Слышалъ ли єси, жидовине, кольма ты много множьство съгрши къ Господу Богу, Господь же въводить на т глаголъ, ко потребити т за безакониє, ко же, рече, и онъ, божественый Давидъ, въ аі каісм глагол: «аще не бы Моиси, избранъный єго, сталъ въ скрушении предъ нимъ възвратити рость». Ты слышал, жидовин, какое великое множество раз ты согрешил перед Господом, а Господь приходил к решению истребить тебя за беззаконие, о чём говорил и божественный Давид в одиннадцатой кафизме 1039 : «[И хотел истребить их], если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в сокрушении отвратить ярость [Его]» ( Пс. 105:23 ). Рече Моиси: «азъ же обративъс, снидохъ съ горы, гора же полше огнемь, и об дъсц свидни въ руку моєю; видвъ же, ко съгр(л.149б)шили єсте предъ Господомь Богомь вашимъ и створисте соб телець съльнъ и съступисте съ пути скоро, иже заповдахе «âtäà» вамъ Господь, и ємъ об дъсц, повергохъ изъ руку своєю и скрушихъ є предъ вами, судивъ о васъ, ко не достоини єсте людиє и єстьственаго законоположень»; ко же бо невста преже чертога своєго съблудивши, како єсть вно є даті, скрижали благоговнь образъ бста. Моисей сказал: «Я повернулся и пошёл с горы, гора же пылала огнём; две скрижали завета были в руках моих; увидев, что вы согрешили против Господа Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, который заповедал вам Господь, я взял обе скрижали, бросил их из рук своих и разбил их пред вами, рассудив о вас, что этот народ не достоин и естественного законодательства» ( Втор. 9:15–17 ); скрижали благоговения были подобны выкупу, который нечего давать за невесту, согрешившую прежде [брачного] чертога. «Молихъ же с предъ Господомь второє, ко же и первоє, м дьні и м нощи, хлба не дохъ, ни воды пихъ, всхъ грхъ ради вашихъ, ко же съгршили єсте, творще зло предъ Господомь Богомь вашимъ, разгнвающе; и съ бознию бхъ гнва дл и рости, ко разгнвас Господь на вы, да потребить васъ. И послуша Господь мене въ то врем и на Арона разгнвас, глагол зло погубити и. И молихъс за Арона въ то врем. Вы бо и въ гробхъ похотни разгнвали бысте Господа Бога вашего. И єгда вы (л.149в) пусти Господь Кадисъ, глагол: изидете и приимете землю, юже азъ даю вамъ, – и не послушасте словесе Господа Бога вашего, и не вровасте єму, и бсте непокорщес предъ Господомь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

так что теперь он хотя бы и оставался, уже не имеет силы» 169 . Святилище (храм) названо земным, так как создано было по образу небесному (сн. Евр. 8:5 ; Исх. 25:40 ), и поэтому оно имело временное назначение. «Людским» именуется потому, что служило для людей местом богослужебных собраний. Стих 2. «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется святое». Скиния названа первой, так как она была первая от входа со двора и отделялась от двора завесой ( Исх. 26:36 ). «Называет», говорит блаж. Феофилакт, «эту первою, именно, в отношении к «Святому Святых», так как она была в середине. Перед ней же (во дворе скинии) находился медный жертвенник, жертвенник для всесожжений, поставленный под открытым небом Затем, если приподнимали завесу, вернее, покрывало (сн. Исх. 40:22,28 ), то она являлась серединой, в которой был светильник и трапеза, и предложение хлебов» 170 . Стих 3. «За второю же завесою была скиния, называемая «святое святых». «Святое святых» отделялось от «святого» («скинии собрания» – Исх. 40:22 ) завесой с изображениями на ней херувимов ( Исх. 26:31 ). Эта завеса была по счету вторая, так как первая была при входе во «святое». Стих 4. «Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манной, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета». Так назван ковчег потому, что в нем находились скрижали, на которых были написаны «слова завета, десятословие» ( Исх. 34:28 ). «Все эти вещи», замечает блаж. Феофилакт, «служили памятниками иудейской неблагодарности. Сосуд с манной в воспоминание того, что они, питаясь ею чудесными образом, возроптали ( Исх. 16:3 ), и чтобы потомки помнили как о Божием благоволении, так и об озлоблении их. Жезл Ааронов в воспоминание возмущения, бывшего против него ( Чис. 16 гл., 17:1–10). Скрижали завета в память того, что они сокрушили первые своим идолослужением ( Исх. 32:19 )» 171 . Стихъ 5. «А над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем (по-слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Если бы Аарон обладал такой же силой воли, как его младший брат, то, конечно, он легко мог бы убедить народ не делать этого преступного шага. Но Аарон проявил малодушие и подчинился воле идолопоклонников. Он потребовал, чтобы израильтяне принесли все свои золотые серьги. По его призыву женщины самоотверженно отдавали свои украшения и собрали так много золота, что из него можно было отлить фигуру золотого тельца. Аарон сделал из этих драгоценностей литого тельца, напоминающего евреям египетского бога Аписа, и сказал: «Завтра праздник Господу» ( Исх. 32:5 ). На следующий день статую поставили посредине стана, и люди, обрадованные возвращением божества, которому они поклонялись в Египте, восклицали: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» ( Исх. 32:4 ). Затем началось жертвоприношение в честь идола, после чего все сели за праздничный пир. Весь день раздавались звуки труб и бубнов; мужчины, женщины и дети исступленно пели и плясали вокруг тельца. Только левиты держались в стороне и с ужасом взирали на людей, которые так легкомысленно отреклись от Иеговы и вернулись к идолопоклонству. А в это время на вершине Синая Господь, вручая Моисею скрижали Завета, сказал ему: «Поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской…» ( Исх. 32:7 ). Далее Господь сообщил Моисею, что Он уничтожит этот жестоковыйный народ и от Моисея произойдет новый народ. Но Моисей умолил Господа помиловать евреев и, взяв скрижали, с Иисусом Навином поспешил в лагерь. Спускаясь с вершины Синайской горы, Моисей еще издали услышал адский шум. Когда же Моисей приблизился к стану и увидел отвратительное зрелище, он «воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою» ( Исх. 32:19 ). Золотого тельца он стер в прах и рассыпал по воде, а воду приказал пить израильтянам. Строго осудив смущенного Аарона, Моисей призвал к себе левитов и дал им приказ: «Так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» ( Исх. 32:27 ). Левиты исполнили повеление Моисея, и в тот день было убито около трех тысяч человек. Так были наказаны евреи за грех идолопоклонства. Восстановление Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

В это время Моисей возвращался с горы. Когда он увидел тельца и пляски вокруг него, то воспламенился гневом и бросил скрижали на землю, так что они разбились. Сойдя с горы, он сжег тельца в пепел, высыпал в воду и велел евреям пить ее, а главнейших виновников идолопоклонства казнил смертью . За измену завету Бог хотел истребить евреев и произвести от Моисея новый многочисленный народ. Но Моисей умолил Господа возвратить милость Своему народу. «Господи», говорил он, «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги жизни». По повелению Божию, Моисей сделал новые каменные скрижали, подобные разбитым, взошел с ними на гору и снова пробыл там сорок дней и сорок ночей. Здесь он удостоился видеть славу Божию, которая отразилась на его лице. Когда Моисей сошел с горы, сыны Израилевы увидели, что лицо его сияет, как солнце, и не могли смотреть на него, – так что Моисей должен был носить покрывало на своем лице. 31. Скиния Евреи стояли станом у горы Синая целый год. В это время Моисей, по повелению Божию, устроил скинию, или переносный храм. Скиния была устроена из дорогих тканей, привешенных к столбам. Она имела три отделения: двор, святилище и святое святых. Двор назначался для народа; посредине двора стояли жертвенник и умывальница, в которой священники умывали руки и ноги пред принесением жертвы. В святилище могли входить только священники; в нем находился стол с двенадцатью хлебами, светильник с семью лампадами и алтарь кадильный (жертвенник для курения фимиама). В святое святых мог входить только первосвященник, и то только один раз в год. Здесь находился ковчег завета. Это был ящик, сделанный из дорогого дерева и обложенный золотом. В нем хранились скрижали завета, сосуд с манной и жезл Ааронов, на крышке же ковчега были изображения двух херувимов, сделанные из золота. Когда скиния была готова, Моисей приготовил миро из елея и различных благовонных веществ и помазал скинию и все ее принадлежности. При этом слава Господня в виде облака наполнила скинию, так что Моисей не мог войти в нее, и столб, указывавший евреям путь, остановился над нею. Всякий раз, когда этот столб поднимался, евреи отправлялись дальше, и где он спускался, там евреи располагались станом.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Обратите внимание, что когда Господь захотел вступить с человеком в Завет и когда Он давал Моисею на горе Синае скрижали Завета, в это самое время народ творил великое беззаконие. И вот, когда Моисей получил скрижали Завета, писанные не кем-нибудь, а перстом Божиим, и сходил с горы, он услыхал шум и увидел слитого из золота тельца. Моисей в гневе выронил скрижали и разбил тельца. Но Господь разгневался на Израиля и открыл Моисею, что Израиль будет изглажен из книги жизни за свои беззакония. Тогда Моисей взял на себя образ покаяния за свой народ. Он начал молиться и просить, чтобы Господь простил Израиля, а если Господь не может простить народ, то изгладил бы и его, Моисея, из книги жизни. И это вхождение одного человека в завет с Богом спасло Израиля. Завет Бога простирался на весь народ, а только один Моисей, через образ покаяния, вошел в этот Завет. Он сам заключил с Богом завет. То же самое мы видим и в Новом Завете. Тот самый народ, который кричал Иисусу Христу «Осанна», потом кричал: «Распни Его». Те первосвященники, которые должны были принять Христа, шли против Него, и их предваряют мытари и блудницы. А первый заключил завет с Богом, родные, кто? – разбойник. Когда Христос проливал Свою кровь на Кресте за весь народ, в это время он один заключил завет с Богом. Он остановил другого разбойника, говоря: «Что ты делаешь? Мы принимаем должное, а вот Этот ничего не сделал» и с мольбой обратился к Господу: «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» ( Лк. 23:42 ). В этот момент и был заключен завет человека с Богом, открывающий вхождение в Завет Бога с человеком. В Ветхом Завете жертвоприношения совершали священники и приносили молитвы от лица всего народа. По внешности они состояли в завете с Богом, а в действительности не находились в нем. Примером этому могут служить Офни и Финеес. В Новом Завете Христос дает возможность всем войти в завет с Ним, но при одном условии – покаяния и постоянного пребывания в нем. Вот мы торжествуем Православие. У нас принято говорить, что есть образ мирской жизни и образ иноческой жизни – ангельский образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Ковчег Завета –прообраз Божией Матери: в Ней воплотилось Божественное Слово, Мария являлась Его Носительницей. И пусть сделают ковчег из дерева ситтим: два локтя с половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Очистилище ковчега – прообраз Божией Матери, которую Церковь именует «теплое очистилище», «очистилище миру», «всего мира очищение». Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя. Осенявшие ковчег Херувимы прообразовали «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым. Скрижали завета, которые были помещены в ковчег, явились прообразом Матери Божией, так как Она на Своем сердце, как на скрижалях, начертала заповеди, которые Господь дает человеку во спасение. И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. Находившаяся в ковчеге Золотая Стамна (сосуд), наполненная манной, как прообраз Богородицы, а манна – Христос, нетленная пища для всего человечества. И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши. Как камень горы Хорив чудесным образом источал воду в изобильном количестве, так и Богородица, по учению Церкви, есть «камень напоивший жаждущия жизни». Под этим Камнем также разумеют Христа.

http://azbyka.ru/shemy/vetkhozavetnye-pr...

После заключения Завета по велению Бога Моисей взошел на гору, где Бог дал ему каменные скрижали с заповедями. И облако славы Божией покрыло гору, а вид славы Его на вершине был подобен огню поядающему. Моисей вступил в середину облака и был на горе сорок дней, там, где был Бог. Народом остались управлять Аарон и Ор. Когда евреи увидели, что Моисей долго не спускается с горы, то собрались к Аарону и потребовали, что он сделал им бога, который шел бы перед ними, потому что Моисей пропал и неизвестно, что с ним произошло. Ор пытался удержать народ, но его убили. Тогда Аарон велел женам их вынуть свои серьги и украшения для изготовления идола, рассчитывая, что они пожалеют их. Но те с радостью отдали свои украшения, и тогда Аарон сделал им золотого тельца, и сказали они: – Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из Египта. Завтра праздник Господу. Наутро евреи принесли жертвы идолу, сели есть и пить, и стали развратничать. Бог сказал Моисею: – Спускайся вниз, ибо твой народ развратился, сделав золотого тельца. Скоро же они развратились! Этот народ жестоковыйный. Итак, оставь Меня, чтобы разгорелся Мой гнев, и Я истреблю их и произведу великий народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, чтобы Он пощадил отступников ради Своего имени и ради Завета, обещанного Аврааму, Исааку и Иакову. Тогда Господь сжалился над народом по ходатайству Моисея. Пророк стал спускаться с горы, и в руках у него были две каменные скрижали с записанными Заповедями, сотворенными руками Бога. На пути к нему присоединился Иисус Навин. Подходя к стану, они услышали крики и песни. – Это шум войны! – воскликнул воинственный Иисус. – Нет, я слышу песни и пляски, – отвечал Моисей. Они подошли к стану и увидели тельца и пляшущих евреев. Моисей воспламенился гневом и разбил скрижали, ибо народ разорвал союз с Создателем. Он сжег тельца в огне, растер его в пыль, рассыпал по воде и дал пить ее евреям. И стал Моисей в воротах стана: – Кто Господень – ко мне! Но к нему подошли только потомки Левия. Тогда Моисей велел им казнить упорных идолопоклонников, и пало от их рук три тысячи человек. На другой день Моисей взошел на гору, чтобы просить Творца за людей:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Гл. – Но посмотрим, этот ли народ наследует или тот, о котором прежде говорилось, и нам ли принадлежит Завет или им. Послушайте же, что Писание говорит о народе. И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и потом – она зачала. И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдет из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему ( Быт. 25:21–23 ). Вы должны понимать, кто – Исаак, и кто – Ревекка, и о каких народах предуказал Господь, что один народ – более, чем другой. Еще яснее говорится об этом в другом пророчестве, когда Иаков говорит сыну своему Иосифу: вот не лишил меня Господь (увидеть) лицо твое; приведи ко мне сыновей твоих, и я благословлю их ( Быт. 48:9–11 ). И подвел (Иосиф) Ефрема, желая, чтобы (и) Ефрема он благословил, и Манассию, потому что (Манассия) был старшим, а потому Иосиф подвел его к правой руке своего отца Иакова. Но Иаков в духе узрел прообраз народа будущего. И что говорит (Писание)? Иаков переложил одну через другую руки свои и возложил правую руку на голову Ефрема, второго сына и младшего, и благословил его. Тогда Иосиф сказал Иакову: переложи правую руку твою на голову Манассии, потому что он мой первородный сын. Но Иаков ответил Иосифу: знаю, дитя, знаю; но больший будет служить меньшему, хотя и этот будет благословен (стр. 12–20). Видите, кому определил (Бог) быть первым народом и наследником Его Завета. Если, наконец, (мы поймем, что) то же было уяснено и через Авраама, то гносис наш достигнет совершенства. Что же говорит (Бог) Аврааму, когда только вера его была вменена ему в праведность ( Быт. 15:6 )? Но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов ( Быт. 17:5 ) – всех верующих в необрезании ( Рим. 4:11 ). Подлинно так. Но посмотрим, дал ли Он народу Завет, который обещал дать отцам? Дал; но они, со своей стороны, не удостоились получить его по грехам своим. Пророк говорит: и постился Моисей на горе Синай, чтобы принять Завет Господень к народу, сорок дней и сорок ночей, и принял от Господа две скрижали, на которых написано было перстом Божиим ( Исх. 24:18; 31:18 ) духовно. Приняв, Моисей нес их отдать народу. Но Господь сказал Моисею: Моисей, Моисей, поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской ( Исх. 32:7 ; Втор. 9:12 ). И сошел Моисей, потому что они сделали себе слияния, и бросил из рук скрижали, и разбились скрижали Завета Господня ( Исх. 32:19 ). Итак, Моисей принял (Завет), но они не удостоились (получить его).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Обратите внимание на то, что когда Господь захотел вступить с человеком в завет и когда Он давал Моисею на горе Синай скрижали завета, в это самое время народ творил великое беззаконие. И вот когда Моисей получил скрижали завета, писанные не кем-нибудь, а Перстом Божиим, и сходил с горы, он услыхал шум и увидел слитого из золота тельца. Моисей в гневе выронил скрижали и разбил тельца. Но Господь разгневался на Израиля и открыл Моисею, что Израиль будет изглажен из книги жизни за свои беззакония. Тогда Моисей взял на себя образ покаяния за свой народ. Он начал молиться и просить, чтобы Господь простил Израиля, а если Господь не может простить народ, то изгладил бы и его, Моисея, из книги жизни. И это вхождение одного человека в завет с Богом спасло Израиля. Завет Бога простирался на весь народ, а только один Моисей чрез образ покаяния вошел в этот завет. Он сам заключил с Богом завет. То же самое мы видим и в Новом Завете, Тот самый народ, который кричал Иисусу " Осанна! " , потом кричал: " Распни, распни Его! " Те первосвященники, которые должны были принять Христа, шли против Него, и их предваряют мытари и блудницы. А первый заключил завет с Богом, помните, кто? - разбойник. Когда Христос проливал Кровь Свою на Кресте за весь народ, в это время он один заключил завет с Богом. Он остановил другого разбойника, говоря: " Что ты делаешь? Мы принимаем должное, а вот Этот ничего злого не сделал " , и с мольбой обратился к Господу: " Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твоем " . И в этот момент и был заключен завет человека с Богом, и этот человек был благоразумный разбойник. Ему открылся Новый Завет Бога с человеком. Родные мои, только через наше вхождение в завет человека с Богом открывается вхождение в завет Бога с человеком. В Ветхом Завете жертвоприношения совершали священники и приносили молитвы от лица всего народа. По внешности они состояли в завете с Богом, а в действительности не находились в нем. Примером этому могут служить Офни и Финеес. В Новом Завете Христос дает возможность всем войти в завет с Ним. Но при одном условии - покаяния и постоянного пребывания в нем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Они увидели нечто похожее на работу из сапфира, что-то лазурно-ясное, как самое чистое небо. Здесь они поклонились Законодателю своему, Творцу и Владыке небес и земли: и возвратились, не потерпевши ни малейшего вреда. Исх. 24:12–18, 31:18 . Втор. 9:9–11 Потом Господь воззвал к Моисею: «взойди ко Мне на гору, и будь там: Я дам тебе каменные скрижали (доски), на которых Я начертал для них заповеди». Моисей сказал старейшинам: «вы оставайтесь здесь, пока мы (с Иисусом) не возвратимся к вам. С вами остаются Аарон и Ор: если у кого случится какое дело, обращайтесь к ним». И, взявши Иисуса Навина, он взошел на гору, которую покрывало облако. Там Моисей пробыл сорок дней и сорок ночей. В это время он получил наставление, каким образом устроить походный храм, или скинию, в котором народ должен будет приносить жертвы и возносить молитвы к Богу. По окончании сорока дней, Господь дал ему две скрижали каменные, на которых перстом Божиим начертаны были все те десять заповедей, которые Господь изрек в слух всего народа. 5. Нарушения Завета и восстановление его Между тем народ, видя, что Моисей слишком долго не сходит с горы, собрался к Аарону и потребовал, чтобы он сделал ему бога, который бы теперь шел перед ними: «потому что», говорил народ, «с Моисеем, который вывел нас из Египта, что-нибудь случилось». Аарон не нашелся остановить это требование; он хотел было затруднить исполнение этого предприятия 43 , потребовавши, с своей стороны, чтобы Израильтяне принесли ему все золотые серьги, какие есть у жен и дочерей их. Сверх ожидания, ему принесли, чего он требовал. Тогда он вылил из этого золота изображение тельца и отделал его резцом. Изображение напомнило им о египетском божестве; полагая, что и в золотом тельце обитает Бог, они говорили: «вот бог, который вывел нас из земли египетской»! Аарон назначил на другой день праздник Господу, и поставил жертвенник перед тельцом. Наутро собрался народ, принесли жертвы; открыли пир, завели игры. В это самое время Господь вручал скрижали Моисею и сказал: «поди, сойди отсюда скорее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010