца, само совершенство здесь еще не совершенно. И, скорее всего, тем редким избранникам, кто «был восхищен до третьего неба» , будет потом дан в той или иной форме « ангел сатаны» — болезнь, гонения, внешние и внутренние скорби, чтобы они не превознеслись чрезвычайностью откровений (2Кор. 12:4–7). «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:30–31). Боговидцы Моисей и Илия – величайшие пророки Ветхого Завета, которые общались с Богом «лицом к лицу», «как бы говорил кто с другом своим» (Исх.33:11). Они еще в своей земной жизни предвосхитили, как бы прообразовали жизнь Христа: Фавор, пустой Гроб, Пятидесятницу. Мы читаем о том, как сияло лицо Моисея после беседы с Богом на Синае (Исх. 34:30–35), а Илия в колеснице огня вознесся «яко на небо», избежав смерти… Перед смертью Моисей, о котором сказано, что не было в Израиле пророка такого, как он (Втор. 34:10), обещает, что придет Другой, подобный Ему (Втор. 18:15), дающий новые заповеди и пишущий их не на каменных скрижалях, а на плотяных скрижалях человеческих сердец (ср. 2Кор. 3:3).

http://pravoslavie.ru/81446.html

Окончив пятнадцатилетний круг индиктиона, начинали его снова, и первый год индиктиона называли новым годом. Такой обычай установлен был с первого сентября, потому что именно в этот день была одержана победа над Антонием и провозглашено единодержавие Августа. Приняла и святая Церковь обычай праздновать первого сентября начало индиктиона. Это было установлено по той причине, что в то время, когда праздновалось новолетие в Иудее и по всей вселенной, Господь наш Иисус Христос пришел в Назарет [ 15 ], где был воспитан. Это было в субботу, а в этот день иудеи имели обыкновение собираться в синагоге и проводить время в чтении книг пророческих. Господь «по обыкновению Своему» , также вошел в синагогу 16 ] и встал среди учителей. Ему подали книгу пророка Исаии [ 17 ]; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам — открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное (Ис. 61:1-2) [ 18 ]. И, закрыв книгу и отдав служителю, Он начал говорить, что прочитанное пророчество исполнилось на Нем, что Он есть истинный Мессия 19 ], посланный от Бога Отца для спасения людей и обновления их жизни. «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лк. 4:16-22). Праздник новолетия был установлен святыми отцами на I Вселенском Соборе, в Никее [ 20 ]. Это было в то самое время, когда царь Константин Великий, победив Максенция 21 ], просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионы. Тогда святые отцы установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы, в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем. С того времени и мы празднуем первый день сентября месяца. Но это уже праздник не Ветхого Завета, а новой благодати [ 22 ]. Ибо в этот день Сам Законодатель, снисшедший с небес и носящий в себе Духа Отца, явил Себя миру и начертал закон Божий не перстом, но Своим Божественным языком и пресладкими устами, и не на каменных скрижалях, а «на плотяных скрижалях» (2 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Наутро евреи принесли жертвы идолу, сели есть и пить, стали развратничать. Бог сказал Моисею: «Спускайся вниз, ибо твой народ развратился, сделав золотого тельца. Скоро они развратились! Этот народ с жесткой шеей. Итак, оставь Меня, чтобы разгорелся Мой гнев, и Я истреблю их и произведу великий народ от тебя». Но Моисей стал умолять Господа, чтобы Он пощадил отступников ради Своего имени и ради Завета, обещанного Аврааму, Исааку и Иакову. Тогда Господь сжалился над народом, умилостивленный ходатайством Моисея. Пророк стал спускаться с горы, и в руках у него были две каменных скрижали с записанными заповедями. Они были сотворены руками Бога. На пути к нему присоединился Иисус Навин. Подходя к стану, они услышали крики и песни. «Это шум войны», – воскликнул воинственный Иисус. «Нет, я слышу песни и пляски», – отвечал Моисей. Когда они подходили к стану, то увидели тельца и пляски. Моисей воспламенился гневом и разбил скрижали, ибо народ разорвал союз с Создателем. Он взял тельца, сжег в огне, стер его в пыль, рассыпал по воде и дал пить ее евреям. И стал Моисей в воротах стана: «Кто Господень – ко мне!». Но к нему подошли только потомки Левия. Тогда Моисей велел казнить упорных идолопоклонников. И пало от их рук три тысячи человек. На другой день Моисей взошел на гору, чтобы умилостивить Бога. Он просил Творца: «О, Господи! Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую меня Ты вписал». «Того, кто соглашил предо Мной, того изглажу из книги Моей. Иди и веди народ в землю, текущую молоком и медом. А Я пошлю Ангела Моего и в день посещения Я посещу их. Сам Я не пойду с вами, чтобы не погубить вас, потому что вы народ с жесткой шеей». Услышав приговор, народ зарыдал и снял с себя украшения в знак покаяния. Моисей поставил себе шатер вне стана, и, кто искал Господа, выходил к нему. Этим он прообразовывал Распятаго вне города Иисуса Христа, через Которого мы имеем доступ к Отцу. Когда Моисей входил в шатер, то спускался столп облачный и становился перед входом в шатер, и Бог говорил с Моисеем лицом к Лицу, как кто-то говорит со своим другом. Народ, видя это, кланялся со своего места каждый. Глава тринадцатая. Строительство Скинии

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

433 И Исаия равным образом говорит: «сказал Господь Христу моему Господу, котораго я удержал за десницу Его, чтобы повиновались Ему народы, и крепость царей разрушу». 434 Видишь, как Давид 435 называет Иисуса Господом и Сыном Божьим. Глава XIII. В Ветхом Завете предъуказано, что не Иудеи, а христиане суть наследники Божественных обетований Подлинно так. Но исследуем, дал ли Бог народу иудейскому завет, который дать ему клятвенно обещал отцам? Дал, но они по своим грехам были недостойны принять его. Пророк говорит: «Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей» 441 , чтобы принять завет Господний к народу. И действительно, он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно 442 ; и, получив, нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: «Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской». 443 Моисей узнал, что они опять слили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завета Господня разбились. Итак, Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его как служитель 444 , а нам Сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас. Он и явился для того, чтобы и мера грехов их 445 исполнилась, и мы, сделавшись чрез Него наследниками, получили завет Господа Иисуса Христа, Который был к тому определен, чтобы влиянием Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертью и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить Себе народ святой, так пророк говорит: «Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завет с родом и в свет народов, чтобы открыть очи слепых и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке». 446 Итак, знайте, от чего мы искуплены. 447 Пророк еще говорит: «Вот Я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до пределов земли; так говорит Господь Бог , Спаситель твой». 448 И еще пророк говорит: «Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих». 449 Глава XV. Иудейская суббота не есть истинная и угодная Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

К рассуждению об этом св. апостол был подвигнут как бы внезапно, вспомнив о перемене плана своего путешествия и о том, как, придя в Македонию, он встретил там Тита и был обрадован им вестями о благоприятном действии своего первого послания (ст. 12–13). Апостол благодарит Бога, «Который всегда даёт нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами на всяком месте» (ст. 14). Первое свойство и действие евангельского Откровения то, что оно не нуждается в посторонних одобрениях для себя: оно само даёт себя чувствовать, как всюду разносящееся благоухание: «Христово благоухание есть», хотя это благоухание и производит неодинаковое действие на людей, в зависимости от их внутренней настроенности: для одних оно живительно, а для других смертоносно. Вины апостолов тут нет, ибо они проповедуют чистое и неповреждённое учение Христово (ст. 14–17). В третьей и четвёртой главах св. апостол говорит о превосходстве новозаветного откровения пред ветхозаветным и указывает характерные свойства истинных проповедников Евангелия и самой евангельской проповеди. Как видно из третьей главы, противники апостола – руководители иудействующей партии – хвалились перед коринфянами тем, что имеют одобрительные (рекомендательные) письма из Иерусалима, и, вероятно говорили, что деятельность апостола Павла, будто бы унижающего в своей проповеди ветхозаветный закон, не одобряется иерусалимскими христианами. В ответ на это св. апостол утверждает, что новозаветное откровение не нуждается ни в каких посторонних одобрениях для себя. Оно само за себя говорит, и лучшей рекомендацией для него служит вера и добрая жизнь принявших его. «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, – говорит св. апостол, – узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше, написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (ст. 1–3). Такая уверенность апостола в плодотворности его проповеднической деятельности покоится на вдохновении, полученном от Самого Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

е. несколько лишних слов. Несерьезно и это различие: в крайнем случае, оно может доказывать только неудовлетворительное состояние масоретского текста в книге Исход; у LXX и в книге Исход читаются слова, соответствующие лишним словам Второзакония: βος σου κα τ ποζγιν σου. Предполагается, что в масоретском тексте соответствовавшие греческим евр. слова утрачены. В 4-й заповеди, после слов: чтобы святить его, Второзаконие добавляет: как заповедал тебе Господь, Бог твой; то же добавление есть и после повеления почитать отца и мать. Очевидно, что это добавление к тексту скрижалей не относится: это слова Моисея, напоминающего народу о происхождении заповедей, а не слова Бога – Законодателя. До сих пор все обстоит благополучно. Иное дело в конце 4-й заповеди, где мотивируется празднование субботы. В Исходе (ст. 11) читаем: ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Таким образом, субботний покой обосновывается историей миротворения, вытекает из обязанности подражать Самому Богу. Во Второзаконии мотив другой: чтобы отдохнул раб твой и раба твоя.., как и ты; и помни, что (ты) был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний. Положим, что пояснительные слова 15-го стиха: помни, что (ты) был рабом принадлежат не Богу, а Моисею, передающему заповеди Израильтянам. Но почему Моисей не упоминает о мотиве, указанном в книге Исход Самим Богом? Почему, далее, кроме рабства Египетского и чудесного избавления от него, указывается в словах самого Бога лишь гигиеническое основание к соблюдению субботнего покоя? Разумеется, обе точки зрения, при объяснении заповеди о субботствовании, нимало не противоречат одна другой. Но Бог произнес с Синая и начертал на скрижалях или какое-нибудь одно из оснований, или оба вместе; если одно, то какая-нибудь рецензия не соответствует тексту скрижалей, и замена одного основания другим непонятна со стороны Моисея; если же они оба значились на скрижалях, тогда ни та, ни другая рецензия не представляет точной копии десятословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Как же распределялись десять заповедей по скрижалям? Обычное распределение (на первой – четыре первых, на второй – последние шесть) по рубрикам: любовь к Богу, любовь к ближним, как мы видели, неудовлетворительно, потому что принцип деления взят со стороны и не соответствует характеру десятословия. И по древности своей оно восходит только до Августина. По древнейшему делению, сохранившемуся в писаниях Филона и Иосифа Флавия и принятому из отцов Церкви св. Иринеем (Adv. haer. 2, 42) 208 , на каждой скрижали было по 5 заповедей. Будучи само по себе простым и естественным, оно подтверждается и текстом Второзакония, где пять последних заповедей соединяются в одно целое союзом , поставленным перед каждой заповедью (с 7-й). Пять первых заповедей различаются от остальных и в формальном отношении: каждая из них сопровождается разъяснениями и обетованиями, чего нет при последних пяти. Затем: в 24-й главе кн. Исход Бог говорит Моисею: взойди ко Мне на гору.., и дам тебе скрижали каменные, и закон («гаттора») и заповеди («гаммицва»), которые Я написал для научения их ( Исх.24:12 ). Наименование «закон, учение» – гаттора соответствует именно первым пяти подробно разъясненным и мотивированным, а гаммицва, заповедь – остальным. Каждая из пятериц, и независимо от пояснительных прибавлений, носит особенный характер. Первые пять заповедей обнимают собой круг обязанностей, обозначаемых специальным ветхозаветным термином «страх» (). Страх – сложное чувство или настроение, характеризующее отношение человека подзаконного к Богу и к родителям; – синоним благоговения, уважения, почтения – pietas. Поэтому заповедь о почтении к родителям и присоединяется к первой пятерице. Подобное находим в книге Левит ( Лев.19:2–3 ): святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господ, Бог ваш; или в 32 стихе: пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь. Столь близкое отношение почтения к родителям и благоговения к Богу позволяет применить к распределению заповедей 7-й стих 3-й главы Притчей ( Притч.3:7 ): Бойся Господа и удаляйся от зла; бойся Господа – первая пятерица; удаляйся от зла – вторая. С этим согласно изречение Иисуса сына Сирахова: боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его ( Сир.3:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Мы можем указать и ещё одно буквальное значение. Так, в ковчеге хранились скрижали Завета, чтобы не дать никому забыть о Законе, по каковой причине [в Писании] сказано: «И дам тебе две скрижали каменные, и Закон, и заповеди, которые Я написал, дабы ты обучил им» 171 детей Израиля ( Исх. 24, 12 ). Жезл Аарона был там для того, чтобы уберечь людей от неповиновения священству Аарона, по каковой причине [в Писании] сказано: «Положи опять жезл Ааронов пред ковчегом откровения на сохранение, в знамение для непокорных» детей Израиля ( Чис. 17, 10 ). Манна хранилась в ковчеге для того, чтобы напоминать им о благодеянии, которое оказал Бог детям Израиля в пустыне, по каковой причине [в Писании] сказано: «Наполните манною гомор для хранения в роды ваши, дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне» ( Исх. 16, 32 ). Светильник служил для украшения храма, поскольку великолепие дома особенно заметно при хорошем освещении. Далее, светильник имел семь ответвлений, которые, по мнению Иосифа, должны были обозначать семь планет, т. е. что им освещался весь мир. Поэтому светильник был помещен на южной стороне – ведь именно из этого квадранта планеты движутся по направлению к нам. Жертвенник для приношения курений был установлен для того, чтобы в скинии всегда благоухал фимиам, чем выказывалось почтение к скинии и, кроме того, устранялось зловоние, обусловливаемое кровопролитием при приношении жертв (ведь люди отвергают дурно пахнущее как что-то мерзкое и при этом очень ценят то, что благоухает). Стол был помещен для того, чтобы показать, что обслуживавшие храм священники питались от храма, в связи с чем [в Писании] сказано, что никто, кроме священников, не мог есть те двенадцать хлебов предложений, которые выставлялись на стол в память о двенадцати племенах ( Мф. 12, 4 ). При этом стол не был поставлен посредине, перед самой покрышкой, чтобы исключить всякую возможность для служения идолам, поскольку язычники при праздновании луны устанавливали стол прямо перед идолом луны, по каковой причине [в Писании] сказано: «Женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для «богини неба " » ( Иер. 7, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Господь сказал Моисею, что Он из книги Своей изгладит того, кто согрешил пред Ним; и, повелевая Моисею вести народ в обетованную землю, дал заметить, что с этого времени Сам Он не будет сопутствовать им Своим особенным благоволением. Народ, услыхавши эту угрозу, зарыдал; все возложили на себя печальные одежды. Покаяние Израильтян было искреннее; Моисей усугубил свои молитвы: и Бог возвратил им Свое благоволение, и повторил Свое прежнее обещание идти пред народом. Моисей простер свое молитвенное дерзновение до того, что просил у Господа показать ему славу Свою, то есть, он желал видеть присутствие Божие не в образах или символах, но в самой действительности. Господь сказал ему: «лица Моего (существа Моего) нельзя человеку видеть и остаться в живых: но Я проведу пред тобою всю благость Мою, и провозглашу пред тобою имя Иеговы. Есть у меня место: где ты станешь на скале. Когда будет проходить слава Моя, Я скрою тебя в расселине скалы, и пока не пройду, буду держать над тобою руку Мою. Потом сниму руку Свою: тогда ты увидишь Меня сзади (явственный след Божия присутствия, но лице Мое (существо Мое) не откроется тебе. (Между тем), ты вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним: Я напишу на них те же слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил. И завтра взойди ко Мне на вершину Синая». Моисей исполнил, что повелел ему Бог: вытесал скрижали, по подобию прежних, и рано поутру взошел с ними на вершину горы, совершенно один. Тогда Господь сошел в облаке, остановился близ него и провозгласил имя Иеговы. И когда Господь проходил, Моисей слышал следующие слова, возвещающие о благости Божией: «Иегова, Иегова – Бог благосердный и милостивый, долготерпеливый, богатый милостью и истиною, сохраняющий милость в тысячи родов, снимающий беззаконие, преступление и грех , но не почитающий виновного наравне с невинным, наказывающий беззаконие отцов в сынах, и в сынах сынов до третьего и четвертого рода». Моисей тотчас же пал на землю и поклонился Богу. Бог подтвердил ему завет, обещая перед всем народом сделать такие чудеса, каких не бывало на всей земле; запретил вступать в союз и в родственные связи с языческими жителями Ханаанской земли; повелел разрушить там все памятники идолопоклонства; назначил всему мужескому полу являться три раза в году перед лице Господа: в праздник Пасхи и опресноков; потом, через семь седмиц, в праздник пятьдесятницы, при начале жатвы пшеницы; наконец, в праздник собирания плодов в конце года; и определял первые плоды земли приносить к тому месту, где открыто будет общественное Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010