Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17–18). Такое деление закона на двое прежде всего в данных словах не содержится, ничем не может быть оправдано и является решительно ни на чем не основанным измышлением. У израильтян собственно был только один закон – это закон Божий. Он дан был Богом, но дан чрез посредника Моисея, а потому и называется и законом Бога, Который дал его, и законом Моисея, рукою которого он был преподан. В самом деле, Господь говорить: «Моисей дал вам обрезание» и «в субботу человек принимает обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев» ( Ин. 7:22–28 ). Но разве обрезание от Моисея? Ведь оно дано Аврааму и следовательно нарушался закон не Моисеев. Равным образом Моисею приписывается и то, будто бы он сказал: «почитай отца и мать», тогда как это ясно названо «заповедью Божией» ( Мк. 7:9–10 ). В других местах Св. Писания закон о жертвах и постановление о браках называется или «законом Господним» или «заповедью Божией» ( Лк. 2:22–24 ; Ездр. 9:10–14 ; Неем. 10:28–30 ). Итак, можно говорить только об одном ветхозаветном законе Божием. Что касается того обстоятельства, что каменные скрижали, на которых были начертаны десять заповедей, были положены в Ковчег Завета, а книга закона только одесную Ковчега, то едва ли оно может быть доказательством преимущества, как утверждают субботники, скрижалей пред книгами Завета. Скрижали были положены в Ковчег не ради написанных на них слов, ибо те же самые слова написаны были и в книге, а ради самих скрижалей, как и сосуд с манной и жезл Аарона расцветший «на память» и «знамение сынам израилевым» ( Исх. 16:32–34 ; Чис. 17:8–10 ; Евр. 9:4 ). Если бы на самом деле закон Бога, написанный на скрижалях, был важнее книги Завета, то, очевидно, Бог сохранил бы для нас скорее то, что важнее, т. е. скрижали каменные. Однако скрижали погибли и погибли навсегда, между тем как книги Моисеевы сохранились. То правда, что Иисус Христос по обыкновению Своему ходил в день субботний в синагогу и там читал Священное Писание и поучал народ.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

490 – «И первый завет имел, а теперь не имеет», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «и этим уже апостол выражает, что ветхий (первый) завет отменен... так что теперь он хотя бы и оставался, уже не имеет силы». 491 Святилище (храм) названо земным, так как создано было по образу небесному (ср. Евр.8:5 ; Исх.25:40 ), и поэтому оно имело временное назначение. «Людским» именуется потому, что служило для людей местом богослужебных собраний. Стих 2. «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник и трапеза и предложение хлебов и которая называется святое». Скиния названа первой, так как она была первой от входа со двора и отделялась от двора завесою ( Исх.26 36). «Называет», – говорит блаженный Феофилакт , – «эту именно первою по отношению к «Святому Святых», так как она была в средине. Пред ней же (во дворе скинии) находился медный жертвенник, жертвенник для всесожжений, поставленный под открытым небом. Затем, если приподнимали завесу, вернее, покрывало (ср. Исх.40:22–28 ), то она являлась срединой, в которой был светильник и трапеза и предложение хлебов». 492 Стих 3. «3а второю же завесою была скиния, называемая «святое Святых». – «Святое святых» отделялось от «святого» («скинии собрания» – Исх.40:22 ) завесою с изображениями на ней херувимов ( Исх.26:31 ). Эта завеса была по счету вторая, так как первая была при входе во «святое». Стих 4. «Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета» Так назван ковчег потому, что в нем находились скрижали, на которых были написаны «слова завета, десятисловие» ( Исх.34:28 ). «Все эти вещи», – замечает блаженный Феофилакт , – «служили памятниками иудейской неблагодарности. Сосуд с манною в воспоминание того, что они, питаясь ею чудесным образом, возроптали ( Исх.16:3 ), и чтобы потомки помнили, как о Божием благоволении, так и об озлоблении их. Жезл Ааронов в воспоминание возмущения, бывшего против него ( Чис.16, 17:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Восхождение и дарование закона произошло на пятидесятый день после исхода из Египта – шестого числа месяца Сиван. Установленный в честь дарования закона праздник поэтому был назван Швуот – «седмицы», так как прошла седмица седмиц. Эллинизированные иудеи называли его Πεντικοστ – «Пятидесятница», так оно вошло через Новый Завет во все новые языки. Вначале Господь объявляет всему народу Десятисловие вслух, затем записанное на скрижалях. Это те самые заповеди, от которых ни одна йота или ни одна черта не прейдет ( Мф. 5:18 ). Испугавшись грома и пламени, народ просит Моисея самому беседовать с Богом. Моисей вступает во мрак, где получает законы, необходимые для устроения жизни ветхозаветной общины спасения согласно заповедям Божиим, записанным на скрижалях. Суммируются эти законы следующим повелением Божиим: Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст ваших ( Исх. 23:13 ). Далее содержится первое перечисление самых древних праздников ветхозаветной церкви, имевших ранее сельскохозяйственное значение, но затем наполненных богословским, нравоучительным и прообразовательным смыслом. Праздник Опресноков совершался в дни жатвы ячменя, осмысленный как Пасха – исход из Египта. Праздник Жатвы, через семь седмиц после праздника опресноков, впоследствии понимался как торжество в честь дарования закона. Праздник Собирания плодов в конце года, во время которого собирали виноград, впоследствии был связан со странствием по пустыне. В эти праздники три раза в году должен являться весь мужеский пол... пред лице Владыки, Господа ( Исх. 23:17 ), что стало соблюдаться во времена второго храма. В силу данного обстоятельства эти праздники, в отличие от установленных позже, назывались регалим – « паломничества ». Далее Господь говорит о послании впереди Израиля Ангела Завета, о Котором свидетельствует: Имя Мое в Нем ( Исх. 23:21 ). Все сказанное Богом Моисею в этом его восхождении на Синай было записано боговидцем в книгу Завета (см.: Исх. 24:7 ), обычно отождествляемую с текстом Исх. 20:1 – 24:18 , претерпевшим, правда, впоследствии правку – откуда, к примеру, упоминание о море Филистимском ( Исх. 23:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Главным содержимым Ковчега были скрижали Завета ( Исх. 25, 21 ). Так же и в Небесном храме Сидящий на Престоле имел в деснице Своей книгу, запечатанную семью печатями, которые снял Агнец закланный ( Откр. 5 ). И от жертвенника Бог открывает Свою волю Ангелам на Небесах ( Откр. 9, 13; 16, 7 ), поэтому в храме на престоле лежит Святое Евангелие – новые скрижали Завета и раскрытая книга судеб Божиих. Перед ковчегом завета в скинии лежал жезл Ааронов, процветший «в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня, и они не умирали» ( Чис. 17, 10 ). У нас же на престоле лежит несравненно более великое знамение Сына Человеческого ( Мф. 24, 30 ) –– Животворящий Крест, на котором Сам Бог установил новое священство по чину Мелхиседекову, превзошедшему Аароново священство ( Евр. 7 ). За престолом находится возвышение, называемое горним местом. На нем расположен трон епископа, а рядом седалища священников. Епископское место символизирует престол Бога, а священнические седалища – троны 24 старцев Апокалипсиса ( Откр. 4, 2–4 ). Перед горним местом горит семисвечник – светильник с семью лампадами, изображающий семикратные дары Духа Святого. Апостол пишет: «От престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» ( Откр. 4, 5 ). Справа от престола (слева от входящих) стоит стол предложения (иногда он еще называется жертвенником). Он символизирует собою Вифлеемские ясли и Голгофу. На этом столе приготовляют хлеб и вино для Причастия и потребляют Святые Дары после Литургии, здесь же читают записки с именами живых и умерших христиан. Рядом находится сосуд с водой для умывания перед Причастием. Он символизирует то «море», которое было в Храме Соломона, и стеклянное море, созерцаемое в Небесах ( Откр. 4, 6 ). Левая сторона алтаря называется диаконником, там хранятся священные предметы: ризы, священные сосуды, напрестольное Евангелие, кресты и т.п. Таково устройство дома Божия, в котором Церковь воссылает молитвы Небесному Отцу, где приносятся словесные и бескровные жертвы Богу, где люди рождаются для небесной жизни. Действительно, храм настолько дорог для христиан, что «один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» ( Пс. 83, 11 ). Священнослужители

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Превосходство Ходатая Нового Завета Христа свидетельствует о превосходстве самого Нового Завета ( Евр.8:6 ). Чтобы показать это превосходство, ап. Павел приводит свидетельство самого Ветхого Завета. Господь устами пророка Иеремии объявляет Своему народу намерение утвердить с ним новый завет, написанный уже не на скрижалях каменных, безжизненных, но на скрижалях сердца. »...Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом» ( Евр.8:10 , Иер.31:31–34 ). Новый Завет открывает большую близость Бога к человеку, взывает к духу и сердцу человека. В нем главное – уже не закон, заповеди и жертвы, но милость, прощение грехов, примирение с Богом, нисхождение Бога к человеку для того, чтобы и человек взошел к Богу, опытно достигал Богопознания ( Евр.8:11–13 ). б) Прообразовательное значение ветхозаветной скинии и ее жертв (Евр.9:1–10) Для лучшего осмысления новозаветного служения и жертвы Христовой ап. Павел сопоставляет их с устройством ветхозаветной скинии и ее жертв. Все предметы, которые в ней находятся, говорят о несовершенстве служения: скрижали каменные, безжизненные и манна небесная напоминала о непокорство иудеев: когда они возроптали, Моисей разбил скрижали ( Исх.32:19 ); манну же повелел положить в златой сосуд для напоминания о пище Господней ( Исх.18:32 ); жезл Ааронов процветший был положен тогда, когда они возмутились ( Чис.17:8 ); и само отделение «святого» от «святая святых», куда входил один первосвященник и то однажды в год, указывало на невозможность приблизиться к Богу. Закрытая «святая святых» означала, что небо еще закрыто, т. е. совершенное недоступно для народа. Таким устройством скинии «Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния» ( Евр.9:8 ) (этот стих ( Евр.9:8 ) подтверждает предположение, что ко времени написания Послания Иерусалимский храм еще не был разрушен. И пока он стоял, он напоминал, что небо было закрыто для человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

– Кто остался верным Господу, – иди ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. Моисей повелел каждому из них пройти с мечом по стану и обратно, и убивать всякого, кто встретится. И пали до трех тысяч человек из числа виновных ( Исх.32:1–29 ; Втор.9:12–17, 21 ). На другой день Моисей опять взошел на гору, повергся пред Богом и, постясь сорок дней и ночей, умолял за грех народа, говоря: – Если Ты не простишь греха их, то изгладь и меня из Твоей книги, в которую вписаны у тебя предназначенные для вечного блаженства. Господь отвечал, что изгладит из книги Своей согрешивших пред Ним, и, повелевая Моисею вести народ в обетованную землю, дал знать, что не будет уже сопутствовать ему особенным благоволением. Народ, услышав сию угрозу, зарыдал, и все возложили на себя покаянные одежды. Моисей усугубил молитвы, и Бог возвратил израильтянам Свое благоволение. После сего Моисей был удостоен на Синае видеть славу Господню. – Лица Моего, – сказал ему Господь, – нельзя тебе видеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Но Я проведу пред тобою всю славу Мою и возглашу имя: Иегова… Когда же будет проходит слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а Лицо Мое не будет видимо тебе. При сем Моисей получил повеление написать слова завета в книгу и принял опять скрижали, на которых Бог снова начертал те же десять заповедей, которые были записаны на прежних. Созерцание славы Божией оставило след на лице Моисея. Когда он сошел с горы, Аарон и все израильтяне боялись подойти к нему, видя, как сияет лицо его. Моисей подозвал их и сообщил им всё, что заповедал ему Бог. После сего он положил себе на лице покрывало, которое снимал только тогда, когда предстоял пред Богом ( ; Втор.9:18–19, 10:1–4 ; 2Кор.3:13 ). Моисей объявил сынам Израилевым волю Божию о скинии и приступил к ее сооружению, поручив его указанным Богом художникам, по образцу, виденному им на Синае, во время сорокадневного на нем пребывания. Израильтяне же приносили щедрые пожертвования золотом, серебром, медью, шерстью, виссоном, кожами, деревьями, ароматами, драгоценными камнями и всем, кто чем мог. Когда скиния была готова и освящена со всеми принадлежностями елеем помазания, облако покрыло ее и наполнило всю скинию, так что сам Моисей не мог войти в нее. И поставил Моисей внутри скинии кивот завета, окованный золотом 5572 , в который вложил золотую стамну с манной 5573 , жезл Ааронов процветший 5574 и скрижали завета, а над кивотом поставил изображение двух золотых херувимов 5575 и устроил всё необходимое для жертвоприношений и всесожжений. Потом Моисей установил для израильтян праздники и новомесячия 5576 и поставил им священников и левитов, избрав для служения Богу, по Его повелению, всё колено Левиино и отдав его в распоряжение Аарона и сыновей его 5577 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А потом будет Сионская горница. И истинный Агнец, Сын Человеческий, грядущий на Голгофу, укажет на чашу благодарения Небесному Отцу и скажет Своим ученикам: пейте из неё все; ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф., 26:27–28). Слова Христа являются явным повторением слов Моисея, Мессия повторяет на Сионе сказанное Моисеем у Синая. Добавлено одно слово – завет назван новым. Новый, ибо животные тельцы уступили место Божественному. Истинная кровь завета с Новым Израилем, церковью Христа. О тайне завета крови рассуждал и прп. Ефрем Сирин : «И когда Моисей прочте книгу завета пред ними и рекоша: вся, елика глагола Господь, сотворим; тогда окропи люди кровию и рече: се кровь завета, в который вы вступили, глаголюще: вся, яже глагола Господь, послушаем и сотворим. Сею кровию завета предызображена тайна евангелия, которое смертию Христовою даруется всем народам» Толк, на кн. Исх. 24 ]. После заключения завета крови Ягве с народом Моисей призывается на вершину горы Синай, чтобы там получить скрижали завета. При этом дважды является Бог или, точнее, слава Его. Двумя всполохами любовь Божия осияла уневещенных Ему, ведь Ягве теперь – Супруг, а Израиль – невеста, жена, избранная из народов. И проходил Я (Ягве) мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твоё, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе, и вступил в союз с тобою, говорит Ягве Бог; и ты стала Моею ( Иез. 16:8 ). Моисей призывается на гору один. С Моисеем Иисус Навин (24:13). Кроме того подняться должны Аарон и его сыновья Надав и Авиуд, а также и все семьдесят из старейшин (24, 1.9.14). Народ остается за чертой внизу у горы. Аарон, Ор, Надав и Авиуд, а также семьдесят из старейшин подымаются с Моисеем на некоторую высоту горы, а потом оставляются. Моисей восходит к вершине один с верным ему Иисусом Навином. Но потом оставится и он. В облако славы Ягве на вершину горы войдет Моисей один. Эту многоступенчатость восхождения на святую гору святые отцы осмысливали как различную меру восприятия Божественной славы, зависящую от духовного и нравственного состояния человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» (2 Мак. 2:4-7).    Так, по особому Промыслу Божию, во втором храме, построенном за 515 лет до Рождества Христова, величайшей святыни ветхозаветной религии – Ковчега Завета уже не было. На его место был положен камень от первого храма, на который первосвященник в день очищения ставил кадильницу с фимиамом.    Сюда-то, объятый духом Божиим, первосвященник Захария ввел Богоотроковицу Марию, именуемую Церковью одушевленным Божиим Кивотом, в котором хранились не каменные скрижали Завета, но имел почить Сам Начальник и Совершитель веры и Архиерей Нового Завета Господь Иисус Христос. Введением в ветхозаветный храм Храма сущего и во Святое святых одушевленного Божиего Кивота заканчивался Ветхий Завет с его богослужением и жертвами, и свидетельствовалось о приближении Завета Нового и о пришествии священника по чину Мелхиседека, Архиерея будущих благ, Иисуса Христа.    Теме завершения Ветхого Завета и прекращения ветхозаветного богослужения и жертв уделено значительное место в службе празднику Введение во храм. Прежде всего она раскрывается в ветхозаветных и апостольских чтениях, положенных по Уставу на этот день. В первой паримии празднику повествуется об устройстве Моисеем скинии и Ковчега Завета и их освящении. Вторая посвящена освящению Соломонова храма и внесению в его Святое святых Ковчега Завета. Центральное место по своему значению в обеих паримиях занимает образ Ковчега Завета и изображение его внесения во Святая святых. Эти ветхозаветные чтения соответствуют смыслу и значению праздника, так как мы видим в них прообраз великого события, которое празднуется в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Но наибольшее значение имеет третья паримия – пророчество пророка Иезекииля о новом храме, содержащее прямое указание на рождение Спасителя от Девы. Мысль о том, что всё ветхозаветное богослужение было только сенью и образом будущих благ, с еще большей полнотой раскрывается в Апостоле, читаемом на литургии (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ДЕСЯТОСЛОВИЕ Перенаправлено со статьи " ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ " Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Десятословие (калька с греч.: δκα λγοι) или Десять заповедей Закона Божия - десять основных нравственно-юридических повелений Бога Своему народу. Азы установленной Богом духовной и общественной жизни, которые легли в основу Моисеева Закона и сохраняют силу в Христианской Церкви . На пятидесятый день от Пасхи Господь Бог говорил заповеди " всему собранию " израильтян, на горе Синай , " из среды огня, облака и мрака [и бури] громогласно " ( Втор. 5, 22 ). Хотя весь народ был свидетелем явления Божия, Господь призвал к себе на гору пророка Моисея , чтобы тот пересказал народу слова Господни. Сам Господь также начертал " Десять слов " на двух каменных Скрижалях Завета и передал их Моисею. После того, как Моисей, в гневе на неверность народа, разбил эти скрижали, Бог снова призвал его и повторно надписал новые скрижали. Дарование и принятие Десяти заповедей - ключевое событие в поставлении завета , по которому человечество было призвано жить вплоть до пришествия Иисуса Христа . В память Синайского законодательства Моисей установил праздник Пятидесятницы . Обстоятельства при которых Бог преподал людям Десять заповедей и другие законы подробно описаны в книгах Исход и Второзаконие . Перечень Десяти заповедей приводится в Священном Писании дважды, с малыми отличиями - в Исх. 20, 2 -17 и Втор. 5, 7 -21. Ниже заповеди приводятся согласно первому списку. По своему содержанию, заповеди обнимают собой всю жизнь человека, в его отношении к Богу (первые четыре заповеди) и к ближнему (остальные шесть). Некоторые толкователи именно в этой двойственности видят причину написания заповедей на двух скрижалях. Господь Иисус Христос также разъяснил содержание Десяти заповедей сведя их к двум величайшим: о любви к Богу и о любви к ближнему. По слову Его: " возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. " ( Мф. 22, 37 -39)

http://drevo-info.ru/articles/19131.html

14 Но Богу благодарение, Который всегда победоносно ведет нас во Христе и благоухание познания о Нем распространяет через нас во всяком месте; 15 потому что мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16 для одних – запах от смерти и к смерти, для других – запах от жизни и к жизни. И кто на это способен? 17 Ибо мы не размениваем по-торгашески, как многие, слова Божия, но ведь от чистого побуждения, но ведь от Бога, пред Богом, во Христе мы говорим. Глава 3 1 Не начинаем ли мы снова заверять о самих себе? Или нуждаемся ли мы, как некоторые, в верительных письмах к вам или от вас? 2 Письмо наше – это вы, письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми людьми, – 3 вы показываете собой, что вы – письмо Христово, чрез наше служение написанное не чернилами, но Духом Бога Живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях, в сердцах. 4 Такую уверенность мы имеем чрез Христа пред Богом. 5 Не то, чтобы мы сами по себе были способны что-либо помыслить, будто от себя, но способность наша от Бога, 6 Который сделал нас способными быть служителями Нового Завета, не буквы, но Духа; ибо буква убивает, а Дух животворит. 7 Если же служение смерти, буквами отпечатленное на камнях, проявилось во славе, так что не могли сыны Израилевы взирать на лицо Моисея по причине славы лица его, славы преходящей, – 8 тем в большей славе будет служение Духа. 9 Ибо если служение осуждения – слава, тем более изобилует славою служение оправдания. 10 Ибо таким образом прославленное не имеет уже славы ради превосходящей славы. 11 Ибо если преходящее имело славу, тем более пребывает во славе пребывающее. 12 Итак, имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, 13 а не как Моисей, который полагал покрывало на лицо свое, чтобы не взирали сыны Израилевы на завершение преходящего. 14 Но окостенели их мысли. Ибо до сегодняшнего дня то же самое покрывало остается при чтении Ветхого Завета неснятым, потому что оно упраздняется во Христе. 15 Но до сего дня всякий раз, как читается Моисей, покрывало лежит на их сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010